Налоговый учет совокупного годового дохода

Опубликовано: 16.05.2024

Раздел VII. Декларирование физическими лицами совокупного годового
дохода и порядок исчисления налога по совокупному годовому доходу

Информация об изменениях:

Изменениями и дополнениями N 8 от 28 апреля 1999 г. в пункт 63 настоящей Инструкции внесены изменения

Изменения применяются к порядку представления деклараций о доходах, начиная с отчета за 1998 г.

63. По окончании календарного года физические лица, получающие доходы, налогообложение которых предусмотрено разделами III и IV настоящей Инструкции, обязаны не позднее 30 апреля подать в налоговый орган по месту постоянного жительства декларацию о фактически полученных ими в течение календарного года доходах и произведенных расходах, связанных с извлечением этих доходов, по форме, указанной в приложении N 6 к настоящей инструкции. (редакция абзаца применяется к порядку представления деклараций о доходах, начиная с отчета за 1998 год).

ГАРАНТ:

См. также Практическое пособие по заполнению декларации о совокупном годовом доходе, сообщенное письмом Госналогслужбы РФ от 20 января 1997 г. N ПВ-6-08/58

В декларациях физические лица обязаны указывать сведения о всех полученных ими доходах за год по каждому источнику отдельно и суммы начисленного и уплаченного налога с этих доходов.

Данные о полученных доходах, налогообложение которых предусмотрено в разделах II, III, IV настоящей Инструкции, отражаются в декларациях раздельно.

В случае появления в течение года источников доходов, указанных в разделе IV настоящей Инструкции, физические лица подают декларацию в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления такого источника. В декларации указывается размер дохода, полученного ими за первый месяц деятельности, и размер ожидаемого дохода до конца текущего года.

Для целей налогообложения днем появления источника дохода следует считать день постановки на учет физического лица в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

В случае прекращения существования такого источника дохода до конца текущего года, декларация подается в пятидневный срок со дня прекращения его существования.

Физические лица, имевшие в истекшем календарном году доход только от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), хотя бы и менявшие в течение года места основной работы, если им не производилась выплата дохода по прежнему месту работы после их увольнения, или выплата дохода производилась, но общая сумма совокупного облагаемого дохода с учетом этой суммы не превысила сумму дохода, исчисление налога с которого производится по минимальной ставке, а также физические лица, если их совокупный облагаемый доход за отчетный год не превысил сумму дохода, исчисление налога с которого производится по минимальной ставке, в налоговые органы декларации о полученных за этот год доходах не представляют.

Предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны выдавать физическим лицам Справку о доходах по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящей Инструкции, в которой отражаются сведения о полученных ими доходах, а также начисленных и удержанных с этих доходов суммах подоходного налога в отчетном календарном году. Указанную Справку о доходах за отчетный календарный год физические лица, декларирующие свои доходы, прилагают к декларации о доходах, представляемой ими в налоговый орган.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной в налоговый орган декларации неотражения или неполноты отражения сведений, влияющих на определение облагаемого дохода, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения путем подачи заявления с приложением к нему листов декларации, в которые внесены изменения.

ГАРАНТ:

О внесении изменений в налоговую декларацию см. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ

Информация об изменениях:

Изменениями и дополнениями N 8 от 28 апреля 1999 г. в пункт 64 настоящей Инструкции внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 1999 г.

64. С облагаемого совокупного годового дохода, указанного в декларации о доходах, исчисление налога производится по ставкам, определенным в пунктах 18 и 19 настоящей Инструкции.

Разница между исчисленной суммой налога и суммами налога, удержанными источником выплат, а также уплаченными налогоплательщиком самостоятельно в течение года, подлежит уплате физическими лицами или возврату им налоговыми органами не позднее 15 июля года, следующего за отчетным, а при перерасчете в течение года - в двухмесячный срок со дня подачи декларации в налоговый орган.


>
Обязанности физических лиц, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению соблюдения Закона (п.п. 65 - 68)
Содержание
Инструкция Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению закона Российской Федерации "О подоходном налоге.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Учет совокупного годового дохода

1. Понятие о совокупном годовом доходе. Виды дохода.

2. Налоговый учет совокупного годового дохода.

3. Учет дохода от реализации товаров (работ, услуг).

4. Учет дохода от прироста стоимости при реализации зданий, сооружений, строений, а также активов, не подлежащих амортизации.

5. Учет других видов доходов, включаемых в совокупный годовой доход.

6. Корректировка совокупного годового дохода.

1. Понятие о совокупном годовом доходе. Виды дохода.

К плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юридические лица - резиденты Республики Казахстан, за исключением Национального Банка Республики Казахстан и государственных учреждений, а также юридические лица - нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан (далее по разделу - налогоплательщики).

Объектами обложения корпоративным подоходным налогом являются:

1) налогооблагаемый доход;

2) доход, облагаемый у источника выплаты;

3) чистый доход юридического лица - нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами с учетом корректировок. Совокупный годовой доход до определения налогооблагаемого дохода подлежит корректировке.

Совокупный годовой доход юридического лица - резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) им в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

2. Налоговый учет совокупного годового дохода.

В совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, включая:

1) доход от реализации товаров (работ, услуг);

2) доход от прироста стоимости при реализации зданий, сооружений, строений, а также активов, не подлежащих амортизации;

3) доходы от списания обязательств;

4) доходы по сомнительным обязательствам;

5) доходы от сдачи в аренду имущества;

6) доходы от снижения размеров созданных провизий банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, которым законодательством Республики Казахстан разрешено создание провизий;

7) доходы от уступки требования долга;

8) доходы, полученные за согласие ограничить или прекратить предпринимательскую деятельность;

9) доходы от превышения стоимости выбывших фиксированных активов над стоимостным балансом подгруппы;

10) доходы от корректировки расходов на геологическое изучение и подготовительные работы к добыче природных ресурсов, а также других расходов недропользователей;

11) доходы от превышения суммы отчислений в фонд ликвидации последствий разработки месторождений над суммой фактических расходов по ликвидации последствий разработки месторождений;

12) доходы, получаемые при распределении дохода от общей долевой собственности;

13) присужденные или признанные должником штрафы, пени и другие виды санкций, кроме возвращенных из бюджета необоснованно удержанных ранее штрафов, если эти суммы ранее не были отнесены на вычеты;

14) полученные компенсации по ранее произведенным вычетам;

15) безвозмездно полученное имущество, выполненные работы, предоставленные услуги;

18) превышение суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы;

21) превышение доходов над расходами, полученными при эксплуатации объектов социальной сферы.

3. Учет дохода от реализации товаров (работ, услуг).

Доходом от реализации товаров (работ, услуг) является стоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, за исключением налога на добавленную стоимость и акциза, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен.

Доход от реализации товаров (работ, услуг) подлежит корректировке в случаях:

1) полного или частичного возврата товаров;

2) изменения условий сделки;

3) изменения цены, компенсации за реализованные товары (работы, услуги);

4) получения разницы в стоимости реализованных товаров (работ, услуг) при их оплате в тенге.

Корректировка дохода производится по итогам того налогового периода, в котором произошли указанные изменения.

В совокупный годовой доход налогоплательщика включается превышение доходов над расходами, подлежащими получению (полученными) при эксплуатации объектов социальной сферы.

К объектам социальной сферы относятся основные средства и нематериальные активы, учитываемые в бухгалтерском балансе налогоплательщика в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также стандартами бухгалтерского учета, используемые налогоплательщиком при осуществлении следующих видов деятельности:

1) медицинская деятельность;

2) деятельность в сфере дошкольного воспитания и обучения; начального, основного, среднего, дополнительного общего образования; начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; переподготовки и повышения квалификации;

3) деятельность в сфере науки, физической культуры и спорта, культуры, оказания услуг по сохранению историко-культурного наследия, архивных ценностей, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов;

4) деятельность по организации общественного питания работников;

5) деятельность по организации отдыха работников, членов их семей, а также работников и членов семей аффилиированных лиц, а также эксплуатации объектов жилищного фонда.

Доходы и расходы определяются на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также стандартами бухгалтерского учета.

Трескова Клавдия Анатольевна

Все деньги, которые получает государство, предприятие или физические лица за определенный промежуток времени считаются доходом. На государственном уровне процессом подсчета совокупных доходов и расходов занимаются министерства и ведомства, на предприятии — бухгалтерия и экономический отдел. В семье этому вопросу также нужно уделить время. Ответственность за ведение семейного бюджета должен взять на себя либо кто-то один, либо всем членам семьи придется принимать совместные решения.

Бробанк расскажет, что такое совокупный доход семьи, что в него входит, а также кто и для чего его подсчитывает.

Что такое совокупный доход

Совокупный доход семьи — это общий доход всех родственников, живущих в одном доме или квартире, которые они получили за определенный промежуток времени. Для подсчета совокупного дохода не имеет значения валюта и источники поступления денег. Кроме того не важна и их регулярность. Одни поступления могут быть ежемесячными, другие разовыми или ежеквартальными.

К совокупному доходу всей семьи относят:

  • заработные платы и премиальные выплаты;
  • детские пособия;
  • алименты;
  • доходы, полученные от бизнеса;
  • лотерейные и другие виды выигрышей;
  • дивиденды;
  • доходы от сдачи недвижимости или другого имущества в аренду;
  • наследуемые и подаренные средства;
  • доходы от инвестирования, в том числе по банковским картам и вкладам;
  • налоговые вычеты, компенсированные государством;
  • вознаграждения при использовании авторских прав на произведения искусства.

Налоговые вычеты можно рассматривать как совокупный доход семьи

К совокупному доходу не относят те виды доходов, которые не облагаются налогами:

  • жилищная помощь от государства;
  • поддержка малоимущих граждан страны;
  • материальная помощь от благотворительных фондов;
  • пособия на погребение;
  • одноразовые выплаты при рождении ребенка;
  • возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций;
  • платежи на лечение и установку протезов.

К совокупному доходу семьи относят заработок тех, которые старше 18 лет. К членам семьи относят близких родственников, супругов, опекунов, которые живут на одной жилплощади. Если разделить общую сумму всех доходов семьи на количество ее членов, то получится среднедушевой доход на каждого.

Общий семейный доход чаще всего подсчитывают для определения благосостояния семьи. Доход отдельно каждого члена семьи рассматривать бессмысленно, так как эта сумма создает неправильное представление о финансовом положении и платежеспособности семьи. Расчеты среднедушевого дохода используют для определения малообеспеченных семей для оказания им материальной поддержки.

Что такое совокупный доход компании и государства

Совокупный доход организации, юридического лица включает в себя выручку за определенный промежуток времени. То есть это количество проданного товара или оказанных услуг, умноженное на их стоимость. Также в совокупный доход компании входят:

  • средства от реализации активов, например, земельного участка, здания, специальных приборов или производственного оборудования;
  • возвращенный долг;
  • налоговые вычеты;
  • дивиденды;
  • проценты по вкладам;
  • подаренное имущество.

Деньги, полученные от выпуска и продажи акций, вклады в уставной капитал к совокупному доходу организации не причисляют.

К совокупному доходу государства относятся налоги, выплачиваемые гражданами

В совокупный доход государства включают средства, полученные от налогоплательщиков, которые зарегистрированы на территории определенной страны. Кроме этого, к совокупным доходам можно отнести деньги, которые страна получает в результате ведения какой-либо внутренней деятельности. А также суммы, которые государству перечисляют другие страны за ведение международной деятельности и зарубежные кредиты.

Функции совокупных доходов

Юридическим лицам показатель совокупного дохода нужен в первую очередь для налогообложения. Кроме этого, этот показатель учитывают при предоставлении отчетов акционерам и для привлечения инвесторов. По этим же причинам работодатели высчитывают совокупный доход всех своих сотрудников.

Физическим лицам совокупный доход нужен в нескольких ситуациях:

  1. При подаче заявки на получение государственной помощи, пособий, льгот. Рассчитывать на поддержку государства могут только те семьи, чей доход ниже установленного минимума. Во время обращения и после сбора всех подтверждений дохода государственный служащий проводит проверку достоверности данных и повторный пересчет суммы на каждого члена семьи.
  2. При оформлении ипотеки и других видов кредитования. При этом сумма ежемесячных выплат не должна превышать 30-35% от дохода семьи. Такого показателя кредиторы придерживаются, чтобы у заемщика оставалась достаточная сумма после выплат для нормальной жизни и не наступила закредитованность. Если такая опасность существует, то заявку на большую сумму займа отклонят или ободрят, но только в меньшем объеме.
  3. При получении шенгенской визы. Государство, в которое планируется выезд, должно убедиться в том, что вы в состоянии обеспечить себя всем необходимым на территории чужой страны.

Чаще всего подсчетом совокупного дохода озадачены малоимущие слои населения для получения господдержки. Сотрудники органов социальной защиты учитывают официальные доходы всех членов семьи, которые поступили за предшествующие 6 месяцев. При этом неважно проживают они все вместе или отдельно. В расчете учитывают заработную плату, пособия, стипендии и пенсии каждого члена семьи. Если среднедушевой доход меньше законодательно установленного уровня, то семье доплачивают недостающую сумму.

Как группировать расходы семьи

Семейный бюджет скидывается не только из доходов, но и расходов. Траты разделяют по группам для удобства сортировки при планировании общего бюджета семьи. С помощью статей расходов семья контролирует финансы, планирует будущие расходы и прибылей. Итоговый баланс семьи становится более наглядным и понятным.

Статья доходов поможет контролировать семейный бюджет

Распределить все расходы семьи можно в три крупные группы:

  1. Важность.
  2. Периодичность.
  3. Величина.

Каждую из тип расходов можно разбить на несколько подгрупп.

Важность

Основываясь на важности траты семьи можно раздробить на:

Виды Описание
Обязательные Это те деньги, которые расходуются на продукты питания, платежи за жилье, транспорт, быстро изнашиваемую одежду, предметы для быта и здоровья. А также кредитные платежи, страховки, откладываемые сбережения. Обычно на эти расходы не должно уходить более 50% от общего дохода семьи.
Желательные К этому виду расходов можно отнести развлечения, оплату кружков для детей, интернет, мобильную связь, косметику, товары для хобби, книги. Это те вещи, от которых не зависит жизнь членов семьи, но, если позволяют финансы, их можно включить в ежемесячные расходы.
Товары для поддержания имиджа Это те товары и услуги, которые отражает уровень ваших амбиций, дохода, положения в социуме. К этому виду относятся гаджеты, брендовые вещи, дорогие развлечения, поездки в разные страны, автомобиль, предметы искусства и роскоши.

На первой группе расходов экономить нельзя, так как это обязательные товары и услуги, которые должны обеспечивать нормальную жизнь семьи. Сэкономить проще всего на второй и третьей группе, так как они не относятся к жизненно необходимым.

Периодичность

По частоте траты можно разделить на 4 группы:

Виды Описание
Ежемесячные траты К ним относят оплату детского сада, кружков для ребенка, топливо для автомобиля, мобильную связь, интернет, коммунальные платежи. Выплаты кредитов, членские взносы в кооператив или другие обязательные расходы.
Ежегодные траты К ежегодным тратам можно отнести оплату страховки, некоторых налогов. Расходы на отпуск или путевки.
Переменные траты В этот вид расходов включают покупку одежды, ремонт, лекарства, бытовую технику. Эти расходы не постоянные, их приобретают при необходимости или при наличии накопленных средств.
Сезонные траты К сезонным расходам относят трату на подготовку детей к обучению в школе, заготовки на зиму, сезонную одежду, путевки в детские лагеря на каникулы.

При планировании бюджета по периодичности удобнее начинать с тех трат, которые нужны реже всего. Определите для начала ежегодные расходы, а к ним добавьте ежемесячные. После этого включите сезонные расходы при необходимости и какую-то часть средств на непредвиденные траты.

Начните распределение доходов с ежегодных трат, а потом - ежемесячные

Величина

В зависимости от размера трат их можно разделить на 3 вида:

Виды Описание
Мелкие траты В мелкие расходы включают продукты, проезд, хозяйственные товары, питание в школах, периодические издания, платные онлайн-подписки.
Средние траты К средним расходам относят покупку одежды, обуви, развлечения, мелкую бытовую технику.
Крупные траты Крупные расходы — это ремонт, путешествие, автомобиль, крупная бытовая техника, мебель.

Такая классификация при планировании трат семьи особой важности не составляет. Просто учитывайте то, что в целях экономии выгоднее сокращать крупные и регулярные статьи расходов. Минимизировать мелкие траты, как правило, сложнее всего.

Разница между совокупными доходами и расходами показывает, какое материальное положение у семьи на текущий момент и за счет каких статей можно улучшить благосостояние.

Трескова Клавдия Анатольевна

Клавдия Трескова - высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. treskova@brobank.ru

Комментарии: 0

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

от 15 декабря 1992 года N ИЛ-6-03/435

О методическом пособии по заполнению декларации
о совокупном годовом доходе

Фактически утратило силу. В настоящее время действует новая форма декларации о совокупном годовом доходе и разъяснения по ее заполнению - см. приложение 6 Инструкции Госудаственной налоговой службы Российской Федерации от 29.06.95 N 35.

Государственная налоговая служба Российской Федерации, исходя из анализа проводимой на местах работы по налогообложению доходов физических лиц и накопленного в этой части опыта, направляет для практического использования "Методическое пособие по заполнению декларации о совокупном годовом доходе", разработанное в соответствии с Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", и обязывает:

обеспечить тщательное изучение изложенных в нем материалов всеми работниками налоговых инспекций и в первую очередь теми, кто непосредственно контролирует налогообложение граждан;

с учетом имеющихся возможностей принять меры к тиражированию пособия в количестве, достаточном для обеспечения всех налоговых инспекторов, а также консультационных пунктов, созданных для работы с населением;

обеспечить разъяснение вопросов, связанных с декларированием гражданами своего совокупного годового дохода, включая проведение с гражданами практических занятий о порядке заполнения ими деклараций в соответствии с требованиями, изложенными в пособии.

Госналоговая служба Российской Федерации при этом обращает Ваше внимание на следующие вопросы в организации работы по приему декларации:

1. При подаче физическими лицами деклараций о совокупном доходе налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика дополнительных документов для подтверждения сведений, указанных в декларации, кроме тех, что указаны в Законе (они отражены в методическом пособии).

2. Представленная декларация в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в налоговом органе. При этом днем регистрации считается день подачи декларации физическим лицом лично в налоговый орган, а если декларация направлена через учреждения связи, то дата отправки декларации, указанная на почтовом штемпеле. Налоговым инспекциям необходимо проработать вопросы оперативной доставки деклараций с местными отделениями связи.

3. Заполнение IV раздела декларации налогоплательщиком не обязательно, поскольку этот раздел для налогоплательщика вспомогательный. В случае, когда налогоплательщик заполнил этот раздел и допустил ошибки в расчете налога, налоговый орган не принимает во внимание указанные в этом разделе налогоплательщиком сведения.

В то же время налоговый орган в этом разделе в обязательном порядке производит расчет подоходного налога. Данный расчет является основанием для открытия лицевого счета налогоплательщика и для выписки платежного извещения.

Расчет подоходного налога по фактически полученному в 1992 г. совокупному годовому доходу производится по ставкам статьи 6 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" с учетом изменений, внесенных в соответствии с Законом Российской Федерации от 16 июля 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", которые действуют с 1 января 1992 г. в следующих размерах:

при облагаемом совокупном доходе до 200 тыс. руб. - 12 %,

от 200001 до 400000 руб. - 24 тыс. руб. + 20 % с суммы, превышающей 200 тыс. руб.,

от 400001 до 600000 руб. - 64 тыс. руб. + 30 % с суммы, превышающей 40 тыс. руб.,

от 600001 и выше - 124 тыс. руб. + 40 % с суммы, превышающей 600 тыс. руб.

В связи с этим ранее установленные ставки налога утратили силу.

Должностные лица налоговой инспекции обязаны осуществлять перепроверки по вопросу правильности осуществления налоговым инспектором расчета подоходного налога, о чем делается отметка в декларации после IV раздела с указанием даты проверки и фамилии, имени и отчества должностного лица.

4. Проверка правильности сведений, указанных налогоплательщиком в декларации, должна осуществляться следующим образом:

а) в момент приема декларации от налогоплательщика налоговые работники, принимающие декларацию, обязаны проверить камерально правильность заполнения декларации налогоплательщиком (наличие документов, дающих право на вычеты из совокупного дохода и подтверждающие расходы);

б) проведение глубоких документальных проверок сведений, указанных в декларации, налоговый орган может проводить как до установленного срока проведения окончательного перерасчета налога, так и после, что вытекает из статьи 21 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц", в которой предусмотрено, что суммы налога, не взысканные в результате уклонения плательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога независимо от времени обнаружения этого факта.

В случае, если проверка достоверности сведений, указанных в декларации, проведена после установленного срока перерасчета налога и при этом установлены случаи занижения доходов, налоговый орган обязан произвести перерасчет налога исходя из суммы совокупного дохода, исчисленного с учетом выявленных проверкой дополнительных сумм дохода, о чем плательщик уведомляется в письменном виде с одновременным вручением платежного извещения на уплату налога. При этом срок уплаты дополнительно исчисленного налога устанавливается по истечении одного месяца после вручения платежного извещения.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" в случае несвоевременного привлечения физических лиц к уплате налога или неправильного его исчисления налоговые органы должны производить взыскание или возврат им налоговой суммы не более чем за три года, предшествующих обнаружению этого факта.

Кроме того, статьей 24 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы Российской Федерации" предусмотрено, что срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию исчисленных сумм налога (недоимки) в бюджет, составляет три года.

Количество деклараций, подлежащих документальной проверке, определяется начальником Государственной налоговой инспекции.

5. Работники налоговых инспекций при осуществлении приема деклараций и проведения документальных проверок достоверности указанных в декларации сведений, при установлении, что указанные в декларации сведения не соответствуют имеющимся в налоговом органе данным или материалам документальных проверок, не имеют права изменять и зачеркивать указанные в ней гражданином сведения,а также вносить дополнительные записи о доходах и расходах, указанные в соответствующих разделах декларации. При установлении расхождений налоговый орган должен составить справку, в которой необходимо указать четко, в каком пункте декларации, по какому виду дохода (расходам или сумме налога) имеются расхождения и в чем они конкретно выражаются.

При окончательном расчете налога налоговый орган при заполнении IV раздела декларации должен использовать данные этой справки.

6. Работники налоговых органов и лица, привлеченные к обработке декларации, обязаны соблюдать тайну сведений о доходах граждан, указанных ими в декларации. Руководители государственных налоговых инспекций обязаны определить круг лиц, имеющих доступ к декларациям. Хранение представленных деклараций и в соответствующих случаях других документов, подтверждающих доходы граждан, осуществляются в том же порядке, что и хранение документов на заработную плату.

7. При применении санкций, установленных Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за нарушение порядка декларирования совокупного дохода в каждом конкретном случае нарушения необходимо установить причину этих нарушений.

Порядок применения санкций, предусмотренных вышеупомянутыми Законами, изложен в V разделе "Методического пособия по заполнению декларации о совокупном годовом доходе". При этом применение санкций к налогоплательщику за нарушение порядка декларирования совокупного дохода должно осуществляться при злостном или умышленном нарушении этого порядка.

Руководитель
Государственной налоговой службы
Российской Федерации
И.Н.Лазарев

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ О СОВОКУПНОМ ГОДОВОМ ДОХОДЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методическое пособие по заполнению декларации о совокупном годовом доходе разработано в строгом соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. с последующими дополнениями и изменениями для оказания практической помощи гражданам в составлении декларации о совокупном годовом доходе, а также для практического использования работниками налоговых органов при осуществлении контроля за правильностью составления гражданами деклараций о совокупном годовом доходе.

1) Категории граждан, которые обязаны подавать декларацию о совокупном годовом доходе

В настоящем методическом пособии рассматриваются вопросы декларирования совокупного годового дохода гражданами Российской Федерации, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" предусматривает, что декларация о совокупном годовом доходе подается гражданами, имевшими в течение отчетного года ОСНОВНОЕ МЕСТО работы и получившими в этот период доходы помимо этого основного места, а также гражданами, не имевшими основного места работы в течение отчетного года и получившими в течение этого года какие-либо доходы.

Основным местом работы считается то предприятие, учреждение или организация, где хранится трудовая книжка работника и где он состоит в трудовых и приравненных к ним отношениях. Под трудовыми и приравненными к ним обязанностями понимается: выполнение гражданином работ по конкретной специальности, квалификации, должности на основании заключенного им с предприятием, учреждением, организацией трудового договора (контракта) либо выполнение трудовой функции в связи с членством в кооперативе, колхозе, крестьянском (фермерском) хозяйстве, общественной или религиозной организации, адвокатуре, а также в связи со службой или учебой.

Граждане, которые в течение года имели доходы только по месту основной работы и за этот период не получали каких-либо других доходов, декларацию о своих доходах в налоговый орган не представляют.

Не представляют декларацию о совокупном годовом доходе также граждане, которые в отчетном году получили из всех источников совокупный налогооблагаемый доход в размере 200000 руб. и менее.

Размер совокупного налогооблагаемого дохода определяется путем вычета из суммы полного (валового) совокупного годового дохода, полученного из всех источников, соответствующего кратного размера минимальной месячной оплаты труда, расходов на детей и иждивенцев, расходов, произведенных при получении доходов от предпринимательской деятельности, а также при получении авторских вознаграждений, и других вычетов, установленных Законом о подоходном налоге с физических лиц.

ВНИМАНИЮ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

При наличии в налоговом органе сведений о получении гражданином доходов не по месту основной работы в размере менее 200000 руб. налоговый орган обязан потребовать от этого гражданина справку с места основной работы о доходах, полученных по его основному месту работы за отчетный год. В случае, если общая сумма совокупного налогооблагаемого дохода за отчетный год будет менее 200000 руб. (с учетом доходов, полученных по месту основной работы), налоговым органом составляется справка о непредставлении данным гражданином декларации о совокупном годовом доходе. Примерная форма справки о непредставлении гражданином декларации приведены в приложениях соответственно N 1 и N 2 к настоящему методическому пособию. Справка о непредставлении гражданином декларации о совокупном годовом доходе, справка о доходах, полученных по месту основной работы, а также сведения о доходах, полученных не по месту основной работы хранятся в налоговом органе в одном деле.

2) Доходы, включаемые в состав совокупного годового дохода

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" в составе совокупого годового дохода учитываются доходы, полученные как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам.

3) Виды доходов, не подлежащих включению в состав совокупного годового дохода

При определении совокупного годового дохода, подлежащего декларированию, необходимо иметь в виду, что в состав совокупного дохода в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" не включаются следующие виды доходов:

а) государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, кроме пособий по временной нетрудоспособности (в том числе по уходу за больным ребенком), а также другие виды помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой физическим лицам из средств внебюджетных, благотворительных и экологических фондов, зарегистрированных в установленном порядке.

К числу государственных пособий, не включаемых в совокупный доход, относятся пособия:

по беременности и родам;

выплачиваемые при рождении ребенка;

по уходу за ребенком (до достижения им возраста, установленного законодательством);

ритуальные, связанные с погребением;

на детей малообеспеченным семьям;

инвалидам с детства;

многодетным и одиноким матерям;

на детей военнослужащих срочной службы;

вдовам, имеющим детей, но не получающим пенсию по случаю потери кормильца;

на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов;

другие пособия, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством;

б) все виды пенсий, назначаемых в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования пенсий;

в) суммы, получаемые работниками в возмещение ущерба, причиненного им вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей;

г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, а также все виды денежной компенсации, выплачиваемой высвобождаемым работникам при их увольнении с предприятий, из учреждений и организаций в соответствии с законодательством о труде;

д) компенсационные выплаты работникам, выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством, с целью возмещения дополнительных расходов, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей (понятие трудовых обязанностей приведено в п. 1 раздела I настоящего пособия), при переезде на работу в другую местность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, за исключением компенсации за неипользованный отпуск при увольнении.

При оплате работникам расходов на краткосрочные командировки как внутри страны, так и за ее пределы в облагаемый налогом доход не включаются суточные в пределах норм, установленных законодательством,а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы, расходы на проезд на аэродром или вокзал в местах отправления, назначения или пересадок (кроме проезда на такси), на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, получения заграничного паспорта и виз, прописке заграничного паспорта, а также по обмену чека в банке на наличную иностранную валюту;

е) компенсационные выплаты родителям, женам погибших военнослужащих, выплачиваемые в порядке, предусмотренном законодательством;

ж) доходы, получаемые физическими лицами взамен бесплатно предоставляемых жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с законодательством;

з) стоимость натурального довольствия, предоставляемого в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, а также суммы, выплачиваемые взамен этого довольствия;


Старший экономист-консультант «Что делать Консалт»

С 1 января 2021 года утверждена повышенная ставка НДФЛ – 15 % в отношении доходов свыше 5 миллионов рублей. В статье Оксаны Смолановой вы узнаете об особенностях применения прогрессивной ставки НДФЛ, которые необходимо учитывать налоговым агентам.

Определение налоговой базы

Федеральным законом от 23.11.2020 № 372-ФЗ введены в НК РФ понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз».

Совокупность налоговых баз – это сумма налоговых баз, которые указаны в пункте 2.1 статьи 210 НК РФ . Для налоговых резидентов РФ в неё входят доходы:

  • от долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации;
  • в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей;
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
  • по операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги;
  • по операциям займа ценных бумаг;
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые учитываются на ИИС;
  • полученные участниками инвестиционного товарищества;
  • в виде сумм прибыли КИК;
  • иные доходы, которые считаются основной налоговой базой ( пп. 9 п. 2.1 ст. 210 НК РФ ).

К основной налоговой базой относятся следующие виды доходов: зарплата, отпускные, больничные, матпомощь, вознаграждение по ГПД и другие доходы, выплачиваемые работникам.

Пороговое значение и прогрессивную ставку НДФЛ необходимо применять в отношении совокупности баз.

Наряду с этим, в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 224 НК РФ , прогрессивная шкала не применяется к следующим доходам:

1) облагаемым по ставке 13 % доходам ( п. 1.1 ст. 224 НК РФ ):

  • от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нём;
  • в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения;
  • подлежащим налогообложению доходам, полученным в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению;

2) облагаемым по ставке 35 % согласно пункту 2 статьи 224 НК РФ ;

3) облагаемым по ставке 9 % согласно пункту 5 статьи 224 НК РФ ;

4) облагаемым по ставке 30 % согласно пункту 6 статьи 224 НК РФ .

Вышеперечисленные доходы не учитываются при расчёте порогового значения 5 миллионов рублей.

Порядок применения ставки НДФЛ 15 %

Ставка НДФЛ 15 % применяется, когда доходы физлица, облагаемые по ставке 13 % и уменьшенные на вычеты, превысят 5 миллионов рублей. Налоговые вычеты применяются в прежнем порядке ( ст. 210 , п. п. 1, 1.4 ст. 225 НК РФ).

Если налоговая база с начала года превысит 5 миллионов рублей, то НДФЛ определяется следующим образом:

650000 руб. (5 млн руб. x 13 %) + 15 % с разницы между общей суммой доходов и 5 млн руб.

В случае если на момент уплаты НДФЛ в бюджет порог не превышен, то налоговый агент перечисляет сумму без особенностей. А если налог оказался больше, то следует отдельно уплатить:

  • налог в части, которая меньше или равна 650000 рублей;
  • налог, сумма которого больше 650000 рублей и который относится к части базы свыше 5 миллионов рублей.

Переходный период в 2021-2022 гг.

Пунктом 3 статьи 2 Закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ в период до 2023 года при расчёте НДФЛ с доходов резидентов лимит 5 миллионов рублей и прогрессивную шкалу ставок необходимо применять отдельно к каждой налоговой базе. С 2023 года при расчёте НДФЛ повышенная ставка уже будет определяться к совокупности налоговых баз, за исключением доходов от долевого участия в виде дивидендов.

Морозов Дмитрий Александрович, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса, разъясняет : «Установленная в Законе № 372-ФЗ возможность применения повышенной ставки НДФЛ (15 %) в отношении каждой налоговой базы, а не совокупности всех баз применяется исключительно к порядку исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами. В 2021 и 2022 годах они должны сравнивать каждую из указанных налоговых баз с лимитом 5 миллионов рублей (к примеру, отдельно зарплату и отдельно дивиденды), а НДФЛ считать по повышенной ставке, только если какая-либо из них превысит этот лимит».

Если же по итогам года у конкретного работника сумма девяти налоговых баз, для которых предусмотрено применение ставки 15 %, в совокупности превысит 5 миллионов рублей (пусть даже все такие доходы получены у одного налогового агента), то налоговый орган пересчитает НДФЛ по повышенной ставке и направит физическому лицу уведомление на уплату налога. Ведь общий порядок расчёта НДФЛ, закреплённый в Налоговом кодексе, применяется начиная с 01.01.2021.

Если в 2021 году физлицо получает доход от нескольких налоговых агентов — от каждого в пределах 5 миллионов рублей, но в сумме получится более 5 миллионов рублей, то НДФЛ с суммы превышения совокупной налоговой базы над 5 миллионами рублей уплачивается таким физическим лицом самостоятельно до 1 декабря 2022 года на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога ( п. 6 ст. 228 НК РФ ). Сумма НДФЛ с налоговой базы в пределах 5 миллионов рублей исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет каждым из налоговых агентов, исходя из выплачиваемых им сумм дохода.

Рассмотрим пример. Сотрудник получает зарплату 2 миллиона рублей в месяц. В январе и феврале 2021 года налоговый агент удержит НДФЛ по 260000 рублей (2 млн руб. × 13 %). В марте доход превысил 5 миллионов рублей. Соответственно, налоговый агент применит прогрессивную шкалу ставок и удержит НДФЛ:

  • 130 тыс. руб. (1 млн руб. × 13 %) – по ставке 13 % с части зарплаты за март в пределах дохода в 5 миллионов рублей, рассчитанного с начала года;
  • 150 000 руб. (1 млн руб. × 15 %) – налог по повышенной ставке 15 % с части зарплаты за март, которая превысила доход в 5 миллионов рублей с начала года.

Начиная с зарплаты за апрель и последующие месяцы налоговый агент удержит НДФЛ по повышенной ставке 15 %. НДФЛ с зарплаты за апрель составит 300000 рублей (2 млн руб. × 15 %).

Если налоговый агент ошибётся с расчётом налога по комбинированной ставке (650000 руб. плюс 15 % с превышения пороговой величины доходов), то за первый квартал 2021 года его не будут штрафовать и начислять пени. Для этого налоговый агент должен самостоятельно перечислить в бюджет недостающие суммы до 1 июля следующего года.

НДФЛ и дивиденды

Налоговую базу по дивидендам нужно как до 2023 года, так и после определять отдельно и к ней применять прогрессивную шкалу ставок ( п. 3 ст. 214 НК РФ ).

Например, при выплате работнику зарплаты 4 миллионов рублей и дивидендов 1,5 миллиона рублей считайте НДФЛ по 13 % отдельно с зарплаты — 520000 рублей (4 млн руб. x 13 %), отдельно с дивидендов — 195000 рублей (1,5 млн руб. x 13 %). Неважно, что суммарно доходы больше 5 миллионов рублей (пример рассмотрен в типовой ситуации по НДФЛ, «Главная книга» ).

НДФЛ с доходов нерезидентов

Ставка НДФЛ для доходов нерезидентов по-прежнему составляет 30 %. Сохранились и ставки 15 % и 5 % для отдельных видов доходов ( п. 3 ст. 224 НК РФ ). Прогрессивное налогообложение по ним не применяется. Однако доходы нерезидентов, которые раньше облагались по ставке 13 %, теперь облагаются по прогрессивной шкале ( п. 3.1 ст. 224 НК РФ ). К таким доходам относятся:

  • доходы высококвалифицированных специалистов (в общем случае с зарплатой свыше 2 миллионов рублей в год);
  • доходы иностранцев, работающих по патенту;
  • доходы переселенцев в рамках госпрограммы;
  • доходы иностранцев, имеющих статус беженцев или получивших временное убежище;
  • доходы экипажей судов, плавающих под российским флагом.

К вышеперечисленным доходам нерезидентов, не превышающим в совокупности 5 миллионов рублей в год, применяется ставка НДФЛ 13 %; с суммы, превышающей 5 миллионов рублей — 15 %.

Прогрессивная ставка НДФЛ в отчётности по НДФЛ

Налоговые агенты, которые выплачивали физическим лицам доходы, облагаемые по разным ставкам, разделы 1 и 2 расчёта 6-НДФЛ обязаны заполнить для каждой из ставок налога ( п. 4.2 Порядка, утверждённого Приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753 ). При выплате доходов свыше 5 миллионов рублец нужно заполнить разделы 1 и 2 отдельно:

  • для доходов до 5 миллионов рублей включительно и налога с них по ставке 13 %;
  • доходов сверх 5 миллионов рублей и налога с них по ставке 15 %.

Приказом Минфина России от 12.10.2020 № 236н для НДФЛ в части суммы налога, превышающей 650000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, установлен отдельный КБК — 000 101 02080 01 0000 110.

Кроме того, разъяснение порядка заполнения расчёта по новой форме 6-НДФЛ (с примерами) в отношении доходов, облагаемых по повышенной налоговой ставке, содержится в Письме ФНС России от 01.12.2020 № БС-4-11/19702@ .

Таким образом, порядок расчёта, уплаты и заполнения отчётности по НДФЛ имеет ряд особенностей и нюансов, которые необходимо учитывать налоговым агентам начиная с 2021 года.

Читайте также: