Налог на прибыль музей

Опубликовано: 22.04.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Постановлением Правительства № 642 от 08.05.2020 утверждён перечень видов культурной деятельности музеев, театров, библиотек для применения нулевой ставки по налогу на прибыль.

Документ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020.

Напомним, с 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополнена новым п. 1.13: музеи, театры, библиотеки, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, при исчислении налога на прибыль будут вправе применять ставку 0 %.

При этом доля доходов от культурной деятельности должна быть не менее 90 %.

Перечень видов такой культурной деятельности устанавливается Правительством РФ.

При сдаче головой декларации по налогу на прибыль учреждения должны будут представить в налоговый орган сведения о доле доходов от культурной деятельности (подтвердить право на ставку 0 %).

I. Театры

1. Подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве

2. Распространение художественного продукта (театральных постановок, концертных и других публичных представлений) посредством публичного исполнения, в том числе на гастролях

3. Проведение фестивалей, конкурсов и иных мероприятий художественно-творческого характера

4. Выставочная деятельность в установленной сфере деятельности учреждения

5. Экскурсионное и лекционное обслуживание посетителей учреждения, а также в рамках мероприятий или программ, реализуемых учреждением на сторонних площадках

6. Деятельность по сохранению художественного уровня и развитию профессионального мастерства, преемственности артистической школы посредством предоставления творческой практики, творческих лабораторий (мастер-классы) в составе коллектива учреждения

7. Создание и реализация печатной, кино-, фото-, видео-, аудиои мультимедийной продукции, связанной с основными направлениями деятельности учреждения

8. Проведение исследований в области источниковедения, театроведения и литературоведения

9. Реализация учреждением научно-просветительских, научнометодических и образовательных программ

10. Осуществление культурно-просветительских мероприятий

11. Публикация музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме

12. Сдача в аренду имущества в культурно-просветительских целях

1. Осуществление библиографической и информационной деятельности, в том числе обеспечение условий для взаимоиспользования ресурсов государственных библиотек

2. Осуществление библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки

3. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий

4. Выставочная деятельность в установленной сфере деятельности учреждения

5. Экскурсионное и лекционное обслуживание посетителей учреждения, в том числе в рамках мероприятий или программ, реализуемых учреждением на сторонних площадках

6. Изучение книжных памятников, музейных предметов и музейных коллекций, в том числе проведение экспертизы книжных памятников, культурных ценностей и экспертизы музейных предметов и музейных коллекций

7. Публикация музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме

8. Предоставление реставрационных услуг

9. Предоставление библиографических и информационных услуг в виртуальном режиме

10. Ведение научной и методической работы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения

11. Реализация учреждением научно-методических и образовательных программ

12. Осуществление культурно-просветительских мероприятий

13. Создание и реализация печатной, кино-, фото-, видео-, аудиои мультимедийной продукции, связанной с основными направлениями деятельности учреждения

14. Сдача в аренду имущества в культурно-просветительских целях

III. Музеи

1. Изучение музейных предметов и музейных коллекций, в том числе проведение экспертизы культурных ценностей и экспертизы музейных предметов и музейных коллекций

2. Предоставление реставрационных и консервационных услуг

3. Проведение фестивалей, смотров, конкурсов, иных мероприятий

4. Выставочная деятельность в установленной сфере деятельности учреждения

5. Экскурсионное и лекционное обслуживание посетителей учреждения, в том числе в рамках мероприятий или программ, реализуемых учреждением на сторонних площадках

6. Публикация музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме

7. Осуществление культурно-просветительских мероприятий

8. Создание и реализация печатной, кино-, фото-, видео-, аудиои мультимедийной продукции, связанной с основными направлениями деятельности учреждения

9. Популяризация объектов культурного наследия, находящихся в составе учреждения

10. Реализация учреждением научно-просветительских, научнометодических и образовательных программ

11. Проведение мониторинга технического состояния и эксплуатации объектов культурного наследия

12. Сдача в аренду имущества в культурно-просветительских целях

13. Оказание консультационных и научно-методических услуг в соответствии с уставной деятельностью и в пределах тематического направления работы музея

14. Разработка научно-проектной документации в связи с созданием экспозиций

Уже два месяца внутри художественного сообщества обсуждаются меры, которые сами институции и государство должны принять, чтобы облегчить российской культурной индустрии прохождение нынешнего «ковидного» кризиса. И вот, наконец, свершилось: правительство выкатило первое постановление. «Артгид» изучил его и пришел к неоднозначным выводам.


Клонд Виньон. Крез получает дань от лидийских крестьян. 1629. Холст, масло. Фрагмент. Музей изящных искусств, Тур

Что обсуждаем?

8 мая 2020 года Правительство РФ опубликовало постановление, согласно которому «музеи, театры и библиотеки России, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования» освобождены от налога на прибыль — точнее, к ним «применяется налоговая ставка 0 процентов». Полный текст постановления размещен на сайте Правительства.

Предыстория

В чем проблема?

«Здорово, — скажете вы. — Что тут вообще обсуждать? Наконец, правительство занялось делом и начало спасать значимые отрасли социальной сферы, одной из которых является культура». На самом деле все не совсем так. Во-первых, как мы уже отметили выше, постановление начало разрабатываться задолго до коронакризиса и по сути не является мерой кризисной поддержки. Во-вторых, принятое постановление, в котором речь идет о региональных и муниципальных музеях, оставляет за бортом федеральные музеи. К тому же оно не затрагивает частные учреждения культуры (ЧУКи), такие как Музей современного искусства «Гараж», Еврейский музей и центр толерантности или Музей Фаберже, фонды V–A–C или IN ARTIBUS, хотя их деятельность во многом совпадает с деятельностью государственных и муниципальных музеев и регулируется теми же нормативными актами.

Какой налог музеи платили до сих пор?

Ставка налога составляет 20%, и для многих региональных и муниципальных музеев — это огромные деньги. «Я с ужасом всегда считаю, сколько денег я должна оставить на уплату налога на прибыль, а это 20%. В этом году, если ничего не изменится, мы должны заплатить 1,5 млн рублей, для нас это существенно. Если нам эти средства будут оставлять, мы бы их направили на проект по спасению средневековой крепости Ени-Кале, воссоздание винодельни на античном поселении Мирмекий. И этот список, поверьте, может быть бесконечным», — жаловалась ТАСС еще в 2019 году Татьяна Умрихина — гендиректор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника (Керчь), одного из старейших на постсоветском пространстве.

Откуда у музеев вообще берется прибыль?

Прибыль — это доход минус расход. То есть, предположим, музей потратил на организацию выставки и ее сопровождение в виде лекций, экскурсий и других мероприятий 100 тыс. рублей, а за входные билеты, продажу экскурсионных туров по ней выручил 120 тыс. рублей (мы не анализируем сейчас прямые и косвенные расходы музея вроде зарплаты или амортизации помещения, а обозначаем простейшую схему). Его прибыль составляет 20 тыс. рублей. С этих 20 тыс. музей платит годовой (в случае с федеральными учреждениями культуры ежеквартальный) налог в размере 20%. То есть годовой налог на прибыль с конкретной выставки составляет 4000 рублей. Вариант второй: музей потратил на организацию выставки 100 тыс. рублей, а выручил за билеты на нее 80 тыс. рублей. Его прибыль составляет 0 (ноль) рублей. Налог платить не нужно, но и денег музей не заработал, увы, а только потерял. К тому же при таком раскладе учредители (федеральные, муниципальные, региональные) могут «отмазаться» от дополнительной финансовой поддержки музеев: дескать, вас освободили от налогов, так что не просите у нас больше денег, а выпутывайтесь за счет вашей необлагаемой налогом прибыли, а если вы ее не можете извлечь — это ваши проблемы.

А деньги, которые музеи получают от своих учредителей (муниципалитета, региона), — это прибыль?

То, что музеи получают из государственных и муниципальных бюджетов в виде субсидии или софинансирования, налогом на прибыль не облагается. Облагается только «приносящая доход деятельность» — например, как уже говорилось, заведомо успешная выставка, на которую придет множество народа, купит билеты и принесет музею деньги. Заметим, кстати, что не все выставки могут быть профинансированы из госзадания, то есть из государственного финансирования, направляемого на оказание государственных услуг: самые популярные выставки-блокбастеры, как правило, финансируются из внебюджетных средств, с которых музей как раз должен платить налоги (здесь вступает в силу сложная система подсчетов, включающая, например, налоговые льготы для меценатов и др.).

Что еще странного в новом постановлении?

В постановлении опубликовано 14 видов деятельности музеев, в связи с которыми музеи освобождаются от налога на прибыль. Проблема в том, что далеко не все из этих видов деятельности могут ее в принципе приносить. Так, заведомо не может принести никакой прибыли пункт 1 — «Изучение музейных предметов и музейных коллекций, в том числе проведение экспертизы культурных ценностей и экспертизы музейных предметов и музейных коллекций». Те, кто формулировал этот пункт постановления, вероятно, предполагали, что музеи могут получать прибыль от проведения экспертиз. Например, заказчик (частное лицо) приносит музею на экспертизу завещанную бабушкой картину, которую семейная легенда приписывает кисти Сурикова, и платит за эту экспертизу деньги. Делают ее музейные эксперты за зарплату — стало быть, музей тратит на экспертизу 0 рублей и получает прибыль. Однако с 2006 года музеям запрещено проводить платные экспертизы для частных лиц или частных организаций и выдавать их от имени музея. Конечно, музеи делают экспертизы — например, исследуют и переатрибутируют собственные работы (как было со «Звенигородским чином» в Третьяковской галерее), смотрят вещи, которые намереваются получить в свою коллекцию (скажем, коллекционер их подарил или завещал), выполняют экспертизы по заказам Минкультуры, таможни или полиции (конфисковали что-нибудь художественное и надо определить его ценность), но делают они это не за деньги, поскольку, строго говоря, эта деятельность, называемая исследовательской, является одной из основных функций любого музея и прописана в его уставе.

Это все проблемы?

Нет. Из этих 14 видов деятельности одни могут стать прибыльными, а другие убыточными в одно и то же время. Например, музей организовал выставку, ставшую блокбастером, и получил прибыль от входных билетов, экскурсий, лекций, связанных с этой выставкой (пункт 4). Вместе с тем он вложил деньги в издание печатного каталога этой выставки (пункт 8), и тираж этого каталога пылится на складе и не продается. То есть в каком-то виде деятельности музей получил прибыль, а в каком-то — убыток. И размер убытка может быть больше размера прибыли (скажем, музей заработал на выставке 100 тыс. рублей, при этом потратил на каталог 150 тыс. рублей и ничего на нем не заработал, итог — 50 тыс. рублей убытка).

Какая тут мораль?

Музеи, которые финансируются из государственного или муниципального бюджета, вообще не являются организациями, предназначенными для извлечения прибыли. То есть любая прибыль музея — это всего лишь экономия государственных «средств». Например, у здания музея течет крыша. Чтобы ее отремонтировать, ему нужно дополнительное финансирование, потому что денег, выделенных из государственного бюджета, ему не хватает. Где взять? Просить у государства. А государство в ответ: «Денег нет, но вы держитесь». Приходится ремонтировать крышу на прибыль, полученную от выставки-блокбастера, и/или прибегать к помощи спонсоров/меценатов. И здесь другой пример, красноречиво описанный директором Мультимедиа Арт Музея Ольгой Свибловой на одном из совещаний в министерстве культуры, посвященном закону о меценатской деятельности: «Мы получаем благотворительные деньги, которые необходимо анонсировать, и они облагаются налогом, а потом эти суммы вычитаются из нашего бюджетного финансирования. Мой любимый город мне говорит: живите на самообеспечении, вы получили от мецената десять рублей и еще волнуетесь, что у вас бюджета нет. Они облагают эти рубли налогом, а потом не включают их в бюджетный план на будущий год, потому что у нас есть партнер! Какой-нибудь сумасшедший дал денег, а на следующий год — раз! — и бюджет бах! Потому что партнера нет!» Другими словами, многие культурные институции оказываются в ситуации, когда им урезают финансирование из-за того, что они принимают меценатскую поддержку: зачем им деньги из госбюджета, если у них есть меценаты?

Краткие выводы

К радости многих налогоплательщиков, изменения по налогу на прибыль с 1 января 2020 года не столь масштабны как, например, по имущественным налогам, некоторые поправки носят технический характер. Мы расскажем, на какие моменты следует обратить внимание.

«Амортизационные» поправки

С 1 января 2020 года в п.1 ст. 256 НК РФ будет четко установлено, что к амортизируемому имуществу относятся результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб. (п.1 ст.256 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее — ФЗ N 325-ФЗ)).

В настоящее время Минфин РФ и ФНС РФ также разъясняют, что нематериальные активы (НМА) первоначальная стоимость которых менее установленного норматива (100 тыс. руб.) не амортизируются, а включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере их ввода в эксплуатацию в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (Письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/450, Письмо ФНС России от 01.11.2011 N ЕД-4-3/18192).

Амортизация основных средств в 2020 году

С 1 января 2020 года будет исключено положение, по которому срок полезного использования расконсервированного объекта нужно продлевать на период консервации (абз. 6 п. 3 ст. 256 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ)

Как и прежде по основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию, начисление амортизации не производится. Амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация (п. 2 ст.322 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ)

Безвозмездное пользование

Основные средства, переданные в безвозмездное пользование, с 1 января 2020 года не будут исключаться из состава амортизируемого имущества (п.3 ст.256 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ). Но в целях налога на прибыль учесть сумму начисленной амортизации в расходах будет нельзя (п. 16.1 ст. 270 НК РФ введен ФЗ N 325-ФЗ).

Метод амортизации

С 1 января 2020 года менять метод начисления амортизации можно будет только один раз в пять лет (абз. 4 п. 1 ст. 259 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ). Сейчас НК РФ содержит только ограничение на переход с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации чаще одного раза в пять лет.

Расходы на ремонт в 2020 году

С 1 января 2020 года будет уточнено, что к расходам на ремонт относятся не только расходы на ремонт основных средств, но и иного имущества (п. 1 ст. 260 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).

Жаль, что в отношении возможности учета расходов на ремонт арендованного имущества, не являющемся амортизируемым, уточнения в данную статью не внесены. Но Минфин РФ разъяснял, что расходы на ремонт неамортизируемого имущества могут учитываться на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов при условии, что такие расходы обоснованы и документально подтверждены (Письмо Минфина РФ от 01.02.2011 N 03-03-06/1/51).

«Иностранные» дивиденды

С 1 января 2020 года в ст.250 НК РФ будет уточнено, что для целей налога на прибыль к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемым в виде дивидендов, относится, в частности, доход, выплачиваемый иностранной организацией в пользу российской организации, являющейся акционером (участником) этой иностранной организации, при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, вне зависимости от порядка налогообложения такой выплаты в иностранном государстве (п. 1 ч. 2 ст. 250 в ред. ФЗ N 325-ФЗ). Т.е. квалификация дохода в качестве дивидендов не соотносится с тем, пропорционально или непропорционально доли в уставном капитале распределяется доход.

Учет убытков в 2020 году

На 1 год — до 31 декабря 2021 года продлили пятидесятипроцентное ограничение на уменьшение налоговой базы при переносе убытков предыдущих лет (п.2.1 ст.283 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ)

Также с 1 января 2020 года будет установлено, что налогоплательщик — правопреемник не сможет учесть убытки, полученные реорганизованной организацией, если в ходе проверки налоговые органы установят, что основной целью реорганизации был учет убытков (п. 5 ст. 283 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).

Нулевая ставка по налогу на прибыль в 2020 году

С 1 января 2020 года для организаций, имеющих статус налогоплательщика — участника специального инвестиционного контракта ставка налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет (при соблюдении определенных условий) установлена в размере 0 процентов (пп. 1.14. п.1 ст. 284 НК РФ введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 269-ФЗ (далее — ФЗ N 269-ФЗ)). Кроме того, законами субъектов Российской Федерации для таких налогоплательщиков может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (абз. 10 п.1 ст.284 НК РФ введен ФЗ N 269-ФЗ)

Особенности применения налоговых ставок участниками специального инвестиционного контракта определены новой статьей 284.9 НК РФ (введена ФЗ N 269-ФЗ).

Также с 1 января 2020 года вводится нулевая ставка и особенности ее применения для музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (п. 1.13 ст. 284 и ст.284.8 НК РФ введены Федеральным законом от 26.07.2019 N 210-ФЗ (далее — ФЗ N 210-ФЗ)). В частности, одно из условий применения ставки 0% — доходы от деятельности музеев, театров, библиотек, учитываемые по налогу на прибыль, должны составлять не менее 90 процентов всех налогооблагаемых доходов (п.2 ст.284.8 НК РФ введен ФЗ N 210-ФЗ).

«Безвозмездные» расходы

С 1 января 2020 в составе внереализационных расходов можно будет учитывать затраты на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность (пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ введен ФЗ N 210-ФЗ). Такие расходы будут признаваться на дату передачи объектов в государственную или муниципальную собственность (пп.1 п.7 ст.272 НК РФ введен ФЗ N 210-ФЗ).

Т.е. налогоплательщики-застройщики смогут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму расходов по созданию объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность (Письмо Минфина России от 11.07.2019 N 03-07-03/51202).

Кстати, еще с 1 июля 2019 года безвозмездная передача объектов социально-культурного назначения в казну республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования не является объектом обложения НДС (пп.2 п.2 ст.146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Проценты у специализированных застройщиков

С 1 января 2020 года специализированные застройщики, заключившие кредитные договоры с уполномоченным банком, на предоставление целевого кредита в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве. » будут учитывать в расходах проценты по такому кредиту на дату их уплаты, т.е. «кассовым методом» (пп. 12 п.7 ст.272 НК РФ введен ФЗ N 325-ФЗ).

ИП стали налоговыми агентами

С 1 января 2020 года обязанности налогового агента по налогу на прибыль при выплате доходов иностранным организациям возлагается не только на организации, но и индивидуальных предпринимателей (п.1 ст.310 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).

В главу 25 НК РФ будут внесены и другие поправки, касающиеся узкого круга налогоплательщиков: уточнят порядок подтверждения освобождения от налога на прибыль резидентов «Сколково», особенности инвестиционного налогового вычета и др.

Нет времени читать?

Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 № 210-ФЗ 01.01.2020 г. вступают в силу изменения в гл. 25 НК РФ для автономных учреждений, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для музеев, театров, библиотек и учреждений, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Главные изменения для АУ

Во-первых, сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0% для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан. Во-вторых, предусматривается ставка 0% по налогу на прибыль музеев, театров и библиотек.

Важно: все учреждения, перешедшие на применение ставки 0%, от обязанностей налогоплательщика не освобождаются. В соответствии с требованиями п.2 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет и предоставлять налоговую декларацию по истечении налогового периода (календарного года).

«Нулевая» ставка для медицинских и образовательных учреждений

Напомним, согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ медицинские, образовательные учреждения уплачивают налог на прибыль по ставке 0% при соблюдении пяти условий (ст. 284.1):

  1. Учреждение имеет лицензию на соответствующий вид деятельности (образовательной и (или) медицинской), полученную в соответствии с законодательством РФ.
  2. Доходы учреждения за налоговый период от осуществления данной деятельности, учитываемые при вычислении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90% его доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы, либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы.
  3. В штате учреждения беспрерывно на протяжении всего налогового периода числятся не менее 15 сотрудников.
  4. Численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, на протяжении всего налогового периода составляет не менее 50% от общей численности работников учреждения.
  5. В налоговом периоде не совершаются операции с векселями и производными финансовыми инструментами.

В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 №395-ФЗ льготная ставка могла применятся при соблюдении описанных выше условий с 01.01.2011 по 01.01.2020. Федеральным законом № 210-ФЗ (ст. 2) из этого правила исключены слова «по 01.01.2020», а это значит, что вышеназванные учреждения вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (с учетом условий, изложенных ранее).

То есть те, кто применял в этом году данную ставку, при желании и наличии оснований могут продолжить это делать в 2020 г., и в последующие годы. Обратим внимание на то, что в предоставлении заявления в налоговый орган дополнительно нет необходимости.

Учреждения, которые ранее не применяли нулевую ставку и планируют впервые это сделать с 01.01.2020 (при наличии оснований), в соответствии с п. 5 ст. 284.1 НК РФ не позднее чем за один месяц до начала 2020 г. должны подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, но потом перешли на общую (20 %), вправе снова вернутся к нулевой ставке, но не ранее чем через 5 лет начиная с налогового периода, в котором был совершен переход.

Льготы учреждениям социального обслуживания граждан

В целом, изменения, касающиеся учреждений, оказывающих социальное обслуживание граждан, аналогичны изменениям, касающихся образовательных и медицинских учреждений.

В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ данная категория учреждений с учетом изменений внесенных Федеральным законом №210-ФЗ (ст. 3) может применять нулевую ставку бессрочно при соблюдении условий, описанных в ст. 284.5 НК РФ.

Учреждения, продолжающие применение нулевой ставки в 2020 г., не должны предоставлять в налоговый орган соответствующее заявление, а те, кто собираются применять ее впервые, должны не позднее чем за месяц до начала 2020 г. подать заявление с приложением сведений, подтверждающих выполнение условий для применения льготы.

Отличие учреждений социального обслуживания от учреждений, ведущих образовательную и медицинскую деятельность заключается в том, что если после применения нулевой ставки они вернулись к общей, то в соответствии с п. 9 ст. 284.5 НК РФ повторного права вернутся к льготной ставке у них нет.

Льготы для музеев, театров и библиотек

Начиная с 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополняется п. 1.13, согласно которому к налоговой базе музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, может применятся налоговая ставка 0% при выполнении условий, установленных ст. 284.8 НК РФ, вводимой с указанной даты.

Данная ставка применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия: если соотношение доходов от деятельности музеев, театров и библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленной Правительством РФ ко всем доходам, учитываемым при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, больше или равны 90%.

Формула

На применение льготы не нужно получать разрешение, необходимо только подтвердить право на нее, так как она носит заявительный характер.

В соответствии с п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования льготы музеям, театрам и библиотекам в сроки, установленные для предоставления налоговой отчетности за налоговый период, то есть до 28 марта года, следующего за отчетным, необходимо подать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 указанной статьи по форме, которая будет утверждена ФНС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Автор: Амина Русак,
старший бухгалтер-консультант бюджетного направления Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Постановление Правительства России от 8 мая 2020 года № 642 вступило в силу 10 мая 2020 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года

Наименования видов деятельности, осуществляемых музеями, учредителями которых являются субъекты России или муниципалитеты, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций

1. Изучение музейных предметов и музейных коллекций, в том числе проведение экспертизы культурных ценностей и экспертизы музейных предметов и музейных коллекции.
2.Предоставление реставрационных и консервационных услуг.
3.Проведение фестивалей, смотров, конкурсов, иных мероприятий.
4.Выставочная деятельность в установленной сфере деятельности учреждения.
5.Экскурсионное и лекционное обслуживание посетителей учреждения, в том числе в рамках мероприятий или программ, реализуемых учреждением на сторонних площадках.
6.Публикация музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме.
7.Осуществление культурно-просветительских мероприятий.
8.Создание и реализация печатной, кино-, фото-, видео-, аудио-и мультимедийной продукции, связанной с основными направлениями деятельности учреждения.
9.Популяризация объектов культурного наследия, находящихся в составе учреждения.
10.Реализация учреждением научно-просветительских, научно-методических и образовательных программ.
11.Проведение мониторинга технического состояния и эксплуатации объектов культурного наследия.
12.Сдача в аренду имущества в культурно-просветительских целях.
13.Оказание консультационных и научно-методических услуг в соответствии с уставной деятельностью и в пределах тематического направления работы музея.
14.Разработка научно-проектной документации в связи с созданием экспозиций.

Наименования видов деятельности, осуществляемых театрами, учредителями которых являются субъекты России или муниципалитеты, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций

1. Подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве.
2.Распространение художественного продукта (театральных постановок, концертных и других публичных представлений) посредством публичного исполнения, в том числе на гастролях.
3.Проведение фестивалей, конкурсов и иных мероприятий художественно-творческого характера.
4.Выставочная деятельность в установленной сфере деятельности учреждения.
5.Экскурсионное и лекционное обслуживание посетителей учреждения, а также в рамках мероприятий или программ, реализуемых учреждением на сторонних площадках.
6.Деятельность по сохранению художественного уровня и развитию профессионального мастерства, преемственности артистической школы посредством предоставления творческой практики, творческих лабораторий(мастер-классы) в составе коллектива учреждения.
7.Создание и реализация печатной, кино-, фото-, видео-, аудио-и мультимедийной продукции, связанной с основными направлениями деятельности учреждения.
8.Проведение исследований в области источниковедения, театроведения и литературоведения.
9.Реализация учреждением научно-просветительских, научно-методических и образовательных программ.
10.Осуществление культурно-просветительских мероприятий.
11.Публикация музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме.
12.Сдача в аренду имущества в культурно-просветительских целях.

Наименование видов деятельности, осуществляемых библиотеками, учредителями которых являются субъекты России или муниципалитеты, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций

1. Осуществление библиографической и информационной деятельности, в том числе обеспечение условий для взаимоиспользования ресурсов государственных библиотек.
2.Осуществление библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки.
3.Организация и проведение культурно-массовых мероприятий.
4.Выставочная деятельность в установленной сфере деятельности учреждения.
5.Экскурсионное и лекционное обслуживание посетителей учреждения, в том числе в рамках мероприятий или программ, реализуемых учреждением на сторонних площадках.
6.Изучение книжных памятников, музейных предметов и музейных коллекций, в том числе проведение экспертизы книжных памятников, культурных ценностей и экспертизы музейных предметов и музейных коллекций.
7.Публикация музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме.
8. Предоставление реставрационных услуг.
9. Предоставление библиографических и информационных услуг в виртуальном режиме.
10.Ведение научной и методической работы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения.
11.Реализация учреждением научно-методических и образовательных программ.
12.Осуществление культурно-просветительских мероприятий.
13.Создание и реализация печатной, кино-, фото-, видео-, аудио-и мультимедийной продукции, связанной с основными направлениями деятельности учреждения.
14.Сдача в аренду имущества в культурно-просветительских целях

Читайте также: