Безвозмездное пользование земельным участком налогообложение

Опубликовано: 11.05.2024

Вопрос: Об уплате налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога при получении в безвозмездное пользование земельных участков и находящихся на них объектов капитального строительства, предназначенных для сноса.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 22 октября 2014 г. N ГД-4-3/21881

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос по вопросу налогообложения имущества, полученного в безвозмездное срочное пользование ФГУП (далее - Предприятие), и сообщает следующее.

Как следует из запроса, в рамках подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу Предприятием от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для строительства стадиона в безвозмездное пользование будут получены земельные участки, а также объекты капитального строительства, расположенные на данных участках, для последующего их сноса и освобождения земельных участков под строительство стадионов.

По вопросу учета в составе внереализационных доходов в целях исчисления налога на прибыль организаций дохода в виде безвозмездно полученного права пользования земельными участками, а также находящимися на них объектами капитального строительства, предназначенными для последующего сноса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (включая право пользования имуществом), за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ, признаются внереализационными доходами налогоплательщика и, следовательно, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций согласно положениям статей 247 и 248 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 248 НК РФ для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом. Учитывая изложенное, для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права.

В соответствии с абзацем вторым пункта 8 статьи 250 НК РФ при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Таким образом, налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 07.03.2014 N 03-03-06/1/9966, от 30.08.2012 N 03-03-06/1/444, от 12.05.2012 N 03-03-06/1/243, от 19.04.2010 N 03-03-06/4/43.

По вопросу налогообложения налогом на имущество организаций объектов капитального строительства, планируемых к передаче Предприятию в безвозмездное пользование для последующего сноса данных объектов.

В соответствии со статьей 374 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (статья 376 НК РФ).

В соответствии со статьей 386 НК РФ налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По вопросу налогообложения земельным налогом планируемых к передаче Предприятию в безвозмездное пользование земельных участков.

В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

В связи с выделением земельного участка, предназначенного для строительства стадиона, в безвозмездное срочное пользование Предприятие не является плательщиком земельного налога.

Безвозмездное пользование землей—это особый вид права на землю, который к тому же является и бесплатным. Такое пользование землей допустимо только лишь при наличии договора, который заключается между собственником земли и лицом, которому он ее передает в безвозмездное пользование.

Безвозмездное пользование землей
Разновидности контракта

Все договоры безвозмездного пользования землёй в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в Росреестре. Так как владелец земли только лишь уступает ее иному лицу на какое-то время, то право собственности останется при нем.

Существуют всего два вида договора, основание возникновения которых подразумевает под собой безвозмездное пользование землей:
  1. Собственник земельного надела составляет договор с другим частным лицом, которое может быть, как физическим, так и юридическим.
  2. Государство выступает в роли собственника земли и уступает ее муниципалитету, либо же государственным учреждениям и органам власти. Все иные лица, имеют право лишь взять предоставленную государством землю в аренду.

Акт об безвозмездном использовании земли

Все правила, которых необходимо придерживаться при составлении договора безвозмездного использования землей изложены в ГК РФ, а именно в его 689-701 статьях. Что это такое? Этот документ подтверждает, что собственник земельного надела уступает безвозмездно ее иным лица, в роли которых могут выступать как юридические, так и физические субъекты, на определенный отрезок времени, по окончании которого субъект обязан вернуть землю в том же виде, в каковом он ее принял в свое пользование.

ВАЖНО . Договор о безвозмездном пользовании включает в себя определенные обязанности, исполнять которые при подписании документа обязуется лицо, получившее в пользование земельный надел.

Среди таких обязанностей:
  1. Вести на земле только ту деятельности, которую разрешает категория, присвоенная ей.
  2. Защищать от повреждений определенные знаки, установленные на участке— межевые и геодезические.
  3. Не вредить окружающей среде.
  4. Придерживаться правил пожарной безопасности.
  5. Придерживаться всех нормативов, относящихся к градостроительному и санитарно-гигиеническому виду.
  6. Не совершать действий, которые могу снизить плодородность земли и привести к ее загрязнению.
  7. Знать и соблюдать все законы, которые включает в себя земельное право.

Также в документе важную роль играют и две другие важные характеристики, а именно срочность и безвозмездность.

Договор об безвозмездном использовании земли обязательно должен содержать и такие сведения:
  • Номер участка, который передается в использовании на безвозмездной основе;
  • Какой вид разрешенной деятельности выдан на землю;
  • Какова площадь земельного надела;
  • Адрес участка, зарегистрированный на почте;

В том случае, если один из перечисленных пунктов не обозначен в договоре, то документ может быть признан неполноценным и его легко можно опротестовать в судебном порядке.

Пакет бумаг, нужных для оформления акта передачи участка

  • Паспорта всех лиц, принимающих участие в подписании договора, либо же удостоверяющие личность документы их законных представителей;
  • Паспорт кадастровый, выданный на участок;
  • Учредительные документы, в том случае если в подписании договора участвуют юридические лица;
  • Справка об оплате государственной пошлины, требуемой для регистрации документа;

Этап регистрации не нужен лишь для тех договоров, которые заключается менее чем на один год.

Отмена действия договора

Если лица обсудили стороны договора и его сроки действия не были указы в документе, то кто-либо из них обладает полным правом в любой момент расторгнуть договор. Чтобы это сделать, в первую очередь, необходимо поставить в известность иное лицо о том, что произошел отказ от договора и обсудить в какой срок будут прекращены все обязательства.

Также причинами прекратить действие документа может быть:
  • Пользователь не соблюдал обязательства, возложенные на него;
  • На земле применялся не тот вид разрешённого использования;
  • Пользователь уступил землю третьему лицу и не согласовал свои действия с владельцем земельного надела.
  • Пользователь земли со своей стороны может прекратить действие договора в том случае, если:
  • Возникли непредвиденные обстоятельства, которые не могли быть спровоцированы действиями пользователя;
  • Были выявлены недочеты участка из-за которых пользоваться им невозможно так, как рассчитывал пользователь;
  • Земельный надел не был предоставлен пользователю вовремя;
  • В документе не были обозначены интересы третьих персон, которые напрямую связаны с участком.

ВНИМАНИЕ . Досрочно акт бесплатного пользования землей может быть прекращен и в том случае если кто-либо из сторон умер либо же юридическое лицо было ликвидировано.

В том случае если умер владелец земельного участка, то его законные наследники вступают в право собственности и принимают решения относительно договора безвозмездного пользования. В том случае если юридическое лицо ликвидируется и у него есть правопреемник, то выполнять соглашения по договору будет именно он.

Безвозмездное срочное пользование землей - разновидность права на владение наделом, предусмотренная ЗК РФ.

С 2014 г. государством реализуются меры по развитию сельского хозяйства и увеличению занятости населения в аграрной сфере. Так, был принят ряд законов, который упрощал процедуру получения надела физическими лицами и организациями в срочное пользование или аренду.

Чтобы работать на земле, необязательно ее покупать. Можно бесплатно получить участок, заключив договор безвозмездного пользования.

Понятие безвозмездного пользования земельным участком

Безвозмездное срочное пользование землей - разновидность права на владение наделом, предусмотренная ЗК РФ. Собственник передает участок ссудополучателю со всеми документами и вещами, относящимися к нему, а тот, в свою очередь, возвращает его в срок в том же виде и состоянии.

В соглашении указывается, что может, а что не имеет права пользователь делать на участке. Если этого не оговорено, ссудодержатель распоряжается землей в соответствии с ее хозяйственным и техническим назначением.

Особенности права безвозмездного пользования таковы:

  • обязательность: условия, прописанные в договоре, должны быть соблюдены участниками, иначе к ним будут применены меры гражданско-правовой ответственности;
  • срочность: договор заключается на определенное время. Бессрочное пользование допустимо для отдельных категорий ссудодержателей;
  • безвозмездность: владелец не получает вознаграждение за передачу земли.

Безвозмездное пользование отличается от аренды тем, что:

  • собственник не получает платы за предоставление земли в чужое пользование;
  • ссудодержатель пользуется, но не владеет землей, то есть не имеет права, например, принимать меры владельческой защиты, сносить здания на участке (если это не разрешено договором).

Правовое регулирование безвозмездного пользования земельным участком

Безвозмездное срочное пользование землей регулируется нормами Гражданского и Земельного кодексов РФ, отдельными законодательными актами, принимаемыми на федеральном и местном уровнях, в частности:

  • Гл. 36 ГК РФ содержит правила безвозмездного пользования: понятие, права и обязанности сторон, ответственность за несоблюдение договора, его прекращение и пролонгация, особенности государственного регулирования этой формы владения;
  • Ст. 24 гл. 4 ЗК РФ предусматривает возможность передачи участка в безвозмездное пользование;
  • Ст. ст. 39.9, 39.10 гл. 5.1 ЗК РФ регулируют порядок безвозмездного срочного и бессрочного пользования участками, находящимися в собственности государства и муниципалитетов;
  • Ст. 42 гл. 6 ЗК РФ содержит обязанности ссудодержателей по использованию надела;
  • Федеральный закон № 171 от 23.06.2014 вносит изменения в ЗК РФ, в частности, меняет понятие «безвозмездное срочное пользование» на «безвозмездное пользование» и др.

Форма владения наделом в виде пожизненного наследуемого пользования для частных лиц предусмотрена лишь в отношении участков, приобретенных до 21.10.2001 г. Право бессрочного получения земли сейчас доступно лишь для государственных и муниципальных органов власти и учреждений.

Субъекты безвозмездного пользования земельным участком

Субъектами права безвозмездного использования наделов могут выступать государство и муниципалитеты, юридические и физические лица. На основании ст. 690 ГК РФ ссудодателем может быть только владелец земли, его представитель или уполномоченное на это лицо.

Ссудодателем может выступать государство и органы местного самоуправления, передающие землю в безвозмездное срочное пользование:

  • государственным и муниципальным органам власти, предприятиям, казенным учреждениям — на срок до года;
  • работникам предприятий транспорта, лесного и охотничьего хозяйств, бюджетных организаций в виде служебных наделов — на время действия трудового договора (на основании п. 2 ст. 24 ЗК РФ);
  • религиозным организациям — на срок до 10 лет;
  • лицам, работающим по государственному контракту, на строительство и реконструкцию построек за счет федерального бюджета и т.д.

Полный список ссудодержателей государственных наделов приведен в ст. 39.10 ЗК РФ.

Государство может отдать участок в бессрочное (пожизненное) пользование только органам власти и относящимся к ним организациям (на основании ст. 39.9 ЗК РФ).

Ссудодателем может выступать юридическое лицо, передающее право на срочное пользование наделом сотруднику в форме служебного надела по трудовому договору. При этом земледержателем не может выступать руководитель, учредитель или представитель контролирующих органов этого юридического лица (на основании ст. 690 ГК РФ).

Ссудодателем могут выступать граждане, заключившие договор безвозмездного пользования земельным участком с другим физическим или юридическим лицом.

Ссудополучателем могут быть только граждане РФ и организации, зарегистрированные и ведущие свою деятельность на территории России.

Условия передачи участка в безвозмездное пользование

Передача земельного участка в безвозмездное пользование проводится на основании договора и законодательных норм. Ссудодатель обязан предоставить надел со всем относящимися к нему документами и предметами, ссудодержатель — вернуть его в срок в том же виде и состоянии с учетом предполагаемого нормального износа.

По ст. 42 гл. 6 ЗК РФ земледержатель обязан:

  • использовать участок только по его целевому назначению;
  • сохранять все знаки геодезического и межевого делания надела;
  • не проводить действий, ухудшающих состояние окружающей среды;
  • следовать нормам пожарной, экологической и санитарной безопасности, охранять земельные, водные и лесные ресурсы;
  • проводить освоение земли в соответствии с договором;
  • не допускать ухудшения плодородия почвы;
  • не сдавать землю в аренду, если это не разрешено собственником.

Передача надела в безвозмездное пользование не исключает прав третьих лиц, например, сервитуариев.

Договор безвозмездного пользования земельным участком

Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в письменной свободной форме. Образец выложен на сайте Росреестра и в сети Интернет. В соглашении обязательно следует отразить такие детали:

1. Наименование сторон:

  • ФИО и паспортные данные участников-физических лиц;
  • полное наименование компании, адрес, ФИО уполномоченного должностного лица для организаций;
  • ФИО и данные представителя, если стороны действуют через них.

2. Информацию о наделе: кадастровый номер, площадь, целевое назначение, адрес и категорию.

3. Условия предоставления участка в безвозмездное владение.

4. Опись строений, предметов и документов, которые передаются ссудодержателю;

5. Срок действия договора: точное количество лет или период, например, длительности государственного контракта. В случае передачи государственного надела в пожизненную аренду юридическим лицом указывается бессрочный срок действия договора.

6. Ответственность сторон в случае неисполнения условий соглашений.

7. Условия прекращения действия договора и возможность его пролонгации.

Договор, заключенный на срок более года, подлежит обязательной регистрации в Росреестре.

На его официальном сайте можно найти образец типового договора на безвозмездное предоставление земли в пользование.

Передача земельного участка в безвозмездное пользование

Договор со сроком менее года необязательно регистрировать. В этом случае соискатель подает прошение о безвозмездном пользовании руководителю организации-владельца, частнику или уполномоченному государственному органу. Собственник и потенциальный ссудодержатель обговаривают все условия и особенности предоставления участка устно.

Владелец может созвать комиссию для рассмотрения дела. В случае удовлетворения просьбы составляется договор с свободной форме или по образцу из Интернета.

Для оформления соглашения сроком более 1 года следует собрать следующий пакет документов:

  • договор в 3-х экземплярах;
  • паспорта сторон, оригиналы учредительных документов для юридических лиц;
  • квитанция об уплате государственной пошлины (2000 для частников, 22000 для организаций);
  • кадастровый паспорт надела;
  • сопутствующие договору документы: акт приема-передачи строений, протокол согласования разногласий, дополнительные соглашения.

Договор безвозмездного пользования наделом может быть продлен по взаимному согласию после прекращения его действия.

Порядок пролонгации тот же: составление договора по образцу, госпошлина и регистрация.

В договоре прописывается ответственность сторон за несоблюдение обязательств. Помимо этого, есть риск случайной порчи земли и имущества. Вина за это накладывается на пользователя, в случае если:

  • надел сдавался в аренду без разрешения владельца;
  • будет доказано, что ссудодержатель знал о возможном риске и не предпринял ничего, чтобы его предотвратить;
  • участок использовался не по его целевому назначению.

Прекращение действия договора, досрочное расторжение договора безвозмездного пользования земельным участком

Если в договоре не указан срок его действия, стороны вправе расторгнуть его по своей инициативе, уведомив другого участника не менее, чем за месяц.

Досрочное расторжение по инициативе земледержателя может произойти в случае, если:

  • были обнаружены недостатки объекта или затронуты права третьих лиц, о которых владелец не уведомил до заключения договора;
  • в случае наступления не зависящих от него форс-мажорных обстоятельств;
  • ссудодатель не передал землю в установленный срок или не обеспечил условия ее беспрепятственного использования.

Основаниями для прекращения действия договора по инициативе владельца могут выступать:

  • нецелевое использование надела ссудодержателем;
  • сдача участка в субаренду третьим лицам;
  • действия пользователя, которые приводят к истощению земли или наносят вред окружающей среде.

Основания для признания договора недействительным (в случае, если он был заключен менее чем на год и не проходил регистрацию) могут быть следующие:

  • ссудодержатель — не гражданин РФ или не компания, зарегистрированная на территории России;
  • ссудодатель был не собственником земли, а осуществлял право бессрочного (пожизненного) наследуемого владения (в этом случает допустима только одна форма распоряжения наделом — передача по наследству);
  • на землю претендуют третьи лица.

Автоматическое расторжение договора происходит в случае смерти землепользователя или ликвидации организации-ссудодержателя.

Смерть или ликвидация владельца, продажа/дарение участка не служат основанием для досрочного прекращения договора. В этом случае стороной-ссудодателем будет выступать наследник или правопреемник бывшего собственника.

Причиной досрочного расторжения договора, не зависящей от обоих участников, станут стихийное бедствие или война.

Земельный налог относится к местным налогам. Уже два года действует новая глава 31 Налогового кодекса «Земельный налог», которая фактически заменила собой федеральный закон «О плате за землю». Однако исчисление этого налога до сих пор вызывает массу вопросов.

Ваши права на земельный участок
Вопросы земельного законодательства регулируются Земельным кодексом РФ (далее — ЗК РФ). Организациям позволено пользоваться землей на правах частной собственности (ст. 15 ЗК РФ). Для этого землю надо купить. Однако в настоящее время большинство фирм владеют земельными участками на условиях постоянного (бессрочного) пользования. Т.е. они не обладают правом собственности и не могут распоряжаться земельным участком. Собственник здания, строения, находящегося на государственном или муниципальном земельном участке, имеет право пользоваться им на правах собственности, постоянного пользования или аренды.
Если у вас есть здание, а земля не в частной собственности, то вы автоматически пользуетесь участком на правах бессрочного (постоянного) пользования. Так сказано в п.п. 1 и 2 ст. 271 ГК РФ. Причем не имеет значения, есть у вас документы или нет.
ПАМЯТКА: В настоящее время предоставлять земельные участки на условиях постоянного бессрочного пользования запрещено. Это сохраняется для фирм, которые получили участки до вступления в силу ЗК РФ. Однако до 1 января 2008 года организации и предприниматели должны переоформить участки, занимаемые на условиях бессрочного пользования, в собственность или в аренду (ФЗ-№ 192 от 27.12.2005 г.). О выкупе земельных участков сказано в ст. 36 ЗК РФ.

Кто платит земельный налог
Основная проблема земельного налога заключается в том, что многие организации (предприниматели), обязанные его уплачивать, не подозревают об этом. Статья 388 НК РФ признает плательщиками этого налога организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения. Не платят налог организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
ПАМЯТКА: Физические лица — это граждане РФ, индивидуальные предприниматели. Переход на упрощенную систему налогообложения или уплата единого налога на вмененный доход не освобождает от уплаты земельного налога.

Организация владеет землей на праве безвозмездного пользования. Договор с собственником заключен на срок 20 лет. Должна ли организация платить земельный налог?
Нет. В данной ситуации договор пользования заключен на определенный срок — 20 лет.
Предприятие арендует здание. Должен ли арендатор платить налог на землю, на которой оно находится?
В соответствии со ст. 652 ГК РФ по договору аренды во временное пользование передается только здание. Т.е. здание по-прежнему остается на балансе арендодателя. Он и будет продолжать платить налог за соответствующий земельный участок, если иное не указано в договоре на аренду имущества. Отношения, связанные с арендой земли, не подпадают под действие налогового законодательства, а регулируются ГК РФ. В других случаях платится земельный налог.

Очень важно! Договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Обратите внимание! Многие фирмы арендуют помещения. Некоторые инспекторы считают, что организация должна заплатить земельный налог. Арбитры не поддерживают инспекторов (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.07.05 по делу № А26-108/2005-217). Судьи заявили, что земельный налог платят собственники земли, кроме арендаторов (ст. 388 НК РФ). У арендатора помещения не возникает каких-либо прав на землю.
ПАМЯТКА: С земель, находящихся на праве пожизненного наследуемого владения, также нужно платить земельный налог. Но это касается только граждан (ст. 21 ЗК РФ).

Что является основанием для уплаты земельного налога
Право собственности на землю возникает у предприятия после его государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г.
в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ (в ред. от 18.07.06 г.) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Указанные права на земельные участки удостоверяются выдачей свидетельства о праве собственности на земельный участок.
Если организация еще не зарегистрировала свои права, то она все равно признается владельцем участка на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, которые были выданы организации до вступления в силу Закона № 122-ФЗ. Об этом сказано в письмах Минфина от 20.06.06 г. №03-06-02-04/88, от 27.10.06 № 03-06-02-04/149.
ПАМЯТКА: Налоговики руководствуются понятием «о единстве судьбы» недвижимого имущества и земельного участка под ним. Если вы владеете недвижимостью, то обязаны платить налог за тот земельный участок, на котором она находится.

Что представляет собой кадастровая оценка
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (ст. 66 ЗК РФ). Любой участок земли имеет реальную цену, которая напрямую зависит от его качества. Чем земля плодороднее, тем, соответственно, выше ее стоимость. За каждым земельным участком должен быть закреплен свой кадастровый номер. При оформлении сделки купли-продажи этот номер будет фиксироваться и в Земельном комитете, и в Регистрационной палате. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в системе государственного земельного кадастра путем внесения сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.

От чего зависит сумма налога
Сумма земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка и установленной налоговой ставки по земельному налогу. Чем выше кадастровая стоимость, тем больше сумма налога. Кадастровая стоимость определяется по данным кадастровой оценки, результаты которой утверждаются органами исполнительной власти субъектов России на основе расчетов, сделанных Федеральным агентством кадастра объекта недвижимости. Местные власти должны довести до налогоплательщика информацию о стоимости участка, либо стоит обратиться в местный орган по регулированию земельных отношений (например, в Департамент земельных ресурсов). Кадастровая стоимость определяется на конкретную дату — на 1 января года, являющегося налоговым периодом по налогу. При этом она не может для целей налогообложения изменяться в течение года, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или не было вынесено соответствующее судебное решение.

Налоговая база
Налогоплательщики (организации, предприниматели) определяют налоговую базу самостоятельно. Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. На основании ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Ставки налога
Ставки налога регламентируются законами муниципальных образований (п. 1 ст. 394 НК РФ). НК РФ устанавливает максимальные размеры налоговых ставок:
— 0,3% для сельского хозяйства и участков, занятых объектами ЖКХ;
— 1,5% для всех прочих земель.
ПАМЯТКА: Местные власти могут самостоятельно дифференцировать размер ставок в этих пределах в зависимости от категорий земель.

Индивидуальный предприниматель владеет участком, который расположен на территории двух муниципальных образований. Каким образом надо рассчитывать налог в данной ситуации?
Налоговая база по части участка, расположенной на территории каждого муниципального образования, формируется как доля кадастровой стоимости участка, пропорционально доле площади, которую он занимает на данной территории. Сумма налога тогда рассчитывается как произведение кадастровой стоимости, исчисленной для соответствующей части площади участка, и ставки, действующей на территории муниципального образования, где расположена земля. Такие разъяснения приведены в письме Минфина от 27.12.05 г. № 03-06-02-02/108. Соответственно, каждая сумма налога перечисляется в «свой» бюджет.

Обратите внимание, что в данном случае необходимо представить отдельный расчет по земельному налогу в инспекцию всех муниципальных округов, на территории которых расположен участок.

Расчет земельного налога
Расчет земельного налога в общем случае не вызывает трудностей. Чтобы рассчитать налог за налоговый период, надо налоговую базу (кадастровую стоимость на 1 января) умножить на налоговую ставку, соответствующую категории земельного участка. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, равна годовой сумме налога за минусом уплаченных авансовых платежей.
Сложнее ситуация, когда участком владеют не полный год. Тогда для расчета земельного налога необходимо знать: 1) количество месяцев отчетного периода, 2) количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода, 3) ставку налога, 4) налоговую базу (кадастровую стоимость).

Компания продала свой земельный участок. Нужно ли платить земельный налог за тот период, в котором право собственности на него было прекращено?
П. 7 ст. 396 НК РФ установлено, что если право собственности на земельный участок прекращено до 15-го числа месяца, фирма должна уплатить налог за период с 1 января до 1-го числа месяца прекращения права. Если право на земельный участок прекращено после 15-го числа месяца, то уплатить налог нужно с 1 января до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения права.

Авансовые платежи по земельному налогу
Земельный налог перечисляется посредством авансовых платежей, если это предусмотрено законодательством муниципальных образований. Размер авансов определяется отдельно за каждый квартал как одна четвертая от общей суммы налога.
Очень важно! Отчетными периодами по земельному налогу являются квартал, полугодие и девять месяцев. Но это не влияет на порядок расчета авансовых платежей. Другими словами, авансовые платежи определяются не нарастающим итогом, а отдельно за каждый квартал.

Сроки уплаты
Сроки уплаты авансовых платежей налога также устанавливают местные власти. Однако требовать уплаты налога за год раньше 1 февраля следующего года они не имеют права (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Льготы по земельному налогу
Глава 31 НК РФ предусматривает следующие виды льгот:
— в виде не облагаемой налогом суммы;
— в виде необлагаемой площади земельного участка;
— в виде освобождения от платежей;
— в виде уменьшения суммы налога.
Льготы на федеральном уровне перечислены в ст. 395 и п. 5 ст. 391 НК РФ. Кроме того, льготы могут предоставлять муниципальные образования (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщик, имеющий на них права, должен представить подтверждающие документы в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка.

В собственности индивидуального предпринимателя три земельных участка разной площади на территории одного округа, где местные органы власти предусмотрели льготу по земельному налогу в виде необлагаемой суммы. Можно ли воспользоваться льготой по каждому из участков?
Нельзя. Льготу можно применять лишь в отношении одного земельного участка. П. 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что база по налогу уменьшается на соответствующую сумму только одним налогоплательщиком в отношении участка, расположенного на территории одного муниципального образования. Таким образом, предприниматель вправе выбрать, по какому участку уменьшить налоговую базу. Если разность между налоговой базой и необлагаемой суммой получится отрицательной, то налог не платится, т.к. база «обнуляется».

ПАМЯТКА: Если организация (предприниматель) имеет несколько участков, расположенных на территории одного муниципального образования, то она может сама определить, по какому из них будет применяться льгота.

Налоговая декларация по земельному налогу
Новая форма налоговой декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 29.03.2007 г. №27н. Настоящий Приказ вступает в силу по отчетности за 2007 год по сроку не позднее 1 февраля 2008 года. Ее нужно сдать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Если у налогоплательщика на территории одного муниципального образования имеется несколько земельных участков, то подавать следует одну декларацию.
Обратите внимание! 1. Сдавать авансовые расчеты и декларацию по налогу должны не только организации, но и физические лица — индивидуальные предприниматели (в отношении тех земель (или части), которые они используют для предпринимательской деятельности).
2. Налогоплательщики — физические лица (не предприниматели) уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ), поэтому налоговую декларацию им представлять не нужно.
Очень важно! Если фирма имеет земельный участок, на котором находятся как объекты ЖКХ, так и промышленные предприятия, то земельный налог рассчитывается отдельно: по ставке до 0,3% для участка, занятого объектами ЖКХ, и по ставке до 1,5% — для остальной площади (письмо Минфина от 1.09.06 № 03-06-02-06/89). Данные для расчета нужно брать из технической документации (техпаспорта объекта, градостроительного плана земельного участка). При составлении налоговой декларации по земельному налогу следует заполнять два отдельных раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога». При этом по строке 050 указывается, соответственно, кадастровая стоимость участка, которая занята объектами жилищного фонда, и остальной площади, а по строке 220 (200) — налоговая ставка.

Подведем итоги
В заключение еще раз обращаю внимание тех, кто недавно стал землевладельцем либо только планирует приобрести земельный участок или здание, на несколько важных моментов.
1. Фирмы-владелицы недвижимого имущества (в т.ч. и земельных участков) ставятся на учет в инспекции по месту его расположения
(п. 5 ст. 83 НК РФ). Значит, рассчитывать налог необходимо по правилам, установленным в нормативном акте данной территории, а отчетность сдавать в местную ИФНС (п. 1 ст. 389, п. 3 ст. 397 НК РФ).
2. Обязанность по уплате земельного налога у покупателя земельного участка возникает с момента государственной регистрации права собственности на данное имущество. При этом продавец участка остается налогоплательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права собственности. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (письмо Минфина России от 23.09.05 №03-06-02-04/75).
3. При покупке здания, находящегося на арендованном земельном участке, покупатель фактически становится арендатором участка. Причем происходит это с момента регистрации права собственности на недвижимость и вне зависимости от того, был ли заключен в установленном порядке договор аренды между новым владельцем здания и собственником земли. Следовательно, покупатель должен вносить плату за участок земли, на котором находится приобретенное здание. Об этом Минфин России сообщал в письме от 12.09.05 №03-06-02-04/70. Обосновывая свою позицию, специалисты финансового ведомства сослались на постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.05 №11.
4. Если участок поделен между несколькими владельцами, то в правоустанавливающем документе может отсутствовать информация, необходимая для расчета налога, а именно доля, приходящаяся на собственника. В этом случае данный показатель определяется путем деления площади земельной доли, указанной в документе, на общую площадь земельного участка (письмо Минфина России от 01.09.05 №03-06-02-02/74).

Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Налогоплательщики

Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

на праве собственности;

на праве бессрочного пользования;

на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.

Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.

Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Кто же не должен платить земельный налог

Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

    физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;

физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

Кроме того, земельный налог не взимается с «законных неплательщиков» благодаря соответствующим льготам, о которых мы расскажем чуть позже в этой статье.

Объект налогообложения

Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

располагаться на территории, где введен земельный налог;

принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;

не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

Исключенные из налогообложения земельные участки

Какие же земельные участки исключены из налогообложения земельным налогом? Речь пойдет о «государственных» и «серьезных» земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:

изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);

земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

земельные участки категории лесного фонда;

земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);

земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

Налогооблагаемая база

Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.

Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

Налоговые ставки

Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

  • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

Налоговые льготы

Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

    органы уголовно-исполнительной системы;

общественные организации инвалидов;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;

резиденты особой экономической зоны;

участники свободной экономической зоны;

управляющие компании инновационного центра Сколково;

фонды инновационных научных центров.

Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).

На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

    организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;

организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

Однако здесь важно понимать, что мы говорим именно об отсрочке уплаты авансовых платежей по земельному налогу, а не об освобождении. На наш взгляд, отсрочка сама по себе не является хорошей мерой поддержки налогоплательщиков, ведь здесь речь идет о принципе «можешь не платить сейчас, но потом заплати сразу в два раза больше». Для землевладельцев такая ситуация представляется более удручающей, ведь им необходимо найти деньги на «потом» в условиях, когда фактически земля простаивает и не приносит соответствующего дохода.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

Источники
Нормативные правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
3. Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге».
4. Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»
5. Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге».
6. Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге».
7. Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге».
8. Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино».
9. Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге».
10. Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
12. Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу № А51-23181/2012
13. Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346
14. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54,
15. Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312.

[1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

[2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

[3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

[4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

[7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

[8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346

[9] Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге»

[10] Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге»

[11] Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге»

[12] Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге»

[13] Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге»

[14] Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино»

[15] Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»

Читайте также: