Роль таможенных пошлин в россии в современных условиях

Опубликовано: 19.09.2024

Одной из целей таможенного регулирования внешнеторговой деятельности, а также контроля за перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза является в первую очередь получение Россией доходов от импорта и экспорта, процент которых является существенным в государственном бюджете страны.

Такое получение денежных средств реализуется посредством взимания налогов, таможенных пошлин, сборов и иных платежей, то есть посредством взимания таможенных платежей. [14]

В настоящее время объемы таможенных поступлений в доходную часть Федерального бюджета значительно снизились. Важным в этой связи становится необходимость пересмотра современной системы контроля за уплатой таможенных платежей, учета за их поступлением в бюджет страны, а также создание мер по предотвращению уклонения от их уплаты. В этих условия рассмотрение вопросов, связанных с ролью таможенных платежей в системе доходной части Федерального бюджета РФ, представляется весьма актуальным. [12]

Учет таможенных платежей имеет особую актуальность в обеспечении экономической безопасности страны для современных преобразований в России. Во многом это объясняется остротой позиций бюджетной политики в стране, и в частности, проблемой пополнения доходной части федерального бюджета. В связи с этим своевременность и полнота таможенных платежей и сборов, как одна из составляющих таможенной деятельности государства приобретает совершенно иную значимость в части построения эффективной системы обеспечения экономической безопасности страны. [9, c.233]

Проще говоря, в случае неуплаты таможенных пошлин экономика государства будет ослабевать, будет недостаток средств для развития и инноваций. Существует необходимость совершенствования бюджетной и фискальной политики России дабы снизить вероятность неуплаты таможенных пошлин, тем самым обеспечив еще большую безопасность для экономики, и в целом – для государства.

Активное использование института таможенных платежей повышает их значимость для государства и позволяет им выполнять основные функции. Центральной и особо значимой из них является фискальная функция, которая заключается во взимании сумм таможенных платежей, за счет которых осуществляется пополнение бюджетной системы государства. Совершенствование фискальной функции основывается на повышении эффективности проведения контроля и надзора за соблюдением таможенного и налогового законодательства Российской Федерации, а также контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты пошлин, налогов и сборов с применением современных информационных технологий, и безусловным исполнением закона о федеральном бюджете в части доходов, администрируемых таможенными органами. [12]

Особо хочется отметить правильность исчисления таможенных пошлин, которая может быть обеспечены лишь в том случае, если сотрудники таможенных органов будут максимально компетентны и профессионально настроены. Это огромная ответственность, поэтому следует понимать, что «безалаберных» людей, которые не осознают всю серьезность работы в области таможенного дела, государство должно «отсеивать», следить за тем, чтобы такие люди не попадали на службу в таможенные органы. Отбор рабочих кадров это еще один вопрос совершенствования таможенной политики.

Как считает автор, при поступлении на государственную таможенную службу потенциальный работник должен в первую очередь проверятся на успеваемость в учебном заведении, которое он окончил. Это может «рассказать» о личностных качествах человека.

Сейчас во многих странах роль фискальной функции понизила свою значимость, но в России в условиях кризиса сбор таможенных платежей только возрастает. Но в 2015 г. сумма таможенных платежей снизилась в силу нескольких факторов. Например, высокие тарифы на грузоперевозки, нерешенная ситуация с книжками МДП, введение российской системы взимания платы с грузовиков с массой более 12 тонн – «Платон». Нельзя оставить без внимания динамику курса рубля и цен на нефть. Тем не менее в России в условиях финансово-экономического кризиса роль фискального инструмента повышается, собираемость таможенных пошлин возрастает. [13]

Хочется обратить внимание на введение критикуемой многими людьми системы «Платон». В данном случае мы видим, что этот фактор сыграл негативную роль для экономики государства. Так же мы видим, что существующие проблемы играют роль «ступора» для государства и негативно сказываются на его экономике. Поэтому решение существующих проблем – тоже первостепенный вопрос.

Несмотря на уменьшение в последнее время объёма администрируемых Федеральной таможенной службой сумм платежей, их количество в общем доходе федерального бюджета государства составляет около 50%, это положительный факт, поскольку происходит наполнение бюджета, что позволяет решать социально-экономические задачи. [12]

Стоит задаться вопросом: к чему приведет решение социально-экономических задач? Во-первых, уровень жизни населения возрастет. Во-вторых, вследствие возрастания уровня жизни повысятся заработные платы, что приведет к увеличению рабочей мотивации у населения, а это, в свою очередь, означает положительный рост экономики страны. Таким образом, можно сказать, что таможенные пошлины тоже играют достаточно важную роль в улучшении уровня жизни и экономики страны.

Конечно, помимо всего прочего, существует масса других факторов. Например, как говорилось выше, есть необходимость модернизировать законодательство, чтобы снизить вероятность совершения преступлений. По мнению автора, это первоочередный шаг на пути к улучшению жизни в стране.

Стоит пояснить, почему автор считает, что улучшение уровня жизни связано с экономикой. Дело в том, что задача государства – обеспечить гражданам достойную жизнь без каких-либо острых нужд. Если у граждан есть достаточное количество денег, то это говорит лишь о том, что государство смогло выполнить свою задачу, а так же о том, что экономика в стране на высоком уровне. К этому стремятся все развивающиеся страны, в том числе и Россия.

По итогам 2016 года ввозные таможенные пошлины составили 489,8 млрд. рублей (в 2015 году – 484,2 млрд. рублей); вывозные таможенные пошлины – 2 054,1 млрд. рублей (в 2015 году – 2 780,4 млрд. рублей); таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами, – 5,6 млрд. рублей (в 2015 году – 8,8 млрд. рублей). Общее снижение поступлений обусловлено снижением на 26,1% поступлений вывозной таможенной пошлины. [13]

Это говорит о том, что уровень экспорта в стране снизился.

Диаграмма 1 - Структура доходов федерального бюджета за I полугодие 2015 - 2017 годов [6]


(доля в общем объеме доходов в %)

По этой диаграмме мы можем увидеть, что таможенные пошлины наряду с НДС, НДПИ – привносят значительную часть средств в бюджет страны.

Однако, Россия продолжает продавать сырье за рубеж, которое является основным источником экспорта страны. [13] Об этом свидетельствует таблица 1.

Таблица 1 - Фактическое исполнение доходов федерального бюджета

за I полугодие 2015 - 2017 годов (цифры представлены в млн рублей) [6]

Наименование I полугодие 2015 года I полугодие 2016 года I полугодие 2017 года
Вывозные таможенные пошлины 1 353 209,7 851 902,7 951 474,3
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую 705 814,8 415 918,4 487 820,9
Вывозные таможенные пошлины на газ природный 258 875,3 261 772,4 272 487,5
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 388 519,6 174 211,9 191 165,9

Как мы видим, в целом общий объем вывозных таможенных пошлин в период за 2015-2017 год снизился. Ситуация имеет положительный аспект лишь в отношении вывозных пошлин на природный газ, поставки которого за границу не снизились, а напротив, возросли. По мнению автора, экспорт нефти и нефтепродуктов за этот период снизился из-за экономических санкций в адрес РФ. Так же причиной мог послужить тот факт, что курс рубля снизился, опять же, благодаря всё тем же санкциям, преимущественно со стороны США.

Из вышесказанного следует, что таможенные пошлины играют достаточно важную роль для экономики Российской Федерации, т.к. благодаря ним восполняется львиная доля федерального бюджета.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 229 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Предварительное информирование таможенных органов (Афонин П.Н., Хрунова А.Л.) // Экономические отношения. № 1 / 2017

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].

Подробнее об авторе:

Интенция внедрения профессиональных стандартов (Слободской А.Л., Гриднева М.А. и др.) // Экономика труда. № 3 / 2018

Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения России насчитывает более 1000 лет. Издревле на Руси с продаваемых предметов взимались пошлины.

* «Тамга» - наложение на товар клейма, печати, разрешающих дальнейший провоз и продажу данного товара.

На протяжении всей истории России вопросам таможенного налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу. Существовавшая в СССР многие годы государственная монополия внешней торговли сменилась общепризнанными в мировой практике экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), основная роль в котором принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь базирующемуся на применении таможенных налогов и сборов.

Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую.

Таможенные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные поступления, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при ввозе или вывозе товаров и транспортных средств на/с таможенной территории РФ.

В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по части взимания таможенных налогов и сборов. Перечень таможенных платежей установлен Таможенным кодексом РФ. В экономической литературе принято условное деление таможенных налогов и сборов на две группы: основные и факультативные [12, с. 347]. К основным таможенным платежам относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы за таможенное оформление, а к факультативным – таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; платежи, взимаемые по единым ставкам, и др.

Следует отметить, что понятие «таможенные платежи» значительно уже, чем «платежи, предусмотренные таможенным законодательством», которые помимо таможенных включают такие обязательные платежи, осуществляемые в сфере ВЭД, как средства от реализации конфискатов, проценты за предоставление отсрочки или рассрочки таможенных платежей и др. Классификация таможенных платежей, предусмотренных таможенным законодательством, приведена на рис. 11.1. Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на налоги – НДС, таможенная пошлина, акциз, и обязательные платежи неналогового характера – различные таможенные сборы, платы и др.

Классификация таможенных платежей, предусмотренных в законопроекте нового Таможенного кодекса РФ, в зависимости от их налоговой природы приведена на рис.

С 2000 г. все средства от взимания таможенных платежей поступают в федеральный бюджет*. В настоящее время в России таможенные доходы составляют от 25 до 40 % доходов федерального бюджета. В федеральном бюджете на 2000 г. учтены таможенные платежи в следующих размерах: НДС – 102 617,8 млн руб., акцизы на товары ввозимые – 3831,6 млн руб., ввозные таможенные пошлины – 87 488,0 млн руб., вывозные таможенные пошлины – 84 495,2 млн руб. Таким образом, основным источником таможенных доходов являются таможенные пошлины, о роли которых в формировании доходной части федерального бюджета за период 1995-2000 гг. позволяют судить данные, приведенные в табл. 11.1.

* В соответствии с Федеральным законом от 31.12.99 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» был упразднен Фонд развития таможенной системы, в который до 2000 г. поступали таможенные платежи неналогового характера.

Таким образом, в современной России таможенные платежи представляют особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление, которые имеют существенное значение с фискальной точки зрения. Общепризнанным классическим инструментом налогового регулирования ВЭД является таможенная пошлина, более подробному изучению которой посвящены следующие параграфы главы.


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 08.05.2016 2016-05-08

Статья просмотрена: 9926 раз

Библиографическое описание:

Лохманова, Е. А. Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности / Е. А. Лохманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.1 (114.1). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29408/ (дата обращения: 20.05.2021).

Таможенные пошлины, в настоящее время занимают ведущее место в регулировании импорта и экспорта товаров, путем балансирования потоков иностранной продукции на отечественные рынки.

Таможенные пошлины, наряду с таможенными сборами, НДС и акцизом относятся к таможенным платежам и подразделяются на ввозную таможенную пошлину и вывозную таможенную пошлину. Ввозная пошлина взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). Вывозная таможенная пошлина взимается при вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС, при этом ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в соответствии с национальным законодательством.

Таможенная пошлина — обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию ЕАЭС или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза [4, с. 121].

Таможенные пошлины выступают основой таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), так как реализуют его главные цели.

Таможенные пошлины выполняют защитную, фискальную и регулирующую функции:

 защитная функция предполагает защиту отечественных производителей, и внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

 фискальная функция реализуется с целью пополнения доходной части бюджета, путем взимания таможенных платежей;

 регулирующая функция предполагает поддержание соответствующего соотношения уровня цен на импортную и отечественную продукцию на внутреннем рынке страны импортера [5, с. 3].

При этом фискальная и регулирующая функция таможенных пошлин относится как к ввозной, так и к вывозной таможенной пошлине, а защитная функция применяется только в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.

Таможенные пошлины классифицируются по многим признакам: по целям взимания; по объектам обложения; в зависимости от способа исчисления; по характеру происхождения; по стране происхождения; особые таможенные пошлины.

В зависимости от целей взимания выделяют: фискальные (применяется для пополнения бюджета страны) и протекционистские пошлины (защита отечественного производителя и внутреннего рынка страны).

По объектам обложения выделяют импортную (в фискальных целях или в целях стимулирования экспорта; целесообразно устанавливать высокие пошлины на ввозимые в страну предметы роскоши, на готовую продукцию, которая не влияет на развитие отечественного производства, а также на акцизные товары), экспортную (применяется для выравнивания низкой внутренней цены относительно цены на внешнем рынке; в России данная мера применяется в основном к сырьевым товарам (нефть). Применять экспортные пошлины необходимо, если отечественный товар пользуется высоким спросом на импортных рынках, а также, если расширение экспорта нецелесообразно, вследствие падения мировых цен, вызванным избыточным предложением товаров на рынке [6, с.126]) и транзитную таможенную пошлину (применяется в редких случаях, взимается за провоз иностранных товаров по территории страны; в мировой практике применяются таможенные сборы за таможенное сопровождение).

В зависимости от способа исчисления выделяют следующие ставки таможенных пошлин:

 адвалорные — пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Так, по адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие [3, с. 60];

 специфические — это обязательный платеж, который начисляется в установленной форме за единицу облагаемого товара. По специфическим ставкам чаще всего облагаются готовые изделия. Своеобразной чертой данного вида сборов является зависимость уровня таможенной защиты с помощью специфических пошлин от колебания цен на товары;

 комбинированные — особая форма взимания пошлины, которая сочетает адвалорный и специфический вид обложения. При этом таможенная пошлина взимается по той ставке, величина которой оказывается больше. Данный вид ставок является наиболее гибким, так как учитывает и стоимость товара, и его физические характеристики.

По характеру происхождения выделяют автономные пошлины и конвенционные (договорные) пошлины.

Автономные пошлины устанавливаются страной без применения двухсторонних или многосторонних договоров. Исходя из этого, их размеры зачастую бывают очень высокими и подлежат обсуждению между странами-партнерами, таким образом, образуются конвенционные пошлины. Они являются более выгодными для контрагентов, так как их величина не может изменяться в одностороннем порядке.

Размер таможенной пошлины зависит от страны происхождения товаров. В зависимости от данного критерия выделяют:

 базовые — таможенные пошлины содержатся в Едином таможенном тарифе ЕАЭС и являются общими для применения;

 преференциальные, предоставляемые отдельным странам или группам стран. Они могут быть снижены на 100 % — в отношении наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, или на 25 % — в отношении развивающихся стран.

Также выделяют третью группу стран, в отношении которых устанавливается режим наибольшего благоприятствования. Режим наибольшего благоприятствования предусматривает представление таможенных льгот, а также преимуществ в отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагается производство, обработка и обращение импортируемых товаров.

Тарифные преференции устанавливаются в отношении конкретных товаров. В перечень преференциальных товаров входят преимущественно сельскохозяйственные товары, а также товары низкой степени переработки (сырье и полуфабрикаты). Абсолютное большинство тарифных преференций на импорт из развивающихся стран предоставляется в отношении мяса и пищевых мясных субпродуктов, овощей и корнеплодов, фруктов и орехов. Основными преференциальными товарами, импортируемыми из наименее развитых стран, являются злаки, рыба и морепродукты, табак [2, с. 6]. А вот импорт мяса и мясных продуктов с точки зрения защиты потребителя от ввоза низкокачественных товаров не достаточно полно урегулирован действующим комплексом таможенных мер. Это обусловлено тем, что ставки ввозных таможенных пошлин слабо дифференцированы с учетом качества мясных товаров [1].

Элементом таможенно-тарифного регулирования являются особые пошлины: специальные защитные; антидемпинговые; компенсационные. Данные меры применяются к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации и стран — участниц ЕАЭС. Они носят временный характер, так как используются как ответная мера в целях борьбы с недобросовестной конкуренцией зарубежных партнеров.

Таким образом, таможенная пошлина является основным инструментом таможенно-тарифного регулирования. В зависимости от классификации таможенных пошлин повышаются или снижаются их значения, что непосредственно отражается на регулировании ВЭД. Именно поэтому, для защиты отечественного рынка, для выполнения фискальной и других функций важно правильное выделение вида таможенной пошлины в каждом конкретном случае ее применения.

  1. Воротынцева Т. М., Новиков В. Е. Меры таможенно-тарифного регулирования ввоза мясных товаров и пути их совершенствования: Монография / Т. М. Воротынцева, В. Е. Новиков; Российская таможенная академия. М., 2012. 110 с.
  2. Кадочников П. А. О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 6. С. 3–10.
  3. Остроумов Н. В. Правовой статус таможенно-тарифного регулирования // Юридическая наука. 2012. № 1. С. 58–61.
  4. Пансков В. Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России: учебно-методическое пособие / В. Г. Пансков, В. В. Федоткин. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. 236 c.
  5. Савинова Е. А. Статистический анализ объёмов и структуры таможенных платежей в РФ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 27. С. 1–6.
  6. Селюков М. В. К вопросу о таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности государства / М. В. Селюков, М. Артамонова, Т. Буровникова // Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права: сборник научных трудов по материалам 7 Международной научно-практической конференции 12.12.2014 г. Саратов, 2014. С.126–129.

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть систему таможенных пошлин в Российской Федерации и проанализировать влияние таможенных пошлин на экономику России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить общие понятия, используемые при обложении таможенными пошлинами;
- рассмотреть сущность и роль таможенных пошлин;
- охарактеризовать механизм воздействия таможенных пошлин на экономику.
Объектом исследования является таможенное дело в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие понятия, используемые при обложении
таможенными пошлинами…………………………………………………….6
Таможенное дело в РФ……………….…………………………………. 6
Таможенные платежи и их виды……………………. …………………..9
Ставки таможенных пошлин. Особые виды пошлин.
Таможенный тариф …………………………………………………………..14
Глава 2. Влияние таможенных пошлин на экономику ………….………. 11
2.1 Функции и роль таможенных пошлин…………………………………..11
2.2 Воздействие таможенных пошлин на внешнюю торговлю……………15
Глава 3. Влияние таможенных пошлин на экономику России
(на примере таможенного регулирования автомобильной промышленности)……………………………………………………………3
Заключение……………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

Глава 1. Общие понятия, используемые при обложении

    1. Таможенное дело в РФ……………….…………………………………. 6
    2. Таможенные платежи и их виды……………………. …………………..9
    3. Ставки таможенных пошлин. Особые виды пошлин.

Глава 2. Влияние таможенных пошлин на экономику ………….………. 11

2.1 Функции и роль таможенных пошлин…………………… ……………..11

2.2 Воздействие таможенных пошлин на внешнюю торговлю……………15

Глава 3. Влияние таможенных пошлин на экономику России

(на примере таможенного регулирования автомобильной промышленности)……………………………………… ……………………3

Список использованной литературы………………………………………..33

Введение

Тема моей курсовой работы «Таможенные пошлины в России и их влияние на развитие экономики». Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей. В курсовой работе для более полного освещения темы будут рассмотрены общие понятия, используемые при обложении таможенными пошлинами, а также механизм влияния таможенных пошлин на экономику России, в том числе и на внешнюю торговлю.

Наиболее распространенными средствами регулирования внешней торговли служат таможенные платежи, целями использования которых является получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения и дать общую характеристику таможенных пошлин.

Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. В силу этого, таможенные тарифы являются одним из важных инструментов регулирования внешней торговли, который позволяет осуществить с его помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. Одновременно, таможенный тариф выполняет и другие функции. Например, таможенная пошлина является во многих странах важным источником поступлений средств в государственный бюджет. Таможенные тарифы также широко используются для облегчения доступа иностранных товаров на иностранные рынки. Для этого заинтересованные страны проводят переговоры о сопоставимом снижении ставок своих таможенных тарифов по товарам, представляющим интерес для взаимной торговли.

Цель курсовой работы - рассмотреть систему таможенных пошлин в Российской Федерации и проанализировать влияние таможенных пошлин на экономику России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить общие понятия, используемые при обложении таможенными пошлинами;

- рассмотреть сущность и роль таможенных пошлин;

- охарактеризовать механизм воздействия таможенных пошлин на экономику.

Объектом исследования является таможенное дело в РФ.

Предметом исследования непосредственно являются таможенные пошлины и их влияние на экономику РФ.

Методологической основой работы стали таможенное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы таможенного и налогового права; монографии, учебные пособия и публикации по истории и настоящей практике таможен ного дела.

Читайте также: