Презентация на тему выездная налоговая проверка

Опубликовано: 04.05.2024

Выездные налоговые проверки — наиболее сложная и эффективная форма налогового контроля. Большое значение здесь придается соблюдению установленных законом ограничений, призванных защитить добросовестного налогоплательщика от возможного произвола со стороны государства.

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

. Сущность выездной налоговой проверки организаций и крупнейших налогоплательщиков

. Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированных групп налогоплательщиков

. Отличия проведения выездной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков и консолидированных групп налогоплательщиков

Выездные налоговые проверки — наиболее сложная и эффективная форма налогового контроля. Большое значение здесь придается соблюдению установленных законом ограничений, призванных защитить добросовестного налогоплательщика от возможного произвола со стороны государства.

Основное содержание выездной налоговой проверки — проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения, как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.

Очередные изменения налогового законодательства привели к появлению совершенно нового для Российской Федерации понятия «консолидированная группа налогоплательщиков».

Появление Федерального закона от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» (далее — Федеральный закон N 321-ФЗ) вызвано реформированием российского законодательства в соответствии с европейскими стандартами.

Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

Однако, специфика планирования и проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих статус крупнейших и консолидированных групп налогоплательщиков различна.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

1. Сущность выездной налоговой проверки организаций и крупнейших налогоплательщиков

выездной налоговый проверка

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа [1].

Выездные налоговые проверки регулируются следующими документами:

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ),

Приказ ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки»

Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками»

Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»

Выделяют комплексные и тематические выездные налоговые проверки.

Комплексные выездные налоговые проверки -налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

при проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Приостановка проведения выездной налоговой может проводиться для:

истребования документов (информации) [1, п. 1 ст. 93.1];

получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя или заместителя руководителя налогового органа, проводящего указанную проверку.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган проверяет документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность налоговикам ознакомиться с документами. У налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы (порядок истребования документов определен статьей 93 НК РФ) [1, п. 12 ст. 89].

Если у налоговиков есть основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов (порядок выемки документов определен статьей 94 НК РФ) [1, п. 14 ст. 89].

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Налоговики вправе проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (порядок этих процедур изложен в ст. 92 НК РФ) [1, п. 13 ст. 89].

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю [1, п. 15 ст. 89].

3. Отличия проведения выездной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков и консолидированных групп налогоплательщиков

Таблица 2 — Процессуальные действия при проведении налоговых проверок организаций и консолидированных групп

ПроцедураСрок проведения налоговых проверокорганизацииконсолидированные группыПредоставление документов, истребованных в ходе проведения налоговой проверки10 дней со дня получения требования20 дней со дня получения требованияВозможность продления срока предоставления документов по запросу налоговых органов на основании письменного запроса налогоплательщикаБез указания срока (по решению руководителя или заместителя руководителя) налогового органаНе менее чем на 10 дней (по решению руководителя или заместителя руководителя) налогового органаСоставление акта выездной налоговой проверки (со дня составления справки о проведенной проверке)2 месяца3 месяцаВручение акта налоговой проверки5 дней с даты составления акта10 дней с даты составления актаПредоставление налогоплательщиком письменных возражений по акту налоговой проверки в налоговый орган1 месяц со дня получения акта30 дней со дня получения актаПроведение дополнительных мероприятий налогового контроля по результатам рассмотрения материалов выездной проверки1 месяц2 месяцаВступление в силу решения по результатам выездной проверки1 месяц со дня врученияПодача жалобы в вышестоящий налоговый орган1 год со дня вынесения обжалуемого решения или со дня нарушения прав налогоплательщикаПодача апелляционной жалобы на решение налогового органадо дня вступления в силу обжалуемого решенияПодача жалобы в ФНС России3 месяца со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе)

Таким образом, законодательством предусмотрены пролонгированные сроки выполнения процессуальных действий при проведении налоговых проверок консолидированных групп налогоплательщиков по сравнению с налоговыми проверками организаций.

Специфика крупного бизнеса (организационно сложная структура, множество взаимозависимых лиц, контрагентов, нетипичные операции и т. д.) требует и особых подходов к аналитическим процедурам на этапе планирования и организации выездных налоговых проверок данной категории плательщиков. Отраслевая структура администрирования крупнейших налогоплательщиков позволяет осуществлять мониторинг тенденций развития соответствующих видов экономической деятельности, изучить производственную специфику, а также характер хозяйственных связей и финансовых отношений. На этапе предпроверочного анализа изучается бухгалтерская и налоговая отчетность, в том числе проводится сравнительный анализ динамики абсолютных значений и структуры основных финансовых показателей, относительных показателей (коэффициентов), а также сопоставительный анализ с данными из внешних источников.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Существуют процедурные особенности планирования налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков. Первое — это периодичность формирования плана проверок. Если в целом планирование налоговых проверок осуществляется ежеквартально, то для такой категории налогоплательщиков, как крупнейшие, план проверок формируется на год. Второе — это порядок согласования и утверждения плана. Он заключается в следующем [3].

Шаг 1. Работа по формированию проекта плана начинается с сентября предшествующего года. Инспекция, курирующая крупнейших налогоплательщиков, направляет в другие налоговые органы предложения по включению в план зависимых организаций крупнейших налогоплательщиков.

Шаг 3. После получения и обработки запрошенной информации инспекция по крупнейшим налогоплательщикам за месяц до начала планируемого года направляет проект плана проверок в Контрольное управление ФНС России на утверждение.

Шаг 4. Утвержденный заместителем руководителя ФНС России план выездных налоговых проверок на предстоящий год доводится до инспекций по крупнейшим налогоплательщикам.

Шаг 5. Инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, в свою очередь, на основании утвержденных планов ежеквартально направляют в соответствующие Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации списки филиалов, обособленных подразделений, зависимых организаций крупнейших налогоплательщиков для включения в план проверок на предстоящий квартал.

Шаг 6. Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации доводят данные списки до территориальных налоговых органов. В случае не включения в проект плана проверок рекомендованных налогоплательщиков, инициатору направляется мотивированное обоснование.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Шаг 7. Далее ежеквартально инспекции по крупнейшим налогоплательщикам отчитываются перед Контрольным управлением ФНС России об исполнении плана и о результатах проведенных проверок.

Таким образом, реализован принцип обеспечения вертикально-интегрированных структур вертикально-интегрированным налоговым контролем. Планирование выездных проверок крупнейших налогоплательщиков осуществляется централизованно, на уровне ФНС России.

Центральный аппарат ФНС утверждает планы, осуществляет контроль за их исполнением, оценивает и анализирует результаты проверок.

И главное отличие заключается в том, что выездная налоговая проверка консолидированных групп налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков на территории (в помещении) ответственного участника этой группы и на территориях (в помещениях) иных участников этой группы на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Основной функцией налоговых органов является налоговый контроль, наиболее эффективной формой которого являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами выявляются и пресекаются нарушения налогового законодательства, а также обеспечивается предупреждение налоговых правонарушений.

Основной проблемой при выездных налоговых проверках является обеспечение обоснованного отбора налогоплательщиков для проведения мероприятий налогового контроля, учитывая, с одной стороны, взаимосвязь участников консолидированных групп налогоплательщиков, применение ими нерыночных методов ценообразования и, с другой стороны, высокую степень трудо-временных и финансовых затрат налоговых органов на проведение проверок.

Методика проведения выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков является новейшим этапом в организации и проведении всего налогового контроля. Основные задачи выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика: всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления и полноте и своевременности перечисления в бюджеты и не бюджетные фонды установленных налогов и сборов; выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налоговых деклараций; анализ влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы по различным видам налогов и сборов; формирование доказательной базы по фактам выявленных налоговых правонарушений и обеспечение документального отражения этих нарушений; доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов, формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечении налогоплательщика к ответственности за выявленные налоговые правонарушения.

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

worker_v1-color
Форма обучения: онлайн конференция*
time_v1-color
Продолжительность обучения: 4 конференции по 2 часа
professional_v1-color
Итоги обучения:

  • удостоверение о повышении квалификации гос образца
  • полностью избавите свою компанию от налоговых доначислений
* технические возможности позволяют подключить камеру и микрофон каждому участнику конференции

Налоговые проверки и налоговый контроль

бухгалтер-топ5

Вы - бухгалтер обычной российской компании. Вы регулярно получаете требования из налоговой службы: о предоставлении документов, вызовы в ФНС, о «разрывах по НДС» и т.д.

На встречах в инспекции Вам угрожают назначением выездных проверок и доначислениями. Вы не раз сталкивались с блокировками ЭЦП, записями о недостоверности адреса и т.д.

Пройдя обучение, Вы сможете полностью избавить свою компанию от налоговых доначислений.

Ни одному нашему клиенту за 2016-2020 года, налоговая НЕ доначислила ни одного рубля!

На курсе о налоговых проверках и налоговом контроле Вы узнаете:

  • 3 ситуации, в которых происходит доначисление налогов
  • маркетинговый ход ФНС, который позволяет собирать 40% всех доначислений
  • как АСК НДС проверяет декларации?
  • что такое «автотребование» и как на него безопасно отвечать?
  • что такое «разрыв НДС» и на какие «разрывы» можно не реагировать?
  • и многие другие самые важные вопросы

Курс подойдет Вам, если Вы:

  • действующий бухгалтер, который хочет избежать налоговых доначислений
  • начинающий бухгалтер, желающий стать более высокооплачиваемым

  • обучение отличается лаконичностью и простотой. Только самое нужное!
  • все занятия будут проходить в формате онлайн конференций
  • возможность задать свои вопросы спикеру в прямом эфире
  • тесное взаимодействие с преподавателем на живых вебинарах, а значит, вы на 100% научитесь применению данной системы у себя в работе.
  • обучение проводится без усложнений, простым языком, с конкретными примерами из практики.

02
1. Виды налогового контроля

02
2. Камеральная проверка

  • Мероприятия камеральной проверки
  • Камеральная проверка по НДС
  • Как работает АСК НДС
  • Результаты камеральной проверки
  • Пределы полномочий ФНС и права налогоплательщиков

02
3. Выездная налоговая проверка (ВНП)

02
4. Мероприятия ФНС вне рамок налоговых проверок

  • Требования ФНС
  • Допрос свидетеля
  • Вызов на комиссию по легализации налоговой базы

02
Во время обучения рассматриваются вопросы:

  • «разрыв НДС»
  • как отвечать на требования ФНС?
  • как проверить требование на соответствие закону?
  • реальные и мнимые угрозы назначения проверок
  • последствия вызовов в ФНС
  • методы ФНС по взысканию недоимок
  • и другие

02
Наглядные пособия - презентации в формате PDF

Федоров Андрей

Юрист с более, чем 20-ти летним стажем.

Два высших образования

Автор образовательного проекта для молодых предпринимателей "Бухгалтерия для НеБухгалтеров"

Соучредитель Общества защиты прав автолюбителей

Выездная проверка налогоплательщика, являющегося физическим лицом, имеет четкую цель – правильность исчисления и своевременность уплаты им налогов, в том числе и нескольких налогов сразу – об этом гласит ст. 89 НК РФ. Рассмотрим подробнее как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц и какими документами они регламентируются.

Чтобы иметь представление о корректности и правомерности проведения выездной проверки, необходимо изучить саму процедуру и сроки ее проведения. Вдобавок, важно знать, какие права есть у налогоплательщиков и должностных лиц налоговых органов при проведении указанной процедуры.

  • Назначение и проведение выездной налоговой проверки
  • Срок проведения выездной налоговой проверки
  • Права налогоплательщика и сотрудников налоговых органов при проведении проверки
  • Как оформляется итог выездной налоговой проверки
  • Сроки рассмотрения материалов налоговой проверки
  • Способы вручения решения по результатам налоговой проверки
  • Вступление в силу и исполнение решения по выездной налоговой проверке

Назначение и проведение выездной налоговой проверки

Налоговый орган осуществляет налоговую проверку по месту жительства физического лица, но его сотрудники должны получить согласие самого плательщика налогов и граждан, которые проживают в жилье проверяемого налогоплательщика на проведение указанной проверки. Если данное согласие не было получено, то проведение проверки проводится по месту, где находится налоговый орган. Об этом гласит ст. 25 Конституции РФ; абз. 1 п.2 ст. 89, п. 5 ст. 91 НК РФ.

Выездная проверка ограничена проверяемым периодом, не превышающим трех лет, предшествующих году, когда было вынесено решение о проведении проверки – об этом гласит абз.2 п.4 ст. 89 НК РФ.

Что проверяют при выездной налоговой проверке?

Внимание контролеров будет сосредоточено на правильности начислений и уплаты налогов за конкретно взятые периоды. Контролер может проверять все налоги, уплачиваемые компанией, или выборочные.

Необходимо учитывать, за какой период налоговая может провести проверку, чтобы сосредоточиться на проработке соответствующих документов. Инспекция вправе изучить трехлетний период (до года, в котором было принято решение о проведении выездных контрольных мероприятий данной компании).


В ходе проверки инспектор будет изучать правильность уплаченных налогов — всех или выборочных

Помимо изучения документов налоговый специалист вправе вызвать на допрос в качестве свидетеля сотрудников компании или любого другого гражданина, который, по мнению контролера, обладает необходимыми сведениями.

Если есть такая необходимость, налоговая служба осуществляет выемку документации или каких-либо предметов, проводит инвентаризацию. К своей проверке контролер может привлечь переводчика или эксперта в области производства.

Срок проведения выездной налоговой проверки

Для проведения выездной проверки должностным лицам налогового органа выделяется два месяца. Этот срок может быть продлен до 4 месяцев или полугода в оговоренных законом случаях:

  • Налоговый орган получил сведения, свидетельствующие о возможном нарушении законодательства, поэтому требуется дополнительная проверка;
  • Налогоплательщик, в отношении которого ведется проверка, в установленный срок по запросу налоговиков не представил документы;
  • На территории, где велась проверка, случился пожар, наводнение, ураган, потоп или иные чрезвычайные происшествия;
  • Есть другие обстоятельства.

Срок выездной проверки также может быть приостановлен, не более чем на 6 месяцев – это зафиксировано в п.9 ст. 89 НК РФ. К примеру, если понадобилось провести экспертизу.

Как избежать выездных налоговых проверок

Подробное изучение сведений о контрагентах

Необходимо изучить основные указанные выше индикаторы, проводя их комплексный анализ. Компания нуждается в получении большого количества систематизированной информации – без систематизации с данными будет трудно работать.

Удобное, простое пользование сервисов по проверке контрагентов особенно актуально для малых и средних предпринимателей, имеющих ограниченные ресурсы на решение подобных задач.

Регламент проведения проверки

Перед анализом деятельности партнёров необходимо предварительно разработать правила проведения проверки. Определение осуществляется по регламенту – документу, содержащему подробные сведения о проверке. Регламент позволит организовать проведение проверки, назначить уполномоченных лиц, предотвратить риски сотрудничества с контрагентами, исключить случайные ошибки. Если есть регламент, то компания с лёгкостью докажет перед сотрудниками ФСН отсутствие вины.

Регламент должен содержать информацию о том, от какой суммы сделки компания инициирует проверку контрагента, кого она проверяет (поставщиков, заказчиков или всех категорий контрагентов), какие сведения подлежат анализу.

Также необходимо назначить уполномоченное лицо, ответственное за проведение проверки.

Если регламент не был разработан, то отвечает за оформление сделок и проверку партнёров директор. Если сотрудники ФНС посетят компанию с проверкой, то именно к директору будут обращены все вопросы.

Права налогоплательщика и сотрудников налоговых органов при проведении проверки

Если говорить о том, как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц следует также обратиться к ст. 31, п.п. 12-12 ст. 89, ст. ст. 86, 90 – 97 НК РФ, где сказано, что сотрудники налоговых органов имеют право независимо от согласия физлица-налогоплательщика:

  1. Заниматься осмотром имущества налогоплательщика в нежилых помещениях и осуществлять в них выемку предметов и документов;
  2. Запрашивать документы, которые требуются для проверки, а также истребовать их у третьих лиц;
  3. Вызывать в качестве свидетеля любое физлицо в том случае, если оно обладает какой-либо информацией, имеющей значение для проверки;
  4. Привлекать экспертов и специалистов.

В случае если налогоплательщик (физлицо) не желает проверку и создает препятствия, налоговые органы имеют право определять расчетным методом суммы налогов, подлежащие уплате им, основываясь на имеющейся у них информации о физическом лице, а также сведениях об иных аналогичных налогоплательщиках. Это обозначено в пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

В свою очередь налогоплательщики тоже имеют зафиксированные на уровне закона права:

  • Получение акта проверки и справки о проведенной выездной проверке;
  • На ознакомление с материалами проверки, с решением о проведении выездной проверки, дополнительными мероприятиями налогового контроля;
  • Подачу возражений в письменном виде по акту выездной проверки и по результатам дополнительных мероприятий, проводимых налоговым контролем, а также обжалования окончательного решения.

Когда вас налоговая пугает выездной проверкой…

Знакомые прислали (все изменено до неузнаваемости):

Ну, дозвонились мы до этого сотрудника, он говорит – это по вашему поставщику, ООО “Ромашка” знаете? Ну, мы говорим – знаем, конечно, полтора года работаем, бумаги приносить? Нет, бумаги никакие не нужны, приходите, “просто пообщаемся”.

От себя добавлю – реально работаем полтора года, реальные люди там, мы пару раз были на производстве в Н-ске, два раза в неделю привозят нам реальную продукцию, есть сайт

Короче, пришли к инспектору генеральный директор и бухгалтер.

Он такой разворачивает монитор и показывает им окно АСК НДС-2 где мы в центре, и вокруг нас поставщики со стрелочками.

Мы – зеленые, все поставщики зеленые, один желтый, и ООО «Ромашка» – красная. Только Ромашка – красная.

От Ромашка вниз еще идут связи и упираются в какую-то помойку с символом молнии.

Инспектор говорит – вот этот ООО «Помойка» внизу цепочки украла XX млн рублей НДС за второй квартал.

Вы, говорит, либо подаете уточненку за второй квартал 2020 года, и ваша связь с ООО «Ромашка» рвется, вы исчезаете с этой карты с ООО «Ромашкой», и я отдаю в Управление документы о “побуждении” налплата к подаче уточненки, либо сейчас полный допрос о деталях и мы прийдем с ВНП.

Если сотрудник ИФНС пугает вас выездной проверкой (мы к вам придем, если что-то не сделаете), то это вас должно насторожить. Но не потому, что действительно придут, а потому “не развод ли это на деньги”.

Возьмем открытую статистику по налоговым проверкам, например, отсюда.

Средняя стоимость выездной налоговой проверки 17.1 млн рублей. Можно предположить, в Москве выше, в Урюпинске ниже. Т.е. если у вас невозможно взять столько денег, скорее всего к вам не придут.

Критерии самостоятельной оценки рисков выездной налоговой проверки есть в открытом доступе, например тут. Если по ним не видно серьезных рисков, то скорее всего к вам не придут. Если риски есть, но совсем мелкий бизнес и с вас нечего взять, скорее всего к вам не придут.

По открытой информации, появляющейся в тех или иных источниках, цель ФНС в области выездных проверок это сокращение их количества и улучшение их качества (собираемых денег). Для достижения этой цели используется много разных средств (от автоматизации, до улучшения качества камеральных проверок и предпроверочного анализа и отбора). По нашему мнению, влияние обычного сотрудника ИФНС на вероятность выездной проверки небольшое (если вообще есть).

В 2020 году были проверены 0.3% налогоплательщиков, это проверка 3 налогоплательщиков из 1000, и это количество снизилось по сравнению с 2020 годом. У рулетки 37 слотов. Вероятность выигрыша 1/37 или 2.7%, т.е. почти в 10 раз больше. Как думаете, у вас много шансов выиграть в рулетку поставив все свои деньги на один слот? а с выездной налоговой проверкой еще меньше.

Конечно, на вероятность проверки может оказывать влияние много факторов, но как нам кажется, если вы слышите от сотрудника инспекции угрозы о приходе с выездной проверкой, воспринимайте это с известной долей скепсиса. По крайней мере до тех пор, пока суммы, за которыми они могут прийти, не стали сравнимы со средней стоимостью проверки или ваш бизнес не стал достаточно большим в своем регионе.

Стоит учитывать, эта заметка не о том, что не бывает выездных налоговых проверок в малом и микро бизнесе. Это заметка о том, что не надо слишком бояться угроз сотрудников ИФНС и спешить исполнять их требования. Возможно, что за этими угрозами совсем ничего не стоит. По нашему опыту работы не реализовалась ни одна угроза подобного рода.. (провести выездную проверку или возбудить уголовное дело и посадить), хотя слышали мы (или наши клиенты) их от сотрудников ИФНС разного уровня.

Share this:

  • Print
  • Tweet

Like this:

Как оформляется итог выездной налоговой проверки

В последний день проведения выездной проверки налоговики составляют справку о проведенной проверке и передают ее налогоплательщику. Также до того как истекут два месяца с момента составления указанной справки, налоговый орган обязан составить акт налоговой проверки и вручить его налогоплательщику или его представителю. Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней со дня, когда данный акт был составлен. Об этом гласят п.п. 2,6 ст. 6.1, п. 15 ст. 89, п.п. 1,5 ст. 100, п.1 ст. 101 НК РФ.

В случае если физлицо не согласно с актом налоговой проверки, то у него есть право подать в письменном виде возражения на него в проводивший проверку налоговый орган, и на это ему дается 1 месяц (см. п.6 ст. 100 НК РФ).

При налоговой проверке важно не препятствовать общению

В письмах ФНС России от 24.08.12 № АС-4-2/[email protected], от 25.07.13 № АС-4-2/13622 перечислено только несколько видов противодействия. Под ним понимается «миграция» компании, смена учредителей или руководителей, реорганизация и ликвидация компании.

С такой оценкой согласны суды. Например, АС Северо-Кавказского округа (постановление от 06.02.15 № Ф08-10641/2014) обратил внимание на смену местонахождения компании и состава учредителей. И предположил, что данные действия общества могут быть направлены на создание условий, препятствующих проведению налоговой проверки.

Четвертый ААС (постановление от 08.04.15 № 04АП-345/2015) также счел отрицательным фактором миграцию общества и смену руководителя. Компания таким образом безуспешно пыталась избежать получения уведомлений и требований из налогового органа. Инспекция провела осмотр помещений по указанному в ЕГРЮЛ адресу, установила отсутствие в них проверяемого лица. Суд учел, что компания до этого была предупреждена о готовящейся налоговой проверке. Поэтому сделал вывод, что имела место попытка уклонения от налогового контроля.

Местонахождение по иному адресу, не указанному в ЕГРЮЛ, формально не является миграцией. Но, как и миграция, расценивается судами как способ уклонения от налогового контроля. Только путем выборочного получения корреспонденции, направляемой налоговым органом по почте. К такому выводу пришел, в частности, ФАС Московского округа в постановлении от 29.07.14 № Ф05-7868/14.

На практике компании достаточно часто применяют такой способ защиты от налоговых проверок. Но скрыться от налоговой проверки это обычно не помогает. Максимум удается ее немного отсрочить на время приостановки. Чтобы снизить неблагоприятные последствия, можно подготовить доказательства того, что у миграции была деловая цель. Например, компания переехала ближе к поставщикам или покупателям. Или же не смогла продлить договор аренды. Истечением срока полномочий можно объяснить смену руководства. При этом желательно, чтобы из документов было очевидно, что такие обстоятельства возникли не после того, как компания узнала о назначении налоговой проверки.

Предприниматель изменил регистрацию места жительства в периоде проведения выездной налоговой проверки. Налоговый орган счел, что это воспрепятствование налоговому контролю. Восьмой ААС (постановление от 30.05.13 № А81-4959/2012) не согласился с этим. Суд принял довод предпринимателя о том, что смена регистрации обусловлена расширением деятельности. В новом месте находился рынок сельскохозяйственной продукции. Налоговый орган этот факт не оспорил. Материалы дела подтверждали, что предпринимательская деятельность физлицом не прекращена.

Компания может не мигрировать, находиться по указанному в ЕГРЮЛ адресу. И при этом в акте появится запись о противодействии налоговой проверке. Это вероятно, если его окажут должностные лица и сотрудники. Например, в случае неявки для допроса или отказа от дачи показаний (ст. 90 НК РФ). Именно так расценил действия руководителя компании ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 30.05.14 № А03-2937/2013). И действия работников общества АС Северо-Кавказского округа (постановление от 06.02.15 № Ф08-10641/2014).

Отметим, что в случае дачи показаний работники и должностные лица могут сослаться на статью 51Конституции РФ. Согласно этой норме, никто не обязан свидетельствовать против себя. Но эта ссылка возможна, только если на сам допрос работник явится. Такой отказ нельзя считать противодействием налоговой проверке (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.12 № А46-10644/2012).

Сроки рассмотрения материалов налоговой проверки

На рассмотрение и принятие решения налоговикам дается 10 рабочих дней с даты окончания срока представления возражений по акту проверки. Этот срок может быть увеличен, но не более чем на 30 дней.

Есть ряд случаев, когда назначается новая дата рассмотрения материалов проверки (повторное рассмотрение). Здесь речь идет, в частности, о необходимости привлечения специалиста, свидетеля или эксперта (п.1, абз. 4 п.2, абз. 2 п.4, а. 6 ст. 101 НК РФ).

Руководитель налогового органа обязан вынести соответствующее решение по результатам рассмотрения материалов (п.п. 1,7 ст. 101 НК РФ). Оно может быть следующим:

  • Требуется проведение дополнительных мероприятий;
  • О привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Если руководитель по результатам рассмотрения материалов установил, что требуется проведение дополнительных мероприятий, то в этом случае будет принято решение об отказе либо о привлечении к налоговой ответственности.

Это решение принимается в течение 10 дней со дня, когда истек срок для представления возражений плательщиком налога. Об этом гласит п.п. 1,6.1, 7 ст. 101 НК РФ.

Способы вручения решения по результатам налоговой проверки

Принятое по итогам налоговой проверки решение должно попасть в руки физическому лицу (если от его имени действует представитель, то к нему) под расписку. Решение может быть передано иным способом, который засвидетельствует дату его получения.

Срок передачи решения – пять рабочих дней после его вынесения. Бывают такие случаи, когда передать решение указанными выше способами не представляется возможным, поэтому оно должно быть направлено по почте заказным письмом по месту жительства налогоплательщика.

Учитывайте, что датой его вручения будет считаться шестой день со дня отправки письма – об этом гласит п. 9 ст. 101 НК РФ.

Вступление в силу и исполнение решения по выездной налоговой проверке

Решение вступает в силу, когда закончится месяц со дня его вручения физлицу. При этом на плательщика налогов возлагается обязанность – исполнить решение, вступившее в силу. Для этой цели налоговый орган в течение 20-ти рабочих дней со дня вступления итогового решения в силу направляет (или вручает в руки) физическому лицу требование об уплате сумм, начисленных по вынесенному решению. Это зафиксировано в п.п. 2,6 ст. 6.1, п.5 ст. 69, п.п. 2,3 ст. 70, п. 9 ст. 101, п. 3 ст. 101.3 НК РФ.

В общем случае подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение акта, который обжалуется. Но при обжаловании набравшего законную силу решения о привлечении или отказе в привлечении к налоговой ответственности его исполнение может быть приостановлено.

Для этого налогоплательщику понадобится написать соответствующее заявление и предоставить банковскую гарантию, согласно которой банк принимает на себя обязанность заплатить денежную сумму в сумме налога, штрафа, пеней, сбора, не уплаченных по обжалуемому решению. Об этом гласит п.5 ст. 138 НК РФ.

Чтобы снизить риски доначисления налогов и штрафов

Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.

Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.

Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.

Когда может приехать налоговая

Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.

Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.

Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.

В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.

Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ

Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.

Как могут привлечь к проверке


Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.

Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.

Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.

Другие поводы для выездной проверки — это:

  1. Истечение даты, до которой компании нужно было устранить нарушения по предписанию налоговой.
  2. Распоряжение прокурора на проведение проверки.
  3. Реорганизация или ликвидация, которую затеяла компания. Причем инспектор может приехать, даже если последняя проверка была совсем недавно, например полгода назад.

Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:

  1. Чтобы проконтролировать инспектора, который провел проверку. Контроль проводит должностное лицо из вышестоящего налогового органа. Например, районная налоговая насчитала один миллион недоимки. А УФНС по региону показалось, что это как-то мало, не иначе коррупция. Тогда она распоряжается провести повторную выездную проверку.
  2. Чтобы проверить уточненку за тот период, который относился к выездной проверке. Уточненка — это декларация, которая исправляет ошибки в уже поданной декларации. Иногда уточненка может уменьшать сумму налога. Тогда ее могут проверить повторно. Например, налогоплательщик указал, что 3 года назад был неучтенный расход, поэтому налог на прибыль был переплачен. До подачи уточненки ИФНС уже провела выездную проверку периода, к которому относится изначальная декларация. Инспекторы приедут еще раз, чтобы проверить, что оно действительно было так.

Какие есть критерии риска

Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.

В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

Когда и кому грозит налоговая проверка

Ситуация Что означает Кого касается
Низкая налоговая нагрузка ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки Всех организаций и ИП
Постоянные убытки Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы Всех организаций и ИП
Значительная сумма вычета по НДС Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС Организаций и ИП на ОСНО
Расходы растут быстрее доходов Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»
Низкая зарплата работников Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание Всех организаций и ИП
Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима
Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД
Расходы почти равны доходам Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное ИП на ОСНО
Работа построена на сотрудничестве с посредниками Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной Всех организаций и ИП
Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку Всех организаций и ИП
«Миграция» между налоговыми органами Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов Всех организаций
Низкий уровень рентабельности Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. Организаций на ОСНО
Деятельность с высоким налоговым риском Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды Всех организаций и ИП

Как подготовиться к приезду налоговой

Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.

Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.

Подготовьте к проверке документы и предупредите команду

Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.

Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.

Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.

Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.

Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.

Как подготовить документы

К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :

  1. Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
  2. Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
  3. Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
  4. Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
  5. Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.

Как проходит выездная проверка

Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.

Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.

Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

Как долго длится проверка

Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:

Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.

Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:

  1. Получить информацию у контрагентов. Например, инспектор хочет убедиться, что ООО, которое он проверяет, действительно отвез груз для заказчика на другой конец страны.
  2. Получить информацию от иностранных государственных органов.
  3. Провести экспертизу.
  4. Перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.

Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.

Чем заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.

Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:

  1. Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
  2. Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.

Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.

Читайте также: