Налоговые доходы республиканского бюджета кыргызской республики

Опубликовано: 14.05.2024

Документ полезен? 0 m n 0

В целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с Законом Кыргызской Республики "О внесении изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики" от 17 августа 2020 года N 132, руководствуясь статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", Правительство Кыргызской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики "О мерах по реализации требований статей 98, 242, 255, 257, 258, 280, 281, 287 и 295 Налогового кодекса Кыргызской Республики и статьи 11 Закона Кыргызской Республики "О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики" от 30 декабря 2008 года N 735 следующие изменения:

1) абзац третий пункта 1 изложить в следующей редакции:

"- Положение о порядке и условиях возврата налога на добавленную стоимость в соответствии с международными обязательствами Кыргызской Республики;";

2) Положение о порядке возврата налога на добавленную стоимость дипломатическим представительствам, консульским учреждениям иностранных государств и приравненным к ним представительствам международных организаций, аккредитованным в Кыргызской Республике, а также их сотрудникам, включая членов их семей, утвержденное вышеуказанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

Положение
о порядке и условиях возврата налога
на добавленную стоимость в соответствии
с международными обязательствами Кыргызской Республики

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 281 Налогового кодекса Кыргызской Республики и регулирует условия и порядок возврата налога на добавленную стоимость (далее – НДС) дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям или их представительствам, осуществляющим свою деятельность в Кыргызской Республике, иным организациям, а также их аккредитованным сотрудникам, включая проживающих вместе с ними членов их семей, в соответствии с международными обязательствами Кыргызской Республики.

2. Термины и определения, используемые в настоящем Положении:

1) "для официального использования" – непосредственная деятельность дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств, а также иных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Кыргызской Республики на основании вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика;

2) аккредитационные карточки категорий "D", "C" и "T" – дипломатическая карточка "D", консульская карточка "С", техническая карточка "Т", выданные уполномоченным органом в сфере иностранных дел в соответствии с Положением о порядке аккредитации сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, а также представительств международных организаций и иных приравненных к ним представительств, осуществляющих деятельность на территории Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики "О вопросах аккредитации сотрудников представительств иностранных государств, сотрудников представительств международных организаций и регистрации дипломатических номерных знаков" от 23 сентября 2015 года N 659.

Иные термины и определения, используемые в настоящем Положении, применяются в том значении, в каком они используются в налоговом законодательстве, и регулируются вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Глава 2. Порядок формирования Перечня
дипломатических представительств и консульских
учреждений иностранных государств,
международных организаций или их представительств,
иных организаций, имеющих право на возврат НДС
в соответствии с международными
обязательствами Кыргызской Республики

3. В случае если вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, предусмотрен возврат или освобождение от НДС, то поставка товаров, работ и услуг подлежат обложению НДС, с последующим его возвратом:

1) для официального использования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств, международными организациями или их представительствами, осуществляющими свою деятельность в Кыргызской Республике, а также иными организациями, которым предоставляются привилегии и иммунитеты;

2) для личного пользования аккредитованными сотрудниками, включая проживающих вместе с ними членов их семей, дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств, осуществляющих свою деятельность в Кыргызской Республике, а также иных организаций, которым предоставляются привилегии и иммунитеты.

4. Условия, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 3 настоящего Положения в отношении дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Кыргызской Республике, а также их сотрудников, включая проживающих вместе с ними членов их семей, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами, реализуются Кыргызской Республикой с учетом принципов взаимности и паритетной основы.

5. Уполномоченный орган в сфере иностранных дел ежегодно, до 15 декабря, направляет в уполномоченный государственный орган по проведению налоговой и таможенной политики списки:

1) дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Кыргызской Республике, которым предусмотрен возврат НДС с учетом принципов взаимности и паритетной основы (с ограничениями или без ограничений);

2) международных организаций или их представительств, а также иных организаций, сотрудники и члены семей которых проходят аккредитацию в уполномоченном органе в сфере иностранных дел.

Ограничения по возврату НДС, применяемые иностранными государствами в отношении дипломатических представительств и консульских учреждений Кыргызской Республики, а также их сотрудников, включая проживающих вместе с ними членов их семей, определяются уполномоченным органом в сфере иностранных дел по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

6. Уполномоченный государственный орган по проведению налоговой и таможенной политики ежегодно, по состоянию на 1 января, формирует:

1) перечень дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Кыргызской Республике, которые имеют право на возврат НДС (с ограничениями или без ограничений) (далее – Перечень 1);

2) перечень международных организаций или их представительств, а также иных организаций осуществляющих свою деятельность в Кыргызской Республике, которые имеют право на возврат НДС в соответствии с международными договорами (с указанием права на возврат НДС сотрудникам) (далее – Перечень 2).

7. Уполномоченный государственный орган по проведению налоговой и таможенной политики направляет перечни 1 и 2 в уполномоченный налоговый орган до 15 января текущего года.

8. Уполномоченный налоговый орган направляет перечни 1 и 2 в налоговые органы, в течение пяти рабочих дней со дня их поступления от уполномоченного государственного органа по проведению налоговой и таможенной политики.

9. Дополнение или исключение дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств, а также иных организаций из перечней в течение года осуществляет уполномоченный государственный орган по проведению налоговой и таможенной политики согласно информации, поступающей от уполномоченного органа в сфере иностранных дел.

Уполномоченный государственный орган по проведению налоговой и таможенной политики в течение 10 (десять) рабочих дней со дня поступления соответствующей информации от уполномоченного органа в сфере иностранных дел направляет уполномоченному налоговому органу информацию о дополнении или исключении из перечней 1 и 2.

10. Дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации или их представительства, иные организации, включенные в перечни 1 и 2, в целях возврата НДС проходят учетную регистрацию в налоговом органе по месту их нахождения (юридического адреса) в соответствии со статьей 98 Налогового кодекса Кыргызской Республики. Учетная регистрация сотрудников представительств в налоговых органах не производится.

11. Дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств, международные организации или их представительства, иные организации при прекращении деятельности обязаны подать заявление о снятии с учетной регистрации за 40 (сорок) дней до прекращения деятельности.

12. Дипломатические представительства, консульские учреждения международные организаций или их представительства, иные организации, а также их сотрудники, включая проживающих вместе с ними членов их семей, имеющие аккредитационные карточки категорий "D", "С" и "T", представляют в налоговый орган по месту учетной регистрации заявление, заверенное подписью и печатью главы представительства (организации) и расчет суммы НДС, подлежащего возврату из бюджета по товарам (работам и услугам), приобретенным дипломатическим представительством, консульским учреждением, международной организацией или их представительством и иной организацией в Кыргызской Республике (далее – расчет), за каждый месяц в отдельности, с приложением копий документов, подтверждающих приобретение и оплату товаров (работ и услуг), по следующим формам:

1) "Расчет налога на добавленную стоимость, подлежащего возврату из бюджета, по товарам (работам, услугам), приобретенным дипломатическим представительством, консульским учреждением, международной организацией или их представительством, иной организацией в Кыргызской Республике" (FORM STI-068) (приложение 2 к настоящему Положению);

2) приложение к расчету "Реестр счетов-фактур по товарам (работам, услугам), приобретенным дипломатическим представительством, консульским учреждением, международной организацией или их представительством, иной организацией и сотрудниками представительства в Кыргызской Республике" (FORM STI-069) (приложение 3 к настоящему Положению).

Порядок заполнения расчета осуществляется в соответствии с приложением 4 к настоящему Положению.

13. В качестве подтверждающих документов к расчету прилагаются копии, заверенные печатью и подписью главы представительства (организации), включающие:

1) договор или акт на поставку товаров (работ и услуг);

3) платежное поручение;

4) кассовый чек и счет-фактуру, при осуществлении оплаты за товары (работы, услуги) за наличный расчет;

5) аккредитационные карты категорий "D", "С" и "Т".

14. В случаях действия договора на поставку товаров (работ и услуг) в течение года и более, заверенная копия договора предоставляется ежегодно, один раз в начале календарного года.

15. В расчет принимаются документы об оплате за товары (работы, услуги), по которым не истек трехмесячный срок после их оплаты.

16. Возврат суммы НДС не производится по товарам (работам и услугам):

1) поставленным (выполненным, оказанным) хозяйствующим субъектом, который не зарегистрирован в налоговом органе в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;

2) приобретенным сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, международных организаций и их представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, не для личного пользования.

17. Возврат НДС не производится сотрудникам, включая проживающих вместе с ними членов их семей, дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств, а также иных организаций являющихся гражданами Кыргызской Республики.

18. При прекращении деятельности дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств, а также иных организаций, или выезде члена дипломатической миссии в связи с окончанием срока пребывания в Кыргызской Республике, заявление о возврате сумм НДС подается за 40 (сорок) дней до отъезда.

19. Возврат НДС на счета дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций и их представительств, иных организаций осуществляется в национальной валюте Кыргызской Республики. При оплате товаров и услуг в иностранной валюте пересчет в национальную валюту Кыргызской Республики производится по курсу Национального банка Кыргызской Республики на день совершения операции с валютой.

20. Налоговый орган по месту учетной регистрации заявителя в 30-дневный срок со дня поступления заявления рассматривает расчет и приложенные к нему подтверждающие документы, результаты которого должны быть оформлены в виде справки.

Справка подписывается должностным лицом налогового органа, проводившим рассмотрение документов, начальником соответствующего отдела, начальником налогового органа.

По результатам рассмотрения налоговый орган принимает решение:

1) о возврате, при соответствии требованиям настоящего Положения;

2) об отказе в возврате, при несоответствии требованиям настоящего Положения.

В случае неполного соответствия предоставленных документов, предусмотренных настоящим Положением, налоговый орган принимает решение о возврате НДС только по документам, соответствующим требованиям настоящего Положения, путем вынесения решения о частичном возврате НДС.

Форма и порядок принятия решения устанавливаются уполномоченным налоговым органом.

21. В случае, если какие-либо документы, предусмотренные настоящим Положением, не приняты налоговым органом ввиду их ненадлежащего оформления, а также в случае представления неполного комплекта документов, заявитель должен быть письменно уведомлен налоговым органом в течение пятнадцати дней со дня поступления документов, о недостаче либо отсутствии основания для возврата суммы НДС.

22. Документы, на основании которых принято соответствующее решение, хранятся в налоговом органе. Хранение и передача в архив документов осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О национальном архивном фонде Кыргызской Республики".

23. На основании принятого решения налоговый орган выписывает один раз в месяц заключение на возврат суммы НДС по форме "FORM STI-013" (далее – заключение) в четырех экземплярах, отдельно по каждому дипломатическому представительству, консульскому учреждению, международной организации или их представительству и иной организации, и своевременно направляет в уполномоченный налоговый орган реестр с приложенными заключениями.

24. При указании в расчете двух расчетных счетов, открытых дипломатическим представительством, консульским учреждением, международной организацией или их представительством, иной организацией за один период, оформляются два заключения (по представительству и по сотрудникам представительства).

25. Уполномоченный налоговый орган ежедекадно направляет реестр с приложением заключений на возврат НДС в уполномоченный орган в сфере финансов.

26. Уполномоченный орган в сфере финансов в течение периода, который не должен превышать 10 (десять) рабочих дней со дня получения заключения, выписанного налоговым органом, обязан за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Кыргызской Республики, перечислить суммы возврата НДС на счета, открытые дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными организациями или их представительствами, иными организациями в банках на территории Кыргызской Республики.

Заключение

Комитета по бюджету и финансам

от 11 ноября2019 года

О проекте Закона Кыргызской Республики

«О республиканском бюджете Кыргызской Республики

на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы», в первом чтении

Комитет по бюджету и финансам, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 сентября 2019 года № 503, отмечает следующее.

В предлагаемом проекте прогнозируется реальные темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) на уровне 5,0% в 2020 году, 4,0% в 2021 году и 4,4% в 2022 году и рост будет достигнут за счет роста отраслей экономики: сферы услуг (2020г. – 4,3%, 2021г. – 3,5%, 2022г. – 2,9%), строительства (2020г. – 11,7%, 2021г. – 9,1%, 2022г. – 8,7%), сельского хозяйства (2020г. - 3,7%, 2021г. – 3,3%, 2022г. - 3,3%), промышленности (2020г. – 4,1%, 2021г. – 2,9%, 2022г. – 6,3%). Макроэкономические показатели на 2020 год и 2021-2022 годы прилагаются (Приложение №1).

Согласно, пояснительной записке к проекту республиканского бюджета формирование доходной части бюджета было основано на базе Среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны на 2020-2022 годы, фактических поступлений за ряд лет, оценки поступления доходов в 2019 году и на основе действующего законодательства Кыргызской Республики.

Общие доходы республиканского бюджета с учетом грантов государственных инвестиций в 2020 году предусматриваются в сумме 163710,4 млн. сомов или 24,5 % ВВП. В номинальном выражении доходы республиканского бюджета по отношению к утвержденному бюджету 2019 года увеличатся на 7,9 % или на 11948,0 млн. сомов.

В период 2021-2022 гг. доходы республиканского бюджета составят 164916,6 млн. сомов и 169243,7 млн. сомов соответственно.

В составе доходов республиканского бюджета налоговые доходы составят в 2020 году 127 879,0 млн. сомов (19,2 % ВВП) или с увеличением к утвержденному бюджету 2019 года на 9951 млн. сомов. Доля налоговых поступлений в общем объеме доходов бюджета составляет 78,2 %, в 2021 году – 133 366,7 млн. сомов (18,7 % ВВП), в 2022 году – 140973,8 млн. сомов (18,6 % ВВП). Среднегодовой темп роста налоговых доходов за трехлетний период составит 106,1 %.

Неналоговые доходы республиканского бюджета предусматриваются в 2020 году в размере – 26 148,6 млн. сомов (3,9 % ВВП), ) или с увеличением к утвержденному бюджету 2019 года на 3 902 млн. сомов. Доля неналоговых поступлений в общем объеме доходов составляет 16,0%, 2021 году – 24 215,9 млн. сомов (3,4 % ВВП) и 2022 году – 24 397,2 млн. сомов (3,2 % ВВП).

В проекте республиканского бюджета в целом заложена положительная тенденция ежегодного роста доли налоговых поступлений от 78,8 % в 2020 году до 81,0 % и 83,2 % в 2021-2022 годы, за исключением подоходного налога с физических лиц-резидентов Кыргызской Республики, который в соответствии с Концепцией развития межбюджетных отношений в Кыргызской Республики в целях сокращения количества дотационных органов местного самоуправления и укрепления доходной базы местных бюджетов подлежит зачислению:

в 2020 году в местные бюджеты – 85 %;

в 2021 году в местные бюджеты – 100 %.

Высокие темпы предусмотрены по следующим видам налогов:

Налог с продаж – 155,2 % по отношению к 2019 году или с увеличением на 1 316,0 млн. сомов, Роялти - 163,2 % или соответственно с увеличением на 526, 4 млн. сомов, налог на валовый доход Кумтора - 120,6% или с увеличением на 1 222,0 млн. сомов, налог на прибыль - 119,4% или с увеличением на 1 135, 3 млн. сомов.

Вместе с тем следует отметить, что по итогам исполнения доходной части бюджета за январь-август месяцы 2019 года имеет место существенный недобор поступлений налога с продаж, план исполнен лишь на 89,3 % или при прогнозе поступлений в сумме 3103,5 млн. сомов поступления за указанный период составили 2770,7 млн. сомов или выпадение составило 323, 8 млн. сомов. Согласно информации ГНС при Правительстве Кыргызской Республики основной причиной неисполнения явилось освобождение от налога с продаж экспорт товаров, работ, услуг, реализация товаров, работ, услуг оплаченных в безналичной форме. Учитывая политику дальнейшего стимулирования и расширение безналичного расчета и увеличения экспорториентированных субъектов данный фактор будет иметь устойчивый характер.

Также следует отметить, что по итогам исполнения доходной части бюджета за январь-август месяцы 2019 года имеет место существенный недобор поступлений налога с продаж, план исполнен лишь на 89,3 % или при прогнозе поступлений в сумме 3103,5 млн. сомов поступления за указанный период составили 2770,7 млн. сомов. Согласно информации ГНС при Правительстве Кыргызской Республики основной причиной неисполнения явилось освобождение от налога с продаж экспорт товаров, работ, услуг, реализация товаров, работ, услуг оплаченных в безналичной форме. Учитывая политику дальнейшего стимулирования и расширения безналичного расчета и увеличения экспорториентированных субъектов данный фактор будет иметь устойчивый характер.

Наблюдается снижение и по акцизному налогу на товары, производимые на территории Кыргызской Республики по отношению к утвержденному бюджету 2019 года на 362,9 млн. сом.

Неналоговые доходы за период 2020-2022 годы характеризуются неравномерностью поступлений.

Поступления официальных трансфертов (программные гранты и гранты ГИ) снизились с 11,6 млрд. сомов в 2019 году до 9,7 млрд. сомов в 2020 году, а к 2022 году сокращение составляет почти 2 раза, что будет связано со снижением поступлений грантов ГИ и тем, что с 2020 года не предусмотрено поступление программных грантов.

Заложены значительные темпы роста поступлений в 2020 году по отношению к 2019 году по пошлинам - 170,5 %, увеличение предусмотрено в 2.6 раза по сравнению с 2018 годом поступления процентов по выданным бюджетным ссудам и кредитам -144,6 %, по сравнению с 2018 годом увеличение составляет 1,8 раза, сборов -141,9 %, соответственно в 2,0 раза, без обоснованого пояснения причин высоких темпов в пояснительной записке к законопроекту.

Необходимо отметить, что положительная тенденция предусмотрена по дивидендам, начисленных на государственный пакет акций (111,1%), от оказания платных услуг (114,7%), штрафы, санкции, конфискации (113,3%). Вместе с тем на уровне 2019 года спрогнозированы объемы поступлений от прибыли государственных предприятий и Национального банка Кыргызской Республики.

Структура налоговых поступлений республиканского бюджета на 2019-2021 годы в таблице прилагается (Приложение №2).

Общий объем расходов республиканского бюджета на 2020 год без учета финансовых активов установлен на уровне 173 663,9 млн. сомов или 26,0 % ВВП, что на 11 750,8 млн. сомов больше утвержденного бюджета 2019 года (161 913,1 млн. сомов). С учетом финансовых активов общий объем расходов республиканского бюджета установлен на уровне 181 722,5млн. сомов, в том числе за счет бюджетных средств –144 015,0 млн. сомов, что на 13 758,7 млн. сомов больше утвержденного бюджета 2019 года (130 256,3млн. сомов), средств специальных счетов – 10 749,7 млн. сомов, что на 1 376,2 млн. сомов больше утвержденного бюджета 2019 года (9 373,5 млн. сомов), средств государственных инвестиций – 26 957,8 млн. сомов. В период 2021-2022 годы расходы республиканского бюджета без учета финансовых активов составят 173 498,4 млн. сомов и 174 967,0 млн. сомов соответственно.

Наименование

2018 год

факт

2019 год

2016 2017 2018 2019 2020
Кыргызская Республика 130 669.9 149 547.5 151 607.1 167 412.2 152 237.6
Баткенская область 856.2 936.4 1 055 1 105.9 1 059.2
Джалал-Абадская область 1 923.6 2 180.7 2 386.6 2 625.7 2 575.5
Иссык-Кульская область 1 147.6 1 213.8 1 276.1 1 472.3 1 347
Нарынская область 727 817.3 866 905.6 905.7
Ошская область 1 777.6 2 067 2 190.3 2 307.8 2 063.4
Таласская область 420.4 519.3 561.7 632.2 629.8
Чуйская область 2 307.7 2 557.2 2 564 2 978.9 2 713.1
г.Бишкек 7 438.2 8 652.8 8 027.2 8 479.2 7 699.3
г.Ош 1 063.1 1 346.7 1 282.2 1 390.6 1 312.1

Кыргызская Республика

Баткенская область

Джалал-Абадская область

Иссык-Кульская область

Нарынская область

Ошская область

Таласская область

Чуйская область

г.Бишкек

Основано на данных с официального сайта НСК КР www.stat.kg.

Выберите индикатор для сравнения

  • Кыргызская Республика
  • Баткенская область
  • Джалал-Абадская область
  • Иссык-Кульская область
  • Нарынская область
  • Ошская область
  • Таласская область
  • Чуйская область
  • г.Бишкек
  • г.Ош

Методология
и классификаторы

  • Методологические положения по статистике
  • Классификаторы
  • Проекты и исследования

    • Проекты и исследования
    • Проект Всемирного банка
    • Видео - материалы
    • Пресс-конференции
    • Пресс-релизы
    • Фотогалерея
    • Тендеры
  • Вакансии

    • Объявления на замещение вакантных должностей
    • Семинары и повышение квалификации
  • Борьба с коррупцией

    • Антикоррупционный план
    • Обращения граждан
    • Сообщить о коррупции
  • Полезные ссылки

    • Единый портал общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики
    • Органы государственной власти Кыргызской Республики
    • Статистические органы других стран
    • Международные организации
  • Национальный Статистический Комитет Кыргызской Республики

    © Все права защищены, 2015

    При использовании статистических данных в средствах массовой информации и научных трудах, распространении в информационных сетях, на бумажных, магнитных и иных носителях пользователи обязаны ссылаться на их источник (ст. 17 Закона о Государственной статистике)

    UNFPA

    Адрес 720033, Кыргызская Республика, г.Бишкек, ул.Фрунзе, 374

    Приемная Нацстаткома +996 (312) 62 60 84
    Факс: +996 (312) 66 01 38

    Телефон доверия +996 (312) 66 41 65

    Отдел маркетинга
    (по вопросам платной информации)
    +996 (312) 32 47 03

    Общий отдел: +996 (312) 32 46 35
    Email: nsc_mail@stat.kg

    Отдел сводных работ и распространения статистической информации +996 (312) 62 56 62; +996 (312) 62 55 59; +996 (312) 62 57 47

    Пресс-служба +996 (312) 62 56 62; +996 (312) 62 55 59; +996 (312) 62 57 47

    Министерство финансов внесло на рассмотрение парламента бюджет республики на 2018 год. Новшеств в проекте нет. Расходы традиционно растут, а большую часть средств потратят на социальную сферу. ИА «24.kg» изучило документ и представляет его основные параметры.

    На что жить будем?

    Проект бюджета Кыргызстана строится на основе прогноза данных о развитии экономики. Так, ВВП страны продолжит расти. Сфера услуг продемонстрирует в ближайший год стабильный рост на уровне 3,8 процента, строительство — на рекордные 10,5 процента, сельское хозяйство — на 3,2 процента.

    Портит картину прогноз по промышленному производству. В 2018 году ожидается спад на 0,4 процента. В Министерстве экономики объясняют это ожидаемым снижением объемов добычи на месторождении Кумтор. И тут же обещают, что без учета рудника показатель будет положительным: рост на 9,4 процента.


    Наиболее весомую долю в структуре ВВП занимает сфера услуг — 50,8 процента. Это означает, что экономика Кыргызстана за два года участия в Евразийском экономическом союзе так и не переформатировалась. Доля промышленности составляет лишь 16,3 процента.

    Что касается остальных макроэкономических показателей, здесь существенных изменений не ожидается. В структуре внешнеторгового оборота по-прежнему преобладает импорт. Показатель чистого экспорта товаров и услуг прогнозируется на уровне 53,9 процента к ВВП. В материальном выражении объем экспорта ожидается в размере $1,65 миллиарда, а импорта — $4,15 миллиарда.

    Если говорить о социальных показателях, то объем ВВП на душу населения в 2018 году составит $1 тысячу 240,3. Среднемесячная зарплата — 16 тысяч 577,8 сома, а прожиточный минимум — 5 тысяч 185,4 сома.

    Сколько получит казна

    Доходы республиканского бюджета в 2018 году составят 142,6 миллиарда сомов, или 26,5 процента к ВВП. По сравнению с бюджетом 2017-го они вырастут на 15,7 миллиарда сомов. При этом налоговые доходы составят 106 миллиардов сомов, а неналоговые — 21,9 миллиарда.

    Самые значительные поступления ожидаются от уплаты налога на добавленную стоимость — 52,5 миллиона сомов. А меньше всего планируется получить от акциза на товары, ввозимые в Кыргызстан из третьих стран (255,7 миллиона), патентов (318,2 миллиона), налога на транспорт (797,5 миллиона) и недвижимое имущество (804,5 миллиона сомов).

    Топ-5 самых больших поступлений от налогов


    Основную долю в неналоговых поступлениях занимают средства бюджетных учреждений, аккумулируемые на специальных счетах. На 2018 год показатель ожидается на уровне 10,5 миллиарда сомов. Дивиденды от государственных пакетов акций — 3,3 миллиарда сомов.

    Еще одна статья доходов — поступления официальных трансфертов. В 2018 году республиканский бюджет за счет них пополнится на 14,7 миллиарда сомов. При этом в Министерстве финансов отметили: в 2019-2020 годах поступления будут снижаться из-за уменьшения поступлений грантов по программе госинвестиций.

    Экономить не собираемся

    Тратить в 2018 году Кыргызстан продолжит много. Общий объем расходов республиканского бюджета ожидается на уровне 162,8 миллиарда сомов, или 30,3 процента ВВП. По сравнению с текущим годом расходы вырастут на 12,7 миллиарда сомов.

    Бюджет-2018 остается социально направленным. Львиная доля расходов (82,2 миллиарда сомов) приходится на социальную сферу. Самые значительные траты — 33,2 миллиарда сомов — на социальную защиту.


    На обслуживание государственного долга в 2018 году планируется потратить 25,6 миллиарда сомов. Расходы на погашение основной суммы долга по внешнему и внутреннему долгу разнятся на миллиард сомов. По прогнозам Минфина, в следующем году на основной внешний долг уйдет 8,8 миллиарда сомов, внутренний — 9,8 миллиарда.

    В структуре внешнего долга преобладают платежи в долларах США — 87,2 процента. В Минфине отметили, что в случае резкого роста американской валюты и повышения кросс-курса других валют по отношению к «американцу» появится риск нехватки бюджетных средств для обслуживания внешнего долга.

    В итоге дефицит республиканского бюджета ожидается на уровне 20,3 миллиарда сомов, или 3,8 процента ВВП.

    В целом же проект республиканского бюджета на 2018 год характеризуется социальной направленностью, большой зависимостью от внешних источников финансирования, значительным дефицитом, необходимостью сдерживания госдолга, слабой системой заимствования из внутренних источников.

    В бюджете недостаточно средств для реализации экономических проектов. А местные бюджеты в большой степени зависимы от республиканского.

    экономические науки

    • Ишембаева Шахтыбубу Карпиевна , кандидат наук, доцент, доцент
    • Ошский технологический университет
    • РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
    • ДОХОДЫ
    • БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ
    • БЮДЖЕТ
    • БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

    Похожие материалы

    • От кризиса к кризису: развитие банковской системы России
    • К вопросу о необходимости совершенствования регулирования процессов межрегиональной миграции в РФ
    • Внутригрупповое финансирование с применением кэш пулинга
    • Некоторые аспекты управления финансовыми рисками
    • Проблемы управления рисками на фондовом рынке

    В любой стране мира государственный бюджет занимает особое ключевое место в функционировании и развитии экономических, социальных и политических процессов. Базисом государственных финансов Кыргызской Республики является государственный (консолидированный) бюджет, включающий республиканские и местные бюджеты.

    Государственный бюджет образует центральный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата вооруженных сил, здравоохранения, выплаты социальной пособий. Бюджет выступает мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Государственное влияние на экономику осуществляется путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. 2.

    Так, государственный бюджет выступает в качестве ключевого звена финансовой системы, в котором тесно взаимосвязаны финансовые институты, доходы и расходы, государственные займы и долги по кредитным операциям. Госбюджет аккумулирует 40-60% всех финансовых средств, которые перераспределяются через бюджетный механизм.

    К слову, через механизм государственного бюджета регулируются деловая активность предпринимательских структур, занятость, рынок капиталов и потребительских товаров. В конечном счете, бюджетная политика республики направлена на организацию комплексного фундамента устойчивого экономического развития и обеспечение материального и духовного благосостояния населения 7.

    Далее рассмотрим показатели по доходам республиканского бюджета за период с 2010 по 2014 гг. (Таблица 1).

    Таблица 1. Структура и динамика доходов государственного бюджета республики Кыргызстан (2010-2014 гг.) [8]

    2010

    2011

    2012

    2013

    2014

    в млн. сомах

    Доходы от операции с капиталом

    в процентах к ВВП

    Доходы от операции с капиталом

    Как видно из данных таблицы 1, за период 2010-2014 гг. доходная часть бюджета возросла с 58013,2 млн. сомов до 119425,1 млн. сомов, или 2,1 раза. Объем налоговых поступлений государственного бюджета в 2014 году, в сравнении с 2010 годом, возрос с 39362,7 млн. сомов до 82639,1 млн. сомов. И это составляет в структуре доходной части бюджета 67,8% и 69,2% соответственно. В структуре налоговых поступлений, безусловно, большая доля приходится на налог на добавленную стоимость - 8,2%; НДС на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики - 6,2%; налог с продаж - 3,5%. Увеличился объем неналоговых поступлений с 19,0 млн. до 22,4 млн. сом, т.е. 1,2 раза.

    Также обобщим и проанализируем информационные показатели госбюджета Республики Кыргызстан (Таблица 2).

    Таблица 2. Динамика расходов госбюджета Кыргызстана (2010-2014 гг., млн. сом)

    2010

    2011

    2012

    2013

    2014

    Финансирование социально-культурной сферы

    Государственные службы общего назначения

    Охрана окружающей среды

    Расходы на приобретение нефинансовых активов

    Таким образом, расходная часть госбюджета увеличилась с 68781,2 млн. сомов в 2010 г. до 121290,9 млн. сомов в 2014 г., прирост составил 1,8 раза, т.е. 76,3%.

    В структуре расходов бюджета увеличились расходы на социально – культурную сферу (с 42022,5 млн. сомов в 2010 г до 64582,3 млн. сомов в 2014 г.), то есть в 1,5 раза. В структуре расходов бюджета сравнительно большой удельный вес занимают статьи: образование – 34,7%, социальная защита – 36,1%, здравоохранение – 18,6%.

    Нельзя не отметить, что система расходов госбюджета регулирует объемы спроса и капитальных вложений, а также оказывает влияние на отраслевую и региональную экономическую структуру, конкурентоспособность государства на мировом рынке.

    На сегодняшний день приоритетным вектором развития Республики Кыргызстан является децентрализация государственной власти и реформирование структуры государственного управления путем модернизации института местного самоуправления (МСУ). За последние годы реформирование МСУ достигло определенных результатов, а именно 9:

    • разработана необходимая на данном этапе законодательная база;
    • реализована институционализация местной власти;
    • актуализирована финансово-экономическая база МСУ;
    • реализуется реформа по децентрализации.

    Все эти трансформации нашли отражение в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 гг., предусматривающей совершенствование межбюджетных взаимоотношений, обеспечение финансовой устойчивости органов МСУ, а также повышение эффективности управления локальными ресурсами на местном уровне.

    Результативность модернизации значительным образом зависит от потенциала местной власти и возможности качественного предоставления услуг населению, что неразрывно связано с эффективным управлением финансовыми ресурсами на уровне МСУ.

    Так, исполнение местного бюджета рассмотрим на примере Ошской области по данным Межрегионального управления Министерства финансов Республики Кыргызстан по южному региону (Таблица 3).

    Так, доходы областного бюджета за 2014 год составили 1 414 200,7 тыс. сомов. Значительный удельный вес в доходах бюджета составляют: налоговые доходы – 766 069,6 тыс. сом, или 54,2%. В структуре налоговых поступлений основная доля приходится на: налоги за товары и услуги – 14,1%; налоги на основе патента – 13,9%; налог на собственность – 13,2%.

    Таблица 3. Структура и динамика доходов местного бюджета Ошской области (2013-2014 гг.)

    Тыс. сом

    % к итогу

    2013

    2014

    2013

    2014

    Доходы от операционной деятельности

    Налог на прибыль лиц-резидентов Кыргызской Республики

    Поступление единых налогов

    Налог на основе патента

    Налог на собственность

    Налог на имущество

    Налоги за товары и услуги

    Другие налоги и сборы

    Доходы от собственности

    Административные сборы платежи

    Доходы от оказания платных услуг

    Доходы от продажи нефинансовых активов

    Структура расходов местного бюджета области

    В виде неналоговых платежей в областной бюджет поступило в сумме 236,4 млн. сом, из них 37,5% составили доходы от продажи товаров и оказания услуг.

    Также рассмотрим информационные показатели по расходам бюджета Ошской области за анализируемый период (Таблица 4).

    Таблица 4. Структура и динамика расходов местного бюджета Ошской области (2013-2014 гг.)

    Тыс. сом

    % к итогу

    2013

    2014

    2013

    2014

    Расходы на осуществление операционной деятельности

    Государственные службы общего назначения

    Оборона и общественный порядок

    Государственные услуги, связанные с экономической деятельностью

    Отдых, культура и религия

    Расходы на приобретение нефинансовых активов

    Расходная часть местного бюджета в 2014 году составила 1346,5 млн. сомов. На содержание государственных служб общего назначения области направлено 39,1% (420001,0 тыс. сомов) расходов от осуществления операционной деятельности, на образование – 28,4% (305 108,5 тыс. сом), жилищно-коммунальные услуги – 16,7% процента (179 792,4 тыс. сом).

    Необходимо отметить, что достаточно негативные последствия (финансовые, экономические, социальные) колоссального бюджетного дефицита требуют реализации комплекса мер по его определению, осуществления активной финансовой политики, проведения эффективных методов борьбы с дефицитом, реализуемых во многих успешных странах.

    Итак, на современном этапе одной из ключевых задач является целенаправленное стремление к бюджетному равновесию доходов и расходов путем сбалансированности госбюджета. Только после достижение этого баланса имеет смысл реализовывать целенаправленную финансовую политику. Однако необходимо учитывать тот факт, сто методика решения поставленной задачи в большинстве своем определяется уровнем предела (нулевого или иного) и темпами стремления к сбалансированию бюджетных доходов с расходами [6; 10].

    Международный валютный фонд (МВФ) допускает дефицит бюджета в рамках 2-3% ВВП. Более или менее нормальным признается дефицит бюджета, примерно соответствующий уровню инфляционных колебаний в стране. Такой дефицит чаще всего покрывается низкопроцентными кредитами НБ КР (Национального Банка Кыргызской Республики).

    На наш взгляд, механизмом решения проблемы бюджетного дефицита выступает реализуемая государством фискальная и денежная политика. Так, бюджетный дефицит приводит к увеличению внутреннего долга государства. При этом, чем выше бюджетный дефицит, тем больший объем заемных средств необходимо привлекать на его покрытие, что, в свою очередь, увеличивает государственный долг. Поэтому, чем выше сумма государственного долга, тем больше необходимо расходов на его обслуживание, что, соответственно, повышает расходную часть бюджета.

    Итак, в программу конкретных мероприятий, направленных на сокращение дефицита бюджета, по нашему мнению, необходимо включить и последовательно воплощать в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток финансовых ресурсов в бюджетный фонд государства, а с другой,- побуждали к сокращению государственных расходов.

    В этой связи нами рекомендованы следующие меры по борьбе с бюджетным дефицитом:

    • введение конституционной поправки, которая на законодательном уровне устанавливала бы активы и программы в частный сектор;
    • достижение сбалансированности республиканского и местных бюджетов;
    • поэтапное сокращение дефицита вплоть до момента достижения сбалансированного бюджета;
    • введение новых налогов или установление повышенных ставок действующих налогов.

    Таким образом, указанные принципы в обязательном порядке должны подлежать реализации при разработке и внедрении конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита, а также управлению им. Отсюда, неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея реализации бюджетного равновесия в короткие сроки и любыми средствами. Попытка ликвидации проблемы, незакрепленная реальными действиями в направлении стабилизации самой экономики, только создаст новые барьеры на пути достойного выхода их кризисной ситуации и еще более осложнит финансовую ситуацию в стране [12].

    Кроме этого, следует учитывать, что в мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется такая форма, как привлечение в страну иностранного капитала. С его помощью решается сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера. На данном этапе сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а, значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшается состояние платежного баланса 15.

    Список литературы

    1. Лунёва Н.А.Проблемы и перспективы региональной политики в России // Территория науки. 2013. № 6. С. 56-59.
    2. Нальгиева Х.Л. Государственное регулирование кризисных ситуаций: основные подходы и проблемы // Современный ученый. 2016. № 1. С. 7-8.
    3. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Мычка С.Ю. Кластерный подход развития регионов // Территория науки. 2015. № 2. С. 142-145.
    4. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Механизм экономического развития государства в современных условиях на основе внедрения инновационного подхода // Вестник Югорского государственного университета. 2015. № S3-2 (38). С. 86-89.
    5. Байзулаев С.А., Нагоева Е.В., Барсуков А.В. Налоги и предпринимательский климат // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 4. С. 6-12
    6. Мазур Л.В., Есина Ю.В. Влияние малого бизнеса на формирование налоговых доходов местного бюджета // Территория науки. 2015. № 4. С.179-191.
    7. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э. Совершенствование механизма государственного регулирования металлургического комплекса в условиях нестабильности внешней среды // Вести высших учебных заведений Черноземья. 2015. № 1. С. 67-73.
    8. Кыргызстан в цифрах: статистический сборник. – Бишкек, 2014.
    9. Абдымаликов К. Экономика Кыргызстана. – Бишкек, 2010.
    10. Гыязов А.Т., Балтабаев А.Г., Борубаева Г.Н. Факторы, оказывающие влияние на состояние экономической безопасности страны // Территория науки. 2015. № 3. С. 85-90.
    11. Гыязов А.Т., Купуев П.К. Исследование основных направлений развития предпринимательских структур в Кыргызстане // Синергия. 2016. № 1. С. 31-38.
    12. Ишембаева Ш.К. Исследование соотношения показателей республиканского и местных бюджетов Кыргызской Республики // Синергия. 2016. № 3. С. 63-68.
    13. Умаров С.Т., Дадабаев Н.А. Современное состояние и перспективы развития туристического бизнеса Кыргызстана // Синергия. 2015. № 1. С. 35-40.
    14. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Формирование адаптивных систем бюджетирования предприятий пищевой промышленности // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2012. № 12. С. 28-31.
    15. Блашенцев Б.О., Шаталов М.А. Инвестиционные стратегии в системе устойчивого развития промышленных предприятий // Научные дискуссии. 2015. Т. 8. С. 51-58.
    16. Нуралиева Н.М., Супатаева Г.Т. Инвестиционный потенциал Нарынской области в условиях Таможенного Союза // Успехи современной науки и образования. 2016. № 1. С. 28-31.

    Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Читайте также: