Налоги относятся к социальному институту
Опубликовано: 04.05.2024
«Клерк» Рубрика ЕСН
Единый социальный налог — налог, предназначенный для мобилизации средств в целях реализации прав граждан на государственное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Налогоплательщиками налога признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
В целях налогообложения члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в пунктах 1 и 2, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
А. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем пункта 1, указанного выше, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом пункта 1, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Б. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в пункте 2, приведенном выше, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
В. Для налогоплательщиков — членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.
Указанные в пункте А выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:
- у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
- у налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Исчисление налоговой базы для других категорий налогоплательщиков изложено в ст. 237 НК РФ. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) — исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
В соответствии со ст. 238 ПК РФ не подлежат налогообложению:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с:
- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
- бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
- оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
- оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
- возмещение иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
- выполнение физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) семьи;
4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиком, финансируемым из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями, — в пределах размеров, установленных законодательством РФ;
5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;
6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла; суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников;
7) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;
8) выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в 3 месяца и не превышают 10 тыс. руб. в год;
9) другие выплаты в соответствии со ст. 238 НК РФ.
От уплаты налогов освобождаются:
1) организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I , II , III группы;
2) следующие категории налогоплательщиков-работодателей — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:
- общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
3) другие категории налогоплательщиков в соответствии со ст. 239 НК РФ.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Для налогоплательщиков (работодателей) — организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие ставки.
Если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиков-работодателей, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., налог уплачивается по максимальной ставке, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному в настоящем абзаце критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников 30 человек (включительно) — выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
Для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих наем работников, и глав членов крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются следующие налоговые ставки.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями установлен ст. 243 НК РФ.
Больше видеоуроков для подготовки к ЕГЭ здесь ШКОЛА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Налоги, их функции
Роль налогов велика. Как известно, собранные налоги государство направляет на производство общественных благ. От того, насколько исправно они уплачиваются, зависит благосостояние всего общества – уровень образования, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и т. д. Что же такое налоги? Запомните следующее определение:
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства.
Налоги как любой социальный институт выполняют значимые для общества и государства функции. Рассмотрим некоторые из них:
- Фискальная функция – самая главная функция, которая заключается во взимании налогов и наполнении госбюджета. В России налоги составляют 85% госбюджета. Выплата налогов является конституционной обязанностью граждан РФ и обеспечивается специальными органами налогового контроля. К тем, кто уклоняется от выплаты налогов применяются санкции.
- Распределительная (социальная) функция – налоги, поступившие в госбюджет, перераспределяются в сферу социального обслуживания (выплата пенсий, стипендий, зарплат госслужащих). Как уже было сказано выше, налоги направляются на создание и развитие общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, наука, оборона страны).
- Регулирующая функция – налоги путем повышения или понижения стимулируют развитие одних видов экономической активности и подавляют другие виды. Например, с целью развития малого бизнеса в отрасли сельского хозяйства государство предоставляет налоговые льготы для предпринимателей. И напротив, для владельцев казино установлена 90% – ная налоговая ставка, на продажу спиртных и табачных изделий устанавливаются высокие акцизы.
Уровни и виды налогов
Уровни налогообложения в РФ
Субъект налогообложения
Федеральные
НДФЛ (подоходный налог)
Региональные
Налог на недвижимость
Налог с продаж и др.
Налог на имущество
Налог на дарение
Налог на наследование и др.
Субъект налогообложения
Прямые – взимаются с доходов физических и юридических лиц
Налог на прибыль
Косвенные – включены в цену товаров и услуг и взимаются с покупателей
Налоги с продаж
В зависимости от ставки различают три системы (шкалы) налогообложения:
- Пропорциональная (плоская) – ставка не зависит от размера дохода и устанавливается в виде единого для всех работающих граждан процента.
- Прогрессивная – ставка налога увеличивается с увеличением дохода, однако устанавливается определенный предел, превышение которого и ведёт к повышению ставки. Допустим, до 100 т.р. ставка налога 13%, от 100 т.р. до 150 т.р. – 15 %, от 150 т.р. до 200 т.р. – 17% и т.д.
- Регрессивная – ставка налога уменьшается с увеличением дохода, но после определенного предела, как и в случае с прогрессивной системой.
Государство, в целях обеспечения эффективного поступления налогов в бюджет, использует все системы налогообложения. К примеру, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или так называемый подоходный налог исчисляется по пропорциональной системе, равен 13% и от размера заработной платы не зависит. А единый социальный налог (ЕСН), включающий в себя взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования и взимаемый с индивидуальных предпринимателей исчисляется по регрессивной системе (доход до 280 тысяч облагается 10% налога, а далее, чем выше доход, тем ниже налог). Делается это для того, чтобы вывести реальные доходы из "тени". Также к регрессивным относятся косвенные налоги, которые входят в цену товара и ложатся бременем на ту долю покупателей, чей доход меньше.
Граждане РФ, чьи доходы облагаются по налоговой ставке 13% имеют право на налоговые вычеты стандартного, социального, имущественного и иного характера. К стандартным налоговым вычетам, согласно Налоговому кодексу РФ, относится вычет на ребёнка. Основаниями получения социального налогового вычета являются получение образования, оплата лечения и другие. Основанием получения имущественного налогового вычета является строительство или приобретение жилья.
В структуру налога входят субъект, объект, источник уплаты и единица налогообложения. Разберем на конкретном примере: Иванов работает менеджером и имеет в собственности земельный участок в 2 га. Иванов – субъект налога. Земельный участок – объект налога. Зарплата менеджера – источник уплаты налога. 2 га земли – единица налогообложения.
Интеллект-карта по обществознанию №31
© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!
Проверочный тест к уроку «Социальные институты».
1. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?
А. Современное общество отличается низкой степенью институциализации.
Б. Социальный институт — это устойчивый комплекс норм, регулирующих
определенные сферы деятельности.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
2.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к
понятию «социальный институт».
1) семья; 2) бизнес; 3) наука; 4) акция; 5) налоги; 6) право.
Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под кото-
рыми они указаны . (1 балл)
3.(В3). Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
3) духовная культура
4) социальные отношения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
(2 балла- нет ошибок, 1 балл – допущена 1 ошибка или в верной комбинации отсут-ствует один символ)
4 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Характеристика общества как _____(А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _____(Б) общественной жизни и соци-альные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную подсистемы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необхо-димую _____(В) общества. _____(Г) в каждой из подсистем решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов _____(Д), а также управление совместной ______(Е) людей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) целостность 6) производство
2) система 7 )культура
3) общество 8) социальные институты
4) социальные блага 9) деятельность
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.
(2 балла- нет ошибок, 1 балл – допущена 1 ошибка или в верной комбинации отсутствует один символ)
5 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосоче-таний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Понятие «______(А) институт» употребляется достаточно широко. Говорят об инсти-туте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте ______(Б)власти, институте религии и т.д. Это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных обществен-ных______(В). Строится эта деятельность на основе определенных_____(Г), правил. Институты призваны организовать совместную деятельность людей в целях удовлетво-рения тех или иных социальных______(Д). Так, институт семьи удовлетворяет по-требность в______(Е)человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями»,
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
целостность 6) потребность
система 7) функция
общество 8) государственный
социальный 9) норма
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.
(2 балла- нет ошибок, 1 балл – допущена 1 ошибка или в верной комбинации отсутст-вует один символ)
6 . Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные институты». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
3 балла – формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы)
2 балла - формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. Один из пунктов плана детализирован а подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах.
1 балл - формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.
Социальный институт — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общест-венные институты и люди по одиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.
Акция (эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остаю-щегося после его ликвидации) и.налог (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований) не подходят под это определение.
4.Акция — это ценная бумага.
5.Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж.
Два этих термина не подходят под определение «социальный институт».
Социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма ор-ганизации совместной деятельности людей.
Экономическая сфера связана с производством, обменом, потреблением материальных благ. Ее институты: деньги, капитал, собственность, произ-водство.
Политическая сфера включает в себя управление и руководство в обществе. Ее институты: власть, разделение властей, суд, государство.
Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Ее институты: семья, брак, материнство.
Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Ее институты: церковь, школа, театр, образование, религия.
Исходя из контекста, последовательность является единственным правиль-ным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов. 2,5,1,8,4,9
Исходя из контекста, последовательность является единственным правиль-ным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
1. Понятие социального института (социальный институт как постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения).
2. Характеристики социального института:
а) возникает на основе совместной деятельности больших масс людей;
б)осуществляемая им деятельность направлена на удовлетворение фунда-ментальных потребностей общества;
в)осуществляемая им деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями;
г) является устойчивой формой организации деятельности;
д) складывается исторически.
3. Основные социальные институты:
а) институт семьи и брака;
б) политические институты (государство, партии и др.);
в) экономические институты (производство, обмен и др.);
г) институты науки, образования и культуры;
д) институт религии.
4. Значение социальных институтов (стабилизируют социальные отношения, вносят согласованность в действия членов общества).
- Значение системы налогообложения
- Что относится к элементам налога
- Функции налогов
- Фискальная функция
- Контрольная функция
- Социальная функция
- Регулирующая функция
- Заключение
В статье дается понятие налогов и приводится краткая характеристика их главных функций.
Значение системы налогообложения
Налоги являются обязательным и безвозмездным платежом, который взимается государством с физических и юридических лиц с целью обеспечить деятельность и нужды государства/общества.
НК РФ закрепляет понятие налогов и регламентирует характер взаимодействия между плательщиками и государством.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Одной из задач института налогообложения является понижение социального неравенства, т.к. в справедливом государстве больший процент должны выплачивать богатые лица, тем самым обеспечивая более бедные и незащищенные слои населения.
Система налогообложения состоит их ряда обязательств:
- налоги;
- сборы;
- взносы;
- пошлины;
- другие виды платежей.
Весь перечень установлен на федеральном уровне. У местных и региональных властей нет права принимать дополнительные виды налогов и повышать их ставки.
В России действует следующая классификация налогов:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Что относится к элементам налога
Перед тем, как взимать налог, законодательные и представительные органы власти должны определить его элементы и зафиксировать последние в соответствующих законодательных актах.
Элементами выступают те принципы, на которых базируется построение и организация налогообложения.
Выделают следующие элементы:
- плательщики;
- объекты налогообложения;
- ставки;
- единицы обложения;
- льготы;
- налоговый оклад;
- источники налога;
- налоговый период;
- сроки по уплате.
Функции налогов
Теперь рассмотрим подробно основные функции налогов. Они подразделяются на 4 вида:
- фискальная;
- контрольная;
- социальная;
- регулирующая.
Фискальная функция
Она существует во всех государствах и присутствовала на всех исторических этапах их развития. Благодаря фискальной функции происходит формирование государственных финансовых ресурсов, а также создание условий для успешного функционирования государства.
Фискальная функция призвана обеспечить доходную базу бюджета на всех государственных уровнях. Ее основная задача — формирование и распределение финансов государства. Остальные функции являются производными от фискальной.
Одним из основных стимулов для развития экономики в развитых странах является повышенное налоговое бремя в отношении физических лиц по сравнению с юридическими. Таким образом производство начинает расти и расширяться, что во много раз умножает количество рабочих мест.
Существуют ограничения субъективного и объективного характера при осуществлении фискальной функции. Если поступлений налогов недостаточно и сокращение расходов государства не представляется возможным, то прибегают к поиску иных форм дохода. К ним относятся внутренние, внешние, региональные и местные займы. Их размещение способствует возникновению госдолга. Такое обслуживание госдолга за счет средств бюджета приведет в последующем к повышению налоговых ставок, к принятию новых видов сборов/пошлин и т.д. Данный подход, в свою очередь, усилит недовольство плательщиков и понизит производительность, что станет причиной размещения новых займов. Появится риск образования финансовой пирамиды, и в итоге произойдет финансовый крах.
Доля средств, поступающих в казну государства благодаря реализации фискальной функции, понижается по понятным причинам, т.к. содержание налоговых поступлений осуществляется за счет доходов плательщиков.
Контрольная функция
Благодаря контрольной функции образуются предпосылки для установления пропорций в ходе образования и мобилизации доходов разных субъектов экономики. Также происходит оценка эффективности всех налоговых каналов и определяется круг изменений, которые необходимо внести в действующую систему налогообложения.
Контрольная функция и налоговый контроль не являются тождественными понятиями. Контроль реализуется посредством деятельности налоговых и таможенных органов и органами государственных фондов. Они выполняют задачу по соблюдению законодательства через разные проверки.
Контрольную функцию можно рассмотреть на следующем примере. Сначала оцениваются поступившие денежные суммы от физических лиц и предприятий, потом осуществляется сопоставление показателей по доходам с потребностями государства в финансовых ресурсах. Затем по полученным данным оценивают эффективность системы налогообложения и обеспечивают контроль всех финансовых потоков и разных форм деятельности граждан.
Благодаря контрольной функции корректируются положения Налогового кодекса РФ и вся политика РФ, связанная с финансами.
Социальная функция
Она выражена во взимании имущественного и подоходного налогов. Бремя по их выплате лежит на обеспеченной части населения: средства поступают малоимущим гражданам в виде льгот и социальных пособий.
Страховые платежи служат механизмом для осуществления социальной функции. Перечень налогов на доходы физического лица следующий:
- доходы, не подлежащие обложению;
- стандартные налоговые вычеты;
- профессиональные налоговые вычеты.
В период экономического кризиса важность социальной функции значительно возрастает, т.к. в это время основной части граждан нужна социальная поддержка.
В России социальная функция реализована не полностью.
Регулирующая функция
Она оказывает влияние на экономику государства и социальные аспекты. Она способствует регулировке доходов различных слоев населения. Реализация данной функции осуществляется через льготы, платежи и сборы.
Цель таких льгот заключается в уменьшении размера налоговых обязательств физического лица. Льготы делятся на несколько видов:
- изъятия;
- скидки;
- налоговые кредиты.
Изъятием выступают льготы, цель которых — вывести из-под налогообложения отдельные объекты.
Скидки — это вид льгот, которые направлены на уменьшение налоговой базы.
Налоговый кредит — льгота, направленная на сокращение ставки по налогам или окладу.
Основная цель данной функции — регулирование финансовой деятельности предприятий, производящих товары и услуги, посредством установления платежей и сборов.
Регулирующая функция может проявляться в сфере производства, а также через платежеспособность граждан в области спроса и предложения на товары, услуги и т.д.
У регулирующей функции выделяют подфункции:
- Стимулирующая, направленная на поддержание развития определенных экономических процессов. Представлена в виде льгот и освобождений, которые в широком спектре представлены для инвалидов, малых предприятий, сельскохозяйственных производителей, благотворительным организациям и т.д.
- Дестимулирующая, целью которой служит воспрепятствование развитию тех или иных экономических процессов.
- Воспроизводственная. Ее назначение заключается в накоплении средств на восстановление ресурсов. Реализуется через отчисления на производство минерально-сырьевой базы, оплату за воду и т.д.
Заключение
Главными признаками налогов выступают: обязательность платежей со стороны населения; их безвозмездный характер; обеспечение деятельности и нужд государства.
Налоги выполняют 4 основных функции: фискальную — наполнение казны; контрольную — осуществление надзора за платежами; социальную — взимание доходов с населения; регулирующую — установление правил налогообложения.
В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.
Социальный институт - это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).
Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.
В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.
Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основнымив духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.
В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.
В масштабе всей страны основным политическим институтом выступаетгосударство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.
Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.
Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.
Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.
— раздел философии, дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографических работах. В Средние века филос. исследование истории не отделялось сколько-нибудь ясно от теологических представлений об истории. Как особый раздел философии Ф.и. сложилась только в 18 в. Сам термин «Ф.и.» был введен Вольтером в 1765. В работах И.Г. Гердера Ф.и. конституировалась как автономная дисциплина. Важный вклад в последующее ее развитие внесли Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин, К. Ясперс и др.
Содержание и проблематика Ф.и. существенно изменялись с течением времени. В круг основных задач современной Ф.и. входят:
исследование развития человеческой истории, на какие она делится эпохи, цивилизации, культуры, выявление ее общей схемы;
анализ общей формы исторического процесса, указывающий на характер отношений между прошлым, настоящим и будущим (к этой теме относятся теории, согласно которым история имеет форму прямой линии, в силу чего времена не могут повторять друг друга, или форму круга, не несущего с собой никакой принципиальной новизны, или форму спирали, сочетающей линейное и кругообразное движение, или форму колебаний между некоторыми достаточно устойчивыми полюсами, и т.д.);
изучение главных факторов исторической эволюции (предопределенность истории волей Бога, историческими законами, детерминация ее системой ценностей, взаимодействием материальной и духовной культуры, и т.д.);
исследование смысла истории, ее направления и ее целей, если предполагается, что такие смысл, направление и цели существуют;
изучение процесса постепенного формирования единого человечества и, соответственно, мировой истории;
предсказание общих линий или тенденций будущего развития;
анализ предмета науки истории и выявление тех факторов, которые связывают многообразные исторические дисциплины (политическая история, экономическая история, история культуры, история религии, история искусства и т.д.) в определенное единство.
В решении этих задач Ф.и. и наука история должны тесно взаимодействовать. Нередко возникающая между ними полемика и взаимное непонимание не могут поставить под сомнение то, что им трудно, если вообще возможно, обойтись друг без друга. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что Ф.и. без науки истории пуста, а наука история без Ф.и. слепа.
Наука история и Ф.и. принципиально различаются в своих подходах к реальной истории. Историк стремится заниматься прошлым и только прошлым. Он не делает прогнозов и не заглядывает в будущее. Он рассматривает только имевший место ход событий и неодобрительно относится к мысленному эксперименту в истории, к анализу, наряду с реальным, также возможного хода событий («история не имеет сослагательного наклонения»). Историк смотрит в прошлое из настоящего, что определяет перспективу его видения. Хотя истории, написанной с «вневременной» или «надвременной» позиции, не существует, историк стремится максимально ограничить воздействие на свои суждения о прошлом не только своего будущего, но и своего настоящего. Т.зр. Ф.и. является более широкой. Выявляя определенные линии развития событий в прошлом, Ф.и. стремится продолжить их в будущее. Представления не только о настоящем, но и о будущем определяют общие рамки философ-ско-исторического рассуждения. Ф.и. рассматривает также являвшиеся возможными, но не осуществившиеся варианты исторического развития, хотя и относится к такой «истории мыслимых миров» с известной осторожностью. Как и история, Ф.и. исходит из настоящего, но оно существенно шире, чем настоящее историка. В частности, историк избегает вербализации своих представлений о настоящем, стремясь максимально отстраниться от него. Ф.и. открыто высказывается о настоящем как моменте между прошлым и будущим. Наука история, как говорят, ничему не учит, точнее, стремится не учить современников, усматривая в этом — и не без основания — один из залогов своей объективности. Ф.и., связывающая прошлое с будущим через настоящее, учит уже самим фактом установления такой связи.
Более широкий, чем у истории, кругозор Ф.и. таит в себе многие опасности и объясняет, почему она нередко вырождается в утопию, как это было у Платона, или в антиутопию, как у Ж.Ж. Руссо. Вместе с тем широта кругозора позволяет Ф.и., представляя основные линии развития человеческого общества, наметить ту точку их схода на горизонте, которая, не будучи видима сама, создает более широкую, чем у науки истории, перспективу исторического изображения и в большей мере упорядочивает реальное историческое пространство. Погружая исторические события в широкий контекст не только прошлой, но и настоящей и будущей культуры, Ф.и. очищает эти события от исторических случайностей, отделяет важное от второстепенного и, подчеркивая основные линии исторического развития, придает реальной истории недостающие ей ясность и схематичность. Конструкции Ф.и. всегда являются идеализациями, или образцами, но образцами, сопоставление с которыми реальных событий и их последовательностей позволяет яснее понять суть последних.
Хорошее представление о современной Ф.и. дают созданные в 20 в. концепции Ф.и. Тойнби, Сорокина и Ясперса. Теория цивилизаций Тойнби продолжает линию Шпенглера и является, можно сказать, классическим вариантом теории локальных цивилизаций. По Тойнби, история слагается из множества самостоятельных, слабо связанных друг с другом цивилизаций, каждая из которых проходит, подобно живому организму, путь от рождения до смерти. В числе этих цивилизаций егип., андская, кит., шумерская, эллинская, зап., православная христианская (в России), арабская, индуистская, вавилонская и др. «Число известных цивилизаций невелико. Нам удалось выделить только 21 цивилизацию, но можно предположить, что более детальный анализ вскроет значительно меньшее число полностью независимых цивилизаций — около десяти» (Тойнби). Рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем ее самоопределении или самовыражении, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Позицию Тойнби можно охарактеризовать как культурологический плюрализм — убеждение, что человеческая история представляет собой совокупность дискретных единиц социальной организации. Каждая из них проходит свой уникальный путь и имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которой складывается вся ее жизнь.
Сорокин выделяет три основных типа культуры, или мировосприятия, в истории человечества: идеационную, идеалистическую и чувственную. Эти типы можно назвать также «религиозным», «промежуточным» и «материалистическим». Основу религиозной культуры составляет представление о Боге как всепроникающей реальности, которой подчинено земное существование человека (напр., культура западноевропейского Средневековья). Материалистическая культура основывается на противоположном принципе: реально существует только то, что поддается восприятию органами чувств. Промежуточная культура соединяет в себе элементы как религиозной, так и материалистической культур. Вся человеческая история истолковывается как смена этими тремя типами культур друг друга. В антич. Греции вначале господствовала религиозная культура, на смену ей пришла греко-римская материалистическая культура. Эта эпоха сменилась христианской религиозной культурой. Затем, после сравнительно непродолжительной промежуточной культуры, утвердилась материалистическая культура. Теперь эта культура находится уже в глубоком кризисе, предвещающем становление новой, более совершенной формы религиозной культуры. «Ночь переходной эпохи начинает спускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами различим, однако, рассвет новой великой идеационной культуры, приветствующей новое поколение — людей будущего» (Сорокин).
Основная тема Ф.и. Ясперса — тема единства мировой истории. Ясперс скептически относится к популярной в 1920—1930-е гг. теории культурных циклов и подчеркивает, что человеческая история имеет единые истоки и общую цель. Научно доказать это невозможно, единство истории может быть только предметом веры, но не религиозной, а филос. веры. Всю историю человечества Ясперс делит на доисторию, историю и мировую историю. Особую роль в фазе истории играет период, называемый Ясперсом осевым временем. В этот период между 800 и 200 гг. до н.э. произошел самый резкий поворот в истории, появился человек нового типа, сформировалась как бы ось мировой истории. Начало третьего периода, продолжающегося и сейчас, связано с возникновением науки и техники, внутренне и внешне революционизировавших мир. «Целостная концепция философии истории, которую мы пытаемся дать, направлена на то, чтобы осветить нашу собственную ситуацию в рамках мировой истории. Задача исторической концепции — способствовать осознанию современной эпохи» (Ясперс).
В последние два десятилетия оживились два старых предрассудка, касающихся Ф.и. Первый из них, реанимированный под влиянием постмодернистской моды, сводится к мысли, что филос. исследование истории не способно породить никаких общих идей, касающихся человеческой истории и тем более связных концепций исторического развития. Оно должно ограничиваться разрозненными деталями и мелочами. Др. предрассудком, сложившимся когда-то в недрах неокантианства, является утверждение, что одной из главных задач Ф.и. является изучение своеобразия исторического познания. Ф.и. истолковывается в результате как раздел теории познания. Первый предрассудок связан с разрушением грандиозных философско-исторических построений 19 в. и надеждой на то, что на смену филос. осмыслению истории вот-вот придет некая новая, более научная и более критическая теория развития общества. Однако надежда на создание теории общественной эволюции, не являющейся филос. и не вызывающей, подобно всем филос. концепциям, ожесточенных споров, является иллюзорной. Идея включить в число общих проблем Ф.и. и проблему своеобразия исторического познания, кажется приемлемой только на первый взгляд. Во-первых, если пойти по такому пути, придется для каждой из многочисленных социальных и гуманитарных наук создавать свою собственную «теорию познания» («теорию экономического познания», «теорию психологического познания» и т.п.). Но таких теорий нет, и очевидно, что их никогда не будет. Есть лишь общая, хотя и весьма слабая пока, эпистемология социальных и гуманитарных наук. Во-вторых, наука история является одной из гуманитарных наук, и обсуждать проблемы исторического познания в отрыве от общего контекста гуманитарного и социального познания непродуктивно. Особая «теория исторического познания» неизбежно окажется набором поверхностных советов, как писать книги по истории, включая рекомендации, как трактовать антич. историю, историю зарождения капитализма и т.д. Обе указанные идеи не соответствуют реальной эволюции Ф.и. 20 в., которая не выдвинула никаких «критических научных теорий» и не проявила заметного интереса к своеобразию исторического познания
Раннебуржуазная и классическая философия были ориентированы на природу и изучающие ее науки, на следующую отсюда натуралистическую парадигму. Они использовали образ природы как основы познания, реально и логически первую. Последователи натуралистической исследовательской программы полагают: либо предмет наук об обществе тот же, что и у естественных наук, либо предметы различаются, но методы наук об обществе те же, что у естественных наук. Часто под натурализмом понимают редукционизм как отождествление высших форм познания с низшими. Это лишь крайность, которая иногда присуща натуралистической исследовательской программе.
Согласно натуралистической исследовательской программе, мир рационален и есть то, что он есть или чем он кажется, но не иная «вещь». Это относится как к предметам естествознания, так и наук об обществе. Например, есть человек. Он думает и говорит, он живет в обществе, он производит духовную и материальную культуру. Можно рассмотреть эти и другие параметры человеческого существования как нечто, что постоянно и является неизменным, подобно природной основе его существования. Как показывает современный немецкий исследователь К.О. Апель, «основная черта того, что в Новое время со времен Ренессанса развивалось в качестве науки, заключается в том, что одно сущее в своем фактическом проявлении объясняется из другого сущего. Это мышление находит свое классическое выражение в причинно-аналитическом методе исследования естествознания. Его основной мотив и его подтверждение заключено в техническом овладении природой как средством. »2. Но этот подход распространяется и на науки об обществе, игнорируя достигнутую немецким идеализмом возможность объяснять явления духа из них самих. «XIX век, — по мнению Апеля, — знал только две формы действительности вообще: физическое и психическое, причем то и другое, разворачивающееся во времени».
Анализ общественного развития через рассмотрение исторических типов культур называюткультурологическим подходом к исследованию человеческой истории. Одним из основоположников такого подхода в XIX в. стал русский философ Н. Я. Данилевский. Он выделил 10 типов социальной культуры: египетскую, китайскую, индийскую, древнесемитскую, иранскую, ассиро-вавилон- скую, древнегреческую, древнеримскую, новоаравийскую, рома- но-германскую. Кроме того, он выделял два типа культуры доколумбовой Америки — мексиканскую и перуанскую, которые не успели развиться и были насильственно уничтожены испанскими завоевателями. Славянский тип культуры, которому принадлежит будущее, согласно Данилевскому, находится в процессе становления.
Известный немецкий философ и историк О. Шпенглер с позиций концепции культурно-исторических типов подверг критике взгляды о единстве всемирной истории. С его точки зрения, каждый исторический тип культуры, пройдя предназначенный ему путь развития, умирает. Преемственности культур не существует. Наблюдаемые иногда в истории попытки повторения, возрождения образцов ушедшей культуры являются всего лишь видимостью, внешней оболочкой, за которой скрывается совершенно другой, новый тип культуры. Шпенглер выделил восемь основных типов культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую и культуру майя. Последний этап существования культуры, ее умирание начинается с ее переходом на стадию цивилизации, характеризующуюся упадком духовной культуры, переходом к массовой культуре и повсеместным господством чисто интеллектуального и прагматического подхода к жизни. Для Западной Европы явно выраженным рубежом такого упадка, «заката» европейской культуры, по мнению О. Шпенглера, является Первая мировая война.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД — комплексное, системное использование методологических средств познания, отображающих в своем единстве многоаспектное видение государства и права — их происхождение, сущность, функции, сферы и пределы воздействия на общество, социальную ценность. Основанием цивилизационного подхода является понятие цивилизации.
Формационный подход - ("формация" - от латинского - образование, вид). Согласно этому подходу всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от 1-го бесклассового общества - первобытнообщинного строя, через классовые - рабовладение, феодализм, капитализм - к новому бесклассовому - коммунизму. Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется в основном путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития
Читайте также: