О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности применяемых для целей налогообложения

Опубликовано: 24.04.2024


Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения как источник налогового права
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного
самоуправления и органы государственных внебюджетных фон­дов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, свя­занным с налогообложением и сборами, которые не могут изме­нять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Согласно Конституции РФ в состав "законодательства РФ" подзаконные акты не входят. Соответственно НК РФ также не включает подзаконные нормативные акты в состав законода­тельства РФ о налогах и сборах.
Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, делятся на две группы:
акты органов общей компетенции;
акты органов специальной компетенции.

К актам органов общей компетенции относятся:
указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ;
подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, свя­занным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, свя­занным с налогообложением и сборами, принятые исполни­тельными органами местного самоуправления.

Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству, имеют при­оритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.
Указы Президента могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 90 Конститу­ции РФ), в т. ч. по вопросам, составляющим предмет налого­вого права. Исключение составляют случаи, когда отношения, связанные с налогообложением и сборами в соответствии с НК РФ могут быть урегулированы только законом.
Начиная с 1991 года Президентом РФ принято огромное коли­
чество указов по вопросам налогообложения. С принятием части первой НК РФ принятые до ее введения указы по вопросам налогообложения, противоречащие НК РФ, в соответствии с Указом Президента РФ "О приведении актов Президента РФ в соответствие с частью первой Налогового
кодекса РФ" от 03.08.99 № 977 были признаны утратившими силу. К действующим актам этой группы относятся:
• Указ Президента РФ "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению на­логовой и платежной дисциплины" от 08.05.96 № 685;
• Указ Президента РФ "О Министерстве РФ по налогам и сбо­рам" от 23.12.98 № 1635 (в ред. от 09.08.2000) и др. Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой и налоговой * политики. Постановления Прави­тельства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравне­нию с ними юридическую силу.
В предусмотренных законодательством о налогах и сборах слу­чаях Правительство РФ вправе издавать подзаконные норма­тивные правовые акты по вопросам, связанным с налогообло­жением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. В частности, Правительст­во РФ вправе издавать акты, в которых могут устанавливаться:
ставки федеральных налогов в случаях, указанных в НК РФ, в порядке и в пределах, определенных НК РФ (п. 1 ст. 53 НК РФ);
порядок списания безнадежных недоимок по федеральным на­логам и сборам (п. 1 ст. 59 НК РФ);
перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п. 2 ст. 64 НК РФ);
порядок ведения Единого государственного реестра налогопла­тельщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ);
• порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, пере­водчикам, специалистам, экспертам и понятым (п. 4 ст. 131 НК РФ).
Пример актов этой группы:
Постановление Правительства РФ "О перечнях сезонных от­раслей и видов деятельности, применяемых для целей налого­обложения" от 06.04.99 № 382 (в ред. от 04.09.2001);
Постановление Правительства РФ "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" от 10.03.99 № 266.

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связан­ным с налогообложением и сборами, принятые органами испол­нительной власти субъектов РФ, не могут изменять или до­полнять законодательство о налогах и сборах.
Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связан­ным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления, также не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
К актам органов специальной компетенции относятся ведомст­венные подзаконные нормативные правовые акты nq вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специаль­ной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ, издаваемые:
Министерством РФ по налогам и сборам;
Министерством финансов РФ;
Государственным таможенным комитетом РФ;
органами государственных внебюджетных фондов;
другими органами государственной власти.

Например, ведомственными нормативными правовыми актами Министерства РФ по налогам и сборам утверждаются следующие
требования об уплате налога (п. 5 ст. 69 НК РФ);
налоговых уведомлений (ст. 52 НК РФ);
налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, формы расчетов по налогам и сборам (п. 3 ст. 31, п. 3 ст. 80 НК РФ);
имеющие особенности постановки на учет крупнейших нало­гоплательщиков и особенности учета иностранных организа­ций (п. 1 ст. 83, п. 1 ст. 84 НК РФ);
заявления и свидетельства о постановке налогоплательщика на учет, порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст. 84 НК РФ);
решения руководителя (заместителя руководителя) налогового ор­гана о проведении выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ);
требования к составлению акта налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ);
акта, составленного должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении за­конодательства о налогах и сборах лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, и требование к его составлению (п. 3 ст. 101.1 НК РФ).

Для сезонных производств характерны периоды активной деятельности (когда организация получает основные доходы) и так называемые периоды межсезонья. При этом расходы осуществляются круглый год. Предусмотрены ли для подобных организаций особенности в признании затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?

Существуют организации, которые ведут деятельность, носящую сезонный характер. Сезонный характер производственного процесса определяется, как правило, климатическими и иными природными условиями. Производствам такого рода присущи периоды активной деятельности (когда экономический субъект получает доходы (выручку) от основного вида деятельности) и так называемые периоды межсезонья (затишье продаж). При этом расходы организации-«сезонники» несут круглый год, в том числе во время подготовки к рабочему периоду. Предусмотрены ли для подобных организаций особенности относительно признания расходов, учитываемых при налогообложении прибыли? Давайте разбираться.

Что считается сезонным производством?

В статье 11 НК РФ дано следующее определение понятия «сезонное производство». Это производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Такое понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не ведется в силу природных и климатических условий.

Применяемый для целей налогообложения Перечень сезонных отраслей и видов деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382 (далее – Перечень 1).

Но, как это нередко бывает, наряду с документами, выпущенными относительно недавно, существуют и более «древние» документы, носящие статус действующих. Одним из таких является Перечень сезонных работ, утвержденный Постановлением НКТ СССР от 11.10.1932 № 85 (далее – Перечень 2).

Можно ли руководствоваться данным документом при отнесении конкретного вида деятельности или производства к сезонным в целях исчисления налога на прибыль? Полагаем, да. Никакого запрета на сей счет в гл. 25 НК РФ не содержится. Нет в ней ссылки и на обязательное применение при определении сезонности производства лишь Перечня 1.

Кроме того, есть ряд отраслевых (межотраслевых) соглашений, которыми также определены сезонные виды работ (см. таблицу).

Виды сезонных работ

Отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу РФ на 2015 – 2017 годы

Лесозаготовительная промышленность (добыча живицы, барраса, пневого осмо­ла и еловой серки); лесосплав (сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на воде, сплотка и выкатка древесины из воды, погрузка (выгрузка) древесины на суда)

Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2014 – 2016 годы

Производство, передача и реализация тепловой энергии

Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2014 – 2016 годы

Перечень сезонных работ разрабатывается и утверждается сторонами соглашения

Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 – 2016 годы

Перевозка пассажиров в курортной местности в летне-осенний период; перевозка пассажиров в зоны отдыха, в дачные поселки, к садоводческим товариществам с мая по октябрь

Особенности учета косвенных расходов

Особенностей формирования налоговой базы по налогу на прибыль, связанных с сезонным производством, как таковых нормами гл. 25 НК РФ не установлено. Однако в налоговом учете возникает немало нюансов, и как следствие, вопросов о порядке учета косвенных расходов, которые организация несет в период межсезонья. Поясним, почему именно косвенных расходов.

Общеизвестно, что расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, делятся на прямые и косвенные (ст. 318 НК РФ). В пункте 1 названной статьи приведен примерный перечень прямых расходов, среди которых поименованы:

  • материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также взносы на социальное страхование и пенсионное обеспечение;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных.

Порядок признания расходов в налоговом учете представлен на схеме.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных.

Порядок признания расходов в налоговом учете представлен на схеме.


Как уменьшить размер убытка в межсезонье?

Итак, организации с сезонным характером деятельности при определении базы по налогу на прибыль могут учесть прямые расходы лишь в том периоде, в котором будет реализована готовая продукция (выполнены работы, оказаны услуги 1 ). Признание косвенных расходов при отсутствии выручки приводит к появлению убытков в периоды межсезонья.

Получение организацией убытка может стать основанием для ее вызова в налоговую инспекцию для дачи пояснений. Напомним: согласно последнему абзацу п. 3 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представления в течение пяти дней необходимых пояснений, обосновывающих размер полученного убытка.

Избежать убытков вовсе в такой ситуации не получится, поскольку у любого действующего предприятия есть расходы, которые оно несет круглогодично, невзирая на периоды активности или межсезонья. К ним относятся арендные платежи, расходы на содержание помещений и оборудования, охрану, уборку, выплату заработной платы и страховых взносов с нее и т. д. Но может ли организация, осуществляющая сезонную деятельность, хотя бы уменьшить размер убытков?

Расходы можно перераспределить

Налогоплательщик, выпускающий сезонную продукцию (санки, снегокаты и др.), обратился в Минфин за одобрением такого варианта учета косвенных затрат: в текущем отчетном периоде эти затраты учитываются не в полном объеме, а в доле, приходящейся на отгруженную в данном периоде продукцию.

Судя по тексту Письма от 10.06.2011 № 03-03-07/21, подобная идея не вызвала воодушевления у финансистов. Напротив, они подчеркнули, что НК РФ не допускает распределения косвенных расходов. Они в полном объеме включаются в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода.

Со своей стороны, Минфин подсказал, как снизить размер убытков, полученных в межсезонье: пересмотреть распределение затрат на прямые и косвенные с целью максимального увеличения доли прямых расходов.

Надо признать, что предложенный финансистами способ снижения размера убытков не противоречит налоговым нормам. Согласно ст. 318 НК РФ налогоплательщик наделен правом самостоятельного определения перечня прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Поскольку предлагаемый в названной статье перечень прямых расходов не является обязательным, при формировании учетной политики организация может определить иной перечень таких расходов. Причем никаких жестких рекомендаций (и, что самое главное, каких-либо ограничений) относительно того, какие именно расходы должны быть включены в состав прямых, а какие нет, в НК РФ не дано.

Между тем сказанное вовсе не означает полного отсутствия правил, которые налогоплательщик должен соблюсти при распределении расходов на прямые и косвенные. Перечень прямых расходов должен быть экономически обоснован, что неизменно подчеркивают официальные органы в многочисленных разъяснениях (см., например, Письмо Минфина России от 19.05.2014 № 03-03-РЗ/23603).

Вот что по этому поводу сказано в Письме ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@. Глава 25 НК РФ не содержит прямых положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным. Однако из норм ст. 252, 318 и 319 НК РФ следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным. Более того, в ст. 318 НК РФ отражена норма, предусматривающая включение в состав прямых расходов именно тех расходов, которые связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Это означает, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. Налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

Кстати, последний тезис поддержан арбитрами (см. постановления АС ПО от 28.01.2015 № Ф06-18543/2013, Ф06-19895/2013, Ф06-19104/2013 по делу № А55-4387/2014, ФАС МО от 29.01.2014 № Ф05-16475/2013 по делу № А40-150130/12-140-1084).

Из сказанного можно сделать вывод: те или иные расходы налогоплательщика, которые не могут быть однозначно отнесены к конкретному виду производимой продукции, выполненным работам, оказанным услугам, следует признавать косвенными, за исключением внереализационных расходов, состав которых поименован в ст. 265 НК РФ.

При распределении расходов нужно также учесть письма Минфина России от 14.05.2012 № 03-03-06/1/247, от 07.12.2012 № 03-03-06/1/637, в которых авторы допускают использование при формировании состава прямых расходов в налоговом учете перечня прямых расходов, применяемого для целей бухгалтерского учета.

Важная деталь. Перечень прямых расходов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогового учета. Если этого не сделать, при проверке налоговики, руководствуясь перечнем (подчеркнем: примерным) из ст. 318 НК РФ, могут пересчитать размер налоговых обязательств.

Равномерный учет косвенных расходов

Несмотря на нестандартность указанного варианта учета косвенных расходов (напомним: именно его анализировал Минфин в Письме № 03-03-07/21), он поддержан судьями.

Суть рассмотренной в Постановлении ФАС СЗО от 21.07.2011 по делу № А56-48512/2009 спорной ситуации такова. Затраты, связанные с подготовкой нового производства (состоящие из управленческих и производственных расходов), общество в соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета аккумулировало в течение 2003 – 2004 годов на счете 97 «Расходы будущих периодов». После запуска производства указанные расходы были равномерно списаны на себестоимость в течение 2005 года, то есть были соотнесены с периодом возникновения дохода, на получение которого они были направлены.

Налоговый учет обозначенных расходов общество организовало с применением регистров бухгалтерского учета, соответственно, в целях налогообложения они признавались в аналогичном порядке. Поскольку связь между расходами и доходами от реализации продукции не может быть определена четко, общество воспользовалось предоставленным ему ст. 272 НК РФ правом равномерного признания таких расходов в течение трех отчетных периодов 2005 года.

Изложенный подход к признанию косвенных расходов, по мнению автора, является рискованным. Из статьи 252 НК РФ (определяющей базовые принципы признания расходов) не следует, что расходы включаются в облагаемую базу по мере получения дохода, главное – чтобы они были произведены с целью получения дохода. Поэтому косвенные расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме должны быть отнесены к расходам текущего периода даже в случае отсутствия в данном периоде доходов от реализации. Однако продуманный и грамотно определенный состав прямых расходов позволит организации с сезонным характером деятельности уменьшить размер убытка, полученного в период межсезонья.

Амортизация в сезонном производстве

В каком порядке учитываются расходы в виде амортизационных отчислений по объектам ОС, которые используются в основном производстве организации, но в связи с сезонным характером работ эксплуатируются в ограниченный несколькими месяцами период времени? Ответ на этот вопрос зависит от того, переведены основные средства в межсезонье на консервацию или нет.

Сразу оговоримся: обязанность по консервации объектов ОС НК РФ не установлена. Подобное решение каждая организация принимает самостоятельно. Целесообразность данного шага должна определяться исходя из таких обстоятельств.

Консервация объекта ОС означает исключение его из состава амортизируемого имущества на срок, превышающий три месяца (п. 3 ст. 256 НК РФ). Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем исключения основного средства из состава амортизируемого имущества (п. 6 ст. 259.1, п. 8 ст. 259.2 НК РФ), и возобновляется с 1-го числа месяца, следующего за тем, когда эти объекты вновь введены в эксплуатацию (п. 7 ст. 259.1, п. 9 ст. 259.2 НК РФ). После расконсервации объекта ОС амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период консервации (абз. 6 п. 3 ст. 256 НК РФ).

Расходы на консервацию и расконсервацию, на содержание законсервированного объекта в период простоя могут быть учтены в составе внереализационных расходов (пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Если объекты основных средств в межсезонье не консервируются, амортизация по ним в силу п. 1 и 3 ст. 256 НК РФ начисляется в обычном порядке (письма Минфина России от 25.03.2013 № 03-03-06/2/9224, от 28.02.2013 № 03-03-10/5834).

То есть организация вправе продолжать амортизировать простаивающие основные средства и, соответственно, включать амортизационные отчисления в производственные расходы:

  • если они являются косвенными – в месяце их начисления (п. 3 ст. 272, абз. 1 п. 2 ст. 318 НК РФ);
  • если они являются прямыми – по мере реализации продукции (работ, услуг), для производства которых они были осуществлены (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ).

Есть еще вариант: суммы начисленной в межсезонье амортизации, относимой к прямым расходам, включать в состав внереализационных расходов на основании пп. 3 п. 2 ст. 265 НК РФ как убытки от простоя. Этот вариант обусловлен рекомендациями Минфина из Письма от 04.04.2011 № 03-03-06/1/206. Ведь простой основных средств по внутрипроизводственным причинам (именно о них рассуждали финансисты) и в период межсезонья схожи по своей экономической природе. Однако при применении такого подхода не исключены споры с проверяющими.

В бухгалтерском учете годовая сумма амортизации по основным средствам, используемым в сезонном производстве, начисляется за сезон (п. 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» 2 ). За его пределами начисление амортизации не осуществляется. В связи с тем, что в бухгалтерском и налоговом учете амортизация начисляется по разным правилам, в бухгалтерском учете у организации возникнут временные разницы (п. 8 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» 3 ).

Компания с сезонным видом деятельности эксплуатирует основное средство 6 месяцев в году (с апреля по сентябрь включительно). Первоначальная стоимость основного средства – 540 000 руб. Срок полезного использования – 6 лет (72 месяца). В бухгалтерском и налоговом учете амортизация начисляется линейным методом. В период межсезонья (с октября по март) объект ОС не консервируется.

В бухгалтерском учете годовая сумма амортизации составляет 90 000 руб. (540 000 руб. / 6 лет), ежемесячная сумма – 15 000 руб. (90 000 руб. / 6 мес.).

В налоговом учете ежемесячная норма амортизации соответствует 1,389% (1 / 72 мес. х 100%), ежемесячная сумма амортизации – 7 500 руб. (540 000 руб. x 1,389%).

Поскольку с января по март амортизация в бухгалтерском учете не начисляется, возникают временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые обязательства (ОНО) (п. 12, 15 ПБУ 18/02).

С апреля по июнь сумма бухгалтерской амортизации превышает сумму налоговой амортизации, значит ОНО, возникшие в период с января по март, ежемесячно уменьшаются вплоть до их полного погашения (п. 18 ПБУ 18/02).

С июля по сентябрь по той же причине (из-за превышения суммы бухгалтерской амортизации над суммой налоговой) образуются вычитаемые временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые активы (ОНА), которые погашаются в октябре – декабре (п. 11, 14, 17 ПБУ 18/02).

В учете компании будут сделаны следующие записи:


Письмо Федеральной налоговой службы
№03-04-06/22896 от 06.04.2018

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц стоимости питания, предоставляемого организацией своим работникам, и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Так, согласно пункту 44 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению доходы в натуральной форме в виде обеспечения питанием работников, привлекаемых для проведения сезонных полевых работ.

Согласно статье 293 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев.

Перечни сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства.

В соответствии со статьей 294 Трудового кодекса условие о сезонном характере работы должно быть указано в трудовом договоре.

С учетом изложенного доходы в виде питания, обеспечиваемого работодателем работникам, привлекаемым для проведения сезонных полевых работ с учетом требований Трудового кодекса, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 44 статьи 217 Кодекса.

В прочих случаях полученные доходы подлежат налогообложению в установленном порядке.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Питание работников не облагается НДФЛ

Суммы оплаты питания работников, привлекаемых для проведения сезонных полевых работ, не облагаются НДФЛ при соблюдении условий: сезонные работы признаются таковыми по закону, а условие о сезонном характере работы прописано в трудовом договоре.

Сезонные работы по закону

Сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев (ст. 293 ТК РФ).

В настоящее время для определения сезонности работ можно пользоваться:

  • Постановлением НКТ СССР от 11.10.1932 № 185, которым утвержден Перечень сезонных работ;
  • Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год».
  • Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения»;
  • Постановлением Совмина РСФСР от 04.07.1991 № 381 «Об утверждении Перечня сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы».

Перечни отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства.

Например, согласно пункту 3.8 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения) определены как сезонные следующие работы:

  • производство, передача и реализация тепловой энергии (отопительный период);
  • обеспечение сохранности имущества и оборудования для производства, передачи и реализации тепловой энергии (неотопительный период).

Исходя из содержания указанных документов, можно сделать вывод, что сезонными могут быть работы не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях производства.

Налогообложение питания сезонных работников

По общему правилу, оплата организацией за работника товаров (работ, услуг) является доходом работника в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Такой доход, включается в налоговую базу по НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ). То есть стоимость питания, оплаченного работодателем за физических лиц, облагается НДФЛ в общем порядке.

В то же время в статье 217 НК РФ приведен перечень доходов, освобождаемых от НДФЛ.

Отдельная норма имеется в отношении некоторых сезонных работников. Согласно пункту 44 статьи 217 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы физических лиц в натуральной форме в виде обеспечения питанием работников, привлекаемых для проведения сезонных полевых работ.

Условие о сезонном характере работы должно быть указано в трудовом договоре (ст. 294 ТК РФ). Напомним, что перечни сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства. А норма об освобождении от НДФЛ питания работников на сезонных полевых работах была введена Федеральным законом от 03.06.2009 № 117-ФЗ в целях поддержки сельскохозяйственных производителей и предоставления льгот для их работников.

Таким образом, если сезонные полевые работы ведутся в соответствии с указанными перечнями, и оплата питания предусмотрена трудовыми договорами с сезонными работниками, их доходы в виде оплаты питания освобождаются от НДФЛ.

В прочих случаях полученные доходы подлежат налогообложению в установленном порядке.

Что касается страховых взносов, то на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности:

    с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.

Добавим, что расходы на питание сезонных работников учитываются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов, а в налоговом – в составе расходов на оплату труда (п. 4 ст. 255 НК РФ).

Для сезонных производств характерны периоды активной деятельности (когда организация получает основные доходы) и так называемые периоды межсезонья. При этом расходы осуществляются круглый год. Предусмотрены ли для подобных организаций особенности в признании затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?

Существуют организации, которые ведут деятельность, носящую сезонный характер. Сезонный характер производственного процесса определяется, как правило, климатическими и иными природными условиями. Производствам такого рода присущи периоды активной деятельности (когда экономический субъект получает доходы (выручку) от основного вида деятельности) и так называемые периоды межсезонья (затишье продаж). При этом расходы организации-«сезонники» несут круглый год, в том числе во время подготовки к рабочему периоду. Предусмотрены ли для подобных организаций особенности относительно признания расходов, учитываемых при налогообложении прибыли? Давайте разбираться.

Что считается сезонным производством?

В статье 11 НК РФ дано следующее определение понятия «сезонное производство». Это производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Такое понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не ведется в силу природных и климатических условий.

Применяемый для целей налогообложения Перечень сезонных отраслей и видов деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382 (далее – Перечень 1).

Но, как это нередко бывает, наряду с документами, выпущенными относительно недавно, существуют и более «древние» документы, носящие статус действующих. Одним из таких является Перечень сезонных работ, утвержденный Постановлением НКТ СССР от 11.10.1932 № 85 (далее – Перечень 2).

Можно ли руководствоваться данным документом при отнесении конкретного вида деятельности или производства к сезонным в целях исчисления налога на прибыль? Полагаем, да. Никакого запрета на сей счет в гл. 25 НК РФ не содержится. Нет в ней ссылки и на обязательное применение при определении сезонности производства лишь Перечня 1.

Кроме того, есть ряд отраслевых (межотраслевых) соглашений, которыми также определены сезонные виды работ (см. таблицу).

Виды сезонных работ

Отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу РФ на 2015 – 2017 годы

Лесозаготовительная промышленность (добыча живицы, барраса, пневого осмо­ла и еловой серки); лесосплав (сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на воде, сплотка и выкатка древесины из воды, погрузка (выгрузка) древесины на суда)

Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2014 – 2016 годы

Производство, передача и реализация тепловой энергии

Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2014 – 2016 годы

Перечень сезонных работ разрабатывается и утверждается сторонами соглашения

Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 – 2016 годы

Перевозка пассажиров в курортной местности в летне-осенний период; перевозка пассажиров в зоны отдыха, в дачные поселки, к садоводческим товариществам с мая по октябрь

Особенности учета косвенных расходов

Особенностей формирования налоговой базы по налогу на прибыль, связанных с сезонным производством, как таковых нормами гл. 25 НК РФ не установлено. Однако в налоговом учете возникает немало нюансов, и как следствие, вопросов о порядке учета косвенных расходов, которые организация несет в период межсезонья. Поясним, почему именно косвенных расходов.

Общеизвестно, что расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, делятся на прямые и косвенные (ст. 318 НК РФ). В пункте 1 названной статьи приведен примерный перечень прямых расходов, среди которых поименованы:

  • материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также взносы на социальное страхование и пенсионное обеспечение;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных.

Порядок признания расходов в налоговом учете представлен на схеме.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных.

Порядок признания расходов в налоговом учете представлен на схеме.


Как уменьшить размер убытка в межсезонье?

Итак, организации с сезонным характером деятельности при определении базы по налогу на прибыль могут учесть прямые расходы лишь в том периоде, в котором будет реализована готовая продукция (выполнены работы, оказаны услуги 1 ). Признание косвенных расходов при отсутствии выручки приводит к появлению убытков в периоды межсезонья.

Получение организацией убытка может стать основанием для ее вызова в налоговую инспекцию для дачи пояснений. Напомним: согласно последнему абзацу п. 3 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представления в течение пяти дней необходимых пояснений, обосновывающих размер полученного убытка.

Избежать убытков вовсе в такой ситуации не получится, поскольку у любого действующего предприятия есть расходы, которые оно несет круглогодично, невзирая на периоды активности или межсезонья. К ним относятся арендные платежи, расходы на содержание помещений и оборудования, охрану, уборку, выплату заработной платы и страховых взносов с нее и т. д. Но может ли организация, осуществляющая сезонную деятельность, хотя бы уменьшить размер убытков?

Расходы можно перераспределить

Налогоплательщик, выпускающий сезонную продукцию (санки, снегокаты и др.), обратился в Минфин за одобрением такого варианта учета косвенных затрат: в текущем отчетном периоде эти затраты учитываются не в полном объеме, а в доле, приходящейся на отгруженную в данном периоде продукцию.

Судя по тексту Письма от 10.06.2011 № 03-03-07/21, подобная идея не вызвала воодушевления у финансистов. Напротив, они подчеркнули, что НК РФ не допускает распределения косвенных расходов. Они в полном объеме включаются в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода.

Со своей стороны, Минфин подсказал, как снизить размер убытков, полученных в межсезонье: пересмотреть распределение затрат на прямые и косвенные с целью максимального увеличения доли прямых расходов.

Надо признать, что предложенный финансистами способ снижения размера убытков не противоречит налоговым нормам. Согласно ст. 318 НК РФ налогоплательщик наделен правом самостоятельного определения перечня прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Поскольку предлагаемый в названной статье перечень прямых расходов не является обязательным, при формировании учетной политики организация может определить иной перечень таких расходов. Причем никаких жестких рекомендаций (и, что самое главное, каких-либо ограничений) относительно того, какие именно расходы должны быть включены в состав прямых, а какие нет, в НК РФ не дано.

Между тем сказанное вовсе не означает полного отсутствия правил, которые налогоплательщик должен соблюсти при распределении расходов на прямые и косвенные. Перечень прямых расходов должен быть экономически обоснован, что неизменно подчеркивают официальные органы в многочисленных разъяснениях (см., например, Письмо Минфина России от 19.05.2014 № 03-03-РЗ/23603).

Вот что по этому поводу сказано в Письме ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@. Глава 25 НК РФ не содержит прямых положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным. Однако из норм ст. 252, 318 и 319 НК РФ следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным. Более того, в ст. 318 НК РФ отражена норма, предусматривающая включение в состав прямых расходов именно тех расходов, которые связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Это означает, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. Налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

Кстати, последний тезис поддержан арбитрами (см. постановления АС ПО от 28.01.2015 № Ф06-18543/2013, Ф06-19895/2013, Ф06-19104/2013 по делу № А55-4387/2014, ФАС МО от 29.01.2014 № Ф05-16475/2013 по делу № А40-150130/12-140-1084).

Из сказанного можно сделать вывод: те или иные расходы налогоплательщика, которые не могут быть однозначно отнесены к конкретному виду производимой продукции, выполненным работам, оказанным услугам, следует признавать косвенными, за исключением внереализационных расходов, состав которых поименован в ст. 265 НК РФ.

При распределении расходов нужно также учесть письма Минфина России от 14.05.2012 № 03-03-06/1/247, от 07.12.2012 № 03-03-06/1/637, в которых авторы допускают использование при формировании состава прямых расходов в налоговом учете перечня прямых расходов, применяемого для целей бухгалтерского учета.

Важная деталь. Перечень прямых расходов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогового учета. Если этого не сделать, при проверке налоговики, руководствуясь перечнем (подчеркнем: примерным) из ст. 318 НК РФ, могут пересчитать размер налоговых обязательств.

Равномерный учет косвенных расходов

Несмотря на нестандартность указанного варианта учета косвенных расходов (напомним: именно его анализировал Минфин в Письме № 03-03-07/21), он поддержан судьями.

Суть рассмотренной в Постановлении ФАС СЗО от 21.07.2011 по делу № А56-48512/2009 спорной ситуации такова. Затраты, связанные с подготовкой нового производства (состоящие из управленческих и производственных расходов), общество в соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета аккумулировало в течение 2003 – 2004 годов на счете 97 «Расходы будущих периодов». После запуска производства указанные расходы были равномерно списаны на себестоимость в течение 2005 года, то есть были соотнесены с периодом возникновения дохода, на получение которого они были направлены.

Налоговый учет обозначенных расходов общество организовало с применением регистров бухгалтерского учета, соответственно, в целях налогообложения они признавались в аналогичном порядке. Поскольку связь между расходами и доходами от реализации продукции не может быть определена четко, общество воспользовалось предоставленным ему ст. 272 НК РФ правом равномерного признания таких расходов в течение трех отчетных периодов 2005 года.

Изложенный подход к признанию косвенных расходов, по мнению автора, является рискованным. Из статьи 252 НК РФ (определяющей базовые принципы признания расходов) не следует, что расходы включаются в облагаемую базу по мере получения дохода, главное – чтобы они были произведены с целью получения дохода. Поэтому косвенные расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме должны быть отнесены к расходам текущего периода даже в случае отсутствия в данном периоде доходов от реализации. Однако продуманный и грамотно определенный состав прямых расходов позволит организации с сезонным характером деятельности уменьшить размер убытка, полученного в период межсезонья.

Амортизация в сезонном производстве

В каком порядке учитываются расходы в виде амортизационных отчислений по объектам ОС, которые используются в основном производстве организации, но в связи с сезонным характером работ эксплуатируются в ограниченный несколькими месяцами период времени? Ответ на этот вопрос зависит от того, переведены основные средства в межсезонье на консервацию или нет.

Сразу оговоримся: обязанность по консервации объектов ОС НК РФ не установлена. Подобное решение каждая организация принимает самостоятельно. Целесообразность данного шага должна определяться исходя из таких обстоятельств.

Консервация объекта ОС означает исключение его из состава амортизируемого имущества на срок, превышающий три месяца (п. 3 ст. 256 НК РФ). Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем исключения основного средства из состава амортизируемого имущества (п. 6 ст. 259.1, п. 8 ст. 259.2 НК РФ), и возобновляется с 1-го числа месяца, следующего за тем, когда эти объекты вновь введены в эксплуатацию (п. 7 ст. 259.1, п. 9 ст. 259.2 НК РФ). После расконсервации объекта ОС амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период консервации (абз. 6 п. 3 ст. 256 НК РФ).

Расходы на консервацию и расконсервацию, на содержание законсервированного объекта в период простоя могут быть учтены в составе внереализационных расходов (пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Если объекты основных средств в межсезонье не консервируются, амортизация по ним в силу п. 1 и 3 ст. 256 НК РФ начисляется в обычном порядке (письма Минфина России от 25.03.2013 № 03-03-06/2/9224, от 28.02.2013 № 03-03-10/5834).

То есть организация вправе продолжать амортизировать простаивающие основные средства и, соответственно, включать амортизационные отчисления в производственные расходы:

  • если они являются косвенными – в месяце их начисления (п. 3 ст. 272, абз. 1 п. 2 ст. 318 НК РФ);
  • если они являются прямыми – по мере реализации продукции (работ, услуг), для производства которых они были осуществлены (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ).

Есть еще вариант: суммы начисленной в межсезонье амортизации, относимой к прямым расходам, включать в состав внереализационных расходов на основании пп. 3 п. 2 ст. 265 НК РФ как убытки от простоя. Этот вариант обусловлен рекомендациями Минфина из Письма от 04.04.2011 № 03-03-06/1/206. Ведь простой основных средств по внутрипроизводственным причинам (именно о них рассуждали финансисты) и в период межсезонья схожи по своей экономической природе. Однако при применении такого подхода не исключены споры с проверяющими.

В бухгалтерском учете годовая сумма амортизации по основным средствам, используемым в сезонном производстве, начисляется за сезон (п. 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» 2 ). За его пределами начисление амортизации не осуществляется. В связи с тем, что в бухгалтерском и налоговом учете амортизация начисляется по разным правилам, в бухгалтерском учете у организации возникнут временные разницы (п. 8 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» 3 ).

Компания с сезонным видом деятельности эксплуатирует основное средство 6 месяцев в году (с апреля по сентябрь включительно). Первоначальная стоимость основного средства – 540 000 руб. Срок полезного использования – 6 лет (72 месяца). В бухгалтерском и налоговом учете амортизация начисляется линейным методом. В период межсезонья (с октября по март) объект ОС не консервируется.

В бухгалтерском учете годовая сумма амортизации составляет 90 000 руб. (540 000 руб. / 6 лет), ежемесячная сумма – 15 000 руб. (90 000 руб. / 6 мес.).

В налоговом учете ежемесячная норма амортизации соответствует 1,389% (1 / 72 мес. х 100%), ежемесячная сумма амортизации – 7 500 руб. (540 000 руб. x 1,389%).

Поскольку с января по март амортизация в бухгалтерском учете не начисляется, возникают временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые обязательства (ОНО) (п. 12, 15 ПБУ 18/02).

С апреля по июнь сумма бухгалтерской амортизации превышает сумму налоговой амортизации, значит ОНО, возникшие в период с января по март, ежемесячно уменьшаются вплоть до их полного погашения (п. 18 ПБУ 18/02).

С июля по сентябрь по той же причине (из-за превышения суммы бухгалтерской амортизации над суммой налоговой) образуются вычитаемые временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые активы (ОНА), которые погашаются в октябре – декабре (п. 11, 14, 17 ПБУ 18/02).

В учете компании будут сделаны следующие записи:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 апреля 1999 г. N 382

О ПЕРЕЧНЯХ СЕЗОННЫХ ОТРАСЛЕЙ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

2. Признать утратившими силу:

Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. N 225 "Об утверждении Перечня предприятий, осуществляющих сезонную закупку сырья, для целей обложения налогом на добавленную стоимость" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 1003);

Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1321 "О внесении дополнений в Перечень предприятий, осуществляющих сезонную закупку сырья, для целей обложения налогом на добавленную стоимость" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5149);

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1994 г. N 127 "О внесении дополнения в Перечень предприятий, осуществляющих сезонную закупку сырья, для целей обложения налогом на добавленную стоимость" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 9, ст. 703);

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 1995 г. N 74 "О внесении дополнения в Перечень предприятий, осуществляющих сезонную закупку сырья, для целей обложения налогом на добавленную стоимость" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 423).

от 6 апреля 1999 г. N 382

СЕЗОННЫХ ОТРАСЛЕЙ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ПРИМЕНЯЕМЫЙ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОТСРОЧКИ ИЛИ РАССРОЧКИ

ПО УПЛАТЕ НАЛОГА

Механизированные работы в полевых условиях

Заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья

Выращивание прудовой товарной рыбы и рыбопосадочного материала

Сезонное производство в организациях мясной и молочной промышленности

Сезонное производство в организациях сахарной и консервной промышленности

Производство растительных масел и жиров

Рыбохозяйственная деятельность на промысловых судах и в береговых перерабатывающих организациях

Искусственное воспроизводство рыбных запасов

Позиция исключена. - Постановление Правительства РФ от 25.02.2014 N 141

Добыча и переработка водорослей и морских млекопитающих

Нефтедобывающая и газовая промышленность

Обустройство месторождений и строительство объектов на болотистых местах и под водой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Добыча, сушка и уборка торфа

Ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях

Заготовка растительного лекарственного и эфирно-масличного сырья

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

Заготовка и вывозка древесины

Сплавные и лесоперевалочные работы, работы по выгрузке древесины из судов водного транспорта и выкатке древесины из воды

Заготовка живицы, пневого осмола и бересты

Сезонное производство изделий из натурального меха в организациях меховой промышленности

Подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работа в лесопитомниках

Полевые лесоустроительные работы

Заготовка дикорастущих лесных продуктов

Охотничий промысел и заготовка продукции охоты

Охрана, учет и воспроизводство охотничьих животных, включая биотехнические мероприятия и дичеразведение

Полевые охотоустроительные работы

Дноуглубительные и берегоукрепительные работы

Полевые экспедиционные работы

Промышленность нерудных строительных материалов

Добыча песчано-гравийной смеси из русел рек

Промышленность по добыче и обработке драгоценных

металлов и драгоценных камней

Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений

Добыча драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности (малые золоторудные месторождения)

Речной и морской транспорт

Перевозки пассажиров и грузов, погрузочно-разгрузочные работы в районах с ограниченными сроками навигации

Строительство и ремонт судов внутреннего водного транспорта в районах с ограниченными сроками навигации

Все отрасли экономики

Досрочный завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности

Читайте также: