Земельный налог в узбекистане

Опубликовано: 18.05.2024

.

    г.Ташкент, ул.А.Кадирий дом 13а (71) 244-97-16 Телефон доверия
    (71) 244-97-16 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье org@soliq.uz
Перейти на страницу

Андижанская область

Государственное налоговое управление

.

    город Андижан, улица Олтинкул, дом 1 (74) 223-95-02 Телефон доверия
    (74) 223-95-02 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье andijon@soliq.uz
Перейти на страницу

Бухарская область

Государственное налоговое управление

.

    город Бухара, улица М.Икбол, дом 14 (0-365) 221-30-13 Телефон доверия
    (0-365) 221-30-13 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье buxoro@soliq.uz
Перейти на страницу

Джизакская область

Государственное налоговое управление

.

    город Джиззак, улица Ш.Рашидова, дом 16 (0-372) 226-34-70 Телефон доверия
    (0-372) 226-34-70 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье Jizzax@soliq.uz
Перейти на страницу

Кашкадарьинская область

Государственное налоговое управление

.

    город Карши, улица Узбекистон, дом 805 (0-375) 225-08-22 Телефон доверия
    (0-375) 225-08-22 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье Qashqadaryo@soliq.uz
Перейти на страницу

Навоийская область

Государственное налоговое управление

.

    город Наваи, улица Наваи, дом 26-б (436) 223-53-71 Телефон доверия
    (436) 223-53-71 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье Navoiy@soliq.uz
Перейти на страницу

Наманганская область

Государственное налоговое управление

.

    город Наманган, улица Марғилон, дом 14 (0-369) 227-91-96 Телефон доверия
    (0-369) 227-91-96 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье Namangan@soliq.uz
Перейти на страницу

Самаркандская область

Государственное налоговое управление

.

    город Самарканд, улица Ю.Гагарина, дом 85 А (066)-234-06-16 Телефон доверия
    (066)-234-06-16 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье Samarqand@soliq.uz
Перейти на страницу

Сурхандарьинская область

Государственное налоговое управление

.

    город Термез, улица М.Каххара, дом 23 (0-376)-221-74-39 Телефон доверия
    (0-376)-221-74-39 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье Surxondaryo@soliq.uz
Перейти на страницу

Сырдарьинская область

Государственное налоговое управление

.

    город Гулистан, улица Ислом Каримов, дом 41 (67) 235-02-42 Телефон доверия
    (67) 235-02-42 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье sirdaryo@soliq.uz
Перейти на страницу

город Ташкент

Государственное налоговое управление

.

    город Ташкент, Шайхонтохурский район, улица Абая, дом 4 А (0-371) 2445486 Телефон доверия
    (0-371) 2445486 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье Toshkent@soliq.uz
Перейти на страницу

Ташкентская область

Государственное налоговое управление

.

    город Ташкент, Яккасарайский район, улица Бобура, дом 79-а +99878-150-49-56 Телефон доверия
    +99878-150-49-56 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье Toshkent_vil@soliq.uz
Перейти на страницу

Ферганская область

Государственное налоговое управление

.

    город Фергана, улица Сайилгох, дом 31 (73) 241-70-60 Телефон доверия
    (73) 241-70-60 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье fargona@soliq.uz
Перейти на страницу

Хорезмская область

Государственное налоговое управление

.

    город Ургенч, улица Ал-Хоразмий, дом 34. (0-362) 223-10-10 Телефон доверия
    (0-362) 223-10-10 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье xorazm@soliq.uz
Перейти на страницу

Респ. Каракалпакстан

Государственное налоговое управление

.

    город Нукус, улица Т.Кайпбергенов, дом 23 (0-361) 222-23-55 Телефон доверия
    (0-361) 222-23-55 Факс Расписание : 9:00 - 18:00
    Обед : 13:00 - 14:00
    Выходные: Суббота, Воскресенье Qoraqalpogiston@soliq.uz
Перейти на страницу

Межрегиональная инспекция

Государственное налоговое управление

.

Ставки земельного налога

  1. Главная страница
  2. Нормативные документы
  3. Ставки земельного налога

Конкретный размер налоговых ставок за земли несельскохозяйственного назначения для физических лиц

Название региона Базовая налоговая ставка за
1 кв.м
(в сумах)
Коэффициент, установленный народными депутатами Земельный налог за
1 кв. м
(в сумах)

Основные показатели





Обращения в налоговые органы

физических и юридических лиц, рассмотренные в 2020 года
  • Личный прием
  • Письменные обращения
  • Электронные обращения
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан

Последнее обновление: 28 январь 2021 | 20:32

Если Вы нашли ошибку на сайте выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

©2001 - 2021. Все права защищены.

При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

к Закону РУз от 09.12.2019 г. N ЗРУ-589

земельного налога с юридических и физических лиц

земельного налога за использование земельных

участков в городах и поселках

Ставки земельного налога, взимаемого с юридических лиц за 1 га, в сумах

Базовые ставки земельного налога, взимаемого с граждан за земли, предоставленные для индивидуального жилищного строительства за 1 кв. м, в сумах

Прочие малые города

Поселки и сельские населенные пункты,

являющиеся районными центрами

земельного налога, взимаемого с юридических лиц

за использование земельных участков, расположенных

в сельской местности

Ставки земельного налога за 1 га, в сумах за:

земли, отведенные юридическим лицам,

земли, занятые под рудниками и карьерами, по зонам

в населенных пунктах

вне населенных пунктов

земельного налога, взимаемого с граждан

за использование земельных участков,

расположенных в сельской местности

Ставки земельного налога за 0,01 га, в сумах за:

земли, предоставленные для ведения дехканского хозяйства

земли, предоставленные для ведения коллективного садоводства и огородничества

в населенных пунктах

вне населенных пунктов

Примечания к приложению N 9:

1. К ставкам, приведенным в таблицах 2 и 3 , в зависимости от местоположения земельных участков, применяются коэффициенты: в радиусе 20 км от города Ташкента - 1,30, в радиусе 15 км от столицы Республики Каракалпакстан и областных центров - 1,20, в радиусе 10 км от районных центров- 1,15 и в радиусе 5 км от других городов - 1,10.

Расстояние до земельных участков определяется от административных границ городов и районных центров по автомобильным дорогам. В случаях, когда земельный участок находится вблизи двух городов, принимается коэффициент, соответствующий более высокому функциональному назначению города.

2. При исчислении земельного налога, взимаемого с дехканских хозяйств, к ставкам, приведенным в таблице 3 в зависимости от качества земель, применяются коэффициенты: при бонитете почв до 40 баллов - 0,75, от 41 до 70 баллов - 1,0 и свыше 70 баллов - 1,25.

Применение коэффициентов, указанных в пунктах 1 и 2 , осуществляется на основании информации органов, осуществляющих государственную регистрацию права на земельные участки, предоставляемой соответствующим налоговым органам.

3. За земли, занятые под рудниками и карьерами, расположенными в административных границах городов и поселков, налог уплачивается с применением коэффициента 0,1 к ставкам, приведенным в таблице 1 для соответствующих зон.

4. За земельные участки, предоставленные физическим лицам для предпринимательской деятельности, налог взимается по ставкам, утвержденным для юридических лиц.

5. За земельные участки, занятые коллективными и индивидуальными гаражами, с физических лиц налог взимается по ставкам, утвержденным для земель индивидуального жилищного строительства.

6. При исчислении земельного налога, взимаемого с физических лиц, базовые ставки, приведенные в таблице 1 , применяются к земельным участкам в пределах установленных нормативов, а за земельные участки сверх установленных нормативов к базовым ставкам применяется повышающий коэффициент - 1,5.

В целях исчисления земельного налога с физических лиц применяются следующие нормативы земельных участков:

город Ташкент, город Нукус и города областного подчинения - 0,06 гектаров;

прочие населенные пункты (за исключением дехканских хозяйств) - 0,1 гектаров.

7. Земельный налог с юридических и физических лиц по нежилым помещениям в многоэтажных жилых домах исчисляется исходя из площади нежилого помещения деленной на количество этажей.

8. За земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства, земельный налог с юридических лиц уплачивается по удвоенным ставкам, если иное не предусмотрено законодательством.

Земельный налог в Республике Узбекистан

В Узбекистане приняты меры по унификации налогов, имеющих аналогичную базу обложения. Упрощен налоговый механизм сельскохозяйственных предприятий как фермерских и дехканских хозяйств. По Указу Президента Республики от 10 октября 1998 года № 2086 фермерские хозяйства с 1999 года платят единый земельный налог.
Единый земельный налог вводился взамен уплаты совокупности всех действующих общегосударственных (кроме акцизного налога на алкогольную продукцию) и местных налогов и сборов.
Применение на практике единого земельного налога, дало следующие результаты по уче¬ту налогов фермерских хозяйств:
– собрал в единое целое, все уплачиваемые в бюджет налоги и сборы;
– был упрощен механизм учета налогов и сборов, что соответственно сократил объём расходов;
– расчет налога делается один раз в начале отчетного года и не меняется в течение года (если не изменяются размеры земли);
– определенность размера уплачиваемых налогов дает возможность фермерским хозяйст¬вам конкретно планировать финансово-хозяйственную деятельность;
– стимулирует фермерские хозяйства, принуждает рационально использовать земельные участки, имеющиеся у них во владении.
Но, в то же время, единый земельный налог имеет следующие недостатки:
– очень велика дифференциация ставок налога;
– при учёте не учтены другие критерии кроме поправочного коэффициента, которые разработаны по степеням использования землей;
– порядок уплаты налогов не соответствует ведению хозяйственной деятельности со стороны субъектов, т.е. не учитывается сезонность некоторых сельскохозяйственных продуктов .
Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, имеющие в собственности, во владении или пользовании земельные участки.
Объектом налогообложения для юридических лиц являются земельные участки:
1) приобретенные в собственность в порядке, установленном законодательством;
2) предоставленные во владение для ведения сельского или лесного хозяйства;
3) предоставленные в пользование для строительства предприятий, зданий и сооружений или для иных несельскохозяйственных целей;
4) право владения и пользования которыми перешло вместе с переходом права собственности на предприятия, здания или сооружения.
Объектом налогообложения для физических лиц являются земельные участки:
1) предоставленные в пожизненное наследуемое владение для ведения личного подсобного хозяйства, как при жилом доме, так и на общественных землях;
2) предоставленные в пожизненное наследуемое владение для индивидуального жилищного строительства;
3) предоставленные для ведения коллективного садоводства, виноградарства и огородничества;
4) предоставленные в соответствии с законодательством в порядке служебного земельного надела;
5) права на владение которыми перешли вместе с жилым домом, садовым домиком по наследству, в результате дарения или приобретения;
6) приобретенные в собственность в порядке, установленном законодательством;
7) предоставленные в постоянное пользование или в аренду для ведения предпринимательской деятельности.
Базовые ставки единого земельного налога на сельскохозяйственные угодья (за 1га в суммах).

Базовые ставки единого земельного налога на сельскохозяйственные угодья (за 1га в сумах).

В случае ухудшения качества сельскохозяйственных земель (снижения бонитета), наступившего по вине собственника земельного участка, землевладельца или землепользователя, земельный налог взимается по ставкам, установленным до ухудшения качества земель.
За земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в административных границах городов и городских поселков, земельный налог взимается в двукратном размере ставок для сельскохозяйственных земель.
С физических лиц, не использующих предоставленные земли в течение двух лет, земельный налог взимается в трехкратном размере.
Юридические и физические лица, получившие в соответствии с законодательством земельные участки в аренду, вместо земельного налога уплачивают в бюджет арендную плату.
Арендная плата устанавливается по соглашению сторон, но не ниже одной и не более трех ставок, а при использовании земель для сельскохозяйственных нужд – в размере одной ставки земельного налога, установленных законодательством.
К земельным участкам, не подлежащим налогообложению, относятся земли:
1) общего пользования городов, городских поселков и сельских населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, арычная сеть, кладбища и т.п.);
2) общего пользования коллективного садоводства, виноградарства и огородничества, коллективных гаражей;
3) природоохранного назначения (государственные заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, заказники, за исключением охотничьих, памятники природы), занятые защитными лесными насаждениями;
4) историко-культурного назначения (земли историко-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археологических памятников, памятников истории и культуры);
5) водного фонда (земли, занятые реками, озерами, водохранилищами, каналами, морями, ледниками, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также полосы отвода по берегам водоемов, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для нужд водного хозяйства);
6) занятые линиями электропередач, подстанциями и общегосударственными линиями связи и сооружениями на них;
7) занятые автомобильными дорогами общего пользования, железными дорогами общей сети, путями городского электрического транспорта общего пользования и линиями метрополитена (включая земли, занятые станциями метрополитена) и сооружениями на них и т.д.
При использовании земель не по прямому назначению, льготы установленные законодательством не применяются.
От уплаты земельного налога освобождаются юридические лица:
1) некоммерческие, кроме использующих земельные участки для предпринимательской деятельности;
2) учреждения культуры, образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, независимо от подчиненности, за земельные участки, отведенные для осуществления возложенных на них задач;
3) дехканские (фермерские) хозяйства сроком на два года с момента государственной регистрации;
4)находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, Фонда “Нуроний” и Ассоциации “Чернобыльцы Узбекистана”, в общей численности которых работает не менее пятидесяти процентов инвалидов, кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью.
От уплаты земельного налога освобождаются физические лица:
1) чабаны, табунщики, механизаторы, ветеринарные врачи и техники, другие специалисты и рабочие отгонного животноводства;
2) удостоенные звания Узбекистон Кахрамони, Героя Советского
Союза, Героя Труда, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды и участники войны 1941-1945 годов;
3) военнослужащие и призванные на учебные и поверочные сборы военнообязанные, проходившие службу в составе ограниченного контингента войск, временно находившихся в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия;
4) семьи военнослужащих, призванных на действительную срочную военную службу, – на срок службы;
5) инвалиды I и II групп и д.р.
Данные льготы распространяются на физические лица, которым земельные участки предоставлены для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, в пределах норм, предусмотренных законодательством .

Что такое налог - под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный денежный платеж, взимаемый с налогоплательщика в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Какие налоги уплачивают физические лица ?

Физические лица уплачивают 3 вида налогов:

  • Подоходный налог
  • Земельный налог
  • Налог на имущество

Кто является плательщиком земельного налога?

Налогоплательщиками земельного налога являются фиические лица, которые обладают правом собственности, временного владения и пользования на сельскохозяйственные угодья и земли, подлежащие обложению земельным налогом, которыми являются земли:

  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, связи, иного назначения, включая земли оборонного назначения;
  • природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Исчисление земельного налога производится на основании площади земельного участка, указанного в правоудостоверяющем документе. Если земельный участок находится в общей собственности или пользовании нескольких лиц, земельный налог исчисляется из доли земельного участка, установленного правоудостоверяющим документом либо определенном соглашением собственников. В случае отсутствия правоудостоверяющего документа на земельный участок налоговая база определяется согласно физическим обмерам, осуществленным комиссией в составе представителей соответствующего органа налоговой службы, уполномоченного государственного органа по регистрации прав на недвижимое имущество и местного органа самоуправления.

Ставки земельного налога.

  1. Базовые ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями, сельскохозяйственными угодьями в городах и населенных пунктах, за пользование водоемами, за пользование землями, орошаемыми насосными станциями, устанавливаются в каждой районе каждой области (ст.337 Налогового кодекса КР).

Важно:

Населенные пункты

Ставки земельного налога (сом./кв.м)

1) Города Бишкек, Ош

2) Города Токмок, Кара-Балта, Джалал-Абад, Каракол, Талас, Чолпон-Ата

3) Города, не предусмотренные пунктами 1 и 2 , а также поселки, за исключением сельских населенных пунктов

4) Сельские населенные пункты

Важно: В случае если придомовой, приусадебный и/или садово-огородный земельный участок или их доля используются в предпринимательских целях, земельный налог по этим земельным участкам или их долям рассчитывается по коэффициенту коммерческого использования земельных участков (п.6 ст.339 Налогового кодекса КР).

Ставки для земель населенных пунктов с численностью населения в тыс. чел. (сом./кв.м)

Чуйская область и город Бишкек

Уплата земельного налога

Земельный налог уплачивается по месту учетной регистрации земельного участка, а в пределах города Бишкек - по месту налоговой регистрации налогоплательщика.

Срок уплаты земельного налога

Земельный налог по сельскохозяйственным угодьям уплачивается в размере 20 процентов - не позднее дня, следующего за 25 апреля, в размере 25 процентов - не позднее дня, следующего за 25 августа и в размере 55 процентов - не позднее дня, следующего за 25 ноября текущего года.

Физическими лицами - плательщиками земельного налога по придомовым, приусадебным и садово-огородным земельным участкам в городской и сельской местностях уплачивается не позднее дня, следующего за 1 сентября текущего года.

Кто освобождается от уплаты земельного налога за пользование придомовыми, приусадебными и садово-огородными участками:

  • инвалиды и участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, принимавшие участие по межгосударственным соглашениям в войне в Афганистане и в других странах, участники ликвидации аварии Чернобыльской АЭС, а также инвалиды с детства, инвалиды I и II групп;
  • члены семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей, включая детей до совершеннолетия;
  • физическое лицо, достигшее пенсионного возраста;
  • физическое лицо, имеющее 4 и более несовершеннолетних детей.

Местные кенеши имеют право предоставить полное или частичное освобождение от уплаты земельного налога по сельскохозяйственным угодьям на срок до 3 лет в случаях, когда землепользователь понес материальные убытки вследствие непреодолимой силы.

Где можно получить информацию по вопросам налогооблажения.

  • В Государственной налоговой службе Кыргызской Республики.
  • Территориальных подразделениях Государственной налоговой службы Кыргызской Республики.
  • На сайте http://www.sti.gov.kg/
  • Call-центр: 194
  • По телефонам указанным при открытии ссылки: http://www.sti.gov.kg/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B

Порядок обжалования решения органов налоговой службы

  1. Жалоба налогоплательщика на решение органов налоговой службы подается в уполномоченный налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику данного решения.
  2. Жалоба налогоплательщика подается в письменной форме.

В жалобе должны быть указаны:

  • дата подачи жалобы;
  • наименование органа налоговой службы, в который подается жалоба;
  • фамилия, имя и отчество либо полное наименование лица, подающего жалобу, его место жительства (место нахождения);
  • идентификационный налоговый номер налогоплательщика;
  • наименование органа налоговой службы, решение которого обжалуется;
  • обстоятельства, на которых налогоплательщик, подающий жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • перечень прилагаемых документов;
  • реквизиты обжалуемого решения.

В жалобе могут быть указаны и иные сведения, имеющие значение для разрешения спора.

  1. Жалоба подписывается налогоплательщиком.
  2. К жалобе прилагаются:
  • копии материалов и акта по результатам налогового контроля;
  • копия решения по ней;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования, заверенные налогоплательщиком и иными органами;
  • иные документы, имеющие отношение к делу.
  1. Решение по существу жалобы налогоплательщика должно быть направлено в течении 30 календарных дней, следующих за днем получения жалобы.

Налоговый орган принимает решение принимается об:

1) удовлетворении жалобы налогоплательщика;

2) частичном удовлетворении жалобы налогоплательщика;

3) отказе в удовлетворении жалобы налогоплательщика.

В решении по результатам рассмотрения жалобы должны быть указаны:

1) дата и место принятия решения;

2) наименование уполномоченного налогового органа, рассмотревшего жалобу;

3) фамилия и инициалы либо полное наименование налогоплательщика, адрес заявителя;

4) идентификационный налоговый номер налогоплательщика;

5) наименование органа налоговой службы, на решение которого была подана жалоба;

6) реквизиты и краткое содержание обжалуемого решения;

8) изложение мотивов и фактов, положенных в основу решения;

9) ссылки на нормы настоящего Кодекса, закона или нормативного правового акта;

10) принятое решение;

11) соответствующее поручение налоговому органу, решение которого обжаловалось.

Налогоплательщик, не согласный с решением уполномоченного налогового органа по поданной жалобе, вправе обжаловать это решение в судебном порядке по общим правилам гражданского судопроизводства с особенностями, установленными для административных дел.

Ссылки:

  1. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 17 октября 2008 года N 230
  2. Постановление Правительства КР от 2 октября 2017 года N 630 "Об утверждении размера минимального расчетного дохода в месяц на 2018 год"

Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Налогоплательщики

Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

на праве собственности;

на праве бессрочного пользования;

на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.

Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.

Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Кто же не должен платить земельный налог

Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

    физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;

физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

Кроме того, земельный налог не взимается с «законных неплательщиков» благодаря соответствующим льготам, о которых мы расскажем чуть позже в этой статье.

Объект налогообложения

Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

располагаться на территории, где введен земельный налог;

принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;

не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

Исключенные из налогообложения земельные участки

Какие же земельные участки исключены из налогообложения земельным налогом? Речь пойдет о «государственных» и «серьезных» земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:

изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);

земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

земельные участки категории лесного фонда;

земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);

земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

Налогооблагаемая база

Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.

Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

Налоговые ставки

Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

  • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

Налоговые льготы

Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

    органы уголовно-исполнительной системы;

общественные организации инвалидов;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;

резиденты особой экономической зоны;

участники свободной экономической зоны;

управляющие компании инновационного центра Сколково;

фонды инновационных научных центров.

Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).

На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

    организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;

организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

Однако здесь важно понимать, что мы говорим именно об отсрочке уплаты авансовых платежей по земельному налогу, а не об освобождении. На наш взгляд, отсрочка сама по себе не является хорошей мерой поддержки налогоплательщиков, ведь здесь речь идет о принципе «можешь не платить сейчас, но потом заплати сразу в два раза больше». Для землевладельцев такая ситуация представляется более удручающей, ведь им необходимо найти деньги на «потом» в условиях, когда фактически земля простаивает и не приносит соответствующего дохода.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

Источники
Нормативные правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
3. Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге».
4. Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»
5. Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге».
6. Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге».
7. Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге».
8. Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино».
9. Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге».
10. Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
12. Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу № А51-23181/2012
13. Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346
14. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54,
15. Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312.

[1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

[2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

[3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

[4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

[7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

[8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346

[9] Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге»

[10] Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге»

[11] Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге»

[12] Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге»

[13] Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге»

[14] Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино»

[15] Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»

Читайте также: