В установлении новых налогов нужна очень большая осторожность

Опубликовано: 30.04.2024

Бухгалтер может не только учитывать факты хозяйственной жизни компании, но и помогать директору планировать работу. Кому как не бухгалтеру знать, с какими налоговыми рисками может столкнуться бизнес и где подстелить соломки? В помощь вам — мнение экономистов и налоговых юристов о том, как налоговое администрирование может измениться в ближайшие годы.

Эксперты:

Виктор Иваницкий, партнёр ООО «Аудиторская группа «Капитал», кандидат экономических наук, магистр права, аттестованный аудитор

Максим Марамыгин, доктор экономических наук, профессор, директор Института финансов и права УрГЭУ

Дмитрий Желнин, управляющий партнёр Mitsan Consulting

Михаил Кобрин, экономист, эксперт в области экономической безопасности

Марина Удалова, юрист налоговой практики юридической фирмы «Клифф»

Налоговые ставки

Главный тренд — «обеление» экономики

Эксперты в один голос утверждают, что ставки налогов в ближайшее время, скорее всего, не вырастут. Как отмечает Михаил Кобрин, у государства несколько путей пополнения бюджета. Можно повышать существующие налоги и вводить новые, а можно выводить на свет теневые доходы. «Последние нововведения — ввод онлайн-касс, маркировки, расчёт части налогов на стороне ФНС — говорят о том, что государство выбрало второй вариант», — заключил эксперт.

Рост налоговых поступлений подкрепляет эту гипотезу. По данным ФНС, за 9 месяцев 2019 года в среднем по России за выездную проверку инспекторы доначисляют 36 млн рублей — против 22 млн за аналогичный период 2018 года. Параллельно, как отмечается в Проекте итогового доклада ФНС за 2019 год, растут поступления по результатам аналитической работы, без выездных проверок: в 2019 году бюджет получил таким образом в 1,7 раза больше, чем в 2018 году.


Соотносится это и со стратегией развития ФНС, где говорится про «совершенствование аналитических инструментов налогового контроля», что позволит налоговым органам выявлять «сокрытую налоговую базу». Объявленный Даниилом Егоровым, новым главой ФНС, тренд на «обеление экономики» — вода на ту же мельницу.

По отдельным налогам, впрочем, все не так однозначно.

НДС: ставка не вырастет, но льготы могут отменить

Ставка НДС увеличилась до 20 % в прошлом году и в ближайшее время вряд ли вырастет ещё. Как отмечает Марина Удалова, такая мера обеспечила значительное пополнение бюджета и помогла достичь поставленных целей, в том числе финансирования нацпроектов.

Дополнительно налог вряд ли поднимут, а вот отмена льгот вероятна: «В рамках реформации ЕСН уже лишены льгот по НДС сельхозпроизводители, а в ближайшее время мы будем наблюдать “сворачивание” ЕНВД», — заключил эксперт.

В дальнейшем нельзя исключать, что НДС частично заменят другим налогом, который будет проще администрировать, считает Михаил Кобрин. Сторонники этого сценария предлагают вернуть налог с продаж, который действовал в России в 1991 и 2002–2004 годах.

НДФЛ: прогрессивную шкалу пока не введут

Об этом говорит Минфин в письме от 30.12.2019 № 03-04-05/103357. В 1992–2000 годах прогрессивная шкала применялась и показала свою неэффективность: компании и работники стремились скрыть свои реальные доходы, чтобы снизить налоговую нагрузку, и администрировать такую систему было крайне сложно. Единая ставка налога учитывает интересы и бюджета, и бизнеса, и в 2021–2022 годах этот подход сохранится (см. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»).

«Для повышения налогового давления на население уже использован налог на имущество физлиц, ужесточается контроль за денежными переводами населения. Пока государство будет использовать этот ресурс для пополнения бюджета», — заключает Максим Марамыгин, доктор экономических наук, профессор, директор Института финансов и права УрГЭУ.

Земельный налог: пока ставка не увеличится

Как полагает Дмитрий Желнин, тому есть две причины. Во-первых, пока власти заняты не изменением ставок, а инвентаризацией всего недвижимого имущества страны. Это должно увеличить налогооблагаемую базу за счёт неучтённых пока зданий, сооружений и земельных участков. Во-вторых, пока не завершён переход с уплаты имущественных налогов по балансовой стоимости на уплату по кадастровой стоимости, ставки, скорее всего, не повысят, — объяснил эксперт.

Страховые взносы могут снизить

В правительстве обсуждают возможность снизить страховые взносы с 30 до 23–25 %. Об этом писали «Ведомости» в публикации от 10 февраля 2020 года. Но, как считает Виктор Иваницкий, радоваться преждевременно.

«Это очень маленькое снижение. Давайте посчитаем (дальше цифры с учётом округления). Чтобы выдать 100 рублей зарплаты, надо начислить 115 рублей (с учётом того, что придётся удержать НДФЛ 13 %). Если ставка страховых взносов 30 %, затраты на начисление зарплаты и уплату страховых взносов составят 149 рублей. Так как перед тем, как понести эти расходы, придется заплатить НДС 20 %, то для выдачи на руки 100 рублей нужна добавленная стоимость 179 рублей. Если все те же расчёты провести со ставкой страховых взносов 23 %, мы получим цифру 170 рублей. Итого затраты бизнеса на выплату на руки 100 рублей зарплаты сократятся на 5,4 %. Это слишком мало для вывода неофициальных доходов из тени. А если вспомнить, что до 2011 года ставка страховых взносов для “спецрежимников” была 14 %, то поводов для радости не остаётся вовсе», — заключил Виктор Иваницкий.


Направления налогового администрирования

Итак, эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы ФНС займётся не повышением налогов, а на взысканием существующих. Каким образом это будет сделано и кто рискует в первую очередь?

Виктор Иваницкий проанализировал арбитражную практику и определил, что становилось поводом для судебных разбирательств в последнее время. Не исключено, что в 2020–2022 годах эти векторы сохранятся.

До августа 2017 года ФНС делала упор на «проблемных контрагентов». В августе 2017 года выходит письмо ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ с обзором арбитражной практики по дроблению бизнеса. Понятно, что такого рода споры были и раньше, а общие подходы к их разрешению были сформулированы еще в Постановлении Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53.

Трендом 2018–2019 гг. стали споры по налогу на имущество. Значимый судебный акт — Определение ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241.

Пристальное внимание налоговая уделяет и взаимодействию с иностранными компаниями (концепция «фактического права на доход», ненужные посредники, контроль за ценой сделок для целей налогообложения).

Наконец, самый большой блок арбитражных дел касается взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками. Бизнесу приходится доказывать три обстоятельства:

  1. «Физическую» реальность сделки — факт того, что товары поставлены, работы выполнены, а услуги оказаны (п. 1. ст. 54.1 НК РФ);
  2. «Исполнительскую» реальность сделки — факт того, что товары поставлены, работы выполнены, услуги оказаны именно контрагентом, который назван в первичных документах (пп.2. п. 2. ст. 54.1 НК РФ);
  3. Должную осмотрительность при выборе контрагента (п. 10 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53, который коррелирует с пп. 2. п. 2. ст. 54.1 НК РФ).

По второму пункту — «исполнительской» реальности сделки — судебная практика неоднозначна. Формально, если доказана «физическая» реальность сделки, но не доказано, что она была исполнена именно стороной сделки, в вычетах по НДС и возможности признать расходы по налогу на прибыль могут отказать (письмо Минфина РФ от 13.12.2019 № 01-03-11/97904, письма ФНС от 11.10. 2019 № ЕД-4-1/20922@, от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@, от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@).

Но иногда в такой ситуации суды позволяют учесть расходы по налогу на прибыль расчётным путём (Решение АС КО от 25.09.2019 по делу № А27-17275/2019, от 21.10.2019 по делу № А27-18448/2019, Постановление АС УО от 23.01.2020 по делу № А50-17644/2019).


Что ещё возьмут под контроль

Всё больше процессов оказывается в фокусе внимания госорганов. Маркировка позволяет прослеживать весь путь товара от производителя до потребителя, благодаря онлайн-кассам как на ладони все продажи. Продукцию животного происхождения контролируют через «Меркурий» и — в порядке эксперимента — через тот же Честный ЗНАК. Мы спросили экспертов, что ещё может оказаться под контролем.

Звонки и переписка

Не исключено, что скоро ФНС сможет запрашивать у сотовых операторов детализацию по счетам абонентов. Показательное разбирательство идёт сейчас, в начале 2020 года.

Напомним: Межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 7 потребовала, чтобы операторы сообщили налоговым органам информацию о звонках их абонентов. Операторы — а дело коснулось «большой тройки»: «Вымпелкома», МТС и «МегаФона» — отказались предоставить данные. Налоговая выставила штраф. Операторы не согласились с таким решением и пошли в суд. В суде первой инстанции они проиграли (ПАО МТС — дело А40-272873/19-75-4881, ПАО «Вымпелком — Коммуникации» — дело № А40-272737/2019, ПАО «Мегафон» — дело А40-272978/19).

Как напоминает Виктор Иваницкий, по Конституции каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (в ч. 2. ст. 23 Конституции РФ). Ограничивать это право можно только по решению суда. При этом тайной телефонных переговоров считаются любые сведения, которые передаются и хранятся с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих звонках (Определения Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 № 345-О и от 21.10.2008 № 528-О-О).

Скорее всего, полагает эксперт, сотовые операторы будут обжаловать решения суда первой инстанции. Войдёт ли истребование таких данных в практику, покажет время. Если это случится, ФНС сможет использовать эти данные, чтобы доказывать связь компании с проблемными контрагентами и подконтрольность лиц, которые формально не взаимозависимы, отмечает Виктор Иваницкий. Также эта информация поможет налоговым органам доказать, что физлицо занимается предпринимательской деятельностью и не платит налоги или что компания умышленно уходит от уплаты налогов, заключая сделки, не имеющие экономического смысла, добавляет Максим Марамыгин. Наконец, эти данные могут послужить доказательством сокрытия трудовых отношений, считает Михаил Кобрин.

Земельные участки

Дмитрий Желнин напомнил, что с 2020 года Росреестр обязан информировать ФНС о нарушениях в использовании земельных участков. Это напрямую связано с налогообложением.

Например, земли сельхозназначения облагаются налогом по ставке не более 0,3 % от стоимости. Если земельный надзор Росреестра выявит, что участок не используется или используется не по назначению, он сообщит об этом в налоговую, а она начислит налог по максимальной ставке — 1,5 %.

Такая же ситуация и с участками для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). По НК РФ, они облагаются по льготной ставке. И если собственник участка ИЖС использует его в коммерческих целях, то есть построил на нём магазин, СТО или шиномонтаж, ФНС может пересчитать налог по максимальной ставке.

Не исключено, что в будущем ФНС и Росреестр объединятся, полагает Дмитрий Желнин. В пользу такого сценария, по мнению эксперта, говорят два факта. Во-первых, система кадастрового учёта и система работы фискальных органов строились при непосредственном участии нынешнего премьер-министра России Михаила Мишустина. Во-вторых, Росреестр выведен из-под ведения Министерства экономического развития и подчинен напрямую Правительству.

В этом случае, объясняет Дмитрий Желнин, налоговые органы смогут не только начислять земельный и имущественный налог, но и регистрировать права на недвижимое имущество. А это упростит инвентаризацию объектов недвижимости и сделает прозрачнее администрирование налогов.

Что ждёт «физиков»: НПД и контроль доходов

У физлиц будет все меньше возможностей зарабатывать, не платя налоги. С одной стороны, расширяется эксперимент с самозанятыми. С другой стороны, ФНС всё жестче контролирует тех, кто получает регулярный доход, но не регистрируется как ИП или плательщик налога на профессиональный доход.

Виктор Иваницкий отмечает, что тренд на переквалификацию доходов физлиц в доходы от предпринимательской деятельности обозначился ещё в конце 2017 года. (обобщение судебной практики см. в письме ФНС от 07.05.2019 № СА-4-7/8614).

Но теперь подходы ФНС могут измениться: Даниил Егоров, новый глава ФНС, считает одной из своих задач на ближайшее время создание реестра домохозяйств (см. «Ведомости» от 19 января 2020 года). Означает ли это, что ФНС станет отслеживать источники доходов семей и как именно, покажет время.

Контролировать доходы граждан налоговые органы теоретически могут через банки. Уже сейчас банки отслеживают операции физлиц, но в категорию сомнительных попадают только крупные и регулярные переводы (ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Также банк может заблокировать счёт или расторгнуть договор, если посчитает, что человек использует личный счёт в бизнес-целях: это считается нарушением режима счёта (п. 2.2 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 № 153-И). Однако пока это чревато только сложностями с банком, а не с ФНС. Как ситуация будет развиваться дальше?

Обрабатывать подобные сигналы от банков вручную налоговые органы вряд ли будут, полагает Михаил Кобрин. Вероятнее, что появится автоматизированная система, которая позволит банкам и ФНС отслеживать операции, выдающие в обычном физлице предпринимателя — по аналогии с алгоритмами, которые сейчас используют банки для выполнения требований 115-ФЗ.

Вероятным такой сценарий считает и Максим Марамыгин. «Контроль за денежными переводами физлиц будет ужесточаться, так как именно в этом власть видит способ пополнения госбюджета. Население — единственный реальный источник роста налоговых сборов», — отметил эксперт.

В то же время ФНС даёт возможность легализоваться тем, кто получает регулярный доход не в найме, но не хочет регистрировать ИП из-за высоких налогов и отчётности. Это самозанятость, или налог на профессиональный доход.

Эксперимент запустили в 2019 году в 4 регионах России, с 1 января к ним присоединились ещё 19 регионов. А с 1 июля 2020 года эксперимент могут распространить на всю территорию страны: об этом говорится на сайте Минфина и в проекте итогового доклада ФНС за 2019 год.

Максим Марамыгин считает, что постепенно для тех, кто ведёт бизнес без привлечения наёмных работников, преимущества НПД станут очевидны, и они начнут выходить из тени. Пока по сравнению с другими налоговыми режимами самозанятость выгодно выделяется.

студентка группы ГМФ 3-1

Налоги – это одна из самых неотъемлемых частей нашей жизни. Чем больше мы платим налоги, тем лучше и сильнее наше государство. Налоги применялись еще на заре человеческой цивилизации. Их появление было связано с первыми общественными потребностями.

Однако н алоги являлись головной болью для граждан любого государства на протяжении многих веков, и среди них есть такие, которые являются откровенно необдуманными и абсурдными.

Например, недавно введенный в Вашингтоне налог, вызвал недовольство среди ассоциаций йоги и людей, занимающихся ею. Эта ситуация в очередной раз заставила обратить внимание на непопулярные и редкие налоги. С первого октября налог на продажи в 5,75% был введен в Вашингтоне на спортивные залы, фитнес-центры и другие помещения для занятий спортом, включая йогу. Но те, кто занимается йогой, недовольны этим, так как не считают своё увлечение спортом.

«В законодательстве на данный момент спортивно-оздоровительные клубы определяются как «объекты, в которых занимаются спортом», – говорит Ричард Карпел, президент ассоциации Yoga Alliance. – Цель йоги – это не спортивные упражнения».

По словам Карпела, так называемый налог на йогу отразится на людях, практикующих йогу в Вашингтоне, так как им придется платить за занятия теперь на 5,75% больше. «Введение налога на спортивно-оздоровительные клубы – это плохая идея, потому что это препятствует здоровому образу жизни», – объясняет он.

В установлении новых налогов нужна очень большая осторожность

. непопулярные и редкие налоги. С первого октября налог на продажи в 5,75% был введен в Вашингтоне на спортивные залы, фитнес-центры и другие помещения для занятий спортом, включая йогу. Но те, кто . присесть, я обложу налогом стул. Если тебе станет очень холодно, я обложу налогом тепло. Если ты захочешь прогуляться пешком, я обложу налогом твои ноги», – поется в припеве песни. На .

Несмотря на аргументы, которые приводят люди, занимающиеся йогой, Кайл Померлау, экономист Налогового фонда, считает законодательство, касающееся фитнес-центров и спортзалов, хорошей идеей: «Налоги должны быть настолько всеобъемлющими, насколько это возможно. Налоги с продаж или налоги на добавленную стоимость должны взиматься со всех товаров и услуг. Это касается и йоги, и других занятий в спортзалах».

«Налог на йогу» является лишь одной из спорных налоговых тем, которые людям кажутся абсурдными и непопулярными. В 1966 году, согласно данным BBC, «Битлз» выпустили песню Taxman в знак протеста против сверхвысокого подоходного (95%) налога, который была вынуждена платить группа. «Если ты едешь на машине, я обложу налогом улицу. Если захочешь присесть, я обложу налогом стул. Если тебе станет очень холодно, я обложу налогом тепло. Если ты захочешь прогуляться пешком, я обложу налогом твои ноги», – поется в припеве песни.

На протяжении всей истории было много красочных примеров странных налогов. Одним из них стал налог на бороды, введенный царем Петром I. Чтобы носить бороды, мужчины всех возрастов должны были иметь специальный жетон с указанием, что они заплатили взнос за ношение бороды. Так Петр I пытался приобщить людей к парикмахерской культуре.

Также весьма странным налог является налог на подтверждение имени ребенка в Швеции. Он заключается в том, что прежде чем имя ребенка вписывается в паспорт, его должны одобрить соответствующие органы. Если родители не оплатят услугу, им грозит штраф до 770 долларов. Закон был принят, чтобы простые люди не использовали королевские имена и фамилии. В наши дни он защищает детей от оскорбительных имен.

В попытке защитить Чесапикскую бухту (штат Мэриленд, США) с 2005 года облагает налогом своих граждан, которые выливают отходы. Владельцы канализации платят от 2,5 до 30 долларов в год.

Многие из странных налогов не имеют никакого логического объяснения, кроме как нажиться за счет других. Хотя есть и такие среди них, цели которых весьма понятны. В некоторых случаях налоги являются частью тактики, которая должна препятствовать любым действиям людей, которые вредят окружающей среде и населению. Например, налог на углекислый газ, введенный в нескольких странах, или налог на напитки, содержащие сахар в Мексике, нацеленный на борьбу с ожирением, которые также подвергались критике со стороны потребителей и компаний, производящих напитки.

Канадский эксперт в области налогообложения Дэвид М. Шерман объяснил, что если люди не согласны с налогом, это может стать политической проблемой. «Правительства, вводящие такие налоги, могут потерять большое количество избирателей на следующих выборах, – рассказывает Шерман. – Но это и называется демократией».

Смерть и налоги неизбежны . Неизбежны только смерть и налоги

. Ссылка на цитату 5 минут на осмысление В этом мире неизбежны только смерть и налоги. Бенджамин Франклин 491 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить . то, откуда мы родом, какой вуз заканчивали, от какой партии избирались. Неизбежны только смерть и налоги. (Б.Франклин)Государство без налогов прожить не может. Мы все их платим. Если даже они нас .

Налоги непопулярны сами по себе, но что происходит, если правительство вводит налог, с которым несогласно большинство? В таких случаях правительства, которые проводят налоговые реформы, могут натолкнуться на сопротивление масс. Даже правильная налоговая политика может оказаться непопулярной. К примеру, снижение налоговых ставок на инвестиционную прибыль (корпоративные доходы, доход от капиталовложений, дивиденды) – это правильная политика, потому что она привлекает инвестиции, что способствует экономическому росту и увеличению ставок заработных плат. Но общественности может показаться, что власть идет на поводу у богатых слоев населения, и негативно отреагировать. Таким образом, негативное мнение общества может повлиять на реформу налогообложения.

Налоги и налоговая система Российской Федерации// Учебник/коллектив авторов; под науч. ред. Л.И. Гончаренко.-М.: КНОРУС,2014 Открытый бюджет России // http://budget4me.ru Metro International // http://www.metronews.ru/

Примеры похожих учебных работ

Самые необычные налоги

. признается в нарушении законов только для того, чтобы оплатить причитающиеся налоги. Налог на свободу. В мире рабовладения такой налог был естественным. Возник он в Древнем Риме. Там вольный .

Смерть и налоги неизбежны . Неизбежны только смерть и налоги

. Ссылка на цитату 5 минут на осмысление В этом мире неизбежны только смерть и налоги. Бенджамин Франклин 491 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить .

Является очень актуальной, так как идёт множество споров и разногласий о введении .

. значительное число лиц богатых. Россия стала второй в мире страной, после Великобритании, которая еще в царствование Александра Первого ввела налог на роскошь. Так же, как и в Англии, поводом стала необходимость .

Косвенные налоги как элемент налоговой системы

. достижения поставленной цели в дипломной работе следует решить следующие задачи: изучение исторического аспекта образование косвенных налогов в России; определение понятия и видов косвенных налогов; охарактеризовать косвенные налоги как элемент цены; .

Подоходный налог с физ. лиц. Декларирование доходов

. может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений. . большинства граждан. Доля подоходного налога в денежных доходах населения колебалась в пределах 6-6,8%. Центр тяжести .

Похожие работы

  • Эссе В установлении новых налогов нужна очень большая осторожность
  • реферат Финансово-кредитная реформа Е.Ф.Канкрина
  • Бакалаврская работа Политика протекционизма и развитие российской экономики Чуркин А. Н
  • дипломная Финансовая система России: история и современность
  • дипломная Проблемы и перспективы экономики Казахстана в современный период
  • реферат Тест: Ответы на тест по истории государственного управления в России
  • курсовая Классическая политическая экономия и её значение для экономической мысли
  • курсовая Цели и инструменты денежно-кредитной политики в развитых странах
  • дипломная Северный Кавказ в сфере геополитических интересов стран Запада, Среднего и Ближнего Востока
  • курсовая Денежно-кредитная политика в условиях финансового кризиса
  • дипломная Роль государства в регулировании экономики
  • дипломная Бухгалтерский учет в России и США
  • курсовая Перспективы конвертируемости рубля
  • Биржевое дело
  • Банковская деятельность
  • Бухгалтерский учет
  • История экономики
  • Макроэкономика
  • Международные экономические отношения
  • Менеджмент
  • Рынок труда
  • Региональная экономика
  • Политэкономия
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Ценообразование
  • Экономика природопользования
  • Экономический анализ
  • Финансовое планирование и прогнозирование
  • Бюджетная система
  • Антикризисное управление
  • Аудит
  • Валютная система
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Деньги и кредит
  • Инвестиционная деятельность
  • Коммерческая деятельность
  • Маркетинг
  • Макроэкономика
  • Налоги и налогообложение
  • Основы экономики
  • Платежные системы
  • Эконометрика
  • Экономика предприятия
  • Финансы и кредит
  • Аттестационная работа
  • Бакалаврская работа
  • Дипломная работа
  • Дневник по практике
  • Домашняя работа
  • Контрольная работа
  • Курсова робота
  • Курсовая работа
  • Курсовой проект
  • Магистерская работа
  • Маркетинговое исследование
  • Научный труд
  • Отчет по практике
  • Практическая работа
  • Проверочная работа
  • Реферат
  • Речь к диплому
  • Семестровая работа
  • Творческая работа
  • Характеристика по практике
  • Часть диплома
  • Эссе
  • Политика конфиденциальности
  • Форма для контактов
  • О проекте

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.


Что будет, если государство продолжит повышать налоги в ущерб экономике и почему понижение налогов может не сработать? Разбираемся с помощью кривой Лаффера.

Сколько налогов собирается в России?

В последние годы налоговая нагрузка на нашу экономику растёт. Доходы консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов в 2018 году составили 37,3 трлн рублей при ВВП в 103,6 трлн рублей. Таким образом налоговая нагрузка на ВВП составила 36%, что соответствует многим европейским странам.

Но до какого предела вообще можно повышать налоги, и что будет после того, как этот самый предел будет достигнут? Аналогичным вопросом задался американский экономист Артур Лаффер в 1979 году.

Его концепция предполагает зависимость между размером налоговых ставок и доходами, которые поступают в бюджет.

Кривая Лаффера

Идея Лаффера состояла в следующем. Небольшие налоговые ставки имеют позитивный долгосрочный экономический эффект. Они стимулируют компании нанимать больше работников, а потребители за счет того, что у них больше денег остаётся на руках, могут покупать больше товаров. Низкие налоги стимулируют экономический рост и повышают активность потребителей и производителей, создают почву для инвестиций В результате даже при низких ставках налога, за счёт этого в бюджет поступает больше денег.

Однако по мере того, как правительство продолжает наращивать налоговые ставки, отдача от них становится меньше за счёт сокращения тех самых долгосрочных стимулов. На графике кривая становится всё более крутой.

В какой-то момент размер налоговых ставок достигает пикового значения, определенной границы, после которой кривая бумерангом летит назад. Повышенные налоги ложатся тяжелым бременем на экономику. Сильно падает спрос и экономическая активность. Долгосрочное снижение налоговой базы сводит на нет выгоду, которую может получить государство от повышенных ставок налога. Вместе с тем процветает теневой сектор – все больше становится тех, кто отказывается платить налоги. Крупные компании уходят с рынка в зарубежные страны с более привлекательными условиями работы.

кривая лаффар

В верхней части кривой, когда налоговые ставки составляют 100 процентов, государственные доходы равны нулю. Если государство забирает все личные доходы и прибыль от бизнеса, то никто не работает и не производит товары. Это приводит к исчезновению налоговой базы.

Где проходит граница?

Увы, единых параметров нет. Теоретики считают, что это порядка 40-50% от ВВП, но есть и другие оценки, например, 30-40%. Однако ставки зависят от того, как быстро растет экономика, какова производительность труда, есть ли в законодательстве налоговые лазейки и легко ли уйти в теневой сектор. Более того, эта граница может отличаться даже в зависимости от региона одного и того же государства. Иными словами, всё индивидуально.

Что будет если после повышения налогов начать их понижать?

Власти многих стран в своё время начинали осознавать, что, повысив налоги, они затормозили экономический рост. Однако будет ли польза уже после того, как пройдена та самая точка невозврата?

По мнению Лаффера, снижение налогов будет работать только до того, как пройдена эта точка. Экономика восстановится, бизнес вновь начнет создавать рабочие места, а граждане потихоньку станут вновь наращивать свои расходы на покупки.

А вот снижение налогов после того, как граница пройдена уже не будет стимулировать экономику в достаточной степени, чтобы компенсировать снижение доходов. Гораздо более вероятным будет то, что бизнес перейдет в режим выживания, будет задумываться об оптимизации или начнет автоматизировать труд, чтобы нанимать меньше работников и платить за них налоги. Без новых рабочих мест работникам не будут платить зарплату, и экономика не будет расти за счет потребительского спроса.

Кроме того, нет никаких гарантий, что предприниматели, отработав схемы ухода от налогов, пожелают выйти «из тени» и платить налоги по сниженным ставкам. А зачем, если существующие и хорошо отработанные схемы не нужно видоизменять, если они будут работать и далее, для уклонения и от более низких налогов?

Что происходит на практике?

Теория Лаффера не раз применяли на практике в США и в некоторых европейских странах, причем в качестве самой настоящей инструкции к действию. Результаты были непредсказуемыми. Отчасти из-за проводимых мероприятий, отчасти потому, что эффект от понижения налогов в виде роста экономики виден только через несколько лет.

Сторонником теории Лаффера был Рональд Рейган. Администрация президента сократила максимальную ставку налога сначала с 70% до 50% в 1981 году, а затем, в 1986 году, до 28%. Это привело к большому дефициту бюджета и росту госдолга. Политику сильно критиковали, ведь к 1987 г. государственный долг США составил 2,4 трлн. долларов.

Но эффект мир увидел немного позже. Благодаря нескольким понижениям налога на прирост капитала образовались или сделали первичное публичное размещение акций более 3000 динамичных компаний. Многие из этих компаний малого и среднего размера стали затем лидерами рынка (Cisco Systems, Dell, Microsoft, Novell, Oracle, Sun Microsystems и др.), в результате их деятельности произошёл бум технологий и значительное увеличение числа рабочих мест в 90-е годы.

В Польше опыт применения кривой Лаффера был связан с акцизами, ставки которых меняли в 1999-2001 годах.

После того, как ставка акцизов на табак была увеличена до 27% упало внутреннее производство и легальные продажи табака. Вместо этого рынок наводнили контрабандные сигареты. Параллельно упали и доходы бюджета, вопреки поставленной цели их нарастить. После того, как налог снизили до 19%, пошёл обратный процесс, и бюджетные поступления вновь стали расти.

Критика теории

Стоит сказать, что теория Лаффера не идеальна, и существует множество исследований, которые показывают, что в ряде случаев она не работает, например, в стране с высокими темпами инфляции. Также существует немало исследований, доказывающих что кривая Лаффера не симметрична. Противники теории считают, что просто не существует той самой предельной точки, разделяющей экономику на «до» и «после». Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц вообще заявил, что кривая Лаффера «высосана из пальца».

Кроме того, само по себе снижение налоговой ставки – не панацея от всех экономических проблем. Свою эффективность показали налоговые льготы и вычеты, которые также поддерживают бизнес, но чтобы их использовать налоги изначально должны быть повышены.

Впрочем, в мире сейчас проходит ещё один эксперимент, который со временем покажет, есть ли толк в понижении налогов. Власти Китая реализовали множество реформ, цель которых поддержать рост экономики на фоне торговой войны с США.

. налогообложение вовсе не отличительная черта монархии, любая форма правления требует взимания налогов. Нам следует облагать сборами любую собственность, приносящую прибыль ее владельцу, и для этого станем взимать налоги в империи повсеместно. Ведь вполне справедливо то, что ни одно лицо и ни одна местность не остаются свободными от налогов.

Древнеримский философ Агриппа, советник императора Октавиана Августа (I в. до н. э.)

Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его.

Главная сила государства состоит в народе, поэтому необходимо оный народ на первый план рассуждения себе поставить и смотреть за тем, чтобы он не пришел в крайнюю слабость.

Граф Шувалов (1745 год)

Налоги – дозволенная форма грабежа.

Ф. Аквинский, философ и теолог (1225–1276)

Налоги для того, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.

А. Смит, английский экономист (1723–1790)

В жизни несомненны только две вещи: смерть и налоги.

Бенджамин Франклин, общественный и политический деятель США (1706–1790)

Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов.

Ф. Нитти, итальянский экономист (1868–1953)

Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Ш. Монтескье, французский просветитель и философ (1689–1755)

Налог – часть, которую каждый гражданин дает из своего имущества для того, чтобы получить охрану остальной части или пользоваться ею с большим удовольствием.

Ш. Монтескье французский просветитель и философ (1689–1755)

Налоги являются ценой, которой покупается общественный мир.

Т. Гоббс, английский экономист (1588–1679)

. Дорога для займов открыта – что же теперь остановит короля в его расходах? Расчеты по займам потребуют роста налогов, а если у займов не будет границ, то и у налогов их не будет.

Ж. Кольбер, министр финансов Франции (1619–1683)

Налогообложение – это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка.

Ж. Кольбер, министр финансов Франции (1619–1683)

. Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины.

Вопрос о налогах является одним из самых важных вопросов, которым должна заниматься политика; налоги постоянно становятся причиной раздоров между государем и подданными.

Поль Анри Гольбах, французский философ (1723–1789)

Выплата налогов по шкале налоговых ставок – это налог на совесть в большей мере, чем подоходный налог.

Джон Стюарт Милл

Неясности и сомнения относительно права обложения налогами были причиной крупных и достойных порицаний враждебных выступлений со стороны населения и вынужденных строгостей со стороны государя.

Правительства должны уделять пристальное внимание состоянию финансов своей страны, чтобы путем облегчения общественных повинностей и налогов дать вкусить их народам от благотворности не воображаемого мира, а реального.

К. Меттерних, австрийский канцлер (1773–1859)

Налоги не должны мешать развитию производства.

Ф. Нитти, итальянский экономист (1868–1953)

Так как налоги, взимаемы правительством с подданных, сделались везде единственным источником доходов государственных, то правительство обязано стремиться к усовершенствованию сей части государственного управления, . искусство которого. в том, чтобы народ, платя сколь можно более. Думал при том, чтобы платить сколь можно менее.

Каждый налог есть зло, ибо он лишает платящего части его собственности, надлежит только с искусством избрать сие зло, т. е. надлежит избрать легчайшее.

Н.И. Тургенев, русский экономист (1789–1871)

От снижения налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказаниями и вымогательством.

А. Смит, английский экономист (1723–1790)

Обращаться к налогоплательщикам, преследовать их, изобретать новые налоги, создавать лотереи – все было тщетно, дефицит углублялся, как пропасть. Невозможно было выйти за определенные границы, заставить поступать в государственные сундуки весь запас монеты в государстве. Хитрость налогоплательщика, а в случае нужды – и его гнев были достаточно действенны.

Флорентиец XIV века, давая своим потомкам советы в деловых вопросах, писал: "Как огня остерегайтесь лгать", за исключением того, что касается налогов, где это позволительно, ибо тогда "ты совершаешь сие не ради того, чтобы присвоить чужое добро, но дабы воспрепятствовать тому, чтобы забрали неподобающим образом твое".

Ф. Бродель французский историк, и экономист (1902–1985)

Налоги – это цена цивилизованности общества.

Надпись на фасаде Министерства внутренних доходов США.

В установлении новых налогов нужна очень большая осторожность.

Е.Ф. Канкрин, министр финансов России (1774–1845)

Чтобы доходы от налогов могли как можно больше перекрывать расходы по взиманию, система налогообложения должна быть построена так, чтобы налог не вредил промышленности народной, не отвращал людей от ремесел, для них выгодных, принуждая их обращаться к невыгодным для них.

Н.И. Тургенев, русский экономист (1789–1871)

Чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них. Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый за вычетом налогов доход определяет, работает ли данный человек или сидит на пляже.

А. Леффер, современный американский экономист

Я не ропщу о том, что отказали боги,

Мне в сладкой участи оспаривать налоги.

Всякий новый налог создает в тех, кто им обложен, новую способность нести его.

Д. Юм, английский экономист (1711–1776)

Наши налоговые проекты – это тот самый материал, из которого сделаны сны.

Народ никогда не отказывался платить разумные налоги: разумные в их использовании и разумные по величине бремени.

Французский министр финансов (1792)

Чем хата богата, тем займется налоговое ведомство.

Надо открыто признать, в России все налоги платит не тот, кто богат или беден, а тот, кто честен.

Из газетной статьи

Политика есть искусство постоянного нахождения обоснований для новых налогов.

В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда.

Если вы действуете в нарушение правил, вас штрафуют, если вы действуете по правилам, вас облагают налогом.

Лоуренс Дж. Питер

Смерть – самый удобный момент взять налог с богача.

Дэвид Ллойд Джордж

Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки.

Новалис, немецкий писатель (1772–1801)

Развитое честолюбие вознаграждается у нас высокими налогами.

От налогов за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов.

Работай усердно и честно плати налоги. Тысячи трудящихся в госаппарате рассчитывают на тебя.

Я горжусь тем, что плачу налоги в Соединенных Штатах. Правда, я бы гордился не меньше за половинную сумму.

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо. Но налоговая служба напомнит.

Правительство обещает народу курицу в каждом горшке, а для начала дает налогового инспектора на каждую курицу.

Чем дольше существует налог, тем больше людей учатся избегать его.

Самое фатальное – это быть в долгу у сборщика налогов.

Из книги Паркинсона "Закон и доход"

Нечистая совесть – это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.

Ф. Ницше, немецкий философ, поэт (1844–1900)

Справедливее всего обложить налогом пороки и безрассудства, причем, сумма обложения в каждом отдельном случае должна определяться самым справедливым жюри, составленным из соседей облагаемого. Женщины должны быть обложены соответственно их красоте и уменью одеваться, причем им, как и мужчинам, следует предоставить право самим расценивать себя. Но женское постоянство, целомудрие, здравый смысл и добрый нрав не должны быть облагаемы, так как доходы от этих статей едва ли покроют издержки по взиманию налога.

Джонотан Свифт, английский писатель (1667–1745)

доц. Пинская М.Р., кафедра «Налоги и налогообложение» Финакадемии

Тема 1. «Сущность и функции налогов и сборов»

Вопросы для самоконтроля:

Причины возникновения налогов. Почему в процессе исторической эволюции налоги превратились из дополнительного источника доходов государства в постоянный и основной источник доходов бюджета?

Каково экономическое содержание налогов с позиций школы меркантилистов, теории обмена, теории коллективных потребностей?

Перечислите характерные черты налогов. Раскройте содержание такой черты налогов как индивидуальная безэквивалентность.

В чем заключается сущность налогов как экономической категории? Назовите участников налоговых отношений. В чем состоит экономический интерес каждого участника налоговых отношений?

Какие функции налогов выделяют современные экономисты?

В чем состоит содержание фискальной и регулирующей функций налогов?

Каким образом уменьшение фискального гнета в стране может способствовать росту доходов бюджета государства?

Задания для самостоятельной работы

1. По своему выбору прокомментируйте одно из следующих высказываний:

а. «Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов».
Ф. Нитти, итальянский экономист (1868-1953 г.г.).

б. «В установлении новых налогов нужна очень большая осторожность»
Ф. Канкрин, министр финансов России (1774 – 1845гг.)

в. «Налогообложение – это искусство общипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка». Кольбер, министр Франции, 17 век.

г. «Всякий налог создает в тех, кто им обложен, новую способность нести его» Д. Юм, английский экономист (1711-1776 гг.).

Тема 2. «Экономические и правовые основы налогов (сборов)» Вопросы для самоконтроля:

Дайте определение налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В чем состоит различие налогов и сборов.

Перечислите экономические элементы налога.

Перечислите правовые элементы налогообложения в соответствии со статьей 17 Налогового кодекса РФ.

Кто признается налогоплательщиком в соответствии с НК РФ?

Назовите критерии для определения налогового резидента и налогового нерезидента. В чем различие налоговых обязательств налогового резидента и налогового нерезидента?

Перечислите и прокомментируйте права и обязанности налогоплательщиков.

В чем состоит различие объекта налогообложения и налоговой базы?

Дайте определение налоговой ставки. Специфическая и адвалорная налоговая ставка. Законодательная и эффективная налоговая ставка.

Что такое налоговые льготы и для чего они нужны?

Перечислите основные виды налоговых льгот.

Что является источником уплаты налога? Существуют ли различия между экономическим и правовым пониманием источника уплаты налога?

В чем состоят различия между налоговым и отчетным периодами?

Перечислите классические принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом. Раскройте содержание каждого принципа.

Сформулируйте основное различие принципов налогообложения сформулированные А. Смитом и А. Вагнером.

Перечислите современные принципы налогообложения. Раскройте содержание принципа нейтральности налогообложения и принципа однократности налогообложения.

В чем состоит содержание экономического и юридического двойного налогообложения?

Перечислите методы налогообложения и раскройте содержание каждого метода.

Перечислите способы уплаты налогов. Раскройте содержание каждого способа уплаты.

Задания для самостоятельной работы:

1. Представьте, что Вам необходимо разработать проект главы Налогового кодекса об обязательном сборе за опоздание на лекцию. Определите все элементы налогообложения для данного сбора.

2. Составьте условный пример построения налога (по Вашему выбору: налог на недвижимость или налог на рекламу, или налог на прибыль организаций) всеми возможными методами: равный, пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Тема 3. «Налоговая система государства»

Вопросы для самоконтроля:

Дайте определение налоговой системы и назовите ее составные элементы.

Назовите факторы, влияющие на развитие налоговой системы государства.

Перечислите критерии классификации налогов.

Назовите критерии деления налогов на прямые и косвенные.

Назовите виды прямых налогов.

Назовите виды косвенных налогов.

Назовите виды налоговых проверок.

Кто и в какие сроки проводит камеральные налоговые проверки?

Каков порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок?

Какие виды налогов взимаются в Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ?

Задания для самостоятельной работы

Составьте условный числовой пример, иллюстрирующий теоретическое положение о несправедливости косвенных налогов и их скрытом регрессивном характере.

Проанализируйте структуру доходов консолидированного, федерального или регионального бюджетов РФ за определенный период (по Вашему выбору).

Тема 4. «Налоговая политика государства»

Вопросы для самоконтроля:

Дайте определение налоговой политики.

Перечислите факторы, оказывающие влияние на налоговую политику государства.

Сформулируйте требования, предъявляемые к налоговой политике.

Назовите основные задачи налоговой политики в промышленно развитых странах и выберите наиболее актуальные в настоящее время для РФ.

Назовите задачи политики максимальных налогов, политики экономического развития, политики разумных налогов.

Что такое налоговое регулирование?

Перечислите основные задачи налогового регулирования в Российской Федерации на современном этапе.

Задания для самостоятельной работы:

Дайте сравнительную характеристику понятий налоговая политика, налоговое регулирование, налоговое стимулирование, налоговый механизм.

Назовите органы управления налоговой системой в Российской Федерации.

Перечислите права и обязанности налоговых органов.

Определите, относится ли данный режим налогообложения к специальному:

соглашение между организацией и государством о разделе добываемой и перерабатываемой продукции;

налогообложение категории лиц, относящихся к льготной группе;

налогообложение организации, законодательно отнесенной к категории субъектов малого предпринимательства;

налогообложение организации, единственным видом деятельности которой является производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

Определите, какие налоги планируется объединить в налог на недвижимость:

налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

налог на имущество физических лиц;

налог на капитал;

налог на имущество организаций.

Определите органы оперативного управления налоговой системой Российской Федерации:

Министерство по антимонопольной политике Российской Федерации;

Федеральная налоговая служба Российской Федерации;

Государственная Дума Российской Федерации;

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

Органы внебюджетных фондов Российской Федерации;

ИМНС № 13 по САО г. Москвы.

Выберите из перечисленных налогов те, которые относятся к региональным налогам:

налог на имущество физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налог на игорный бизнес;

налог на доходы физических лиц;

налог на имущество организаций.

Нуждается ли структура налоговой системы Российской Федерации в изменении?

Считаете ли Вы необходимым повышать роль прямого налогообложения в РФ?

Следует ли, на Ваш взгляд, снижать роль косвенного налогообложения в РФ?

Считаете ли Вы, что в Российской Федерации налоговое бремя чрезмерно?

Согласны ли Вы с тем, что проводимая в РФ налоговая политика направлена на снижение налогового бремени?

Каковы, на Ваш взгляд, основные направления снижения налогового бремени в России?

Считаете ли Вы пропорциональное налогообложение справедливым?

Налоги с населения имеют большое социально-экономическое значение, поскольку через эти налоги государство контролирует доходы своих граждан, сглаживает различия между уровнем доходов населения, а, следовательно, вытекающие из этого имущественное неравенство и причины возможных очагов социальной напряженности. Как Вы оцениваете современные методы налогового регулирования доходов физических лиц в Российской Федерации?

Экономическая самостоятельность и ответственность личности за самообеспечение являются определяющими в успешном функционировании государства. Попробуйте предложить меры, направленные на усиление социальной роли личного подоходного налога с населения.

Как Вы оцениваете влияние налоговой составляющей на инвестиционную активность малого и среднего предпринимательства?

Считаете ли Вы целесообразным осуществленный в Российской Федерации переход в 2001 г. к шедулярному налогообложению доходов физических лиц?

Следует ли России переходить к семейным налоговым декларациям в налоге на доходы физических лиц?

Нужен ли России налог на недвижимость?

Каким должно быть имущественное налогообложение физических лиц в России?

Должен ли индексироваться размер налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц?

Какое понятие шире: «налоговое администрирование» или «налоговый контроль»?

Какие меры необходимы для повышения эффективности действующей системы административного налогового воздействия на экономику?

Проанализируйте происходящий процесс модернизации налоговых органов в контексте основополагающих принципов реформирования государственного аппарата.

Какие можно предложить пути снижения административной нагрузки на налогоплательщика?

1 Эссе – это краткое изложение своего видения проблемы и путей ее решения. Объем эссе не превышает 1-1,5 страниц (или 3-4 минут устного выступления). Суждения должны быть подкреплены соответствующей аргументацией.

Читайте также: