Налоговые проверки в 2011 году

Опубликовано: 30.04.2024

Докладчики

программа


1. Разрешенные законом мероприятия налогового контроля (камеральные, выездные и повторные проверки). Ограничения на их проведение (ст.37 Закона 212-ФЗ). Доступ инспекторов на территорию организации. Осмотр и инвентаризация имущества налогоплательщика. Права налогоплательщика при истребовании и выемке документов. Недопустимые методы сбора информации о налоговых нарушениях. Ограничение на участие органов внутренних дел в налоговом контроле. Оформление результатов проверки (справка об окончании проверки, акт, типичные нарушения закона проверяющими при составлении акта). Право налогоплательщика на возражения по акту. Презумпция добросовестности налогоплательщика. Защита прав налогоплательщика при наложении штрафных санкций. Сроки давности привлечения к ответственности, списание недоимок. Вынесение решения по результатам проверки. Право налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки (ст.101 НК РФ). Досудебное и судебное обжалование решений налоговых органов.

2. Проверки, проводимые Пенсионным Фондом и ФСС за 2010-2011 г.: новые виды контроля, новый порядок проведения проверок, новые штрафы.

3. Виды первичных документов. Унифицированные формы. Обязательные реквизиты первичных документов. Общие правила заполнения документов. Внесение исправлений в первичные учетные документы. Случаи, когда правка запрещена.Право подписи первичных документов. Приказ о праве подписи. Передача права подписи на основании доверенности. Факсимильная подпись. Последствия подписания документов ненадлежащим лицом. Должен ли налогоплательщик проверять правомерность подписи на документах, полученных от контрагентов. Применение в документах «не рублевых» измерителей. Претензии проверяющих, права организации.Легализация первичных документов, оставленных на иностранных языках. Хранение документации. Сроки и организация хранения первичных документов. Ответственность бухгалтера и руководителя за хранение документации. Хранение документов не по юридическому адресу.Электронный документооборот. Когда требуется распечатка. Санкции за отсутствие первичных документов Восстановление утраченных первичных документов. Доступ к информации, содержащейся в первичной и отчетной документации. Истребование и выемка документов. Доступ должностных лиц контролирующих органов к местам хранения документов. Права организации. Реализация Закона 229-ФЗ с 02 сентября 2010 г.

4. Особенности оформления отдельных видов первичных документов. Договор и акт, как первичные документы. Сложные случаи. Что делать, если контрагент не выставляет (отказывается подписывать) акт. Документальное оформление расходов на ремонт основных средств и ремонтно-строительные работы. Документация по труду и его оплате: типичные ошибки при оформлении и их налоговые последствия. Кассовые документы – типичные проблемы при оформлении.Применение форм ТОРГ-12 и товарно-транспортной накладной – типичные заблуждения и ошибки. Особенности оформления отгрузочных документов индивидуальным предпринимателем. Путевые листы – требования к оформлению, ошибки, выписка путевых листов не автотранспортными предприятиями, при использовании арендованного транспорта и личного транспорта работников. Первичные документы на бланках строгой отчетности. Требования к оформлению. Ошибки при предъявлении НДС к вычету на основании документов строгой отчетности. Требования к электронным билетам, путевкам, приобретаемым для работников, счетам гостиниц.

5. Типичные ошибки налогообложения НДС:
• ошибки при ведении раздельного учета по облагаемой и не облагаемой налогом деятельности;
• ошибки в счетах-фактурах;
• ошибки при наличии деятельности, облагаемой НДС и ЕНВД;
• ошибки при осуществлении налоговых вычетов.

6. Изменения в главе 21 НК РФ с 1 октября 2011(Закон 245-ФЗ от 19 июля 2011 г.).

7. Типичные ошибки налогообложения налогом на прибыль:
• отсутствие явной экономической оправданности расходов;
• ошибки, связанные с налоговым учетом основных средств(письмо МФ РВ №03-03-10/18 от 10.03.2011);
• ошибки в учете материальных расходов, учет спецодежды и СИТЗ (письмо МФ РФ №03-03-06/1/143 от 16 марта 2011 г.);
• ошибки в учете расходов на оплату труда, на командировки;
• ошибки в учете рекламных и представительских расходов;
• ошибки в учете и выбытии амортизируемого имущества;
• ошибки в признании доходов и расходов по ценным бумагам.

8. Новые правила исправления ошибок «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010). Приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н.

9. Федеральный закон от 16.10.10 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

10. Электронный документооборот, электронная цифровая подпись, порядок хранения документов, требования к оформлению первичных учетных документов

Результат: полная информация по двум темам:
• налоговые проверки;
• документооборот в бухгалтерском и налоговом учете.

Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка организации по НДС за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. Проверка начата 30.09.2014, окончена 14.05.2015, акт от 15.05.2015. В решении ИФНС на проведение проверки указан общий период (без отражения конкретных налоговых периодов). Решения по изменению (уточнению) периодов проверки ИФНС в ходе проверки не принимались. Налогоплательщиком в ходе проведения налоговой проверки были представлены уточненные налоговые декларации (12.11.2014, 17.11.2014, 25.11.2014):

- за I квартал 2011 года (сумма налога к доплате);

- за II квартал 2011 года (сумма налога к уменьшению);

- за III квартал 2011 года (сумма налога к уменьшению);

- за IV квартал 2011 года (сумма налога к уменьшению).

Кроме того, 25.02.2015 (в ходе проверки) налогоплательщиком представлены уточненные налоговые декларации:

- за I квартал 2013 года (сумма налога к уменьшению);

- за II квартал 2013 года (сумма налога к уменьшению);

- за III квартал 2013 года (сумма налога к доплате);

- за IV квартал 2013 года (сумма налога к уменьшению).

В акте налоговой проверки (15.05.2015) налоговым органом отражено:

1) уточненные налоговые декларации по НДС за II и III кварталы 2011 года представлены в налоговый орган 17.11.2014 и 25.11.2014, т.е. за пределами трехлетнего периода после срока уплаты за соответствующий налоговый период, что является основанием для отказа в возврате и зачете налогов;

2) в соответствии со ст. 88, ст. 176.1 НК РФ налоговым органом проводится камеральная проверка декларации по НДС за IV квартал 2013 года, представленной 25.02.2015. Так как решение по результатам камеральной проверки на дату акта выездной проверки налоговым органом не вынесено, то результат данной проверки будет учтен на дату вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки.

Правомерна ли выездная налоговая проверка деклараций по НДС на основании решения от 30.09.2014 за период с 01.01.2011, т.к. налоговый период по НДС - квартал? В связи с представлением уточненных налоговых деклараций по НДС за 2011 год в ходе выездной проверки должны ли быть внесены изменения в решение о назначении проверки с уточнением периода проверки, или считается, что этот период уже указан изначально в решении о назначении? Может ли быть оспорено решение налогового органа по данной проверке в связи с нарушением отражения проверяемого периода в решении о назначении проверки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

На основании решения о проведении выездной налоговой проверки от 30 сентября 2014 года правомерно проведение проверки периода с 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года.

Внесение изменений и дополнений в решение о проведении выездной налоговой проверки в части изменения периодов проверки не предусмотрено, в том числе для случаев представления уточненных налоговых деклараций. При этом ФНС России указывает на недопустимость таких изменений.

Налоговые проверки (камеральные и выездные) являются одной из форм проведения налогового контроля. Их целью является контроль за соблюдением налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 82, ст.ст. 87, 88, 89 НК РФ).

Как правило, выездная налоговая проверка налогоплательщика проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение, вынесенное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения организации (п. 1, п. 2 ст. 89 НК РФ, приложение N 3 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

В рамках выездной проверки может быть проверена правильность исчисления и своевременность уплаты как одного, так и нескольких налогов (п.п. 3, 4 ст. 89 НК РФ). В данном случае предметом проверки является НДС.

В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ предмет проверки (т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке), а также периоды, за которые проводится проверка, указываются в решении о проведении проверки в числе обязательных реквизитов.

Как установлено п. 4 ст. 89 НК РФ, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ. Причем указанные условия, в частности о периоде, исчисляемом календарными годами, не ставятся в зависимость от налогового периода, установленного в отношении конкретного проверяемого налога.

Поскольку в рассматриваемой ситуации решение о проведении налоговой проверки датировано 30.09.2014, то проверкой правомерно охвачен период за 2013, 2012 и 2011 календарные годы. Как мы поняли из вопроса, в данном случае решение содержит указание на проверяемый период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года, что соответствует как положениям п. 4 ст. 89 НК РФ, так и фактически проверенному периоду. При таких обстоятельствах мы не видим нарушений в порядке отражения проверяемого периода в решении о проведении выездной налоговой проверки.

Отметим, что из общего правила об ограничении проверки 3 календарными годами, предшествующими году проверки, предусмотрено исключение. На основании абзаца 3 п. 4 ст. 89 НК РФ в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Кроме того, условие об ограничении срока проверки не учитывается при повторных выездных проверках, если в представленных уточненных налоговых декларациях сумма налога корректируется в сторону уменьшения (абзац 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Как разъясняется налоговой службой, положения абзаца 3 п. 4 ст. 89 НК РФ применимы лишь в случае, когда уточненная налоговая декларация представляется за период, превышающий 3 календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация. Смотрите письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792, п. 1.3.2 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок" (далее - Письмо N АС-4-2/13622@)*(1).

Иными словами, период проверки мог бы быть увеличен, если, к примеру, уточненные декларации были представлены в 2014 году за 2010 год. В таком случае должностные лица налогового органа, проводящие проверку, могли бы проверить еще 2010 год. Однако в данном случае уточненные декларации по НДС представлены в пределах проверяемого периода (2011-2013 годы), что не требует изменения (увеличения) периода выездной проверки.

Кроме того, из приведенных выше разъяснений, а также постановлений судов, можно сделать вывод, что уточненная декларация, представленная за период, превышающий 3 календарных года, предшествующих году её представления, может быть проверена в рамках самостоятельной выездной проверки (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2013 N Ф02-2864/13 по делу N А33-11526/2012, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 N 04АП-1549/15, Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.03.2013 N 03АП-831/13).

Как мы уже отмечали, решение о проведении выездной налоговой проверки в обязательном порядке должно содержать указание на проверяемый период и предмет проверки - проверяемые налоги (п. 2 ст. 89 НК РФ). Некорректное заполнение решения в части существенных реквизитов, к которым относится период проверки, может впоследствии послужить основанием для оспаривания вынесенного по результатам этой проверки решения налогового органа (п. 14 ст. 101 НК РФ).

При этом нормы ст. 89 НК РФ не предусматривают возможности корректировки (уточнения) обязательных реквизитов ранее вынесенного решения. В частности, не предусмотрено изменение периодов выездной налоговой проверки после вынесения руководителем инспекции решения и начала проведения проверки (постановление ФАС Уральского округа от 16.04.2012 N Ф09-2750/12 по делу N А07-14659/2011).

В п. 1.2 Письма N АС-4-2/13622@ налоговая служба указывает, что внесение изменений и дополнений в ранее принятое решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки в части изменения проверяемых налогов и (или) периодов недопустимо. В то время как, например, предусмотрена возможность внесения изменений, касающихся состава проверяющих лиц, а также связанных с реорганизацией налогоплательщика - проверяемого лица (смотрите также приказ ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@).

На наш взгляд, даже в случае представления уточненной налоговой декларации в ходе проведения выездной проверки по тому же налогу и за пределами 3-летнего срока, корректировки ранее выданного решения о проведении выездной проверки не требуется. Полагаем, в таком случае выносится отдельное решение. Разъяснений официальных органов по данному вопросу мы не обнаружили.

Дополнительно смотрите в материале: Энциклопедия решений. Изменения в решение о проведении выездной налоговой проверки.

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. При этом срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, составляемой в последний день проведения проверки и вручаемой налогоплательщику (п. 8, п. 15 ст. 89 НК РФ).

В свою очередь, акт по результатам налоговой проверки должен быть составлен в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ).

При этом у налогового органа существует возможность продления или приостановления проверки на определенные сроки и по установленным основаниям. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России (до 12 июня 2015 года - приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@) (п. 6 ст. 89 НК РФ), а основания и сроки приостановления выездной проверки - в п. 9 ст. 89 НК РФ.

Подробнее Вы можете ознакомиться в материале: Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Решение о проведении выездной налоговой проверки;

- Энциклопедия решений. Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение итогового решения по ней;

- Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) В приведенных письмах указаны и иные условия для применения положений абзаца третьего п. 4 ст. 89 НК РФ. В частности, имеет значение, проводилась ли ранее выездная налоговая проверка по тому налогу и за тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация, так как п. 4 ст. 89 НК РФ не предоставляет налоговому органу право проведения повторной выездной налоговой проверки по одному и тому же основанию, ограниченное п. 5 ст. 89 НК РФ.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Связано это с тем, что к выездной проверке инспекция готовится заранее и проверяет существенный период деятельности налогоплательщика. Однако, если Вы считаете, что выездная налоговая проверка обязательно состоится в Вашей компании через 3 года после начала работы, то это не так.

Ресурсы налоговых органов ограничены и, в ситуации, когда на учете в каждой инспекции г. Москвы находятся десятки тысяч налогоплательщиков, понятно, что выездными проверками не могут быть охвачены все организации.

Поэтому, для более эффективного отбора компаний на выездные проверки, разработан целый ряд критериев, по которым выбирают компании, подлежащие выездным проверкам.

Часть из этих критериев носит открытый характер и Вы можете с ними ознакомиться в письме «О критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок».

Самыми распространенными критериями для включения в план выездных проверок являются:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
  2. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Значительность определяется следующим образом: доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
  3. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части упрощенной системы налогообложения – неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

  • Доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;
  • Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;
  • Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;
  • Предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 60 млн. рублей.

Итак, после того, как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под эти критерии, налоговым органам нужно обосновать предполагаемую сумму доначислений по выездной проверке. При этом, план выездных проверок – это тайна за семью печатями и, в отличие от проверок пожарных, трудовой инспекции и т.д., план выездных проверок никогда не публикуется в открытых источниках.

Поэтому организации, как правило, о выездной проверке узнают в момент получения решения о проведении выездной проверки. При этом, в большинстве случаев решение на руки не выдается, а Вы лишь расписываетесь в том, что ознакомлены с таким решением.

Однако, зачастую, о предстоящей проверки можно узнать по косвенным признакам, поскольку перед включением в план проверок налоговая инспекция проводит предпроверочный анализ.

В частности, для сбора информации о компании налоговая инспекция направляет запросы о движении денежных средств по счетам в банках, пользуется открытыми источниками информации и т.д. Поэтому, если Ваш банк сообщил о том, что пришел запрос о предоставлении сведений о движении денежных средств – это верный признак того, что Вы попали «в short list» проверяющих.

Определив «подозреваемое» предприятие на основании указанных способов анализа, налоговый инспектор должен внести его в план выездных проверок. Впоследствии сотрудник налоговой инспекции должен оценить, насколько целесообразно проводить проверки у контрагентов и аффилированных лиц проверяемой организации.

Как было сказано выше, самым первым «этапом» включения в план проверок является определение формальных признаков того, подходите ли Ваша организация для проведения проверки.

Гарантируем, что наш специалист свяжется с Вами. Мы постараемся максимально четко ответить на Ваш вопрос и разъяснить все тонкости и возможные пути решения проблемы.

Другие виды налоговых проверок:

Встречная налоговая проверка (”встречка”) проводится только в рамках выездных или камеральных проверок.

Это самый частый вид проверки. Чаще всего это только арифметическая проверка декларации.

Есть вопросы по налогам? Задайте их нашим экспертам и получите персональную консультацию

Согласно действующему налоговому законодательству установлены два вида проверок.

Понятие налоговой проверки, виды и классификации

Налоговая проверка может быть камеральная и выездная. Каждый из этих видов регулируется Налоговым кодексом.

Под понятием «налоговая проверка» понимается совокупность действий со стороны налогового органа, которые нацелены на проверку, контроль и правильность перечислений от плательщика в государственный бюджет соответствующего уровня налогов, сборов, причитающийся пени при их наличии, а также штрафов.

Виды налоговых проверок классифицированы по характеру действий. Камеральная налоговая проверка подразумевает проверку налоговым органом по месту его нахождения всей документации, которая имеется в распоряжении, а также сопоставление с теми документами, которые представляют в налоговый орган плательщики. То есть это проверка, так называемая – номинальная, а не фактическая, на местах.

Выездная налоговая проверка подразумевает проверку уже на месте – по месту нахождения плательщика.

Цель такой проверки – сопоставление достоверности и полноты представляемых сведений от плательщика, проверку всех деклараций, отчетов, расчетов, которые плательщик ведет в ходе своей деятельности. Решение о том, что налоговая проверка будет носить выездной характер, принимает руководитель или исполняющий его обязанности и функции лицо налогового органа.

Если плательщик не в состоянии предоставить для проверки помещения, то налоговый орган вправе изъять всю необходимую для проверки документацию и провести проверку на своей территории.

Ранее виды налоговых проверок включали в себя и встречную проверку, но на сегодняшний день эта налоговая проверка трансформировалась в запрашивание и истребование документации с плательщика налоговыми органами для сопоставления данных.

Несмотря на то, что термин «встречная налоговая проверка» исключен из Кодекса, сама проверка, по сути, осталась – сверка документации, цель которой проверка подлинности и достоверности предоставляемых данных.

Особенности проведения проверок

Основной задачей любой налоговой проверки является проверка документов, связанных с доходами и расходами плательщика, уплаты с этих доходов и расходов налогов и сборов, которые причитаются по закону этому плательщику. Но каждая налоговая проверка имеет свои особенности.

Так, по результатам камеральной проверки плательщику выдается акт налоговой проверки, который содержит в себе все данные о проведенном сравнении документов.

При этом направляется акт налоговой проверки, как правило, в электронном виде плательщику с использованием сети Интернет. А по результатам выездной проверки – на бумажном носителе.

Акт налоговой проверки в любом случае содержит следующие данные:

  • наименование организации;
  • вводную часть;
  • описательную часть;
  • итоговую часть.

В вводной части обязательно указывается, какой именно налоговый орган решил провести проверку, номер этого органа, имя руководителя, дату проведения проверки. Кроме того указываются, в отношении каких налогов и сборов проводилась проверка, меры для осуществления контроля за исполнением налогового законодательства.

В описательной части акт налоговой проверки прописывает факты о выявленных нарушениях или отсутствии таких фактов, мелкие недочеты, которые необходимо будет устранить плательщику.

К каждому факту нарушения или недочета должны быть приписаны ссылки на нормативно-правовые акты, которые регулируют конкретный вопрос, ссылки на указанные нарушения, способы их устранения, меры наказания при неисполнении.

В итоговой части указываются способы устранения выявленных нарушений, а также данные тех, кто проводил проверку. В итоговой части так же прописывается право плательщика на выдвижение возражений по проведенной проверке.

Выездная проверка содержит некоторые особенности при проведении. Так, представители налоговых органов вправе запрашивать любые документы, непосредственно связанные с деятельность плательщика в вопросах налогообложения, получения прибыли или расходов, а плательщик не вправе утаивать наличие таких документов.

Время налоговой проверки камерального типа составляет ровно три месяца после подачи декларации. То есть: плательщик подает налоговую декларацию на рассмотрение в налоговый орган, а он в свою очередь в течение трех месяцев проводит проверку в отношении плательщика.

Если же проверка носит выездной характер, то срок на проведение составляет – 2 месяца. Однако в некоторых случаях она может быть продлена до 4-6 месяцев.

Повторная проверка

Повторная налоговая проверка может проводиться в двух случаях:

  • при решении вышестоящего налогового органа;
  • при подаче плательщиком уточненной декларации, которая является основанием для снижения налоговой ставки.

В первом случае проведение налоговых проверок обуславливается сразу двумя моментами: для проверки работы налогового органа, который проводил первую проверку, и для проверки соответствия налоговому законодательству плательщика.

Во втором случае проверка проводится для того, чтобы проверить новые данные, полученные от плательщика. Так, при уточненной налоговой декларации нередко сумма НДС уменьшается, что ведет к сокращению поступающих в государственный бюджет средств.

Обязанность налогового органа - проверить достоверность сведений и оснований для такого уменьшения.

Повторная проверка на основе уточненной декларации проводится в установленные законом сроки – до трех месяцев. Если в ходе проверки обнаруживаются нарушения, а декларация приобретает статус недостоверной и неточной, то плательщика об этом уведомляют путем направления акта о проверке. При этом о камеральной проверке плательщика не всегда уведомляют – это право налогового органа.

Обязанностью у налогового органа является направление акта о рассмотрении материалов налоговой проверки в отношении плательщика.

Лица, которые проводят проверки

Камеральную проверку, согласно налоговому законодательству, проводят уполномоченные лица – сотрудники налогового органа, к которому территориально относится плательщик, непосредственно после поступления на рассмотрение декларации.

Выездную налоговую проверку проводят уполномоченные и назначенные руководителем налогового органа лица. Руководитель назначает дату проверки, назначает лиц, которые будут ее проводить, устанавливает ответственных за проведение и извещение плательщиков о проверке.

Кристина Шперлик

В 2018 году налоговые органы в полной мере используют ст. 54.1 НК РФ при проведении мероприятий налогового контроля. Как в связи с этим изменился характер проверок и на что нужно обращать внимание налогоплательщикам?

Юрист компании «Туров и партнеры» Денис Морозов объясняет , какие изменения претерпели налоговые проверки в этом году, на какие особенности должны обращать внимание предприниматели и как лучше всего подготовиться к выездной проверке.

19 августа 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым введена ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». В 2018 году налоговые органы в полной мере используют эту статью при проведении мероприятий налогового контроля. Основной причиной доначислений является невозможность налогоплательщика доказать проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Налогоплательщикам запрещено уменьшать налогооблагаемую базу и принимать вычеты при наличии одного из следующих оснований:

  1. Искажены сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
  2. Основной целью совершения сделки являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  3. Обязательство по сделке исполнено не лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком. Исключением является, передача обязательств по исполнению сделки иному лицу по закону или договору.

Обстоятельства, которые не могут сами по себе служить основанием для предъявления налоговых претензий (п. 3 ст. 54.1 НК РФ):

1) первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;

2) контрагент нарушил налоговое законодательство;

3) налогоплательщик мог получить тот же результат экономической деятельности при совершении иных сделок (операций).

Положения п. 2 ст. 54.1 Кодекса не предусматривают для налогоплательщиков негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев.

Налоговые претензии возможны только при доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения сделки (операции) контрагентом и несоблюдении налогоплательщиком установленных п. 2 ст. 54.1 Кодекса условий (Письмо ФНС РФ от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@).

Обязанность проверять контрагента в законе не установлена. Тем не менее, с учетом ст. 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@) проявление должной осмотрительности важно для доказательства добросовестности налогоплательщика и контрагента.

В целях самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов налогоплательщики могут использовать общедоступные критерии оценки рисков, отраженные в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

На что обращает внимание налоговая

  1. Отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров.
  2. Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
  3. Отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
  4. Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей.
  5. Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам.
  6. Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Какие документы и какую информацию затребует налоговая служба относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента

  1. документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагента;
  2. источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  3. результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  4. документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  5. деловую переписку с контрагентом.

8 изменений в налоговом администрировании 2017 года

Годом ранее произошло много других изменений, о которых рассказывал на вебинаре «Выездные налоговые проверки в 2017 году» аудитор и налоговый адвокат Александр Матиташвили.

1. Уплатить налоги и сборы за компанию праве третьи лица (поправки в п. 1 ст. 45 НК РФ).

Такое правило действует с 30 ноября 2016 года. Также с 1 января 2017 года третьи лица могут уплатить за компанию страховые взносы.

В настоящее время в п. 1 ст. 45 НК РФ сказано, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, но это лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного налога за налогоплательщика.

2. С 1 января 2017 года процесс взыскания налогов с поручителей для налоговиков упростился (поправки в п. 3 ст. 74 НК РФ).

Теперь инспекторы вправе взыскать неуплаченный налог с поручителей во внесудебном порядке. В 2016 году такое взыскание налоговый орган мог произвести только с привлечением судов.

3. С 1 октября 2017 года сумма пени за просрочку по налогу будет зависеть от периода просрочки (поправки в п. 4 ст. 75 НК РФ).

Организация, которая опоздала с уплатой налога более чем на 30 дней, должна будет заплатить пени исходя из расчета 1/150 ставки рефинансирования. За период просрочки до 30 дней включительно пени рассчитываются исходя из старой ставки — 1/300 ставки рефинансирования.

До 1 октября 2017 года при расчете пени количество дней просрочки роли не играет.

4. С 1 января 2017 года компания, не подав пояснения в инспекцию, рискует получить штраф по ст. 129.1 НК РФ.

Размер штрафа составляет 5 000 руб. Если в течение календарного года допускается повторное нарушение, то штраф увеличивается до 20 000 руб.

Инспекторы вправе запросить у компании пояснение в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ): 1) если компания заявляет в декларации убыток; 2) если организация показывает в уточненной декларации налог к уменьшению; 3) если инспекторы находят в декларации ошибки и противоречия.

5. Налоговики получили полный доступ к информации о движении денежных средств не только проверяемого налогоплательщика, но и всех его контрагентов.

Благодаря Федеральному закону от 03.07.2016 № 240-ФЗ инспекторы имеют право запрашивать в банках справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций, которые являются контрагентами тех лиц, в отношении которых проводится налоговая проверка либо у которых истребуются документы.

7. Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ дает право налогоплательщикам лично участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы.

Такое правило касается не всех решений по выездным налоговым проверкам и применяется в двух случаях: когда при рассмотрении апелляционной жалобы выявлены противоречия в сведениях, которые содержатся в материалах налоговиков, и если информация, представленная компанией, не соответствует тем данным, которые есть у налоговой инспекции.

8. Начали действовать более строгие правила для компаний, обязанных представлять налоговые декларации по телекоммуникационным каналам связи.

Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ устанавливает срок, в течение которого налогоплательщики обязаны организовать электронный документооборот с инспекцией, — не более 10 дней со дня возникновения обязанности по сдаче налоговой отчетности в электронном виде.

За эти 10 дней налогоплательщику надо успеть: заключить договор с оператором электронного документооборота; получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи; если за онлайн-взаимодействие налогоплательщика с налоговой инспекцией отвечает уполномоченный представитель организации, представить в инспекцию документ, подтверждающий полномочия этого представителя. Если за 10 дней налогоплательщик не успевает выполнить все требования, налоговики могут заблокировать его расчетный счет.

Дополнительные мероприятия налогового контроля в рамках выездных налоговых проверок

Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ со 2 июня 2016 года разрешил налогоплательщикам подавать возражения по результатам дополнительного контроля. Благодаря этому закону в Налоговом кодексе теперь четко прописано, что, если налогоплательщик пишет заявление о том, что хочет ознакомиться с материалами дополнительного контроля, то налоговая инспекция в двухдневный срок должна обеспечить ему такую возможность.


В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения фактов совершения налоговых правонарушений либо руководитель налоговой инспекции, либо заместитель руководителя вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий указываются:

  • обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения дополнительных мероприятий;
  • конкретный срок;
  • форма проведения дополнительных мероприятий.

В качестве дополнительных мероприятий производится истребование документов, допрашиваются свидетели, заказывается проведение экспертизы.

Форма решения о проведении дополнительных мероприятий утверждена Приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Один экземпляр решения передается налогоплательщику, второй остается у налоговой.

В Письме Минфина РФ от 06.11.2009 № 03-02-08/82 уточняется, что налоговые органы обязаны обеспечить в установленном порядке участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налогового контроля, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. В настоящее время срок для ознакомления налогоплательщика с материалами — не позднее 10 дней с момента завершения дополнительных мероприятий.

Что касается результатов дополнительного контроля, то в Налоговом кодексе ничего не говорится о необходимости налоговиков оформлять какой-либо документ по результатам такого контроля. Хотя суды считают, что инспекция должна оформить письменный документ (акт или справку), в котором бы излагалось, какие процедуры проводились в ходе дополнительного контроля, какие документы были составлены, как документы, добытые в ходе дополнительного контроля, влияют на выводы, которые будут в решении по итогам налоговой проверки (Пост. ФАС УО от 03.09.2008 № Ф09-6220/08-С3; Пост. ФАС СКО от 09.02.2010 № А53-12505/2009).

Если налогоплательщик не согласен с актом, он может представить письменные возражения. Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать устные пояснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, а также представлять документы, опровергающие выводы налоговиков, изложенные в акте налоговой проверки. Инспекция может принять решение о проведении дополнительных мероприятий. Когда налогоплательщика знакомят с документами, добытыми в ходе дополнительных мероприятий, налоговики составляют протокол ознакомления налогоплательщика с результатами дополнительного контроля (Письмо ФНС РФ от 07.08.2013 N СА-4-9/14460@).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 15726/10 говорится, что, если в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция обнаруживает какие-то существенные подтверждения своих выводов о нарушениях налогового законодательства, то налогоплательщику обязательно нужно дать время на ознакомление с результатами дополнительного контроля и на подготовку возражений. Если же в ходе дополнительных мероприятий инспекция не нашла существенных аргументов, то тогда решение выносится без обсуждений и возражений.

В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция не вправе выявлять новые нарушения и записывать в решения новые основания для доначисления налогов (Пост. ФАС МО от 14.05.2010 № КА-А40/3565-10). Она может только перепроверять ранее выявленные нарушения и находить новые аргументы для уже найденных нарушений, описанных в акте.

Количество мероприятий, которые может провести инспекция в рамках дополнительного контроля, не ограничено, главное — уложиться в срок, который отведен для дополнительных мероприятий (Письмо Минфина от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: