О налоговом консультировании в республике беларусь

Опубликовано: 23.04.2024

Фото с сайта justmedia.ru
Фото с сайта justmedia.ru

В сентябре был подписан президентский указ № 338 «О налоговом консультировании». Он предусматривает внедрение в Беларуси института налоговых консультантов: специалистов, которые выступят посредниками между бизнесом и налоговыми органами вместе с юристами, адвокатами, аудиторами и бухгалтерами. Что изменится после появления налоговых консультантов, рассказывают Валентин Галич, партнер ООО «Юридическая компания «ВЕРДИКТ», и старший юрист ООО «Юридическая компания «ВЕРДИКТ» Ирина Мазурина.

— Указ «О налоговом консультировании» входит в пакет документов, разработка которых направлена на стимулирование деловой инициативы и раскрепощение бизнеса, наряду с проектом Декрета «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу».


Валентин Галич
Партнер ООО «Юридическая компания «ВЕРДИКТ»
Мазурина Ирина Старший юрист ООО
Мазурина Ирина
Старший юрист ООО «Юридическая компания «ВЕРДИКТ»

Нововведения, по мнению разработчиков, позволят оградить бизнес от ошибок и нарушений налогового законодательства, снизят коррупционные риски в сфере налогообложения. Но так ли это?

Для начала рассмотрим основные положения. Итак, налоговое консультирование включает в себя:

  • Консультирование по вопросам налогообложения, подготовку рекомендаций (заключений), включая определение оптимальных решений
  • Оказание услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций и иных документов, в том числе жалоб
  • Представительство интересов консультируемых лиц в налоговых и других госорганах.

Таким консультированием могут заниматься ИП и коммерческие организации, которые предоставляют налоговому консультанту основное место работы.

Чтобы стать налоговым консультантом, специалист должен:

  • Получить квалификационный аттестат налогового консультанта, сдав квалификационный экзамен
  • Вступить в Палату налоговых консультантов (после ее образования).

Налоговые консультанты и их работодатели несут ответственность за неисполнение/ненадлежащее исполнение своих обязательств. Они обязаны возмещать убытки, причиненные в результате таких действий. Ответственность, которая может наступить вследствие причинения убытков, подлежит страхованию на сумму не менее 1000 базовых величин.

Положительный момент

Принятый указ кардинально отличается от первоначального проекта, предложенного Министерством по налогам и сборам (к слову, до сих пор он размещен на сайте ведомства), запрещавшего предоставлять услуги по налоговому консультированию лицам, не имеющим статуса налогового консультанта.

Подписанный документ не распространяет действие на оказание услуг по налоговому консультированию лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность, оказывающими юридические, аудиторские услуги, услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Это позволяет избежать монополизации рынка услуг для бизнеса налоговыми консультантами.

Фото: TUT.BY

Фото: TUT.BY

Опасения

Указ разработан с учетом положительного опыта зарубежных стран. Однако остаются несколько опасений: сказываются наши реалии.

1. Разработчики декларируют, что обращение к налоговым консультантам будет носить сугубо добровольный характер и ни в коем случае не будет навязываться предпринимателям и организациям.

Однако нам известны случаи, когда сотрудники налоговых инспекций активно, а иногда и агрессивно, настаивали на том, чтобы ИП и компании подключались к электронному декларированию — когда такое подключение не являлось для них обязательным. После подключения предприниматели получали настойчивые требования немедленно активировать личный кабинет на сайте Министерства по налогам и сборам, что также является правом, а не обязанностью. Есть основание опасаться, что обращение к налоговым консультантам станет следующим требованием, которое компании услышат при общении с инспектором.

2. Также есть опасение, что Министерство по налогам и сборам вместо ответа на обращения субъектов с просьбой разъяснить законодательство будет рекомендовать обращаться к налоговым консультантам, как это сейчас делает Минюст, направляя к юристам-лицензиатам и адвокатам.

Вместе с тем анализ налогового законодательства зачастую не дает возможность сделать однозначный вывод по тому или иному вопросу не только предпринимателю, но и тем, кто имеет значительный опыт работы в налоговой сфере. Так, нам известны случаи, когда на один и тот же вопрос из разных инспекций Министерства по налогам и сборам были получены противоположные ответы.

В ответ на такое опасение можно возразить, что ответственность налоговых консультантов застрахована. В случае, если он даст неверный ответ, убытки заказчика будут возмещены страховщиком. Однако под такими убытками понимаются только пени, начисленные в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса/и (или) сумма примененных к этим лицам административных взысканий.

Но ведь помимо пеней и штрафов, ошибка в налоговой декларации чревата доначислением налогов. Также не стоит забывать и об уголовной и административной ответственности за уклонение от уплаты налогов, которой подлежат должностные лица компании.

Налогоплательщик обязан знать законодательство и не может сослаться на мнение налогового консультанта для освобождения от ответственности. Тот фактор, что компания следовала рекомендации налогового консультанта, может учитываться лишь при определении вины соответствующего должностного лица.

Какое решение можно предложить? Полагаем, что в случае ошибки налогового консультанта снизить негативные последствия помогло бы не просто страхование ответственности, а полное возложение на него имущественной ответственности. Сумма этой ответственности могла бы покрываться договором профессионального страхования.

Альтернативой могло бы стать и введение презумпции правильности мнения налогового консультанта при взаимоотношении с налоговой инспекцией или в суде. Такая норма может быть закреплена в Налоговом кодексе. И это было бы обоснованно. Если государство вводит институт налоговых консультантов и определяет круг лиц, получающих аттестат, контролирует их работу и дает рекомендации, должны быть предоставлены хоть какие-то гарантии для компаний-налогоплательщиков. В этом ведь и заключается цель нововведения: компания получает за свои деньги, при обращении к аттестованным государством специалистам, помощь, которую использует в работе. Иначе зачем вводить институт налоговых консультантов, если для консультируемых лиц риски привлечения к ответственности никак не снижаются?

Фото с сайта konsultant.by

Фото с сайта konsultant.by

Выводы

Пока непонятно, чем новый порядок улучшает существующее положение вещей, вводя дополнительные барьеры для входа на рынок, на котором фактически могут присутствовать и те, на кого действие указа не распространяется (например, бухгалтерские фирмы). Зачем лицам, которые сейчас осуществляют консультирование по вопросам налогообложения и ведение бухгалтерского учета, еще и сдавать сложный экзамен, оплачивая государственную пошлину за его сдачу, нести расходы, связанные со страхованием ответственности и членством в Палате налоговых консультантов, чтобы получить статус налогового консультанта.

Получается, что указ нужен в основном налоговому органу, который будет отказываться давать консультацию со ссылкой на возможность обращения к налоговым консультантам.

В целом, заимствование практики западных правовых институтов способствует совершенствованию национального законодательства, интеграции в мировую экономику. Однако, к сожалению, часто внедрение таких институтов носит половинчатый характер и и не приводит к желаемому результату.

От редакции: приглашаем налоговых консультантов, компании, которые воспользуются их услугами, а также представителей госорганов к дискуссии. Расскажите, что думаете вы.


Последние нормотворческие инициативы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь напоминает старую русскую поговорку: «Голь на выдумку хитра». Так, проблему сложностей с формирование бюджета в условиях экономического кризиса чиновники пытаются решить не путем упрощения законодательства и создания благоприятной бизнес-среды, отмены ненужных ограничений, а путем принятия новых нормативных документов, запутывающих и без того сложное белорусское законодательство. Вслед за лжепредпринимателями и электронными счетами-фактурами МНС РБ озаботилось налоговыми консультантами.

Так, на сайте МНС РБ появился проект Указа Президента Республики Беларусь «О налоговом консультировании в Республике Беларусь» (далее – Указ о налоговых консультантах). Похоже, что скоро в массиве белорусского налогового законодательства смогут разбираться только специально обученные люди – налоговые консультанты. Но смогут ли налоговые консультанты сделать это на самом деле и кому выгоден Указ о налоговых консультантах, попробуем разобраться в данном материале. Для этого проанализируем суть Указа исходя из преамбулы, обосновывающей его принятие.

Зачем налоговые консультанты бизнесу

Нужны ли налоговые консультанты для бизнеса? Вопрос неоднозначный. По мнению МНС РБ, отсутствие налоговых консультантов ведет к тому, что «предприятия несут неоправданные расходы по содержанию штата бухгалтеров и внешних аудиторов, что увеличивает себестоимость продукции и снижает ее конкурентоспособность».

Отсюда возникают закономерные вопросы. А что, налоговые консультанты будут работать бесплатно или за меньшие деньги, чем бухгалтеры или аудиторы? Судя по процедуре получения аттестата налогового консультанта (которая по своей сути идентична получению аттестата аудитора) этим видом деятельности смогут заниматься только высококвалифицированные специалисты. Захотят ли высококвалифицированные специалисты работать бесплатно или за символические деньги? Практика подсказывает, что, наоборот, на первоначальном этапе стоимость услуг налоговых консультантов в силу их ограниченного количества будет даже выше, чем у аудиторов и бухгалтеров. Отсюда и тезис о снижении себестоимости за счет аудиторов и бухгалтеров сомнителен. Реального снижения себестоимость можно добиться только существенным упрощением налогового законодательства, которое позволит отказаться от внешних консультантов, на что государство пока не идет.

В условиях наличия высококвалифицированных аудиторов сомнителен и тезис о «неоправданных расходах» на аудиторов и бухгалтеров. В современных условиях профессиональные налоговые консультанты смогут появиться только из действующих аудиторов или бывших работников налоговых органов, которые вместо или вместе с аудитом будут заниматься и налоговым консультированием. Вряд ли принятие Указа поднимет уровень налогового консультирования, потому что этими же вопросами будут заниматься одни и те же люди: аудиторы – налоговые консультанты.

При этом изменение название не изменит сути оказываемых услуг, так как хороший аудитор должен работать на стыке трех сфер: экономики, бухгалтерского учета и хозяйственного права и, соответственно, может оказать профессиональные консультационные услуги по налоговым вопросам. При этом на практике любая аудиторская проверка либо консультация в первую очередь направлена на правильное исполнение налогового законодательства как наиболее важного аспекта деятельности белорусского бизнеса.

Дополнительным фактором, подтверждающим данный тезис, является и то обстоятельство, что в Указе о налоговых консультантах права этих самых консультантов прописаны размыто и неконкретно. Поэтому принятие Указа не решает актуального вопроса трактовки спорных моментов налогового законодательства. Если бы в Указе была закреплена норма о том, что в спорных ситуациях применения налогового законодательства мнение налогового консультанта имеет приоритетное значение при разрешении конфликтов в экономических судах, тогда принятие Указа о налоговых консультантах имело бы положительное значение для бизнеса. Иначе принятие Указа о налоговых консультантах для бизнеса бессмысленно.

Зачем налоговые консультанты гражданам

Нужны ли налоговые консультанты для граждан? По мнению МНС РБ малый бизнес и физические лица «зачастую не имеют необходимой информации об особенностях налогообложения в Республике Беларусь. Как следствие, налогоплательщики в процессе налогового декларирования, ведения налогового учета и подготовки налоговых отчетов допускают ошибки, что может привести как к неуплате налогов, так и их излишней уплате».

В этой связи возникает закономерный вопрос, а что сейчас мешает малому бизнесу и физическим лицам обратиться к аудитору по налоговым вопросам, а не ждать появления налоговых консультантов. Может быть, налоговые консультанты будут предоставлять свои услуги физическим лицам бесплатно в отличие от аудиторов? Очень сомнительно. А значит, нашему человеку проще сходить на бесплатную консультацию к налоговому инспектору, чем платить «ни за что» (налоговую консультацию) аудитору или налоговому консультанту.

При этом ссылка на то, что в Германии существует более 80 тысяч налоговых консультантов и 9 тысяч налоговых консультаций (организаций), вызывает горькую улыбку. Наши чиновники привыкли брать от высокоразвитых стран только то, что им нужно, и только в такой форме, в какой им выгодно. Также и в случае с налоговыми консультантами.

Налоговые консультанты в Германии появились в 60-ые годы прошлого века вместе с формированием богатого среднего класса, владеющего многими активами: недвижимостью, акциями, облигациями, депозитными вкладами и так далее. В условиях роста социальных обязательств государство постепенно увеличивало налоговую нагрузку на физических лиц, усложняя тем самым налоговое законодательство. В итоге уплата налогов физическими лицами в Германии без налоговых консультантов действительно затруднительна.

Но нужно ли нам усложнять нашу простую и достаточно эффективную систему подоходного налогообложения? Зачем брать «плохое» от Германии в условиях отсутствия богатого среднего класса. Или МНС РБ считает, что у нас уже сформирован «богатый средний класс»? Без акций и облигаций, но с депозитами и теневыми доходами тунеядцев. Отсюда, похоже, и последние изменения в налогообложении депозитов и тунеядцев – первые ласточки планируемого усложнения подоходного налогообложения в Республике Беларусь.

Если налоговая система будет и дальше изменяться в сторону усложнения подоходного налогообложения, то потребность в налоговых консультантах для физических лиц, возможно, возрастет. При этом слово «возможно» здесь выбрано неслучайно, так как с учетом белорусского менталитета, потенциальные изменения законодательства скорее усилят социальную напряженность в обществе, чем вызовут рост спроса на платные услуги налоговых консультантов.

Зачем налоговые консультанты чиновникам

Какие выгоды от налоговых консультантов получат чиновники? Первый и наиболее очевидный плюс для государства заключается в дополнительных поступлениях в бюджет. Проектом Указа о налоговых консультантах предусмотрена уплата государственной пошлины в размере 5 базовых величин за право получение аттестата налогового консультанта.

Второй неявный плюс будет заключаться в том, что у налоговых органов появится возможность отказываться от официальных консультаций в пользу налоговых консультантов. То есть принятие Указа о налоговых консультантах может стать началом процедуры внесения изменений в налоговое законодательство, по которому бизнес и физических лиц обяжут получать платные консультации у налоговых консультантов. Сразу отметим, что этот тезис является лишь предположением, хотя давно известно, что в нашем государстве любое самое нелепое предложение может быть реализовано в законодательном акте.

Третьим плюсом для чиновников в принятии Указа о налоговых консультантах является возможность переквалификации бывших сотрудников налоговых органов в налоговые консультанты. Последнее особенно актуально в связи с повышением пенсионного возраста и тем обстоятельством, что бывшие налоговые работники хорошо знают налоговое законодательство.

Косвенным подтверждением последнего предположения является и форма принятия нормативного документа о налоговых консультантах. Так, МНС РБ предлагает принятие Указа, а не Закона о налоговых консультантах. Процедура принятия Закона является более трудоемкой и обсуждаемой, а следовательно, Закон о налоговых консультантах может быть и не принят.

В этом смысле показателен опыт Российской Федерации, на который ссылаются разработчики Указа о налоговых консультантах, в которой Закон о налоговых консультантах не принят до сих пор, хотя и был внесен в Государственную Думу в 2014 году. Похоже, что в данном документе ярко прослеживаются узковедомственные цели налоговых органов, поэтому он и не принят в Российской Федерации до сих пор.

Указ о налоговых консультантах вписывают в общую тенденцию белорусского нормотворчества последних лет. Прикрываясь узковедомственными интересами, чиновники принимают нормативные акты без учета интересов населения и бизнеса и долгосрочных макроэкономических последствий. При этом своих ошибок белорусские чиновники не признают и мнение бизнеса (судя по электронным счетам-фактурами и лжепредпринимателям) на практике не учитывают. В этой связи с большой долей уверенности можно утверждать, что Указ о налоговых консультантах будет принят в предлагаемой редакции. Принесет этот Указ больше вреда или пользы для государства и бизнеса, покажет лишь время и правоприменительная практика. Но уже сегодня можно утверждать, что общая тенденция изменения белорусского законодательства ведет к ухудшению делового климата в государстве.

1. Настоящий Регламент осуществления деятельности по налоговому консультированию республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – Регламент) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности в области налогового консультирования республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – Предприятие), разработан на основании Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании» и Правил деятельности в области налогового консультирования, утвержденных постановлением Министерства по налогами сборам от 3 ноября 2017 г. № 23.

2. Предприятие оказывает услуги по налоговому консультированию штатными работниками, имеющими квалификационный аттестат налогового консультанта, (далее - налоговый консультант), для которых Предприятие является основным местом работы.

3. При осуществлении деятельности по налоговому консультированию налоговые консультанты руководствуются:

Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании»;

Кодексом профессиональной этики налоговых консультантов, утвержденным Палатой налоговых консультантов;

Правилами деятельности в области налогового консультирования, утвержденными постановлением Министерства по налогам и сборам от 3 ноября 2017 г. № 23;

иными нормативными правовыми актами, применяемыми при осуществлении деятельности по налоговому консультированию;

стандартами, методическими рекомендациями по осуществлению деятельности в области налогового консультирования и иными локальными правовыми актами, утверждаемыми Палатой налоговых консультантов.

4. В удобном для обозрения и доступном для консультируемых лиц месте по адресам оказания услуг Предприятие размещает следующие документы:

оригинал или копию квалификационного аттестата налоговых консультантов;

копию свидетельства о государственной регистрации Предприятия;

копию действующего договора страхования ответственности (страховой полис);

текст Правил деятельности в области налогового консультирования.

5. Услуги по налоговому консультированию оказываются налоговым консультантом на основании заключенного договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию (далее – договор). Типовая форма договоров утверждается руководителем Предприятия.

До момента подписания договора налоговый консультант представляет для ознакомления консультируемому лицу прейскурант на оказание услуг по налоговому консультированию, Регламент, текст договора и разъясняет его условия, а также принимает заполненную заявку установленной формы, которая определяет объем и особенности оказания услуг.

При наличии долгосрочного договора оказание услуги начинается после оформления консультируемым лицом заявки.

6. Оплата за услуги по налоговому консультированию осуществляется следующими способами:

- по факту оказания услуг в течение 3 (трех) рабочих дней с момента подписания Акта об оказании услуг по заполнению книг учета для индивидуальных предпринимателей, а также по заполнению заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

- в порядке внесения 100% предоплаты при оказании иных услуг. При отсутствии предоплаты услуга не оказывается.

7. Налоговый консультант не вправе заключать договор, если предполагаемые к оказанию услуги выходят за пределы направления квалификационного экзамена, по итогам которого был получен квалификационный аттестат налогового консультанта.

8. При оказании услуг по налоговому консультированию налоговый консультант действует в интересах консультируемого лица и в его пользу и не вправе советовать консультируемому лицу предпринимать какие-либо действия, связанные с нарушением законодательства Республики Беларусь.

9. Все договоры подлежат регистрации в день их подписания в журнале регистрации договоров возмездного оказания услуг по налоговому консультированию с указанием:

номера по порядку;

наименования (фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется)) консультируемого лица;

даты заключения договора, его номера;

срока действия договора;

номера и дата акта сдачи-приемки оказанных услуг.

10. Ведение журнала регистрации договоров осуществляется в электронном виде. По окончании календарного года он выводится на бумажный носитель.

11. По результатам оказания услуг по налоговому консультированию в двух экземплярах составляется акт об оказании услуг, который должен содержать следующие сведения:

наименование и дата составления;

номер и дата выдачи квалификационного аттестата налогового консультанта;

номер и дата государственной регистрации Предприятия;

наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)) консультируемого лица;

наименование оказанных услуг по налоговому консультированию;

перечень анализируемых (оцениваемых) вопросов и наименование (видов) документов, регистров бухгалтерского и налогового учета с указанием информации по каждому вопросу в отдельном разделе;

результаты оказания услуг по налоговому консультированию с разбивкой на:

консультирование по вопросам налогообложения, в том числе в части применения налогового законодательства в конкретных ситуациях с учетом обстоятельств, имеющихся у консультируемых лиц;

подготовку рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, включая определение оптимальных решений;

оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб.;

иные сведения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

12. Акт об оказании услуг, составленный в двух экземплярах, подписывается налоговым консультантом, консультируемым лицом и руководителем или иным уполномоченным лицом.

При отсутствии иного уполномоченного лица в месте оказания услуг по налоговому консультированию два экземпляра актов об оказании услуг направляются налоговым консультантом по адресу: г. Минск, пр-т Машерова 7-123 для подписания руководителем Предприятия или иным уполномоченным лицом.

После подписания актов руководителем Предприятия или иным уполномоченным лицом один экземпляр акта об оказании услуг возвращается налоговому консультанту, которым была оказана услуга, для вручения консультируемому лицу.

13. Налоговый консультант обеспечивает конфиденциальность информации в отношении консультируемого лица как в процессе оказания услуг по налоговому консультированию, так и после завершения срока действия договора.

14. Налоговый консультант в случае, если ему стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов между консультируемыми лицами, не может одновременно оказывать им услуги по налоговому консультированию.

15. Оказание услуг по налоговому консультированию не осуществляется при:

отсутствии квалификационного аттестата налогового консультанта;

приостановлении срока действия квалификационного аттестата налогового консультанта;

прекращении действия или аннулировании квалификационного аттестата налогового консультанта;

непрохождении обучения по образовательной программе повышения квалификации для налоговых консультантов не реже одного раза в течение двух календарных лет, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата налогового консультанта;

отсутствии членства в Палате налоговых консультантов (после ее образования);

отсутствии действующего договора страхования;

страховой сумме по договору страхования менее одной тысячи базовых величин.

16. Налоговый консультант не вправе заключать от имени Предприятия договоры в случае приостановления, прекращения действия или аннулирования квалификационного аттестата налогового консультанта.

17. В случае, когда после заключения договора будут выявлены обстоятельства, препятствующие его качественному и своевременному исполнению, которые не зависят от волеизъявления и действий Предприятия, оно обязано поставить об этом в известность консультируемое лицо.

18. С момента утверждения настоящего Регламента, Регламент осуществления деятельности по налоговому консультированию республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», утвержденный 29 декабря 2018г. прекращает свое действие.

Правовые основы оказания услуг по налоговому консультированию в Республике Беларусь определены Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании».

Налоговое консультирование — это новый вид предпринимательской деятельности в Республике Беларусь по налоговому обслуживанию юридических и физических лиц.

Налоговое консультирование осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию, заключаемого в письменной форме между коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по налоговому консультированию, и консультируемым лицом.

Потребителями услуг налоговых консультантов могут быть представители малого и среднего бизнеса, некоммерческие организации и частные лица (наемные работники, арендодатели, вкладчики, пенсионеры, наследники).

Кто может оказывать услуги по налоговому консультированию

Услуги по налоговому консультированию могут оказываться как самостоятельно (в качестве индивидуального предпринимателя), так и коммерческой организацией, в которой налоговый консультант является штатным работником.

Лица, претендующие на осуществление деятельности по налоговому консультированию, должны успешно сдать квалификационный экзамен и получить квалификационный аттестат.

Физическим лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата, предоставлено право выбора направления экзамена:
налоговое консультирование организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
налоговое консультирование организаций;
налоговое консультирование индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Услуги налогового консультирования:
консультирование по вопросам налогообложения, подготовка рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, в том числе по определению оптимальных путей их решения;
оказание услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб, представлению их в налоговые органы;
предъявление от имени и по поручению консультируемого лица (доверителя) требований о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных)сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) должностных лиц;
представительство в налоговых правоотношениях.

Ответственность налогового консультанта

Налоговый консультант несет неограниченную ответственность за нанесение имущественного ущерба в результате ошибок и упущений при оказании помощи по вопросам налогообложения (за исключением случаев, когда в договоре предусмотрена ограниченная ответственность).

Профессиональная ответственность налоговых консультантов в обязательном порядке подлежит страхованию.

Информация по вопросам налогового консультирования

К СВЕДЕНИЮ ЛИЦ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ АТТЕСТАТА НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТАНТА

ПРОВЕДЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Для подготовки претендентов к сдаче квалификационного экзамена на базе ГУО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минфина» и Института повышения квалификации и переподготовки экономических кадров УО «Белорусский государственный экономический университет» организованы курсы по программе, согласованной с МНС.

Физическим лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата, предоставлено право выбора направления экзамена:
налоговое консультирование организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
налоговое консультирование организаций;
налоговое консультирование индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Прием документов у претендентов на осуществление предпринимательской деятельности по налоговому консультированию на территории Республики Беларусь осуществляет МНС.

Очередной квалификационный экзамен состоится 6-7 июня 2018 г.

Сведения об аттестованных специалистах, получивших квалификационные аттестаты, вносятся в Единый реестр налоговых консультантов, который размещен на официальном сайте МНС.

ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ

18 апреля 2018 года первыми налоговыми консультантами проведено учредительное собрание, на котором принято решение о создании Палаты налоговых консультантов (далее — Палата), утвержден устав Палаты и избраны ее выборные органы (правление и контрольно-ревизионная комиссия), а также председатель правления Палаты.

В правление Палаты, являющееся одним из органов управления, входят:
Царев Павел Валерьевич (председатель правления Палаты), являющийся директором ООО «Бейкер Тилли Бел» — белорусской аудиторская компании, осуществляющей деятельность в сфере аудита, консалтинга и ведения бухгалтерского учета с 2004 года;
Бурдюк Олег Алексеевич (заместитель председателя правления Палаты) — индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по оказанию услуг в области налогообложения и бухгалтерского учета, также являющийся сотрудником ООО «Грант Торнтон»;
Казаченко Ольга Владимировна — сотрудник ООО «Пик-аудит», оказывающей комплекс аудиторских и бухгалтерских услуг.

Министерством юстиции Республики Беларусь 24 апреля 2018 г. зарегистрирована Палата налоговых консультантов (свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от 24 апреля 2018 г. № 0000005).

Палата является некоммерческой организацией с обязательным членством налоговых консультантов, основными целями и задачами которой являются защита прав и интересов ее членов, представление их интересов в государственных органах и иных организациях, а также осуществление контроля качества оказания услуг по налоговому консультированию. Палата — это неотъемлемая часть институциональной среды деятельности налоговых консультантов, являющаяся связующим звеном между МНС и ее членами.

Деятельность налоговых консультантов важна
как для налогоплательщиков, так и для государства.
Введение института налоговых консультантов позволит повысить общий уровень правовой и экономической грамотности и качественно улучшить взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами, позволит повысить эффективность взимания налогов, что в свою очередь окажет благоприятное влияние на улучшение бизнес среды и инвестиционного климата.

Информация
по вопросу «О внедрении в Республике Беларусь института налогового консультирования» для использования в разъяснительной работе с плательщиками

Институт налогового консультирования успешно функционирует во многих странах мира, его положительное влияние на развитие бизнеса и налоговый климат подтверждено многолетним зарубежным опытом. Налоговые консультанты — неотъемлемая часть системы правосудия и защиты прав плательщиков. Например, налоговое консультирование в Германии функционирует почти 50 лет, данный вид деятельности осуществляют более 90 тысяч физических лиц, являющимися аккредитованными налоговыми консультантами, и 7,5 тысяч юридических лиц. В Российской Федерации механизм налогового консультирования работает почти 16 лет и насчитывает более 17 тысяч аттестованных налоговых консультантов.

Налоговое консультирование следует рассматривать как более высокий уровень обслуживания, основанный на международных стандартах и позволяющий эффективно разрешать проблемы правоприменения, снижать риски при ведении налогового учета, а также смягчить инвестиционный климат и повысить бизнес-активность в стране.

Правовая основа института налогового консультирования.

Правовые основы оказания услуг по налоговому консультированию в Республике Беларусь определены Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании» (далее — Указ № 338).

Для функционирования квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена у физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта, организации и проведения квалификационного экзамена по проверке знаний физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта (далее — квалификационный экзамен), утверждения методики его оценки, а также обеспечения качества осуществления деятельности по налоговому консультированию принято постановление Министерства по налогам и сборам от 3 ноября 2017 г. № 23 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19сентября 2017 г. № 338».

Приказом Министерства по налогам и сборам от 29 ноября 2017 г. № 132 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338» утверждены состав квалификационной комиссии и Инструкция о порядке ведения Единого реестра налоговых консультантов, который размещен на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет в специально созданном разделе «Единый реестр налоговых консультантов».

Информационно-разъяснительная работа по вопросу налогового консультирования.

Проведение квалификационного экзамена

На основании программ обучения, согласованных с МНС, организованы курсы по подготовке претендентов к сдаче квалификационного экзамена на базе ГУО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минфина» и Института повышения квалификации и переподготовки экономических кадров УО «Белорусский государственный экономический университет».

Физическим лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата, предоставлено право выбора направления экзамена:
налоговое консультирование организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
налоговое консультирование организаций;
налоговое консультирование индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

В целях реализации возможности осуществления предпринимательской деятельности по налоговому консультированию на территории Республики Беларусь МНС прием документов у претендентов осуществляется с 6 февраля 2018 г.

В квалификационных экзаменах приняло участие 88 претендентов, успешно сдали — 40, в том числе из Могилевской области — 1. Средний процент сдачи составил 45,5%. Очередной квалификационный экзамен состоится 6-7 июня 2018 г.

Сведения об аттестованных специалистах, получивших квалификационные аттестаты, внесены в Единый реестр налоговых консультантов, который размещен на официальном сайте МНС.

В течение 2018 года запланировано к проведению еще 9 квалификационных экзаменов по разным направлениям.

4. Палата налоговых консультантов.

Первыми налоговыми консультантами 18 апреля 2018 года проведено учредительное собрание, на котором принято решение о создании Палаты налоговых консультантов (далее — Палата), утвержден устав Палаты и избраны ее выборные органы (правление и контрольно-ревизионная комиссия), а также председатель правления Палаты, кандидатура которого согласована МНС.

Справочно. В правление Палаты, являющееся одним из органов управления, входят:
Царев Павел Валерьевич (председатель правления Палаты), являющийся директором ООО «Бейкер Тилли Бел» — белорусской аудиторская компании, осуществляющей деятельность в сфере аудита, консалтинга и ведения бухгалтерского учета с 2004 года;
Бурдюк Олег Алексеевич (заместитель председателя правления Палаты) — индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по оказанию услуг в области налогообложения и бухгалтерского учета, также являющийся сотрудником ООО «Грант Торнтон»;
Казаченко Ольга Владимировна — сотрудник ООО «Пик-аудит», оказывающей комплекс аудиторских и бухгалтерских услуг.

Министерством юстиции Республики Беларусь 24 апреля 2018 г. зарегистрирована Палата налоговых консультантов (свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от
24 апреля 2018 г. № 0000005).

Палата является некоммерческой организацией с обязательным членством налоговых консультантов, основными целями и задачами которой являются защита прав и интересов ее членов, представление их интересов в государственных органах и иных организациях, а также осуществление контроля качества оказания услуг по налоговому консультированию. Палата — это неотъемлемая часть институциональной среды деятельности налоговых консультантов, являющаяся связующим звеном между МНС и ее членами.

Белорусский портал о налогах

Если у Вас есть вопросы, вы можете задать их используя форму ниже:

Белорусский портал о налогах

Обратная связь

  • Главная
  • Аналитика
  • Налоговые консультанты Беларуси

Появление института налоговых консультантов в Республике Беларусь не является «ноу-хау», так как является одним из международных стандартов обслуживания, существующем в большинстве стран мира.

Налоговые консультанты являются предпринимателями, представителями так называемых «свободных профессий», за которой стоят высокие компетенции, практический опыт, аттестация и ответственность.

Налоговые консультанты - это финансовые эксперты, которые выступают в роли независимых квалифицированных посредников между официальными налоговыми органами и налогоплательщиками.

Кто является потребителями услуг налоговых консультантов?

Основными клиентами услуг налоговых консультантов являются представители малого и среднего бизнеса, в лице индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций. И это закономерно, так как налоговый консультант, который сам является представителем предпринимательского сектора, хорошо разбирается в потребностях этой категории клиентов и наиболее профессионально может защитить их интересы в налоговой сфере.

Второй категорией клиентов являются некоторые категории физических лиц (арендодатели, наемные работники, вкладчики, наследники, пенсионеры и проч.), у которых возникают налоговые вопросы.

Какие услуги оказывают налоговые консультанты?

Налоговые консультанты предлагают услуги, которые помогают их клиентам своевременно и добросовестно исполнять налоговые обязанности. Налоговые консультанты разъясняют налоговое законодательство, консультируют по налоговым вопросам, ведут бухгалтерский и налоговый учет клиентов, готовят налоговые декларации, налоговые расчеты, ведут переписку с налоговыми органами, информируют клиентов о новшествах в налоговом законодательстве, обжалуют постановления и действия налоговых инспекций, отстаивают интересы своих клиентов перед государственными органами и в судах по вопросам налоговых правоотношений.

Налоговые консультанты рассчитывают для клиента суммы налогов к уплате, помогают осуществить зачет и возврат излишне уплаченных налогов, предлагают клиентам воспользоваться имеющимися налоговыми льготами, рассчитывают альтернативные варианты конечной налоговой нагрузки клиента.

Зачастую налоговые консультанты консультируют клиентов по управлению своими активами и оперативным вопросам управления предприятием, предостерегая клиента как от недоплаты налогов, так и от излишней уплаты, дают советы по минимизации налоговых штрафов.

Спектр услуг налоговых консультантов постоянно расширяется в ответ на постоянные изменения в экономической жизни страны.

Кто становится налоговым консультантом и как они работают?

Налоговым консультантом может стать только лицо, которое имеет высшее образование (экономическое или юридическое) и специальный стаж работы не менее трех лет 3 лет. Для получения аттестата налогового консультанта надо выдержать квалификационный экзамен в Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь.

Как правило, налоговыми консультантами становятся аудиторы, бухгалтеры, практикующие юристы, бывшие работники налоговых служб.

Для потенциальных клиентов выбор правильного налогового консультанта означает понимание образования, полномочий и специализаций, которыми могут обладать налоговые специалисты.

Работают налоговые консультанты либо индивидуально как ИП, либо в штате коммерческой организации. В последнем случае договор возмездного оказания услуг по налоговому консультированию заключается между клиентом и организацией.

Координацией деятельности по налоговому консультированию занимается Палата налоговых консультантов. Информация о налоговых консультантах содержится в Едином реестре налоговых консультантов.

Какую ответственность налоговый консультант?

Налоговые консультанты страхуют свою профессиональную ответственность и отвечают за ошибки, допущенные в ходе выполнения своих функций. Страховая сумма (лимит ответственности) налоговых консультантов за причинение убытков клиенту должна быть не менее одной тысячи базовых величин. Под убытками клиента понимаются пени, а также суммы примененных к нему административных взысканий (штрафов).

Деятельность по налоговому консультированию осуществляется на основе принципов законности, профессионализма, независимости и конфиденциальности.

Читайте также: