Налоговый кредит в налоговом кодексе 2009

Опубликовано: 12.05.2024

Внимание! Это архивная редакция статьи.

Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • 1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • 2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • 3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
  • 4) выполнение организацией государственного оборонного заказа.

2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

  • 1) по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
  • 2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 - 4 пункта 1 настоящей статьи, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

3. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

4. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

5. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьёй 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

6. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту её учёта в пятидневный срок со дня заключения договора.

7. Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Беседу провела Н.В. Горшенина, заместитель главного редактора

Долгожданные поправки в Налоговый кодекс направлены на улучшение положения малого бизнеса с точки зрения налогообложения. В Кодексе появились новые нормы, позволяющие учесть при расчете налога на прибыль некоторые расходы. Кроме того, часть выплат в пользу сотрудников получила освобождение от НДФЛ и ЕСН.

Здравствуйте, Михаил Юрьевич! Согласно пункту 1 статьи 259 Налогового кодекса (в редакции 2009 г.) фирма вправе переходить с нелинейного метода амортизации на линейный не чаще одного раза в 5 лет. Можно ли поменять способ начисления амортизации лишь по отдельным группам имущества, или это возможно лишь в отношении всего имущества сразу (Подробно об изменениях в порядке амортизации имущества читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 9, 2008)?

Налогоплательщики вправе выбрать один из 2 методов начисления амортизации – линейный или нелинейный метод(1). Выбранный способ закрепляется в учетной политике и применяется ко всем объектам. То есть нельзя по выбору налогоплательщика одни группы имущества амортизировать по линейному методу, другие – по нелинейному. Единственный случай, когда законодатель допускает одновременное использование 2 вариантов, – это когда налогоплательщик, избрав нелинейный метод, обязан будет амортизировать имущество длительного срока полезного использования с помощью линейного метода(2). Поэтому налогоплательщик, пожелавший перейти на нелинейный метод амортизации, должен понимать, что он по-прежнему будет использовать линейный метод в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую – десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов, а вернуться на линейный способ амортизации по остальному имуществу он сможет только через 5 лет.

Изменился порядок амортизации имущества при ликвидации и реорганизации фирмы. С 2009 года амортизацию прекращают начислять с месяца, который следует за месяцем ликвидации или реорганизации фирмы. Какие последствия это может иметь для реорганизуемых и ликвидируемых фирм?

Принципиальным отличием новой редакции пункта 5 статьи 259 Налогового кодекса от прежнего пункта 6 той же статьи является то, что раньше при расчете амортизации в случае реорганизации или ликвидации в расчет не принимались те месяцы, в которых проходила ликвидация или реорганизация. Иными словами, если слияние организаций произошло 15 сентября, то, по действующей редакции, у «старой» компании амортизация будет начислена до 31 августа(3), а у «новой» начнется с 1 октября(4). То есть в течение сентября никто не будет начислять амортизацию. Новая редакция эту проблему решает: теперь «старая» организация станет амортизировать имущество до 30 сентября(5), а «новая» – с 1 октября. Также и ликвидируемая фирма будет учитывать амортизацию, включая месяц ликвидации. То есть если компания ликвидирована 15 сентября, то весь сентябрь будет учтен при исчислении амортизации.

Каким образом в 2009 году амортизировать дорогостоящие автомобили, которые были введены в эксплуатацию до 2009 года и в отношении которых ранее использовался коэффициент амортизации 0,5?

В новой редакции статьи 259 Налогового кодекса отсутствует понижающий коэффициент, ранее предусмотренный пунктом 9 названной статьи. Следовательно, с 1 января 2009 года легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы, имеющие первоначальную стоимость соответственно более 600 000 и 800 000 рублей, будут амортизироваться по основным нормам в зависимости от амортизационных групп. На мой взгляд, с 1 января 2009 года нормы амортизации должны будут применяться к остаточной стоимости этих дорогостоящих автомобилей и автобусов, которая сформировалась по состоянию на 1 января 2009 года с учетом понижающего коэффициента.

Согласно новой редакции Налогового кодекса повышен до 20 000 рублей лимит для списания в расходы недорогих нематериальных активов. Данная норма будет действовать с 2009 года или возможно ее распространение на правоотношения, возникшие в 2008 году?

Поправки, внесенные в подпункт 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, повысившие до 20 000 рублей стоимость исключительных прав для ЭВМ, затраты на которые единовременно списываются в прочие расходы, призваны были лишь устранить внутреннее противоречие Кодекса. Дело в том, что, повысив в прошлом году стоимостной барьер понятия «амортизируемое имущество» до 20 000 рублей, законодатель забыл внести корреспондирующую поправку в статью 264 Налогового кодекса, в которой по-прежнему провозглашалось право единовременного списания стоимости только тех программ, которые не превышали 10 000 рублей. На мой взгляд, даже с учетом этого несоответствия с 2008 года нематериальные активы стоимостью менее 20 000 рублей могли включаться в прочие расходы, поскольку не относились к категории амортизируемого имущества. В этой связи новые поправки в статью 264 Налогового кодекса кардинально ничего не изменили. Нематериальные активы стоимостью менее 20 000 рублей могут и в 2008 году единовременно списываться в расходы как прочие расходы.

Затраты на обучение персонала можно учесть при расчете налога на прибыль, если работник согласно заключенному с ним договору обязуется отработать в организации в течение года. Между тем согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 264 Налогового кодекса (в редакции 2009 г.), если трудовой договор с сотрудником будет прекращен до окончания года, в состав внереализационных доходов фирма должна включить стоимость оплаты обучения работника. В данном случае в доходах учитывают всю стоимость обучения или часть, рассчитанную пропорционально отработанным месяцам?

Новая редакция пункта 3 статьи 264 Налогового кодекса несколько по-новому сформулировала условия включения в расходы организации затраты на обучение. Основное отличие новой редакции от действующей заключается в том, что в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, с 2009 года можно будет включать затраты на обучение (профессиональную подготовку и переподготовку) не только своих работников, но и лиц, которые еще не заключили трудовых договоров с организацией-налогоплательщиком. Прежде всего следует отметить, что договор, который заключается с физическим лицом, регулируется не трудовым, а гражданским законодательством. Указанный договор должен предусматривать обязанность физического лица заключить трудовой договор с организацией-налогоплательщиком в течение 3 месяцев, а также содержать обязанность физического лица отработать у налогоплательщика не менее одного года. Отсутствие названных 2 условий в тексте договора лишит налогоплательщика права включать в расходы затраты на обучение лиц, не являющихся работниками. Однако не только лишь «обещание» сторон заключить трудовой договор в будущем является условием применения права на включение данных затрат в состав расходов, но и фактическое исполнение ранее закрепленных обязанностей сторон является неотъемлемым условием применения данного пункта.

Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 264
3. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены налогоплательщиком, в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет.

Фирма может признать в налоговых расходах суммы компенсации процентов по жилищным кредитам и займам, выплаченных работникам. Вот только источником их может быть банк, сторонняя некредитная организация и работодатель. В любом из этих случаев компенсацию процентов можно учесть при расчете налога на прибыль?

Статья 255 Налогового кодекса, определяющая состав расходов на оплату труда, учитываемых при исчислении налога, дополнена новым пунктом 24.1. Согласно этой норме для целей налогообложения учитываются расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и строительство жилого помещения. Законодатель не определяет, кто должен выдать займ или кредит для того, чтобы можно было воспользоваться данным правом. В этой связи определение круга лиц, которые могут выдавать такие займы и кредиты, предусматривается гражданским законодательством.

Гражданский кодекс Российской Федерации
Статья 807
1. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Трехпроцентный лимит рассчитывается от всей суммы расходов компании на оплату труда, которая определяется по правилам статьи 255 Налогового кодекса (за исключением сумм самой компенсации)? Если ответ на этот вопрос положительный, то как определить не облагаемую НДФЛ сумму в отношении конкретного работника (Подробнее об изменениях по НДФЛ и ЕСН читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 9, 2008)?

Трехпроцентный лимит рассчитывают с суммы, которая определяется по отношению ко всему фонду оплаты труда организации-налогоплательщика, а не расходов на выплату конкретному физическому лицу, которому компенсируются затраты по уплате процентов. Эта же сумма компенсации не облагается налогом на доходы физического лица и единым социальным налогом.
Согласно новому пункту 40 статьи 217 Налогового кодекса суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, не признаются налогооблагаемым доходом физического лица. Следует отметить, что данное правило законодатель сформулировал не очень удачно. Дело в том, что сумма расходов на оплату процентов, которая может учитываться по налогу на прибыль, определяется по отношению ко всему фонду оплаты труда по всей организации, а право на невключение этой компенсации в состав налогооблагаемого дохода у физических лиц должно быть индивидуализировано. Теоретически может получиться так, что работодатель компенсирует нескольким сотрудникам расходы на оплату процентов, но с учетом предусмотренных статьей 255 Налогового кодекса ограничений для целей налогообложения прибыли учитывает только половину этой суммы. В этом случае суммарный необлагаемый доход физических лиц будет определяться также в виде половины выплаченной суммы.
Как распределить этот необлагаемый доход между всеми получившими компенсацию работниками? По всей видимости, этот вопрос может решить сам работодатель: он может у каждого сотрудника не облагать налогом лишь половину выплаченной суммы расходов на оплату процентов, а с остальной части компенсации будет удерживать налог на доходы либо право на неудержание налога предоставит только части своих сотрудников. Но ведь право обозначить в своей налоговой декларации необлагаемый доход имеет и каждое физическое лицо. Как физическому лицу, подающему налоговую декларацию, воспользоваться своим правом, предусмотренным пунктом 40 статьи 217 Налогового кодекса? Аналогичная проблема возникает и при налогообложении этих компенсационных выплат единым социальным налогом.
Согласно новому подпункту 17 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса не облагаются ЕСН суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Опять вопрос о распределении суммарной льготы между всеми работниками остается нерешенным, в то время как выплаты в пользу физического лица, являющиеся объектом налогообложения, должны быть индивидуализированы. Представляется, что данная неясность законодательства должна быть устранена в ходе доработки Налогового кодекса, а до этого времени Минфин России мог бы предложить свою версию трактовки этой нормы.

Что понимать под «жилым помещением» для целей статей 217, 238, 255 Налогового кодекса?Это квартира, комната, дача и зависит ли это от места проживания сотрудника и его семьи?

Льготируемые суммы компенсаций на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) имеют целевой характер: займ (кредит) должен быть связан с приобретением и строительством жилого помещения. Налоговый кодекс не определяет, что такое жилое помещение. В этой связи целесообразно использовать определение, содержащееся в Жилищном кодексе. В соответствии со статьей 15 Кодекса жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым регламентируется положением(6). Что касается вопроса, должен ли работник, которому выдается такая компенсация (или члены его семьи), проживать в жилом помещении, на приобретение (строительство) которого получен займ (кредит), то следует обратить внимание, что Налоговый кодекс не увязывает применение данных норм с местом фактического проживания работника или членов его семьи. То есть займ (кредит) может быть выдан и на приобретение жилья, в котором работник и члены его семьи вообще к моменту применения льготы не живут и не собираются жить.

Каким образом подтвердить целевой характер кредита (Учету процентов по кредитам посвящены статьи в «Актуальной бухгалтерии» № 10, 2008 )? Какие документы необходимо потребовать от сотрудника?

Статья 814 Гражданского кодекса допускает целевой характер займа. Очевидно, что для определения целевой направленности выданного займа договор должен быть заключен в письменной форме. При этом согласно части 1 статьи 814 Кодекса, если договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем), заемщик обязан обеспечить возможность осуществления заимодавцем контроля за целевым использованием суммы займа. Договор кредита на основании статей 819 и 814 Гражданского кодекса также может иметь целевой характер, что должно найти отражение в самом тексте договора. Освобождение компенсаций на расходы по оплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и строительство жилого помещения может быть предоставлено только в том случае, если в самом договоре займа (кредита) будет указано, что этот займ (кредит) выдан для приобретения (строительства) жилого помещения.

Согласно подпункту 48.8 статьи 270 Налогового кодекса (2009) не учитывают в составе налоговых расходов суммы вознаграждений и иных выплат в пользу членов совета директоров. А как быть с суммами, которые выплачены этим лицам на основании трудовых договоров? Кстати, мнение Минфина России и арбитражная практика расходятся в этом вопросе.

На мой взгляд, новый пункт 48.8 статьи 270 Налогового кодекса формулирует специальную норму, касающуюся учета выплат в пользу членов совета директоров для целей налогообложения. Эта норма не соответствует общим положениям учета для целей налогообложения расходов на оплату труда, предусмотренным статьей 255 Налогового кодекса. Однако, как мне кажется, новая норма будет иметь приоритетное значение по отношению к статье 255 Налогового кодекса как специальная норма по отношению к общей. То есть законодатель, по сути, сформулировал исключение из общей нормы, касающееся расходов на оплату труда.

Суточные по командировкам теперь можно учесть при расчете налога на прибыль в любом размере или организации все же придется утверждать свои нормы?

Законодатель теперь не определяет каких-либо границ для учета суточных для целей налогообложения. Согласно статье 168 Трудового кодекса размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, предусматриваются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Таким образом, условием для включения суточных в состав расходов должно стать прежде всего указание в приказе о направлении сотрудника в командировку на конкретный размер суточных по конкретной командировке, а также определение размера суточных расходов в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации, например в приказе директора.
Что касается ЕСН, то налогообложение данным налогом суточных не изменилось. При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ(7). Согласно статье 168 Трудового кодекса размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. То есть выплата суточных не будет облагаться ЕСН в том случае, если их размер не превышает размер, определенный коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Следует также обратить внимание, что даже после снятия ограничений для включения суточных в состав расходов излишне завышать размер суточных нецелесообразно. По-прежнему суточные будут облагаться налогом на доходы физических лиц. Не включаются в налогооблагаемый доход физического лица суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке(8).

*1) . п. 1 ст. 259 НК РФ
*2) . п. 3 ст. 259 НК РФ
*3) . подп. 1 п. 6 ст. 259 НК РФ
*4) . подп. 2 п. 6 ст. 259 НК РФ
*5) . подп.1 п. 5 ст. 259 НК РФ
*6) . утв. пост. Правительства РФ от 28.01.2006 № 47
*7) . подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ
*8) . п. 3 ст. 217 НК РФ

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 23 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; N 49, ст. 4554; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, N 19, ст. 1749; N 21, ст. 1958; N 28, ст. 2874, 2879, 2886; 2004, N 27, ст. 2711, 2715; N 31, ст. 3231; N 34, ст. 3518, 3522, 3527; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 29, 30, 38; N 24, ст. 2312; N 27, ст. 2710, 2717; N 30, ст. 3101, 3104, 3128, 3129, 3130; N 52, ст. 5581; 2006, N 10, ст. 1065; N 23, ст. 2382; N 30, ст. 3295; N 31, ст. 3436, 3443, 3452; N 50, ст. 5279, 5286; 2007, N 1, ст. 20; N 13, ст. 1465;N 21, ст. 2462; N 23, ст. 2691; N 31, ст. 4013; N 45, ст. 5416, 5417, 5432; N 49, ст. 6045; N 50, ст. 6237; 2008, N 18, ст. 1942; N 26, ст. 3022; N 30, ст. 3577, 3614; N 48, ст. 5519; N 49, ст. 5723; 2009, N 1, ст. 13; N 18, ст. 2147; N 23, ст. 2772, 2775; N 29, ст. 3598, 3639; N 30, ст. 3739; N 39, ст. 4534; N 45, ст. 5271; N 48, ст. 5726, 5731, 5733; Российская газета, 2009, 22 декабря) следующие изменения:

1) пункт 9 статьи 165 дополнить абзацем следующего содержания:

"Предусмотренный настоящим пунктом срок представления документов (их копий), указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, исчисляемый с даты помещения товаров под таможенные режимы, увеличивается на 90 календарных дней в случае, если товары помещены соответственно под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 марта 2010 года включительно.";

2) пункт 9 статьи 167 дополнить абзацем следующего содержания:

"Предусмотренный настоящим пунктом момент определения налоговой базы, связанный со сроком представления документов, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 165 настоящего Кодекса, увеличивается на 90 календарных дней в случае, если товары помещены соответственно под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 марта 2010 года включительно.";

3) в пункте 8 статьи 217:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"8) суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых:";

б) в абзацах четвертом и пятом слова "(в денежной и натуральной формах)" исключить;

в) дополнить абзацем следующего содержания:

"Положения настоящего пункта применяются также к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме;";

4) в пункте 4 статьи 218 слова "заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и" исключить;

5) в абзаце первом пункта 2 статьи 219 слова "на основании письменного заявления налогоплательщика" исключить;

а) в абзаце первом подпункта 1 пункта 1 слова "При продаже жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков и земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества." исключить;

б) в абзаце первом пункта 2 слова "на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им" заменить словами "при подаче налогоплательщиком";

7) пункт 3 статьи 221 изложить в следующей редакции:

"3) налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах:

В целях настоящей статьи к расходам налогоплательщика относятся также суммы налогов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах для видов деятельности, указанных в настоящей статье (за исключением налога на доходы физических лиц), начисленные либо уплаченные им за налоговый период.

При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.

Налогоплательщики, указанные в настоящей статье, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту.

При отсутствии налогового агента профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, указанным в настоящей статье, при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода.

К указанным расходам налогоплательщика относится также государственная пошлина, которая уплачена в связи с его профессиональной деятельностью.";

8) в пункте 4 статьи 229:

а) слова "за исключением доходов, указанных в пункте 8 1 статьи 217 настоящего Кодекса" заменить словами "если иное не предусмотрено настоящим пунктом";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса.";

9) в пункте 3 статьи 284:

а) в абзаце первом подпункта 1 слова ", и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей" исключить;

б) в подпункте 3:

в абзаце третьем слова ", а также сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующего права" исключить;

в абзаце четвертом слова ", а также сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующих прав" исключить;

10) подпункт 4 пункта 2 статьи 358 после слова "организаций" дополнить словами "и индивидуальных предпринимателей".

Внести в статью 1 Федерального закона от 19 июля 2009 года N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3639) следующие изменения:

1) подпункт "б" пункта 2 изложить в следующей редакции:

"б) дополнить пунктом 17 1 следующего содержания:

"17 1 ) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Положения настоящего пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи ценных бумаг, а также на доходы от продажи имущества, непосредственно используемого индивидуальными предпринимателями в предпринимательской деятельности;";";

2) подпункт "б" пункта 5 изложить в следующей редакции:

"б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";";

3) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7) абзац второй пункта 2 статьи 230 изложить в следующей редакции:

"Указанные сведения налоговыми агентами представляются в налоговые органы по месту их учета на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций.";".

Признать утратившими силу:

1) статью 27 3 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3341; 2008, N 48, ст. 5519);

2) абзац шестой статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5519).

1. Приостановить действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 22, ст. 2026; 2005, N 24, ст. 2312; 2006, N 31, ст. 3436) c 1 января по 30 июня 2010 года включительно в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года.

2. В период приостановления в соответствии с частью 1 настоящей статьи действия абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации установить, что при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения пункта 3 статьи 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 января 2011 года и распространяются на правоотношения по налогообложению налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 год и последующие периоды.

3. Положения абзаца шестого пункта 9 статьи 165 и абзаца четвертого пункта 9 статьи 167 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 года, и применяются до 1 января 2011 года.

4. Положения пунктов 8 и 17 1 статьи 217, подпункта 1 пункта 1 статьи 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции статей 1 и 2 настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

5. Положения подпункта 4 пункта 2 статьи 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 января 2010 года.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

2. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

3. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Положения настоящего абзаца применяются, если иное не предусмотрено договором об инвестиционном налоговом кредите, заключенным по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Комментируемая статья вводит в налоговые правоотношения понятие инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой разновидность отсроченных налоговых платежей, воплощая одну из форм изменения срока уплаты налога.

Как отметил ФАС Уральского округа в Постановлении от 02.03.2006 N Ф09-1077/06-С7, инвестиционный налоговый кредит является не только одной из форм изменения срока уплаты налога, но одновременно одной из форм бюджетного кредитования. Суть данного кредита состоит в том, что в течение некоторого времени сумма налога уменьшается на величину инвестиций. Решение о его предоставлении принимается до срока исполнения налогового обязательства.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, по региональным (налогу на имущество, налогу на игорный бизнес, транспортному налогу) и местным налогам (земельному налогу) на срок от одного года до пяти лет.

Фактически налогоплательщик, которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, в течение определенного срока уменьшает платежи по налогу, а потом поэтапно выплачивает сумму кредита и проценты по нему.

Уменьшение производится за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная учреждением в результате всех уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

В письме Минфина России от 21.01.2013 N 03-02-07/1-13 разъяснено, что органами, уполномоченными по принятию решений об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в форме инвестиционного налогового кредита, являются органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа, утвержденного Приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ (зарегистрирован в Минюсте России 27.10.2010 N 18836), решения об изменении сроков уплаты местных налогов в форме инвестиционного налогового кредита принимаются управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку НК РФ, иными федеральными законами и указанным Порядком не предусмотрен порядок предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, и региональным налогам управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации или другим налоговым органом, указанные налоговые органы не могут принимать соответствующие решения.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 5, 6.1, 52, 53, 66, 388-391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности оспоренного ненормативного акта.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался пунктом 3 статьи 66 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того.

земельного налога, начиная с даты, на которую кадастровая стоимость спорного земельного участка признана равной ее рыночной стоимости, суды руководствовались положениями статей 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и указали.

1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, или осуществление мероприятия или мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

6) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

1) по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этих подпунктах целей;

2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 - 4 пункта 1 настоящей статьи, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;

3) по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

4. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

5. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

При отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в предоставлении инвестиционного налогового кредита по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, в пределах суммы расходов этого лица на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на срок, указанный в обращении заинтересованного лица, с учетом ограничений, установленных статьей 66 настоящего Кодекса.

6. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения платежей по соответствующему налогу, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита в срок, не превышающий срок, на который в соответствии с договором предоставляется инвестиционный налоговый кредит, порядок и срок погашения начисленных процентов, указание на способ обеспечения обязательств, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Если инвестиционный налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

7. Законами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации) и по региональным налогам, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Читайте также: