Сравнительная характеристика налоговой системы россии и чехии

Опубликовано: 14.05.2024

Действующая в Чешской Республике налоговая система полностью соблюдает принципы фискальной политики рыночной экономики. Она следит за обеспечением гибкой взаимосвязи доходов и расходов государственного бюджета с развитием валового внутреннего продукта, созданием равных условий конкуренции, поддержкой общественно полезной предпринимательской деятельности и преследует цель сближения налоговой системы Чехии с системой ЕС.

Чехия имеет децентрализованную 2-ступенчатую налоговую систему. Она состоит из федеральных и местных налогов, устанавливаемых властями областей. Налоговая система Чехии включает следующие налоги:

- налог на товары широкого потребления (акцизы): налог с топлива и смазочных материалов, налог со спирта и крепких спиртных напитков, налог с пива и табачных изделий;

- подоходные налоги: с доходов физических и юридических лиц налоговые отчисления в фонды;

- налог с недвижимого имущества;

- дорожный налог на автомобили;

- налог с наследства и дарений;

- налог с передачи движимого имущества.

В чешской налоговой системе центр тяжести налогового бремени смещается в область косвенных налогов (НДС, налога на товары широкого потребления, таможенной пошлины), причем вследствие интеграции роль пошлины в рамках косвенных налогов уменьшается.

Налог на добавленную стоимость был введен в Чешской Республике с 1 января 1993 года. Обложению этим налогом подлежит деятельность внутри страны, импортные товары и нерегулярные международные автобусные перевозки пассажиров, осуществляемые иностранной транспортной фирмой в Чехии. Обязательными плательщиками налога являются лица, проживающие в Чехии, в пользу которых осуществляется данная деятельность, а при ввозе товаров - лица, для которых должны быть пропущены товары. В случае нерегулярных автобусных перевозок внутри страны налог оплачивает иностранная транспортная организация.

Налогообложению подлежат как физические, так и юридические лица. Если в законе нет специальных оговорок, то платить налог на добавленную стоимость обязаны все лица, попадающие под действие данного закона, оборот которых в течение последовательных 12 месяцев превысил сумму 1000000 крон. В течение 25 дней после окончания налогового периода плательщик должен предъявить в финансовые органы налоговую декларацию,

Ставка налога на добавленную стоимость в Чешской Республике составляет 22%. Пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 5% взимается при продаже продуктов питания, медикаментов, бумаги, книг, периодических изданий, картографических изделий, приборов и машин, используемых в медицинской практике.

Закон одновременно содержит перечень статей, к которым НДС не применяется (почтовые услуги, медицинское обслуживание, перевод и сдача в аренду земли, расходы за аренду).

Акцизный налог. Закон устанавливает условия налогообложения углеводородного топлива и масел, спирта и изделий из него, пива, вина и табачных изделий. Плательщиком данного налога являются все юридические и физические лица, производящие, экспортирующие или импортирующие вышеперечисленные товары, а также лица, оперирующие с вышеуказанным товаром, при условии, что оперируют с товаром, на который не уплачен налог предыдущим собственником товара. Акцизный товар подлежит налогообложению одноразово. Обязанность плательщика по уплате акцизного налога возникает в день получения товара со склада производителя, при экспорте - в день возникновения таможенного долга.

Подоходные налоги - налоги с доходов физических и юридических лиц. Предметом подоходного налога с физических лиц являются:

- доходы от наемного труда и должностного содержания;

- доходы от предпринимательской или другой независимой доходной
деятельности;

- доходы от капитала;

- доходы от аренды;

Доходом не являются доходы от приобретения акций, наследства, дарственного перевода недвижимости, движимого имущества, кредиты и ссуды, а также другие доходы, предусмотренные законом. Размер налога исчисляется по следующей шкале (табл. 1).

Таблица 1 - Налоговые ставки с доходов физических лиц, чешская крона (Кс)

Налогооблагаемая база Ставка
До 109 200 15%
109 200 - 218 400 16 380 + 20%
218 400 - 331 200 38 220 + 25%
331 200 - 822 600 66 420 + 32%

Налоговую декларацию о доходах за календарный год должен предъявлять каждый гражданин Чехии или иностранец, проживший на территории Чехии не менее 183 дней в году непрерывно или с интервалами. Налоговая декларация не подается, если годичный доход физического лица не превысил 10 000 Кс или, если доход получен физическим лицом от наемного труда или должностного содержания. Налоговую декларацию обязан предъявить каждый гражданин Чехии, который получает доход от источников за границей.

Все юридические лица являются плательщиками подоходного налога, кроме Центрального Банка Чешской Республики. Плательщики с юридическим адресом на территории Чешской республики обязаны платить налог с доходов, получаемых как на территории Чехии , так и за границей.

Плательщики, у которых нет юридического адреса на территории Чешской Республики, обязаны платить налог только от доходов, получаемых на территории Чехии. Налоговым периодом в Чешской Республике является календарный год.

Ставка налога на прибыль для юридических лиц составляет 31%. Ставка налога на прибыль для инвестиционных и пенсионных фондов составляет 15%.

Объектом налогообложения является разница между валовым доходом и законом признанными расходами.

Налоговые выплаты юридических лиц в фонды составляют:

- в фонд социального страхования - 8% от заработной платы наемного работника;

- в фонд медицинского страхования - 4,5% от заработной платы наемного работника.

В течение календарного года физические и юридические лица должны вносить авансы по подоходному налогу в бюджет. Авансы по подоходному налогу вносятся:

- каждые полгода, если размер налога с дохода плательщика, полученного с момента подачи последней декларации о доходах, превысил 20 000 Кс, но не превысил 100 000 Кс;




- каждый квартал, если размер налога с дохода плательщика превысил 100 000 Кс, но не превысил 10 миллионов крон;

- каждый месяц, если налог с дохода плательщика превысил 10 миллионов крон.

Авансовые платежи не производятся, если налог с дохода плательщика за отчетный период не превысил 20 000 Кс.

В налоги на недвижимость входят:

- налог с участков (земельный);

- налог со строений.

Налоги взимаются с тех участков, которые занесены в кадастр недвижимости Чешской Республики. Плательщиком налога является собственник участка или строения. Арендатор не является налогоплательщиком, являясь гарантом налога. Налоговая ставка за каждый квадратный метр:

- застроенных площадей и дворов - 0,10 крон;

- строительных участков - 1,00 кроны;

- остальных площадей, если они налогом облагаются - 0,10 кроны.

При исчислении величины налога основную залоговую ставку умножают на коэффициент, зависящий от величины населенного пункта и численности населения. Самый высокий коэффициент в Праге - 4,5.

Предметом налога на землю являются участки земли в Чешской Республике. Налогоплательщиком является владелец участка земли. Налог рассчитывается и оплачивается один раз в год.

Основой для налога с участков земли является ее цена, определенная умножением действительной площади участка в квадратных метрах на среднюю стоимость одного квадратного метра в соответствии с действующими государственными расценками. Предметом налога с участков не являются участки в размере основания строения.

Предметом налога на строения являются здания и строения на территории Чехии. Налогоплательщиком является владелец зданий и строений. Налог рассчитывается и оплачивается один раз в год.

Основная налоговая ставка для отдельных построек за метр квадратный застроенной площади равна в случае:

- жилых домов - 1 крона свыше 16 кв. м;

- домов для индивидуального отдыха и семейных домов - 3 кроны;

- гаражей - 4 кроны.

Основой для налога со строений является площадь основания надземной части постройки в квадратных метрах, которую увеличивают на 0,75 кроны на каждый квадратный метр, за каждый следующий надземной этаж, если площадь этого этажа превышает две трети застроенной площади.

Плательщиком дорожного налога на автомобили является физическое или юридическое лицо.

Базой налогообложения у легковых автомобилей является объем мотора автотранспортного средства, выраженный в кубических сантиметрах. Базой налогообложения у грузовых автомобилей является соотношение общего веса, приходящегося на одну ось и количество осей.

Налог платится авансовыми платежами в виде равных долей, в сроки: до 15 апреля, до 15 июля, до 15 октября и до 15 декабря. Налоговая декларация по дорожному налогу должна быть представлена налоговому органу не позднее 31 января года, следующего за отчетным годом.

Налоги с наследства, подарков и перевода недвижимости. Для целей налогообложения наследства, подарков и перевода недвижимости получатели разделяются на три группы:

- 1 группа - прямые родственники и супруги;

- 2 группа - братья и сестры, дяди и тети, племянники;

- 3 группа - остальные физические и юридические лица.

Ставка налога на подарки составляет:

- для группы 1 - от 1% при их сумме до 1 млн. крон до 5% при их сумме, превышающей 50 млн. крон;

- для группы 2 - от 3% до 12% соответственно;

- для группы 3 - от 7% до 40% соответственно.

Ставка налога на наследство составляет 50% от соответствующей ставки налога на подарки. При этом прямые родственники и супруги от уплаты этого налога освобождены.

Ставка налога с перевода недвижимости составляет 5% от ее стоимости во всех случаях.

| следующая лекция ==>
Налоговая система Финляндии | Налоговая система Венгрии

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

date image
2015-07-03 views image
2188

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Многовековая практика построения налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой выработала опре­деленные показатели, за пределами которых невозможна эф­фективная предпринимательская деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплатель­щика до 30–40 % дохода – та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым ин­вестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымает­ся более 40–50 % его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30 % его дохо­дов.

В мировой налоговой практике в качестве показателя на­логовой нагрузки на макро уровне служит отношение сум­мы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в ка­кой внебюджетный фонд они поступают, к объему полу­ченного валового внутреннего продукта (ВВП).

Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в табл. 2.

Удельный вес налоговых поступлений в различных странах по отношению к ВВП (в процентах)

Страна Доля налогов и обязательных платежей Доля налогов без обязательных платежей
Австрия 45,5 29,9
Бельгия 46,4 31,1
Великобритания 33,9 27,7
Германия 42,9 23,1
Дания 52,8 49,7
Испания 35,5 21,7
Италия 42,9 27,4
Канада 36,3 31,0
Нидерланды 44,8 26,6
США 31,8 22,7
Франция 46,3 24,9
Швеция 54,2 38,1
Япония 28,6 18,2
Россия (2002) 30,7 22,1

Из этих данных можно сделать несколько важных выводов.

Во–первых, большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую сис­тему ВВП и национального дохода. Поэтому обеспечение даль­нейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налого­вых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимо­сти роста налогов от роста ВВП. Увеличение же ставок нало­гов, равно как и отмена льгот по ним чреваты для этих стран как экономическими, так и негативными социальными по­следствиями.

Во–вторых, напрашивается вывод о том, что налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Действи­тельно, уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 32% ВВП.

По различным оценкам в российской экономике от 25 до 40 % ВВП создается в теневом секторе экономики, подавля­ющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из–за сокрытия доходов и объектов налого­обложения в консолидированный бюджет страны недопоступает ежегодно от 30 до 50 % налогов. В результате этого законопослушные налогоплательщики, а это в основном ле­гальные товаропроизводители, производят отчисления в госу­дарственную казну в виде налогов, составляющих около по­ловины произведенного ВВП. В среднем же получается, что в бюджет отчисляется около одной трети ВВП.

На показатель налогового изъятия ВВП в Рос­сии влияет еще и так называемый кризис платежей. Дело в том, что доля изъятия через налоги ВВП рассчитана исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или же запланиро­ванных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год. Между тем, налоговые обязательства и их фактическое выполнение налогоплательщиком в российской экономике не одно и то же.

Таким же образом, т.е.: исходя не из положений налоговых законов, а возможностей, осуществляется и планирование поступления налогов в бюджеты всех уровней и внебюджет­ные фонды. Минфин России, финансовые органы в субъектах Федерации и органах местного самоуправления при составле­нии проектов соответствующих бюджетов определяют суммы налогов с учетом коэффициента собираемости налогов, составляющего по разным видам налогов от 70 до 90 % суммы налогов, вытекающих из проектируемой налогооблагаемой базы. О фактической собираемости налогов и проектируемой в бюджете можно судить по данным табл. 3.




Уровень собираемости отдельных видов налогов, %

Вид налога
НДС на товары, производимые на территории Российской Федерации 68,9 65,0 82,5
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 80,4 71,0 88,0
Налог на доход/(прибыль) предприятий 74,3 82,0 82,5
Акциз на нефть 81,2 90,0 100,0
Акциз бензин 92,3 60,0 93,5
Акциз на газ 88,1 73,2 92,0
Акциз на спирт и ликероводочные изделия 87,8 86,2 90,0
Налог на пользование недрами 83,6 70,0 78,3

Таким образом, общий показатель совокупной налоговой нагрузки налогоплательщиков должен быть скорректирован с учетом указанного коэффициента собираемости, или, проще говоря, на сумму ежегодного прироста недоимки по платежам во все виды бюджетов и внебюджетные фонды.

Налоговый кодекс России несколько улучшает структуру налоговой системы в пользу налогоплательщика, признавая в целом отмену налогов, уплачиваемых с выручки. Вместе с тем налог на пользователей автомобильных дорог, дорожный на­лог будут еще функционировать не менее двух лет, хотя и с уменьшенной ставкой обложения.

И, пожалуй, последний фактор, в немалой степени иска­жающий сводный показатель налоговой нагрузки в российс­кой налоговой системе, – неоднородность экономического развития отдельных отраслей экономики России, регионов и видов хозяйственной деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение и сравнительная характеристика налоговых систем развитых стран с налоговой системой РФ.
Задачи, которые способствуют достижению данной цели:
- рассмотреть понятие налога и налоговой системы;
- охарактеризовать основные виды налогов;
- описать налоговую систему РФ;
- описать налоговые системы развитых стран;
- привести сравнительную характеристику налоговых систем развитых стран и России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЛОГИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 4
1.1. Экономическая сущность и функции налогов 4
1.2. Состав налоговой системы и принципы ее построения 4
1.3. Функции налоговых систем 4
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА И ИХ СРАВНЕНИЕ С НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ РОССИИ 4
2.1. Общая характеристика налоговых систем зарубежных стран 4
2.2. Характеристика налоговой системы РФ 4
2.3. Сравнительная характеристика налоговой системы России и налоговых систем развитых зарубежных стран 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

Однако одновременная реализация всех названных выше составляющих экономического (регулирующего) потенциала налоговой системы сопровождается определенными противоречиями, основа которых находится в области взаимозависимости и взаимовлияния инвестиционного, регионального, отраслевого и конкурентного развитий с ярко выраженными сильными обратными связями, объективно требующими выделения его приоритетных направлений.

Исторически первая (и основная) фискальная функция налоговой системы предполагает ее использование в качестве механизма, обеспечивающего поступление в распоряжение органов государственной власти необходимых объемов финансовых ресурсов, для реализации функций государства в соответствии с его законодательно установленными правами и обязанностями. Конкретизация фискальной функции налоговой системы для целей сравнительного анализа должна определяться путем определения структуры распределения налогового бремени между главными группами налогоплательщиков и объемов налоговых платежей между важнейшими объектами налогообложения. В соответствии с этим положением можно предположить следующие составляющие реализации фискальной функции 16 :

    • налогообложение доходов физических лиц (населения), рассматриваемое с точки зрения их значимости для формирования государственных финансовых ресурсов, а также состава соответствующих налогов и сборов;
    • налогообложение доходов юридических лиц (хозяйствующих субъектов), рассматриваемое в целом аналогично первой составляющей;
    • налогообложение собственности (имущества), которое при анализе должно учитывать различные подходы к формированию системы соответствующих налогов в отношении физических и юридических лиц, а также структуру этой части общей налоговой системы;
    • акцизное налогообложение, которое следует рассматривать как элемент фискальной политики в отношении физических лиц, поскольку акцизы включаются в цену товаров и услуг.

Противоречие, заложенное в реализации экономической функции налоговой системы, выражается в следующем: высокий удельный вес отдельной фискальной составляющей объективно должен сопровождаться снижением удельного веса другой; нарушение этого условия приведет к снижению общего реального объема налоговых поступлений.

Кроме того, необходимо иметь в виду тесную (прямую и обратную) связь между реализацией экономической и фискальной функции налоговой системы, природа которой заключается в том, что если для обеспечения необходимых темпов экономического развития, как правило, необходима мобилизация налогового режима, то это означает ослабление фискальной позиции государства.

Таким образом, налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог обладает рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов.

2.1. Общая характеристика налоговых систем зарубежных стран

Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, конечно же, они не оптимальны.

Для всех развитых и большинства развивающихся стран основные формы и методы налогообложения практически едины, но есть и существенные различия.

Налоги и их сущность по своему содержанию на практике представляется в виде многообразных форм, с множеством национальных особенностей той или ной страны, которые в совокупности образуют налоговую систему различных стран.

На первый взгляд системы отличаются друг от друга, и кажется несравнимыми, но при более тщательном анализе построения налоговой системы можно выделить две основные черты, которые характерны для построения налоговой системы в развитых странах:

    • постоянный поиск увеличения налоговых доходов государства;
    • построение налоговой системы на базе общепринятых принципов экономической теории: равенства, справедливости и эффективности налогообложения.

При этом первая черта реализуется в виде реформ, путём введения новых налогов изменения налогооблагаемой базы, соотношения различных видов налогов и перераспределения налогового бремени.

Вторая черта проявляется и во многом зависит от приверженности Правительства к той или иной экономической направленности.

Различая в самих налогах в отдельно взятой стране зависит от характера облагаемых доходов и расходов природа, которых лежит в основе классификации налогов.

Так налоги могут взиматься:

    1. на рынке товаров или факторов производства;
    2. с продавца (покупателя) товара;
    3. с домашних хозяйств ил кооперативов;
    4. с источника дохода или статьи дохода.

Налоги в развитых странах можно объединить в четыре основные групп, которые соблюдаются в стране, несмотря на различные названия тех или иных налогов, сущность которых в конечном итоге одинакова.

    1. Подоходный налог с юридических лиц;
    2. Подоходный налог с физических лиц;
    3. Налоги с оборота;
    4. НДС.

Не менее важную проблему при построении налоговой системы представляет собой учёт перераспределения последствий применения различных видов налогов. Эти последствия зависят от ставки, определения налогооблагаемой базы, сферы действия налогоплательщиков.

Изменение всех этих показателей приводит к изменению в ценах товаров, что оказывает влияние на состояние доходов и расходов налогоплательщика.

Важнейшим моментом при оценке эффективности налоговой системы является так же учётом административных издержек и затрат налогоплательщика на соблюдение законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы находят конкретное отражение в общих элементах налога: такие как субъект, объект, источник, единица, ставка, льгота, налоговый оклад.

10 самых удобных налоговых систем мира

Ист.: Журнал «Расчет» № 1/2009

В Таблице 2 приведены десять самых сложных налоговых систем мира.

10 самых сложных налоговых систем мира

Ист.: Журнал «Расчет» № 1/2009

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время бесспорным является то, что эффективная налоговая система - один из ключевых факторов успеха экономического развития страны. Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14
1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35
2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35
2.2 Налоговая система США 42
2.3 Налоговая система Канады 49
3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55
3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63
3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67
Заключение 73
Список используемых источников 77

Работа содержит 1 файл

к719 Курсовая работа Налоговая система США, Канады, РФ.docx

Тема: Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран

1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7

1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7

1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14

1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25

2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35

2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35

2.2 Налоговая система США 42

2.3 Налоговая система Канады 49

3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55

3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55

3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63

3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67

Список используемых источников 77

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время бесспорным является то, что эффективная налоговая система - один из ключевых факторов успеха экономического развития страны. Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и отделов по борьбе с экономическими преступлениями.

Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Они обеспечивают не только финансовую базу для государственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма непрямого управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Эффективное построение налоговой системы входит в число наиболее сложных задач, от обоснованного решения которых зависят экономический прогресс и благосостояние государства.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных проблем в экономике любой страны. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта, который подвергался бы такой серьезной критике и был бы предметом дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей. С другой стороны, налоговая система это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономической сферы.

Налоговые системы в ведущих странах Запада сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими, и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру.

Налоговые органы практически всех стран вооружились современными IT-технологиями, содержат специальные службы налоговых расследований, сторону налогоплательщиков представляют высококвалифицированные юристы и бухгалтеры, разрабатывающие особые схемы и целые программы минимизации налогов и обхода налоговых законов.

На той и другой стороне трудятся сотни тысяч специалистов и экспертов, которые занимаются только налогами. Налоги стали одним из основных предметов международных споров, нередко главной мотивацией для принятия важнейших решений в финансовой политике компаний и даже смыслом и основой существования некоторых государств.

У мирового сообщества сегодня достаточно проблем в сфере экономики, финансов, экологии, которые требуют особого внимания, чтобы не растрачивать ресурсы столь малопроизводительным образом. Обе противостоящие стороны — налоговые органы и налогоплательщики — одинаково сходятся на том, что современные налоговые системы нуждаются в резком и радикальном упрощении, а налоговые ставки — в уменьшении и упорядочении.

Актуальность работы подтверждается и тем, что происходящие преобразования в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики, построения эффективной, справедливой, стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов. Все эти преобразования вносят изменения во всю систему налогообложения, что приводит неотъемлемо к изменениям, как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.

В условиях глобализации мировой экономики проведение налоговой политики перестало быть внутренним делом отдельной страны. Налоговая конкуренция между странами за привлечение транснациональных инвесторов фактически выступает одной из глобальных современных проблем международного уровня.

Между тем, в настоящее время отсутствует целостный (системный) взгляд на многие проблемы налоговых систем РФ и зарубежных стран.

Указанное обстоятельство свидетельствует о существенном практическом и теоретическом значении изучения налоговых систем.

Цель данной работы – дать сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран.

Объектом исследования являются налоговые системы РФ и зарубежных стран

Предмет исследования – сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран.

В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи:

  • рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
  • показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
  • рассмотреть налоги и сборы в РФ и дать их классификацию;
  • дать общее понятие налоговых систем зарубежных стран;
  • показать налоговую систему США;
  • показать налоговую систему Канады;
  • выявить общие принципы реформирования налоговых систем;
  • сравнить налоговые системы РФ, США и Канады;
  • определить основные аспекты международного сотрудничества РФ в области налогообложения.

Степень разработанности темы: тема нашла свое отражение в работах таких ученых, как Черник Д.Г., Мещерякова О.В., Тихоцкая И.С., Булатов А.Ф., Романовский М.В., Колчин С.П., Горский И.В., Князев В.Г.

Теоретико-правовое исследование налоговых правоотношений в РФ и зарубежных странах осуществляли такие авторы, как Абрамчик Л.Я., Бондаренко Т.А., Горяченко О.Ю., Давыдова М.В., Казаков В.В., Карасева М.В., Крохина Ю.А., Кучеров И.И., Майбуров И.А., Пантелеев А.И., Скляренко З.А., Соколова Э.Д. и др. Однако многие проблемы так и остались нерешенными.

Ряд исследований посвящен проблемам несовершенства налоговых систем. Это работы Д.И. Аминова, А.П. Бембетова, А.А. Витвицкого, Б.В. Волженкина, Ю.А. Гладышевой, П.М. Годме, Л.И. Гончаренко, А.П. Зрелова, Ю.Ф. Кваши и других ученых, но характер этих работ, в большей своей массе, носит дискуссионный характер. Существующие труды российских ученых посвящены общим вопросам международного налогообложения, а публикации зарубежных экономистов не учитывают российской специфики.

Теоретической основой исследования стали труды российских и зарубежных специалистов, раскрывающие сущность и основные аспекты функционирования налоговых систем в РФ и зарубежных странах. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы исследования, в том числе: конкретно-исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие методы, широко применяемые в экономической науке. Их применение позволило исследовать рассматриваемые объект и предмет во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Научная новизна работы связана с анализом налоговых систем РФ и зарубежных стран на современном этапе 2010-2012 гг., определением путей использования опыта зарубежных стран в организации функционирования и правового регулирования налоговой системы в Российской Федерации.

Практическое значение исследования состоит в том, что методология, основные положения, аналитические выводы исследования могут быть использованы в работе представительных и исполнительных органов власти по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации, развитию отдельных видов налогов, повышению их собираемости, корректировке налогового законодательства, стабилизации финансового положения в стране и обеспечения устойчивости бюджетов всех уровней.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1 Теоретические основы налоговой системы РФ

1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ

Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ подробно исследовались в работах Е.П.Богдановой, О.А.Борзуновой, Н.Г. Дмитриевой, А.Ю. Рыманова , В.А. Скрипниченко и др. авторов. По мнению Е.П.Богдановой, налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу— изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований. Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются виды налогов и сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов (рис.1) 1 .

Рисунок 1 - Налоговая система РФ

Н.Г. Дмитриева под налоговой системой понимает совокупность прямых и косвенных налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания 2 .

Рисунок 2 - Налоговая система РФ

Базис действующей сегодня налоговой системы РФ заложен в 1992 году, когда был принят внушительный свод законов РФ об отдельных видах налогов. Однако, даже принимая в расчет тот факт, что большинство из законодательных актов претерпели значительные изменения или вовсе были упразднены, основы построения налоговой системы остались неизменными 3 .

Единая налоговая система России строится на следующих базовых принципах, установленных НК РФ:

  1. Принцип всеобщности налогообложения 4 . Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах равенства.
  2. Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах справедливости.
  3. Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  4. Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.
  5. Принцип рентабельности налоговых мероприятий: налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики; налогоплательщика.
  6. Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации 5 , которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  7. Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.
  8. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ. На практике заметно очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно – законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне (НК РФ), более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной, которая фактически дезавуирует всю систему в целом. В этой ситуации следует точно определить, что должно являться объектом анализа: реальное положение дел или формальная сторона функционирования налоговой системы.

Содержание

Введение ____________________________________________________ стр. 3
Глава I. Понятие налоговой системы. Организация налоговой системы Российской Федерации
1. Понятие и сущность налога. Понятие налоговой системы _________ стр. 5
2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации ______ стр. 7
3. Виды налогов в РФ _________________________________________ стр. 13
Глава II. Современное европейское налогообложение (на примере Великобритании, Франции, Германии)
1. Налоги Великобритании _____________________________________ стр. 15
2. Налоги Франции ___________________________________________ стр. 18
3 Налоги Германии ___________________________________________ стр. 20
ГЛАВА III Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран
1. Общие принципы реформирования налоговых систем ___________ стр. 23
2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран _______________________________________________________ стр. 26
Заключение _________________________________________________ стр. 30
Список литературы ___________________________________________ стр. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

Ставка в Великобритания %

Ставка во Франции %

Ставка в Германии %

Налог на прибыль

Налог на имущество

свыше 800.000 евро

Проведем сравнительный анализ систем налогообложения таких развитых стран, Великобритания, Германия, Франция. (Выбор исследуемых стран обусловлен показателями их ВВП на душу населения.)

Фискальная функция присуща всем налогам, без выполнения этой функции система налогообложения теряет всякий смысл. При формировании эффективной фискальной системы необходимо выполнение таких условий, как относительная простота расчетов и легкость сбора налогов, сохранение стабильности, система препятствий на путях уклонения от выплаты тех или иных налогов. Налоговые системы зарубежных развитых стран указанную функцию выполняют достаточно успешно11.

Социальная функция в самом общем виде направлена на соблюдение при налогообложении принципов социальной справедливости12.

Производственно-стимулирующая функция требует от налоговой системы функционирования таким образом, чтобы как минимум не подрывать стимулы к производственной или, шире, к экономической деятельности, а в лучшем случае усиливать эти стимулы. Для сравнения эффективности налоговых систем зарубежных стран исходя из выполнения ими данной функции были проанализированы налоги на корпорации в каждой из выбранных стран.

Современные ставки налога на прибыль в большинстве развитых странах колеблются от 30 до 40 %. Однако, необходимо учитывать и льготы по налогу, которые весьма различаются по странам и оказывают существенное влияние на сумму налога.

Налоговая система Великобритании, являясь довольно сложной, определяет более льготные условия налогообложения по сравнению с большинством других европейских стран за счет значительно более низких обязательных социальных налогов при стимулировании добровольных взносов и сбережений и несколько более низких ставок подоходных налогов с корпораций и физических лиц13.

Францию среди развитых стран отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального назначения. Налоговая система Франции является жесткой по отношению к физическим лицам и семьям, имеющим высокие душевые доходы, но применение значительных вычетов из базы индивидуального подоходного налога приводит к снижению его вплоть до нуля для бедных слоев населения.

Для предприятий малого бизнеса установлены одни из самых высоких налогов и обязательных отчислений. В целом, можно заключить, что налоговая система Франции по сравнению налоговыми системами США и Великобритании является более жесткой по отношению к корпорациям и личным доходам граждан.

Значение льгот в налогообложении прибыли весомо для большинства стран и в количественном отношении. Общая ставка налога на нераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее той части промыслового налога, которая, по сути, является налогом на капитал, и льгот снижается примерно на 16%.

В целом поиски оптимального сочетания фискальной и производственно-стимулирующей функций в налоге на прибыль привели к достаточно умеренному его значению в общих налоговых поступлениях, особенно по сравнению с такими налогами как индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги на потребление.

Наиболее эффективны в рассматриваемом аспекте, на наш взгляд, налоговые системы Великобритании. Несмотря на определенные различия в системах налогообложения этих стран, умеренные ставки налога на прибыль корпораций и весомые льготы обеспечивают благоприятные условия для развития бизнеса.

В таких странах, как Германия, Франция ставки налога на прибыль корпораций колеблются в пределах 14% - 47%, а значение налоговых льгот не столь велико. В основном они используются для стимулирования создания новых предприятий, стимулирования инвестиций, связанных с внедрением техники и технологии экологического типа, с экономией в потреблении энергии, воды, а также для ускорения развития экономически отсталых регионов.

Таким образом, модернизация налоговой системы Российской Федерации должна быть ориентирована на выделение наиболее эффективных элементов из налоговых систем рассмотренных стран. Однако с точки зрения одновременного учета требований оптимального бюджетного федерализма следует ориентироваться на построение налоговых систем в Германии, где налоговая система "инкорпорирована".

Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще и системы налогообложения в частности является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно, на наш взгляд, использовать метод сравнения данной системы с ее аналогами для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.

Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу систем налогообложения федеративных (по существу) государств является то, что возможность применения в российской налоговой практике тех или иных элементов, методов, структурных решений в обязательном порядке должна оцениваться с учетом реально сложившегося уровня социально – экономического развития конкретных стран, особенностей протекания социально – экономических процессов, а также (что, по нашему мнению, особенно важно) целей и задач (причем не только экономических, но и политических), которые стоят перед данным государством.

Совокупность вышеперечисленных характеристик определяет адекватность применяемой системы налогообложения исходя как из принципов, положенных в ее основу, так и из конкретных способов ее реализации. При этом следует иметь в виду, что сложная социально – экономическая система, элементом которой является система налогообложения, обладает достаточно высокой динамикой изменений (которые на отдельных периодах ее развития могут носить не только прогрессивный, но и регрессивный характер, о чем свидетельствует опыт проведения экономических реформ в России), что требует соответствующего регулирования налогового процесса в оперативно, стратегическом и тактическом режимах.

Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ. На практике заметно очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно – законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне (НК РФ), более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной, которая фактически дезавуирует всю систему в целом. В этой ситуации следует точно определить, что должно являться объектом анализа: реальное положение дел или формальная сторона функционирования налоговой системы. По нашему мнению, именно первый объект позволяет наиболее адекватно оценить действующую налоговую систему как важнейший элемент национальной экономики, но вместе с тем это ставит под сомнение абсолютную корректность использования в ходе анализа количественных характеристик, поскольку уровень налоговых ставок не определяет в полной мере фискальную и экономическую значимость того или иного вида налога, а размер и доля налоговых платежей в структуре налоговых доходов обусловлены не только начисленными суммами14.

Инвестиционный потенциал налоговой системы России включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной административной процедурой их задействования и, во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.

Региональный потенциал системы налогообложения Росси следует оценивать с двух точек зрения: во – первых, требования НК РФ оставляют весьма ограниченные возможности для проведения хотя бы в узких пределах самостоятельной региональной налоговой политики, а во-вторых, отдельные автономные территории получают значительные налоговые льготы, которые оформляются вне рамок налогового законодательства. Последнее обстоятельство означает, что наличие возможностей регионального стимулирования является не сильной, а слабой стороной налоговой системы.

Отраслевой потенциал как элемент российской системы налогообложения представлен фактически только практикой ее функционирования, которая свидетельствует о том, что предоставление отраслевых налоговых льгот имеет бессистемный характер и часто лишено экономического смысла, что позволяет предложить их лоббистский характер.

Конкурентный потенциал данной системы следует признать весьма низким (отсутствует даже такой его механизм, как прогрессивное налогообложение доходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокий общий уровень монополизации в экономике.

Таким образом, очевидно, что у нашей страны имеются значительные резервы в повышении инвестиционного, отраслевого и конкурентного потенциала налоговой системы, а также повышения её фискальной функции в части доходов физических лиц и налогообложения собственности. Эти задачи, возможно, будут решаться в процессе дальнейшего развития и совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) СЗ РФ.2009. № 4. ст. 445.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013) СЗ РФ. 1998. ст. 3824.

3. Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»// СПС Консультант плюс (не вступил в законную силу)

4. Балабин В.И. Налоговое право: теория, практика, споры. - М.: Экономика, 2007.

5. Глухо В.В., Дольдэ И.В. Налоги: теория и практика. Учебное пособие. - СПб.: Специальная Литература, 2006. - 286с.

6. Гуреев В.И. Российское налоговое право. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2007.

7. Гуров А.А. Анализ понятия "налоговая система Российской Федерации" // Российский следователь. 2009. N 20. С. 29 - 30.

8. Жигачев А.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник налогового права // СПС КонсультантПлюс. 2010.

9. Иншина Р.С. Налоговая система России на современном этапе и основные направления налоговой политики РФ // СПС КонсультантПлюс. 2010.

10. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. - М.: Изд-во «Манускрипт», 2005.

11. Куксин И.Н. Налогообложение и налоговая политика в России. – М.: Граница, 2007.

12. Мартинез Вагез Хорхе, Мак Наб Роберт. Налоговые системы стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рынку. – Атланта: Университет штата Джорджия, 2007.

13. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник – М.: Фонд «Правовая культура», 2005.

14. Мутулова С.С. Прозрачность налоговой системы в России и проблема парафискалитетов // Налоги. 2012. N 6. С. 7 - 9.

15. "Налоги" (журнал), 2006, N 1

16. Налоговая система России: Учеб. Пособие под ред. Д.Г. Черника, А.З. Дадашева. - М.: АКДИ, 2008. - 296с.

17. Налоговый кодекс в системе источников налогового права России (к итогам кодификации налогового законодательства (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

18. Основы налоговой системы (второе издание) / под ред. Д.Г. Черник, А.П. Починок, В.П. Морозов. – М.:ЮНИТИ, 2007.

19. И.Г.Русакова, В.А.Кашин и др. Налоги и налогообложение. Уч. пособие. М.: ЮНИТИ, 2000г. - 493с.

20. Сутыркин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. – М.: ДС «Экспресс ИНК», 2007.

21. Семенихин В.В. Отпуск и налог на прибыль // Налоги. 2013. N 30. С. 7 - 13.

22. Семенихин В.В. Страховые взносы и УСН, специальные тарифы, в том числе при применении ЕНВД, и Письмо N 15-03-11/08-16893 // Налоги. 2013. N 29. С. 9 - 17.

23. Соколова Э.Д. Проблемы совершенствования правового регулирования налоговой системы России // Финансовое право. 2012. N 1. С. 33 - 36.

24. Лермонтов Ю.М. Совершенствование специальных налоговых режимов: государство стимулирует развитие малого бизнеса: Практический комментарий к Федеральному закону от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс. 2012.

Читайте также: