С низких доходов взимается более высокий процент с высоких доходов процент налога ниже имеет место

Опубликовано: 30.04.2024

33.2. Доходы государства. Налоги и их структура: прямые и косвенные налоги. Кривая Лаффера

Доходы государства - та часть национального дохода, или ЧНП, которая сосредоточивается в руках государства за счет налогов и неналоговых поступлений.
1. Налоги на 75% и более формируют доход государственного бюджета.
2. Неналоговые поступления (доходы от государственных предприятий, проценты по выданным кредитам, рентные платежи, займы, лотереи и т. д.) формируют оставшуюся часть бюджета. Заметим: в России с 1992 г. часть доходов бюджета составляют поступления от приватизации - продажи активов, находившихся в собственности государства.
Дадим более полную характеристику налогов.
Налоги государство взимает как на уровне федерального правительства, так и местных органов власти (округа, муниципалитета, района и т. д.).
В зависимости от методов их сбора налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги - это налоги, которые плательщик непосредственно (прямо) выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти. Прямые налоги: их структура
1. Личный подоходный налог (income tax) - налог, взимаемый с личных доходов домохозяйств и предприятий, не входящих в корпорации. Он является основным элементом налоговой системы в рыночной экономике. Чтобы глубже понять личный подоходный налог, необходимо выяснить различие между предельной и средней налоговыми ставками.
Предельная налоговая ставка - прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода, выраженный в %.
Средняя налоговая ставка - общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода. Экономисты доказали, что растущие предельные налоговые ставки сдерживают средние налоговые ставки.
2. Налог на заработную плату (payroll tax) - налог, взимаемый как с работодателей, так и с лиц наемного труда. Он представляет собой страховой взнос, выплачиваемый в рамках планов обязательного страхования, например, страхования старости, государственной программы бесплатной медицинской помощи, предусмотренных существующим законодательством о социальном обеспечении. Ставка налога определяется правительством. Так, в России установлен размер подоходного налога в 13%. Надо отметить, что по сравнению с другими развитыми странами - это самая низкая ставка налогов. Например, в Великобритании налогообложение производится по базисной ставке в 25%.
3. Налог на прибыль корпораций (corporation tax) - налог на чистый доход (прибыль) корпораций. Вся величина прибыли (независимо от того, пошла ли она на выплату дивидендов) облагается по одной и той же ставке. Так, в Великобритании она составляет 33%. С акционеров взимается авансом 20% этих сборов при выплате им дивидендов, причем этот платеж засчитывается в общей сумме 33%-го налога на прибыль корпораций (который всегда выплачивается с запаздыванием). У акционеров этот налог оформляется как “налоговый кредит” и возвращается им в том случае, если их доходы слишком малы и не подлежат обложению более высоким подоходным налогом.
4. Налог на наследство (inheritance tax) и прочие налоги. Налогом на наследство облагаются как прижизненные дары, так и наследства по завещанию. К прочим налогам относятся гербовые сборы по финансовым контрактам, лицензии и разрешения.
5. Поимущественный налог, или налог на собственность (property tax) - налог на стоимость собственности (капитала, земли, акций, облигаций и других активов), которой владеют фирмы и домохозяйства. Поимущественный налог, налог на наследство, а также сборы за разнообразные лицензии и разрешения - это налоги, которые взимают местные органы власти.
Величина прямых налоговых сборов, как правило, устанавливается отдельно для каждого плательщика.
Прямые налоги дают большую часть налоговых поступлений. Основной недостаток прямых налогов заключается в том, что они способны парализовать стимулы и инициативу экономических агентов, если ставки налогообложения будут слишком велики. Это становится особенно важным, когда речь идет о повышении прямых налогов. Высокие ставки подоходного налога могут побудить налогоплательщика искать разные способы уклонения от их уплаты. Например: 1) получить “доход” в форме сокращения рабочего времени и роста свободного времени; 2) в форме отказа от переподготовки или стремления продвинуться по службе. В то же время, если человеку предстоит осуществлять фиксированные платежи (выкуп взятого во временную аренду имущества, платежи по закладным, страховые премии), то при повышении налогов он, вероятно, станет работать больше, чтобы расплатиться по своим обязательствам.
Высокие прямые налоги негативно сказываются на уровне предприимчивости и экономической эффективности. Сглаживая разницу в оплате труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих, государство рискует сократить стимулы к повышению квалификации. Со своей стороны, и предприниматели лишь тогда пойдут на риск открытия своего дела, когда почувствуют, что вознаграждение после уплаты налогов будет достаточным.
И, наконец, высокие налоги на прибыль приводят к тому, что неэффективное предприятие снимает с себя часть ответственности за свои недостатки. Ведь чем меньше доходы, тем ниже налоги, а общественные издержки неэффективной работы предприятий приходится покрывать правительству. Однако наряду с прямыми взимаются и косвенные налоги.
Косвенные налоги - это налоги с продаж, акцизные сборы, налог на имущество.
Если большую часть доходов федерального бюджета составляют прямые налоги, то косвенные налоги составляют значительную часть доходов местных органов власти.
Косвенные налоги включаются в розничную цену и, соответственно, увеличивая ее, перекладываются на “плечи” потребителя.
Косвенные налоги: их структура
1. Налоги с продаж и акцизные налоги. Различие между ними заключается в сфере действия налога. Налоги с продаж распространяются на широкий диапазон продукции, в то время как акцизные налоги охватывают небольшой, избранный перечень товаров, произведенных внутри страны (например, спиртные напитки, табак, услуги игорных домов).
2. Таможенные сборы, взимаемые с импортных (ввозимых) товаров.
3. Налог на добавленную стоимость: налогооблагаемая величина устанавливается как разница между ценами товаров, продаваемых и купленных предприятием.
Налог на добавленную стоимость - НДС (VAT - Value Added Tax) вводится на большинство товаров и услуг на каждой стадии их производства по постоянной ставке. Предположим, стол стоит 100 руб., а ставка НДС составляет 17,5%, тогда цена, за которую потребитель купит стол, поднимется до 117,5 руб., из которых 17,5 руб. составит НДС.
НДС платится на всех стадиях производства, так что для лесника он составит 5,25 руб., для владельца лесопилки - 3,5, для мебельщика - 5,25, для розничного продавца - 3,5 руб. На практике каждый производитель переводит на счет налоговой службы 17,5% от всех выставленных им счетов за проданные им товары, за вычетом всех НДС, заплаченных его поставщиками, подрядчиками и др. в соответствии с их счетами. Поэтому розничный продавец непосредственно заплатит в качестве НДС лишь 3,5 руб., что как раз и составляет 17,5 руб., за вычетом 14 руб., которые были включены в цену его поставщиков и которые они уже сами выплатили в бюджет.
В развитых странах такие блага, как продукты питания, дома, книги, газеты, поездки на общественном транспорте, лекарства, прописанные врачами, и некоторые другие, не подлежат обложению НДС. Другие блага (например, жилье и медицинские услуги) “освобождаются” (exempt) от обложения налогом. Так, домовладелец, получающий рентную плату за сдачу внаем своего дома, не платит этот налог с рентного дохода, но не вправе требовать возврата величины НДС в счете от строительной фирмы, которая ремонтировала его дом.
Основное достоинство НДС - широкая налоговая база: поступления от этого налога почти пропорциональны потребительским расходам. Кроме того, его действие распространяется на большинство потребительских благ и гораздо меньше изменяет оптимальный потребительский выбор, чем выборочные косвенные налоги.
Основной недостаток НДС - обложение всех расходов носит регрессивный характер, так как НДС забирает в бюджет тем большую долю доходов индивида, чем ниже сами эти доходы. Налоговое бремя ложится прежде всего на наименее обеспеченных членов общества, что говорит не в пользу косвенного обложения. Для компенсации этого эффекта потребление ряда благ первой необходимости не подлежит обложению НДС.
Косвенные налоги обеспечивают устойчивые и оперативные поступления в бюджет; к тому же их можно быстро менять в соответствии с требованиями государственной политики. Вместе с тем регрессивный характер косвенных налогов частично нейтрализует эффект перераспределения доходов при помощи прямых налогов.
В зависимости от того, какая доля личного дохода подлежит отчислению в пользу государства, различают следующие виды налогов (рис. 33.1):
1. Регрессивный налог - налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода. Налоги с продаж, акцизные налоги, налоги на заработную плату и поимущественный налог имеют регрессивную тенденцию.
2. Пропорциональный налог - налог, средняя ставка которого остается неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика. Он забирает у каждого индивида одну и ту же долю дохода.
3. Прогрессивный налог - налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода. Он построен по принципу: чем выше доход, тем выше ставка налога, и, соответственно, чем ниже доход, тем ниже налоговая ставка. Личный подоходный налог и налог на прибыль корпораций являются прогрессивными.

Рис. 33.1. Различие между регрессивным, пропорциональным и прогрессивным налогами

Рис. 33.1. Различие между регрессивным, пропорциональным и прогрессивным налогами

В большинстве развитых стран взимается прогрессивный подоходный налог. Если налоговая система носит прогрессивный характер, т. е. размер налоговой ставки изменяется с учетом роста доходов конкретного индивида, то это позволяет гарантировать, что самое тяжелое бремя будут нести самые богатые плательщики. Прогрессивный характер прямых налогов усиливает их роль как встроенных стабилизаторов экономической системы, что позволяет понижать совокупный спрос в периоды слишком сильных бумов. В этом их достоинство.
Практику прогрессивного обложения богатых людей обычно оправдывают тем, что закон убывающей полезности применим и к дополнительному доходу: изъятие дополнительного дохода у хорошо оплачиваемого налогоплательщика нанесет ему меньший ущерб, чем небогатому человеку.
Какие налоговые ставки предпочтительнее - высокие или низкие? Американский экономист А. Лаффер доказал, что низкие ставки налогов обеспечивают максимальный уровень налоговых поступлений. Отсюда ответ на вопрос: предпочтительнее низкие ставки налогов (см. рис. 33.2).
Из рис. 33.2 видно, что по мере роста налоговой ставки от 0 до 100% налоговые поступления достигнут своего максимума в точке М. На наш взгляд, рассуждение Лаффера представляет интерес и может явиться основой налоговой политики в России.

Рис. 33.2. Кривая Лаффера

Рис. 33.2. Кривая Лаффера

Таким образом, с помощью налогов государство получает в свое распоряжение средства, необходимые для выполнения экономических и социальных функций или прямого и косвенного регулирования - только через правительственные расходы и налогообложение. Через механизм правительственных расходов и трансфертных платежей государство может регулировать уровень экономической и социальной активности:
1) увеличение правительственных расходов при сохранении неизменных налогов и трансфертных платежей должно привести к увеличению совокупных расходов, объема производства и занятости;
2) при данном уровне правительственных расходов сокращение налогов или увеличение трансфертных платежей должно увеличить доходы и тем самым стимулировать рост личных расходов. Напротив, при возникновении инфляции требуется противоположная политика правительства: необходимо сократить правительственные расходы, увеличить налоги и уменьшить трансфертные платежи.
Разница между государственными расходами и доходами покрывается за счет государственных займов.

ID (номер) заказа

Вариант 2. 1. Какие из перечисленных функций имеют налоги в эко¬номике страны: а) фискальную; б) социальную; в) регулирующую (государственного регу-лирования эко¬номики)? 2. Акциз может быть пере¬несен на конечно-го потребителя. а) Верно. б) Неверно. 3. Что такое валовой внутренний продукт (ВВП): а) сумма всех конечных товаров и услуг; б) сумма всех реализованных товаров и ус-луг; в) сумма всех произведенных товаров и ус-луг; г) ничего из перечисленного. 4. Стремясь сократить циклическую безра-ботицу, прави¬тельство выделяет из бюджета дополнительные средства на фи¬нансирование государственных инвестиционных программ. Как эти меры отражаются на индексе стоимо-сти жизни: а) повысится; б) понизится; в) останется неизменным? 5. Индекс потребительских цен может быть использован для того, чтобы оценить: а) различия между структурой производства в данном и предыдущем году; б) различия в рыночной стоимости «товар-ной корзины» двух разных временных перио-дов; в) для обоих случаев. 6. От какой из следующих величин может исходить инфляция, вызванная превыше¬нием спроса над предложением: а) повышение налогов; в) материалы; б) прибыли; г) инвестиции. 7. Если реальная заработная плата увеличи-вается быстрее, чем номинальная, то: а) уровень цен остается неизменным; б) уровень жизни домашних хозяйств сни-жается; в) в процентном выражении уровень цен повышается в большей мере по сравнению с заработной платой; г) уровень жизни домашних хозяйств по-вышается. 8. Какие меры можно рассматривать как прямое вмешательство государства в це-нообразование: а) минимальные цены; б) экспортные премии; в) импортные ограничения; г) импортные тарифы. 9. Если реальный ВВП постоянен, в то вре-мя как дефлятор ВВП растет, что происходит с номинальным ВНП? а) Номинальный ВНП будет падать. б) Номинальный ВНП будет расти. в) Номинальный ВНП останется тем же. 10. Будет ли считаться рабочей силой уво-ленный из-за ликвидации конторы инженер, не нашед¬ший работы. а) Да. б) Нет. 11. Фрикционная безработица рассматрива-ется экономистами как совершенно недопус-тимое явление. а) Верно. б) Неверно. 12. Когда увеличение денежной массы ведет не к снижению, а к росту ставки процента? а) Когда население ожидает более низкого темпа роста денежной массы. б) Когда население ожидает роста предложения денег. в) Когда население ожидает более высокого темпа роста денежной массы, которая приведет к высокому темпу инфляции. 13. Если с высоких доходов взимается больший процент налога, чем с низких, то имеет место: A) пропорциональный налог; Б) прогрессивный налог; B) регрессивный налог. 14. Политика дорогих денег включает сле-дующие меры: А) - покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке у банков и на-селения; - понижение нормы обязательных ре-зервов, - понижение учетной ставки процента; Б) - продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке; - повышение нормы обязательных резервов, - повышение учетной ставки процента. 15.В целях поддержания реальных доходов населения пра¬вительство проводит комплекс антиинфляционных мер, в ча¬стности сокращает государственные инвестиции в экономику. Понадобятся ли правительству дополнительные средства на вы¬плату: а) пособий на детей; б) пособий по безработице; в) жалованья государственным чинов-никам? 16. Будет ли входить в состав трудовых ресурсов временно сокращенный рабочий подшипникового завода (из-за отсутствия спроса на определенные виды подшипников) и ожида¬ющий возвращения. а) Да. б) Нет. 17. С высоких и низких доходов взимается одинаковый процент налога. Имеет место: А) прогрессивный налог. Б) регрессивный налог; B) пропорциональный налог. 18. Экономический кризис может быть предотвращен только мерами денежно-кредитной политики. а) Верно. б) Неверно. 19. Валовой общественный продукт увеличи¬вается номинально, но в реальном выра¬жении не меняется: а) имеется нулевой рост; б) темпы инфляции равны темпам роста; в) темпы роста отрицательны; г) темпы инфляции ниже по сравнению с темпами роста. 20.Выберите верное: активизация инве-стиционной деятельности предприятий может быть достигнута путем: А) снижения ставки налога на прибыль, снижения процентной ставки за кредит и повышения норм амортизации; Б) снижения ставки налога на прибыль, повышения процентной ставки за кредит и снижения норм амортизации.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Анализ игры в художественном произведении/фильме

Эссе, Психология и социология

Срок сдачи к 23 мая

практическая работа "определение класса опасности отходов"

Отчет по практике, Экология

Срок сдачи к 24 мая

Выполнить небольшой тест

Контрольная, Английский язык

Срок сдачи к 31 мая

Причины совершения правонарушений и пути борьбы с ними

Курсовая, Теория государства и права

Срок сдачи к 24 мая

Практическое занятие ч. диккенс. «приключения оливера твиста»

Презентация, зарубежная литература

Срок сдачи к 30 мая

Практическое занятие ф. стендаль. «ванина ванини»

Презентация, зарубежная литература

Срок сдачи к 30 мая

Перевод с ин. языка, Английский язык

Срок сдачи к 31 мая

Решение задач, химическая технология ОВ

Срок сдачи к 1 июня

Лабораторная, исследование операций

Срок сдачи к 3 июня

Какие структурные элементы норм конституционного права отражены

Решение задач, конституционное право

Срок сдачи к 22 мая

Практическое занятие о. де бальзак. «отец горио»

Презентация, зарубежная литература

Срок сдачи к 30 мая

Решить 6 заданий по мат. логике

Решение задач, Математическая логика

Срок сдачи к 23 мая

Решать все задачи

Контрольная, русский язык и культура речи

Срок сдачи к 26 мая

22 задания(выборные) за 30 минут

Срок сдачи к 3 июня

Чертеж, "Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования"

Срок сдачи к 1 июня

Задачи (Нужно выполнить до 9 утра по мск)

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 21 мая

Решение задач, Информатика и программирование

НДФЛ

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Дискуссии в правительстве на тему необходимости повышения подоходного налога не утихают уже несколько лет. И если раньше в центре внимания был переход с плоской шкалы НДФЛ на прогрессивную, при которой чем больше у работника доход, тем больше он платит налог, сейчас говорят о повышении фиксированной ставки налога с 13 до 15%. Вполне возможно, что в 2020 году этот законопроект все же вступит в силу. К чему это приведет — спросим у эксперта.

Повышение НДФЛ сделает часть заработных плат серыми

— Сегодня от любой официальной заработной платы работодатель, как налоговый агент своего сотрудника, отчисляет в налоговую 13% с его зарплаты за вычетом налоговых льгот, если они предусмотрены у сотрудника. То есть если официальная заработная плата сотрудника составляет 50 000 рублей, то на руки он получает сейчас 43 500 руб., а при увеличении налога будет получать 42 500 руб.

Тем самым повышение НДФЛ приведет к увеличению налогового бремени на физических лиц, вследствие чего последуют сокращение чистого дохода населения на 2% и перераспределение этих финансовых средств на нужды государства. Возможно, за счет этого улучшится социальная составляющая в стране — налог вырастет на 15%, или более чем на 200 миллиардов рублей в год, что хорошо скажется на бюджете государства.

Однако с увеличением налоговой ставки часть заработных плат, скорее всего, будут делать серыми.

Хотя сейчас во многих компаниях, наоборот, идет тренд на «обеление» заработный платы сотрудника, так как полная официальная заработная плата позволяет сотрудникам брать ипотеку, кредиты и получать налоговые вычеты. Официальной статистики здесь нет, но источники говорят, что сегодня 75 из 100 сотрудников в России получают именно «белую» заработную плату.

Почему Россия не переходит на прогрессивную систему налогообложения?

Стоит отметить, что в большинстве развивающихся стран налоговая ставка на доходы граждан как раз и составляет от 10 до 15 процентов. В европейских странах используется, как правило, прогрессивная система, то есть с меньших доходов взимается низкий налог, а с больших доходов — больший налог. Разница в налогах составляет от 0% для самых маленьких доходов до 50% у граждан с высоким доходом. Также есть ряд стран, где нет подоходного налога в принципе.

  • Ни граждане, ни налоговые органы не готовы к такому переходу, потому что сейчас налоги с ваших доходов оплачивают предприятия и организации, которые централизованно взаимодействуют с налоговыми органами. А в случае динамической (прогрессивной) системы каждый гражданин, получающий доходы от разных источников, должен будет самостоятельно составлять декларацию, подавать ее и взаимодействовать с налоговыми органами.
  • Бедные от этого не станут богаче, а богатые резко уведут свои доходы в тень, за счет чего сократится поступление финансов в бюджет и ухудшится социально -экономическое положение страны.
  • Сократится мотивация больше зарабатывать и инвестировать в страну из-за рубежа, так как больше доходов будут изыматься государством, то есть чистый доход от вложенных сил и инвестиций не приведет к росту чистой прибыли и, как следствие, станет нецелесообразен.
  • НДФЛ собирается в региональный бюджет, и плюсов для Мурманской области от того, что станут собирать больше налогов в Московской области, не будет никаких. При введении такой ставки регионы еще больше обеднеют.

Очень много стран используют единый НДФЛ, который не зависит от дохода гражданина. Еще один показатель того, что такая ставка интереснее как для государства, так и для граждан: в США отдельные штаты имеют право использовать собственные налоговые режимы. За последнее время 5 штатов ввели такой же формат налогообложения, как и в России, — с фиксированной ставкой. Также и в Великобритании часто обсуждается переход к единой налоговой ставке.


Что будет, если государство продолжит повышать налоги в ущерб экономике и почему понижение налогов может не сработать? Разбираемся с помощью кривой Лаффера.

Сколько налогов собирается в России?

В последние годы налоговая нагрузка на нашу экономику растёт. Доходы консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов в 2018 году составили 37,3 трлн рублей при ВВП в 103,6 трлн рублей. Таким образом налоговая нагрузка на ВВП составила 36%, что соответствует многим европейским странам.

Но до какого предела вообще можно повышать налоги, и что будет после того, как этот самый предел будет достигнут? Аналогичным вопросом задался американский экономист Артур Лаффер в 1979 году.

Его концепция предполагает зависимость между размером налоговых ставок и доходами, которые поступают в бюджет.

Кривая Лаффера

Идея Лаффера состояла в следующем. Небольшие налоговые ставки имеют позитивный долгосрочный экономический эффект. Они стимулируют компании нанимать больше работников, а потребители за счет того, что у них больше денег остаётся на руках, могут покупать больше товаров. Низкие налоги стимулируют экономический рост и повышают активность потребителей и производителей, создают почву для инвестиций В результате даже при низких ставках налога, за счёт этого в бюджет поступает больше денег.

Однако по мере того, как правительство продолжает наращивать налоговые ставки, отдача от них становится меньше за счёт сокращения тех самых долгосрочных стимулов. На графике кривая становится всё более крутой.

В какой-то момент размер налоговых ставок достигает пикового значения, определенной границы, после которой кривая бумерангом летит назад. Повышенные налоги ложатся тяжелым бременем на экономику. Сильно падает спрос и экономическая активность. Долгосрочное снижение налоговой базы сводит на нет выгоду, которую может получить государство от повышенных ставок налога. Вместе с тем процветает теневой сектор – все больше становится тех, кто отказывается платить налоги. Крупные компании уходят с рынка в зарубежные страны с более привлекательными условиями работы.

кривая лаффар

В верхней части кривой, когда налоговые ставки составляют 100 процентов, государственные доходы равны нулю. Если государство забирает все личные доходы и прибыль от бизнеса, то никто не работает и не производит товары. Это приводит к исчезновению налоговой базы.

Где проходит граница?

Увы, единых параметров нет. Теоретики считают, что это порядка 40-50% от ВВП, но есть и другие оценки, например, 30-40%. Однако ставки зависят от того, как быстро растет экономика, какова производительность труда, есть ли в законодательстве налоговые лазейки и легко ли уйти в теневой сектор. Более того, эта граница может отличаться даже в зависимости от региона одного и того же государства. Иными словами, всё индивидуально.

Что будет если после повышения налогов начать их понижать?

Власти многих стран в своё время начинали осознавать, что, повысив налоги, они затормозили экономический рост. Однако будет ли польза уже после того, как пройдена та самая точка невозврата?

По мнению Лаффера, снижение налогов будет работать только до того, как пройдена эта точка. Экономика восстановится, бизнес вновь начнет создавать рабочие места, а граждане потихоньку станут вновь наращивать свои расходы на покупки.

А вот снижение налогов после того, как граница пройдена уже не будет стимулировать экономику в достаточной степени, чтобы компенсировать снижение доходов. Гораздо более вероятным будет то, что бизнес перейдет в режим выживания, будет задумываться об оптимизации или начнет автоматизировать труд, чтобы нанимать меньше работников и платить за них налоги. Без новых рабочих мест работникам не будут платить зарплату, и экономика не будет расти за счет потребительского спроса.

Кроме того, нет никаких гарантий, что предприниматели, отработав схемы ухода от налогов, пожелают выйти «из тени» и платить налоги по сниженным ставкам. А зачем, если существующие и хорошо отработанные схемы не нужно видоизменять, если они будут работать и далее, для уклонения и от более низких налогов?

Что происходит на практике?

Теория Лаффера не раз применяли на практике в США и в некоторых европейских странах, причем в качестве самой настоящей инструкции к действию. Результаты были непредсказуемыми. Отчасти из-за проводимых мероприятий, отчасти потому, что эффект от понижения налогов в виде роста экономики виден только через несколько лет.

Сторонником теории Лаффера был Рональд Рейган. Администрация президента сократила максимальную ставку налога сначала с 70% до 50% в 1981 году, а затем, в 1986 году, до 28%. Это привело к большому дефициту бюджета и росту госдолга. Политику сильно критиковали, ведь к 1987 г. государственный долг США составил 2,4 трлн. долларов.

Но эффект мир увидел немного позже. Благодаря нескольким понижениям налога на прирост капитала образовались или сделали первичное публичное размещение акций более 3000 динамичных компаний. Многие из этих компаний малого и среднего размера стали затем лидерами рынка (Cisco Systems, Dell, Microsoft, Novell, Oracle, Sun Microsystems и др.), в результате их деятельности произошёл бум технологий и значительное увеличение числа рабочих мест в 90-е годы.

В Польше опыт применения кривой Лаффера был связан с акцизами, ставки которых меняли в 1999-2001 годах.

После того, как ставка акцизов на табак была увеличена до 27% упало внутреннее производство и легальные продажи табака. Вместо этого рынок наводнили контрабандные сигареты. Параллельно упали и доходы бюджета, вопреки поставленной цели их нарастить. После того, как налог снизили до 19%, пошёл обратный процесс, и бюджетные поступления вновь стали расти.

Критика теории

Стоит сказать, что теория Лаффера не идеальна, и существует множество исследований, которые показывают, что в ряде случаев она не работает, например, в стране с высокими темпами инфляции. Также существует немало исследований, доказывающих что кривая Лаффера не симметрична. Противники теории считают, что просто не существует той самой предельной точки, разделяющей экономику на «до» и «после». Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц вообще заявил, что кривая Лаффера «высосана из пальца».

Кроме того, само по себе снижение налоговой ставки – не панацея от всех экономических проблем. Свою эффективность показали налоговые льготы и вычеты, которые также поддерживают бизнес, но чтобы их использовать налоги изначально должны быть повышены.

Впрочем, в мире сейчас проходит ещё один эксперимент, который со временем покажет, есть ли толк в понижении налогов. Власти Китая реализовали множество реформ, цель которых поддержать рост экономики на фоне торговой войны с США.

Инициативу ввести вычет или даже полную компенсацию подоходного налога для людей с низкими зарплатами предложил глава банка ВТБ Андрей Костин. Такой вариант подходит, например, для малоимущих россиян с большим числом детей, считает он. Схожие программы стимулирования занятости существуют в США, напомнил Костин.

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Программу банкир сравнил с выплатами на детей в пять и десять тысяч рублей от государства во время пандемии, указав, что подобные меры нужны на более регулярной основе. "Это меры стимулирования экономики, которые вывели бы нас на 3-4% роста ВВП в год, потому что эти темпы роста не могут нас устраивать сегодня", - подчеркнул Костин.

"А вот "детские" выплаты легко трансформировать в налоговый капитал или просто сделать постоянными для малодоходных слоев населения, возможно, и без привязки к детям. Тогда региональные бюджеты будут при своих, а вот федеральный должен выделить порядка 0,5-1 трлн рублей, в зависимости от формата льготы", - отмечает Табах. По его словам, получив деньги, люди с низкими доходами их тратят и тратят в России - соответственно, создают спрос на товары и услуги, что положительно влияет на занятость и ВВП. Собственно, именно поэтому детские выплаты оказались столь удачными, говорит экономист.

Сейчас число работников с зарплатой около 14 тысяч рублей составляет 6,4% работающих (или 4,5 млн человек), напоминает он. Совокупный НДФЛ, который они платят, - 200 млрд рублей в год. "Такая сумма как дополнительная поддержка потребительского спроса не способна дать резкий толчок экономическому росту в стране. Не стоит забывать, что потребительские предпочтения малоимущих граждан тяготеют к товарам первой необходимости, а не к высокотехнологичным дорогостоящим покупкам, рост которых оказывает гораздо больший мультипликативный эффект на экономику", - говорит Пискунов.

Фото: iStock

Фото: iStock

При этом менее 25 тысяч рублей (что также сложно назвать высокой зарплатой) получают 30% работающих (это уже примерно 22 млн человек). Освобождение от НДФЛ людей с такой зарплатой привело бы к увеличению потребительского спроса на 1,3 трлн рублей в год, оценивает Пискунов. Однако сложно представить ситуацию, когда от подоходного налога освобождается сразу треть всех занятых в экономике, сомневается он.

Замглавы Совета безопасности, председатель "Единой России" Дмитрий Медведев предложил пойти дальше и обсудить возможность введения гарантированного минимального дохода от государства для всех граждан независимо от рода деятельности и социально-экономического положения. Дискуссия о такой мере как универсальном средстве от бедности и для поддержки экономики ведется в мире уже несколько лет и сильно будоражит умы (сама возможность регулярных выплат от государства человеку просто по факту его существования представляется довольно радикальной).

В Кремле предложение Медведева еще не обсуждали, говорил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Россиянам же в целом такое предложение по душе, продемонстрировал ранее опрос компании HeadHunter. За безусловный базовый доход высказывались 62% опрошенных, против - 20%. Сторонники видели в безусловном доходе возможность повысить уровень жизни и освободить время для образования и творчества, противники - стимул для нежелания работать и фактор для разгона инфляции.

В российских условиях, скорее, можно говорить об унификации пособий и расширении числа их получателей, а не о базовом доходе, считает Антон Табах. "В целом в России нет проблемы с рабочими местами вообще - есть проблемы с их качеством и с работой в отдельных регионах, а также уровнем зарплат. Именно поэтому стимулирование качественных рабочих мест и снижение налогов на бедных выглядит более разумным и соответствующим текущему уровню развития нашего общества и экономики", - уверен эксперт.


Нынешнее поколение будет ездить бесплатно

Минтранс допускает бесплатный проезд в общественном транспорте при условии платного проезда по большинству дорог на личных автомобилях. Внедрить такую систему рассчитывают к 2035 году. Об этом говорится в проекте транспортной стратегии минтранса, о которой на днях сообщил РБК.

Позднее министерство подтвердило эту информацию. Пока документом предполагается, что с 2025 года в России станет платным проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году плата будет взиматься со "всех категорий пользователей дорог", включая дорожную сеть городских агломераций. Станет ли платным проезд на личном автомобиле по всем видам дорог, не уточняется.

Пока что проект транспортной стратегии находится на стадии обсуждения, а его окончательную версию внесут на рассмотрение правительства только в феврале 2021 года.


Дмитрий Медведев, председатель "Единой России":

"Предлагается обсудить так называемую идею минимального гарантированного дохода граждан. Здесь имеется в виду неприкосновенность той минимальной суммы средств, которая выплачивается государством человеку независимо от рода его деятельности, социально-экономического положения. Такие модели существуют в целом ряде других государств".

Пакистан видит драйвер роста экономики в строительстве социального жилья. Программа "Новый Пакистан", запущенная в октябре 2018 года, предполагает возведение 5 млн домов для бедных за пять лет. Огромный масштаб строительства должен привести к появлению 6 млн новых рабочих мест по 40 направлениям промышленности и сферы услуг. Сейчас в стране строится около 250 тыс. домов в год.

Фото: iStock

Фото: iStock

В Индии "официальным" беднякам полагается государственная помощь в виде субсидий на продукты и топливо. В 2013 году была инициирована самая масштабная программа помощи - из бюджета выделили 24 млрд долларов на пособия для бедных, этой суммы должно было хватить малоимущим на покупку 5 кг крупы в месяц. В этом году власти Индии выделили 22 млрд долларов для поддержки бедных слоев населения в условиях коронавируса. В частности, двум третям населения было выделено 10 кг риса и пшеницы, фермеры получили 2 тыс. рупий, а вдовы - 1 тыс. рупий.

В США действуют разнообразные программы борьбы с нищетой, охватывающие не менее 15-20% населения. Поддержка предоставляется по двум критериям: надо быть бедным и принадлежать к одной из субсидируемых категорий (инвалиды, ветераны войны, неполные семьи с маленькими детьми). Пособие по безработице составляет максимум 49% от среднего заработка человека на последнем месте работы и не более 2700 долларов в месяц. Выплат на детей в привычном для нас виде в США не существует, помощь оказывается целевая, конкретной нуждающейся семье, причем не всегда деньгами. Это могут быть также продуктовые карточки, бесплатные школьные завтраки и обеды, налоговые послабления. Однако на фоне пандемии правительство пошло на беспрецедентные меры - до 22 мая населению выплатили пособия на 260 млрд долл. Многие выплаты носили разовый характер, а пособия по безработице в 600 долларов выплачивали до конца июля.

В августе Трамп подписал закон о приостановке сбора налога на зарплаты до конца года. Он коснется всех американцев, которые зарабатывают менее 100 тысяч долларов в год. Кроме того, в США сохраняется система продовольственных талонов для малоимущих граждан, введенная еще в 1939 году. Эти талоны используют более 46 млн американцев, получая по 115 долларов на каждого или по 255 долларов на семью. Средства могут быть израсходованы на покупку товаров, некоторые сети питания принимают их в качестве оплаты за специальное питание для бедняков. Но карта не сработает, если человек попытается приобрести, например, не предусмотренные программой соцзащиты сигареты или спиртное.

Уже почти 60 лет используются продуктовые карточки на Кубе. Правительство тратит на продовольственные субсидии свыше 1 млрд долларов в год, зато жители страны платят всего 12% от реальной стоимости продуктов питания. Каждый кубинец с рождения приписан к бодеге - продуктовой лавке, где товары распределяются по символическим ценам. Предъявив там специальную книжечку (либрета, как называют ее на Кубе), граждане могут ежемесячно получать по субсидированным ценам 3 кг риса, пакет макаронных изделий, 2 кг сахара, 0,5 кг бобов, 0,5 л соевого масла, пакет кофе, соль, пять яиц и немного куриного мяса, а также по 80 г хлеба на человека в день. Прожить только на либрету сложно - выдаваемых продуктов хватает примерно на две недели. Тем не менее карточки являются серьезным подспорьем для большой части населения, да и стоят они недорого - всего доллар в месяц на человека.

Продуктовыми карточками могут расплачиваться и жители Великобритании. Талонная система была введена из-за дефицита продовольствия после Второй мировой войны. Программу закрыли в 1954-м, а в 2014 году восстановили, заменив ими денежные выплаты малоимущим.

В Испании соцзащита здесь не так развита, как, например, в Германии. Есть пособия по безработице, временной нетрудоспособности, уходу за ребенком. Долгое время нетрудоустроенные граждане пользуются скидками на проезд в транспорте, покупку товаров в магазинах, могут бесплатно обучиться новой специальности. Кроме того, есть своеобразное "поощрение" в виде премии для работодателей, трудоустроивших тех, кто не работал более двух лет. А сдающий беднякам жилье собственник может быть освобожден от уплаты налога на него. Коронавирус подстегнул правительство принять другие меры: с 29 мая введена система выплаты гарантированного минимального дохода для малоимущих. Около 850 тыс. испанских семей получили право на 500-1000 евро в месяц из расчета на каждого человека - это примерно 2,3 млн испанцев, половина из которых имеет доход менее 310 евро в месяц. На выполнение программы власти готовы потратить 3,5 млрд евро.

Фото: iStock

Фото: iStock

Идея поддержать граждан дополнительным доходом без обязательств не нова. Так, в 2017-2018 гг. в Финляндии был проведен эксперимент: 2000 случайным образом отобранных безработных получали от правительства по 560 евро в месяц. Доход был гарантирован независимо от того, найдут участники программы работу или нет.

Эксперименты с безусловным доходом проводились также в Нидерландах, Канаде, Монголии, Иране и Кении. В последней он рассчитан на 12 лет, участникам и сейчас выплачивается по 22 доллара в месяц. А в конце августа этого года трехлетний эксперимент по выплате жителям безусловного дохода в 1200 евро анонсировала Германия. Эта сумма немногим больше уровня бедности по немецким меркам. Сторонники социальной программы считают, что базовый доход снизит неравенство в доходах и улучшит благосостояние людей, обеспечив им больше финансовой уверенности. Впрочем, финский опыт показал, что на уровень безработицы базовый безусловный доход не повлиял, участники эксперимента лишь стали испытывать меньше стресса.

Читайте также: