Бухгалтерский налоговый учет в образовательных организациях

Опубликовано: 12.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Образовательная организация дополнительного профессионального образования оказывает услуги юридическим лицам по обучению их сотрудников на платной основе.
Субсидии от государства не получает. Организация пользуется освобождением от налогообложения НДС, по налогу на прибыль применяется налоговая ставка 0%. Лицензия на осуществление образовательной деятельности у организации есть.
Может ли организация проводить обучение некоторых физических лиц на безвозмездной основе (бесплатно)?
Как это отразить в налоговом и бухгалтерском учете?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оказание образовательных услуг на безвозмездной основе не приводит к увеличению налоговой базы учреждения ни по НДС, ни по налогу на прибыль.

Обоснование вывода:
Исходя из п. 1 ст. 572 ГК РФ, дарением признается не только безвозмездная передача в собственность вещи либо имущественного права, но и освобождение лица от имущественной обязанности перед собой (например, обязанности оплатить оказанные услуги).
Законодательством установлен запрет на дарение в отношениях между коммерческими организациями (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Однако ваше учреждение является некоммерческой организацией (ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Следовательно, установленное ГК РФ ограничение в случае оказания образовательных услуг на безвозмездной основе не применяется.
Поэтому считаем, что ваше учреждение вправе бесплатно оказывать образовательные услуги.

НДС

В общем случае реализация услуг на территории РФ признается объектом налогообложения НДС. При этом в целях главы 21 НК РФ оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Одновременно в ст. 149 НК РФ приведены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Так, согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация услуг в сфере образования, оказываемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
При этом реализация услуг в сфере образования освобождается от налогообложения при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий (п. 6 ст. 149 НК РФ, ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), пп. 40 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", письма Минфина России от 06.03.2015 N 03-07-07/12127, от 28.04.2012 N 03-07-07/47, от 21.06.2012 N 03-07-07/59).
Таким образом, из буквального прочтения изложенных выше норм для освобождения от НДС реализации образовательных услуг необходимо выполнение следующих условий:
- образовательная услуга должна быть оказана некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- организация должна иметь соответствующую лицензию;
- реализуются основные и (или) дополнительные образовательные программы, указанные в лицензии.
Как мы поняли, в отношении вашей организации все перечисленные условия выполняются. Следовательно, реализация образовательных услуг на безвозмездной основе освобождается от НДС.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг), а также внереализационные доходы.
Понятие дохода дано в п. 1 ст. 41 НК РФ, который предусматривает, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 и 25 НК РФ.
Очевидно, что при оказании образовательных услуг на безвозмездной основе ваше учреждение экономической выгоды не получает. В этой связи бесплатное оказание услуг к увеличению ваших налогооблагаемых доходов не приводит. Аналогичное мнение нашло отражение, например, в письмах Минфина России от 17.08.2017 N 03-03-06/1/52899, от 17.11.2016 N 03-03-06/3/67725, ФНС России от 07.09.2009 N ММ-20-3/1313.
Вместе с тем расходы в виде стоимости безвозмездно оказанных услуг, а также расходы, связанных с оказанием таких услуг, в силу п. 16 ст. 270 НК РФ не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Однако ваше учреждение оказывает образовательные услуги также и на платной основе. В этой связи считаем, что Вам в целях налогообложения прибыли следует организовать раздельный учет расходов, связанных и не связанных с оказанием образовательных услуг на безвозмездной основе.

Бухгалтерский учет

При безвозмездном оказании услуг увеличения экономических выгод у учреждения не происходит. Соответственно, дохода в бухгалтерском учете не возникает (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации").
По нашему мнению, расходы (долю расходов), связанные с оказанием бесплатных услуг, целесообразнее учитывать в составе прочих расходов организации на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Причем в бухгалтерском учете (в отличие от налогового) расходы учитываются вне зависимости от факта получения соответствующих доходов или от порядка учета таких расходов в целях налогообложения (п.п. 12, 17-19 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
При этом никаких дополнительных записей, связанных с безвозмездным оказанием образовательных услуг, в бухгалтерском учете не формируется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета НОУ (негосударственное образовательное учреждение), состав и порядок представления отчетности.

НОУ представляет собой некоммерческую организацию, созданную собственником (гражданином или юридическим лицом) для оказания образовательных услуг (ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п.18 ст.2, п.4 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» (далее по тексту – Закон №273-ФЗ)).

К образовательным организациям относятся некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности на основании лицензии (п.18 ст.3 Закона №273-ФЗ).

Важно!

НОУ должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности (п.1 ст.102 Закона №273-ФЗ).

Образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ст.101 Закона №273-ФЗ).

Как и любая НКО, НОУ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности учреждения

НОУ представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность учреждения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

При этом учреждение как НКО самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетов. При формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждение должно исходить из требования существенности, то есть, если показатель существенный, то его нужно детализировать (информация Минфина РФ ПЗ-1/2015).

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать НКО. НОУ должны представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).

Особенности налогового учета НОУ

НОУ могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Применяя общую систему налогообложения, учреждения должны учитывать ряд особенностей, обусловленных характером деятельности учреждения.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ НОУ признаются плательщиками налога на прибыль. При этом средства, полученные учреждениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ). При этом учреждением должен быть обеспечен раздельный учет таких средств и использование их в соответствии с условиями получения. По окончании налогового периода учреждение обязано представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Доход, полученный НОУ от оказания платных образовательных услуг, облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке (ст.249 НК РФ, письмо Минфина РФ от 24.06.2010 г. №03-03-04/63, постановление ФАС Поволжского округа от 12.12.2013 г. №А55-5909/2013, определение ВАС РФ от 09.04.2014 г. №ВАС-3384/14 - в передаче в Президиум ВАС было отказано).

Важно!

Образовательные учреждения вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль при выполнении условий, установленных ст.284.1 НК РФ. Применение 0 ставки возможно только в части видов образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917.

Льгота по НДС

НОУ являются плательщиками НДС (за исключением учреждений, применяющих спецрежимы). Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). При этом полученные НОУ целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

При этом для НОУ предусмотрены льготы. Так, освобождены от налогообложения НДС услуги, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ, письмо ФНС РФ от 25.08.2015 г. №ГД-3-3/3230@).

Важно!

Освобождены от налогообложения НДС операции по реализации дополнительных образовательных услуг, в том числе семинаров, мастер-классов и лекций, без выдачи документа об образовании, в случае если указанные услуги соответствуют уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии (письма Минфина РФ от 04.12.2015 г. №СД-4-3/21268@, от 05.12.2012 г. №03-07-07/127, от 01.11.2012 г. №03-07-07/112).

При этом если стоимость блокнотов, ручек и продуктов питания слушателям по условиям договора включена в стоимость семинаров, то НДС при оказании образовательных услуг не исчисляется (письмо Минфина РФ от 27.05.2015 г. №03-07-11/30461).

Льготы по иным налогам

Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для НКО не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отраслевой учет

Д. Васильев, главный бухгалтер Фонда ИФРУ

При ведении бухгалтерского и налогового учета на предприятиях образования возникает множество спорных и неоднозначных ситуаций. Попробуем разобраться с ними.

Согласно Закону «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (далее – Закон) «под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

А лицензия имеется?

Отметим, что право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения только с момента получения им лицензии (п. 6 ст. 33 Закона). Без лицензии нельзя не только оказывать «учебные» услуги и выдавать слушателям документы о повышении квалификации, но и пользоваться льготами, предоставляемыми образовательным учреждениям (в частности, по НДС). Кроме того, за отсутствие разрешения есть риск получить взыскание по статье 14.1 КОАП РФ. Поэтому без лицензии можно проводить лишь семинары, которые могут оформляться, например, как консультационные услуги.

Однако не все просто и у «лицензированных» организаций. Дело в том, что лицензия имеет приложение. В нем, в частности, должны быть указаны нормативные сроки освоения образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности. Так, например, в приложении закреплены программы с длительностью обучения от 72 до 500 академических часов. А учебное заведение ведет курсы подготовки в течение 20 академических часов с последующей выдачей сертификатов о переподготовке. На такой вид деятельности требуется отдельная лицензия.

Более того, считается, что некоммерческие образовательные учреждения, при оказании «учебных» услуг, не указанных в приложении к лицензии, необоснованно применяют и льготу по НДС (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Ведь от налогообложения освобождены только те услуги, которые четко поименованы в лицензии (письмо УФНС по г. Москве от 6 мая 2005 г. № 19-11/32602). В такой ситуации организации кроме норм КОАП РФ нарушают еще и нормы главы 21 Налогового кодекса, занижая сумму НДС к уплате. А данное нарушение может привести к штрафу в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога, или 40 процентов, – если нарушение было умышленным (п. 1, п. 3 ст. 122 НК РФ).

Учесть реализацию

Документом, подтверждающим выполнение учебным заведением своих обязательств, является двухсторонний акт выполненных работ, один экземпляр которого остается у исполнителя – образовательной организации, а второй передают заказчику. При обучении гражданина по его собственной инициативе проблем с получением такого документа не возникнет. Но что делать, если слушатель приехал на занятия по поручению своей компании из другого города? При этом он сам не является руководителем организации, и у него, по понятным причинам, нет с собой «фирменной» печати? Как в подобных случаях своевременно и правильно отразить в бухгалтерских регистрах сам факт реализации образовательных услуг?

Можно предложить следующий выход: направляемый на обучение штатный сотрудник должен иметь при себе разовую доверенность на право подписания акта выполненных работ. Ничего, что у него нет с собой печати, ведь законодательство не требует ее обязательного наличия на этом документе. Дело в том, что форма акта выполненных работ не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Значит, акт просто должен содержать обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной операции и т.д. (ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Раздельный учет НДС

Некоммерческие образовательные учреждения могут осуществлять одновременно как облагаемую, так и не облагаемую НДС деятельность (образовательную и консультационную). А значит, обязаны вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ). Это можно сделать, открыв к счету 90 «Продажи» соответствующие субсчета, на которых будут обособлено фиксироваться различные виды доходов. В конце отчетного периода необходимо распределить входной НДС по расходам, которые напрямую нельзя отнести ни к облагаемым, ни к необлагаемым операциям. Например, невозможно напрямую отнести к конкретным видам деятельности коммунальные расходы. В такой ситуации зачет входного НДС произойдет пропорционально доле доходов по видам деятельности в общей сумме выручки образовательного учреждения.

Пример

Образовательное учреждение в отчетном периоде оказывало как образовательные услуги, так и консультационные. Выручка от образовательной деятельности составила 175 000 руб. (НДС не облагается), и 88 500 руб. от консультационных услуг (в том числе НДС – 18% – 13 500 руб.). Коммунальные расходы составили 59 000 руб. (в том числе НДС – 18% – 9000 руб.)

Дебет 62 Кредит 90 субсчет «Доходы от образовательной деятельности»

– 175 000 руб. – оказаны образовательные услуги;

Дебет 62 Кредит 90 субсчет «Доходы от оказания консультационных услуг»

– 88 500 руб. – начислена выручка за оказанные консультационные услуги;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 13 500 руб. – начислен НДС при оказании консультационных услуг;

Дебет 26 Кредит 60

– 50 000 руб. (59 000 – 9000) – начислены коммунальные расходы;

Дебет 19 Кредит 60

– 9000 руб. – учтен НДС по коммунальным расходам, предъявлены счет-фактура поставщика и акт.

Определяем долю доходов, облагаемых НДС в общей сумме доходов:

(75 000 руб. : (175 000 руб. + 75 000руб. )) x 100% = 30%

Значит сумма входного НДС, который можно поставить к вычету, определяется так: (9 000 руб. x 30%) / 100% = 2700 руб.

Далее,

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 2700 руб. – принят к вычету входной НДС пропорционально доле доходов от оказания консультационных услуг в общей доле доходов.

Дебет 26 Кредит 19

– 6300 руб. – включена в состав расходов оставшаяся сумма НДС, относящаяся к необлагаемой выручке.

Помимо сотрудников администрации и приглашенных лекторов существуют категории работников, расчет зарплаты которых вызывает лишнюю «головную боль» у бухгалтерии. Первая группа – это собственные штатные работники – координаторы, чей заработок напрямую зависит от численности слушателей, записавшихся на курсы. Ведь чем больше их запишется, тем выше вознаграждение координатора, притом, что его прямой обязанностью привлечение максимального количества на курс не является – это прерогатива сотрудников отдела продаж. Вторая группа – это штатные сотрудники организации (например, юристы) в чьи обязанности согласно трудовым договорам, заключенным с ними, не входит чтение лекций слушателям, но в чьих лекторских услугах предприятие иногда все же нуждается. Казалось бы, нет ничего проще, как заключить со всеми этими людьми договора гражданско-правового характера (далее – ГПХ) и выплачивать вознаграждение по результатам каждого семинара в соответствии с актом выполненных работ.

Подобная практика, во-первых, уравнивает лекторов-сотрудников в правах с приглашенными преподавателями при выплате вознаграждения за отчитанный курс, во-вторых, позволила бы предприятию «сэкономить» на ЕСН в части начисления страховых взносов в ФСС России (п. 22 постановления Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765). Помимо этого еще и на страховых взносах, уплачиваемых на страхование от несчастных случаев на производстве. Правда, только в ситуации, когда в договорах ГПХ отсутствует условие об обязательной уплате организацией таких взносов (п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Однако, такое решение не является оптимальным. И вот почему. С одной стороны, заключение таких договоров обусловлено производственной необходимостью. Однако расходы на оплату труда по договорам гражданско-правового характера принимаются только в том случае, если они выплачиваются работникам, не состоящим в штате организации (п. 21 ст. 255 НК РФ). А выплаты по договорам ГПХ, которые предоставляются работнику помимо вознаграждения по трудовому договору, не уменьшают базу по налогу на прибыль (п. 21 ст. 270 НК РФ). Аналогичной точки зрения придерживается и Минфин в письме от 28 ноября 2005 г. № 03-05-02-04/ 205.

Таким образом, выплаты «штатникам» за выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера не включаются в состав расходов на оплату труда. Значит, ЕСН и пенсионные взносы на эти суммы начисляться не должны (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Что же можно предпринять в этой ситуации? Выход есть: можно включить обязанности по чтению лекций в трудовые договора работников. Это позволит уравнять в правах с «гостями» собственных сотрудников. Нужно только установить в трудовом договоре сдельные расценки за лекционный час.

Без рекламы – никуда!

Учебные заведения вправе устраивать рекламные акции по продвижению своих услуг на рынок. При проведении таких мероприятий чаще всего используется почтовая рекламная рассылка потенциальным слушателям.

В зависимости от вида рассылаемой продукции расходы на рекламу могут быть либо нормируемыми (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ), либо их принимают по полной стоимости произведенных затрат (абз. 2 – 4 п. 4 ст. 264 НК РФ). Отметим, что под определение нормируемой рекламы в этом случае попадает только безадресная почтовая рассылка рекламных материалов учреждения (письмо УФНС по г. Москве от 16 марта 2005 г. № 20-08/16391, письмо Минфина РФ от 18 января 2006 г. № 03-03-02/13). Затраты по проведению подобной акции уменьшают налогооблагаемую прибыль, в размере не более 1 процента от выручки (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ). В любом случае, если себестоимость рассылаемых материалов или товаров не превышает 100 рублей за единицу, то НДС при их безвозмездной передаче начислять не нужно (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Обучение заказывали?

Не всегда образовательным учреждениям приходится самостоятельно искать слушателей. Довольно часто отечественные, да и зарубежные организации и фонды просят провести обучение отдельных представителей социальных или профессиональных групп населения России. Так, в учебных заведениях могут обучать маркетингу школьников или преподавать мировую экономику сотрудникам МВД. В этом случае образовательному учреждению выделяется целевое финансирование или грант на обучение. Средства, полученные в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Но это касается грантов только от тех организаций и фондов, которые поименованы в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. № 923. Поэтому стоит внимательно отнестись к статусу организации-грантодателя. Ведь если им будет иностранное юридическое лицо, не поименованное в перечне, то денежные средства, полученные по гранту, надо будет учесть в целях налогообложения как доход.

Отметим, что суммы, полученные от грантодателя на проведение обучения, в любом случае не полежат обложению НДС. Ведь полученные средства не являются выручкой за оказанные организацией услуги. Такой позиции придерживаются и чиновники (письмо УМНС по г. Москве от 20 декабря 2002 г. № 24-11/62583).

По средствам, полученным в рамках целевого финансирования, следует вести обособленный учет как по доходам, так и по расходам. В конце каждого налогового периода образовательное учреждение в одном из разделов (раздел 00212 лист 07) Декларации по налогу на прибыль (утверждена приказом Минфина России от 7 февраля 2006 г. № 24н) отчитывается о фактическом использовании «целевых» средств, с детализацией денежных сумм по программам, на которые они были получены. Однако этим листом не предусмотрена подробная детализация самих расходов. Так, учреждение-грантополучатель, даже уложившись в общую смету, может получить налоговые взыскания. Дело в том, что использование средств гранта регламентировано ограниченным списком расходов (бюджетом) и конкретной величиной каждой статьи расхода. Следовательно, перерасход по одной из статей бюджета за счет экономии по другим статьям может рассматриваться налоговыми органами как нецелевое использование полученных средств. Что, в свою очередь, будет иметь негативные последствия для учебного заведения. Ведь целевые средства использованные не по назначению, являются внереализационными доходами (п. 14 ст. 250 НК РФ). Так что, при расходовании таких средств будьте внимательны и постарайтесь исполнить смету гранта как по сумме, так и по всем статьям.

* Более подробно об обязательном наличии печатей на «первичке» смотрите в ПБ № 8, 2006.

обратимся к закону

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

1. …

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. …

это важно

Не редко у бухгалтеров учебных заведений возникает вопрос с заполнением реквизитов в «шапке» счета-фактуры на оказанные образовательные услуги. Так, в строке 3, в случае, когда грузоотправитель и продавец являются одним и тем же лицом вместо полного наименования и почтового адреса пишется фраза «он же» (постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).

для справки

Безадресная почтовая рассылка (доставка) – раскладка сотрудниками почты по почтовым ящикам граждан-потенциальных клиентов, а также непосредственно в почтовом отделении рекламной информации (например, каталогов товаров). Как правило, эти мероприятия проводятся на основании договоров возмездного оказания услуг с управлениями федеральной почтовой связи (филиалами ФГУП «Почта России»).

это важно

Если в ходе проведения учебных мероприятий перераспределения весов статей затрат все же не избежать, то во избежание «не целевого использования», постарайтесь согласовать эти изменения с грантодателем и закрепить их соответствующим протоколом.

Бухгалтерские услуги

Бухгалтерское обслуживание

  • Бухгалтерское обслуживание ИП
  • Бухгалтерское обслуживание организаций (ООО, ЗАО)

Услуги профессиональных бухгалтеров

  • Заполнение деклараций по налогам 3-НДФЛ, 4-НДФЛ
  • Кадровое делопроизводство и аудит
  • Консультации по системе налогообложения
  • Консультационные услуги по бухучету
  • Налоговая декларация 2-НДФЛ
  • Нулевая отчётность ООО, ИП
  • Персонифицированный учет в ПФР
  • Расчет заработной платы
  • Услуга «Личный бухгалтер»
  • Налоговое консультирование организаций

Юридические услуги

Юридическое сопровождение

  • Арбитраж
  • Налоговые споры
  • Трудовые споры
  • Юридическое сопровождение крупного бизнеса
  • Юридическая поддержка среднего и малого бизнеса
  • Юридическая помощь организациям
  • Юридические консультации для ООО, ИП

Создание и регистрация фирм

Ликвидация

  • Ликвидация ООО
  • Ликвидация ИП

Дополнительные услуги

Специализация Бэк-Офиса

  • Бухгалтерский учет для Агентства недвижимости
  • Бухгалтерский учет для Турфирмы и Турагенства
  • Бухгалтерский учет в розничной торговле. Ведение бухучета в рознице.
  • Бухгалтерский учет в оптовой торговле. Восстановление бухучета в оптовой торговле.
  • Бухгалтерский учет в интернет-магазине. Приходящий бухгалтер.
  • Бухгалтерский учет в салоне красоты. Бухгалтер для парикмахерской.
  • Бухгалтер для стоматологии
  • Бухгалтер для частного врача
  • Бухгалтерский учет для юриста
  • Бухгалтер для адвоката
  • Удаленная бухгалтерия для медицинского центра
  • Бухгалтерский учет в аптеке. Ведение бухгалтерии аптеки.
  • Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях
  • Организация бухгалтерского учета на предприятии
  • Бухгалтерский учет в транспортной компании. Бухучет транспортных услуг.
  • Бухгалтерский учет автомобилей (аренда, торговля, лизинг)
  • Бухгалтерский учет в общественном питании. Бухучет в общепите.
  • Бухгалтерский учет в строительных организациях. Бухучет в строительстве.
  • Аренда — бухгалтерский и налоговый учет. Бухучет сдачи в аренду здания, помещения, оборудования, земли.
  • Бухгалтерский учет в магазине. Бухгалтер для магазина.
  • Бухгалтерский учет в туризме
  • Бухгалтерский учет ИП на ЕНВД
  • Бухгалтерский учет у страховых брокеров. Бухучет у брокеров.
  • Бухгалтерский учет в сфере услуг
  • Бухгалтерский учет в ресторане, кафе, доставке питания
  • Бухгалтерский учет у агентов. Бухучет у агента.


Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях

Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях позволяет создать достоверную информацию о текущих активах и обязательствах данного учреждения, а также о всем наличествующем имуществе и финансовых результатах. Эти данные нужны руководителю учреждения, собственникам, учредителям и возможным инвесторам.

Ведение бухучета образовательного учреждения дает полный контроль над исполняемыми доходами и расходами, приводит их в соответствие с законодательными актами Российской Федерации и позволяет выявить дополнительные резервы финансовой устойчивости и предотвратить появление негативных результатов.

Организация бухучета в образовательном учреждении.

Главное ответственное лицо в образовательном учреждении – его руководитель. Причем неважно, кто занимается конкретно бухучетом, несет ответственность все равно директор, что регулирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Данный закон подразумевает, что руководитель образовательного учреждения несет полную ответственность за соблюдением законодательных норм при исполнении всех хозяйственных операций, оформлением их на бумаге, а теперь уже и в компьютере. Также директор отвечает за своевременную сдачу документации в контролирующие органы.

Закон позволяет руководителю лично вести документацию, но на практике этого никто не делает – у директора детского сада или школы хватает других забот. Поэтому перед руководством учреждения два пути: ввести в штат бухгалтера или бухгалтерскую службу; заключить договор с централизованной бухгалтерией (ЦБ), полностью отдав ей ведение бухучета.

Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях

Второй путь кажется более приемлемым – ЦБ будет вести все документы, там работают профессионалы, которые в курсе всех вносимых законами изменений и т.д. Но есть и недостатки такого удаленного бухучета. Обычно ЦБ располагается вдалеке от образовательного учреждения, у ее сотрудников в ведении много других бюджетных организаций, и добиться быстрой консультации с бухгалтерами проблематично, несмотря на их высокую квалификацию. Поэтому бывает, что неправильно оформленные документы, присланные из ведомого учреждения, отправляются назад без объяснения причин – бухгалтеру просто некогда, а на месте предстоит непростое выяснение причин отказа.

В идеале, сотрудник ЦБ должен на месте проводить консультации и разъяснительную работу с примерами, как правильно заполнять документацию, но все упирается в занятость бухгалтера ЦБ и редкие посещения подопечных.

Гораздо удобнее для руководителя и всех специалистов образовательного учреждения ввести в штат одного бухгалтера или бухгалтерского отдела, в зависимости от объемов отчетности. Бухгалтерский отдел чаще всего состоит из двух сотрудников, из которых один – главный бухгалтер, второй – бухгалтер-кассир.

Так как все документы формируются в учреждении, облегчается контроль над всеми оказанными услугами, и директору проще проследить за тем, что формирует расходную часть.

Введение в штат бухгалтера или бухгалтерского отдела позволяет руководителю образовательного заведения спокойно «пережить» проверку КРУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация ведения бухгалтерского учета в образовательной организации

Просмотр содержимого документа
«Организация ведения бухгалтерского учета в образовательной организации»

Выполнил: Ардынцов А.А., заместитель директора по УВР, МБУ ДО ДЮСШ пос. Светлый, Светлинского района Оренбургской области.

Проект 3. Организация ведения бухгалтерского учета в образовательной организации

Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях позволяет создать достоверную информацию о текущих активах и обязательствах данного учреждения, а также о всем наличествующем имуществе и финансовых результатах. Эти данные нужны руководителю учреждения, собственникам, учредителям и возможным инвесторам.

Ведение бухучета образовательного учреждения дает полный контроль над исполняемыми доходами и расходами, приводит их в соответствие с законодательными актами Российской Федерации и позволяет выявить дополнительные резервы финансовой устойчивости и предотвратить появление негативных результатов.

Организация бухучета в образовательном учреждении.

Главное ответственное лицо в образовательном учреждении – его руководитель. Причем неважно, кто занимается конкретно бухучетом, несет ответственность все равно директор, что регулирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Данный закон подразумевает, что руководитель образовательного учреждения несет полную ответственность за соблюдением законодательных норм при исполнении всех хозяйственных операций, оформлением их на бумаге, а теперь уже и в компьютере. Также директор отвечает за своевременную сдачу документации в контролирующие органы.

Закон позволяет руководителю лично вести документацию, но на практике этого никто не делает – у директора детского сада или школы хватает других забот. Поэтому перед руководством учреждения два пути: ввести в штат бухгалтера или бухгалтерскую службу; заключить договор с централизованной бухгалтерией (ЦБ), полностью отдав ей ведение бухучета.

Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях

Гораздо удобнее для руководителя и всех специалистов образовательного учреждения ввести в штат одного бухгалтера или бухгалтерского отдела, в зависимости от объемов отчетности. Бухгалтерский отдел чаще всего состоит из двух сотрудников, из которых один – главный бухгалтер, второй – бухгалтер-кассир.

Так как все документы формируются в учреждении, облегчается контроль над всеми оказанными услугами, и директору проще проследить за тем, что формирует расходную часть.

Организация и форма бухгалтерского учета в образовательной организации

Деятельность образовательного учреждения осуществляется за счет средств выделенных из федерального бюджета.

Ведение бюджетного (Бухгалтерского) учета исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусматривает использование:

плана счетов бюджетного учета, предусмотренного «Инструкцией по бюджетному учету», утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006г. №25н и Приказа Минфина РФ от 08.12.2006г. №168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

журнально-ордерной формы ведения бюджетного (бухгалтерского) учета;

методов оценки активов и обязательств;

неунифицированные формы первичной учетной документации (документы по которым не предусмотрены типовые фирмы), разработанные организацией самостоятельно;

других форм и методов организации бюджетного (бухгалтерского) учета;

для учета применять типовые формы первичных документов класса 03 и класса 05 Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) и Приказа Минфина РФ от 23.09.2005 №123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета», и правилами п.2 постановления Госкомстата РФ от 5.01.2004г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Государственная учетная политика реализуется Инструкцией по бюджетному учету с помощью:

плана счетов бюджетного учета;

порядка отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;

перечня типовых корреспонденций счетов бюджетного бухгалтерского учета;

- иных вопросов по организации бюджетного бухгалтерского учета.

Все хозяйственные операции, осуществляемые школой, оформляются первичными документами.

Для ведения бюджетного бухгалтерского учета в образовательных учреждениях применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели.

Формы регистров бюджетного учета утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Данные, отраженные в проверенных и принятых к учету первичных учетных документах, систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного бухгалтерского учета:

журнал операций по счету бухгалтерского учета «Касса»;

журнал операций по банковскому счету бухгалтерского учета;

журнал учета операций по расчетам с подотчетными лицами;

журнал операций учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;

журнал операций учета расчетов с дебиторами по доходам;

журнал операций расчетов с персоналом по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям;

журнал операций по учету выбытия и перемещения нефинансовых активов;

журнал по прочим хозяйственным операциям;

главная книга бухгалтерского учета.

Учет ведется с ежемесячной записью в Главную книгу данных оборотов по счетам из журналов операций.

Бюджетный (бухгалтерский), налоговый учет и отчетность в организации ведется в валюте Российской Федерации - в рублях и копейках.

Ответственность за организацию бюджетного (бухгалтерского) и налогового учета, установленного действующим законодательством РФ, несет директор ОО.

Все бухгалтерские документы, отражающие исполнение смет доходов и расходов бюджетных средств и средств, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, подписываются директором и главным бухгалтером или уполномоченными на это лицами.

Технология обработки учетной информации ведется параллельно на бумажных носителях и в электронном виде.

Для обеспечения раздельного учета операций по бюджетной деятельности, приносящей доход деятельности и деятельности со средствами, находящимися во временном распоряжении, использовать присвоенные в бухгалтерском учете отличительные признаки бюджетного счета:

- бюджетная деятельность - код 00;

- приносящая доход деятельность, целевые средства - код 90.

Бюджетная отчетность составляется по формам, в объемах и в сроки, установленные действующим законодательством, письмами Главного распорядителя средств бюджета.

Сроки сдачи отчетов школы для составления баланса, устанавливаются также главным распорядителем средств бюджета.

ОО представляет соответствующую отчетность в координирующие подразделения главного распорядителя средств бюджета района, Инспекции ФНС РФ, внебюджетные фонды и органы статистики по месту нахождения в установленные сроки.

Хранятся все первичные учетные документы, регистры бюджетного (бухгалтерского) и налогового учета, бухгалтерская и налоговая отчетность. Другие документы необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие полученные доходы, произведенные расходы и уплаченные (удержанные) налоги в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с Правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.

К бланкам строгой отчетности относятся следующие документы:

аттестаты приложения к ним;

трудовые книжки и вкладыши к ним;

удостоверения и свидетельства повышения квалификации.

Порядок учета, выдачи, хранения и списания указанных бланков строгой отчетности устанавливаются приказом ректора школы.

Учет бланков, списанных с бухгалтерского учета, производить в соответствующих структурных подразделениях в установленном порядке.

Выдача доверенностей производится ответственным лицом с обязательной регистрацией в книге регистрации доверенностей.

Установить предельные сроки:

- использования доверенности - 10 дней;

- срок отчетности по доверенности - 5 дней.

Осуществлять закупки товаров, работ и услуг в соответствии со ст. 71, п.2 ст.72 Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005г. «Размещение заказов на поставку товаров, работ и услуг для государственных нужд» производимых за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования, осуществлять по итогам:

торгов, открытых конкурсов или аукционов, (в т.ч. в электронном виде);

без торгов: запроса котировок, закупки у единственного поставщика, закупки на товарных биржах;

без размещения заказа: закупок на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами.

Установлены предельные суммы денежных средств, выдаваемых в подотчет: на хозяйственные расходы сумма должна соответствовать обоснованному расчету.

Авансы под отчет выдаются на основании письменного распоряжения директора по заявления получателя с указанием назначения аванса и сроков, на который он выдается.

Начисление заработной платы производится на основании штатного расписания, приказов ректора и (или) уполномоченных им лиц и иных документов, установленных действующим законодательством.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств, проводится учреждение (органом казначейства, финансовым органом) на основании нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации.

Проведение инвентаризации обязательно в случаях:

передачи имущества в аренду, выкупа, продажи,

преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской финансовой отчетности;

при смене материально-ответственных лиц;

при обнаружении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийных бедствий, пожаров или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при проведении реорганизации или ликвидации организации;

Особенности бухгалтерского учета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и целевых средств

Средства, полученные от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов по внебюджетным средствам.

Объем поступлений внебюджетных средств школы отражается в доходной части сметы с указанием источников образования, установленных разрешениями на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и не противоречащих законодательству РФ, выданными школой.

Доходная часть сметы формируется за счет средств, поступающих от:

осуществления платной образовательной деятельности;

оказания платных дополнительных образовательных услуг;

реализации печатной продукции;

торговли покупными товарами, оборудованием, продуктами питания;

оказания посреднических услуг;

поступления, переданные физическими или юридическими лицами в форме дара или пожертвования.

Доходы признаются по методу начисления с учетом налогов и платежей, подлежащих уплате в бюджет.

Расходная часть сметы доходов и расходов формируется в рамках структуры ведомственной и экономической классификации расходов бюджетов РФ.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты этих расходов.

Возмещение командировочных расходов, произведенных из внебюджетных средств, осуществляется:

- суточные - в рамках нормативов, установленных законодательством;

- расходы по проезду - по фактически представленным документам;

- расходы по найму жилого помещения - по фактически представленным документам;

- иные расходы, произведенные работником с разрешения работодателя;

Читайте также: