Научные теории возникновения налогообложения

Опубликовано: 12.05.2024

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет все же относительно самостоятельное значение. Она должна основываться на научной теории налогов. Без этого налоговая политика становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок.

Теория налогов, в свою очередь, развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций.

Длительное время преобладала классическая теория налогообложения, в соответствии с которой налогам отводилась чисто фискальная роль пополнения доходов бюджета.

Основоположником научной теории налогообложения принято считать А.Смита, который дал определение понятия налоговой системы, установил необходимые условия для ее формирования и выдвинул четыре основных принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство оплаты и дешевизна налогового администрирования. Дальнейшее развитие учение А.Смита получило в трудах виднейших западных экономистов того времени: Д.Рикардо, Дж.Милля и других.

Впоследствии появились новые научные теории налогообложения, среди которых наиболее существенную роль в формировании налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой сыграли два основных направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.

Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж.М.Кейнс (1883-1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге "Общая теория занятости, процента и денег". Дж.М.Кейнс обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях.

Концепция Дж.М.Кейнса исходит из того, что высокие темпы развития экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массовости потребления. Дж.М.Кейнс обосновал важную роль предприимчивости в достижении национального богатства. По его теории экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости. По Кейнсу, чтобы сбережения стали генератором экономического роста, их надо изымать с помощью налогов и через бюджетную систему использовать для инвестиций. Исходя из этого, основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогообложения.

Экономическая теория Дж.М.Кейнса имела большое прикладное значение. В частности, она использовалась английским правительством в первой половине двадцатого столетия.

В противоположность кейнсианской теории разработанная рядом экономистов, прежде всего Дж.Мутом, А.Лаффером, Дж.Гилдером, Р.Лукасом, неоклассическая теория по иному рассматривает роль государства в регулировании рыночной экономики. Указанная теория отводит государству достаточно пассивную роль в регулировании экономических процессов. Согласно теории, налоги должны быть минимальны, и одновременно корпорациям должны предоставляться значительные налоговые льготы. Высокое налоговое бремя будет сдерживать предпринимательскую активность и приведет к спаду в экономике.

Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, установивший количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, построив параболическую кривую, в дальнейшем названную "кривой Лаффера".











Рис.1.1. Кривая Лаффера

Научные теории налогов сыграли свою положительную роль в подъеме экономики многих стран. Вместе с тем, налоговую политику необходимо проводить, согласуясь с целями и задачами экономического развития на современном этапе, увязывая налоговую теорию с практикой проведения экономической и финансовой политики.

Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 718 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

date image
2015-05-27 views image
10767

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1. Возникновение и развитие налогообложения.

2. Развитие налогообложения в России.

3. История развития научных представлений о налогообложении. Общие и частные теории налогов.

1. Возникновение и развитие налогообложения.

История налогов насчитывает тысячелетия. Первые известные законы о налогах относятся к шестидесятым годам XVIII века до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.).

В развитии налогообложения можно выделить четыре периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государств, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Необходимостью содержания государства было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, снаряжением для армии.

По мере укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают исключительно денежную форму.

Обязательные платежи Древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.

Одной из первых организованных налоговых систем является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном и семейном положении.

В IV - III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись контрибуцией.

Развитие государственных институтов Древнего Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 год до н. э. - 14 год н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота - 1% и другие. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

В Европе XVI - XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью.

Второй период.Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.




В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции. Французский ученый Ф. Кенэ впервые обозначил органическую связь налогообложения и народнохозяйственного процесса.

В XIX веке финансовая наука продолжала стремительно совершенствоваться.

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX веке и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

Современный, четвертый период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов?

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XX века, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

Начало 80-х годов почти повсеместно было отмечено либерализацией систем подоходного налога, снижением налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот.

Реформирование систем косвенного налогообложения осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, но в то же время происходит рост налога на добавленную стоимость (НДС), который в 70–80-е годы стал заменять налог с оборота.

Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Налоговые теории представляют собой свод научных знаний о самой природе и сути налогов, об их роли и значении, как в социально-экономической, так и в политической жизни общества.

Основные теории налогов начали формироваться еще в XVII веке в виде научных концепций. Основоположником же самой теории налогообложения принято считать Адама Смита.

Существует 2 вида теорий налогов:

  1. общие – сюда относятся теории, которые отражают суть налогообложения в целом;
  2. частные – представлены теориями, которые раскрывают отдельные вопросы налогообложения.

Общие теории налогов

Общие теории налогов включают в себя:

  • Теория обмена - граждане «приобретают» у государства различные общественные блага, товары (здравоохранение, образование, поддержание порядка и т.д.). взамен, они отдают государству часть дохода в виде налогов.
  • Атомистическая теория. Является разновидностью предыдущей теории. В этой теории налог предстает в виде результата по договору между гражданами страны и государством. По этому договору государство предоставляет гражданам определенные блага (здравоохранение, охрана и т.д.). За это граждане вносят определенную плату в виде налога. Представители: Себастьян де Вобан; Ш. Монтескье;Т.Гоббс; Вольтер; О.Мирабо.
  • Теория наслаждения. Говорит о том, что налог – это плата, государству за получаемые наслаждения, предоставляемые обществом. Представители: Ж. Си- монд де Сисмонди.
  • Теория налога, как «страховой премии». Данная теория говорит о том, что налог является платежом на случай наступления какого-либо риска. Представители: А.Тьер; Дж. Мак- Куллох.
  • Классическая теория. Налоги – это основной вид доходов государства. Они должны финансировать расходы государства, покрывая затраты на содержание правительства. Представители: А. Смит, Д. Рикардо.
  • Кейнсианская теория. Налоги являются важнейшим рычагом управления и регулирования экономических процессов в государстве. Представители: Дж.Кейнс и его последователи А. Хансен; Р. Харрод.
  • Теория монетаризмаГоворит о том, что налоги являются одним из инструментов воздействия на денежное обращение. Представитель М. Фридмен.
  • Теория экономики предложения. Если государство установит высокое налогообложение в стране, то это непременно приведет к снижению предпринимательской и инвестиционной деятельности, что, в свою очередь, снизит величину налоговых поступлений. И наоборот. Представители: М. Бернс; Г. Стайн;А. Лэффером.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Основные теории налогообложения 400 руб.
  • Реферат Основные теории налогообложения 260 руб.
  • Контрольная работа Основные теории налогообложения 220 руб.

Частные теории налогообложения

Частные теории налогообложения включают в себя:

  • Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения. При построении налоговой системы важно наличие оптимального соотношения между косвенными и прямыми налогами.
  • Теория единого налога. Суть этой теории заключается в следующем: поскольку единственным источником налогов является доход, то, гораздо целесообразнее ввести один единый налог, а не множество отдельных налогов. Представители: Генри Джордж.
  • Теория соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения. Пропорциональное налогообложение предполагает снижение налогового бремени по мере того, как возрастает объект налогообложения; Прогрессивное же налогообложение наоборот, основано на увеличении налоговой нагрузки по мере того, как возрастают доходы и имущественное состояние налогоплательщика. Представители: А. Смита; Ж.Руссо; Ж.Сэя; К.Маркс; Ф. Энгельс.
  • Теория переложения налогов. Эта теория говорит о том, что при перераспределении налогов важно учитывать формы налогообложения, а также эластичность спроса и предложения. Представители: Дж. Локк; Э.Селигмен; Эн. Аткинсон; Дж.Стиглиц; Р. Масгрейв.

1.1 Развитие теории налогообложения

В течение длительного времени налогообложение развивалось как практическая отрасль. Большое влияние в этом направлении оказывали такие объективные и субъективные факторы, как войны, стихийные бедствия, желания государя.

Однако постепенно работы философов и экономистов о налогах, их природе, возможностях использования, взаимосвязи со стадиями производства, обращения, распределения и потребления стали приобретать стройный, систематизированный вид.

Одним из первых систематизированные начала учения о налогах изложил английский экономист Уильям Петти (1623-1687).

Главный его труд — «Трактат о налогах и сборах» (1662), в котором он рассмотрел виды государственных расходов и раскрыл причины, приводящие к их увеличению. Интересными представляются его рассуждения о том, как ослабить недовольства налогоплательщиков. Он писал, что как бы ни был велик налог, но, если он ложится пропорционально на всех, никто не теряет из-за него какого-либо богатства.

До сегодняшнего дня не потеряли актуальности высказывания У. Петти об акцизах, заключавшиеся в следующем:

  • налог чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости;
  • налог располагает к бережливости, что является естественным способом обогащения народа;
  • никто не уплачивает дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза;
  • при таком способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промысле и силе страны.

Большой вклад в развитие теории налогов внес шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), основоположник классической политической экономии. Главная его заслуга заключается в том, что он выработал фундаментальные принципы налогообложения: равенства и справедливости, удобства, определенности и экономичности; утверждал, что налоги признак не рабства, а свободы.

Перечисленные принципы налогообложения не утратили своего значения в современных условиях. Государство на каждом этапе своего развития с учетом экономического состояния строит свои налоговые системы, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.

Весомый вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Давид Рикардо (1772-1823), видный представитель классической политической экономии. Он рассматривал важные вопросы теории и практики налогообложения. Д. Рикардо считал негативной стороной налогообложения не столько то, что оно падает на те или иные объекты, сколько его действие, взятое в целом и влияющее на процессы воспроизводства. В трудах Рикардо была предпринята попытка учета при обосновании взимания налогов их взаимосвязи с ценами и доходами. Так, он считал, что всякий налог на всякий товар имеет тенденцию понижать норму прибыли по его производству. Рикардо показал взаимосвязь прямых и косвенных налогов, придерживался дифференцированного подхода к установлению налогов на разные товарные группы, полагал, что облагаться налогом должны в первую очередь предметы роскоши, а не предметы первой необходимости.

Серьезный вклад в развитие налоговой теории сделал немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917). Он рассмотрел многие ключевые проблемы теории налогов. Будучи сторонником прогрессивного налогообложения, он подчеркивал необходимость относительно плавной прогрессии. А. Вагнер развил учение о переложении налогов. В своих трудах он различал переложение налогов от предложения к спросу, а также переложение от спроса к предложению. Для того чтобы ни одна форма дохода не ускользала от налогообложения, он предлагал следующую систему налогов: налог на приобретение, налог на владение, налог на потребление — незаметность для плательщиков, легкость изъятия, возможность регулирования потребностей.

Теория налогов в трудах классиков марксизма не получила широкого и систематизированного развития, поскольку они считали, что с формированием коммунистического общества потребность в налогах отпадет. Тем не менее в работах Карла Маркса дан анализ действовавшей налоговой системы и показано ее становление по мере развития государства. Так, Маркс отмечал, что налоги возникают с разделением общества на классы и появлением государства. Как он считал, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. В работах Фридриха Энгельса, посвященных вопросам торговли, рассматривались проблемы таможенных пошлин. В. И. Ленин много внимания уделял налогам, при этом серьезной критике подвергались косвенные налоги, оказывающие сильное влияние на уровень жизни населения.

Определенный вклад в развитие теории налогов внесли представители так называемой маржиналистской школы. Маржинализм — один из методических принципов политической экономии, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических процессов. Среди представителей этой школы можно назвать К. Менгера, Ф. Визера, И. Тюнена, А. Курно. Представители маржиналистской школы в исследованиях экономических процессов помимо анализа вопросов стоимости, ценообразования много внимания уделяли вопросам налогообложения. Маржиналистская школа свела основные экономические проблемы к обеспечению равновесия, соответственно и налоги рассматривались как один из инструментов достижения этой цели. Исследования представителей данной школы привели к обоснованию принципа прогрессивности в налогообложении, а также необлагаемого минимума. Эта идея нашла широкое применение в налоговых системах всех экономически развитых стран.

Свой вклад в развитие теории налогообложения внес шведский экономист Кнут Виксель (1851-1926). Он рассматривал налоги прежде всего как способ бесперебойного финансирования государственных расходов. Особо подчеркивал необходимость парламентского утверждения налогов, что усилило бы их справедливость в отношении всех категорий налогоплательщиков. К. Виксель считал, что средства налогоплательщиков, изъятые в виде налога, должны им возвращаться в форме различных государственных услуг. Он был противником налогов на расходы, сокращавших потребление, и полагал, что система косвенных налогов позволит относительно богатым уклоняться от налогов. Вексель подчеркивал, что повышенные налоги должны платить те, кто имеет наибольшие доходы.

Идеи Викселя поддержал и развил шведский экономист Эрик Линдаль (1891-1960). Он рассматривал налоги как своего рода цену за предоставляемые государством услуги. Исходя из положения о том, что налогоплательщики имеют разный уровень благосостояния, Э. Линдаль делал вывод, что разные ставки налогов обеспечивают равновесие в обществе. Таким образом, Линдаль последовательно отстаивал идею прогрессивного налогообложения.

Английский экономист Артур Сесил Пигу (1877-1959) считал, что взимаемые налоги должны быть одинаковыми для налогоплательщиков, проживающих в равных условиях. Он видел необходимость в совершенствовании подоходного налогообложения. В частности, Пигу отмечал, что подоходный налог является дискриминационным по отношению к сбережениям. Он обосновал так называемый всеобщий налог на расходы в целях стимулирования сбережений. Фундаментально были освещены вопросы установления и систематизации налоговых льгот при обосновании подоходного налога. Пигу сделал важный вывод о том, что налог на трудовые доходы должен стимулировать трудовую активность.

Выдающийся вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Он уделял много внимания налоговому регулированию, подчеркивая, что налоговая политика может оказывать мощное воздействие на экономический рост, повышение занятости населения, стимулирование склонности к потреблению и т.д. Дж. Кейнс считал, что полезно при помощи налогов изъятие доходов, помещенных в сбережения, финансирование за их счет текущих государственных расходов, а самое главное — инвестиций. Рассматривая роль налогов в регулировании экономики, Кейнс обращал внимание на положительную роль относительно высоких налогов, мотивируя это тем, что снижение ставок налогов сопровождается уменьшением доходов бюджета и экономической неустойчивостью государства.

Ярким приверженцем кейнсианства был нобелевский лауреат Пол Самуэльсон (р. 1915). Налоги, налоговую политику П. Самуэльсон рассматривал как важные инструменты в регулировании экономики и считал, что при помощи налогов стимулируются макроэкономический рост и стабильность, снижается уровень безработицы и инфляции, поощряется экономический рост. Анализируя роль налогово-бюджетной политики в регулировании экономики, Самуэльсон указал на противоречивые процессы, которые необходимо учитывать при построении налоговой системы.

Во второй половине XX в. большую популярность приобрела «теория предложения», в которой серьезное внимание уделялось формированию методов воздействия налогов на уровень инвестиций, предложения труда и сбережений посредством снижения налоговых ставок.

Наиболее известным представителем этой научной школы стал американский экономист Артур Лаффер (р. 1940). В результате изучения вопросов налогообложения он пришел к выводу, что существует зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой. На основе эмпирических исследований выбранных показателей на примере США он пришел к выводу о том, что налогообложение достигло критического уровня, при котором налоги стали препятствовать экономическому росту. Налоговые реформы в США конца 70-х — начала 80-х гг. XX в. во многом были проведены на основе концептуальных выводов А. Лаффера, ставки налогов были резко снизили в надежде на то, что возросшая деловая активность и интенсивность труда компенсируют потери налоговых доходов. Однако не был зафиксирован весомый рост доли личных сбережений, напротив, федеральные налоговые доходы сократились, вследствие чего федеральный бюджет, сбалансированный в 1979 г., характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд. долл.

Таким образом, предсказания сторонников теории экономики предложения о том, что интенсивность труда и уровень сбережений резко возрастают после снижения предельной налоговой ставки, оказались не вполне корректными. Тем не менее очевидно, что установление налогов выше максимально допустимой ставки нанесло бы еще больший ущерб экономике. Подчеркнем, что достаточно трудно определить предельную ставку какого-либо налога, для этого необходимы эмпирические расчеты с учетом конкретных экономических условий страны.

Американский экономист Милтон Фридмен (1912-2006) стал одним из противником кейнсианства. Он считал, что свобода предпринимательства, стихийный механизм рынка могут способствовать нормальному процессу воспроизводства без широкого государственного вмешательства в экономику. По его мнению, неравномерный прирост денег в обращении, вызванный фискальной политикой, приводит к общей экономической неустойчивости. В области налогообложения основное его предложение сводилось к снижению налогов, при этом он имел в виду, что уменьшение налоговой ставки способствует повышению деловой активности, росту инвестиций, занятости, снижению инфляции и в конечном счете экономическому росту и сглаживанию социальных противоречий.

Джозеф Стиглиц (р. 1943) много внимания уделял проблемам налогообложения: налоговому бремени, оптимальному налогообложению, налогообложению капитала, налоговым реформам. Он выделил пять принципов налоговой системы: экономическая эффективность (налоговая система не должна входит в противоречие с эффективным распределением ресурсов); административная простота (административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении); политическая ответственность (налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги, дабы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения); справедливость (налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к отдельным индивидам); гибкость (налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия).

Достаточно много внимания уделял Дж. Стиглиц проблемам оптимального налогообложения. Он подчеркивал, что оптимальная структура налогов — та, которая максимизирует общественное благосостояние.

В России серьезная полемика по вопросам теории налогов велась до Октябрьской революции 1917 г. и в основном касалась сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, труды которых стали неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки.

Современные налоговые теории строятся на исследовании конкретных действующих налоговых систем, выявлении их позитивных и негативных свойств и корректировке их составляющих, поиске оптимальных границ действий налогов.

Теоретическим методам и средствам, которые предлагают ученые разных экономических направлений, используемым в макроэкономическом управлении, необходима согласованность и направленность для решения наиболее важных задач в развитии общества. Иными словами, для успешного достижения желаемого результата должен быть тщательно продуман и скорректирован набор налоговых регуляторов.


Теоретическое осмысление практики налогообложения доказывает, что осуществление финансовой и налоговой деятельности не предполагало первоначально наличия финансовой науки и, в частности, науки о налогах, как таковой. Налоги возникли с момента возникновения государства, для существования которого необходимo наличие финансовых средств как безусловного элемента государственности. Естественно, финансовая мысль и наука о финансах и налогах не могли возникнуть одновременно с практикой налогообложения, вследствие того, что систематизированные мысли должны были опираться на практическую деятельность государства. Как отмечает В.М. Пушкарева: «Государство натурального хозяйства и обусловленное этим слабое развитие финансового хозяйства не содействовало развитию финансовой науки и в средние века» [7, c. 8].

Из истории становления практики налогообложения известно, что сначала налоги носили случайный характер, затем формирование налоговых платежей носило бессистемный и дополнительный характер, что не могло накладывать отпечаток на становление налогообложения. Изъятие части дохода налогоплательщика всегда вызывало его недовольство, какие бы объективные черты не носили налоговые платежи. Такая сумбурность и чрезвычайность была присуща теоретическому обоснованию налогообложения, т.е. оно характеризовалось бессистемностью и временностью обоснования. В.М. Пушкарева по этому поводу отмечает: «Практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила, говоря современным языком, общественное мнение относительно справедливости взимания налогов. Правительства столкнулись с неприятием налогов населением, уклонением от их уплаты. Поэтому финансовая наука, отвечая нуждам государства, взялась за теоретическое обоснование налогов» [7, с. 76].

Перелом в системе налогообложения наступил к Новому времени, когда плательщики налогов, устав от борьбы с ущербом для их доходов, смиряются с налогообложением как одним из важнейших источников доходов государства. В этот момент появляются объективные предпосылки научного познания налогов.

С XV в. становление теории налогообложения привело к формированию налоговых систем, упорядоченному проведению налоговой политики, систематизации налоговых отношений и научному обоснованию применения различных видов налогов в практике налогообложения. С этого момента стали появляться отдельные труды о налогах. Многие исследователи считают неаполитанского герцога Диомеда Карафу, который некоторое время был казначеем неаполитанского короля, отцом финансовой науки. Изучая государственные расходы и формирование бюджета королевства, он пришел к выводу, что необходимо устанавливать умеренные налоги, позволяющие определять необходимость оптимального соотношения доходов и расходов. В своих рассуждениях он утверждал возможность направления дополнительных доходов бюджета для роста благосостояния общества, одновременно отрицая все виды заимствований. Именно итальянские ученые как первые представители меркантилизма (помимо Карафы, Н. Макиавели, Дж. Бетеро) стали разрабатывать теоретические основы налогообложения и налоговой политики [2, с. 45]. Вслед за итальянскими учеными неоспоримый вклад в науку о налогах внес французский меркантилист Ж. Боден. В работе «Шесть книг о республике», разрабатывая систему доходов государства, он признает в качестве доходов домены, военную добычу, подарки от дружественных государств, сборы с союзников, доходы от торговли, пошлины с ввоза и вывоза, дань с покоренных народов. Однако из всех видов доходов Ж. Боден исключил налоги. Он являлся противником увеличения налогов и утверждал, что названные выше доходы способны удовлетворить потребности общества в материальных и других ресурсах.

В 1664 году европейская экономическая мысль была обогащена работой У. Петти «Трактат о налогах и сборах». В этом научном труде обосновывается возможность усиления экономических функций государства за счет использования различных налоговых механизмов, в частности налоговых способов снижения расходов. Петти внес ряд предложений по совершенствованию методики управления налоговыми процессами. Говоря современным языком, он предлагал решение вопросов по администрированию налоговых платежей – земельного налога, пошлины, подушной подати, десятины и акцизов [5, 6].

Немалый вклад в теоретическое обоснование налогообложения, в части совершенствования налоговой политики, внесли физиократы Ф. Кенэ и А. Тюрго, которые впервые предложили классификацию налогов на прямые и косвенные.

Они впервые выдвинули идею единого земельного налога, который, по их мнению, является единственно справедливым налогом, который может заменить все действующие налоги. Следует отметить, что эта идея не потеряла своей актуальности в современных теориях проведения налоговой политики и находит обоснование в различных концепциях налогообложения и социально-экономического развития государства.

Теорию единого налога также развивал Дж. Локк. Он посвятил свой труд «Некоторые соображения о последствиях снижения процента и роста стоимости денег» (1692 г.) системе прямого налогообложения и проводил мысль об установлении единого налога, доказывая, что налоговая нагрузка должна падать на собственника земли. Он считал, что все другие налоги, уплачиваемые даже со стоимости товаров, падают на землевладельца [2, с. 48].

Наиболее последовательное развитие теории о налогах находим у основателя классической экономической теории А. Смита в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», написанной в 1776 году. Так, основоположник политической экономии А. Смит выявил, прежде всего, связь финансовой науки с деятельностью государства. Одновременно он обоснованно включил в богатство государства три источника – труд, капитал и землю. А. Смит доказывает, что именно эти источники дают возможность государству получать финансовые ресурсы. Он обосновывает государственные доходы и расходы с точки зрения их дифференциации и приходит к выводу, что государство не может и не должно заниматься предпринимательской деятельностью в силу того, что, используя свой административный ресурс, любой спор решит в свою пользу. Выделение трех источников богатства народов позволяет А. Смиту утверждать, что в зависимости от дохода и его источников, которые могут различаться, существуют различные формы обложения налогом этих источников.

Обобщая последовательный вклад А. Смита в налоговую теорию, следует отметить, что разработанные им принципы налогообложения актуальны и в настоящее время и имеют определяющее значение при проведении различных форм налоговой политики. Учитывая их важность и влияние на проведение современной налоговой политики, их следует озвучить в том виде, в каком они изложены в работе А. Смита. Они звучат следующим образом: «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно своему доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства…

…Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не изменяться произвольно. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщиков и для всякого другого лица.

…Всякий налог должен взиматься в такое время и таким способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его…

…Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству» [8]. Каждая формулировка означает последовательное изложение принципов – всеобщности и соразмерности, определенности, удобства взимания и экономичности. На основе этих принципов построены все системы налогообложения, хотя их трактовка и обоснование содержания все время меняются. Они остаются классическими. Это означает, что для любой налоговой политики и любой налоговой системы они являются фундаментальными.

Отдельные авторы не согласны с отождествлением принципа всеобщности и соразмерности с принципом справедливости. В.В. Коровкин утверждает, что «на уровне современных знаний отождествление принципа справедливости с принципом всеобщности и соразмерности налогообложения представляется не вполне корректным, поскольку понятие справедливости значительно шире и не сводится к формальному или даже фактическому обеспечению всеобщности и соразмерности налогообложения» [4, с. 215]. Он утверждает, что сформулированный А. Смитом вышеназванный принцип, являясь составной частью принципа справедливости, формируется и действует на основании экономической природы и сущности налогов, а принцип справедливости основан в большей степени на этических и моральных представлениях современного общества. Следует признать, что такой подход имеет право на существование и зачастую ради справедливости возможно пренебречь всеобщностью и соразмерностью. В разработке теоретических основ осуществления налоговой политики разные подходы к учету принципа справедливости могут иметь существенное значение. По этому поводу ряд специалистов отмечает: «В мировой практике существуют два подхода к реализации принципа равенства и справедливости. Первый подход состоит в обеспечении выгоды налогоплательщика. Согласно этому подходу уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т.е. налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, трансфертов, финансирования образования, здравоохранения. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета. Второй подход к реализации принципа равенства и справедливости состоит в способности налогоплательщика платить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности» [9, с. 38]. Как видно, эти два подхода при раскрытии сущности принципа справедливости и его действия находят свое место в практике налогообложения. Однако необходимо отметить отдельные неточности в формулировке первого подхода, когда речь идет о возврате «части уплаченных налогов путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, трансфертов и т.д.». Неточность здесь заключается в том, что налог, являясь безвозмездной и безвозвратной категорий, не входит в разряд компенсационных выплат. Они входят в состав расходных обязательств и формируются за счет доходов бюджета.

В последующем теоретические основы налогообложения и налоговая политика укрепились за счет интенсивности социально-экономического развития государств. Это было сопряжено с развитием финансового хозяйства европейских государств, уменьшением числа налогов, ростом их качественных параметров, научным обоснованием вводимых налогов, усилением контроля и других факторов, характерных для современной системы налогообложения. В период становления национальных экономик теоретических познаний в области налогов и налогообложения воплощались на практике, и она учитывала принципы и методологические подходы налогообложения. К этому времени (XIX – начало ХХ века) финансовая наука становится самостоятельной сферой экономической науки, выделившись из политической экономики Ф. Нитти, Д. Рикардо, Л. Штейн, А. Шеффле, А. Вагнер, Ж.-Б. Сэй и другие. Их заслуга состоит в том, что каждый из них внес посильный вклад в развитие теории налогообложения. Например, Д. Рикардо в исследовании о налогах «Начало политической экономии и налогообложения» исключает государственные услуги из производительных затрат и понимает налог следующим образом: «Нет налогов, которые не тормозили бы накопление, поскольку нет ни одного налога, который не мешал бы производству. Налоги имеют тот же эффект, что и неплодородная почва, плохой климат, отсутствие ловкости или активности, плохое распределение рабочих мест, утрата станков» [1, с. 8].

Следует отметить вклад российских экономистов в науку о налогах. Русский экономист Н.И. Тургенев в работе «Опыт теории налогов» исследовал основы налогообложения, которые считаются классическими с точки зрения формирования налогов, их установления и взимания. Организацию налогообложения и проведение налоговой политики он считал средствами к достижению цели общества или государства. В работе «Опыт теории налогов» он говорил о пяти правилах налогообложения. «Равномерное распределение налогов» он понимал таким образом, что они должны соответствовать доходу плательщика налогов. «Определенность налога» для него раскрывалась как неясность в отношении количества и времени платежа, которые зависят от прихоти сборщика налогоплательщика. «Собирание налогов в удобнейшее время», «ориентация большей части налогового бремени на чистый доход», «дешевое собирание налогов» – эти правила ориентированы на проведение налоговой политики таким образом, что необходимо совершенствовать налоговый механизм, налоговое администрирование, налоговый процесс. Компетентный подход к элементам налоговой политики способствует тому, что правила Н.И. Тургенева становятся основополагающими и актуальными в современных условиях. Значительный вклад в развитие теоретических основ налогообложения внесли другие русские экономисты – И.И. Янжул, И.Х. Озеров, М.М. Фридман, В.Н. Твердохлебов, которые исследовали финансовую и налоговую теории мирового хозяйства, рассмотрели форму построения государственного бюджета в различных странах и многие другие вопросы, касающиеся построения налоговых систем.

Рассмотрение теоретических основ налоговой политики будет недостаточным и неполным, если не уделить внимания теории Дж.М. Кейнса и мировоззрениям приверженцев кейнсианства. Поступательное движение производительных сил, развитие производственных отношений, постоянные противоречия содержания и форм способов производства, усиление этих противоречий привели экономики многих стран в 20-е и 30-е годы ХХ столетия к разрушительным экономическим кризисам. Они развивались как циклические процессы. Изучая эти процессы, падение и подъем производств, Дж.М. Кейнс внес своим учением существенные коррективы в классическое учение о роли государства и его влияния на экономические процессы. В 1936 году Дж.М. Кейнс написал фундаментальный труд «Общая теория занятости, процента и денег». В этой работе английский экономист определил, что налоги возможно использовать как наиболее эффективный инструмент государственного регулирования экономических процессов. По мнению Кейнса, налоги из простого инструмента, выполняющего фискальную функцию, превращаются в основной и неотъемлемый регулятор рыночной экономики. Наполнение налогов такими «широкими полномочиями» предопределяет возможность проведения более целенаправленной налоговой политики. Продолжатели учения Кейнса – неокейнсианцы А. Хансен, Х. Хеллер пришли к выводу, что в рамках теории государственного регулирования экономики «налоговая политика должна обеспечивать устойчивый экономический рост, антицикличное развитие и устранение диспропорций между совокупным спросом и предложением» [3, с. 28]. Следует отметить, что научные рекомендации Кейнса и неокейнсианцев о налоговых методах государственного регулирования экономики остаются важнейшими рекомендациями при создании условий и методик моделей рыночной экономики. С этой точки зрения налоги становятся важнейшим регулятором сбережений, потребления инвестиций, структуры воспроизводства. Это позволяет проводить более емкую и качественную налоговую политику, учитывающую особенности современного рыночного хозяйства.

Читайте также: