Налоговый менеджмент включает звенья уровни

Опубликовано: 22.09.2024


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

В работе финансового директора очень важной составляющей является организация налогового менеджмента, то есть управление суммой налогов (взносов), подлежащих к уплате в бюджет (внебюджетные фонды), и управление сопутствующими налоговыми рисками и резервами. Независимо от того, как данная функция выполняется, посредством привлечения специалистов из самой компании или на аутсорсинге, необходимы показатели, которые позволят оценить качество выполнения функции налогового менеджмента.

Как оценить качество налогового менеджмента?

Качество налогового менеджмента можно оценить с помощью трех показателей налоговой эффективности:

  • Общая налоговая нагрузка;
  • Эффективная налоговая ставка;
  • Коэффициент налогового риска

На практике показатели,устраивающие топ-менеджмент компании, зависят от стиля налоговой политики,проводимой компанией. Стиль может быть консервативным, агрессивным или смешенным в зависимости от целей и установок собственника и топ-менеджмента компании.Показатели необходимо рассчитывать, как минимум ежеквартально, кроме того они могут носить не только ретроспективный, но и прогнозный характер.

Какой должна быть налоговая нагрузка?

Существует несколько формул расчета налоговой нагрузки.Например, налоговыми органами налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов и выручки (приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"). Данный показатель не очень информативен для целей налогового менеджмента, поскольку учитывает только уплаченные налоги, кроме того налоговая нагрузка рассчитывается без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Тем не менее рассчитывать налоговую нагрузку по методике ФНС России можно, хотя бы, с целью сравнения полученных показателей конкретной компании с отраслевыми показателями, которыеналоговая службаежегодно публикует на своем официальном сайте.

Более информативным вариантом, соответствующим целям налогового менеджмента, являетсярасчет налоговой нагрузки как соотношение общей суммы всех начисленных налогов (взносов) и выручки с учетом НДС. При этом при расчете необходимо использовать следующее:

  • использовать сумму начисленных налогов и взносов, чтобы соотносился период возникновения налога и период отражения выручки;
  • в данном расчете должны указываться все налоги и взносы, поскольку это суммы, которыми необходимо в последующем управлять;
  • выручка указывается с учетом НДС, поскольку в расчете также используется НДС к уплате в бюджет, а НДС - это налог, который предъявляется дополнительно к цене;
  • если возникает сумма НДС к возмещению её также необходимо учитывать в расчете с отрицательным значением, поскольку это характеризует специфику деятельности компании.

Показатель налоговой нагрузки может рассчитываться и в разрезе по каждому налогу для определения наиболее существенных налогов (взносов), тем самым, формируя первостепенные направления для работы. Также налоговая нагрузка может рассчитываться по группе компаний, исходя из общей суммы налогов и взносов, начисляемых по группе компаний, и консолидированной выручки с учетом НДС.

Как рассчитать эффективную налоговую ставку?

Эффективная налоговая ставка — это показатель, который позволяет посчитать более детальную нагрузку по конкретному налогу, также это отличный показатель длявыявления областей налоговых рисков и налоговых резервов. Показатель может с легкостью рассчитываться практически по всем налогам,продемонстрируем это на примере налога на прибыль и налога на имущество.

В п. 86МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» указано, чтосредняя эффективная ставка налога представляет собой результат деления расхода по налогу на прибыль (дохода по налогу на прибыль) на бухгалтерскую прибыль. Необходимость использования эффективной ставки налога на прибыль обусловлена различиями в определении налоговой и бухгалтерской прибыли, применением налоговых льгот, использованием различных налоговых ставок и многими другими факторами, которые необходимо выявить.

Эффективная ставка по налогу на прибыль рассчитывается как соотношение суммы начисленного налога на прибыль и прибыли до налогообложения по данным финансовой отчетности. Важно отметить, что учетные методы, применяемые компанией для определения прибыли до налогообложения по РСБУ, могут не в полной мере отражать реальное положение дел, поэтому можно использовать показатель прибыли по данным МСФО или управленческого учета.

Полученный показатель может привести к следующим выводам:

  • если эффективная ставка по налогу на прибыль будет выше нормативной в 20% (аб.1 п.1 ст. 284 НК РФ), то это будет означать, что учетные методы в налоговом учете отличаются от бухгалтерского (управленческого) учета (в зависимости от того, с чем сравнивают), это также может свидетельствовать о том, что в налоговом учете используют не все преимущества, предоставляемые налоговым законодательством, такие как амортизационные премии, ускоренные коэффициенты амортизации, формирование резервов, убытки прошлых лет и т.д.
  • если эффективная налоговая ставка ниже, то это, также может свидетельствовать в различиях в учете, использования налоговых льгот, пониженных налоговых ставок и т.д. В таком случае необходимо уделить пристальное внимание законности факторов, занижающих сумму налога, поскольку они одновременно могут являться областью экономии и областью риск.

Эффективная ставка налога на имущество можно рассчитать, как соотношение суммы начисленного налога на имущество и рыночной стоимости имущества. Посколькуналоговая база по налогу на имущество (в зависимости от вида имущества) определяется исходя из бухгалтерской или кадастровой стоимости, которой в определенной степени можно управлять и приводить к рыночной через механизмы переоценки и оспаривания кадастровой стоимости.

Эффективная ставка налога на имущество может рассчитываться отдельно по группам имущества, облагаемым по разным ставкам, она может служить индикатором для переоценки имущества, ведь если ставка выше нормативной - это означает, что бухгалтерская и/или кадастровая стоимость имущества выше рыночной, и этим необходимо управлять.

Иными словами, принцип расчёта эффективной налоговой ставки сводится к определению соотношения суммы начисленного налога и бизнес-показателя, характеризующего «реальную» налоговую базу. Для применения эффективной налоговой ставки необходимо, чтобы ставка налога, в отношении которого рассчитывается эффективная налоговая ставка, была процентной.

Следуя данному принципу, эффективную налоговую ставку можно легко рассчитать для зарплатных налогов и взносов. Поскольку рассматриваемый показатель является отличным индикатором, применяемым для выявления областей налоговых рисков или, наоборот, резервов, не стоит забывать, что все расхождения от нормативной эффективной налоговой ставки должны быть обоснованы и разъяснены финансовыми службами компании.

Как учесть влияние налоговых рисков?

Все вышеуказанные показатели характеризуют стиль налоговой политики проводимой компанией, но важно такжепонимать,какие налоговые риски существуюту компании.

Для начала необходимо выявить и оценить существующие налоговые риски. Как правило, в финансовых службах компании знают о большинстве существующих налоговых рисках. Кроме того, в рамках обязательного аудита выявляютсясущественные налоговые риски. В связи с этим, количественная оценка рисков с одной стороны не должна составлять больших трудностей для специалистов. Но необходимо учитывать то фактор, что не всеми налоговыми рисками компания может управлять самостоятельно, например, компания может уделить должную осмотрительность при выборе контрагента, но при этом сам контрагент при выборе поставщика эту должную осмотрительность не проявит и у компании могут быть налоговые риски по НДС на «второй цепочке» контрагентов.

Не менее сложный аспект качественной оценки налоговых рисков, которая производится экспертным методом и носит достаточно субъективный характер. Для оценки можно использоватьследующую градацию налоговых рисков:

Высокий риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России по сложным вопросам налогового законодательства достаточно обоснована и неблагоприятна для компании, арбитражная практика отсутствует либо сложилась не в пользу компании;

Средний риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, не однозначны, позиция налоговых органов и/или Минфина России аргументирована и неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо неоднозначна;

Низкий риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, не нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России неблагоприятна для компании; арбитражная практика складывается в пользу компании.

Для оценки влияния налоговых рисков можно также предложить коэффициент налоговых рисков, который определяется как соотношение суммы налоговых рисков (с учетом штрафов и пеней) к выручке или чистой прибыли.

У каждого из вариантов есть свои преимущества:

  • при соотношении с выручкой можно будет этот показатель сопоставить с налоговой нагрузкой, чтобы понимать насколько она может увеличиться при наступлении налогового риска;
  • при соотношении с чистой прибылью - дает понимание, как чистая прибыль изменится в случае наступления налогового риска.

В расчет коэффициента можно взять все налоговые риски или только высокие и средние, чтобы показать влияние налоговых рисков, которые в случае наступления приведут к реальным финансовым последствиям. У показателя коэффициентаналогового риска нет норматива, который должен обязательно присутствовать в компании, поэтому этот показатель будет определяться самой компанией.

Вышеуказанные показатели при последовательно применении могут служить ключевыми показателями эффективности для сотрудников, отвечающих за выполнение налоговой функции. Для более эффективной работы можно подготовить положение по налоговому менеджменту, в котором описать зону ответственность, потому, что как было указано выше не все может зависеть от конкретных сотрудников, порядок расчета коэффициентов и нормативных показателей, сроки предоставления отчетов с разъяснениями, закрепление ответственных должностных лиц и т.д.

В ежеквартальном или ежегодном режиме необходимо согласовывать с ответственными сотрудниками целевые показатели по налоговой нагрузке, эффективным налоговым ставкам, коэффициентам налогового риска. Все эти мероприятия позволят в короткие сроки вывести стандарты налогового менеджмента компании на более высокий уровень, и ситуацию с налогами контролируемой.

Налоговый менеджмент как система управления налогами состоит из структурных элементов, конкретизирующих ее функциональное предназначение:

  • организация управления налоговым процессом;
  • налоговое планирование;
  • налоговое регулирование;
  • налоговый контроль.

Общепризнанно считается, что планирование, регулирование и контроль – это элементы налогового механизма. Вместе с тем, здесь нет противоречия, поскольку управление налоговым процессом осуществляется через налоговый механизм. В этой связи и налоговый механизм, и налоговый менеджмент имеют три общих элемента (планирование, регулирование и контроль). Эти элементы представляют собой инструментарий, включающий в себя методы и приемы управления. К названным трем элементам налогового механизма необходимо добавить и организацию управления налоговым процессом как элемента налогового менеджмента.

Структура функциональных элементов налогового менеджмента (они являются универсальными в государственном и в корпоративном налоговом менеджменте), характеризующих сам процесс управления налоговыми потоками, представлена на рис. 6.

Элементы налогового менеджмента

Рис. 6. Элементы налогового менеджмента

4.1. Организация управления налоговым процессом

Организация налогового менеджмента представляет собой совокупность координационных действий и решений субъектов управления, обеспечивающих функционирование налогового процесса и достижение намеченных целей и задач налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля. Управление налоговыми потоками невозможно без организации налогового процесса. Налоговый менеджмент уже есть организованная определенным образом система, включающая в себя все организационно-финансовые категории управления налоговым процессом (налоговое право, налоговую политику, процедуры налогообложения, налоговую систему и налоговый механизм).

Организация государственного и корпоративного налогового менеджмента имеют свои особенности.

К организации государственного налогового менеджмента в широком смысле относится координация всего налогового процесса и его элементов, а в узком понимании – организация только исполнения налогового бюджета в масштабах страны и регионов. В настоящее время в России организационно система управления налогообложением в основном уже сложилась. Она представляет собой многоуровневую и много аспектную систему с нечеткими отношениями соподчинения между исполнительными и законодательными органами разных уровней государственного устройства.

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность координационных действий и решений органов управления предприятием в области налогового планирования, налоговой оптимизации, налогового саморегулирования и самоконтроля; в узком смысле – это организация создания условий для оптимизации налоговых потоков в рамках корпоративного налогового бюджетирования.

Эффективность управления во многом зависит от того, насколько правомерно распределены полномочия и ответственность за принятие и реализацию решений между отдельными элементами системы управления налоговыми потоками. На сегодняшний день организационное реформирование системы налогообложения в России – современная насущная задача, решение которой представляется одной из важных в проблематике налогового менеджмента на государственном и корпоративном уровнях. При этом в основе реформирования лежат стратегические задачи налоговой политики России.

4.2. Налоговое планирование

Налоговое планирование – это важный функциональный элемент налогового менеджмента. С помощью планирования устанавливаются основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают достижение целей. В ходе реализации этой функции управления намечается не только результат, который должен быть достигнут в процессе управления налоговыми потоками, но и должен быть определен эффективный способ достижения намеченного результата. Конкретные способы формирует управляющая система, опираясь на свои представления о том, как будет функционировать управляемый объект в планируемом периоде (здесь важны прогнозные данные). Именно поэтому при управлении любыми социально-экономическими процессами планирование всегда сопровождается прогнозированием, основой которого является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных результатов развития ситуаций.

Поскольку основой налогового менеджмента выступает финансовая наука, то налоговое планирование и прогнозирование в определенной степени является и частью финансового планирования (прогнозирования). Задачи налогового планирования и прогнозирования неоднозначны. Они различаются в зависимости от того, относительно какого объекта управления они ставятся: применительно к налоговым потокам страны (ее территорий) или налоговым потокам отдельного предприятия.

Налоговое планирование – это основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.

Цели и задачи налогового планирования на макро– и микроуровне различны. Государство стремится запланировать как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов, а предприятие – наметить уже в процессе планирования пути и методы снижения налоговых обязательств.

Целью государственного налогового планирования является оптимальное по объему, составу и структуре финансовое обеспечение расходных полномочий органов власти всех уровней в рамках реализации концепции государственной экономической, финансовой, социальной и налоговой политики. Целью корпоративного налогового планирования является оптимизация налоговых потоков предприятием в рамках реализации его экономической, финансовой и налоговой политики.

Ключевую роль в налоговом планировании играет аналитическая стадия сбора и обработки информации, которая поступает как от налогоплательщиков, так и со стороны государства, для выработки управленческих решений. В целом, налоговое планирование – это процесс аналитический и одновременно поисковый, творческий, требующий индивидуального подхода. На базе проведенного анализа составляются различные варианты деятельности субъекта общего налогового менеджмента. Главная задача на данном этапе заключается в сравнении выработанных различных вариантов (планов) на предмет выявления наиболее подходящего в складывающихся условиях и позволяющего достичь поставленной цели с наибольшим эффектом.

Следующий этап налогового планирования – разработка общей концепции налогообложения, обеспечивающей реализацию стратегических экономических целей налогового менеджмента, т. е. практическое внедрение планов.

Налоговое планирование тесно связано с налоговой политикой, и не только на государственном уровне. С 2002 года в России предприятия обязаны разрабатывать ежегодную политику для целей налогообложения, положения которой доводятся до сведения налоговых органов. Однако на государственном уровне налоговая политика в определенной степени сводится к налоговому планированию: все параметры налоговой политики отражаются в налоговом планировании. Налоговая политика состоит из стратегии и тактики, и налоговое планирование также подразделяется на стратегическое и тактическое. Причем налоговое планирование эффективно в том случае, когда имеет место тесное взаимодействие обеих его составляющих.

Стратегическое налоговое планирование представляет собой долгосрочное планирование достижения поставленных стратегических целей, т. е. планирование налоговых потоков на длительную перспективу на основе стратегических параметров налоговой политики. В современных российских условия стратегическое планирование на предприятии не достаточно развито, что связано, в первую очередь, с нестабильностью в стране – это относится к правовому полю, экономической среде, политической обстановке. В масштабе страны процесс стратегического налогового планирования более развит, что связано с наличием в целом поставленного процесса планирования во всех сферах деятельности и на всех уровнях. Налоговое планирование всегда имело место в нашей стране, составлялись и составляются прогнозные значения налоговых поступлений в бюджетную систему, анализируются причины недоимок. Однако, говорить о том, что сейчас в России есть полноценная система налогового планирования как элемента налогового менеджмента, еще рано.

На уровне отдельно взятых налогоплательщиков большее распространение имеет тактическое текущее или оперативное налоговое планирование, которое получило свое развитие в России в середине 90-х гг. XX в. Данный вид налогового планирования предполагает составление прогнозных данных и разработку планов налоговых платежей в разрезе на текущий год. Однако на предприятиях разработка таких годовых налоговых планов неизбежно перерастает в стратегическое налоговое планирование, если данный хозяйствующий субъект продолжает использовать выработанную концепцию налоговой политики, учитывающую меняющиеся внешние и внутренние факторы.

В целом, как элемент налогового менеджмента, состоит из следующих процессов:

  • налоговое прогнозирование,
  • стратегическое и тактическое налоговое планирование, сводное налоговое планирование (разработка концепции налоговой политики),
  • налоговое бюджетирование, ориентированное на результат,
  • рациональное использование полученных дополнительных доходов на финансирование эффективных расходов.

Важнейшей формой финансового планирования является бюджетирование, непосредственно направленное на оптимизацию налоговых потоков. Этого нельзя сказать о налоговом менеджменте. Поэтому необходимо повысить роль налогового бюджетирования в налоговом планировании, сделав его центральным звеном налогового менеджмента. В виду особой значимости налогового бюджетирования на государственном и корпоративном уровне, оно будет подробно рассмотрено в специальных разделах учебного пособия.

4.3. Налоговое регулирование

Налоговое регулирование как функциональный элемент налогового менеджмента непосредственным образом связано с налоговым планированием. Налоговое регулирование – это один их наиболее мобильных элементов налогового менеджмента.

Согласно теории управления, регулирование представляет собой детальную разработку способа реализации плановых заданий, а также выработку регулирующих воздействий, направленных на их исполнение. Налоговое регулирование является связующим звеном между планированием и контролем, поскольку регулирование не только признано детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации, но и выявить и затем зафиксировать такую совокупность параметров плана (полную и не избыточную), которая будет достаточна для проведения эффективного контроля за исполнением принятых плановых заданий.

Налоговое регулирование – составная часть процесса управления налогами, направленная на обеспечение реализации концепций налоговой политики государства и предприятий. Налоговое регулирование как функциональный элемент налогового менеджмента не следует путать с регулирующей функцией налогов, посредством которой, наряду с другими функциями, реализуется общественное назначение налогов. Функция налогов объективна как форма проявления сущности объективной категории налогов, она предполагает потенциальную возможность регулирования социально-экономических процессов. Налоговое регулирование – это субъективная деятельность людей по использованию на практике регулирующих возможностей налогов, которые могут быть использованы с различными КПД в рамках принятых налоговых заданий и налоговой концепции. Налоговое регулирование – это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и корректировке действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения (функций) налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени.

Основная цель налогового регулирования в уравновешивании общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Практика налоговых взаимоотношений показывает, что на сегодняшний день среди функций налогов реально выполняется (и то не всегда эффективно) только фискальная, тогда как регулирующая имеет место лишь теоретически, ее методы не срабатывают на практике.

Формы и методы налогового регулирования различны в рамках государственного и корпоративного налогового менеджмента.

В государственном налоговом менеджменте налоговое регулирование представляет собой макрорегулирование экономики, финансов страны и всего налогового процесса в обществе. Кроме того, налоговое регулирование представляет собой процесс научно выверенного и практически обоснованного оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых бюджетов. В практическом плане налоговое регулирование состоит из следующих этапов: принятие решений, их детализация по обеспечению полного и своевременного выполнения и по вертикали, и по горизонтали задач налогового администрирования. Эффективность налогового регулирования может быть обеспечена только при наличии четкой макроэкономической стратегии в рамках общей системы государственного регулирования экономики, разработанной в соответствии с долгосрочной программой социально-экономического развития страны. Все экономические, финансовые и налоговые методы государственного регулирования должны быть тесно взаимосвязаны, что является необходимым условием достаточной результативности каждого из них в отдельности.

В рамках корпоративного налогового менеджмента налоговое регулирование представляет собой процесс (механизм) корректировки параметров налогового планирования и бюджетирования, а также оптимизации налоговых потоков на уровне хозяйствующего субъекта.

Методы налогового регулирования имеют свои отличительные особенности, связанные со спецификой исполнения плановых и бюджетных заданий по налогам. Плановый уровень налоговых поступлений не имеет четкой адресной росписи по конкретным исполнителям, и поэтому их исполнение определяется результирующей составляющей разнообразных результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентированных на реализацию собственных интересов. Вследствие этого, методы налогового регулирования должны включать как методы прямого (законодательного) воздействия, так и методы косвенного воздействия на поведение налогоплательщиков, стимулирующих принятие ими решений, необходимых обществу. В целом и общем методы налогового регулирования связаны с элементами системы налогов и налогообложения по отдельным налогам, налоговыми льготами и другими составляющими налогового процесса на макро– и микроуровне.

4.4. Налоговый контроль

Налоговый контроль, как функциональный элемент налогового менеджмента необходим для эффективного управления налогообложением. Весь процесс управления налоговыми потоками завершается именно налоговым контролем, по результатам которого также принимаются управленческие решения по корректировке налогового процесса.

Налоговый контроль – процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в том числе путем применения налоговых санкций. Контроль предполагает выявление отклонений фактически достигнутых объектом управления результатов за определенный период времени от запланированных, а также принятие мер, направленных на устранение выявленных отклонений. Необходимость такой функции управления связана с тем, что объект управления вследствие непредвиденных воздействий внешней среды, сбоев внутри самого объекта может отклоняться от намеченной для него линии поведения (плана). На стадии контроля одним из возможных решений может быть пересмотр первоначальных целей и задач в связи с невозможностью их реализации из-за изменившихся обстоятельств.

В процессе своей деятельности налогоплательщики допускают разнообразные нарушения, как по объективным, так и по субъективным причинам. На налоговые службы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, предусмотренные действующим законодательством. Такой контроль называется внешним. При этом за нарушения налогового законодательства предусмотрены различные виды ответственности (финансовая, административная, уголовная). Государственный налоговый контроль осуществляется Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, Министерством финансов РФ и другими органами государственной власти. С целью минимизации санкций за налоговые правонарушения налогоплательщики организуют внутренний контроль (самоконтроль) за правильностью и своевременностью выполнения ими налоговых обязательств. Как правило, внутренним налоговым контролем занимаются налоговые менеджеры.

Содержание процесса налогового контроля, формы и способы его осуществления существенно различаются в зависимости от того, государственный это или корпоративный налоговый контроль.

Налоговый контроль является немаловажным элементом государственного воздействия на хозяйствующие субъекты, обязывающий их правильно формировать налоговую базу и исчислять причитающиеся с ней платежи, с одной стороны, (государственный налоговый контроль); это – систематическая деятельность, направленная на организацию надежного налогового учета на предприятии, самоконтроль за правильностью налоговых расчетов, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов, с другой стороны (корпоративный налоговый контроль).

В основу внутреннего налогового контроля положены общие принципы осуществления этой функции управления и, вместе с тем, он имеет специфические организационно- экономические принципы. К ним относятся:

  1. соблюдение интересов государства и экономических контрагентов;
  2. доступность результатов налогового контроля для их анализа со стороны государственных налоговых и таможенных администраций и банков;
  3. аналитичность и содержательность отчета по внутреннему налоговому контролю для установления закономерностей потока денежных средств.

Основные задачи внутреннего налогового контроля заключаются в следующем: правильное и аккуратное ведение финансовых документов; своевременное и должное заполнение всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных расчетов налоговых платежей и т. п.; обеспечение достоверности бухгалтерского и налогового учета.

Подавляющую роль в возникновении налоговых ошибок играет субъективный фактор. По некоторым данным, около 75 % всех налоговых ошибок связаны с человеческим фактором: недостаточной квалификацией работников, ошибками из-за невнимательности, недобросовестного отношения к выполнению своих обязанностей и другие. В целом, правильно организованный корпоративный налоговый контроль позволяет существенно снизить количество налоговых ошибок и, тем самым, свести до минимума размеры штрафных санкций по результатам проверок налоговыми органами, а также обеспечивает предприятию стабильную основу для работы.

Б: обязанность применения всех налоговых льгот, применимых к предприятию

В: необходимость предоставления документов по исчислению и уплате налога

11. К судебным доктринам противодействия уклонению от уплаты налогов относятся:

А: форма над содержанием

Б: содержание над формой

В: налоговая цель

Г: целостность сделки

12. Налоговый менеджмент включает звенья (уровни):

13. Налоговая оптимизация и налоговая минимизация – это понятия:

14. Корпоративный налоговый менеджмент охватывает:

А: уровень хозяйствующих субъектов

Б: уровень государства

В: международный уровень

Г: конкретное физическое лицо

15. Конечная цель корпоративного налогового менеджмента:

А: минимум уплаченных налогов

Б: максимум уплаченных налогов

В: максимум полученной прибыли

16. Государственный налоговый менеджмент охватывает:

А: уровень хозяйствующих субъектов

Б: уровень государства

В: международный уровень

Г: конкретное физическое лицо

17. Цель государственного налогового менеджмента:

А: минимум полученных налогов

Б: рост налоговых доходов на базе роста производства

В: максимум расходов на налоговое администрирование

18. Элементами налогового менеджмента являются:

А: налоговое планирование

Б: налоговое регулирование

В: налоговое функционирование

Г: налоговый контроль

Д: налоговая политика

19. При расчете налогового бремени в качестве знаменателя используют:

Б: добавленную стоимость

Г: величину расходов

Д: сэкономленную сумму налогов

20. Некриминальное уклонение от налогов предполагает ответственность:

А: согласно УК РФ

Б: согласно НК РФ

Г: согласно БК РФ

21. По воздействию на налоговую нагрузку корпоративное налоговое планирование подразделяется на:

А: классическое и оптимизационное

Б: оптимистическое и пессимистическое

В: законное и противозаконное

Г: стратегическое и тактическое

22. Налоговый бюджет необходим организации для:

А: оптимизации налогов

Б: формирования платежного календаря

В: уклонения от налогов

Г: минимизации налоговых потоков

23. Об эффективности мер налоговой оптимизации в рамках корпоративного налогового менеджмента можно судить по:

А: чистому финансовому результату

Б: сэкономленной сумме налогов

В: величине недоимки

Г: сумме начисленных налогов

24. Замена договора купли-продажи основного средства на договор лизинга является примером:

А: метода замены отношений

Б: метода разделения отношений

В: метода сокращения объекта обложения

25. При приобретении имущества сумма платежа разбивается на две части: часть стоимости оплачивается по договору купли-продажи, другая часть – по договору на оказание информационно-консультационных услуг. Это пример:

А: метода замены отношений

Б: метода разделения отношений

В: метода сокращения объекта обложения

26. Использование переоценки основных средств предприятия – это:

А: метод замены отношений

Б: метод разделения отношений

В: метод сокращения объекта обложения

27. Процесс определения наиболее эффективных направлений движения и объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков оптимизации сумм налогов и сборов на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом это:

А: налоговый процесс

Б: налоговое регулирование

В: налоговое планирование

28. Налоговое планирование как элемент налогового менеджмента состоит из:

А: налогового прогнозирования

Б: налогового бюджетирования, ориентированного на результат

В: рационального использования полученных дополнительных доходов на финансирование эффективных расходов

Г: налогового контроля

29. Уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов – это цель:

А: налогового контроля

Б: налогового менеджмента

В: налогового регулирования

30. Процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в том числе путем применения налоговых санкций – это:

А: налоговый контроль

Б: налоговое прогнозирование

В: налоговое регулирование

30. Виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, которое НК РФ установлена ответственность – это:

А: налоговое правонарушение

Б: налоговое преступление

В: налоговая ответственность

31. Некриминальные уклонения от уплаты и обход налогов…

А: относятся к корпоративному налоговому менеджменту

Б: не относятся к корпоративному налоговому менеджменту

Ответы к тестам

1 – А; 2 – Б; 3 – Б; 4 – А,Б,В, Д; 5 – А; 6 – А; 7 – В; 8 – А; 9 – В; 10 – Б; 11 – Б; 12 – Ф, Б; 13 – В; 14 – А; 15 – В; 16 – Б; 17 – Б; 18 – А,Б,Д; 19 – А, Б, В; 20 – Б; 21 – А; 22 – А,Б; 23 – А; 24 – А; 25 – Б; 26 – В; 27 – В; 28 – А,Б,В; 29 – В; 30 – А; 31 – А.

Словарь терминов

Амортизация – отчисления на основе установленных законодательством методов, отражающих перенос части стоимости амортизируемого имущества, используемого при производстве товаров и услуг на стоимость вновь созданной продукции (услуги).

Аутсорсинг – услуги по предоставлению персонала (работников).

Безнадежные долги (долги, нереальные к взысканию) – долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетирование – процедура составления финансовых планов. Бюджетирование, ориентированное на результат, предполагает распределение средств между бюджетополучателями и реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов предоставления услуг в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Валовой внутренний продукт – совокупность стоимостей всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране в течение определенного времени (года).

Взаимозависимые лица – физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Вмененный доход – потенциально-возможный доход налогоплательщика единого налога на вмененный доход, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины данного налога по установленной ставке.

Внешнеторговые сделки – сделки, заключаемые в процессе осуществления внешнеторговой деятельности. Под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Государственный налоговый менеджмент представляет собой систему управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ (выгод, услуг).

Государственное налоговое планирование представляет собой совокупность форм и методов определения экономически обоснованных налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов, обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систем в рамках заданных параметров налогового потенциала.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

В работе финансового директора очень важной составляющей является организация налогового менеджмента, то есть управление суммой налогов (взносов), подлежащих к уплате в бюджет (внебюджетные фонды), и управление сопутствующими налоговыми рисками и резервами. Независимо от того, как данная функция выполняется, посредством привлечения специалистов из самой компании или на аутсорсинге, необходимы показатели, которые позволят оценить качество выполнения функции налогового менеджмента.

Как оценить качество налогового менеджмента?

Качество налогового менеджмента можно оценить с помощью трех показателей налоговой эффективности:

  • Общая налоговая нагрузка;
  • Эффективная налоговая ставка;
  • Коэффициент налогового риска

На практике показатели,устраивающие топ-менеджмент компании, зависят от стиля налоговой политики,проводимой компанией. Стиль может быть консервативным, агрессивным или смешенным в зависимости от целей и установок собственника и топ-менеджмента компании.Показатели необходимо рассчитывать, как минимум ежеквартально, кроме того они могут носить не только ретроспективный, но и прогнозный характер.

Какой должна быть налоговая нагрузка?

Существует несколько формул расчета налоговой нагрузки.Например, налоговыми органами налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов и выручки (приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"). Данный показатель не очень информативен для целей налогового менеджмента, поскольку учитывает только уплаченные налоги, кроме того налоговая нагрузка рассчитывается без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Тем не менее рассчитывать налоговую нагрузку по методике ФНС России можно, хотя бы, с целью сравнения полученных показателей конкретной компании с отраслевыми показателями, которыеналоговая службаежегодно публикует на своем официальном сайте.

Более информативным вариантом, соответствующим целям налогового менеджмента, являетсярасчет налоговой нагрузки как соотношение общей суммы всех начисленных налогов (взносов) и выручки с учетом НДС. При этом при расчете необходимо использовать следующее:

  • использовать сумму начисленных налогов и взносов, чтобы соотносился период возникновения налога и период отражения выручки;
  • в данном расчете должны указываться все налоги и взносы, поскольку это суммы, которыми необходимо в последующем управлять;
  • выручка указывается с учетом НДС, поскольку в расчете также используется НДС к уплате в бюджет, а НДС - это налог, который предъявляется дополнительно к цене;
  • если возникает сумма НДС к возмещению её также необходимо учитывать в расчете с отрицательным значением, поскольку это характеризует специфику деятельности компании.

Показатель налоговой нагрузки может рассчитываться и в разрезе по каждому налогу для определения наиболее существенных налогов (взносов), тем самым, формируя первостепенные направления для работы. Также налоговая нагрузка может рассчитываться по группе компаний, исходя из общей суммы налогов и взносов, начисляемых по группе компаний, и консолидированной выручки с учетом НДС.

Как рассчитать эффективную налоговую ставку?

Эффективная налоговая ставка — это показатель, который позволяет посчитать более детальную нагрузку по конкретному налогу, также это отличный показатель длявыявления областей налоговых рисков и налоговых резервов. Показатель может с легкостью рассчитываться практически по всем налогам,продемонстрируем это на примере налога на прибыль и налога на имущество.

В п. 86МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» указано, чтосредняя эффективная ставка налога представляет собой результат деления расхода по налогу на прибыль (дохода по налогу на прибыль) на бухгалтерскую прибыль. Необходимость использования эффективной ставки налога на прибыль обусловлена различиями в определении налоговой и бухгалтерской прибыли, применением налоговых льгот, использованием различных налоговых ставок и многими другими факторами, которые необходимо выявить.

Эффективная ставка по налогу на прибыль рассчитывается как соотношение суммы начисленного налога на прибыль и прибыли до налогообложения по данным финансовой отчетности. Важно отметить, что учетные методы, применяемые компанией для определения прибыли до налогообложения по РСБУ, могут не в полной мере отражать реальное положение дел, поэтому можно использовать показатель прибыли по данным МСФО или управленческого учета.

Полученный показатель может привести к следующим выводам:

  • если эффективная ставка по налогу на прибыль будет выше нормативной в 20% (аб.1 п.1 ст. 284 НК РФ), то это будет означать, что учетные методы в налоговом учете отличаются от бухгалтерского (управленческого) учета (в зависимости от того, с чем сравнивают), это также может свидетельствовать о том, что в налоговом учете используют не все преимущества, предоставляемые налоговым законодательством, такие как амортизационные премии, ускоренные коэффициенты амортизации, формирование резервов, убытки прошлых лет и т.д.
  • если эффективная налоговая ставка ниже, то это, также может свидетельствовать в различиях в учете, использования налоговых льгот, пониженных налоговых ставок и т.д. В таком случае необходимо уделить пристальное внимание законности факторов, занижающих сумму налога, поскольку они одновременно могут являться областью экономии и областью риск.

Эффективная ставка налога на имущество можно рассчитать, как соотношение суммы начисленного налога на имущество и рыночной стоимости имущества. Посколькуналоговая база по налогу на имущество (в зависимости от вида имущества) определяется исходя из бухгалтерской или кадастровой стоимости, которой в определенной степени можно управлять и приводить к рыночной через механизмы переоценки и оспаривания кадастровой стоимости.

Эффективная ставка налога на имущество может рассчитываться отдельно по группам имущества, облагаемым по разным ставкам, она может служить индикатором для переоценки имущества, ведь если ставка выше нормативной - это означает, что бухгалтерская и/или кадастровая стоимость имущества выше рыночной, и этим необходимо управлять.

Иными словами, принцип расчёта эффективной налоговой ставки сводится к определению соотношения суммы начисленного налога и бизнес-показателя, характеризующего «реальную» налоговую базу. Для применения эффективной налоговой ставки необходимо, чтобы ставка налога, в отношении которого рассчитывается эффективная налоговая ставка, была процентной.

Следуя данному принципу, эффективную налоговую ставку можно легко рассчитать для зарплатных налогов и взносов. Поскольку рассматриваемый показатель является отличным индикатором, применяемым для выявления областей налоговых рисков или, наоборот, резервов, не стоит забывать, что все расхождения от нормативной эффективной налоговой ставки должны быть обоснованы и разъяснены финансовыми службами компании.

Как учесть влияние налоговых рисков?

Все вышеуказанные показатели характеризуют стиль налоговой политики проводимой компанией, но важно такжепонимать,какие налоговые риски существуюту компании.

Для начала необходимо выявить и оценить существующие налоговые риски. Как правило, в финансовых службах компании знают о большинстве существующих налоговых рисках. Кроме того, в рамках обязательного аудита выявляютсясущественные налоговые риски. В связи с этим, количественная оценка рисков с одной стороны не должна составлять больших трудностей для специалистов. Но необходимо учитывать то фактор, что не всеми налоговыми рисками компания может управлять самостоятельно, например, компания может уделить должную осмотрительность при выборе контрагента, но при этом сам контрагент при выборе поставщика эту должную осмотрительность не проявит и у компании могут быть налоговые риски по НДС на «второй цепочке» контрагентов.

Не менее сложный аспект качественной оценки налоговых рисков, которая производится экспертным методом и носит достаточно субъективный характер. Для оценки можно использоватьследующую градацию налоговых рисков:

Высокий риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России по сложным вопросам налогового законодательства достаточно обоснована и неблагоприятна для компании, арбитражная практика отсутствует либо сложилась не в пользу компании;

Средний риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, не однозначны, позиция налоговых органов и/или Минфина России аргументирована и неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо неоднозначна;

Низкий риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, не нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России неблагоприятна для компании; арбитражная практика складывается в пользу компании.

Для оценки влияния налоговых рисков можно также предложить коэффициент налоговых рисков, который определяется как соотношение суммы налоговых рисков (с учетом штрафов и пеней) к выручке или чистой прибыли.

У каждого из вариантов есть свои преимущества:

  • при соотношении с выручкой можно будет этот показатель сопоставить с налоговой нагрузкой, чтобы понимать насколько она может увеличиться при наступлении налогового риска;
  • при соотношении с чистой прибылью - дает понимание, как чистая прибыль изменится в случае наступления налогового риска.

В расчет коэффициента можно взять все налоговые риски или только высокие и средние, чтобы показать влияние налоговых рисков, которые в случае наступления приведут к реальным финансовым последствиям. У показателя коэффициентаналогового риска нет норматива, который должен обязательно присутствовать в компании, поэтому этот показатель будет определяться самой компанией.

Вышеуказанные показатели при последовательно применении могут служить ключевыми показателями эффективности для сотрудников, отвечающих за выполнение налоговой функции. Для более эффективной работы можно подготовить положение по налоговому менеджменту, в котором описать зону ответственность, потому, что как было указано выше не все может зависеть от конкретных сотрудников, порядок расчета коэффициентов и нормативных показателей, сроки предоставления отчетов с разъяснениями, закрепление ответственных должностных лиц и т.д.

В ежеквартальном или ежегодном режиме необходимо согласовывать с ответственными сотрудниками целевые показатели по налоговой нагрузке, эффективным налоговым ставкам, коэффициентам налогового риска. Все эти мероприятия позволят в короткие сроки вывести стандарты налогового менеджмента компании на более высокий уровень, и ситуацию с налогами контролируемой.

1. Понятие, задачи и основные формы налогового менеджмента.

2. Налоговое прогнозирование и планирование.

3. Налоговое регулирование и налоговый контроль.

4. Государственный и корпоративный налоговый менеджмент.

1. Понятие, задачи и основные формы налогового менеджмента. Налоговый менеджмент – система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов в принятии решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро- и микроуровне с целью оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями и повышения эффективности решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля. Субъекты налогового менеджмента – государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятия, организации). Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций (совокупного эквивалента ценности услуг государства, фискальной, регулирующей и контрольной), а также налоговый процесс на макро- и микроуровне. Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений, определение способов сокращения рисков. У государства возникают риски недополучения запланированных налоговых доходов, а у предприятий – риски потери доходов в виде штрафных налоговых санкций в результате принятия неэффективных управленческих решений и действий.

Налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко: как процесс принятия управленческого решения и как систему управления.

Функции субъекта налогового менеджмента: организация налогового процесса, налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и мотивация, налоговый контроль. Функции объекта налогового менеджмента: совокупного эквивалента ценности общественных благ, фискальная, регулирующая и контрольная.

Задачи налогового менеджмента: обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления; эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли; оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков; обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков; минимизация налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли; достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления; внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования; повышение эффективности мер налогового регулирования и контроля.

Организационные принципы налогового менеджмента: взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансов; комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений; динамизм налогового управления; многовариантность подходов и управленческих решений; учет фактора риска при принятии решений.

В соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) необходимо выделять два звена (уровня) налогового менеджмента:

– макроуровень – государственный налоговый менеджмент;

– микроуровень – налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент.

2. Налоговое прогнозирование и планирование. Планирование является процессом разработки планов развития объектов разного уровня. Прогнозирование, в отличие от планирования, является опережающим отражением будущего. Прогнозирование – вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. Налоговое прогнозирование– обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположения о направлениях развития налоговой системы, возможных состояниях налоговых платежей в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Налоговое прогнозирование является частью бюджетного процесса, базой налогового и бюджетного планирования.

Прогноз строится на основании: 1) тщательного изучения информации о состоянии налоговой системы на данный момент; 2) определения в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых налоговых показателей; 3) нахождения в результате анализа наилучшего варианта развития налоговых отношений.

Налоговое прогнозирование ориентирует на поиск оптимистического решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе налогового прогнозирования рассматриваются различные варианты налоговой политики государства, разные концепции развития налоговой системы с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на разных уровнях.

Для составления прогнозов используютсядва подхода:генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей; при нормативно-целевом – определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата. Базой для налогового прогнозирования являются прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов на соответствующий период времени и статистическая информация по основным макроэкономическим показателям.

Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозированном периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики, по стимулированию производства и т. п. Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.




Основная задача налогового планирования и прогнозирования– экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры и соотношения налоговых начислений у налогоплательщика и бюджетных планов и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции.

Прогнозирование является первой стадией планирования. Утвержденный прогноз становится планом. Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства. Налоговое планирование– основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.Государство стремится запланировать как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов, а предприятие – наметить уже в процессе планирования пути и методы снижения налоговых обязательств. Поэтому целью государственного налогового планирования является оптимальное по объему, составу и структуре финансовое обеспечение расходных полномочий органов власти всех уровней в рамках реализации концепции государственной экономической, финансовой, социальной и налоговой политики. Целью корпоративного налогового планирования является оптимизация налоговых потоков предприятием в рамках реализации его экономической, финансовой и налоговой политики.

Виды налогового планирования:

– стратегическое – долгосрочное планирование достижения стратегических целей, т. е. планирование налоговых потоков на длительную перспективу на основе стратегических параметров налоговой политики;

тактическое (текущее или оперативное) – это планирование на уровне отдельно взятых налогоплательщиков.

Процессы налогового менеджмента:налоговое прогнозирование; стратегическое и тактическое налоговое планирование, сводное налоговое планирование (разработка концепции налоговой политики); налоговое бюджетирование, ориентированное на результат; рациональное использование полученных доходов на финансирование эффективных расходов.

Методы налогового планирования (прогнозирования): балансовый, коэффициентов, от достигнутого, нормативный, регрессивно-корреляционный, прогнозной экстраполяции с помощью трендовых моделей.

Таким образом, планирование и прогнозирование в налогообложении являются особыми элементами системы выработки и принятия решений в сфере налоговых отношений государства и налогоплательщиков. С одной стороны, прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из хозяйственных функций государства. С другой стороны, прогнозирование и планирование налоговых обязательств налогоплательщиком является элементом управления денежными потоками при выработке финансовой стратегии, обеспечивающей достижение организацией стабильного положения на рынке и финансовой устойчивости.

3. Налоговое регулирование и налоговый контроль. Налоговое регулирование – составная часть процесса управления налогами, деятельность людей по использованию регулирующих возможностей налогов, которые могут быть использованы с различной эффективностью в рамках принятых налоговых заданий и налоговой концепции. Это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения новых и корректировки действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения налогов, получивших отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени.Основная цель налогового регулирования – уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Практика налоговых взаимоотношений показывает, что на сегодняшний день среди функций налогов реально выполняется только фискальная, тогда как регулирующая слабо срабатывает на практике.

Налоговый контроль – процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в т. ч. путем применения налоговых санкций. Контроль предполагает выявление отклонений фактически достигнутых результатов за определенный период времени от запланированных, а также принятие мер, направленных на устранение выявленных отклонений. Необходимость такой функции управления связана с тем, что объект управления вследствие непредвиденных воздействий внешней среды, сбоев внутри самого объекта может отклоняться от намеченной для него линии поведения (плана). На стадии контроля одним из возможных решений может быть пересмотр первоначальных целей и задач в связи с невозможностью их реализации из-за изменившихся обстоятельств.

Основные задачи налогового контроля: правильное ведение финансовых документов; своевременное и должное заполнение регистров налоговой отчетности, деклараций, промежуточных расчетов налоговых платежей; обеспечение достоверности бухгалтерского и налогового учета.

Виды налогового контроля:

а) по направленности:

внешний (налоговые службы осуществляют контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством);

внутренний (самоконтроль) (налоговые менеджеры следят за правильностью и своевременностью выполнения налоговых обязательств предприятиями с целью минимизации санкций за налоговые правонарушения);

б) по субъектам осуществления контроля:

государственный налоговый контроль – государственное воздействие на хозяйствующие субъекты, обязывающие их правильно формировать налоговую базу и исчислять причитающиеся с ней платежи;

корпоративный налоговый контроль – систематическая деятельность налогоплательщика по организации налогового учета на предприятии, самоконтроль за правильностью налоговых расчетов, выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Принципы налогового контроля:

– соблюдение интересов государства и экономических контрагентов;

– доступность результатов налогового контроля для анализа со стороны государственных налоговых и таможенных администраций и банков;

– аналитичность и содержательность отчета по налоговому контролю для установления закономерностей потока денежных средств.

4. Государственный и корпоративный налоговый менеджмент. Государственный налоговый менеджмент– система управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ (выгод, услуг). Объектом государственного налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование. Субъектами государственного налогового менеджмента выступают органы государственной законодательной и исполнительной власти, непосредственно осуществляющие управление потенциальными и фактическими налоговыми потоками, т. е. задействованные в налоговом процессе. Целью государственного налогового менеджмента является обеспечение устойчивого налогового равновесия, долгосрочной сбалансированной реализации налогами всех своих функций (денежного эквивалента ценности общественных благ, фискальной, регулирующей и контрольной) на основе рационализации процедур и элементов налогового процесса, оптимизации входящих и исходящих налоговых потоков. Центральное место в структуре государственного налогового менеджмента отводится оптимизации налоговых потоков путем принятия эффективных управленческих решений в области налоговых доходов, налоговых расходов и использования налоговой прибыли.

Задачигосударственного налогового менеджмента:

– анализ и оценка с налоговых позиций показателей экономического роста, финансового состояния налогоплательщиков, государственных доходов и расходов;

– обеспечение оптимального равновесия совокупного налогового бремени с объемом и качеством предоставляемых общественных благ, рационализация структуры налогового бремени и государственных расходов;

– разработка налоговой концепции и приоритетов налоговой политики в фискальном, регулирующем и контрольно-фискальном направлениях, обеспечение функционального налогового равновесия;

– принятие долгосрочных, стратегических налоговых решений в области определения оптимальных параметров и структуры системы налогов, принятие решений о замене или изменении отдельных их видов и (или) элементов налогообложения отдельных налогов;

– принятие стратегических решений по выбору наиболее эффективных форм и методов налогообложения и налогового регулирования, обеспечивающих необходимый фискальный и регулирующий эффект;

– разработка по доходной и расходной части среднесрочного и текущего налогового бюджета, управление его исполнением и мониторинг;

– прочие функции, связанные с защитой от рисков налоговых поступлений, снижением налоговых недоимок, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения и т. д.

Государственный налоговый менеджмент в целом и принятие налоговых решений осуществляется в рамках установленного налогового процесса и его элементов (налоговое право, система налогообложения, налоговая система, налоговая политика, налоговый механизм).

Корпоративный налоговый менеджмент – система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне. Особенностями корпоративного налогового менеджмента являются: организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии; корпоративное налоговое планирование; корпоративное налоговое регулирование; корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Управлением налоговыми платежами на большинстве предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже встречается внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Организация и реализация корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

– более полно учесть изменения внешней среды;

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров;

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Критерием решения вопроса о необходимости организации корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровней налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений.

Читайте также: