Налоговые преференции что это такое

Опубликовано: 06.05.2024

Налоговые преференции и льготы являются неотъемлемой частью современной экономики. Первоначально этот механизм задумывался для активизации ценных отраслей страны. Сейчас часто используется для поддержки стратегических предприятий.

Общая информация

налоговые преференции это

Чтобы успешно развивалась экономика страны, необходимо обеспечить формирование эффективной и адекватной системы налогообложения. Для этого нужно позаботиться о множестве различных составляющих. И налоговые преференции – это неотъемлемая часть подобной системы. Что они собой представляют?

Налоговые преференции – это механизм снижения нагрузки на деятельность юридических и физических лиц. Тут необходимо отметить один важный аспект. Для многих людей льготы и налоговые преференции – это одно и то же. На самом деле это не так. В чем же разница? Когда вводится льгота, то она всегда подвергается контролю и администрированию, которые выполняют налоговые органы. Они всегда должны быть декларированы в отчетности, тогда как преференции документального отображения не имеют.

Для чего необходимы преференции?

Что это такое, в общем уже было рассмотрено. Сейчас давайте поговорим об их практической пользе. Посредством преференций и льгот государство может влиять на процессы, что идут в экономике. Они могут иметь как стимулирующую, так и угнетающую направленность. К примеру, есть льготы и преференции для модернизации, уменьшения экологически вредных выбросов, для развития инвестиционной и инновационной деятельности как во всей экономике, так и в отдельных отраслях. Их направляют также и на решение политических и социальных проблем в обществе.

В чем суть преференции?

преференции что это такое

Их необходимо рассматривать в качестве возможностей для налогоплательщика уменьшить свою налоговую базу или же сумму денег, которые платятся государству. К примеру, в ряде случаев на экспортные операции начисляется налог в 0% на добавленную стоимость. Для полного понимания не лишним будет ознакомиться со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Там имеется любопытное утверждение о том, что 0% - это обязательная практика. Налогоплательщик не имеет право выбирать, использует он этот инструмент или нет. 0% будет без исключения. Эта ситуация и рассматривается как преференция. Можно дополнительно привести слова А.С. Баландина. Он сформулировал, что налоговые преференции – это предоставление преимуществ от государства отдельным категориям налогоплательщиков, что выражается в виде уменьшения сумм платежей, которые носят обязательный характер. Причем это предполагает определённые поступки со стороны юридических и физических лиц. В рассмотренном выше примере это захват иностранных рынков.

В чем суть налоговой льготы?

целевые преференции

Итак, мы рассмотрели такой инструмент стимулирования, как преференции, что это такое, где их используют. Теперь давайте поговорим о второй теме статьи. Их можно рассмотреть с двух позиций:

  1. Как инструмент политики государства.
  2. Как элемент налогообложения.

Понятие «льгота» в законодательстве описывается в первой статье Налогового кодекса РФ. Там указывается, что они предоставляются отдельным категориям физических и юридических лиц, которые имеют право на них согласно закону. Выражается она в уменьшении суммы обязательного платежа (или его обнулении), что необходимо совершить в пользу государства. Налоговую льготу следует рассматривать как инструмент, регулирующий фискальную функцию. Следует отметить и тот факт, что в НК РФ определение с правовой точки зрения сформулировано не совсем четко. Из-за этого есть небольшое раздолье для толкования понятия и, возможно, для злоупотреблений. Она рассматривается и в немного другом ключе. Так, можно привести слова упомянутого ранее Барулина С.В. о том, что налоговые льготы – это совокупность прав, обязанностей и способов (полных или частичных) уменьшения обязательств физических и юридических лиц перед государством, которое устанавливается законодательством в виде освобождения, скидок и кредитов с целью регулирования экономики и/или решения общественных задач.

Законодательство для преференций

налоговые преференции пример

Полностью приводить всю нормативную документацию не имеет смысла. Но дать краткое пояснение и указать, где оптимизация налоговых льгот и иных преференций оговорена на законодательном уровне, будет не лишним. Кто заинтересуется, сможет ознакомиться с первичными документами, принятыми Государственной Думой. Внимание будет уделено налогам на добавочную стоимость, доходы физических лиц и прибыль организаций.

В первом случае преференции, согласно пп. 9 п. 2 статьи 146 НК РФ, имеют российские организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр. Следует отметить, что современная налоговая система предусматривает около 200 различных льгот и преференций. Из-за такого большого объемы будут приведены не все они, а только наиболее значимые. В случае с доходами физических лиц не облагаются призы, полученные спортсменами во время участия в Олимпийских и Паралимпийских игр. Это оговорено в п. 20 статьи 217 НК РФ. В случае с налогом на прибыль организации здесь преференции имеют те же, кто и в первом пункте. То есть российские компании, занятые в Олимпийских и Паралимпийских играх. Такое положение оговорено, правда, немного другой частью законодательства, а именно – пп. 36 п. 1 статьи 251 НК РФ. Вот такие виды налоговых преференций сейчас существуют. Согласитесь, возникает впечатление довольно сильной ограниченности.

Законодательство для налоговых льгот

налоговые преференции для малого бизнеса

Поэтому в рамках статьи и рассматривается две темы, которые тесно переплетены. Ведь для многих налоговые преференции для малого бизнеса и льготы - это одно и то же. Что, как мы сейчас рассмотрим, не совсем так. Рассмотрение будет вестись по тем же категориям, что и раньше.

Согласно пп. 1-2 п. 3 статьи 149 НК РФ, от налога на добавленную стоимость освобождены товары, которые производятся и реализуются общественными организациями инвалидов, и товары религиозного назначения (в том числе и литература). Конечно, это не единственные случаи послабления. Но давайте пока поговорим о социальной составляющей, коммерческая будет далее. От налогов на доходы физических лиц, согласно пункту 20 статьи 217 НК РФ, освобождены суммы, уплаченные религиозными организациями, а также ОО, что занимаются обслуживанием инвалидов и их медицинским лечением. В первом случае есть определённые сомнения относительно целесообразности в подобном решении.

Налог на прибыль организаций не берётся с религиозных общин (какая неожиданность) в случае получения ними сумм за совершение обрядов. Также есть послабления при оплате труда инвалидов.

Коммерческие налоговые льготы

Если говорить о том, что широко распространено, то здесь можно выделить два важных направления:

  1. Упрощенные системы налогообложения. В данном случае подразумеваются индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, у которых величина оборота за год не превышает определённую сумму. С их доходов при этом снимается более низкая налоговая ставка (довольно распространенное явление, когда они вообще платят только что-то вроде единого взноса).
  2. Работа в различных технологических парках и прочих подобных организационных структурах. В данном случае предусматривается льготный налоговый режим, когда размер ставок (пускай и не всегда существенно) понижается, а также определённые бюрократические облегчения.

Особенности преференций

оптимизация налоговых льгот и иных преференций

Рассмотренные ранее примеры нельзя воспринимать как полноценное описание предмета статьи. Давайте рассмотрим инвестиционные налоговые преференции. По сути, это льгота, которая предоставляет освобождение от уплаты подоходного налога. Но как возможно такое совмещение? Дело в том, что, несмотря на статус «налоговые преференции», примеры из жизни говорят о том, что для их получения необходимо собрать папочку бумажек. Благо, в этом направлении идёт постепенное смещение. Так, к примеру, до первого января 2009 года, чтобы получить послабление, необходимо было заключить контракт с Комитетом по инвестициям. Также сейчас широко распространёнными являются целевые преференции. Они вводятся для поддержания определённого направления (например, рассмотренные выше спортивные организации).

Кому не положены преференции?

Есть список юридических лиц, которые, при соответствии определённым условиям, не могут претендовать на послабления. Это:

  1. Налогоплательщики, действующие на территории специальной экономической зоны. Почему? Дело в том, что у них и так уже есть территориальные преференции.
  2. Налогоплательщики, производящие и/или реализующие подакцизные товары. К таковым относятся все виды алкогольной продукции и табачных изделий.
  3. Налогоплательщики, работающие по специальному налоговому режиму (упрощенная система), производители сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.

Заключение

территориальные преференции
Тема довольно интересная и явно выходит за рамки статьи. Можно ещё было бы рассказать и про функциональные преференции, которые предоставляются тем, кто выполняет определённую работу и задачи. Не лишним будет упомянуть и освобождение от плановых проверок, которое действует с 2016 по 2018 год. Ведь это пускай и не прямая, а всего косвенная преференция, но она позволяет минимизировать бюрократию со стороны государства.

Налоговые льготы – важный инструмент в налоговом регулировании и администрировании, который призван осуществлять стимулирующую и социальную функции. Налоговые льготы создают определенные преимущества для отдельных категорий населения, предпринимателей. В данной статье речь пойдет о налоговых преференциях для предпринимателей.

Льготы в налогообложении предоставляются обоснованно и установлены законом, соответствуют конкретному налогу, имеют определенные черты, признаки и формы, отличающие их от других инструментов налогового регулирования. Не являются налоговыми льготами налоговые вычеты в случаях, когда способ исчисления налоговой базы предусматривает вычитание произведенных налогоплательщиком расходов и (или) уплаченных им налогов.

Результатом применения налоговых льгот может быть как уменьшение суммы налоговых обязательств или полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога, так и улучшение финансовых показателей его деятельности без изменения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Основными отличительными чертами налоговых льгот являются:

– ограниченная сфера применения;

Таким образом, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.

Каждая налоговая льгота жестко привязана к соответствующему налогу, при этом сфера ее применения ограничивается исключительно тем налогом, в механизм которого она встроена.

Законность становления налоговых льгот определяется налоговым законодательством Республики Казахстан. Добровольность применения налоговых льгот определяется возможностью свободного выбора налогоплательщика применять или не применять налоговую льготу. Например, налогоплательщик имеет право применять или не применять упрощенный порядок налогообложения – специальные налоговые режимы.

В соответствии со статьями с 4 по 10 Налогового кодекса налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на определенных принципах налогообложения. Это принципы:

– единства налоговой системы;

– гласности налогового законодательства Республики Казахстан.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному официальному опубликованию.

Рассмотрим виды налоговых льгот, предоставляемых в Республике Казахстан:

  • Специальные экономические зоны
  • Специальные налоговые режимы
  • Освобождение от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.
  • Инвестиционные налоговые преференции.

    1. Специальные экономические зоны

    Специальный правовой и налоговый режим действует для участников специальной экономической зоны,

    Специальная экономическая зона (далее – СЭЗ) – часть территории РК с точно обозначенными границами, на которой для осуществления приоритетных видов деятельности действует специальный правовой режим, установленный Законом РК «О специальных экономических зонах» от 21 июля 2011 года № 469-IV, налоговым, таможенным, земельным законодательством Республики Казахстан, а также законодательством Республики Казахстан о занятости населения.

    На территории Казахстана созданы следующие СЭЗ:

    1. «Астана – новый город».

    2. «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».

    3. «Морпорт Актау».

    4. «Парк инновационных технологий».

    8. «Международный центр приграничного сотрудничества “Хоргос”». «Хоргос – Восточные ворота»

    10. «Химический парк Тараз».

    Для целей соблюдения Налогового кодекса и получения преференций организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, необходимо юридическое лицо, которое соответствуете одновременно нескольким условиям:

    1) является участником СЭЗ в соответствии с законодательством Республики Казахстан о СЭЗ;

    2) зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения в налоговом органе на территории СЭЗ или в территориальном подразделении налогового органа, к компетенции которого относится территория СЭЗ;

    3) при наличии на территории СЭЗ необходимой инфраструктуры и объектов, предназначенных для осуществления приоритетных видов деятельности, юридическое лицо не вправе иметь за пределами территории СЭЗ филиалы и иные обособленные структурные подразделения, за исключением представительств;

    4) осуществляет на территории СЭЗ приоритетный вид деятельности, соответствующий целям создания СЭЗ.

    Перечень приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ, соответствующих целям создания специальной экономической зоны, а также Правил включения приоритетных видов деятельности в перечень приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ, соответствующих целям создания СЭЗ, утвержден приказом министра по инвестициям и развитию РК от 27 февраля 2018 года № 142.

    При этом определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования.

    Указанные положения не распространяются на организации, осуществляющие деятельность на территории СЭЗ «Парк инновационных технологий» и СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества “Хоргос”», для которых утвержден .

    В большинстве случаев знания о том, что такое налоговые преференции ограничиваются лишь пониманием о наличии определенных льгот для некоторых категорий налогоплательщиков. В сегодняшней статье будет подробнее рассказано о том, что представляют собой преференции по налогам, какая их классификация существует на сегодняшний день, кто имеет право на их получение, какова цель таких преференций, каким образом их можно оформить, и какие изменения по данному вопросу произошли в 2018 году.

    Понятие

    Сегодняшнюю экономику вряд ли можно представить без преференций и льгот по фискальным обязательствам перед государством. В самом начале появления данный инструмент использовался с целью стимулирования развития тех экономических секторов, которые представляли ценность для государства. На сегодняшний день его используют для того, чтобы оказать содействие стратегически важным для государства предприятиям.


    Под фискальными преференциями понимается тот самый механизм, направленный на сокращение нагрузки на функционирование хозяйствующих субъектов и работу граждан.

    Зачастую на практике люди не видят разницы между фискальными льготами и преференциями. На деле же такое устоявшееся мнение является глубоким заблуждением. Так, при введении льгот, последние всегда контролируются фискальными службами. Полученные льготы по налогам должны всегда отражаться в декларации о доходах, в то время как преференции документально нигде не отражаются.

    К налоговым преференциям необходимо относиться как к возможности уменьшить сумму налогов и сборов, которые необходимо регулярно выплачивать в государственный бюджет.

    По характеру различают территориальные, отраслевые, срочные, целевые, функциональные и интра-векторные налоговые преференции.

    Так, территориальные преференции направлены на то, чтобы поддержать и простимулировать развитие отдельных зон и территорий, а также так называемых технопарков, оффшорных зон и т.п.


    Что касается отраслевых преференций, то тут речь идет о стремлении государства поддержать отдельные отрасли экономики, включая здравоохранение, промышленный комплекс.

    Когда мы говорим, например, о срочных преференциях, то подразумеваем ограниченность их действия временем. Тут может речь идти об отсрочке обязательных платежей в казну государства, реструктуризации задолженности либо налоговой амнистии.

    Кто имеет право?

    Претендовать на получение налоговых преференций могут определенные категории субъектов хозяйствования, включая:

    • юридические лица – плательщики налогов, функционирующие в рамках специальных экономических зон;
    • производители либо предприятия, занимающиеся сбытом подакцизных товаров, куда следует отнести алкогольные напитки и табачную продукцию;
    • субъекты предпринимательства, выбравшие определенный налоговый режим, например, УНС, а также предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством.

    Цель налоговых послаблений

    Руководствуясь требованиями статьи 19 закона РФ «О защите конкуренции» за №135 – ФЗ от 26 июля 2006 года, необходимо подчеркнуть, что государственные либо муниципальные фискальные послабления предоставляются на базе юридических актов органов федерального уровня, представляющих исполнительную ветвь власти, органов местного самоуправления и других юридических документов. Подобные меры послабления применяются в следующих целях:

    • обеспечить условия для жизни граждан, проживающих в области Крайнего Севера и подобных ему территориях;
    • способствовать прогрессированию науки и сферы образования;
    • провести изыскания научного характера;
    • обеспечить протекцию окружающей среды;
    • сохранить, применить, способствовать популяризации и охранять в масштабах государства объекты, представляющие культурное наследие;
    • способствовать эволюции культурного уровня, искусства и сохранности нравственных и эстетических идеалов русского народа;
    • позаботиться о соответствии требованиям для должного уровня обороноспособности и национальной безопасности;
    • помочь процветанию физической культуры и спорта;
    • производить сельскохозяйственные товары;
    • позаботиться о социальном обеспечении граждан РФ;
    • позаботиться о здоровье населения страны и охраны труда;
    • для оказания необходимого содействия субъектам малого предпринимательства.

    Этапы оформления

    Опираясь на нормы статьи 20 вышеуказанного закона, нельзя не сказать о том, что исполнительная власть на федеральном уровне, а также государственная власть либо органы местного самоуправления, решившие представить налоговые послабления соответствующего уровня, должны подать в антимонопольный комитет обращение с согласием по установленной форме, приложив к нему:

    1. Проект акта, где будут обозначены цель и размер послабления, если оно будет представлено посредством передачи имущества.
    2. Список видов деятельности, которые осуществляет субъект хозяйствования, являющийся кандидатом на получение поддержки от государства, на протяжении 2 лет до момента подачи заявления вместе с копиями документов, доказывающих право на выполнение данных видов деятельности.
    3. Наименование видов и объемов товаров, производимых либо реализуемых данным конкретным субъектом хозяйствования на протяжении последних двух лет, с обозначением кодов видов этой продукции.
    4. Форма №1 финансовой отчетности кандидата на последнюю отчетную дату.
    5. Список лиц, являющихся частью группы хозяйствующего субъекта, в отношении которого существует намерение оказать поддержку на государственном либо муниципальном уровне.
    6. Нотариально заверенные копии документов юридического лица.

    Антимонопольный комитет на протяжении 1 месяца после предоставления полного пакета документов проводит соответствующий анализ и принимает необходимое решение.

    Изменения в 2018 году

    Как отмечалось выше, послабления на государственном либо муниципальном уровне могут быть представлены в виде передачи объектов имущества либо предоставления имущественных льгот, например, в отношении ставки арендной платы.


    Так, с 1 января 2018 года с целью поддержать субъектов малого предпринимательства были приняты льготные ставки по арендной плате в размере 4,5 тыс. рублей за квадратный метр ежегодно. Воспользоваться таким правом могут субъекты малого бизнеса, арендующие нежилые помещения, площадь которых не превышает 300 кв.метров. Срок действия таких послаблений продлится до 31 декабря 2018 года.

    Некоторые изменения произошли и в отношении преференций на транспортный, земельный и имущественный налоги. Теперь, начиная с этого года для получения таких послаблений достаточно обратиться с соответствующим заявлением в фискальную службу. Подать такое заявление можно через почтовую службу, в режиме онлайн, а также лично явившись в налоговую инспекцию.

    Заключение

    Таким образом, государственные преференции в отношении налогов регулярно пересматриваются государством. И каждый хозяйствующий субъект должен знать о своих правах и суметь воспользоваться предлагаемыми государством возможностями.

    ГОНЧАРОВ Алексей Сергеевич, студент группы 3834001/60101, 4-й курс, СПбПУ Петра Великого

    ЮРКОВА Ольга Юрьевна, студентка группы 3834001/60101, 4-й курс, СПбПУ Петра Великого

    Распространяющийся по миру новый коронавирус поражает не только человеческое здоровье, но и «финансовое здоровье» большинства компаний в самых разных сферах экономики и с самыми разными производственными мощностями, однако бесспорным является то, что предприятия (организации) малого и среднего бизнеса в сложившейся ситуации находятся под большим давлением, чем их старшие коллеги.

    Для того чтобы объективно подойти к вопросу налоговых льгот, необходимо оценить масштаб проблемы. Так, например, «крах тысяч ресторанов и кафе, миллионы безработных и череда банкротств – к таким последствиям для малого бизнеса может привести пандемия коронавируса», предупреждает основательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова, такой прогноз, конечно, чересчур пессимистичен и имеет мало общего с реальностью, ведь, как известно, малый и средний бизнес в России является крайне живучим, давно привык к нестабильной экономической ситуации и, в теории, может успешно подстраиваться под работу и в условиях самоизоляции населения [9].

    Но факт остается фактом, рестораны, турфирмы, фитнес-клубы и частные школы теряют до 90% выручки. Такой краткий и емкий обзор ситуации среди Московского малого и среднего бизнеса приводит первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.

    В регионах ситуация пока остается спокойнее и будет оставаться такой, если темп распространения вируса не будет превышать среднего уровня.

    Несмотря на то, что причин всеобщей паники нет, вирус, тем не менее, захватывает умы людей, что сказывается на отдельных представителей бизнеса.

    Ощутив первые тяготы пандемии, многие представители бизнес-сообщества не стали ждать проведения стимулирующих мер «сверху» и сами обратились к власти с просьбами о помощи. Так, уже названная мною выше предпринимательницаАнастасия Татулова выступила со следующими требованиями:

    • задекларируйте, что в нынешней форс-мажорной ситуации на уровне государства будут приняты меры, поддерживающие и простых граждан, и предпринимателей одинаково;
    • дайте гарантии, что будут отсутствовать любые карательные меры за попытки спасения нами наших бизнесов. Любые попытки;
    • дайте субсидии сокращенным людям;
    • дайте беспроцентные кредиты и субсидии для бизнеса после карантина на год;
    • сделайте полную кредитную амнистию для всех пострадавших отраслей – для тех, кто до прошлой недели аккуратно платил все кредиты с грабительскими ставками;
    • дайте денежные гранты для оплаты аренды;
    • дайте собственникам помещений возможность не платить кадастровый налог и налог на землю, чтобы они могли пережить отсутствие арендной платы;
    • сделайте годовые каникулы для сотрудников пострадавших бизнесов, которые брали ипотеку;
    • срочно утвердите давно назревшие изменения в налоговых режимах для пострадавших отраслей – в частности, для заведений общественного питания, которые и в мирное время были необходимы как воздух;
    • уменьшите НДС хотя бы до 10%, а в идеале до нуля для всех пострадавших отраслей;

    Если характеризовать данный перечень требований целиком, не вдаваясь в подробное рассмотрение каждого пункта, то можно резюмировать, что бизнес находится в глубокой панике и требует от государства невозможных и чрезмерных мер. В связи с этим, целесообразно обратиться к статье 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации и напомнить о том, что предпринимательская деятельность– это деятельность, в первую очередь, осуществляемая на свой риск, и у государства не возникает прямой обязанности поддерживать абсолютно весь малый и средний бизнес [1].

    Развивая этот тезис, обратимся к Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П. Оно определило обязанность уплачивать налоги, обусловленную публично-правовой природой государства и государственной власти [5]. Представляется, что и установление налоговых льгот публично-правовой характер, следовательно, установленную налоговую льготу следует оценивать с точки зрения официальной поддержки государством отдельных категорий налогоплательщиков для реализации общенационального интереса. Таким образом, выходит, что льготы необходимы, однако определяющее, превалирующее значение в их установлении должен иметь общенациональный интерес и только он.

    Однако, при всем при этом, стимуляция, как уже говорилось выше, необходима, но необходима в некоторых переделах, не нарушая разумных границ и экономических интересов всех остальных граждан Российской Федерации, не являющихся предпринимателями, но тоже испытывающих финансовые трудности.

    Так, Правительство приняло план мероприятий по поддержке экономики в условиях распространения коронавируса. Среди мер – установление ставки 0% таможенной пошлины при ввозе лекарственных средств и медицинских изделий, предоставление кредитным организациям «возможности временного неухудшения оценки качества обслуживания долга», независимо от финансового состояния заемщика, предоставление налоговой отсрочки отраслям, пострадавшим от распространения вируса, мораторий на налоговые проверки для малого и среднего предпринимательства, отсрочка по уплате страховых взносов.

    25.03.2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин выступил с телеобращением к нации в связи с эпидемией коронавируса. В своем выступлении, помимо прочих вопросов, он затронул аспекты, касающиеся бизнеса. По его словам, малый и средний бизнес получит отсрочку по всем налогам, кроме НДС, на шесть месяцев [7]. А размер страховых взносов будет снижен с 30% до 15%, чтобы у предприятий появились дополнительные ресурсы. Пониженная ставка будет распространяться на сумму зарплаты, превышающую МРОТ. Если же зарплата на уровне МРОТ или ниже, то ставка остаётся прежней, 30%. Этот пакет мер, по мнению Владимира Путина, поможет предотвратить банкротства малых предприятий.

    В этой связи представляется возможным и даже в некоторой степени необходимым по новому взглянуть на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 24.10.1996 N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах»» [4].Анализ данного документа позволяет сказать, что законам, вводящим новые налоговые льготы, можно придавать обратную силу, если государство посчитает, что будет целесообразно ввести дополнительную помощьнуждающимся налогоплательщиках.

    Самой по себе достаточной стимулирующей мерой представляются налоговые каникулы. Сначала определимся с термином. «Налоговые каникулы» – это возможность не платить налог в течение определенного времени, установленного законодательством. Если проще - это легальный способ сэкономить на налогах. Так,С 1 января 2015 года до 31 декабря 2020 года действуют налоговые каникулы для некоторых категорий предпринимателей на спецрежимах.

    Разберемся, какие ИП, в каких регионах, и с каким видом деятельности может претендовать на налоговые каникулы.Но тут надо понимать, что налоговые каникулы предусмотрены не для всех, льгота рассчитана только на ИП, которые выбрали для работы УСН или ПСН. Отметим, претендовать на налоговые каникулы могут только впервые зарегистрированные ИП. Если на момент вступления в силу регионального закона предприниматель уже работает, то льгота на него не распространяется.Не пройдет здесь и номер снятия ИП с учета, а потом регистрация заново с целью воспользоваться льготным налогообложением. Получение льготы предусмотрено для производственной сферы, Социальной сферы, научной сферы и сферы бытовых услуг.

    Важно то, что каждый регион самостоятельно устанавливает конкретные виды деятельности с указанием кода ОКВЭД, на которые распространяются налоговые каникулы [2].

    Так, например в Воронежской области ситуация с пандемией обеспечит бизнесменам налоговые каникулы [8]. Это коснётся тех, кто работает в сферах туризма и авиаперевозок, спорта, искусства и кино. Об этом сообщили в региональном управлении налоговой службы.

    Говоря о налоговых льготах, следует указать не только на роль исполнительной и законодательной власти, но и на влияние судебной власти и Конституционного суда Российской Федерации, в частности. Некоторые ученые говорят о том, что целесообразность установления или отмены законодателем налоговых льгот не подлежит конституционной проверке, однако практика говорит об обратном, ведь ранее Конституционный Суд оценивал налоговые обязательства на предмет их соразмерности, принимая при этом во внимание конституционные принципы учета способности уплачивать налоги, социальный и правовой характер государства [6].

    Итоги. В заключении хочется обратиться к словам М.В. Баглая, которые прозвучали в особом мнении По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства в названные регионы от 04.04.1996 N 9-П – «При выборе формы налогообложения любой законодатель обязан исходить из принципа добра и справедливости, закрепленного во введении к Конституции Российской Федерации [3]. Хотя правовое государство начинается с формального равенства, равенство граждан и их свободы нельзя доводить до абсурда, ограничиваясь одним формальным равенством правовых статусов. В ограничении прав одних лиц может состоять правомерная защита прав других лиц, а справедливые льготы отдельным гражданам исправляют этические пороки формального равенства между всеми гражданами».

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    [1] Гражданский кодекс Российской Федерации(часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 05.12.1994. - №32. – Ст. 3301.

    [2] Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 N 117-ФЗ (ред. от 06 декабря 2005) // Собрание законодательства Российской Федерации, 07 августа 2000, N 32, ст. 3340.

    [3] Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства в названные регионы».

    [4] Постановление КС РФ от 24.10.1996 N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах».

    [5] Постановление КС РФ от 17.12.1996 N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»».
    В Постановлении от 02.07.1997 N 10-П .

    [6] Сасов К. А. Налоговые льготы в свете решений Конституционного Суда // Налоговые споры: теория и практика. 2006. № 4.

    Налоговые преференции – особые льготы, установленные законом. Точного определения данного термина ни в одном законодательном акте не содержится. И этот факт во многом осложняет применение налоговых льгот и преференций на практике. Между этими понятиями есть определенная разница.

    Бывают налоговые преференции территориальными, отраслевыми, целевыми, функциональными, срочными, интравекторными. Классифицируют их исходя из их функций.

    Так, территориальный вид налоговых преференций нацелен на то, чтобы поддержать прогресс в определенной местности и приоритетной зоне. Например, это касается выделения особой экономической, оффшорной зоны и так далее.

    Отраслевые налоговые преференции нацеливаются на стимулирование различных экономических отраслей. Это может касаться космической, авиационной, образовательной сферы и так далее.

    Налоговые преференции

    Срочные преференции являются официальной поддержкой налогоплательщиков, чтобы свести к минимуму их долги. Главная особенность данной разновидности в том, что они ограничены по периоду действия. Поэтому подобные налоговые преференции оформляет только исполнительная власть. Сюда относят налоговые платежи, реструктуризацию долгов, рассрочек, амнистии.

    Целевые преференции нацелены на определенную категорию налогоплательщиков с целью поддержать их. В эту группу включают упрощенную систему налогообложенич, социальные льготы, скидки, инвестиционный кредит.

    Интравекторные преференции функционируют в отношении одного налога. Реализуются они путем разделения ставок, регламентация его осуществляется законом. Сюда включают прогрессивную, регрессивную шкалу налогового обложения (использование какой-либо из них находится в зависимости от политики, проводимой властью), понижение ставки.

    Проценты и льготы

    Функциональные преференции предусматривают применение возможности снизить налоговые обязательства. Сюда включают средства, используемые хозяйствующими субъектами, чтобы уменьшить бремя обязательств. То есть ускоренную амортизацию, кредиты и так далее.

    Общие данные

    Для того чтобы развитие экономической составляющей государство было успешным, важно сформировать эффективную систему налогового обложения. Для достижения этой цели нужно задуматься о многих нюансах. Налоговые преференции является неотъемлемой частью данной системы. Они служат механизмом для понижения нагрузок на разные категории лиц. Для этого следует выделить важнейший момент. Многие люди воспринимают налоговые льготы и преференции как одно и то же. Но это заблуждение.

    Когда используют льготу, ее всегда контролируют, осуществляя над ней надзор. Это выполняют налоговые органы. Их нужно декларировать в отчетах, в то время как налоговые преференции не отображаются в документах. Они нужны для влияния на экономические процессы. Они стимулируют его, а порой и замедляют. Например, существуют налоговые преференции для малого бизнеса, чтобы развивать инновации и инвестиции в различных сферах экономики. Нередко они нацелены на то, чтобы решить вопросы социальной сферы.

    Нужно воспринимать их как возможность для налогоплательщиков для уменьшения налоговой базы. Например, порой на процедуры на экспорт выделяют налоги в 0 % на добавленную стоимость. Чтобы освоить этот момент, нужно ознакомиться со ст. 217 НК РФ, также прочитать ст. 171. Там отмечается, что 0 % является обязательной практикой.

    Налогоплательщики не обладают правом на выбор – применять данный механизм или от него отказаться. 0 % без исключений. Такое положение рассматривают в качестве преференции.

    Согласно формулировке Баландина, налоговые преференции являются выделением отдельных преимуществ от властей для категорий налогоплательщиков. Это выражается в форме понижения обязательных платежных сумм.

    Налоговый кодекс

    Это подразумевает ряд определенных действий со стороны разных категорий лиц. Например, захват зарубежных рынков. Определение льгот содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации. Их рассматривают как инструмент и как элемент налогового обложения. В НК РФ отмечено, это льготы предоставляют определенным физическим и юридическим лицам, обладающим на то правом согласно законодательству. Выражено это в понижении сумм обязательных платежей, что важно делать в пользу государства.

    Налоговые льготы в России являются и инструментом для регулировки фискальных функций. Нужно заметить, что в Налоговом кодексе РФ данное понятие дано без особой четкости. По этой причине присутствует пространство, чтобы толковать его по-своему. Ее рассматривают несколько иначе. Здесь нужно упомянуть и о словах Барулина о том, что налоговые льготы являются правами, обязательствами и способами для снижения количества обязанностей налогоплательщиков.

    Преференции в законе

    Важнейшие положения, касающиеся налогообложения, содержатся в ст. 217 НК РФ. Есть множество принятых Госдумой первичных документов, регулирующих этот момент. Нужно уделять внимание налогу на добавочную стоимость, на доходы.

    В качестве примера преференций можно привести тот факт, что отдельными льготами обладают организаторы Олимпийских игр. Это и есть самый ярких пример налоговых преференций для спортивных организаций. Налоговая система на данный момент включает в себя двести льгот и преференций.

    Доходы, не подлежащие налогообложению

    Существует ряд доходов, на которые не распространяются налоги. К примеру, к доходам, не подлежащим налогообложению, относят призы, которые получают спортсмены на играх. Это касается всех компаний, которые участвуют в организации игр. Перечень подобных доходов содержится в ст. 217 НК РФ. От налога на доходы освобождаются выплаты религиозным объединениям, ОО, занимающиеся обслуживанием инвалидов. В случае с религиозными объединениями налоги на прибыль не изымаются в случаях, когда прибыль получена ими за проведение обрядов.

    Коммерческие налоговые льготы

    В широком смысле здесь выделяется два важнейших аспекта. Один из них – упрощенная система налогового обложения. Речь идет об ИП, а также о юридических лицах с годовым оборотом до определенного рубежа. С дохода этих категорий берется меньшая сумма налогов.

    Изображение льгот

    Вторым направлением является занятость в технологическом парке и иных похожих предприятиях. В таких случаях предусмотрен налоговый режим, когда ставка снижается, помимо этого предусмотрены бюрократические послабления.

    Важным направлением в работе государства является оценка эффективности налоговых льгот. Формулируются регулярные предложения по совершенствованию этой системы. За основу оценок на данный момент берется валовый продукт в регионе, учитывается совокупное влияние налогов.

    О налоговых каникулах

    Налоговые каникулы предназначаются тем, кто впервые был зарегистрирован как ИП, кто занимается направлением деятельности из законного перечня, тем, кто выбрал упрощенную систему налогового обложения. Лишь наличие всех перечисленных условий ведет к получению нулевой процентной ставки.

    Важно отметить, что зафиксировано в статье 56 НК РФ «Установление и использование льгот по налогам и сборам» право лиц на отказ от льгот по своему усмотрению.

    В чем же заключаются каникулы? Это период тотального освобождения от выплат налогов. Он применяется лишь в отношении тех, кто только начал заниматься бизнесом. Когда было заявлено о рассмотрении законодателем данного явления, многие ожидали момента введения закона специально, чтобы затем зарегистрироваться в качестве ИП уже после его принятия.

    Регистрируют индивидуального предпринимателя по ИНН, сохраняющемуся на всю жизнь. По этой причине нет трудностей в том, чтобы выследить зарегистрированных повторно с целью воспользоваться каникулами еще раз.

    И сейчас налоговые каникулы полагаются лишь тем, кто впервые прошел процедуру регистрации. Более того, они не используются в отношении тех, кто зарегистрировался до того как закон вступил в силу.

    Также законодательство не применяет такое явление во всей стране, но наделяет каждый регион правом ввести его на свое усмотрение. Ни один регион не стремился совершать это для того, чтобы продолжать получать доходы от налогов на индивидуальных предпринимателей. Было вычислено, что недобор поступлений из-за подобной льготы составил 250 000 000 000 рублей.

    Учитывая объемы официального бюджета, это не настолько большая сумма. Но с другой стороны, каникулы ведут к тому, что население чаще открывает бизнес, встает на ноги и способствует пополнению казны. И в итоге большее число регионов применяет у себя налоговые каникулы.

    Данное явление относится лишь к ряду направлений деятельности. Конечное решение о том, на какие направления распространяются льготы, выносит также регион. Он формирует списки кодов ОКВЭД, относящихся к льготе. Помимо этого, законодательство регионов устанавливает и другие требования к индивидуальным предпринимателям на каникулах.

    Также льготы получают лишь те, кто выбрал режимы УСН и ПСН. Они не предоставляются вмененному режиму и ОСНО.

    Несмотря на то что сроки действия законодательства регионов в такой сфере прописаны до 2020 года, ИП получает каникулы не более чем на два года. За налоговый период берется год, когда индивидуальный предприниматель прошел процедуру регистрации. Так, если законодательство в регионе было введено в 2016 году, то лишь ИП, которые зарегистрировались после вступления в силу соответствующих нормативных актов, могут воспользоваться льготой, применяя ее до конца года и включая следующий год. Таким образом, срок получается менее двух лет.

    В мире

    С давнего времени государство развивало интересные ему сферы деятельности, стимулируя их или притормаживая введением преференций. Так, в США используют пролонгацию налогов, направленную на прирост инвестиций. В РФ главной задачей не является понижение бремени налогов. Приоритетная задача в стране – воздействовать на ряд процессов, происходящих в стране путем введения тех или иных мер. Важно стимулировать ВВП, особенно выделяя ряд отраслей. И здесь большую роль играют налоговые преференции. Они предполагаются для определенных групп налогоплательщиков, где действуют особые порядки расчета.

    Выделают ряд методов введения преференций. Среди них выделяют вычет после начала эксплуатации объектов, вычет до эксплуатации. Первый способ проявляется в отнесении на вычет изначальной стоимости объектов преференций в первые 3 налоговых периода эксплуатации либо одномоментно в налоговом периоде, в котором объект начинал функционировать.

    Второй способ проявляется в отнесении на вычет расходов на возведение, производство продукции, трат на совершенствование построек, аппаратуры до начала их использования в отчетном периоде, в котором производятся затраты.

    Аннулируются льготы в момент начала их использования посредством понижения вычетов в каждом отчетном периоде, кратных сумме преференций, в котором они применялись.

    Учитываются объекты преференций, траты на воссоздание, совершенствование построек, значимых на производстве, аппаратуру, раздельно от установленных активов на протяжении 3 отчетных периодов налогоплательщиками.

    В изначальную стоимость объектов преференций, которые являются главными средствами, включают расходы, которые несут налогоплательщики до момента начала использования этого объекта. Сюда входят расходы на покупку объектов, их формирование, установку, иные расходы, которые повышают их цену.

    Инвестиционные преференции являются льготами, предоставляющими освобождение от выплаты подоходных налогов. Хотя налоговые преференции считаются неким послаблением от государства, чтобы их получить, нужна целая стопка документов. Поначалу для их получения нужно было заключить соглашение с Комитетом по инвестициям.

    Государственный орган

    Государство поддерживает путем инвестиционных налоговых преференций мотивы в политике, которая направлена на развитие производства.

    В рамках налогового бремени на предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность в специальных экономических зонах, используются особые процедуры по расчету с бюджетом.

    Юридические лица, занимающиеся деятельностью в особых экономических зонах, обязательно отвечают ряду требований. Так, они должны пройти регистрацию как налогоплательщики по месту своего нахождения в налоговых органах в специальной экономической зоне. Также они должны быть участниками специальной экономической зоны в соответствии с законом. Они не должны обладать структурными подразделениями, находящимися не в специальной экономической зоне. Юридические лица – участники специальной экономической зоны – должны обладать не меньше чем 70 % в доходах, которые подлежат получению от реализации своих товаров и услуг.

    О текущей ситуации

    С целью исследований такого явления в Российской Федерации была собрана статистика по инновационной деятельности. Так, было выяснено, что 62 % участников осведомлено о методах поддержки исследовательских разработок. Хотя участники информированы в достаточной мере, на практике подобные способы не слишком популярны. Лишь каждый четвертый заявил, что на него повлияло использование налоговых стимулов. Это отметило 30 % участников. Среди основных причин того, что люди с преференциями не сталкивались, выделяют нечеткие инструкции, в соответствии с которыми преференции получают. Также ИП заявляли о том, что нет понимания, какую деятельность считать инновационной. И третья часть участников опроса объявила о других причинах.

    Поддержка отрасли

    Итоги этих исследований совпали с заявлениями, сделанными предприятиями в области малого и среднего бизнеса. Среди причин, по которым не используют преференции, выделяют точно такие же пункты, как и указанные выше. Эффективность государственной деятельности представители этих предприятий оценивают на уровне 25 %. Наиболее низкой посчитали эффективность в области энергетики, а наиболее высокой – в фармацевтической сфере, а также в промышленном производстве. Вероятно, все это связано с тем, что одним налогоплательщикам труднее разобраться в налоговом законодательстве, нежели другим. Результаты исследований говорили о том, что присутствуют некие «проблемные зоны» в государственной политике в области инноваций.

    Факторы

    Главный фактор, который повысит инновационную активность, – действенность вмешательства в налоговую сферу официальных органов. Присутствуют 2 масштабные тенденции, которые ведут к повышению внимания к действенности преференций. По тем же причинам много внимание уделяется затратам на стимулирование инноваций.

    Первая тенденция проявляется в росте вклада инноваций в повышение конкурентоспособности государств. Характерной чертой здесь является то, что официальные органы понимают важность повышения уровни поддержки.

    Вторая тенденция заключается в усложнении научных исследований. Ресурсы ограничены, произошло ужесточение требований к их действенности.

    В Российской Федерации эти два направления выражаются в налоговой документации с программами. Их нацеленность поменялась. Изначально она стимулировала экономический рост для достижения действенности преференций, включая предприятия, которые занимаются инновациями.

    Об инновациях

    Главный повод для поддержки инноваций – наличие провалов в рынке, проявляющихся в том, что отдача организаций от инвестирования в инновации остается неполной. В итоге механизмы предназначаются для компенсации инновационным предприятиям недополученной прибыли, стимулирования необходимого им привлечения инвестиций.

    Итоги работы постоянно оцениваются. Исследований проведено множество, они различны, выражаются в эмпирических выводах. Но с учетом того, что информация ограничена, ознакомиться с итоговыми сведениями не так просто.

    Главный барьер в повышении действенности государственной поддержки многих исследований, – трудности, сопряженные с бюрократией. Низкая действенность этих механизмов в области налогов объясняется многими факторами. Так, они непостоянны, имеются трудности в управлении некоторыми льготами и преференциями. Причем они проявляются для обеих сторон – для государственных органов и для налогоплательщиков. Но самый негативный фактор – это неблагоприятный налоговой климат, который является ограничителем предпринимательской деятельности. Потенциал этих механизмов не является высоким, а льготы не являются эффективными.

    Заключение

    С учетом всех приведенных выше сведений легко прийти к выводу, что функции официальных органов в налоговой сфере выражаются в большом числе предоставляемых ими преференций. Но некоторые не работают из-за ограничителей, существующих в российских реалиях, что приводит к тому, что для предприятий применение налоговых преференций является менее выгодным, чем деятельность безо всяких преференций. Дополнительной, редко упоминаемой льготой считается освобождение от плановых проверок.

    Читайте также: