Налоговый механизм в общественном секторе курсовая

Опубликовано: 13.05.2024

Общественный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимо государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияния общественного сектора на проектирование рыночных процессов в России. Актуальность темы подчеркивают современные тенденции увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. В некоторое мере это связано с мировым финансовым кризисом и неспособностью частного капитала удовлетворить потребности жителей. Наблюдаемая сегодня централизация государственной власти находит свое проявление в поведении госкорпораций, монополизирующие основные сферы экономики страны. Многие инструменты экономической политики российского государства находится в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственного регулирования экономики.

Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышла на новую стадию их решения/

Данные вопросы широко представлены как в отечественной, так и зарубежной литературе. Среди отечественных авторов стоит выделить Л.И, Якобсон, А.В. Пикулькина, А.Ю. Лившица, Г.В. Атаманчук и др.

Среди зарубежных авторов рассматривающих данную проблему назовем Дж. Стиглица, С. Фишера, Э. Аткинсона и многие другие.

Целью данной работы: сформулировать основные тенденции развития общественного сектора в экономике России.

Объектом данного исследования является общественный сектор, а предметом – изменения структуры и объёма общественного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.

В соответствии с поставленной целью необходимо решения следующих задач:

1. рассмотреть подходы к определению и структуру общественного сектора

2. определить экономические функции государства

3. определить специфику регионального общественного сектора в РФ.

Поставленные цель и задачи предопределили структуру работы. В первой главе рассматривают основные теоретические положения общественного сектора, а также определяется экономические функции государства. Во второй главе определяется специфика общественного сектора в РФ, в том числе регионального общественного сектора.

1.Понятие и сущность общественного сектора экономики

1.1 Структура и механизм организации общественного сектора

Совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образуют общественный сектор хозяйства. Общественный сектор экономики – это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственный внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

Помимо названных инструментов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организации, получивших большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляют в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Общественный сектор _ это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:

1. рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации объема деятельностью;

2. производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

3. экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называются некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и доброволшьно-общественным подсекторами.

Масштабы общественного сектора характеризуются как размерами государственной собственности.

Носителями налогов являются лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя./18, стр. 11/

Исходя из определения налога, его основными признаками являются:

1) Обязательность платежа;

2) Индивидуальная безвозмездность налога;

3) Отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме;

-->ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
  • Налоговый кодекс РФ Акинин П. В. «Налоги и налогообложение»: учебное пособие, М: Эксмо, 2008 г, 496 с. Beчкaнoв Г. С. «Экономика общественного

    Налоги и их роль в развитии общественного сектора

    Другие курсовые по предмету

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего

    Тихоокеанский государственный университет

    по дисциплине: Экономика общественного сектора

    на тему: Налоги и их роль в развитии общественного сектора

    Хабаровск 2010 г.

    Общественный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимо государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

    На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияния общественного сектора на проектирование рыночных процессов в России. Актуальность темы подчеркивают современные тенденции увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. В некоторое мере это связано с мировым финансовым кризисом и неспособностью частного капитала удовлетворить потребности жителей. Наблюдаемая сегодня централизация государственной власти находит свое проявление в поведении госкорпораций, монополизирующие основные сферы экономики страны. Многие инструменты экономической политики российского государства находится в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственного регулирования экономики.

    Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышла на новую стадию их решения/

    Данные вопросы широко представлены как в отечественной, так и зарубежной литературе. Среди отечественных авторов стоит выделить Л.И, Якобсон, А.В. Пикулькина, А.Ю. Лившица, Г.В. Атаманчук и др.

    Среди зарубежных авторов рассматривающих данную проблему назовем Дж. Стиглица, С. Фишера, Э. Аткинсона и многие другие.

    Целью данной работы: сформулировать основные тенденции развития общественного сектора в экономике России.

    Объектом данного исследования является общественный сектор, а предметом изменения структуры и объёма общественного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.

    В соответствии с поставленной целью необходимо решения следующих задач:

    1. рассмотреть подходы к определению и структуру общественного сектора
    2. определить экономические функции государства
    3. определить специфику регионального общественного сектора в РФ.

    Поставленные цель и задачи предопределили структуру работы. В первой главе рассматривают основные теоретические положения общественного сектора, а также определяется экономические функции государства. Во второй главе определяется специфика общественного сектора в РФ, в том числе регионального общественного сектора.

    1.Понятие и сущность общественного сектора экономики

    1.1 Структура и механизм организации общественного сектора

    Совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образуют общественный сектор хозяйства. Общественный сектор экономики это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственный внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

    Помимо названных инструментов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организации, получивших большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляют в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

    Общественный сектор _ это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.

    Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:

    1. рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации объема деятельностью;
    2. производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
    3. экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

    В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называются некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и доброволшьно-общественным подсекторами.

    Масштабы общественного сектора характеризуются как размерами государственной собственности.

    Носителями налогов являются лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя./18, стр. 11/

    Исходя из определения налога, его основными признаками являются:

    1. Обязательность платежа;
    2. Индивидуальная безвозмездность налога;
    3. Отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме;
    4. Источник финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

    Обязательность платежа. В соответствии со статьёй 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Как правило, налогоплательщик вступает в налоговые отношения, приобретает обязанность по уплате налога не по своей воле, а в силу юридически значимых фактов его деятельности.

    Индивидуальная безвозмездность налога. Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества путём предоставления общественных благ. Общество в целом получает общественные блага за уплаченные налоги. Уплата налога отдельным плательщиком не порождает у государства встречной обязанности представлять ему какую либо услугу.

    Отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме. Налог взимается путём отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

    Источник финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Цель взимания налога финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. Этот признак налога является основным и напрямую связан с его фискальной функцией. /18, стр.7,8/

    А вот по мнению Майбурова М. А. основными признаками налога являются:

    1) императивность (обязательность);

    2) индивидуальная безвозмездность;

    4) уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства;

    5) относительная регулярность (периодичность) уплаты.

    Императивность, безвозмездность и уплату в целях финансового обеспечения деятельности государства мы уже рассмотрели. Ознакомимся с двумя оставшимися. Законность как признак отличает налоги тем, что их установление, порядок исчисления и уплаты, изменение или отм

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Экономика России

    Общественный сектор охватывает ту часть национальной экономики, за которую ответственность несет правительство. Экономисты изучают деятельность общественного сектора потому, что решения правительства оказывают влияние на жизнь людей и организаций.

    Наиболее ощутимое воздействие порождают решения, относящиеся к общественным расходам, налогам и различным правилам ведения бизнеса. От этих решений зависит благосостояние общества. Рассмотрим коротко вопросы, которыми занимается общественный сектор.

    Прежде всего, ответим на вопрос: зачем нужен общественный сектор?

    Рыночный механизм не может выполнить всех тех функций национальной экономики, которые призваны обеспечить эффективное и справедливое распределение ресурсов. Назовем основные функции, ради которых существует общественный сектор.

    1. Поддерживать конкуренцию. Ценовая система ведет к эффективному распределению ресурсов только при условии, что существует конкуренция и на рынке ресурсов, и на рынке готовых товаров. Это значит, что надо создавать максимально благоприятные условия для открытия фирмами производств, для того чтобы у фирм была полная информация о ценах и возможностях прибыльной деятельности. Для того чтобы поддерживать конкуренцию и защититься от возможной власти монополий, правительство может устанавливать специальные правила ведения бизнеса, использовать такие средства, как налоги и субсидии.

    2. Обеспечивать снабжение товарами, которое не осуществляется в нужных пропорциях частным сектором. Даже если работают рынки с совершенной конкуренцией, есть определенные виды товаров, поставка которых в удовлетворительных количествах не может гарантироваться частными фирмами. Например, если бы естественные монополии находились целиком в руках частного сектора, то нельзя было бы гарантировать снабжение населения водой, газом, электроэнергией.

    3. Решать проблемы, порождаемые внешними факторами. Частный сектор не принимает по своей инициативе достаточных мер для борьбы с такими факторами, как шум или загрязнение. Он не в полной мере учитывает вредное воздействие своих производств на других членов общества или на будущие поколения.

    4. Защищать права продавцов и покупателей. Частный сектор не занимается защитой прав продавцов и покупателей и не устанавливает соответствующих правил взаимодействия между ними.

    5. Распределять доходы и богатство. Достижение максимально достижимого уровня благосостояния общества является задачей правительства. Для решения этой задачи оно может принимать решения по справедливому распределению доходов и богатства.

    6. Способствовать достижению макроэкономических целей. Вмешательство правительства в рыночную экономику требуется и в тех случаях, когда функционирование рынка может привести к высокому уровню безработицы, к недопустимой инфляции, к нарушению платежного баланса страны.

    Главная задача правительства заключается в достижении максимального уровня общественного благосостояния. Для решения этой задачи правительство должно оказывать влияние на размещение ресурсов в разных секторах экономики и на распределение ресурсов между людьми. Рассмотрим эти две функции.

    Функция размещения. Главной целью правительства при осуществлении этой функции должно быть достижение высокой эффективности использования ресурсов. Основным инструментом для достижения этой цели является государственный бюджет. В нем определяются размеры налогов, которые должен платить частный сектор, объем государственных закупок, размер социальных выплат. Правительство несет расходы на оборону, образование, медицинское обслуживание, содержание служб обеспечения правопорядка, строительство дорог и другие общественные нужды. Оно может иметь в своем подчинении производственные организации (заводы, электростанции, транспортные системы и др.) и может закупать за счет средств государственного бюджета товары и услуги, производимые частными фирмами. Правительство выплачивает из средств государственного бюджета субсидии частному сектору и различные государственные пособия отдельным людям.

    Помимо составления бюджета, правительство устанавливает правила ведения бизнеса, которые также оказывают влияние на размещение ресурсов (законы по охране окружающей среды, антимонопольные законы и др.).

    Функция распределения. Эту функцию государство выполняет в интересах справедливости, т. е. справедливого распределения доходов и богатства в обществе. Чтобы достичь этой цели, правительство, во-первых, стремится справедливо распределить налоговое бремя. Оно устанавливает порядок, при котором налоги растут с ростом доходов. Кроме того, правительство проводит целенаправленную политику в вопросах распределения через статьи бюджета. В расходной части бюджета приоритет отдается затратам, в которых больше заинтересованы люди с низкими доходами (здравоохранение, образование и др.).

    Следует заметить, что при решении задачи справедливого распределения возникает немало проблем. С одной стороны, трудно контролировать реальные доходы людей; с другой стороны, многие считают, что доходы являются не самой справедливой базой для налогообложения.

    Размер общественного сектора. Поскольку правительство играет важную роль в смешанной экономике, возникает вопрос:каким должен быть размер общественного сектора? Существуют два подхода к ответу на этот вопрос.

    Сторонники первого исходят из того, что должно быть обеспечено максимальное общественное благосостояние. Они считают, что ресурсы должны быть так распределены между частным и общественным секторами, чтобы общество достигло наивысшего уровня полезности. Найти оптимальное распределение можно только политическими методами, поскольку нет рыночного механизма, через который народ мог бы выразить свои предпочтения по отношению к благам, предоставляемым общественным сектором. Если в результате политических процессов оптимальное соотношение между секторами найдено, то оно будет соответствовать эффективному по Парето распределению ресурсов.

    Сторонники второго подхода считают, что должно быть создано финансовое общество оптимального размера. По их мнению, объем государственного участия в экономике должен быть таким, при котором предельная общественная выгода оказывается равной тем предельным общественным издержкам, которые общество несет в форме налогов. Предельная общественная выгода может быть определена как дополнительная полезность, получаемая обществом в результате расходования правительством каждого дополнительного рубля. Можно предполагать, что в отношениях между обществом и его правительством действует закон уменьшающейся предельной полезности. Проявляется этот закон в том, что с увеличением активности правительства эффект от его деятельности снижается. В то же время социальные предельные издержки от налогообложения с ростом активности правительства возрастают. Они содержат в себе и утрату власти покупателей на рынке, и потерю стимулов работать.

    Источники долгосрочного роста общественных расходов

    Факторы спроса:

    • Рост дохода на душу населения. С развитием экономики растет доход на душу населения, улучшаются условия жизни людей. Это приводит к росту спроса на услуги, предлагаемые общественным сектором, в первую очередь, на образование и здравоохранение. Существует мнение, что спрос на эти услуги эластичен по отношению к доходам, т.е растет быстрее, чем доход на душу населения.
    • Рост населения. Совершенно очевидно, что с увеличением количества жителей растет и спрос на основные государственные услуги. Рост населения приводит, например, к появлению новых городов и, как следствие, возникает дополнительный спрос на общественный транспорт, связь, воду, канализацию и другие услуги. Рост части населения, принадлежащей к старшей возрастной группе, приводит к росту спроса на здравоохранение.
    • Ожидание обществом нерыночных товаров. В демократических странах политические деятели, которые хотят максимально долго сохранять свои посты, могут вселить в избирателей веру в то, что будут увеличиваться расходы на различные общественные программы. Избирателям обычно бывает трудно сделать выбор между разными программами (оборона, здравоохранение, образование, охрана окружающей среды и др.), поэтому авторы политических решений стараются находить наиболее привлекательные сочетания общественных затрат, с тем чтобы найти поддержку у разных групп избирателей. Эта их активность побуждает стремление увеличивать общественные расходы. Существует мнение, что народ тоже больше внимания уделяет тем благам, которые он получает от увеличения общественных расходов, чем потерям, связанным с дополнительными налогами.
    Факторы предложения:

    • Эффект относительных цен. Во многих случаях общественные затраты возрастают по той причине, что входные (затратные) цены в общественном секторе стремятся расти быстрее, чем входные цены в частном секторе. В общественном секторе стимулы торговаться при совершении покупок слабее, чем в частном секторе, поскольку покупатель тратит не те деньги, из которых формируется его заработок, а деньги, принадлежащие государству.
    • Большие затраты на труд. Новые технологии проникают в общественный сектор медленнее, чем в частный сектор. Исключение, пожалуй, представляют только отрасли, работающие в интересах обороны, исследования космического пространства, борьбы с преступностью и тушения пожаров. По этой причине в общественном секторе используется больше труда. Повышенные расходы на труд означают повышенные расходы на услуги, предлагаемые общественным сектором.

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:24, контрольная работа

    Описание работы

    Источники доходов:
    1) налоги
    2) доходы от гос.предпринимательства
    3) государственный долг и т.д.
    Налоги - главный источник государственного бюджета (от 3/4 до 4/5 всех доходов бюджета). Почему? Государство обладает законным правом принуждения, гос-во может получать доходы, ничего не производя, следовательно налог - обязательный платёж по закону в пользу государства (на регулярной основе)

    Файлы: 1 файл

    ГОТОВАЯ.docx

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    по дисциплине «Экономика общественного сектора»

    Профиль: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Студентка 25 группы

    Проверил преподаватель: Дергунова С. А.

    г.-к. Анапа 2013 год

    1. Налоговый механизм и общественный сектор

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Налоговый механизм и общественный сектор

    Место налогов в формировании бюджета

    Источники доходов:
    1) налоги
    2) доходы от гос.предпринимательства
    3) государственный долг и т.д.
    Налоги - главный источник государственного бюджета (от 3/4 до 4/5 всех доходов бюджета). Почему? Государство обладает законным правом принуждения, гос-во может получать доходы, ничего не производя, следовательно налог - обязательный платёж по закону в пользу государства (на регулярной основе)
    Госпредприятия: их доход ниже максимального потенциально достижимого, т к
    - на естественные монополии - могут быть более низкие цены
    - государство заботится о поддержании занятости (социальная поддержка трудящихся, государство не увольняет, например, шахты)
    - содержит неконкурентные предприятия; бюджетные учреждения; (часто за счет налога)
    - Государственное производство не является масштабным источником доходов
    - Часто цель госпредприятия - не максимизация прибыли, а производство общественного блага и реализация перераспределительной политики. Государственный долг: опасно, т.к. дестабилизирует общеэкономическую ситуацию.

    Виды и функции налогов.

    во-первых, фискальную как способ мобилизации финансовых ресурсов в государственный бюджет;

    во-вторых, распределительную, с помощью которой осуществляется перераспределение доходов между группами населения, территориями, сферами производства, между настоящим и будущими поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением;

    в-третьих, стимулирующую, антицикличную и антиинфляционную -с помощью дифференцированных налоговых льгот и снижения верхних (маргинальных) налоговых ставок создаются стимулы к труду и предпринимательской деятельности, а также обеспечивается экономическая заинтересованность в увеличении объемов производства, его обновлении, проведении НИОКР; налоги также выполняют роль встроенных автоматических стабилизаторов, нацеленных на увязку налоговых поступлений в связи с изменением экономической конъюнктуры;

    в-четвертых, социально- воспитательную: высокие акцизные налоги на вино-водочные изделия и табак активно воздействуют на формирование здорового образа жизни; а освобождение от налогов и предоставление налоговых льгот учреждениям социально-культурной сферы призвано способствовать увеличению культурно-образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья;

    в-пятых, контрольно-учетную, т. е. учета доходов предприятий и групп населения, объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

    Ведущее место в налоговых поступлениях занимают подоходные налоги. Разновидностью подоходного налога является налог на прибыль корпораций (корпорационный налог). Вторую группу современных налогов составляют налоги на потребление товаров и услуг, К ним относятся специальные потребительские налоги: акцизный налог (налог на вино-водочные изделия, табак, кофе, ювелирные изделия) и таможенные пошлины.

    Широкое распространение получил общий потребительский налог, который взимается один раз на стадии продажи товаров (налог на продажу, налог с оборота). Общий потребительский налог может взиматься на разных стадиях производства и реализации товаров — это так называемый налог на добавленную стоимость (НДС). Он устанавливается на стоимость, добавленную к покупаемому сырью, материалам и другим изделиям в результате производственной деятельности.

    Третью группу налогов составляют налоги на имущество и собственность. Налоги на владение имуществом дополняются налогами на передачу имущества, т. е. налогами на наследство и дары. Все сделки по передаче земельных участков, по вложениям инвестиций в частные компании облагаются так называемыми регистрационными налогами, сделки с обращением ценных бумаг, векселей, облигаций и требующие нотариального оформления, являются объектом обложения гербовым налогом.

    Четвертую группу налогов составляет множество специальных налогов целевого назначения - экологический налог, налог на собак, налог на охрану от пожаров, промысловый налог, дорожный налог и т. д. К особой группе налогов относятся налоги, взимаемые с доходов для финансирования системы социального обеспечения и социального страхования. Речь идет о социальных платежах в пенсионный фонд и фонды медицинского страхования, фонды занятости и т. д.

    Прямые и косвенные налоги: характеристика, эволюция, противоречия

    Характеристика. Все налоги м.б. сгруппированы в два вида: прямые (на доход и собственность, уплачиваются непосредственно из доходов физических и юридических лиц) и косвенные (На обращение и потребление, т.е. на ресурсы , виды деятельности, товары и услуги, перекладываются на потребителей).Прямые налоги увязываются непосредственно с характеристиками плательщика, косвенные - с той деятельностью, кот. он занимается. Пример прямых налогов - на прибыль предприятия, налоги с населения, косвенных налогов - НДС, акцизы, таможенные пошлины, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу.

    При определенных условиях прямые налоги могут превратиться в косвенные и наоборот. Например, налог на прибыль корпораций как прямой налог на монопольном рынке через цену становится косвенным, а НДС при дифференциации с учетом потребительной стоимости товаров налогоплательщиков превращается в прямой.

    Основные принципы построения налоговой системы.

    Налоги включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Налоговая система базируется на следующих основополагающих принципах:

    1.Организационная простота. Налоговая система должна быть простой и понятной, этим достигаются две цели: минимизируются издержки на содержание налоговой системы; стимулируются регулярность и добросовестность налоговых отчислений частных лиц и организаций.

    2.Гласность и открытость. Налоговая система вплотную связана с политическими процессами происходящими в стране, поэтому население должно понимать, что принесет изменение того или иного налога. (маркировка налогов).

    3.Принцип гибкости. Это способность налога адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов, происходящих в стране. Гибкость налога предполагает адекватную направленность изменений и своевременность отклика.

    4.Экономическая нейтральность - фактор, который учитывает влияние налога на сектор экономики лежащий вне общественного, т.е. вопрос о воздействии налогов на аллокацию ресурсов в сфере производства и поставки частных благ. По принципу эк. Нейтральности налоги делятся на искажающие и неискажающие. Искажающий налог - это такой налог, при введении которого экономический субъект принимает иное решение об аллокации ресурсов, чем до введения налога. Неискажающий налог такого влияния на экономику не оказывает.

    5.Равенство обязательств. Означает, что дифференциация налогов не может осуществляться на основе имущественного благосостояния гражданина. Налогом должно облагаться во-первых производство, а во вторых потребление.

    Осуществляется на основе двух принципов: принцип получаемых выгод, указывает на различие в полезности действий государства для разных видов налогоплательщиков; принцип платежеспособности, имеется в виду реальная возможность того или иного гражданина платить налоги.

    6.Эффективность налоговой системы равна отношению налоговых поступлений к налоговым затратам.

    Налоговые затраты - потенциальные потери доходной части государственного бюджета от неоправданно высоких налогов, т.е. при чрезмерном налоговом бремени совокупный выпуск может оказаться меньше оптимального (дедвейтные, необратимые потери.) В связи с данным принципом есть два подхода к реализации налоговой политики: 1.нейтралистический - низкая налоговая ставка и никаких льгот; 2.интервенционистский - высокая ставка, высокая степень дифференциации налогов (льготы, кредиты, отсрочки, освобождения).

    7.Справедливость налоговой системы. 1. справедливость по принципу равенства обязательств;2. классовая справедливость; 3. между регионами; 4.между поколениями.

    Эффективность и Справедливость в налоговой системе

    Эффективность налоговой системы выражается отношением налоговых поступлений к налоговым затратам. Она тем выше, чем больше налоговые поступления по отношению к налоговым затратам (издержки). Эффективная налоговая политика нацелена на увеличение налоговых поступлений в госбюджет и минимизацию налоговых затрат.

    В практике налогообложения принято выделять следующие группы налоговых льгот: вычеты из облагаемого налогом дохода (налоговые скидки), налоговые кредиты, отсрочки и полное или частичное освобождение от налогообложения.

    В основе практически любой системы налогообложения лежит принцип справедливости. Он базируется на необходимости равномерного распределения налогового бремени между гражданами- налогоплательщиками.

    Взаимодействие и противоречие критериев оценки налоговой системы.

    Налоговая система в идеале отражает спрос населения на общественные блага. Т.к. существуют провалы государства, необходимо оценивать эффективность налоговой системы.

    Существует пять критериев оценки налоговой системы:

    1.относительное равенство обязательств т.е. применяется в равной степени ко всем гражданам. предполагает дифференциацию: 1.по четким критериям (отражает справедливость) 2. критерии связаны с действиями индивида

    принципы равенства: 1. по горизонтали (т.е. два индивида с одинаковым доходом платят одинаковый налог). 2. по вертикали (т.е. соответствие дифференциации налоговых обязательств индивидов различиям в их положении)

    чем полнее выполняются эти принципы, тем справедливее налоговая система.

    2.экономическая нейтральность - выражает эффективность налоговой системы. более эффективными являются корректирующие (т.е. искажающие с положительным внешним эффектом) и нейтральные налоги.

    3.организационная простота - т.е. чем меньше расходы на содержание налоговой службы, на составление и отправку деклараций, на приобретение услуг консультантов и адвокатов, тем эффективнее работает налоговая система.

    4.гибкость налога - т.е. способность налоговой системы адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов. чем налог более направленный и своевременный, тем система эффективнее.

    5.контролируемость налоговой системы - чем полнее право налогоплательщиков участвовать в налоговой политике правительства (через референдумы, депутатов и т.д.), тем эффективнее система.

    Несогласованность критериев связана с конфликтом экономической эффективности и справедливости. К экономической эффективности относятся нейтральность, гибкость и организационная простота. К справедливости относятся контролируемость и относительное равенство. Например, налоговые льготы являются справедливыми, но они искажают налоговую систему, что приводит к экономической неэффективности.

    Налоговые обязательства и сферы действия налога

    Налоговые обязательства - это установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в те или иные государственные фонды. Налоговые обязательства возлагаются государством или органами местного самоуправления как на физических, так и на юридических лиц.

    Но налоговые обязательства, возлагаемые на плательщика, далеко не всегда идентичны реальному налоговому бремени, которое он вынужден нести. Причина в том, что налог модифицирует экономическое поведение индивидов и организаций.

    К сфере действия налога относятся именно индивиды, люди, хотя налоговые обязательства в значительной части ложатся на предприятия и других юридических лиц. В самом деле, речь идет о том, как в конечном счете распределяется налоговое бремя. За изменением экономического положения предприятия или организации в итоге следует положительный или отрицательный прирост благосостояния тех или иных людей, в том числе их собственников и работников.

    Расхождения между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств (кругом плательщиков) и экономической сферой действия налога обуславливаются перемещением налогового бремени. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рынка.

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:24, контрольная работа

    Описание работы

    Источники доходов:
    1) налоги
    2) доходы от гос.предпринимательства
    3) государственный долг и т.д.
    Налоги - главный источник государственного бюджета (от 3/4 до 4/5 всех доходов бюджета). Почему? Государство обладает законным правом принуждения, гос-во может получать доходы, ничего не производя, следовательно налог - обязательный платёж по закону в пользу государства (на регулярной основе)

    Файлы: 1 файл

    ГОТОВАЯ.docx

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    по дисциплине «Экономика общественного сектора»

    Профиль: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Студентка 25 группы

    Проверил преподаватель: Дергунова С. А.

    г.-к. Анапа 2013 год

    1. Налоговый механизм и общественный сектор

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Налоговый механизм и общественный сектор

    Место налогов в формировании бюджета

    Источники доходов:
    1) налоги
    2) доходы от гос.предпринимательства
    3) государственный долг и т.д.
    Налоги - главный источник государственного бюджета (от 3/4 до 4/5 всех доходов бюджета). Почему? Государство обладает законным правом принуждения, гос-во может получать доходы, ничего не производя, следовательно налог - обязательный платёж по закону в пользу государства (на регулярной основе)
    Госпредприятия: их доход ниже максимального потенциально достижимого, т к
    - на естественные монополии - могут быть более низкие цены
    - государство заботится о поддержании занятости (социальная поддержка трудящихся, государство не увольняет, например, шахты)
    - содержит неконкурентные предприятия; бюджетные учреждения; (часто за счет налога)
    - Государственное производство не является масштабным источником доходов
    - Часто цель госпредприятия - не максимизация прибыли, а производство общественного блага и реализация перераспределительной политики. Государственный долг: опасно, т.к. дестабилизирует общеэкономическую ситуацию.

    Виды и функции налогов.

    во-первых, фискальную как способ мобилизации финансовых ресурсов в государственный бюджет;

    во-вторых, распределительную, с помощью которой осуществляется перераспределение доходов между группами населения, территориями, сферами производства, между настоящим и будущими поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением;

    в-третьих, стимулирующую, антицикличную и антиинфляционную -с помощью дифференцированных налоговых льгот и снижения верхних (маргинальных) налоговых ставок создаются стимулы к труду и предпринимательской деятельности, а также обеспечивается экономическая заинтересованность в увеличении объемов производства, его обновлении, проведении НИОКР; налоги также выполняют роль встроенных автоматических стабилизаторов, нацеленных на увязку налоговых поступлений в связи с изменением экономической конъюнктуры;

    в-четвертых, социально- воспитательную: высокие акцизные налоги на вино-водочные изделия и табак активно воздействуют на формирование здорового образа жизни; а освобождение от налогов и предоставление налоговых льгот учреждениям социально-культурной сферы призвано способствовать увеличению культурно-образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья;

    в-пятых, контрольно-учетную, т. е. учета доходов предприятий и групп населения, объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

    Ведущее место в налоговых поступлениях занимают подоходные налоги. Разновидностью подоходного налога является налог на прибыль корпораций (корпорационный налог). Вторую группу современных налогов составляют налоги на потребление товаров и услуг, К ним относятся специальные потребительские налоги: акцизный налог (налог на вино-водочные изделия, табак, кофе, ювелирные изделия) и таможенные пошлины.

    Широкое распространение получил общий потребительский налог, который взимается один раз на стадии продажи товаров (налог на продажу, налог с оборота). Общий потребительский налог может взиматься на разных стадиях производства и реализации товаров — это так называемый налог на добавленную стоимость (НДС). Он устанавливается на стоимость, добавленную к покупаемому сырью, материалам и другим изделиям в результате производственной деятельности.

    Третью группу налогов составляют налоги на имущество и собственность. Налоги на владение имуществом дополняются налогами на передачу имущества, т. е. налогами на наследство и дары. Все сделки по передаче земельных участков, по вложениям инвестиций в частные компании облагаются так называемыми регистрационными налогами, сделки с обращением ценных бумаг, векселей, облигаций и требующие нотариального оформления, являются объектом обложения гербовым налогом.

    Четвертую группу налогов составляет множество специальных налогов целевого назначения - экологический налог, налог на собак, налог на охрану от пожаров, промысловый налог, дорожный налог и т. д. К особой группе налогов относятся налоги, взимаемые с доходов для финансирования системы социального обеспечения и социального страхования. Речь идет о социальных платежах в пенсионный фонд и фонды медицинского страхования, фонды занятости и т. д.

    Прямые и косвенные налоги: характеристика, эволюция, противоречия

    Характеристика. Все налоги м.б. сгруппированы в два вида: прямые (на доход и собственность, уплачиваются непосредственно из доходов физических и юридических лиц) и косвенные (На обращение и потребление, т.е. на ресурсы , виды деятельности, товары и услуги, перекладываются на потребителей).Прямые налоги увязываются непосредственно с характеристиками плательщика, косвенные - с той деятельностью, кот. он занимается. Пример прямых налогов - на прибыль предприятия, налоги с населения, косвенных налогов - НДС, акцизы, таможенные пошлины, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу.

    При определенных условиях прямые налоги могут превратиться в косвенные и наоборот. Например, налог на прибыль корпораций как прямой налог на монопольном рынке через цену становится косвенным, а НДС при дифференциации с учетом потребительной стоимости товаров налогоплательщиков превращается в прямой.

    Основные принципы построения налоговой системы.

    Налоги включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Налоговая система базируется на следующих основополагающих принципах:

    1.Организационная простота. Налоговая система должна быть простой и понятной, этим достигаются две цели: минимизируются издержки на содержание налоговой системы; стимулируются регулярность и добросовестность налоговых отчислений частных лиц и организаций.

    2.Гласность и открытость. Налоговая система вплотную связана с политическими процессами происходящими в стране, поэтому население должно понимать, что принесет изменение того или иного налога. (маркировка налогов).

    3.Принцип гибкости. Это способность налога адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов, происходящих в стране. Гибкость налога предполагает адекватную направленность изменений и своевременность отклика.

    4.Экономическая нейтральность - фактор, который учитывает влияние налога на сектор экономики лежащий вне общественного, т.е. вопрос о воздействии налогов на аллокацию ресурсов в сфере производства и поставки частных благ. По принципу эк. Нейтральности налоги делятся на искажающие и неискажающие. Искажающий налог - это такой налог, при введении которого экономический субъект принимает иное решение об аллокации ресурсов, чем до введения налога. Неискажающий налог такого влияния на экономику не оказывает.

    5.Равенство обязательств. Означает, что дифференциация налогов не может осуществляться на основе имущественного благосостояния гражданина. Налогом должно облагаться во-первых производство, а во вторых потребление.

    Осуществляется на основе двух принципов: принцип получаемых выгод, указывает на различие в полезности действий государства для разных видов налогоплательщиков; принцип платежеспособности, имеется в виду реальная возможность того или иного гражданина платить налоги.

    6.Эффективность налоговой системы равна отношению налоговых поступлений к налоговым затратам.

    Налоговые затраты - потенциальные потери доходной части государственного бюджета от неоправданно высоких налогов, т.е. при чрезмерном налоговом бремени совокупный выпуск может оказаться меньше оптимального (дедвейтные, необратимые потери.) В связи с данным принципом есть два подхода к реализации налоговой политики: 1.нейтралистический - низкая налоговая ставка и никаких льгот; 2.интервенционистский - высокая ставка, высокая степень дифференциации налогов (льготы, кредиты, отсрочки, освобождения).

    7.Справедливость налоговой системы. 1. справедливость по принципу равенства обязательств;2. классовая справедливость; 3. между регионами; 4.между поколениями.

    Эффективность и Справедливость в налоговой системе

    Эффективность налоговой системы выражается отношением налоговых поступлений к налоговым затратам. Она тем выше, чем больше налоговые поступления по отношению к налоговым затратам (издержки). Эффективная налоговая политика нацелена на увеличение налоговых поступлений в госбюджет и минимизацию налоговых затрат.

    В практике налогообложения принято выделять следующие группы налоговых льгот: вычеты из облагаемого налогом дохода (налоговые скидки), налоговые кредиты, отсрочки и полное или частичное освобождение от налогообложения.

    В основе практически любой системы налогообложения лежит принцип справедливости. Он базируется на необходимости равномерного распределения налогового бремени между гражданами- налогоплательщиками.

    Взаимодействие и противоречие критериев оценки налоговой системы.

    Налоговая система в идеале отражает спрос населения на общественные блага. Т.к. существуют провалы государства, необходимо оценивать эффективность налоговой системы.

    Существует пять критериев оценки налоговой системы:

    1.относительное равенство обязательств т.е. применяется в равной степени ко всем гражданам. предполагает дифференциацию: 1.по четким критериям (отражает справедливость) 2. критерии связаны с действиями индивида

    принципы равенства: 1. по горизонтали (т.е. два индивида с одинаковым доходом платят одинаковый налог). 2. по вертикали (т.е. соответствие дифференциации налоговых обязательств индивидов различиям в их положении)

    чем полнее выполняются эти принципы, тем справедливее налоговая система.

    2.экономическая нейтральность - выражает эффективность налоговой системы. более эффективными являются корректирующие (т.е. искажающие с положительным внешним эффектом) и нейтральные налоги.

    3.организационная простота - т.е. чем меньше расходы на содержание налоговой службы, на составление и отправку деклараций, на приобретение услуг консультантов и адвокатов, тем эффективнее работает налоговая система.

    4.гибкость налога - т.е. способность налоговой системы адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов. чем налог более направленный и своевременный, тем система эффективнее.

    5.контролируемость налоговой системы - чем полнее право налогоплательщиков участвовать в налоговой политике правительства (через референдумы, депутатов и т.д.), тем эффективнее система.

    Несогласованность критериев связана с конфликтом экономической эффективности и справедливости. К экономической эффективности относятся нейтральность, гибкость и организационная простота. К справедливости относятся контролируемость и относительное равенство. Например, налоговые льготы являются справедливыми, но они искажают налоговую систему, что приводит к экономической неэффективности.

    Налоговые обязательства и сферы действия налога

    Налоговые обязательства - это установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в те или иные государственные фонды. Налоговые обязательства возлагаются государством или органами местного самоуправления как на физических, так и на юридических лиц.

    Но налоговые обязательства, возлагаемые на плательщика, далеко не всегда идентичны реальному налоговому бремени, которое он вынужден нести. Причина в том, что налог модифицирует экономическое поведение индивидов и организаций.

    К сфере действия налога относятся именно индивиды, люди, хотя налоговые обязательства в значительной части ложатся на предприятия и других юридических лиц. В самом деле, речь идет о том, как в конечном счете распределяется налоговое бремя. За изменением экономического положения предприятия или организации в итоге следует положительный или отрицательный прирост благосостояния тех или иных людей, в том числе их собственников и работников.

    Расхождения между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств (кругом плательщиков) и экономической сферой действия налога обуславливаются перемещением налогового бремени. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рынка.

    Читайте также: