Новеллы в налоговом законодательстве

Опубликовано: 03.05.2024

23 ноября 2020 года Президент РФ подписал Федеральный закон №374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес существенные изменения в налоговое законодательство.

Большая часть поправок вступает в силу с 01 января 2021 года. Наиболее важные новеллы следующие:

  • с 23.12.2020 года повышается минимально необходимый порог для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и сборам с 3000 до 10000 рублей (п. 1 ст. 48 НК РФ);
  • с 23.12.2020 года налоговые уведомления могут быть направлены налогоплательщику только двумя способами: по почте заказным письмом или в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Также налогоплательщику предоставлено право самостоятельно получить налоговое уведомление в любом налоговом органе или МФЦ (п. 4 ст. 52 НК РФ);
  • с 23.12.2020 года увеличивается с 500 до 3000 рублей минимально необходимая сумма для предъявления физическим лицам требования об уплате налога в течение одного года с момента выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ);
  • с 23.12.2020 года по общему правилу возврат суммы излишне уплаченного налога будет осуществляться на расчетный счет налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ);
  • с 01.07.2021 года устанавливаются случаи, когда налоговая декларация или расчет считаются непредоставленными. Например, подписание декларации неуполномоченным лицом, дисквалифицированным директором, подача декларации после регистрации прекращения юридического лица и т.д. (п. 4.1. ст. 80 НК РФ);
  • с 01.07.2021 года налоговая декларация по НДС будет считаться не предоставленной в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям, что свидетельствует о нарушении порядка ее заполнения. Также установлен порядок действий налогоплательщика в указанном случае (п. 5.3. и 5.4. ст. 174 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года информация о выданных, приостановленных, аннулированных свидетельствах о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом, должна будет публиковаться для всеобщего ознакомления в сети Интернет (п. 9 ст. 179.2. НК РФ);
  • с 01.01.2021 года в состав доходов от источников в Российской Федерации для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц будут включаться дивиденды, выплаченные российской организацией иностранной организации, распределенные впоследствии в пользу лиц, косвенно участвующих в российских организациях посредством соответствующих иностранных организаций (п. 1.1. ст. 208 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года будут освобождены от налогообложения НДФЛ суммы возмещения расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование (п. 1 ст. 217 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года будут освобождены от налогообложения НДФЛ суммы, выплаченные работодателем, на компенсацию стоимости проезда или перелета из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанной от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в случае отдыха за пределами территории России (п. 1 ст. 217 НК РФ);
  • с 23.11.2020 года исчисление минимального предельного срока владения жилым помещением или доли в нем, которые были приобретены налогоплательщиком по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством), по договору об участии в жилищно-строительном кооперативе, для целей освобождения от налогообложения НДФЛ при продаже указанных объектов осуществляется с момента полной оплаты соответствующего объекта недвижимости, а не с момента государственной регистрации права собственности налогоплательщика (п. 2 ст. 217.1. НК РФ);
  • с 01.01.2021 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не будут учитываться имущественные права в виде права безвозмездного пользования любым имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, а не только права в отношении государственного и муниципального имущества (пп. 16 ст. 251 НК РФ);
  • уточнен порядок получения инвестиционного налогового вычета в отношении расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
  • с 01.01.2021 года устанавливается возможность прекращения начисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением транспортного средства и на основании соответствующего заявления налогоплательщика (п. 3.1. ст. 362 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения по налогу на имущество организаций учитывается не только в случаях, предусмотренных НК РФ, но и законодательством о государственной кадастровой оценке (п. 15 ст. 378.2. НК РФ);
  • с 01.01.2021 года в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций надо будет включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года уточняется порядок рассмотрения налоговыми органами уведомления о предоставлении вычета по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 6.1. ст. 391 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года уточняется порядок рассмотрения налоговыми органами уведомлений о выбранных для предоставления льгот объектах налогообложения по налогу на имущество физических лиц (п. 7 ст. 407 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года конкретизируется порядок рассмотрения налоговыми органами заявлений налогоплательщиков о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц (п. 2.1. ст. 408 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года страховыми взносами не будут облагаться суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов (п. 1 ст. 422 НК РФ).

ФНС держит курс на совершенствование налогового администрирования и это прослеживается не только в появлении большого количества онлайн-сервисов, но и в изменениях главного фискального документа страны.

В конце 2020 года в часть 1 НК РФ было внесено немало корректировок, в т.ч. вступающих в силу в 2021 году. Давайте разберемся в законодательном «квесте».

Новеллы — 2020

Отчетности по КИК: штрафы

Налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой им иностранной компании (КИК) путем представления в налоговый орган годовой финансовой отчетности КИК, аудиторского заключения (обязательный или добровольный аудит финотчетности). Причем данные документы организациями представляются вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физлицами — вместе с уведомлением о КИК.

С 09 декабря 2020 года за непредставление налоговому органу вышеуказанных документов либо представление заведомо недостоверных сведений грозит налогоплательщику — контролирующему лицу штрафом в размере 500 000 руб. (п.1.1 ст.126 НК РФ). Сейчас наказание — 100 000 руб., т.е. штрафные санкции увеличили в 5 раз.

Кроме того, с 09.12.2020 года за непредставление документов, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК в течение 1 месяца с даты получения требования от налогового органа — штраф с контролирующего лица составит 1 000 000 руб. (новый п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

Изменения в ст.126 НК РФ внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 368-ФЗ (далее — Закон № 368-ФЗ).

Электронная доверенность

В прежней редакции ст.29 НК РФ не было упоминания о доверенности физлица со статусом индивидуального предпринимателя (ИП). Это исправлено. Для налогоплательщиков — ИП и физлиц установлены единые правила оформления «налоговых» доверенностей.

С 23 декабря 2020 года представлять интересы ИП и физических лиц без предпринимательского статуса в налоговых органах можно не только на основании бумажной доверенности, удостоверенной нотариусом. Для этих целей подойдет электронная доверенность, подписанная электронной цифровой подписью (ЭЦП) доверителя, то есть похода к нотариусу можно миновать.

Хочется отметить, что обновленная редакция п. 3 ст. 29 НК РФ порадовал не только физлиц, но и организации, поскольку в ней нет новелл, которые касаются именно компаний, а они активно обсуждались законодателями. Предполагалось ввести обязательное нотариальное заверение доверенности, выданной юридическим лицом, т.е. печати организации и подписи ее руководителя было бы недостаточно. Так что, компании могут облегченно вздохнуть и оформлять бумажные доверенности как обычно, без привлечения нотариуса.

Изменения в ст.29 НК РФ внесены Федеральным законом от 23.11.2020 года № 374-ФЗ (далее — Закон № 374-ФЗ).

Задолженность по налогам и пеням

С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам.

Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб. Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб.

Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст. 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.

Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ.

Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб.

477-основа.jpg

Изменения налогового законодательства в июле и ноябре каждого года – обычная процедура. И 2020 год не стал в этом отношении исключением.

В данной статье рассмотрим отдельные изменения, которые принёс федеральный закон № 374-ФЗ от 23 ноября 2020 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В представленном законе есть несколько важных норм, у которых разные даты вступления в силу: с 23 декабря 2020года, с 1 января 2021 года и с 1 июля 2021 года.

Начнём с того, что ближе.

С 23 декабря 2020 года вступают в силу отдельные изменения, которые связаны с налоговым администрированием, т. е. с первой частью Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Знание этих норм позволяет строить отношения с налоговыми органами более комфортно и не создавать конфликтных ситуаций.

Новые термины

В статье 11 НК РФ, в которой раскрываются институты, понятия и термины, используемые в НК РФ, появилось новое определение в связи с изменением порядка уплаты налогов в бюджет с января 2021 года.

«Счёт Федерального казначейства – казначейский счёт для осуществления и отражения операций по учёту и распределению поступлений».

Введены новые обязанности налогоплательщика

Все обязанности налогоплательщиков перечислены в статье 23 НК РФ, в т. ч. и обязанности сообщать отдельную информацию налоговым органам. Поскольку эпидемиологическая ситуация в мире в 2020 году внесла свои коррективы в деятельность многих компаний, а также в порядок организации информационного обмена, то и тут не обошлось без изменений. И налоговые органы предлагают разные формы информационного обмена: если у вас есть объект налогообложения, а налоговые органы о них по какой-то причине не знают, не забудьте об этом сообщить.

«Сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Напоминаем, что данное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для реализации вышеуказанной нормы налоговые органы очень оперативно выпустили письмо ФНС России от 24.11.2020 N БС-4-21/19238@ «О реализации отдельных норм Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ, касающихся налогообложения имущества», которое доступно в справочно-правовых базах.

Уточнён порядок вручения налогового уведомления

И в части информационного обмена ещё одна правка законодательства в статью 52 НК РФ «Порядок исчисления налога, страховых взносов»: налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления.

Изменён порядок действия по доверенности уполномоченного представителя

Статья 29 НК РФ «Уполномоченный представитель налогоплательщика» так же подвергнута корректировке. И с 23 декабря 2020 года уполномоченный представитель налогоплательщика – индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании:

— нотариально удостоверенной доверенности,

— доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или

— доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя. В пункте 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) перечислены виды доверенностей, приравненные к нотариально удостоверенным:

— доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом;

— доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

— доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;

— доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, которые удостоверены администрацией этой организации или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Таким образом, представитель индивидуального предпринимателя вправе действовать либо на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо на основании доверенности, выданной в порядке статьи 185.1 ГК РФ.

До внесения данных поправок в НК РФ говорит лишь о физлицах, не уточняя, считаются ли они индивидуальными предпринимателями или нет.

В части электронного документа, пописанного электронной подписью, перед налоговыми органами стоит задача разработать формат и регламент взаимодействия к 01 июля 2021 года.

Повышен порог суммы налоговой задолженности физического лица для обращения в суд

В статье 48 НК РФ, где установлен порядок взыскания налогов и сборов, увеличили порог, с которого идет обращение налоговых органов в суд. Теперь заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей.

Важные изменения в порядке подачи налоговой декларации

Отдельно отметим важные изменения в ст. 80 НК РФ о порядке аннулирования деклараций, которые были сданы в установленном порядке. В 2018 году налоговые органы на уровне письма ФНС вводили подобный порядок, но налоговые адвокаты очень быстро оспорили подобный момент, указав, что порядка аннулирования поданной налоговой декларации нет в Налоговом кодексе РФ. Налоговые органы выполнили работу над ошибками и мы получили новые законодательные нормы.

Налоговая декларация (расчет) считается непредставленной , если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчёта) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

— в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчёта) неуполномоченным лицом;

— физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчёт), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчёта);

— в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчёта) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;

— в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчёт), в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчёта);

— в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) – организации в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица (путём реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчёта).

В данной статье мы рассмотрели основные поправки налогового законодательства, вступившие в силу с 23 декабря 2020 года. Однако в них есть и отдельные моменты, касающиеся вопросов организации камерального контроля – их мы разберём в следующих материалах.

С сервисами Такском сдавать отчётность во все контролирующие органы – быстро и удобно

«Онлайн-Спринтер» – сервис работает из браузера и не требует установки дополнительного ПО на ПК. Для сдачи отчётности нужен лишь компьютер и интернет. Сервис обладает интуитивно понятным интерфейсом. Данные и документы хранятся в защищённом облачном архиве оператора.

ПО «Доклайнер» – устанавливается на ПК пользователя. Документы хранятся на компьютере пользователя.

«1С:Электронная отчётность» работает из большинства конфигураций семейства «1С:Предприятие» версий 8.2 и выше.

Во всех сервисах Такском есть все актуальные формы отчётов для сдачи отчётности на любых режимах налогообложения.

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Внесли поправки по вопросам налогового администрирования, а также механизма налогообложения НДС, НДФЛ, налога на прибыль организаций, земельного и транспортного налогов, налога на имущество физических лиц, страховых взносов и иных налогов

Изменения в НК РФ – 2021: законы приняли

  • Федеральные законы от 23.11.2020 № 373-ФЗ, 374-ФЗ, 375-ФЗ.

Значимые изменения по налогам

  • НДФЛ не облагается:
  • возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование, топлива. Норма, как и прежде действует, если предусмотрена законом или решением местных органов. Зеркальная норма принята по страховым взносам;

До 2021 года не облагалось НДФЛ бесплатное предоставление жилых помещений, а не возмещение расходов.

  • оплата проезда работников Крайнего Севера в отпуск за границу — исходя из стоимости проезда до пункта пересечения границы РФ. Иными словами, по территории РФ оплата проезда не будет облагаться. Как и ранее, положение распространяется и на неработающих членов семьи;
  • материальная помощь нарождение, усыновление ребенка. Внесена редакторская правка: в число лиц, которым выплачена материальная помощь в размере не более 50 000 руб. в связи с рождением, усыновлением, добавлено установление опеки. Период выплаты такой материальной помощи — первый год — остается.
  • Страховыми взносами теперь не облагаются на законном основании, а не в связи с разъяснениями контролирующих органов, «суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам ГПХ, а также оплата плательщиком таких расходов».
  • По налогу на прибыль не учитывается в доходах:
  • имущество и имущественные права, безвозмездно полученные российской организацией от юридических или физических лиц, если доля передающей стороны в УК составляет не менее 50%. Основание — пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. Норма распространяется на правоотношения с 1 января 2020 года.
  • Напоминаем, до вступления в силу нормы доля участия должна быть более 50%, а имущественные права, по мнению финансистов, должны были учитываться в доходах, так как в норме речь шла только об имуществе.
  • По транспортному налогу внесены изменения в механизм прекращения налоговых обязательств налогоплательщиков в случае гибели или уничтожения транспортного средства.

С 2021 года не придется уплачивать налог с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства. Налогоплательщик должен представить в ИФНС соответствующее заявление и по возможности документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения транспортного средства.

Если налогоплательщик не представил документы, налоговый орган сам запросит соответствующую информацию. Налоговая известит налогоплательщика о принятом решении по заявлению. Форму заявления должна утвердить ФНС России.

  • По земельному налогу и налогу на имущество организаций и физических лиц установлены два случая, когда изменения кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы в прошлых и текущем периодах. Если кадастровая стоимость изменяется вследствие установления рыночной стоимости, то рыночная стоимость начинает применяться «с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости». Изменение кадастровой стоимости учитывается, если это предусмотрено «законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки».
  • Налог на имущество организаций в отношении торговых, деловых центров, офисов, объектов общепита, бытового обслуживания у плачивается исходя из среднегодовой стоимости , если не определена кадастровая стоимость этих объектов, включенных в региональный перечень.
  • В налоговую декларацию по налогу на имущество необходимо будет включать данные о среднегодовой стоимости движимого имущества, при условии что организация учитывает его как объект основных средств. Налоговая готовит очередное изменение в форму налоговой декларации.

Полагаем, что это изменение вызвано обязательным применением с 2022 года ФСБУ 6/2020, в котором отсутствует стоимостной показатель для отнесения актива к ОС. Организация самостоятельно устанавливает лимит стоимости объектов ОС. Затаив дыхание, подумали о возврате механизма налогообложения движимого имущества.

  • По НДС:


27 января Государственной Думой РФ принят Законопроект, который внес внушительный пакет поправок в российское налоговое законодательство и регулирование в сфере ТЦО. Часть поправок — технические, другие же вносят изменения, которые можно рассматривать как принципиальные. Обо всем по порядку.

Все правки можно разделить на несколько блоков:

Поправки в отношении признаков отнесения сделок к контролируемым

Расширение перечня внешнеторговых сделок с независимыми лицами, признаваемых контролируемыми

На этапе рассмотрения Законопроекта много шума наделала поправка в подпункте 2 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ. Ныне действующая редакция данной нормы приравнивает к сделкам между взаимозависимыми лицами «сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли». При этом пункт 5 той же статьи конкретизирует, что такие сделки признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

  1. нефть и товары, выработанные из нефти;
  2. черные металлы;
  3. цветные металлы;
  4. минеральные удобрения;
  5. драгоценные металлы и драгоценные камни.

Суть внесенных изменений заключается в исключении фразы «мировой биржевой торговли» и добавлении прямой отсылки на группы товаров, указанные в пункте 5 статьи 105.14 НК РФ. Таким образом, теперь под ТЦО контроль будут подпадать все сделки из указанных выше пяти групп, независимо от того котируются ли такие товары на бирже или нет.

Несмотря на то, что указанные выше группы товаров из пункта 5 статьи 105.14 НК РФ по определению являются биржевыми (относятся к классу так называемых commodities), можно найти примеры товаров из этих групп, по которым биржевой котировки нет. В частности, существует значительное количество товаров нефтехимического комплекса РФ, по которым биржевые индикаторы отсутствуют. Вероятно, не обойдут стороной указанные изменения и другие отрасли.

Таким образом, значительное количество экспортируемых в адрес независимых лиц товаров подпадает под ТЦО контроль. Это потребует от экспортеров как перенастройки критериев для заполнения уведомлений о контролируемых сделках, так и разработки подходов к обоснованию цен по новым сделкам, подпадающим под контроль в сфере трансфертного ценообразования.

Несмотря на то, что фактически под новые критерии подпадут сделки, заключенные с 1 января 2022 года, начинать такую работу желательно уже в текущем году.

Изменения в пункте 9 статьи 105.14 НК ФР

Касательно сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала).

Пункт 9 статьи 105.14 НК РФ конкретизирует порядок определения суммы доходов для расчета так называемых «пороговых значений» для признания сделки контролируемой. Теперь в данный пункт добавлен абзац следующего содержания:

«В случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала), для целей настоящей статьи доходы по сделкам между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, учитываются в соответствии с порядком, установленным главой 25 настоящего Кодекса, с применением метода начисления».

Некоторые налогоплательщики поспешили рассматривать данный абзац как введение нового критерия по признанию сделок взаимозависимыми. Обращаем внимание, что данный абзац не затрагивает фундаментальных оснований для признания сделки контролируемой, а лишь уточняет порядок расчета доходов для «пороговых значений».

Иными словами, сделка между двумя российскими взаимозависимыми лицами, совершенная через комиссионера, в соответствии с п. 3 ст. 105.14 НК РФ признается контролируемой при условии превышения порога в 1 млрд. руб. (при условии соответствия иным критериям «контролируемости» установленным в п. 2 ст. 105.14 НК РФ, для внутрироссийских сделок). Причем это справедливо как до внесения указанного уточнения, так и после. Просто теперь, с 1 января 2021 года, конкретизировано, что, независимо от действий комиссионера (агента), доходы по сделкам между продавцом и покупателем по сделке учитываются по методу начисления.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Если же агент осуществляет действия от своего имени, он обязан информировать принципала о порядке исполнения его поручений посредством предоставления отчета агента (ст. 1008 ГК РФ). Аналогичный порядок применим и для взаимоотношений комиссионер-комитент (п. 1 ст. 990 ГК РФ, ст. 999 ГК РФ). Кроме того, в пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ установлено, что совокупность сделок, совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, приравнивается к сделкам между взаимозависимыми лицами (при условии минимального функционала и рисков на стороне посредника). Таким образом, новый абзац кардинальных изменений не внес, по сути, совокупность ранее действовавшей редакции п. 9 ст. 105.14 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ и положений ст. 1005 и ст. 1008 ГК РФ (или ст. 990 и ст. 999 ГК РФ) позволяла прийти к такой же трактовке порядка определения доходов для целей «порогового» значения. Но новый абзац позволит избежать недоразумений.

Касательно сделок с лицом, не являющимся плательщиком налога на прибыль

Помимо упомянутого выше абзаца, пункт 9 статьи 105.14 НК дополняется предложением следующего содержания:

«В случае, если лицо, получающее доход по сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем с учетом порядка, установленного главой 25 настоящего Кодекса, с применением метода начисления».

Как и по вышеупомянутой новелле, можно констатировать, что изменения носят технический характер, призванный устранить возможные недоразумения и конкретизировать порядок определения доходов для целей расчета «порогового» значения. Теперь, если контрагент по сделке не исчисляет налог на прибыль, то для целей расчета «порога» по выручке следует применять метод начисления в порядке установленной главой 25 НК РФ.

Обе новеллы вступают в силу с 1 января 2021 года, но, по сути, аналогичный подход надлежит применять и к сделкам, например, 2020 года.

Вопросы заключения соглашения о ценообразовании

Несмотря на то, что Глава 14.6 «Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения» была введена в НК РФ уже очень давно, фактическое заключение СОЦ является для нашей страны скорее экзотикой. Это контрастирует с международной практикой, где такие соглашения являются надежным фундаментом выстраивания доверительных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Долгое время препятствием было отсутствие порядка заключения соглашения о ценообразовании с участием российских и зарубежных налоговых органов. С изданием Приказа Минфина России от 29.03.2018 № 60н законодательные пробелы, обусловленные отсутствием формальной процедуры заключения соглашений о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок с участием зарубежных налоговых органов, были устранены. Как предполагалось, Приказ также должен был способствовать использованию налогоплательщиками данного инструмента.

Однако ряд серых зон, препятствующих заключению СОЦ, все еще оставался. Принятие Законопроекта сможет поспособствовать устранению и этих ограничений. Среди позитивных моментов можно отметить:

  • возможность учета особенностей применения методов ТЦО, предусмотренных законодательством иностранного государства, в случае если результаты применения методов ТЦО в редакции НК РФ не отличаются существенным образом от результатов применения методов ТЦО в редакции соответствующих нормативно-правовых актов иностранного государства;
  • ограничения на проведение ТЦО проверки по контролируемым сделкам, в отношении которых налогоплательщик обратился с заявлением о заключении СОЦ в случае, если не принято решение о заключении либо об отказе.

Вместе с тем, не обошлось и без негативных моментов. Так, срок рассмотрения заявлений и других документов, представленных налогоплательщиком, о заключении СОЦ по внешнеторговым сделкам (наиболее актуальные сделки в контексте СОЦ) увеличен с 6 месяцев до 24 месяцев (с возможностью увеличения такого срока до 27 месяцев). Кроме того, Законопроектом вводится двухлетний период для принятия решения о проведении проверки в связи с совершением контролируемых сделок в случае мотивированного отказа налогового органа от заключения СОЦ.

Такой двухлетний период начинает течь со дня принятия решения об отказе. Учитывая, что ранее в НК РФ такое положение отсутствовало, это может привести к продлению периода, в течение которого налоговый орган может принять решение о ТЦО проверке для налогоплательщиков, «дерзнувших» попробовать заключить СОЦ, по сравнению со стандартным периодом на принятие решения о ТЦО проверке (два года с даты подачи уведомления о контролируемых сделках).

В дополнение, законодатели предостерегли слишком ретивых налогоплательщиков от желания обжаловать отказ в заключении СОЦ, так как срок, в течение которого может быть вынесено решение о ТЦО проверке, приостанавливается в случае попытки обжалования решение об отказе в суде. То есть указанное выше продление периода принятия решения о проверке может еще увеличиться на срок судебного разбирательства. А если прибавить сюда фактически продленный на 21 месяц период рассмотрения заявления и других документов о СОЦ по внешнеторговым сделкам, то период ТЦО неопределенности увеличивается весьма существенно.

Учитывая, что при попытке заключения СОЦ налогоплательщик уже «раскрыл все карты» перед налоговым органом, мотивированный отказ налогового органа может обернуться «мотивированными доначислениями».

В то же время, счастливчики, получившие-таки возможность заключить СОЦ, в качестве «бонуса» получат увеличение сроков хранения данных бухгалтерского и налогового учета по сделкам, ставшим предметом СОЦ, по внутрироссийским и внешнеторговым сделкам до 6 и 10 лет соответственно. Отметим, что рассматриваемым Законопроектом увеличивается срок хранения всех документов налогового учета с 4-х до 5-ти лет, но это увеличение блекнет на фоне увеличения сроков для стороны СОЦ.

Указанные обстоятельства приводят к мысли, что лозунги «не навреди» и «не уверен, не обгоняй» все еще остаются главными лозунгами налоговых и финансовых подразделений компаний при рассмотрении вопросов о целесообразности попыток заключить СОЦ. В этой связи, в ближайшие годы инструментарий СОЦ вряд ли будет доступен широкому кругу налогоплательщиков и по-прежнему будет оставаться экзотикой.

Прочие вопросы

Хранение документов

Как отмечено выше, Законопроект увеличил сроки хранения первичных документов с четырех до пяти лет. Однако нужно учитывать, что сроки хранения сведений закреплены не только в НК РФ, но и, например, в правилах Росархива, где установлено, что первичные документы нужно хранить 5 лет, а документы о получении зарплаты — 6 лет. Таким образом, во многих случаях указанная поправка в НК РФ не изменит работу бухгалтерии.

Раскрытие сведений о лицах, имеющих доступ к банковскому счету по доверенности

Закреплена обязанность банков в течение 3 дней со дня получения запроса от налогового органа предоставить:

  • копии паспортов лиц, которые вправе получать деньги со счета клиента (распоряжаться средствами на счете), и доверенностей на такие действия;
  • документы, которые определяют отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (договор на открытие счета, заявление и т.п.);
  • карточки с образцами оттиска печати и подписей;
  • сведений о бенефициарах, выгодоприобретателях, представителях клиента.

Указанные документы могут запросить в ходе встречной проверки, при вынесении решения о блокировке счетов или взыскании недоимки, либо по запросу иностранного уполномоченного органа (в рамках обмена информацией).

Несмотря на то, что ряд комментаторов уже охарактеризовали данный законопроект, как своего рода отмену банковской тайны, принципиальными эти новеллы не назовешь. По сути, для налоговых органов банковской тайны нет уже давно. Можно вспомнить как в 2019 году нынешний Глава Правительства, а тогда Руководитель ФНС РФ, Михаил Мишустин показал журналисту Financial Times систему, позволяющую налоговому ведомству в реальном времени отслеживать все покупки, сделанные россиянами.

Неприятным сюрпризом данные новеллы станут для тех, кто предпочитает использовать банковские счета через номинальных владельцев, а также, разумеется, для тех, кто такие схемы не использует, но будет в этом заподозрен налоговыми органами. Перечень запрашиваемой информации из вышеприведенного списка свидетельствует о том, что работа будет вестись не для выявления таких фиктивных владельцев, а для фиксации уже выявленных налоговых правонарушений.

Читайте также: