Элемент характеризующий методику исчисления налогового оклада

Опубликовано: 01.05.2024

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

    Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

НН по НДС = ННДС / Нбрф

Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Налоги – один из способов пополнения бюджета страны. Это не единственное их назначение. Государство, грамотно применяя механизм сбора и регулируя процентную ставку, стимулирует приоритетные отрасли экономики и сдерживает развитие нежелательных.

Налоги и способы их сбора

Взыскание налогов с граждан и организаций структурировано и зависит от источника дохода, метода его получения, статуса налогоплательщика и региона применения. По закону каждый гражданин РФ в соответствии с получаемым доходом участвует в формировании бюджета государства.

Структура налогообложения

Налог взимается в том случае, когда выявлены все его составляющие.

В структуру налога входят:

• Субъект — лицо, подвергшееся взысканию налога (юридическое или физическое).
• Объект – предмет, принадлежащий плательщику (имущество, полученная прибыль, стоимость произведенных товаров или оказанных услуг, автомобиль и т. д.), чье наличие предполагает уплату налога.
• Налогооблагаемая база (стоимость всех объектов налогоплательщика).
• Льготы, предоставляемые государством, или освобождения от уплаты.
• Отчетный период – время, в течение которого определяется возникшая налоговая задолженность.
• Ставка – размер налоговых начислений. Бывают твердыми или выраженными в процентах. Твердая ставка – фиксированная сумма, предназначенная для взимания с одного объекта налогообложения. Величина процентных ставок в денежном выражении зависит от стоимости налогооблагаемой базы. Используются: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные процентные ставки.
• Порядок начисления. Определяет лицо, производящее расчеты налоговых сборов.
• Характерные особенности выполнения платежа – порядок уплаты.

Процесс сбора налогов осуществляется с учетом всех, изложенных выше элементов.

Классификация методов взимания налогов

Налоги бывают федеральные, региональные и местные. Федеральные действуют на всей территории России, региональные – в каждом из субъектов РФ, а местные — в дополнение к двум перечисленным, устанавливаются органами самоуправления.

• Административный или по уведомлению. Исчисление налога производят фискальные органы, а в адрес налогоплательщика отправляется уведомление. Опираясь на документ, гражданин погашает образовавшуюся перед государством задолженность.

• У источника. Обязанность уплаты возлагается на налогового агента. Истинный налогоплательщик получает на руки доход за вычетом суммы налога. В эту категорию попадает заработная плата, из которой работодателем вычитается размер НДФЛ для уплаты в налоговые органы.

• Подача декларации. Учет полученного совокупного дохода в текущий отчетный период и определение размера налоговых отчислений производится непосредственно плательщиком. Налоговым кодексом РФ определены предельные сроки подачи декларации уплаты сборов.

• Кадастровый. Используется на основании информации, полученной из реестра (кадастра) налогооблагаемых объектов. Распространяется на имущество, принадлежащее налогоплательщику. Все объекты в кадастре разделены по характерным признакам на группы, в соответствии с которыми рассчитывается налоговая ставка. Определение величины сбора не зависит от приносимого имуществом дохода.

Налоговый кодекс РФ также предусматривает взимание налога в результате эксплуатации имущества и по факту совершения расходов, но эти методы не нашли широкого применения.

Основные способы сбора налогов в РФ:

• косвенный – перекладывает налоговую нагрузку на плечи конечного потребителя товара или услуги, так как ставка уже включена в их стоимость;

• прямой – взимается с доходов, получаемых юридическими или физическими лицами, а также с имущества, находящегося в собственности.

Система определения налога

• Кумулятивный (накопительный). Дает возможность государству планировать поступление собираемых с населения денег. Базируется на исчислении налога в начале отчетного периода. Налоговый сбор начисляется нарастающим итогом. Таким же образом учитываются предоставляемые плательщику льготы. Размер текущих выплат сокращается на величину уплаченных ранее или произведенных ошибочно.

• Некумулятивный. Частичное взимание. Используется реже названного выше. Нарастающий итог не применяется. Характеризуется сложностью для непосредственных плательщиков, связанной с расчетом доходов в конце отчетного периода, и непредсказуемостью для планирования бюджетных поступлений.

В мире очень распространен глобальный метод сбора налоговых отчислений. Когда происходит взимание денежных средств с общего дохода, независимо от источника его получения.

На раннем этапе развития системы налогообложения использовалась шедулярная модель. Главной ее особенность заключалась в дроблении совокупного дохода на части (шедулы). Объекты классифицировались в зависимости от источника, приносящего доходы. В дальнейшем такой метод сбора налогов утратил значение, уступив место глобальному или объединившись с ним по смешанному типу, когда на отдельные части дохода предоставляются налоговые вычеты.

Налоговая политика государства определяется поставленными перед руководством страны целями. Выполнение социальных программ, укрепление обороноспособности страны, развитие инновационных технологий требуют мощного финансового подкрепления.

Потребности государственного бюджета определяют выбор способов исчисления и методов взимания налогов. При этом важно учитывать состояние экономики страны, ее территориальное устройство и нюансы сложившейся системы сбора налогов.

Граждане, обремененные необходимостью уплаты налогов, выбирают те способы взимания, которые в их распоряжение предоставило налоговое законодательство. Федеральная налоговая служба — главный орган, осуществляющий контроль и регулирование налоговой системы России.

На самом деле это очень опасно. Если налоговая – по приведенным ниже причинам — взялась за подсчет налогов расчетным методом – это плохой знак. И, как правило, печальный исход.

Лучше этого не допускать. Знать, учиться на чужих ошибках и не попадать на крупные неприятности.

Расчетный метод требует доказательств

Налоговики вправе определить сумму налогов расчетным путем. Это закреплено подп. 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Но четкой и однозначной методики определения налогов расчетным способом не существует.

Гипотезы, допущения – условностей масса. Именно из-за сложностей сбора доказательств, а также по причине просчетов, ошибок и вольностей в расчетах — суды и вышестоящие инстанции отменяют расчетные доначисления налоговиков.

Расчетный путь исчисления налогов при обоснованном его применении не нарушает конституционные прав налогоплательщиков – считает Конституционный суд.

«Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обуславливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика.»

(Определения КС от 5 июля 2005 г. № 301-О и от 29 сентября 2015 г. № 1844-О).

Президиум ВАС РФ в ряде своих постановлений указал, что при расчетном методе начисления налогов их достоверное определение по объективным причинам невозможно. Но и недопустимо произвольное определение их суммы налоговым органом.

(Это постановления Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2012г. № 16282/11 по делу № А55-5386/2011, от 19 июля 2011г. № 1621/11 по делу № А55-5418/2010, от 22 июня 2010г. № 5/10 по делу № А45-15318/2008-59/444)

Это значит, что свой налоговый расчет контролеры должны подтвердить результатами трудоемкого анализа, точными расчетами и собрать основательную доказательственную базу.

Основания для применения расчетного метода

Перечень оснований, при которых налоговый орган может применить расчетный метод для определения сумм налоговых обязательств, законом ограничен.

В каких же случаях он применим:

1. Отказ допустить налоговиков к осмотру помещений и территорий, используемых в коммерческой деятельности для получения дохода.

Именно отказ или воспрепятствование должностным лицом проверяемой компании или ИП. Причем достаточно один раз отказать в доступе.

При этом отсутствие представителей налогоплательщика при осмотре суды не признают воспрепятствованием доступу, в связи с чем оснований для применения расчетного метода не усматривают. Постановление ФАС СЗО от 29 января 2014 г. по делу №А56-32593/2013.

Но если ревизоры в суде докажут, что компания знала о проверке и умышленно уклонилась от предоставления доступа – расчетный порядок налогов судьи поддержат.

При воспрепятствовании инспектор составит акт воспрепятствования доступу. В случае отказа представителя налогоплательщика от подписи акта в нем делается соответствующая запись. И налоговая получает право сделать расчет налогов самостоятельно.

Игнорирование и непредставление документов по запросу налоговой более двух месяцев суды признают достаточным основанием для исчисления налогом расчетным путем.

3. Отсутствие учета доходов, расходов, объектов налогообложения.

4. Невозможность исчислить налоги по причине ведения учета с нарушением установленного порядка.

Когда-то, в лохматых 90-х и 00-х годах для того, чтобы открутиться от налоговой проверки компании нередко прибегали к помощи контор –«доброхотов»: странным образом похищались документы из автомобиля, в гараже, где хранились документы случался пожар, в офисе — коммунальная авария или другие недоразумения… И затребованные документы исчезали, сгорали или приобретали нечитабельный вид.

Достаточно позаботиться о справке из соответствующих органов о произошедшем или о возбуждении дела – и все, вуаля! – от проверки отвертелись. Ура.

Сейчас все по-другому. Такие уловки налоговики отлично знают. И они не работают. Суд считает противодействием проверке поведение компании, если в случае коммунальной или иной неприятности не будут приняты меры по восстановлению утраченных документов.

А если еще будет доказан и умысел в их уничтожении и уклонении от проверки – руководителю компании грозит уголовная ответственность.

И если вдруг к вам не пришли по причине порчи или утраты документов — значит, не очень-то и хотели. Значит ваша компания для выездной проверки и не очень интересна. Если ревизоры возьмутся – мало не покажется. Доначисление налогов расчетным способом -обеспечено.

Как проводится расчет

Налоговый кодекс указывает на два источника сведений для расчета:

  1. Имеющаяся у налоговиков информация о налогоплательщике
  2. Данные об аналогичных плательщиках налогов.

Какие сведения приоритетны – законом ее определено. Но большинство судов считает, что в первую очередь следует использовать имеющиеся у налоговиков данные о налогоплательщике, а если их недостаточно – то рассчитывать показатели по данным аналогичных компаний.

Расчет по данным налогоплательщика

В эпоху диждитализации и электронного накопления всевозможной информации, о самой компании налоговики могут накопать предостаточно.

  • налоговые декларации и расчеты, представленные компаний в ИФНС за проверяемый и предыдущие налоговые периоды по всем налогам и сборам,
  • выписки по банковским счетам,
  • результаты встречных проверок,
  • данные имущественных реестров,
  • сведений таможни,
  • отчеты в Росстат,

— и сведения из других источников, которые компания могла представлять «во внешний мир» — например, для оформления кредита, получения разрешения на строительство, для участия в закупках или получения субсидий.

Выбор аналогичного

Найти компании с аналогичными условиями и сопоставимыми показателями налоговикам совсем непросто. А оспорить – легко. Должна сказать, что расчет по аналогии – это часто полет фантазии.

Недостаточность или несопоставимость сведений, собранных налоговиками можно оспорить в суде.

Как показывает практика, для поиска аналогичных налогоплательщиков, ключевыми являются такие критерии, как:

  • отраслевая принадлежность;
  • конкретный вид деятельности;
  • объем выручки;
  • численность персонала;
  • система налогообложения.

Аналогов также могут искать по ассортименту и количеству выпускаемой продукции, по объемам и номенклатуре реализованных товаров, по параметрам сдаваемых в аренду площадей, по рынкам сбыта, режиму работы.

Суды отмечают, что для обоснованности выбора аналога нужна совокупность критериев, совпадения по одному–двум из них – недостаточно.

При этом важно, чтобы сопоставимые показатели отказывали непосредственное влияние на результаты деятельности организации. Например, при сдаче недвижимости в аренду ключевым показателем является площадь сданных в аренду помещений у аналогичных организаций и их местонахождение, а не количество сотрудников. На эту тему интересное решение суда Северо-Кавказского округа от 30 марта 2010г. N А32-15315/2009.

Не признаются судами сопоставимыми условиями, к примеру продажа одних и тех же товаров компанией-производителем и торговой компанией, продающей их оптом. Или производственные показатели ИП и госпредприятия, осуществляющих такую же деятельность.

Творческий подход налоговиков по каждому из критериев следует проверить, и — по неубедительным и «притянутым за уши» – собрав контрдоказательства и подготовив контррасчеты – можно и поспорить.

Почему это опасно

Как правило налоги, доначисленные налоговиками расчетным способом, существенно превышают те суммы, которые вы заявляли к уплате или готовы уплатить.

Налог на прибыль

Доходы собрать легко. По банковским выпискам, по встречкам. Будете потом доказывать, что эти поступления авансы, залоги, возвратные средства – и что к налоговой базе они отношения не имеют.

А вот с расходной частью – вообще все непросто. Как вы понимаете, одного факта оплаты недостаточно. Расходы разношерстны и по каждому виду имеются свои нюансы: и особый порядок признания, и вариантность учета, определенная учетной политикой, нормативы списания, даты признания и прочее. Не говоря про обоснованность, документальное подтверждение и направленность расходов на получение дохода.

Да, суды указывают, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль и при упрощенной системе налогообложения (Доходы-Расходы) х15% расходы надо учитывать.

Полезные постановления Президиума ВАС РФ от 9 марта 2011 г. №14473/10, от 25 мая 2004 г. № 668/04 и от 19 июля 2011 г. № 1621/11. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2007 г. N Ф04-6486/2007(38351-А45-40) и ФАС Дальневосточного округа от 26 ноября 2008 г. N Ф03-5189/2008.

Ок, возможно такие очевидные расходы как расходы на оплату труда и страховые взносы налоговики и примут по вашим сданным в ИФНС декларациям и расчетам. Но не стоит рассчитывать, что ревизоры займутся восстановлением вашего учета. Не для этого назначена налоговая проверка. И от нее ждут эффективности. Доначислений.

По вычетам НДС своя история. В этом вопросе суды единогласны: подлежащий уплате в бюджет – да, можно исчислить расчетным путем. Но возможность определения вычетов расчетным путем, налоговым законодательством не предусмотрена. Право на вычет носит заявительный характер и подтверждается счетами-фактурами. И если налогоплательщик это право не заявил и не подтвердил, то налоговый орган предоставлять вычет не обязан.

То есть кредит 68 счета налоговики соберут, а Дт—увы.

Об этом подп. 7 пункта 1 статьи 31 и пункт 7 статьи 166 Налогового кодекса, определение ВС РФ от 14 марта 2016г. № 303-КГ16-312, постановления Президиума ВАС РФ от 09 ноября 2010г. N 6961/10 и от 30 октября 2007г. N 8686/07, постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2011 г. N А56-13885/2010 и ФАС Поволжского округа от 14 декабря 2010г. N А55-1057/2010.

Судебные перспективы — безрадостные

Несколько лет назад суды не приветствовали расчет налогов по аналогии, досконально разбираясь в каждом конкретном случае, критически изучали обоснованность применения расчетного метода, настаивали на грамотных расчетах, отклоняли вольности и пресекали самодеятельность налоговиков.

Вообще судебный спор – штука творческая. Но суды в современных реалиях — явно на пробюджетной позиции. Спорить стало сложно. Но все еще можно убеждать. И удивлять.

От подсчета налогов расчетным методом отбиться будет трудно. В суде вы заведомо в оправдательной позиции. Вы – «плохиш». А что? Не пускали, учет не вели, документы не представляли. Налоговая — заботясь о пополнении бюджета и несмотря на ваше противодействие — все же рассчитала (как сумела) ваши налоговые обязательства.

Верховный суд указал:

  • необоснованность выводов налогового органа доказывает налогоплательщик! (Определение ВС РФ от 20 апреля 2016 г. № 304-КГ16-3174),
  • при несогласии с расчетным методом налогоплательщик должен представить доказательства экономической необоснованности расчетов, произведенных налоговым органом (Определение ВС РФ от 25 января 2016 г. № 302-КГ15-17939).

Придется потрудиться

Для того, чтобы развернуть ход судебного процесса в свою сторону, нужны оригинальные контраргументы, грамотные контррасчеты и весомые контрдоказательства.

Удивить налоговиков и убедить суд – надо здорово постараться!

  1. Оцените правомерность применения расчетного метода, Достаточны ли основания. Их обоснованность.
  2. Сравните критерии, показатели, условия работы выбранных налоговиками аналогичных налогоплательщиков. Поищите расхождения, несоответствия, основания для несопоставимости.
  3. Сделайте контррасчеты. Максимально полно соберите документы, подтверждающие расходы и налоговым вычеты по НДС. Это — ваша расходная часть и возможность уменьшить налоговые последствия.
  4. Убеждайте суд, что именно ваш расчет продуман, доказан и верен!

Да, трудно. Но пробовать стоит. Или молча сложить ручки в ожидании развязки? Накосячили – исправляйте! Всегда стоит бороться и защищаться.

А лучше не провоцировать ревизоров на применение расчетного метода, не подставлять свой бизнес под разорение. Продумывать действия, знать о рисках и просчитывать последствия.

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Через них, эти элементы, в законах о налогах собственно и устанавливается вся налоговая процедура, в частности порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, определяются ставки, сроки и другие условия налогообложения. Важно подчеркнуть, что само понятие каждого из элементов налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами мира. Эти элементы были присущи налогу с момента ею зарождения. [c.85]


Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами у источника получения дохода, по декларации и по кадастру. [c.89]

В отличие от данного порядка взимание налога по декларации представляет собой изъятие части дохода после его получения. Как видно из названия, указанный порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации — официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников. Российское налоговое законодательство предусматривает подачу деклараций, в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (нефиксированные доходы). [c.89]


Был введен ряд чрезвычайных налогов в форме деньги пятой, десятой, пятнадцатой. Эти чрезвычайные налоги (сборы) взимались с доходов торговых людей в размерах соответственно 20, 10 и 6,7% главным образом на военные нужды. Размер дохода и налоговый оклад [c.33]

Закон устанавливал следующие основные виды налоговых льгот необлагаемый минимум объекта налога изъятие из обложения определенных элементов объекта налога освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков понижение налоговых ставок вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период) целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов) прочие налоговые льготы. [c.297]

Сумма единого налога (налоговый оклад) рассчитывается с учетом ставки (20%), значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которая определяется в зависимости от следующих факторов [c.378]

Порядок исчисления единого налога (расчет налогового оклада) разрешено устанавливать нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с нормами Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ. [c.378]

В Так называемых окладных налогах, рассчитываемых налоговыми органами, к первым двум условиям возникновения обязательства по уплате налога добавляется третье издание и вручение налогоплательщику налоговым органом документа (счета, извещения), устанавливающего размер налогового оклада. НК РФ устанавливает, что в случаях, [c.114]

Суть метода кредита состоит в том, что в государстве резидентства налогоплательщика для определения налогооблагаемой базы учитываются все части объекта налогообложения, возникшие как в государстве резидентства, так вне его. Затем из налогового оклада, исчисленного со всего объекта налогообложения, вычитается сумма налога, уплаченная за границей. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налогового оклада с данной части объекта налогообложения, подлежащей уплате в государстве резидентства по соответствующему объекту налогообложения, возникшему за границей. Таким образом, разница между методами устранения многократного налогообложения состоит в том, что метод освобождения применяется к объекту налогообложения, а метод кредита—к налоговому окладу. [c.386]


В так называемых окладных налогах, рассчитываемых налоговыми органами, к первым двум условиям возникновения обязательства по уплате налога добавляется третье издание и вручение налогоплательщику налоговым органом документа (счета, извещения), устанавливающего размер налогового оклада. НК РФ устанавливает, что в случаях, когда налоговую базу рассчитывает налоговый орган, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57). [c.216]

Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая его субъектом. [c.120]

Ставка подоходного налога в 1998 г. колебалась от 12% (минимальная) для облагаемого совокупного дохода до 20000 руб. до 35% (максимальная) к доходу, превышающему 100001 руб. Шкала ставок (всего их пять —12, 15, 20, 25, 30 и 35) построена по сложной прогрессии доход делится на ступени, каждая из которых облагается своей ставкой, и повышенные ставки применяются не ко всему доходу, а к части, превышающей предыдущую ступень, поэтому налоговый оклад плательщика увеличивается плавно. [c.176]

Источник дохода — доход, из которого субъект уплачивает налог. Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая с одного объекта. Налоговый механизм, учитывающий элементы налога и их соподчиненность, представлен на рис. 4.15. [c.158]

Каждый налог содержит следующие элементы субъект, объект, источник, единицу, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы. [c.224]

Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. [c.225]

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ — установленные в законодательном порядке государственными органами принципы организации и действия налоговой системы, охватывающие ее части субъекты налога (налогоплательщики), объекты налога (облагаемые доход, имущество), единица обложения (единица измерения объекта налога), налоговая ставка (норма налогообложения) и налоговый оклад (сумма налога с одного объекта), налоговые льготы. [c.548]

Элементы налога. Каждый налог содержит следующие элементы субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы. [c.167]

Льгота 3 — вычет из налогового оклада (например, налогового платежа за отчетный период). [c.131]

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА - принципы организации и действия налоговой системы, установленные в законодательном порядке и охватывающие следующие ее части субъекты налога (налогоплательщики), объекты налога (облагаемый доход, имущество), единицу обложения (единицу измерения объекта налога), налоговую ставку (норму налогообложения) и налоговый оклад (сумму налога с одного объекта), налоговые льготы. [c.871]

ВЗИМАНИЕ НАЛОГОВ ПО ДЕКЛАРАЦИИ И У ИСТОЧНИКА ДОХОДОВ — способы взимания прямых личных налогов (подоходных налогов с физических лиц, корпорационного налога, налогов с наследства и др.). Взимание налога по декларации предусматривает подачу налогоплательщиком заявления о доходах, полученных им за истекший период (квартал, полугодие, год). Исходя из указанной в декларации суммы дохода, а также действующих скидок и ставок определяется налоговый оклад. [c.35]

Установлены следующие группы налоговых льгот 1) уменьшение облагаемой прибыли при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия 2) понижение ставки налога на прибыль на 50% 3) уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на осуществление определенной деятельности 4) освобождение от уплаты налога на прибыль на определенный срок 5) уменьшение применяемой ставки налога на прибыль 6) освобождение от уплаты налога части прибыли, направленной на покрытие убытка предыдущего периода 7) полное или частичное освобождение от налогообложения прибыли предприятий, организаций, учреждений, органов и их подразделений 8) уменьшение налогового оклада на сумму определенных расходов. [c.156]

НАЛОГОВЫЙ ОКЛАД — сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта налогообложения (один из элементов налогообложения). [c.297]

Н.о. налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика (субъект налога) объект и источник налога единицу налогообложения налоговую ставку (норму налогового обложения) сроки уплаты налога бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. Обязанности налогоплательщика установлены Налоговым кодексом РФ и Законом РФ Об основах налоговой системы в РФ от 27.12.91 г. [c.103]

Н.л. предоставляются в следующих формах освобождение от налогов отдельных категорий лиц, включая налоговые каникулы и налоговый иммунитет изъятие из облагаемой базы определенных частей объекта налога установление необлагаемого минимума, т.е. минимальной части объекта, не облагаемой налогом (например, необлагаемый минимум по подоходному налогу с физических лиц кратен МРОТ) вычет из необлагаемой базы определенных сумм, как правило, расходов плательщика понижение налоговых ставок при определенных условиях вычет из налогового оклада (см. Налоговые вычеты) возврат ранее уплаченного налога отсрочка (рассрочка) уплаты налога. [c.111]

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определены статьей 67 НК РФ (см. Отсрочка (рассрочка) уплаты налога). НАЛОГОВЫЙ ОКЛАД - см. Окладные налоги. [c.117]

При юридическом определении О.н. выделяются три правила его ограничения по субъекту, т.е. определение налогоплательщика и его статуса по территории возникновения объекта по конструкции самого объекта, т.е. разделении родственных показателей на два налога либо выведения отдельного показателя из-под налогообложения (например, граждане уплачивают один налог на доход, тогда как предприятия имеют два самостоятельных О.н. и уплачивают налог на прибыль и налог на доход — от дивидендов и пр.) Существуют следующие виды О.н. права, действия (деятельность) и их результаты. Права подразделяются на права имущественные, т.е. на имущественные объекты (право собственности на землю, автомобили, имущество предприятия право пользования землей и пр.) и неимущественные права, т.е. неимущественные объекты (право пользования наименованием Россия , местной символикой, право занятия определенным видом деятельности — лицензионные сборы). К действиям относятся, например, вывоз или ввоз на территорию страны товара, реализация товара, операции с ценными бумагами. Деятельность субъекта — добыча полезных ископаемых и пр. Результаты деятельности — прибыль, добавленная стоимость, доход и др. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный период налогообложения. ОКЛАДНЫЕ НАЛОГИ — налоги, по которым обязательство перед бюджетом рассчитывается налоговыми органами по действующим ставкам на единицу обложения (например, подоходный налог, налог на имущество). Обязательным условием уплаты О.н. является создание и вручение налогоплательщику документа (счета, извещения и т.п.), устанавливающего размер налогового оклада. Налоговый оклад — сумма, вносимая плательщиком в определенный бюджет по одному налогу. В отличие от так называемых неокладных налогов (которые самостоятельно рассчитываются налогоплательщиком и обязанность уплаты налога по которым возникает только при наличии объекта обложения, наступлении срока представления декларации или расчета суммы налога и его уплаты), оклад- [c.149]

Кроме указанных Э.н. существуют и так называемые факультативные элементы. К факультативным Э.н. чаще всего относятся налоговые льготы налоговый оклад ответственность за налоговые нарушения порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога. Закон РФ Об основах налоговой системы РФ предусматривает, что перечисленные элементы должны быть установлены и определены в каждом конкретном законе о налоге. [c.221]

По способу обложения налоги российской налоговой системы классифицируются по трем группам в зависимости от способов взимания налогового оклада у источника , по декларации и по кадастру . [c.17]

ПАССИВ пассивом называется любая претензия к фирме или любое ее обязательство. Пассивы включают в себя подлежащие выплате счета, заработную плату и оклады, те дивиденды, о которых заявлено, что они будут выплачиваться, подлежащая выплате накопившаяся налоговая задолженность, долгосрочные обязательства типа облигаций, обеспеченных закладной под недвижимость, долговые обязательства и банковские ссуды. [c.472]

Налоговый оклад устанавливался в соответствии с величиной на-> емной платы за квартиру. При этом в плату за квартиру не включалась плата за отопление и меблировку (если отопление входило в состав наемной платы, то при определении оклада налога из наемной платы вычиталось 5%). Наемная цена помещения, занятого самим домовладельцем или переданного им в бесплатное пользование другому лицу, определялась по аналогии с размерами наемной платы за аналогичные квартиры в той же местности. Стоимость казенных квартир приравнивалась к годовому окладу квартирных денег. Если размер квартирных [c.123]

В законодательных актах по отдельным видам налогообложения должны были устанавливаться и определяться налогоплательщик (субъект налога), а также следующие обязательные эелементы налогообложения объект и источник налога единица налогообложения налоговая ставка (норма налогового обложения) сроки уплаты налога бюджет или внебюджетный фонд, в который подлежал зачислению налоговый оклад. [c.297]

Размер дохода и налоговый оклад для каждого плательщика определялись выборными лицами на основе разрубных списков , по которым население уплачивало прямую подать. Деньга 15-я взималась один раз, 10-я — четыре раза, 5-я — три раза. 5-я деньга ( пятина ) имела подоходный характер с дохода менее 10 р. она не взималась. [c.78]

Наиболее эффективная налоговая льгота — вычет из налогового оклада, которая непосредственно уменьшает размер налога, причитающегося взносу в бюджет. Как правило, вычет из налогового оклада применяется к прямым расходам плательщика. Например, сумма благотворительной помощи, направленная предприятиями и организациями на определенные цели в конкретном административ- [c.110]

Обязательные и факультативные элементы налога

Как уже неоднократно подчеркивалось, налог — это сложная экономико-правовая категория, и как любая комплексная категория налог имеет свою логику построения, определяемую совокупностью взаимосвязанных между собой обязательных элементов. Такие элементы, по меткому выражению А. Козырина, раскрывают «анатомию» налога, его внутреннее строение.

Выделение самостоятельных элементов налога крайне необходимо для участников налоговых правоотношений, ведь именно эти элементы определяют конкретные характеристики любого налогового обязательства, а их законодательная формализация является непременным условием легитимности требования об уплате налога со стороны государства и существования адекватной обязанности налогоплательщика.

Непреходящее значение имеет тот факт, что обязательность формализации всех элементов налога ныне закреплена в Налоговом кодексе РФ. В ст. 3 НК сказано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

А в ст. 17 НК говорится, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и срок уплаты налога.

Таким образом, следует совершенно однозначный вывод: только при определении всей совокупности обязательных элементов налогообложения обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. В противном случае при неопределении хотя бы одного обязательного элемента налог не может считаться установленным, следовательно, у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате такого налога в соответствии с п. 1 ст. 23 НК, где сказано, что он обязан уплачивать лишь законно установленные налоги.

Группу обязательных элементов налогообложения отличает их универсальность и императивность. В силу последнего признака и объективного процесса совершенствования налогового законодательства состав обязательных элементов не остается неизменным. Так, в ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. были определены следующие обязательные элементы: налогоплательщик (субъект налога); объект и источник налога; единица налогообложения; налоговая ставка; срок уплаты; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. Как видно, эти обязательные элементы по сравнению с действующими ныне имеют как сходства, так и достаточно существенные различия.

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязательно, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неустановленным.

К факультативным элементам следует отнести:

  • налоговые льготы и основания для их применения;
  • порядок возмещения налога;
  • отчетный период;
  • получателя налога.

Каждый налог характеризуется своей совокупностью этих факультативных элементов, которые дополняют обязательные элементы, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщиков.

Следует заметить, что и эти две группы не исчерпывают всего многообразия элементов налога. Есть еще третья группа элементов, которые условно можно назвать вспомогательными. Они не являются ни обязательными, ни факультативными при установлении налога, но в той или иной форме применяются при разработке конструкции налога и, что самое главное, используются при установлении налогового обязательства налогоплательщика. Они чаще всего приводятся в законодательном акте, но без терминологии, характеризующей данные элементы. По всей видимости, это делается для того, чтобы вспомогательные элементы не усложняли восприятие налога, не отодвигали на задний план и не затушевывали обязательные (основные) элементы.

К вспомогательным надо отнести следующие элементы:

  • носитель налога;
  • предмет налога;
  • единица налога;
  • масштаб налога;
  • налоговый оклад;
  • источник налога.

В каждой стране наблюдаются свои особенности наполнения данных групп элементов. Поэтому логичным, по нашему мнению, будет утверждение, что источником формирования различных групп элементов является совокупность универсальных элементов, разработанных мировой теорией и практикой налогообложения. Именно в своей совокупности все эти три группы элементов раскрывают в полной мере внутреннее устройство налога и раскрывают структуру налогового обязательства.

Заметим, что взаимосвязь различных элементов определяется также тем, что каждый элемент из данных трех групп несет конкретную юридическую нагрузку и играет определенную роль для упрощения налогового процесса. Кроме того, игнорирование законодателем каких-либо элементов может существенно затруднить формализацию процедуры определения налогового обязательства и усложнить процесс налогового администрирования, поэтому в идеале любой налоговый закон должен содержать всю совокупность универсальных элементов налогообложения.

Разберем элементы налога. Особое внимание обратим на трактовку обязательных элементов, так как в соответствии с п. 3 ст. 11 НК эти понятия следует использовать только в тех значениях, которые определены в соответствующих статьях Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщик (субъект налога) — обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое по закону возлагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств. Точная трактовка ст. 19 НК: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Носитель налога — вспомогательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, которое в конечном итоге несет бремя данного налога. При использовании прямых налогов субъект и носитель — это, как правило, одно и то же лицо, при косвенном налогообложении — в основном разные лица. В ситуации, когда субъект и носитель налога — разные лица, налоговый платеж за счет средств носителя уплачивается субъектом в бюджет. Итак, обязанность по уплате налога всегда лежит на налогоплательщике. Кодекс запрещает использование различного рода налоговых оговорок, в соответствии с которыми она перекладывается на иное лицо. Например, в НДФЛ работодатель (налоговый агент) не имеет права принимать на себя обязанности по несению расходов, связанных с уплатой НДФЛ за своего работника (налогоплательщика).

Предмет налогообложения — вспомогательный элемент, характеризующий имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг), юридически значимые действия, которые обусловливают и предопределяют объект налогообложения. Сам по себе предмет налогообложения отражает только свойства фактического характера, он не порождает налоговых последствий. Налоговые обязательства возникают при определенном юридическом состоянии субъекта к предмету налогообложения.

Например, земельный участок является предметом, но сам по себе он не приводит к налоговым последствиям, а вот право собственности субъекта на этот земельный участок уже является объектом налогообложения и приводит к возникновению налогового обязательства. Нередко название налога формулируется исходя из предмета налогообложения, например: земельный налог, транспортный налог, налог на имущество и т.д.

Объект налогообложения — обязательный элемент, характеризующий юридический факт (действие, событие, состояние) по отношению к предмету налогообложения, который обуславливает возникновение обязанности субъекта по уплате налога. К юридическому факту могут относиться не только права собственности на предмет налогообложения, но и любые другие действия или события, относящиеся к предмету, как, например, совершение оборота по реализации товаров (работ, услуг), получение дохода, прибыли и т.д. Крайне важным положением является то, что каждый налог имеет свой самостоятельный объект налогообложения.

Прежняя законодательная трактовка объекта, формулируя предмет налогообложения и единственное юридическое состояние — наличие его у налогоплательщика, выглядела не совсем удачной. Но изменения, внесенные с 1 января 2007 г., формулирующие объект налогообложения как некое обстоятельство, а не объект, как было ранее, все более приближают нас к адекватной формулировке. Итак, сейчас в соответствии с п. 1 ст. 38 НК «объектами налогообложения могут являться реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Масштаб налога — вспомогательный элемент, характеризующий определенную законом меру измерения (стоимостную, количественную или физическую характеристику) объекта налогообложения. При использовании в качестве меры измерения стоимостной характеристики масштабом налога являются денежные единицы, при использовании количественной характеристики это могут быть, например, мощность или объем двигателя, площадь земельного участка, объем воды, при использовании физической характеристики — крепость напитков, характеристика бензина.

Единица налога — вспомогательный элемент, характеризующий условную единицу принятого масштаба налога, используемую для количественного выражения налоговой базы. Выбор единицы налога должен обусловливаться возможностью практического удобства ее использования, например: при обложении доходов, прибыли, добавленной стоимости — 1 руб., при обложении транспортных средств — 1 л.с. (лошадиная сила), при обложении земли — 1 га, при обложении напитков — 1 л, при обложении бензина — 1 т.

Знание масштаба и единицы налога позволяет сформировать налоговую базу. Налоговая база — обязательный элемент, характеризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Иными словами, это только та количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку именно к ней применяется налоговая ставка. Следует понимать, что налоговая база может совпадать с количественным выражением объекта налогообложения, а может и не совпадать, как, например, в НДФЛ, НДС, налоге на прибыль организаций. В частности, в НДФЛ налоговая база отличается от объекта налогообложения на сумму налоговых вычетов. В ст. 53 НК, по нашему мнению, дается не совсем полное определение: «Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения». В ней не показана привязка к налоговой ставке.

Для обеспечения временной определенности размера налогового обязательства устанавливается в обязательном порядке налоговый период, состоящий, в свою очередь, из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговый период — обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого окончательно формируется налоговая база и определяется конечный размер налогового обязательства. В ст. 55 НК дается вполне удовлетворительная трактовка этого понятия: «Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».

Отчетный период — факультативный элемент, характеризующий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответствующая отчетность. В некоторых налогах налоговый и отчетный периоды совпадают (например, НДС, НДПИ), в некоторых — различаются (например, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций).

Исчисление налогового обязательства немыслимо без определения налоговой ставки, или, как ее еще характеризуют, нормы налогового обложения. Налоговая ставка — обязательный элемент, характеризующий размер или величину налога на единицу налогообложения. Согласно ст. 53 НК «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы». Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу: по федеральным — Налоговым кодексом РФ, по региональным — законами субъектов РФ, по местным — нормативно- правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок исчисления налога — обязательный элемент, характеризующий методику исчисления налогового оклада. Есть две основные методики исчисления, встречающиеся в российской практике: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода с определением итоговой суммы по его окончанию). В свою очередь, эти методики представляют собой совокупность законодательно установленных приемов и способов расчета налогового оклада.

Прием — это формализованное действие (формула), связывающее определенным законом образом налоговую базу, налоговую ставку и налоговые льготы с результатом исчисления (налоговым окладом). Кто и каким образом реализует установленные приемы, устанавливается в соответствующем способе исчисления: «по декларации», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространен способ самостоятельного исчисления налогового оклада — по декларации. Его превалирование подтверждается ст. 52 НК, где дается законодательное определение порядка исчисления налога: «Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот».

Налоговая льгота — факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сбора). Подробнее данный элемент будет разобран в следующем параграфе. Здесь лишь заметим, что налоговые льготы могут уменьшать налоговую базу, налоговую ставку, налоговый оклад и производить отсрочку или рассрочку уплаты налога.

Налоговый оклад — вспомогательный элемент, характеризующий сумму налога, причитающуюся к уплате налогоплательщиком с одного объекта налогообложения.

Порядок и сроки уплаты налога — обязательный элемент, характеризующий законодательно установленные способы и сроки внесения налога его получателю. К возможным способам внесения налога относятся согласно ст. 58 НК уплата его в наличной и безналичной формах.

Сроки уплаты налога (сбора) в соответствии со ст. 57 НК могут определяться:

  • конкретной календарной датой;
  • истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями;
  • указанием на событие, которое должно произойти;
  • указанием действия, которое должно быть совершено.

При расчете налоговой базы налоговым органом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В настоящее время налоговые органы рассчитывают базу самостоятельно по следующим налогам: транспортному (для физических лиц), земельному, на имущество физических лиц.

Конкретный порядок и сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу: по федеральным — Налоговым кодексом РФ, по региональным — законами субъектов РФ, по местным — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Со срочностью налоговых платежей тесно связано понятие недоимки — суммы налога или сбора, не внесенной их получателю в установленные сроки. В этом случае на налогоплательщика налагаются штрафные санкции в виде пени. Данные понятия крайне важны для всех сторон налоговых правоотношений, но при этом возникает вопрос: являются ли они элементами налога? Думается, что к самостоятельным элементам их относить не следует, так как они раскрывают не внутреннее строение налога, а внешние аспекты его проявления, в частности призванные побуждать налогоплательщика к полной и своевременной реализации налогового обязательства.

Источник налога — факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог. Источник налога (выручка, прибыль или доходы) не выбирается налогоплательщиком произвольно, а регламентируется законодательством о налогах и сборах.

Получатель налога — факультативный элемент, характеризующий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть установлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджетным законодательством.

Читайте также: