О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции

Опубликовано: 30.04.2024

По делам о признании права на земельные участки или на жилые помещения, ранее представленным гражданам в порядке приватизации или по иным безвозмездным основаниям, приятно воспринимается само основание – безвозмездность. И те документы, на основании которых граждане подтверждают свое право собственности в судебном порядке на объекты недвижимости, например выписка из похозяйственной книги или постановление, часто кратки и могут содержать опечатки, но важна суть этих скромных по оформлению документов – они наделяют граждан правом собственности на безвозмездной основе.

Учитывая безвозмездный способ приобретения права, меня заинтересовал вопрос о размере оплаты госпошлины при подаче иска, так как по общему принципу, возможно предположить о расчете размера госпошлины, исходя из стоимости объекта, то есть исходя от цены иска. Но с другой стороны, при таком подходе замечательный принцип – безвозмездность, не буквален.

С учетом таких позиций, при подготовке материалов в суд, по требованиям и в отношении жилого помещения, и в отношении земельного участка, при опредлении подходящего размера госпошглины, я исходила именно из таких позиций – соблюдение принципа безвозмездности и на этапе оплаты госпошлины при подаче иска в суд. И такой подход нашел правовое подтверждение.

О размере госпошлины при подаче иска в отношении жилых помещений правовая ясность внесена разъяснением Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»», в пункте 2 которого указано следующее «..учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства. Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст.333.19 НК РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке. ».

Согласно подпункта 3 п.1 ст.333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции…при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера в размере 300 рублей (для физических лиц)».

В отношении размера госпошлины по требованиям о праве на земельные участки, по безвозмездным основаниям (бесплатная приватизация), отдельных разъяснений Верховного суда РФ, мне не встречалось.

В отношении права на земельный участок, с прилагаемой квитанцией об оплате госпошлины как по иску имущественного характера не подлежащего оценке (300 рублей), иск моим Доверителем подавался дважды.

Первоначально иск был оставлен судом без движения (1), в определении суда указывалось именно о необходимости оценки иска и об оплате госпошлины в размере соответствующем цене иска.

При повторной подаче иска в обоснование прилагаемой квитанции по оплате госпошлины в размере 300 рублей, как по иску имущественного характера не подлежащего оценке, мной более подробно были приведены доводы, в обоснование оплаченного размера госпошлины, а именно приведена ссылка на разъяснения Президиума Московского областного суда от 2009 года (2) «Судам также следует учитывать …Бесплатный способ возникновения права собственности на земельный участок и жилое помещение определяет не только подсудность этих дел районным судам, но и размер государственной пошлины, подлежащий определению на основании подпункта 3 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, для имущественных требований, не подлежащих оценке» на применение п.2 становления Пленума Верховного суда РФ №8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» во взаимосвязи с ч.1, ч.1 ст.11 ГПК РФ, то есть по аналогии закона или аналогии права.

По результатам обращений, судами были приняты и рассмотрены по существу подготовленные мной исковые требования, с приведенным обоснованием размера оплаты госпошлины именно 300 рублей и в отношении права на квартиру (3), и по другому делу в отношении права на земельный участок (4).

В обоих случаях, для моих Доверителей этот этап судебного производства, означал существенную экономию денежных средств , а мне было приятно понимание, соблюдения и сохранения действия принципа безвозмездности передачи имущества в собственность граждан, при рассмотрении спора в суде.

По делам о признании права на земельные участки или на жилые помещения, ранее представленным гражданам в порядке приватизации или по иным безвозмездным основаниям, приятно воспринимается само основание – безвозмездность. И те документы, на основании которых граждане подтверждают свое право собственности в судебном порядке на объекты недвижимости, например выписка из похозяйственной книги или постановление, часто кратки и могут содержать опечатки, но важна суть этих скромных по оформлению документов – они наделяют граждан правом собственности на безвозмездной основе.

Учитывая безвозмездный способ приобретения права, меня заинтересовал вопрос о размере оплаты госпошлины при подаче иска, так как по общему принципу, возможно предположить о расчете размера госпошлины, исходя из стоимости объекта, то есть исходя от цены иска. Но с другой стороны, при таком подходе замечательный принцип – безвозмездность, не буквален.

С учетом таких позиций, при подготовке материалов в суд, по требованиям и в отношении жилого помещения, и в отношении земельного участка, при опредлении подходящего размера госпошглины, я исходила именно из таких позиций – соблюдение принципа безвозмездности и на этапе оплаты госпошлины при подаче иска в суд. И такой подход нашел правовое подтверждение.

О размере госпошлины при подаче иска в отношении жилых помещений правовая ясность внесена разъяснением Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»», в пункте 2 которого указано следующее «..учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства. Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст.333.19 НК РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке. ».

Согласно подпункта 3 п.1 ст.333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции…при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера в размере 300 рублей (для физических лиц)».

В отношении размера госпошлины по требованиям о праве на земельные участки, по безвозмездным основаниям (бесплатная приватизация), отдельных разъяснений Верховного суда РФ, мне не встречалось.

В отношении права на земельный участок, с прилагаемой квитанцией об оплате госпошлины как по иску имущественного характера не подлежащего оценке (300 рублей), иск моим Доверителем подавался дважды.

Первоначально иск был оставлен судом без движения (1), в определении суда указывалось именно о необходимости оценки иска и об оплате госпошлины в размере соответствующем цене иска.

При повторной подаче иска в обоснование прилагаемой квитанции по оплате госпошлины в размере 300 рублей, как по иску имущественного характера не подлежащего оценке, мной более подробно были приведены доводы, в обоснование оплаченного размера госпошлины, а именно приведена ссылка на разъяснения Президиума Московского областного суда от 2009 года (2) «Судам также следует учитывать …Бесплатный способ возникновения права собственности на земельный участок и жилое помещение определяет не только подсудность этих дел районным судам, но и размер государственной пошлины, подлежащий определению на основании подпункта 3 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, для имущественных требований, не подлежащих оценке» на применение п.2 становления Пленума Верховного суда РФ №8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» во взаимосвязи с ч.1, ч.1 ст.11 ГПК РФ, то есть по аналогии закона или аналогии права.

По результатам обращений, судами были приняты и рассмотрены по существу подготовленные мной исковые требования, с приведенным обоснованием размера оплаты госпошлины именно 300 рублей и в отношении права на квартиру (3), и по другому делу в отношении права на земельный участок (4).

В обоих случаях, для моих Доверителей этот этап судебного производства, означал существенную экономию денежных средств , а мне было приятно понимание, соблюдения и сохранения действия принципа безвозмездности передачи имущества в собственность граждан, при рассмотрении спора в суде.

Основания для освобождения от уплаты госпошлины при обращении в суд общей юрисдикции

Льготы по уплате государственной пошлины предусмотрены статьями 333.35 и 333.36 Налогового кодекса РФ

От уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции освобождены:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;

2) истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

3) истцы - по искам о взыскании алиментов;

4) истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

5) истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

6) организации и физические лица - за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

7) стороны - при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

8) организации и физические лица - при подаче в суд:

- заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

- административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

- частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

9) истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

10) граждане - при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, - при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы - при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

13) граждане при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

14) истцы - при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

15) административные истцы - по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

16) истцы - по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

17) авторы результата интеллектуальной деятельности - по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

18) истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы;

19) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

20) истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

21) истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Условия предоставления льгот по уплате государственной пошлины

При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, перечисленные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 миллион рублей.

.Лица, имеющие льготы по уплате государственной пошлины, должны приложить документ, подтверждающий обстоятельство, с которым закон связывает такое право, к обращению в суд (статья 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, статья 126 Кодекса административного судопроизводства).

Этими документами могут быть, например, копия справки об инвалидности, копия пенсионного удостоверения и т.д. в зависимости от категории льготников.

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 1997 г. N 6

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ

В целях обеспечения единообразного применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения.

1. Согласно части 3 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы установления размера государственной пошлины, освобождения от ее уплаты, отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины и уменьшения ее размера решаются в соответствии с федеральным законом.

Исходя из этого арбитражным судам при решении указанных вопросов необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине".

2. На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Указанные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, определения и постановления, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков.

Однако, если названные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями), апелляционными и кассационными жалобами по делам, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в установленном порядке.

3. В соответствии со статьями 108, 151, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба подлежат возвращению, если к ним не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.

Арбитражный суд при решении вопроса о принятии заявления, жалобы должен проверить соответствие суммы государственной пошлины размеру, установленному пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

В тех случаях, когда размер государственной пошлины установлен в кратном размере от минимального размера оплаты труда, апелляционная или кассационная жалоба оплачивается государственной пошлиной в соответствии с пунктом 1 статьи 6 названного Закона исходя из минимального размера оплаты труда на день уплаты государственной пошлины.

Арбитражный суд должен также проверить соблюдение порядка уплаты государственной пошлины, установленного Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 42 по применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

Если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца (заявителя), за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом, арбитражный суд должен исходить из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в федеральный бюджет и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления (заявления), жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.

4. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобе либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе). Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, поданное до обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы.

К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:

подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица - заинтересованной стороны);

подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам. К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.

Представления документов, подтверждающих обращение истца (заявителя), лица, подающего апелляционную или кассационную жалобу, к банкам и иным организациям за получением заемных средств, а также свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины, не требуется.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.

Арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.

При наличии ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба не могут быть возвращены в связи с неуплатой государственной пошлины. Если ходатайство касается уменьшения размера государственной пошлины, исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба оплачиваются государственной пошлиной в остальной части.

5. При принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы рассмотрение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера производится единолично судьей суда соответствующей инстанции.

Об удовлетворении ходатайства указывается в определении о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы, об отказе в удовлетворении ходатайства - в определении о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы. Согласно части 2 статьи 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении должны быть указаны мотивы, по которым ходатайство удовлетворено либо в его удовлетворении отказано.

Определение о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы в связи с отказом в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано на общих основаниях в соответствии со статьями 108, 151, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность обжалования определения об удовлетворении ходатайства и о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы Кодексом не предусмотрена.

6. В тех случаях, когда при отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины до дня заседания арбитражного суда сторона не представила к этому сроку документа, подтверждающего ее уплату, вопрос о взыскании с соответствующей стороны государственной пошлины решается арбитражным судом при принятии решения, определения, постановления. Если арбитражный суд удовлетворяет исковые требования (жалобу), государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета. При отказе в удовлетворении исковых требований (жалобы) государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому дана отсрочка или рассрочка в ее уплате.

7. При уменьшении арбитражным судом размера государственной пошлины и удовлетворении исковых требований заявителю возмещаются понесенные им расходы по государственной пошлине за счет ответчика. Сумма государственной пошлины, на которую она была уменьшена, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в общем порядке.

8. Решая вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, арбитражный суд должен исходить из части 1 статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой государственная пошлина относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Однако частью 3 названной статьи Кодекса предусмотрено, что в случае, когда дело возникло вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, установленного досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, арбитражный суд вправе отнести на это лицо расходы по государственной пошлине независимо от исхода дела. Если досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не установлен, арбитражный суд при добровольном удовлетворении ответчиком исковых требований после предъявления иска должен рассмотреть вопрос об отнесении на соответствующую сторону расходов по государственной пошлине исходя из части 1 статьи 95 Кодекса с учетом того, что требования истца фактически удовлетворены.

9. При уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.

10. Апелляционная или кассационная жалоба, в которой решение, определение и постановление обжалуются только в части взыскания или отказа во взыскании государственной пошлины, оплачивается государственной пошлиной исходя из обжалуемой суммы.

11. Арбитражным судам следует иметь в виду, что Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" не предусмотрен возврат из бюджета государственной пошлины при удовлетворении апелляционной или кассационной жалобы на определение арбитражного суда о взыскании штрафа, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Понесенные при подаче жалобы расходы по государственной пошлине относятся на сторону, по заявлению которой взыскан штраф, когда оснований для его взыскания не имелось.

12. Государственная пошлина, уплаченная по исковому заявлению (заявлению), апелляционной или кассационной жалобе, не подлежащим согласно закону оплате государственной пошлиной, возвращается арбитражным судом из бюджета как излишне уплаченная в порядке, установленном статьей 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

И.о. Председателя Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ

Секретарь Пленума, судья
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.КОЗЛОВА

Большинство действий со стороны государственных и муниципальных органов сопровождается уплатой государственной пошлины, которая является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Но некоторым категориям населения РФ положены льготы по госпошлине. О том, какие послабления и при каких действиях со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов положены разным социально незащищенным категориям граждан будет рассказано в нижеследующей статье.

Льготы по госпошлине
Какие виды государственной пошлины установлены налоговым законодательством?

Нормативными документами о налогах и сборах предусмотрены следующие виды сборов за исполнение значимых с точки зрения закона действий:
  1. подача в любую судебную инстанцию искового заявления;
  2. обращение для проверки конституционности;
  3. выполнение нотариусом соответствующих действий;
  4. подача в арбитражный суд иска;
  5. выдача документов и их дубликатов (паспортов, удостоверений личности моряка и прочего, различных свидетельств);
  6. проставление специальной печати, которая подтверждает законную силу документа для его применения на территории иностранного государства (апостиля);
  7. выдачу подтверждений того, что морское судно зарегистрировано в Российском международном реестре судов;
  8. за выдачу копии свидетельства о залоговом договоре на транспортное средство;
  9. за различные действия с предприятием (приобретение и отчуждение, а также различных обременений предприятия, за регистрацию права собственности);
  10. за регистрацию властными органами прав на недвижимые объекты, включая сделки с ними и установление залога и прочих обременений на недвижимость;
  11. за постановку на регистрационный учет прав собственника земельного надела;
  12. за постановку на регистрационный учет ипотеки;
  13. за постановку на регистрационный учет договора долевого участия в строительстве;
  14. за постановку на регистрационный учет прав ограниченного пользования чужим имуществом (сервитутов);
  15. в случае необходимости оформления разрешения на вывоз за границу историко-культурных ценностей и т.д.

Какие льготы установлены для пенсионеров при выплате госпошлины?

За лицами, достигшими пенсионного возраста, нормативными документами о налоговой сфере закреплены льготы по уплате судебных пошлин. Так, например, подача искового заявления в суд общей юрисдикции для пенсионеров и инвалидов, пенсионеров полностью бесплатное дело. Также бесплатно подать иск пенсионер может в любую другую судебную инстанцию, а также инвалидам 3 группы в суде. Но освобождение от обязанности внесения вышеуказанного взноса в бюджет государства возможно только по одной категории дел – касающихся пенсионного обеспечения. Сюда относятся иски к Пенсионному Фонду РФ, а также подобным ему негосударственным организациям.

ВАЖНО . Ветеранам боевых действий и бывшим сотрудникам различных правоохранительных органов не платят пошлину за подачу иска касательно назначения и выплаты пенсии к различным ведомствам (Министерствам юстиции, внутренних дел и обороны, Федеральной службе безопасности и прочим государственным структурам).

По иным разновидностям исков специально для пенсионеров преференций нет. Также не существует именно для пенсионеров льгот при регистрации права собственности, за нотариальные действия в 2021 году и пр.

Какие льготы касательно рассматриваемого вида налога зафиксированы в законодательстве для инвалидов?

Согласно ст.333.38 НК РФ инвалиды, как первой, так и второй группы освобождены в половинном объеме от выплаты в бюджет РФ взносов за действия в нотариальной сфере. Но 50 % стоимости услуг государственных нотариусов инвалиды должны оплатить.

Для инвалидов 2 группы, для инвалидов 1 группы по нк рф дана возможность не оплачивать обязательный взнос за подачу искового заявления в арбитражный суд любого уровня, а также в Верховный Суд (поскольку Высший Арбитражный Суд РФ был упразднен и его полномочия перешли к Верховному Суду). При подаче искового заявления в суд общей юрисдикции для инвалидов, в суд общей юрисдикции для ветеранов боевых действий, также зафиксировано полное освобождение от выплаты рассматриваемого сбора.

ВНИМАНИЕ . Все виды нотариальных услуг оплачиваются инвалидами в размере 50 % от их стоимости.

Инвалиды любой группы также полностью освобождены от любой платы при обращении для осуществления правосудия с целью восстановления нарушенного права либо же защиты юридически значимого интереса.

Читайте также: