Налоговый учет и отчетность по налогу на доходы физических лиц курсовая

Опубликовано: 07.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

целью моей курсовой работы является комплексный анализ подоходного налогообложения физических лиц в РФ.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- определена общая характеристика налога на доходы физических лиц;
- приведен порядок исчисления и уплаты НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение действующих налоговых вычетов;
- проанализирована существующая система расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц на примере предприятия и его сотрудников.

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1 Теоритические аспекты НДФЛ. 4
1.1 История развития налога на доходы физических лиц. 4
1.2. Законодательная база по налогу на доходы физических лиц. 5
1.3. Характеристика элементов налогообложения по налогу на доходы физических лиц. 6
Глава 2. Налоговый учет и отчетность по НДФЛ. 17
2.1. Налоговый учет по налогу на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей. 17
2.2. Налоговый учет по налогу на доходы физических лиц налоговыми агентами. 20
2.3. Отчетность по налогу на доходы физических лиц. 22
Глава 3. Решения задач по НДФЛ на примере организации ОАО «Вереск». 26
Заключение. 29
Библиография. 31
Приложения 32

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

Глава 1 Теоритические аспекты НДФЛ. 4

1.1 История развития налога на доходы физических лиц. 4

1.2. Законодательная база по налогу на доходы физических лиц. 5

1.3. Характеристика элементов налогообложения по налогу на доходы физических лиц. 6

Глава 2. Налоговый учет и отчетность по НДФЛ. 17

2.1. Налоговый учет по налогу на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей. 17

2.2. Налоговый учет по налогу на доходы физических лиц налоговыми агентами. 20

2.3. Отчетность по налогу на доходы физических лиц. 22

Глава 3. Решения задач по НДФЛ на примере организации ОАО «Вереск». 26

Введение.

Налогообложение доходов населения является важнейшим элементом налоговой политики любого государства. Статьей 57 Конституции Российской Федерации за гражданами РФ закреплена обязанность уплаты установленных законодательством налогов и сборов. Налог на доходы физических лиц является одним из таких налогов.

Моя курсовая работа посвящена исследованию налога на доходы физических лиц - одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.

На правильность исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета. Поэтому вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей.

Актуальность темы продиктована еще и тем, что налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налогов, уплачиваемый из личных доходов населения. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии — 40%. В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или выше. В последние годы доля налога в доходной части бюджета составляла 13% .

Подобная ситуация говорит о том, что российская экономика носит развивающийся характер, и основным национальным приоритетом является дальнейшее стимулирование роста. Шкала налогообложения является пропорциональной независимо от уровня доходов, одновременно с тем предусмотрено значительное количество льгот, позволяющих снизить налогообложение малоимущих слоев населения.

Соответственно целью моей курсовой работы является комплексный анализ подоходного налогообложения физических лиц в РФ.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- определена общая характеристика налога на доходы физических лиц;

- приведен порядок исчисления и уплаты НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение действующих налоговых вычетов;

- проанализирована существующая система расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц на примере предприятия и его сотрудников.

Глава 1 Теоритические аспекты НДФЛ.

1.1 История развития налога на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из основных налогов. Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь и действовал до 1816 г. В 1842 г. налог был введен вторично с существенными изменениями, отвечающими основным идеям подоходного обложения. В других странах подоходный налог стали применять с конца XIX-начала XX века (в Пруссии – с 1891 г., во Франции - с 1914 г). 1 В России закон о подоходном налоге был принят в 1916 г., а сам налог должен был вступить в действие с 1917 г. Но в связи с революционными преобразованиями закон о подоходном налоге так и не вступил в силу, он был введен только в 1943 г. Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г. №1998-1, а затем существенные изменения в системе подоходного налогообложения происходили практически ежегодно, и за десятилетний период (до 2001), они вносились более 10 раз. Важнейшим принципом действующего в настоящее время НДФЛ, вступившего в силу с 2001 г., стало равенство налогоплательщиков перед законом вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Ставки налога теперь едины для всех налогоплательщиков. Таким образом, прогрессивность подоходного налога была заменена так называемой «плоской» шкалой НДФЛ, сохраняющей неравенство доходов до и после налогообложения. Крайне важной явилась такая новация: принцип обложения месячных доходов вне зависимости от совокупного годового дохода, действовавший в CCCР, был заменен обложением совокупного годового дохода. Вместе с тем остался неизменным с советских времен принцип первичного взимания налога у источника получения доходов, предусматривающий возложение на работодателя.

1.2. Законодательная база по налогу на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) установлен Налоговым кодексом 2 ст. 13 и относится к федеральным налогам кроме того выделена отдельная глава 23 НК РФ. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет становится налоговой тайной (ст.84.9 и 102 НК РФ). По налогу срок исковой давности составляет 3 года, о чем говориться в ст. 196 ГК РФ. В приказе Минфин от 31 декабря 2008 г. N 153н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и порядок ее заполнения» 3 утверждена даная форма и согласно данному утверждению все налогоплательщики обязаны оформлять (заполнять) данную декларацию согласно указаниям приказа.

Приказ Федеральной налоговой службы от 13 октября 2006 г. N САЭ-3-04/706 "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц" указывается как и в каком порядке заполнять форму 2-НДФЛ. 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц» действует в неизменной форме с 2003 года в соответствии с Приказом МНС РФ от 31 октября 2003 года №БГ-3-04/583. Согласно ст. 17 Налогового кодекса по данному налогу предусмотрены все элементы налогообложения:

  • Налогоплательщики;
  • Объект налогообложения;
  • Налоговая база;
  • Налоговый период;
  • Налоговая ставка;
  • Порядок исчисления налога;
  • Порядок и сроки уплаты налога.

При исчислении данного налога необходимо руководствоваться ФЗ, приказами ФНС и МИНФИНА РФ.

1.3. Характеристика элементов налогообложения по налогу на доходы физических лиц.

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Следует пояснить что к физическим лицам – налоговым резидентам действующее законодательство относит физических лиц, физически находящихся на территории РФ не менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев. 4

Важно помнить, что независимо от времени фактического нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются:

- российские военнослужащие, проходящие службу за границей;

- сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Объектом налогообложения для данного налога являются доходы от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для лиц, являющимися налоговыми резидентами РФ; и доходы от источников в РФ для лиц, не являющимися налоговыми резидентами. К данным доходам относятся: доходы, полученные от использования авторских или смежных прав; доходы, полученные от сдачи в аренду, реализации или иного использования имущества, акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организации; вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу; пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;доходы полученные от использования любых транспортных средств и др.

Освобождены от налогообложения НДФЛ следующие доходы физических лиц: 5

  • Государственные пособия, за искл. пособий по временной нетрудоспособности (включая пособия по уходу за больным ребенком);
  • Пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;
  • Алименты, получаемые налогоплательщиком;
  • Все виды компенсационных выплат, связанных с: возмещением вреда или иным повреждением здоровья, бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения, исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов) и т.д.

Налоговая база и налоговые ставки.

В соответствии с НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, без учета удержаний, производимых из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов (алименты, штрафы). 6

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки:

  • 13% ( все иные доходы) – налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов;
  • 35%в отношении следующих доходов:

1) стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг свыше 4000 руб. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению;

2) процентных доходов по вкладам в банках. НБ определяется как превышение суммы процентов по договору над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования, увеличенной на 5%, действующей в течении периода за который начислены проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 % годовых;

3) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств. НБ определяется как превышение суммы процентов за пользованием заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 2/3 ставки рефинансирования на дату фактического получения дохода, над суммой процентов исходя из условий договора, а в иностранной валюте – 9% годовых.

  • 30% (доходы, получаемые физ. лицами,не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организации, в отношении которых ставка 15%) – НБ определяется как денежное выражение таких доходов;
  • 9% (в отношении доходов от долевого участия, полученных в виде дивидендов резидентами, а также доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием) – ипотечным покрытием) – НБ определяется как денежное выражение таких доходов.

При этом если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, облагаемых 13%-ной ставкой, налоговая база принимается, равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов в этом налоговом периоде не переносится. Для доходов в отношении которых установлены налоговые ставки 35%, 30%, 9%, налоговые вычеты не применяются.

Дата фактического получения дохода определяется как день:

  1. для доходов в виде оплаты труда – последний день месяца, за который был начислен доход за выполнение трудовой обязанности в соответствии с трудовым договором;
  2. для доходов по материальной выгоде – день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, день приобретения товаров (работ, услуг), день приобретения ценных бумаг;
  3. для доходов в натуральной форме – день передачи доходов в натуральной форме;
  4. для прочих доходов в денежной форме – день выплаты дохода, в том числе перечисление дохода на счет налогоплательщика в банке либо по его поручению на счет третьего лица.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ

Летом 2009 г. президент России одобрил поправки, внесенные в ряд глав Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Изменения коснулись налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, взносов во внебюджетные фонды, упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога и единого налога на вмененный доход (согласно Федеральным законам от 17.07.2009 № 165-ФЗ, от 19.07.2009 № 201-ФЗ, от 19.07.2009 № 202-ФЗ, от 19.07.2009 № 204-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ). В статье приведен анализ изменений налогообложения налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).

Изменения НДФЛ регламентируются Федеральными законами от 19.07.2009 № 202-ФЗ и от 24.07.2009 № 213-ФЗ. Общая картина нововведений представлена в таблице 1.

Таблица 1
Изменения главы 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц",вступившие в силу с 1 января 2010 г.

Положения главы 23

Прежние требования

Новые требования

Не имело значения, сколько лет прошло с момента рождения (усыновления) малыша. Если компания выплачивала работнику единовременную материальную помощь, не превышающую 50 000 руб., НДФЛ не удерживался

НДФЛ не нужно удерживать с единовременной материальной помощи при рождении (усыновлении) ребенка, если она выплачена нанимателем в течение первого года после рождения (усыновления) ребенка. Предельная сумма такой поддержки в 2010 г. осталась прежней и составляет 50 000 руб. на каждого ребенка

От НДФЛ была освобождена только та единовременная материальная помощь, которую организация оказала:
- работнику в связи со смертью члена семьи;
- членам семьи работника в связи с его смертью

Компании не удерживает НДФЛ с суммы единовременной материальной помощи, если ее выплачивают:
- в связи со смертью бывшего работника, вышедшего на пенсию, членам семьи;
- бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена его семьи

Социальные доплаты к пенсиям являлись доходами, облагаемыми НДФЛ

Если в соответствии с законами РФ и законами субъектов Федерации гражданину положены социальные доплаты к пенсиям, при перечислении этих сумм НДФЛ не удерживается

НДФЛ не платили с материальной выгоды от экономии на процентах, если кредиты были получены на строительство и покупку жилья. Льгота была положена тем, кто имел право на имущественный вычет в сумме, израсходованной на строительство и покупку жилья, а также в размере процентов по кредиту

С материальной выгоды от экономии на процентах не нужно платить НДФЛ, если заемными средствами:
- оплатили землю на территории России под приобретаемыми жилыми домами (долями в них) или участки на индивидуальное жилищное строительство;
- погасили ранее полученные кредиты на строительство и покупку в России домов, квартир, комнат, долей в них, земли под индивидуальное жилищное строительство, участки, на которых расположено приобретаемое жилье.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ новой льготой могут пользоваться только те граждане, право которых на имущественный вычет подтвердят инспекторы

До 01.01.2009 доход физических лиц от реализации легковых автомобилей, находившихся в собственности три года и более, подлежал налогообложению НДФЛ. Однако на основании подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ физическое лицо имело право на получение имущественного вычета при продаже указанного имущества. При этом физическое лицо, фактически имевшее право применить налоговый вычет и не уплачивать НДФЛ в бюджет, было обязано на основании ст. 228 НК РФ представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию и документы, подтверждающие право на получение указанного имущественного вычета

Статья 217 НК РФ дополнена п.17.1, в соответствии с которым не подлежат налогообложению НДФЛ доходы, получаемые физическими лицами от реализации легковых автомобилей, при условии, что до снятия с регистрационного учета данные автомобили были в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы на указанных физических лиц в течение трех и более лет

Социальный вычет по расходам граждане могли получить только после завершения соответствующего налогового периода

Если работодатель удерживал взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного страхования из зарплаты сотрудника и перечислял эти суммы в соответствующие фонды, социальный вычет работник может получить до конца налогового периода

Доходы от реализации имущества (кроме недвижимости), которым владели менее трех лет, можно было уменьшить на 125 000 руб. либо на сумму расходов по приобретению этих объектов

По объектам (кроме жилья, дач и земли), которые находились в собственности гражданина менее трех лет, имущественный вычет возрос до 250 000 руб. Альтернативный способ получения вычета – снижение доходов на расходы по приобретению такой собственности

В качестве имущественного вычета собственники квартир и комнат могли заявить только расходы на отделку

Имущественный налоговый вычет можно заявить в сумме расходов на проектно-сметную документацию, оформленную специалистами перед проведением отделочных работ. Даже если гражданину в квартире (комнате) принадлежит только доля, часть расходов на отделку и проектно-сметную документацию он может вернуть как имущественный вычет

Имущественный вычет предоставлялся покупателям готового жилья и тем, кто потратился на строительство новых домов и квартир. Сумма вычета складывалась из фактических расходов на строительство и покупку и суммы начисленных процентов, если покупатель использовал целевые кредиты

Если покупатель приобретает землю на индивидуальное жилищное строительство или оплачивает участок под покупаемым домом, квартирой, комнатой, он имеет право на имущественный вычет. Проценты по целевым кредитам, потраченным на такие покупки, также дают возможность снизить НДФЛ. Имущественный вычет по расходам на покупку земли можно получить только после оформления свидетельства о праве собственности на дом

Проценты по кредитам, с помощью которых заемщик погасил ранее взятую ипотеку, не уменьшали налоговую базу по НДФЛ

Если банк рефинансировал кредит на возведение, покупку жилья или земли под индивидуальное строительство, участков, на которых расположены купленные дома, квартиры, комнаты, проценты можно частично компенсировать. Для этого нужно воспользоваться имущественным налоговым вычетом (п. 3 ст. 220 НК РФ). Обязательное условие – банк должен находиться на территории Российской Федерации. В противном случае (если банк – иностранный или находится на территории другого государства) НДФЛ придется уплатить.

Письмом ФНС России от 5 августа 2009 года №3-5-04/1174@ определены основания по заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в соответствии со статьей 64 НК РФ.

Рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
– причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
– задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
– угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
– если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
– если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер.

Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении рассрочки, определен главой IX НК РФ и изданным в соответствии с ней Порядком организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденным Приказом ФНС России от 21.11.2006 № САЭ-3-19/798@.

Удержание НДФЛ и предоставление отчетности налоговыми агентами

Изменения, внесенные в ст. 230 НК РФ, касаются только кредитных организаций. Пунктом 2 ст. 230 НК РФ с 1 января 2010 г. предусмотрено, что сведения о доходах налогового периода, полученных клиентами кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 ст. 212 НК РФ, и сумма начисленных и не удержанных налогов в связи с невозможностью их удержания в этом налоговом периоде представляются ежегодно не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода.

Формы отчетности по НДФЛ представлены в таблице 3.

Формы отчетности по НДФЛ

Форма

Нормативный акт,
утвердивший форму

Порядок заполнения
формы

Налог на доходы физических лиц

Приказ ФНС России
от 13.10.2006
№ САЭ-3-04/706@
(ред. от 30.12.2008)

Рекомендации по заполнению
сведений о доходах
физических лиц по форме
№ 2-НДФЛ "Справка о доходах
физического лица за 200_
год" (Приложение 1 к форме
№ 2-НДФЛ, утвержденной
Приказом ФНС России от
13.10.2006 № САЭ-3-04/706@
(ред. от 30.12.2008))

Приказ Минфина России
от 31.12.2008 № 153н

Порядок заполнения формы
налоговой декларации по
налогу на доходы физических
лиц (форма 3-НДФЛ)
(Приложение № 2 к Приказу
Минфина России от 31.12.2008
№ 153н)

Приказ МНС России
от 15.06.2004
№ САЭ-3-04/366@
(ред. от 23.12.2005)

Инструкция по заполнению
деклараций по налогу на
доходы физических лиц,
утверждена Приказом МНС России
от 15.06.2004
№ САЭ-3-04/366@ (ред. от
23.12.2005)

Приказ Минфина России
№ 86н, МНС РФ
№ БГ-3-04/430
от 13.08.2002

Порядок учета доходов и
расходов и хозяйственных
операций для индивидуальных
предпринимателей (утвержден
Приказом Минфина России и МНС
России от 13.08.2002
№ 86н/БГ-3-04/430)

Ставки налога на доходы физических лиц

Правительство РФ не поддерживает предложение о введении прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физических лиц. Об этом говорится в опубликованном Минфином России заключении на проект федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", подготовленный депутатами Государственной Думы от фракции КПРФ.

Практика отражения НДФЛ в образовательных учреждениях

В бюджетном учете установлен следующий порядок отражения НДФЛ, подлежащего к уплате в бюджет. В соответствии с Инструкцией № 148н1 учет расчетов по налогу на доходы физических лиц ведется на счете 0303 01 000 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц".

Суммы налога, исчисленные с выплат по оплате труда, отражаются следующими записями по счетам учета:
• по бюджетной деятельности:

– Удержан НДФЛ с выплат, относимых на подстатью 211 КОСГУ "Заработная плата"
Дебет КРБ 1 302 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"
Кредит КРБ 1 303 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ"

– Перечислены суммы налога на доход бюджета с лицевого счета в органе казначейства
Дебет КРБ 1 303 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по НДФЛ"
Кредит КРБ 1 304 05 211 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета по заработной плате"

– Удержан НДФЛ с выплат за счет средств ФСС России, относимых на подстатью 213 КОСГУ "Начисления на выплаты по оплате труда"
Дебет КРБ 1 302 03 830 "Уменьшение кредиторской задолженности, начисленной на оплату труда"
Кредит КРБ 1 303 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ"

– Перечислены суммы налога в доход бюджета с лицевого счета в органы казначейства за счет ФСС России
Дебет 1 303 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по НДФЛ"
Кредит 1 304 05 213 "Расчеты по платежам из бюджета с органам, организующими исполнение бюджета по начислениям на оплату труда"

– Удержан НДФЛ с вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, относимых на подстатью КОСГУ 226 "По оплате прочих услуг"
Дебет КРБ 1 302 09 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"
Кредит КРБ 1 303 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ"

– Перечислены суммы налога в доход с лицевого счета в органе казначейства с вознаграждений по договору на оказание иных услуг
Дебет КРБ 1 303 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по НДФЛ"
Кредит КРБ 1 304 05 226 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих услуг"

• по приносящей доход деятельности:

– Удержан НДФЛ с выплат, относимых на подстатью 211 КОСГУ "Заработная плата"
Дебет КРБ 2 302 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"
Кредит КРБ 2 303 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ"

– Перечислен в доход бюджета НДФЛ с выплат, относимых на подстатью 211 КОСГУ, в части приносимой доход деятельности
Дебет КРБ 2 303 01 830 "Уменьшение задолженности по НДФЛ"
Кредит КРБ 2 201 01 610 "Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов"
Одновременно запись по забалансовому счету 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения"

– Удержан НДФЛ с выплат за счет средств ФСС РФ, относимых на подстатью 213 КОСГУ "Начисления на выплаты по оплате труда"
Дебет КРБ 2 302 03 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по начислению на оплату труда"
Кредит КРБ 2 303 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ"

– Перечислены суммы налога в доход бюджета с выплат, относимых на подстатью 213 КОСГУ, в части приносимой доход деятельности
Дебет КРБ 2 303 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по НДФЛ"
Кредит КРБ 2 201 01 610 "Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов"
Одновременно по забалансовому счету 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения"

– Удержан НДФЛ с вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, относимых на подстатью 226 КОСГУ "Прочие работы и услуги"
Дебет КРБ 2 302 09 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"
Кредит КРБ 2 303 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ"

– Перечислена сумма налога в доход бюджета с вознаграждений по договору оказания иных услуг на подстатью КОСГУ 226 "Прочие работы и услуги"
Дебет КРБ 2 303 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по НДФЛ"
Кредит КРБ 2 201 01 610 "Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов"
Одновременно по забалансовому счету 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения".

Говоря об особенностях удержания и перечисления налога, следует иметь в виду, что:
– в бюджетном учреждении заработная плата может выплачиваться за счет разных источников бюджетного финансирования;
– в бюджетном учреждении доходы работающих формируются по разным кодам бюджетной классификации (заработная плата по трудовому договору, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, суммы пособий по временной нетрудоспособности и прочие выплаты), что приводит к возникновению определенных сложностей в учете удержания и перечисления НДФЛ.

Кроме Инструкции №148н при отражении операций по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ необходимо обратить внимание на следующие документы:
– Приказ ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц";
– Приказ Минфина России от 23.09.2005 г. № 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета" (форма по ОКУД 0504051 и 0504054);
– Приказ Минфина России от 25.12.2008 № 145н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

1Здесь и далее: Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н.

Налог рассчитывается при каждой выплате таких доходов с учетом положений ст. 223 НК РФ, определяющей дату фактического получения дохода физическим лицом. При этом суммы исчисленного налога и выплаченного дохода нужно отразить соответственно в разд. 3 - 5 налоговой карточки по форме 1-НДФЛ. Примеры расчета НДФЛ приведены в приложении №1

2. Налоговый учет и отчетность по налогу на доходы физических лиц

2.1 Система налогового учета по налогу на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей

Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и лица занимающиеся частной практикой ведут налоговый учет согласно приказу МИНФИНА «об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для Индивидуальных предпринимателей».

Эта система состоит из 3-х уровней:

1. Первичные документы, которые составлены в соответствии с требованиями.

2. Предоставление аналитическим регистром налогового учета «книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя». Она предназначена для обобщения систематизации и накопления информации, содержится в принятых к учету первичных документах. Операции фиксируются в книге учета в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом (т.е. на одной строке). Доходы и расходы отражаются в книге учета кассовым методом (т.е. после фактического получения доходов и совершенного расхода). Книга учета ведется в рублях, может вестись в электронном виде или на бумажных носителях. На последней странице должны быть пронумерованы и прошнурованы книги учета, указывается число содержащихся в ней страниц, которая заверяется подписью должностного лица налогового органа и скреплена печатью. В книге учета допускаются исправления ошибок, которое должно быть обосновано и подтверждено подписью индивидуального предпринимателя и датой исправления.

3. На этом уровне на основании данной книги учета составления налоговой декларации по НДФЛ. В ней обобщается информация из налоговых регистров и рассчитывается налоговая база по НДФЛ, а также сумма НДФЛ к уплате или возмещению за конкретный налоговый период.

Индивидуальные предприниматели исчисляют суммы налога самостоятельно. Они обязаны предоставлять в налоговую инспекцию согласно ст. 227 НК РФ налоговую декларацию по форме 4 – НДФЛ для определения предполагаемой суммы дохода и предполагаемой суммы платежей в течении наступившего налогового периода форма утверждена МНС РФ от 15.06.2004 г., №САЭ – 3 – 04/366@ Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а так же сумм авансовых, платежей, уплаченных в бюджет. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган декларацию о фактическом доходе до 30 апреля года, следующего за отчетным. Общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется по налоговой декларации и уплачивается по месту жительства налогоплательщика не позднее 15 июля года, следующего за истекшим. При проявлении в течение года у перечисленных налогоплательщиков доходов, полученных от предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, они обязаны представить декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода в текущем налоговом периоде в пятидневный срок по истечению месяца со дня проявления таких доходов. Сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. Исчисление сумм авансовых платежей производится налоговым органом, а расчет производится на основании деклараций о предполагаемом доходе или на основании суммы фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом предусмотренных налоговых вычетов.

Авансовые платежи – уплачиваются плательщиком по налоговым уведомлениям:

- за январь – июнь – не позднее 15 июля в размере ½ годовой суммы платежей;

- за июнь – сентябрь – не позднее 15 октября в размере ¼ годовой суммы;

- за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере ¼ годовой суммы авансовых платежей.

В случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода на текущий год. Налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Таким образом, декларации обязаны представлять ИП, получающие определенные вида доходов. Вместе с тем все остальные категории налогоплательщиков могут, но не обязаны представлять декларацию для получения налоговых вычетов. В декларациях физические лица указывают:

1. все полученные ими в налоговом периоде доходы;

2. источники их выплат;

3. налоговые вычеты;

4. суммы налога, удержанные налоговыми агентами;

5. суммы уплаченных в течении налогового периода авансовых платежей.

В случае прекращения существования источников доходов до конца налогового периода лица, обязанные представлять декларацию, в пятидневный срок со дня прекращения существования источников представляют декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. При прекращении в течении календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат обложению в РФ, и выезде его из РФ декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде в РФ, представляется им не позднее чем за один месяц до выезда из РФ. Уплата налога, доначисленного по таким налоговым декларациям, производится не позднее чем через 15 дней с момента подачи декларации.

2.2 Налоговый учет по налогу на доходы физических лиц налоговыми агентами

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты в течение каждого налогового периода ведут учет доходов и вычетов а также исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по каждому физическому лицу Данная форма утверждена приказом МНС по налогам и сборам от 30 октября № 5г-3-04/583. Налоговые агенты также ведут учет доходов по справке о доходах 2-НДФЛ. За каждый налоговый период ведется справка по утвержденной форме. В настоящий момент эта форма утверждена ФНС России от 13.10.2006 г., № САЭ3-304/706@. Форма 2-НДФЛ отражает сведения учтенные 1-НДФЛ. По окончанию каждого налогового периода до 1 апреля по окончанию каждого года. Налоговые агенты предоставляют сведения в налоговую инспекцию по месту своей регистрации (ст. 230 п.1), кроме того при вручении подарков, призов и т. д. в случае при невозможности удержать налог необходимо сообщать в налоговую инспекцию в течение 1 месяца с момента выплаты дохода в письменной форме 2-НДФЛ (ст. 226 п.5)

Налоговые агенты исчисляют сумму налога:

- нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем начисленным налогоплательщику за данный период доходам, облагаемым по ставке 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога;

- отдельно по каждой сумме доходов, облагаемых иными ставками (9,15,30 и 35%);

- без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов и удержанных другими агентами сумм налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (см. табл.2). При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми налоговые агенты, выплачивающие доход, принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим принципом действующего в настоящее время НДФЛ, вступившего в силу с 2001 г., стало равенство налогоплательщиков перед законом вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Ставки налога теперь едины для всех налогоплательщиков. Таким образом, прогрессивность подоходного налога была заменена так называемой «плоской» шкалой НДФЛ, сохраняющей неравенство доходов до и после налогообложения.

Содержание работы

Оглавление:
Введение 3
1. Сущность и необходимость ведения налогового учета при налогообложении доходов физических лиц 4
1.1. Действующий порядок ведения налогового учета налоговыми агентами 5
1.2. Понятие налогового агента, его права и обязанности 7
1.3. Особенности исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами 10
1.4. Налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц – первичный документ налогового учета 19
2. Особенности заполнения декларации резидентами и нерезидентами 33
2.1. Подтверждение статуса налогового резидента 34
2.2. Порядок заполнения декларации резидентом и нерезидентом 37
3. Проблемы и дальнейшее совершенствование налогового учета по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации 41
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложения 46

Содержимое работы - 1 файл

КУРСОВАЯ по НДФЛ.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Кафедра налогов и налогообложения

по дисциплине: НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Тема 3. Налоговый учет по налогу на доходы физических лиц

Выполнила: Ходырева Анастасия

студентка 5 ФК(з) – 73 - Ю

специальность: Финансы и кредит

номер зачетной книжки: 0720723-з

1. Сущность и необходимость ведения налогового учета при налогообложении доходов физических лиц 4

1.1. Действующий порядок ведения налогового учета налоговыми агентами 5

1.2. Понятие налогового агента, его права и обязанности 7

1.3. Особенности исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами 10

1.4. Налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц – первичный документ налогового учета 19

2. Особенности заполнения декларации резидентами и нерезидентами 33

2.1. Подтверждение статуса налогового резидента 34

2.2. Порядок заполнения декларации резидентом и нерезидентом 37

3. Проблемы и дальнейшее совершенствование налогового учета по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации 41

Список использованной литературы 45

Введение

Налог на доходы физических лиц регулируется главой 23 НК РФ. Данный налог был введен в нашей стране в 2001 г. и заменил ранее действовавший подоходный налог с физических лиц, носивший прогрессивный характер, т.е. по мере роста доходов налогоплательщика возрастали не только сумма налога, но и налоговая ставка.

Важнейшим принципом действующего в настоящее время НДФЛ, вступившего в силу с 2001 г., стало равенство налогоплательщиков перед законом вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Ставки налога теперь едины для всех налогоплательщиков. Таким образом, прогрессивность подоходного налога была заменена так называемой «плоской» шкалой НДФЛ, сохраняющей неравенство доходов до и после налогообложения.

НДФЛ - прямой, регулирующий налог, что указывает на его большую значимость в регулировании экономики и формировании доходной части бюджетов различных уровней.

На правильность исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета. Поэтому вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей.

Актуальность темы продиктована еще и тем, что в сфере исчисления налога на доходы физических лиц очень часто фиксируются грубые финансовые нарушения, влекущие за собой тяжелые последствия, как для отдельных предприятий и граждан, так и для всей страны в целом.

Сущность и необходимость веден ия налогового учета при налогообложении доходов физических лиц

Налоги с населения как основной источник финансовых ресурсов государства выступают необходимым элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы.

Налоги с физических лиц можно рассматривать в единстве экономического, финансового и политического аспекта. Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства. Финансовый аспект характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами. Политический аспект состоит в воспроизводстве системы государственной власти, в согласовании интересов тех или иных слоев общества.

Подоходный налог является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней, регулирования уровня доходов населения и структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов, помощи наименее защищенным категориям населения.

Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан.

Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

  • подоходный налог является личным налогом, т.е. его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
  • подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности;
  • налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
  • основной способ взимания подоходного налога – у источника выплаты дохода – является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

      Действующий порядок ведения налогового учета налоговыми агентами

      В соответствии с п. 1 ст. 230 НК РФ для налоговых агентов установлена обязанность вести учет доходов, которые они выплатили физическим лицам. Такой учет ведется индивидуально по каждому физическому лицу.

      До 01.01.2011 г. для ведения учета налоговые агенты могли использовать соответствующие разделы налоговой карточки формы 1-НДФЛ, утвержденной Приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583, доработанные с учетом изменений, внесенных в налоговое законодательство по налогу на доходы физических лиц, либо использовать самостоятельно разработанную форму.

      С 01.01.2011 г. налоговые агенты обязаны самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета доходов, выплачиваемых в налоговом периоде физическим лицам, и определять порядок отражения в них соответствующих данных. При этом, формы регистров налогового учета выплаченных доходов, разработанные налоговым агентом, должны в обязательном порядке содержать следующие данные:

      1) сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика: Ф.И.О. физического лица, его паспортные данные, год рождения, место жительства, ИНН;

      2) виды выплачиваемых физическому лицу доходов и виды предоставленных налоговых вычетов. Виды доходов и вычетов отражаются в регистре налогового учета не произвольно, а в соответствии со Справочниками кодов доходов и вычетов, утверждаемыми ФНС России;

      3) суммы дохода и даты их выплаты (ранее требований к отражению в регистрах налогового учета дат выплаты доходов не было);

      4) статус налогоплательщика (резидент - 1, нерезидент - 2, высококвалифицированный специалист - 3);

      Новые требования, предъявляемые с 1 января 2011 года к налоговым агентам - отражение в регистрах налогового учета выплаченных доходов:

      5) дат удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

      По общему правилу дата удержания налога должна совпадать с датой выплаты доходов. Однако при выплате доходов в не денежной форме могут быть исключения, т.к. налог может быть удержан позднее. Например, при выплате зарплаты, доходов в натуральной форме. Дата перечисления налога в бюджет указывается по отметке банка на платежном поручении.

      Налоговый учет доходов, выплаченных физическим лицам, ведется независимо от их формы и вида. Иными словами, учитывать нужно доходы, выплаченные как в денежной так и натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Исключение составляют лишь те доходы, которые в полной сумме не подлежат налогообложению в соответствии со ст. 217 НК РФ, которые не нужно отражать в регистрах налогового учета.

      Доходы, при налогообложении которых пунктами 8, 28, 33, 43 ст. 217 НК РФ предусмотрен соответствующий размер вычета, подлежат учету в регистрах налогового учета. В частности, это единовременные выплаты родителям при рождении ребенка, суммы выплаченной материальной помощи, стоимость подарков, выигрышей и т.д.

      Не возникает обязанности по ведению учета при выплате доходов физическим лицам, за которыми ст. 227 и 228 НК РФ закреплена обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать в бюджет НДФЛ. В частности, это касается выплат нотариусам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам при покупке у них имущества.

      За грубое нарушение организацией правил учета объектов налогообложения, в том числе отсутствие налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года), несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета денежных средств, п. 1 ст. 120 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. Следовательно, с 1 января 2011 года при отсутствии регистров налогового учета организация - налоговый агент может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ.

      Также по ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

      Понятие налогового агента, его права и обязанности

      В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

      Согласно ст. 226 НК РФ налоговыми агентами именуются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

      Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, на основании ст. 22 НК РФ, в частности:

      • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в т.ч. в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
      • получать от Минфина РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
      • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
      • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
      • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
      • на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
      • представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
      • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
      • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
      • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
      • требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
      • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
      • обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
      • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
      • на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
      • на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

      Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 10:37, курсовая работа

      Краткое описание

      Действующая налоговая система России в своей основе заимствована из современного опыта развитых рыночных стран. Её особенность в том, что основными источниками доходов бюджета остаются налоги с предприятий. При оценке количества налоговых платежей необходимо отметить, что в настоящее время позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

      Вложенные файлы: 1 файл

      курсовая бфо2.docx

      Действующая налоговая система России в своей основе заимствована из современного опыта развитых рыночных стран. Её особенность в том, что основными источниками доходов бюджета остаются налоги с предприятий. При оценке количества налоговых платежей необходимо отметить, что в настоящее время позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

      Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

      Составление налоговой отчетности является одной из важнейших составляющих деятельности предприятия. Правильное составление отчетности помогает внутренним и внешним ее пользователям, позволяет составить объективное представление о предприятии. Поэтому, на сегодняшний день, тема порядка составления и представления налоговой отчетности является наиболее актуальной.

      Составление налоговой отчетности организацией это обеспечение нейтральности информации, содержащейся в ней. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

      Составление налоговой отчетности и представление ее необходимым пользователям в срок и на должном уровне, убережет фирму от возможных штрафов, или, например, от замораживания банковских счетов.

      Налоговая отчетность состоит из утвержденных налоговых деклараций.

      Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

      Предмет исследования данной работы – режим налогообложения, который применяет ООО

      Целью курсовой работы является усвоение понятия налоговой отчетности, ее форм, объемов, сроков представления и порядка составления.

      Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:

      1. изучение понятия и функций налогов

      2. исследование налоговой отчётности, её значения и сущности

      3. анализ составления налоговой отчетности на предприятии.

      При написании курсовой работы были использованы учебники, нормативная и правовая литература, а так же издания периодической печати.

      1.Понятие и функции налогов

      1.1Понятие налога и становление налогообложения.

      Налоги - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Так же налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

      Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Возникновение налогообложения было обусловлено, прежде всего, необходимостью содержания государства и его институтов. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму.

      1.2Функции и сущность налогов

      Налогообложение - важнейшая область экономико-правовых отношений и одними налоговыми законами ее не решить.

      Налоги в реальном налоговом механизме - безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы.

      Пошлина - соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя.

      Сбор - это платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории.

      Налогообложение формируется под давлением и комплексным воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества.

      Устанавливая налоги, правительство пытается решить, каким образом собрать все необходимые ресурсы из домашних хозяйств и предприятий и вливается в коллективное потребление и инвестиции. А средства, полученные от налогообложения, будут являться механизмом, с помощью которого реальные ресурсы трансформируются из частных благ общественные.

      Налоги взимаются не только с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

      Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.

      И хотя налоги вызывают чаще возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

      Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и государственных ресурсов. Такое перераспределение средств осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, которые испытывают потребность в ресурсах, но и они в состоянии обеспечить ее из собственных источников.

      Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. Но в дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно становились более разносторонними.

      Налоги преимущественно взимаются в денежной форме, хотя в отдельных случаях существуют и натуральные налоги, уплачиваемые в виде продукта, товара. Налоги поступают частично в общегосударственный (федеральный), а частично в республиканские, областные, городские, местные бюджеты.

      Налогами облагаются, с одной стороны, физические лица, граждане, получающие определенного вида доходы и имеющие подлежащие налогообложению имущественные ценности. С другой стороны, налогами облагаются юридические лица, то есть частные, акционерные, государственные предприятия и организации, фирмы, компании, словом, все, кто официально зарегистрирован как участник экономической, хозяйственной деятельности. А, все кто уплачивает налоги, называются налогоплательщиками. Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую. Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

      Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

      Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

      Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.

      2.Налоговая отчётность, её значение и сущность.

      2.1. Объекты налогового учёта

      Место налогового учета в системе национального учета определило выбор объектов и содержание метода его ведения. Для налоговых служб объектом внимания выступают хозяйственная деятельность налогоплательщиков. Для бухгалтера, осуществляющего налоговый учет, объектом внимания служат налогооблагаемые показатели и источники их возмещения. Поскольку налоговый учет, в значительно большом объеме ведется на предприятиях, то объекты и предмет налогового учета будет рассмотрен с точки зрения налогоплательщиков. Тогда к объектам налогового учета можно отнести три группы налогооблагаемых показателей:

      1) имущество (долгосрочные активы)

      2) доходы от предпринимательской деятельности (все виды)

      3) разница в оценке стоимости активов.

      К объектам налогового учета можно отнести налогооблагаемые показатели или объекты налогообложения, которые различаются по видам налогов и сборов, а также источникам платежей.

      В обобщенном виде предметом налогового учета выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у него как у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налогов. Причем ведение налогового учета может быть возложено, как на налогоплательщика, так и на лиц, обязанных осуществлять исчисление налога. Юридические лица подлежат налогообложению отдельно от своих учредителей. Признак юридического лица вовсе не является обязательным для признания его в качестве плательщика налогов, поэтому налоговые службы вправе самостоятельно определять отдельного налогоплательщика или нескольких юридических лиц, осуществляющих деятельность в одном производственном комплексе, рассматривать как единого налогоплательщика.

      В налоговом законодательстве отмечено, что хозяйствующие субъекты и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, обязаны своевременно и правильно начислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц. Кроме того, они же обязаны вести учет совокупного годового дохода, выплаченного физическим лицом в календарном году.

      Читайте также: