Налоговые проверки в великобритании

Опубликовано: 21.09.2024

В Соединенных Штатах Америки налоговый контроль осуществляет Служба внутренних доходов (Internal Revenue Service, IRS), которая является государственным органом Федерального правительства Соединенных Штатов Америки. Служба занимается сбором налогов и контролирует соблюдение законодательства о налогообложении. Служба является одной из наиболее эффективных в мире организаций по управлению в области налогообложения. Служба помогает налогоплательщикам понять и выполнить свои обязанности по уплате налогов, а также применять налоговое законодательство честно и справедливо для всех.
Служба была создана Министерством финансов в соответствии с Законом США о налогообложении. На уровне субъектов Федерации взимание налогов возложено на налоговые службы штата. Налоговый аппарат штата Западная Вирджиния состоит из налогового управления штата, подчиненного Департаменту налогов и доходов, а также шести региональных управлений.
Служба внутренних доходов проводит различные проверки. Так, при проведении заочной проверки документы направляются по почте. Камеральная проверка проводится по месту нахождения Службы налоговыми аудиторами в отношении налоговых деклараций и не затрагивает текущие вопросы осуществления налогоплательщиком своей деятельности. Выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика и предназначена для оценки наиболее сложных налоговых деклараций физических и юридических лиц. Выездные проверки предполагают комплексный анализ правильности и полноты уплаты нескольких видов налогов.
Подобные проверки проводят налоговые инспекторы, которые по сравнению с налоговыми аудиторами являются более опытными и квалифицированными специалистами. При проведении налоговых проверок сотрудники Службы анализируют документы, вызывают лицо для получения необходимых свидетельских показаний. Инструкциями Службы регулируются место, время проведения собеседования с налогоплательщиком, проверка документов. Налоговое законодательство США предусматривает проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года налогоплательщик может быть проверен только один раз, повторная проверка может быть назначена по письменной просьбе налогоплательщика). Законодательство обязывает Службу предоставлять налогоплательщику точную информацию о порядке взыскания налогов, процедуре обжалования, правах налогоплательщика.

В Канаде сбор налогов и сборов осуществляет Агентство дохода Канады (CRA). Оно является федеральным агентством и отвечает за реализацию налогового законодательства Канады, а также большинства провинций и территорий. Агентство дохода Канады было образовано в 2003 г. на базе Канадского таможенного и налогового агентства (CCRA), когда обязанности по реализации таможенного законодательства были переданы Канадскому агентству пограничных служб.
В задачи Агентства дохода Канады входит также контроль за соблюдением налогового законодательства. Федеральные налоги повсеместно взимаются Агентством через отделения, расположенные на территории страны. Агентство собирает только федеральные налоги: подоходный налог, акцизный налог, налог на заработную плату и т. д.
В целях борьбы с уклонением от уплаты налогов на уровне провинций создаются специальные подразделения. Так, в провинции Квебек создан отдел по борьбе с неуплатой налогов, который является специальным подразделением Министерства по доходам (Ministere du Revenu). Непосредственное расследование фактов уклонения от уплаты налогов осуществляется в провинции Квебек специальным подразделением — Главной дирекцией расследований (DPE), которое призвано обеспечивать противодействие финансовым правонарушениям. В задачи Главной дирекции расследований наряду с расследованием входит обеспечение возмещения ущерба, причиняемого налоговыми преступлениями.

В Германии действует Налоговый департамент Министерства финансов. Контроль над соблюдением налогового законодательства осуществляют финансовые органы земель, которые подчинены федеральному Министерству по финансам. При финансовых ведомствах действуют специальные контрольные подразделения, занимающиеся крупными компаниями, мелкими и средними фирмами, сельскохозяйственными предприятиями и проч.
Налоговый орган по собственному усмотрению принимает решение о назначении проверки, ее сроках и объеме.
Работа налоговых органов по проведению контрольных проверок организуется на основании планов контрольных проверок, ежегодно и ежеквартально утверждаемых руководителем налогового органа. В распоряжении о назначении проверки указываются правовые основы ее проведения, виды налогов, подлежащих проверке, и отчетные периоды, охватываемые проверкой.
Уведомление о предстоящей проверке крупные предприятия получают за четыре недели до ее начала, средние — за три недели, малые и мелкие предприятия — за неделю. По ходатайству налогоплательщика дата начала проверки может быть перенесена на другое время при наличии уважительных причин. Средняя продолжительность контрольных проверок составляет: 25—30 дней (на крупном предприятии), 15 дней (на среднем предприятии), 6—8 дней (на малом и мелком предприятиях).
Налогоплательщик должен оказывать содействие проверяющим при установлении обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения. По итогам налоговой проверки составляется акт, в котором отражаются выявленные в процессе проверки факты, имеющие существенное значение для налогообложения физических и юридических лиц, а также внесенные изменения в размер причитающихся к уплате налогов.

Италия является унитарным государством, для которого характерны два уровня бюджета: федеральный и местный. Функции по организации деятельности налоговой службы Италии возложены на Департамент налоговой политики Министерства экономики и финансов, который входит в состав правительства Италии (толкование законов, разработка законопроектов).
В состав Министерства входит Агентство налоговых поступлений. Его основными задачами являются сбор налогов, информирование налогоплательщиков, осуществление контрольных мероприятии, разработка мероприятий по выявлению уклонения от налогообложения, принятие решений в урегулировании спорных вопросов с налогоплательщиками, внедрение новых организационных моделей и моделей планирования. Непосредственную работу с налогоплательщиками — выдачу свидетельств о постановке на учет, сбор налогов, предъявление официальной налоговой претензии, решение спорных вопросов (рассмотрение жалоб налогоплательщиков) — осуществляют местные (провинциальные, муниципальные) инспекции Агентства. Они же проводят мероприятия налогового контроля. К проведению контрольных мероприятий в отношении субъектов, занимающихся мошенничеством, привлекается финансовая гвардия (финансовая полиция), которая подчиняется Министерству экономики и финансов. Финансовая гвардия является единственным военным органом Италии, уполномоченным в финансовых вопросах.
Финансовая гвардия существует более 200 лет, с 1881 г. ей было поручено контролировать всю систему налогообложения страны. Современная структура, функции финансовой гвардии установлены Законом 1959 г. Финансовая гвардия входит в состав Министерства финансов и имеет собственные академию, училище унтер-офицеров, легион курсантов. Министерство финансов Италии, в которое входят налоговые и таможенные органы, занимается только доходами. Возникающие разногласия между налогоплательщиками и налоговыми органами Италии (в случае, если спорная ситуация не урегулирована в Агентстве) разрешают налоговые комиссии. Они представляют собой трехуровневую систему судов, специализирующихся исключительно на налоговых спорах: первый уровень — провинциальная налоговая комиссия, второй — региональная налоговая комиссия, третий — Коллегия налоговых споров Верховного суда.

Во Франции в структуре Главной налоговой инспекции Министерства экономики, финансов и промышленности существуют три крупные организации, осуществляющие контроль на общенациональном уровне:
1) Национальная дирекция налоговых расследований (DNEF). В ее компетенцию входят исследование сведений, необходимых для исчисления налоговой базы, для контроля и для взимания налогов; выявление и констатация нарушений законодательства, налоговых и экономических регламентации и наказания за их нарушение; контроль за любыми налогами, сборами и пошлинами, уплачиваемыми физическими или юридическими лицами, какой бы ни была их юридическая форма, какими бы ни были место регистрации или юридический адрес; выполнение расследований и частных поручений по просьбе Главного налогового управления; участие в расследованиях, проводимых центральной службой по вопросам о борьбе против подлога, уклонения от уплаты налогов и др.;
2) Дирекция национальных и интернациональных проверок (DVNI). Она осуществляет функции контроля одновременное другими компетентными службами на всей национальной территории, и вне территории для организаций, подлежащих налогообложению прибыли в соответствии с международным договором, или в ходе координированных организованных проверок в рамках международной помощи. Главной ее целью являются сбор сведений и контроль за любыми налогами, сборами и пошлинами, уплачиваемыми физическими и юридическими лицами. В подведомственности DVNI находится большое число предприятий, поэтому некоторая часть полномочий может быть предоставлена региональным управлениям;
3) Национальная дирекция проверок налоговых ситуаций (DNVSF). Она функционирует на всей территории страны, одновременно с другими компетентными налоговыми службами осуществляя контроль за любыми налогами, сборами и пошлинами, уплачиваемыми физическими или юридическими лицами. Дирекция рассматривает принципиальные вопросы по применению налогового законодательства к физическим или юридическим лицам, проверка которых возлагается на нее, так же как принятие участия в действиях, проводимых центральной службой в вопросах борьбы против подлога и уклонения от уплаты налогов, а именно относительно методов контроля за доходами. Главной ее целью является осуществление контроля над доходом физических лиц на всей территории страны. Также существуют управления в регионах и департаментах, проверяющие средних и мелких налогоплательщиков.
Во Франции существует два вида проверок:
1) обычные налоговые проверки, основной задачей которых являются проверки правильности ведения бухгалтерского учета;
2) налоговые расследования, являющиеся основой для привлечения налогоплательщика, помимо налоговой, к административной и уголовной ответственности (такие проверки проводит Управление налоговых расследований).
Особенностью органов, выполняющих налоговый контроль во Франции, является существование наряду с общим контролем дополнительного контроля через систему налоговых комиссий. Так, налогоплательщик, не согласный с выводами налоговой проверки, помимо возможности обращения в вышестоящую налоговую администрацию и в суд, имеет возможность обратиться в специальную комиссию, членами которой являются представители судебного органа, налоговой администрации, а также коммерции. Возглавляет такую комиссию (на правах председателя) судья. Рассмотрение спорного вопроса в такой комиссии является одним из важнейших элементов досудебной процедуры, и хотя в большинстве случаев решение принимается в пользу налоговых органов, в ряде случаев комиссия приходит к выводу, что прав налогоплательщик.

Представляет интерес организация налогового контроля в Японии. Япония является унитарным государством, и для нее характерны: сравнительно невысокий совокупный уровень налогового бремени; общая ориентация налоговой системы на прямые налоги; щадящий режим налогообложения крупных корпораций. В Японии на Национальное налоговое управление, структурно входящее в Министерство финансов как его «внешнее» ведомство, возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых (подоходного, корпоративного, на наследство и дарение, землю и недвижимость) и косвенных (потребительского, «алкогольного», «табачного», «бензинового», «дорожного» и гербового) налогов и сборов.
Обычно проверкам подвергаются крупные корпорации или лица, ведущие роскошный образ жизни, не соответствующий их официальным доходам. В случае возникновения обоснованных подозрений в уклонении от уплаты налога или в сокрытии части дохода проводится проверочное расследование обстоятельств нарушения налогового законодательства. Законодательством Японии созданы эффективные механизмы защиты законных интересов налогоплательщиков. Так, установлены две формы обжалования решений и действий налоговых органов: служебное (требование для пересмотра, первичное обращение налогоплательщика с жалобой в налоговый орган) и судебное.

Для получения консультации прямо сейчас позвоните нам по телефону:

Или заполните одну из форм ниже, и один из наших специалистов свяжется с вами сегодня или на следующий рабочий день.

Все, что вам нужно знать о мировых программах гражданства и ПМЖ:

Исходя из вашей личной ситуации, наши адвокаты разработают и предоставят комплексные решения для достижения всех ваших целей по всему миру.

Мы предоставляем экспертную поддержку в ваших налоговых и инвестиционных вопросах в Великобритании и по всему миру. Системы налогообложения могут быть как простыми, так и сложными, но в любом случае требуется опыт, чтобы учитывать огромное количество нюансов при вложении средств, покупке недвижимости или открытии бизнеса. Мы помогает оптимизировать налоги, предоставляем информацию по налоговым льготам и скидкам в разных странах – все это для того, чтобы сохранить и преумножить ваше состоянии и снизить налоговую нагрузку на него.

Никто не будет спорить с тем, что хотя в мире и существует много юрисдикций, предлагающих льготное и выгодное налогообложение, Соединенное Королевство Великобритании является одной из самых привлекательных территорий в мире в плане инвестиций. Ее налоговая система имеет свои существенные отличия и требует тщательного подхода, чтобы иметь возможность воспользоваться всем её потенциалом.

При планировании переезда в Великобританию или любую другую страну, как и в любом другом деле, желательно тщательно проработать вашу налоговую ситуацию заранее, перед переездом, чтобы избежать неприятных последствий, которые можно было предвосхитить. Наши специалисты будут рады проанализировать Вашу ситуацию и разработать планы по подготовке к переезду.

Планирование международного налогообложения и наследования

Мы помогаем состоятельным людям, являющимся резидентами более чем одной страны и имеющим бизнес за границей, разобраться в их налоговых обязательствах по всему миру. Надлежащая и своевременная оценка налоговых и инвестиционных вопросов и планов гарантирует наиболее эффективное вложение денежных средств при сохранение вашего состояния. Узнать больше>

Налоговое планирование для состоятельных людей

Imperial & Legal всегда стремится к долгосрочному сотрудничеству с каждым клиентом, чтобы сохранить и защитить ваше состояние через поколения. Наши усилия направлены на выполнение всех нормативных требований соответствующей юрисдикции и оптимизацию налоговой нагрузки при помощи упреждающего планирования, индивидуальных решений и эффективного управления рисками. Узнать больше>

Особенности налоговой системы Великобритании

Система налогообложения на территории Великобритании состоит из региональных и общегосударственных налогов. Последние включают в себя налог на прибыль предприятий, налог на доход физических лиц, налог на прирост капитала, налог на доходы от нефти, налог на наследство, пошлины, акцизы и гербовые сборы. Необходимо отметить, что именно общегосударственные налоги Великобритании составляют 90% всех поступлений финансов в казну, а к региональному налогу можно отнести только муниципальный налог.

Если вы хотите начать бизнес на территории Англии, необходимо учитывать, что совершенно вся прибыль, которую вы получили на территории государства, облагается налогом вне зависимости от местожительства или страны регистрации компании. Лица, которые не являются налоговыми резидентами на территории Англии, должны уплатить налог на прибыль, полученную исключительно на территории Великобритании. Все доходы, которые были получены за территорией страны, не облагаются налогом.

Налоговые резиденты с домицилием в Великобритании должны уплатить налог абсолютно на всю прибыль, полученную на территории Великобритании или любого другого государства. Если вы налоговый резидент с домицилием в другой стране, не в Великобритании, то налогом будет облагаться вся прибыль, полученная на территории Королевства и та прибыль, которая получена в другой стране и ввезена на территории Англии.

Налоги в Великобритании рассчитываются на базе отчетности, которая предоставляется в Налоговую службу по истечении отчетного финансового года. Налоговый год начинается в стране с 6 апреля и заканчивается 5 апреля в следующем году. Каждая компания может обозначить сроки завершения финансового года на свое усмотрение.

Что нужно знать о преимуществах британской налоговой системы?

Видеообзор особенностей налогового резидентства в Англии и способов экономии на налогах

Налоги в Великобритании

Великобритания – привлекательная точка для развития бизнеса, наши специалисты получают множество вопросов о налогообложении английских компаний, ответы на многие из них в этом интервью с Аленой Мельниченко — консультантом по международным стандартам финансовой отчетности.

Основной закон в сфере налогообложения корпораций в Англии — Corporation Tax Act 2009, этот нормативно-правовой акт состоит из 882 страниц, к нему прилагается Finance act, ежегодно выпускаемый правительством для внесения различных поправок. Неудивительно, что у добросовестных налогоплательщиков возникает множество сомнений относительно тех или иных правовых норм.

Итак, первый вопрос, который интересует всех владельцев бизнеса в Англии, это ставки налога на прибыль. Ответ можно проиллюстрировать таблицей:

Ставка 2013 2014
Пониженная ставка налога для малых компаний, прибыль которых не превышает ?300,000 20% 20%
Если прибыль компании ?300,000-?1,500,000, ставка налога рассчитывается по формуле с учетом коэфициента 3/400 1/400
Базовая ставка налога для компаний, прибыль которых превышает ?1,500,000 23% 21%

Плательщиками налога на прибыль считаются резиденты, компании которые учреждены в Великобритании, либо компании, зарегистрированные за рубежом, но с центром управления и контроля в Великобритании.

Каков отчетный период для корпоративного налога?

Всем, кто работает с английскими предприятиями стоит запомнить, что отчетный период для корпоративного налога начинается здесь 6 апреля. Таким образом, 2012 год включает в себя период 06/04/2012-05/04/2013, а 2013 год – 06/04/2013-05/04/2014

Расскажите о сроках оплаты корпоративного налога?

Компании, прибыль которых превышает ?1,500,000 обязаны делать ежеквартальные авансовые платежи, остальные компании имеют право оплачивать корпоративный налог по истечению 9 месяцев со дня окончания финансового года компании. Например, компания зарегистрирована в Англии 09.10.2012, первый финансовый год будет длиться до 31.10.2013, а оплатить корпоративный налог необходимо до 31.07.2014. Необходимые реквизиты для оплаты налога вы можете найти на официальном сайте налоговой www.hmrc.gov.uk

А теперь о том, как облагаются корпоративным налогом полученные дивиденды…

Как правило, полученные дивиденды освобождены от налога на прибыль. Для того, что бы получить такие льготы дочерняя компания может быть зарегистрирована либо в самой Великобритании, либо в одной из тех стран, с которой заключен договор об избежании двойного налогообложения, причем в документе должно быть положение о недискриминации.

Какая ставка налога у источника при дальнейшем распределении доходов акционерам английской компании?

Приятный факт: налог у источника на исходящие дивиденды в Великобритании отсутствует. Благодаря этому преимуществу Великобритания рекомендуется для построения холдинговых структур.

Вернемся к отчетности. Английская компания вносит денежные средства в уставной фонд дочерней компании, как это отобразится на отчетности самой английской компании?

В бухгалтерском учете взнос в уставной фонд будет признан капитальной инвестицией и отражен в балансе предприятия. На базу налогообложения данная транзакция никак не повлияет.

А как на налогооблагаемой прибыли может сказаться трансфертное ценообразование?

При построении так называемых «агентских схем», прежде всего, стоит проверить являются ли они связанными сторонами. Связанные стороны для целей трансфертного ценообразования – это когда одна из них напрямую или косвенно принимает участие в управлении, контроле, либо капитале другой стороны. То же касается физлиц. При этом контроль может быть выражен во владении акционерным капиталом, или же полномочиях, определённых внутренними документами компаниями. Как правило, критерий контроля составляет 51%, иногда может быть снижен до 40%.

«Малые» компании освобождены от правил трансфертного ценообразования. «Малыми» считают компании с количеством сотрудников до 50 человек, и годовым оборотом/общим балансом менее 10 млн.евро.

Возникают ли проблемы у компании с налоговыми службами, если она декларирует убытки?

Налогоплательщик имеет полное право отразить убытки в декларации. Налоговая Великобритании (HMRC) не создает никаких препятствий подаче таких деклараций. Более того компания может зачесть убытки и в последующие годы.

Как проходят налоговые проверки в Великобритании?

Каждый год налоговая служба Великобритании (HMRC)получает около 16 млн. деклараций, 900 тыс.-1 млн. из которых отбирают, чтобы сделать по ним запросы/раследования/проверки.

Если Ваша компания вдруг попала в число этих «счастливчиков», Вам придется предоставить доказательства подтверждающие цифры в декларации. Главное, что нужно помнить, в Великобритании действует принцип «экономическая сущность превышает юридическую форму». На практике это работает так. Если ваша компания отразила в расходах рекламные услуги, налоговая захочет увидеть не только документы с подрядчиком об оказании рекламных услуг, но и результат рекламной компании – промо ролик на радио/телевиденье, публикацию в печатных или электронных СМИ, полиграфическую продукцию, доказательства участия в выставках и т.д.

А вообще Великобритания – весьма удобная для международного бизнеса юрисдикция, стабильная, респектабельная, сулящая всяческие выгоды, разве это не повод узнать об английских компаниях больше?


Желание платить меньше налогов или не платить их вовсе - не особенность российских налогоплательщиков, но налоговые схемы, которые используют иностранцы имеют некоторые особенности, некоторые из которых не могут не вызвать снисходительную улыбку.

Великобритания [1]

Налоговая служба Великобритании (HMRC) своей напористой риторикой о решимости побороть все способы уклонения от уплаты налогов, напоминает ФНС России. Утверждается, что HMRC в 2017-2018 годах собрал 94,4% от всех налогов, подлежащих уплате, что на 1,6% больше, чем в 2005 году.

Английские налоговики верят, что большинство схем уклонения от уплаты налогов просто не работают, а HMRC выигрывает около 9 из 10 случаев уклонения, рассмотренных в суде (ФНС России выигрывает около 70% споров в суде).

Примечательно, что если налогоплательщика один раз поймали на уклонении от уплаты налогов, ему присваивается высокий уровень риска и его начинают проверять регулярно и с особым пристрастием.

Под уклонением от уплаты налогов HMRC понимает нарушение налогового законодательства с целью получения налоговых преимуществ и включает в себя искусственные операции (транзакции), которые служат лишь для того, чтобы создать это преимущество. Уклонение от уплаты налогов может предполагать действие в рамках буквы, но не духа закона. В целом эти положения похожи на ст.54.1 НК РФ.

HMRC на сайте публикует все налоговые схемы и разъясняет, почему их использование незаконно. Большинство используемых налоговых схем связано с оптимизацией подоходного налога и страховых взносов при этом они достаточно однотипны: минимально допустимое вознаграждение работнику осуществляется в качестве оплаты по трудовому договору и облагается подоходным налогом и взносами, а оставшаяся - основная часть, оплачивается иначе.

Чаще всего основная часть оплаты маскируется под кредит или аванс от траста, который не облагается подоходным налогом и взносами (в РФ получение займа также не приводит к обложению НДФЛ и взносами). Причем кредит выдает не работодатель, а траст через цепочку других трастов или партнерств.

Но у работника возникает задолженность, и здесь есть варианты: либо само условие договора о возврате займа или аванса такие, что они не будет никогда реально исполнены, либо сотрудник становится акционером офшорной компании, которая осуществляет различные сделки с акциями, которые приводят к возникновению у сотрудника дивидендов, которые ему не выплачиваются, а погашают его кредиторскую задолженность. В какой-то момент все кредиты сотрудника погашаются в результате прироста капитала и дивидендов.

Схема №47. В Великобритании ставка налога на прибыль с активов, получаемых собственником при ликвидации или продаже компании ниже, чем ставка на дивиденды. Следовательно, для получения нераспределенной прибыли выгоднее ликвидировать организацию или номинально продать ее, чем выплачивать дивиденды. После ликвидации компании или ее продажи номиналам и распределения прибыли, бизнесмен открывает новую компанию, с таким же видом деятельности.

HMRC доказывает «отзеркаливание» бизнеса и переквалифицирует доход от распределения прибыли ликвидируемой или проданной компании в выплату дивидендов. Сам алгоритм доказывания похож на алгоритмы, используемые ФНС РФ в делах о переводе бизнеса в новое юридическое лицо после ВНП и налоговых доначислений [2].

Если HMRC подлавливает налогоплательщика на этой схеме, помимо доначисления штраф составляет 60%.

Для использования льготы по налогу на прирост капитала, вместо налога на прибыль, бизнесмены также продают все активы своей компании организации на Кипре и устраиваются в нее на работу (оставаясь собственниками и директорами «пустой» компании в Великобритании). После этого «пустая» английская компания выплачивает им вознаграждение за услуги (которые оказываются якобы собственниками на Кипре), вместо выплаты заработной платы с удержанием подоходного налога и взносов.

Также в Великобритании есть возможность получить налоговый вычет в размере 100% от суммы, потраченной на ремонт коммерческих помещений (BPRA), предназначенный для поддержки восстановления обездоленных регионов.

Есть льгота – есть злоупотребления: здания фактически не ремонтируют; ремонтируют не пустующее здание; льгота получена, а ремонт фактически начинается только через несколько лет и т.д.

Интересно, что все налоговые консультанты (промоутеры) в Великобритании зарегистрированы и имеют свои идентификационные номера, которые обязаны указывать при осуществлении консультаций бизнесменам и при подготовке налоговых деклараций. Так что давать безнаказанно вредные советы не получиться, также как рекламировать незаконные способы налоговой оптимизации, HMRC требует их удаления.

Узнать законные способы налоговой оптимизации в России и получить практическую информацию по их внедрению можно на бизнес-интенсиве, который пройдет в Санкт-Петербурге 13 - 14 ноября. Подробнее ЗДЕСЬ.

США [3]

В США показатель добровольной уплаты налогов меньше чем в Великобритании и оценивается в 81,7 %. Для повышения собираемости налогов юридическим и физическим лицам требуется сообщать о любых операциях, на сумму более $ 10 000 путем подачи декларации.

Способы оптимизации налогов физических лиц не могут не вызвать улыбку: например, для снижения подоходного налога, недобросовестные специалисты по подготовке налоговой документации могут «поделиться» ребенком (или детьми) налогоплательщика, которых можно указать в налоговой декларации в качестве иждивенца, что дает возможность получить налоговый вычет за заработанный доход.

Для того, чтобы не декларировать доходы, физические лица покупают на номиналов дома и после этого заключают с ними договор аренды (выплаты по которому являются расходами и уменьшают подоходный налог).

Уклонение от уплаты налогов юридическими лицами осуществляется через использование схем с участием международных и внутренних трастов (популярно у богатых людей, владельцев малого бизнеса и таких профессионалов, как врачи и юристы). При использовании международных трастов, сотрудники прекращают трудовые отношения с компанией в США и устраиваются в аутстафинговую (лизинговую) компанию в офшоре. Компания в США вместо зарплаты, с которой уплачивается подоходный налог, теперь платит иностранной организации за предоставление услуг по предоставлению персонала (схема с аутстафингом была популярна и в России до 2016 года). Денежные средства выводятся таким образом из США в офшор.

Также распространены схемы, в которых оффшорные компании якобы осуществляют для американских компаний услуги (в том числе консультационные), которые фактически либо не осуществляются, либо их цена явно завышена.

Налогоплательщики могут сфабриковать продажу имущества иностранному юридическому лицу (оффшору), которое они контролируют, в обмен на вексель, который они не намереваются предъявлять к оплате. Далее имущество арендуется, банки офшорных юрисдикций, трастовые компании, адвокаты и бухгалтеры управляют номинальными организациями-собственниками, создавая фальшивые документы, чтобы запутать аудиторов.

Все эти схемы придумываются налоговыми консультантами (промоутерами), которые оказывают комплексные управленческие услуги, включая ведение бухгалтерского учета или же промоутеры просто готовят первичные документы, которые создают "бумажный щит", за которым налогоплательщик/клиент может контролировать траст (скрытое владение бизнесом популярно и в России, но не только из-за налогового фактора).

Некоторые промоутеры откровенны со своими клиентами, признавая, что схема зависит от фиктивных договоренностей, предназначенных для введения в заблуждение IRS. Другие недобросовестно продают своим клиентам идею о том, что такая договоренность юридически допускает уклонение от уплаты налогов.

Неправомерные трастовые соглашения создаются для сокрытия истинного права собственности на активы и доходы или для сокрытия существа сделок, при этом траст фактически контролируется бенефициаром схемы.

Средства могут поступать из одного Траста в другой Траст посредством договоров аренды, платы за услуги, договоров купли-продажи. Цель состоит в том, чтобы использовать завышенные или несуществующие вычеты (расходы) для уменьшения налогооблагаемого дохода до номинальных сумм.

Стоимость создания такой схемы - от 5000 до 70 000 долларов США (подготовка документов, доверенных лиц, открытие иностранных банковских счетов и корпораций). В некоторых случаях также предоставляются услуги по подготовке налоговых деклараций.

При использовании внутренних трастов бизнес номинально передается в доверительное управление трасту. Траст может использоваться как хранитель активов, которые потом сдаются в аренду другим контролируемым трастам по завышенным ценам.

Налогоплательщики могут передать в траст дом и мебель, а потом арендовать их у этого же траста, создавая расходы.

Часть схем применяется с использованием благотворительных трастов, которые фактически оплачивают личные расходы собственников, а не занимаются благотворительностью, поэтому в составе расходов их принимать нельзя.

Германия [4]

Судя по сайту BMF (министерство финансов ФРГ), основной способ уклонения от уплаты налогов в Германии – неправомерное использование иностранных юрисдикций. Для решения этой проблемы, BMF предлагает продолжить обмен налоговой информацией в рамках ОЭСР, раскрыть бенефициаров бизнеса, усилить банковский контроль (План BEPS), ужесточить ответственность на налоговые нарушения и отменить срок давности привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления (как тут не вспомнить Проект Постановления ВС РФ от 06.06.2019 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», в котором тоже планировалось отменить срок привлечения к ответственности).

Налоговые споры не затрагивающий международный уровень, скромнее: например, BMF рассматривается спор о том можно ли предоставление работодателем работникам булочек и горячих напитков из автомата признать в качестве завтрака, а если – да, в каком объеме это будет соответствовать выплате налогооблагаемой заработной платы (наш Минфин признал бы такие завтраки частью оплаты труда в натуральной форме, а суды - возможно социальными выплатами, не облагаемыми взносами).

В общем, в России способы оптимизации налогов значительно более разнообразны, но в целом ФНС РФ в общемировом тренде автоматизации, открытости и усиления налогового контроля.

В завершении статьи история американца ДеХаан, который пытался объяснить неуплату налогов перед IRS тем, что «он был освобожден от уплаты налогов, потому что был рукоположен «шаманом», чьи доходы были освобождены от налогообложения».

У нас в России тоже много таких шаманов, обещающих последние законные способы оптимизации НДС и получения наличных денежных средств без лимитов. А вот узнать реальные способы налоговой оптимизации вы можете на ближайших бизнес-интенсивах "Бизнес в эпоху перемен. Корпоративная безопасность и налоговая оптимизация" в Москве и Санкт-Петербурге. ПОДРОБНЕЕ

Сноски:

[2] Например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.03.2019 по делу N А40-242725/2017, по делу «Тарас Бульба».

Автор:

Иван Кузнецов - руководитель Центра налоговой и корпоративной безопасности бизнеса "Комплаенс Решения".

Библиографическая ссылка на статью:
Бойко Н.Н. Опыт иностранных государств в сфере налогового администрирования // Политика, государство и право. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/04/2862 (дата обращения: 12.04.2021).

В зарубежных странах к налоговому контролю подходят несколько иначе, так, созданы специальные органы государственной власти, выполняющие управленческие функции, которые именуются органами нало­гового администрирования или налоговыми администрациями. Из них можно выделить: органы, отвечающие за установление налоговой политики; органы, непосредственно взимающие налоги и сборы и контролирующие их уплату [1, с. 18].

Как показывает практика, международный опыт положительно влияет на российскую правовую систему. Что касается улучшения качества системы налогового контроля, то его можно достичь путем совершенствования российского налогового законодательства, так и путем заимствования некоторых зарубежных технологий. Зарубежная практика налогового контроля предполагает различные способы его осуществления. Конечно, использование зарубежных технологий и норм законодательства должно происходить с учетом российского законодательства в этой области, уже использующихся методов налогового контроля и менталитета населения. Конечным итогом от уже использующихся российских методик и нового, более усовершенствованного опыта иностранных государств, система налогового контроля должна демонстрировать положительные изменения, как в системе налоговых органов, так и в отношении населения к уплате налогов и сборов.

Прежде всего, при осуществлении организации контроля за уплатой налогов в зарубежных странах повышенное внимание уделяется сознанию гражданского долга населением путем создания условий, при которых граждане понимают, что неуплата налогов и сборов негативно повлияет на экономическом состоянии государства.

Так, согласно данным Службы внутренних доходов США систематическое и всесторон­нее проведение проверок приводит к добросовестному отношению нало­гоплательщика к исполнению своих обязан­ностей. В результате 83% причитающихся нало­гов в США уплачивается добровольно. Данные результаты были достигну­ты путем усовершенствованию налоговой системы на протяжении 15-ти лет. Существующая концепция по улучшению качества налогового обложения на первое место ставит вежливое и уважительное отношение к налогоплательщикам, на второе – улучшение обслуживания граждан при непосредственном контакте с налоговыми сотрудниками, и на третье – по­вышение эффективности организации деятельности (снижение затрат и повышение сбора нало­гов при минимальном вложении со стороны государства).

Так, в Швеции уплата налогов и сборов достигается путем:

– профессионального и точного реагирования государственных органов на совершенные правонарушения, профилактика и меры по информированию населения;

– доверия нало­гоплательщиков, уверенных в хорошей работе нало­говой системы и исполнении нало­говыми органами своих задач в соответствии с законом;

– введения доступных для понимания правил нало­гообложения.

В Великобритании, помимо принципов справедли­вости, содействия и ясности, отдельное внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков.

Ввиду представленных примеров по совершенствованию системы налогового обложения, можно отметить, что во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенство­вания взаимоотношений нало­гоплательщика и налоговых структур. Большинство стран с развитым нало­говым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых право­отношений на основе профессионализма служащих налоговых органов и доверия налогоплательщиков позитивно влияет на по­вышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и, в конечном счете, на нало­говые по­ступления.

Также большое значение имеет работа с гражданами-налогоплательщиками, направленная на полное и своевременное информирование населения о внесенных изменениях в налоговое законодательство, просвещение в правовых вопросах.

Ярким примером успешной работы с гражданами можно проследить в Германии, где по стране качественно работает единый телефонный номер поддержки, где можно узнать любую интересующую информацию о налогах и сборах, действуют повсеместно консультационные пункты, в каждом налоговом органе присутствуют специалисты-консультанты. Положительный опыт также можно заметить в работе со средствами массовой информации, на что выделяются средства из бюджета, так как затраты оправдывают результат. Также в Германии регулярно проводится работа с населением в виде анкетирования и опроса, в результате которой налицо отрицательные и положительные стороны работы государственных структур [2].

Далее следует отметить, что немалые усилия в зарубежных государствах обращены на упрощение условий нало­гообложения физических лиц. Основная цель данной деятельности состоит в упрощении процедуры сбора налогов с физических лиц, которая состоит во взимании налогов без непосредственного участия самого лица в данной процедуре. Налогоплательщику остается только оплатить положенную сумму в налоговый орган. Положительной стороной в таком случае является отсутствие контроля самих налоговых органов как получателей за поступление таких сборов. Примером может служить система удержания фиксированной ставки налога у источника выплаты, которая применяется во многих зарубежных странах.

Например, в Королевстве Норвегии вся ответственность за декларирование дохода, удержание с него суммы нало­га и перечисление ее на счет налогового органа возлагается на лицо, удерживающее налог (государственное учреждение, организация и т.д.), а от самого нало­гоплательщика не требуется ни сбора информации, ни представления ее в нало­говые органы. Но предусматривается, что налогоплательщик может возложить на себя обязанность по перечислению обязательных платежей в налоговый орган, при условии, что он считает, что налог с него удержан неправомерно и в повышенном размере.

В Финляндии практикуется система, при которой у налогоплательщика существует 2 выбора как платить налог, и такие варианты содержатся на его карточке налогоплательщика. Перед трудоустройством, гражданин должен получить в налоговом органе индивидуальную карточку налогоплательщика и предоставить ее работодателю для дальнейших взиманий налогов. Карточная система предполагает выбор гражданина о способе уплаты налога, который может быть произведен по телефону, либо через сеть Интернет. После проделанных операций, налоговая инспекция отправляет налогоплательщику уже заполненную декларацию по его налогам. При согласии с представленными расчетами нало­гоплательщику остается только доплатить разницу налоговой суммы или ждать возврата переплаты налога. Перерасчет осуществляется автоматически, и перечисления поступают на банковскую карту физического лица, если он давал согласие на такую процедуру.

Важным моментом является развитие информационных технологий, которые позволяют систематизировать всю информацию. Компьютеризация и автоматизация налогового контроля позволяет:

– уменьшить объем аналитической и статистической работы, которую раньше выполняли вручную;

– провести анализ полученных данных, и на основе анализа повысить уровень проводимых мер;

– снизить количество нало­говых правонарушений;

– создать информационную базу о совершенных налоговых правонарушениях, и использовать данную информацию для пресечения таких деяний в дальнейшем.

Следует отметить, что современное техническое оснащение позволяет экономить время налоговых сотрудников и позволяет повысить результативность.

В странах с развитым нало­говым администрированием вопросы автоматизации налоговых процессов и совершенствования управления ими являются одними из приоритетных в национальной политике.

Так, например, в Австралии все организации пользуются методом регистрации своих работников в Интернет ресурсе, что позволяет сократить бумажную волокиту и уменьшит затраченное время. Также положительным является состав работников нало­говых органов Австралии – 20% от всех работников нало­говых инспекций составляют ИТ-специалисты.

Далее заметим, что отдельным направлением повышения эффективности нало­гового контроля в зарубежных странах является эффективное сотрудничество различных органов государственной власти и разработки единых мер по выработке политике в сфере противодействия от уплаты налогов и сборов.

Например, партнерами итальянских нало­говых органов в обмене информацией являются:

– торговая палата промышленников, ремесленников и работников аграрного сектора;

– нало­говый архив и картотека налогоплательщиков;

– ведомство автомобильного реестра гражданских транспортных средств.

В Финляндской Республики создан специальный банк данных, который пополняется ежедневно различными организациями. В указанной базе содержатся данные кредитных бюро, аудиторов, реестров акционеров компаний, кадастра объектов недвижимости, информация о пайщиках, директорах, управляющих и иных финансово ответственных лицах. Налоговые органы Финляндии ведут усиленную борьбу с лицами, уклоняющимися от уплаты обязательных платежей. Созданный банк данных помогает упорядочить всю имеющуюся информацию о конкретном лице, также позволяет выделить группу риска, в которую входят граждане, ранее уклоняющиеся от уплаты налогов и сборов [3, с. 69-73].

Во многих странах активно используется процедура «визита и конфискации», которая заключается в наделении сотрудников нало­говых структур правом проводить обыски при наличии разрешения судебных органов. Такое разрешение позволяет выявить признаки преступлений, собрать имеющуюся информацию, которая в дальнейшем может служить доказательством мошенничества: тайная или фиктивная деятельность, сокрытие или передача доходов, подлог в нало­говой льготе.

Например, в Германии в процессе проведения расследований по делам, связанным с нарушением нало­гового законодательства, представители нало­говой полиции – «Штой-фа» имеют те же права, что и сотрудники полиции. Налоговым законодательством Германии нало­говой полиции предоставлены существенные полномочия на проведение обысков и личных досмотров граждан, задержание подозреваемых лиц и конфискацию документов [4]. Руководство «Штойфа» имеет право назначать специальное расследование по любому факту нарушения нало­гового законодательства.

На основании анализа налогового администрирования в зарубежных государствах следует подчеркнуть, что в практике функционирования системы нало­гового контроля западных стран можно найти немало ценного и полезного. Однако, применяя и используя их опыт эффективного налогового администрирования, в целях улучшения системы налогового контроля в своей стране, обязательно следует учитывать российскую специфику состояния экономики и традиции населения.

Библиографический список

  1. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. 2010. № 10. С. 18.
  2. Украинцева А.И. Правовое регулирование налогового контроля в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2011. № 7.
  3. Кузулгуртова А.Ш. Применение форм и методов государственного контроля за налоговыми правонарушениями в России и некоторых иностранных государствах // Финансы и кредит. 2011. № 5. С. 69-73.
  4. Шешукова Т.Г., Баленко Д.В. Развитие налогового контроля: опыт зарубежных стран // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2013. № 3 (18).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: