Налоговые правоотношения частных нотариусов в россии

Опубликовано: 26.04.2024

Четверг
20 мая 2021 г.

МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

КАКИЕ НАЛОГИ ПЛАТЯТ ЧАСТНЫЕ НОТАРИУСЫ И АДВОКАТЫ. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НДФЛ ЛИЦАМИ, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ

"Финансовая газета", 2013, N 27

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой, самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет налог на доходы физических лиц исходя из сумм доходов, полученных от такой деятельности. Об особенностях исчисления и уплаты НДФЛ указанными лицами пойдет речь в настоящей статье.

Перед тем, как рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц лицами, занимающимися частной практикой, необходимо определить, кто входит в число указанных лиц. Ими являются частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, другие лица, имеющие право вести частную деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Нотариус, занимающийся частной практикой, согласно ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате), вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ). Адвокатский кабинет не является юридическим лицом (п. 3 ст. 21 Федерального закона N 63-ФЗ). Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет. Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом (п. 6 ст. 21 Федерального закона N 63-ФЗ).

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем (п. 1 ст. 25 Федерального закона N 63-ФЗ). Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу (п. 2 ст. 25 Федерального закона N 63-ФЗ). Одним из существенных условий соглашения является выплата доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь либо указание на то, что юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Арбитражным управляющим согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий - субъект профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Федеральным законом N 127-ФЗ профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. В абз. 5 п. 1 ст. 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ закреплено право арбитражного управляющего на получение вознаграждения за период осуществления им своих полномочий. Пунктами 1, 3 ст. 20.6 Федерального закона N 127-ФЗ определено, что арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, при этом сумма вознаграждения состоит из фиксированной суммы и процентов от балансовой стоимости активов должника. Вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 127-ФЗ (п. 2 ст. 20.6 Федерального закона N 127-ФЗ). В Письмах Минфина России от 06.04.2012 N 03-04-09/8-34, ФНС России от 26.03.2012 N ЕД-4-3/4964@ "О налогообложении доходов арбитражных управляющих с 01.01.2011" указано, что поскольку в соответствии со вступившей в действие с 1 января 2011 г. редакцией ст. 20 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражные управляющие признаются субъектами профессиональной деятельности, занимающимися частной практикой, то начиная с 2011 г. доходы арбитражных управляющих, полученные от частной практики, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, подлежат обложению НДФЛ согласно гл. 23 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина России от 26.08.2011 N 03-11-10/50, от 19.05.2011 N 03-04-05/8-359, ФНС России от 17.01.2012 N ЕД-3-3/80@, от 10.06.2011 N ЕД-4-3/9304@. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст. 23 Основ законодательства о нотариате).

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

При осуществлении нотариальной деятельности, для которой законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 22 Основ законодательства о нотариате). Размер нотариального тарифа устанавливается в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате.

Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий предусмотрены ст. 333.24 гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ (п. 2 ст. 227 НК РФ).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 227 НК РФ). При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу (п. 4 ст. 227 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 227 НК РФ). Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ утверждена Приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)".

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 227 НК РФ).

В случае появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 27.12.2010 N ММВ-7-3/768@ "Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ)" с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде (п. 7 ст. 227 НК РФ). Таким образом, обязанность налогоплательщика представить декларацию по форме 4-НДФЛ связана с появлением у него в этот период доходов, полученных от осуществления деятельности. Следовательно, если налогоплательщик не получал доходов от своей деятельности, то представлять указанную декларацию в налоговые органы он не обязан. Аналогичный вывод сделан арбитрами в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2010 N А66-3075/2010, от 17.05.2006 N А26-9328/2005-28. Однако в Письме УФНС России по г. Москве от 02.09.2011 N 20-14/2/085308@ разъясняется, что НК РФ не предусматривает освобождения от представления налоговой декларации налогоплательщика, не осуществляющего предпринимательскую деятельность в соответствующем налоговом периоде.

Налоговая декларация представляется в 5-дневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма дохода, предполагаемого к получению, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно.

Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218, 221 НК РФ (п. 8 ст. 227 НК РФ).

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений (п. 9 ст. 227 НК РФ):

- за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

- за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

- за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей. Форма налогового уведомления по уплате авансовых платежей по НДФЛ утверждена Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-04/440@ "О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц". В налоговом уведомлении должны быть указаны (п. 3 ст. 52 НК РФ):

- размер налога, подлежащего уплате;

- расчет налоговой базы;

- сроки уплаты налога.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ). Приказом ФНС России от 23.05.2011 N ММВ-7-11/324@ утверждены формат и Порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом

периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности на текущий год. При этом налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты (п. 10 ст. 227 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.04.2008 N 03-04-07-01/47).

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Обратите внимание! Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 58 НК РФ). В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ (Письма Минфина России от 18.03.2008 N 03-02-07/1-106, УФНС России по г. Москве от 08.04.2009 N 20-14/2/033346@). Поскольку размер годовой суммы авансовых платежей может быть определен только после окончания налогового периода, то и начислять пени налоговый орган начнет не раньше, чем посчитает НДФЛ за год. В случае прекращения деятельности до конца налогового периода согласно п. 3 ст. 229 НК РФ налогоплательщики обязаны в 5-дневный срок со дня прекращения такой деятельности или таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со ст. 227 НК РФ, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (п. 4 ст. 229 НК РФ).

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 217 НК РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ.

В заключение отметим, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет за собой взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Частные нотариусы и адвокаты(1) являются особым субъектом общественных правоотношений: с одной стороны они не занимаются коммерческой деятельностью и их деятельность нельзя приравнивать к деятельности индивидуальных предпринимателей, с другой стороны у них особый налоговый статус, что делает их похожими на индивидуальных предпринимателей.

В данной статье, мы рассмотрим особенности налоговых правоотношений адвокатов(2) и частных нотариусов(3).

1. Возможные системы налогообложения в РФ

1.1. На текущий момент в РФ действуют следующие системы налогообложения и налоги:

Налог, система налогообложения, сбор

Системы налогообложения

Специальные налоговые режимы

УСНО(6)(7)

УСНО

СННПВСОРП

Доходы

Доходы-расходы

Федеральные налоги

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на прибыль организаций;

4) налог на добычу полезных ископаемых;

6) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

"Зарплатные" налоги

7) налог на доходы физических лиц;

9) «социальные налоги» (страховые взносы).

Специальные налоговые режимы

10) единый сельскохозяйственный налог;

11) упрощенная система налогообложения (доходы);

12) упрощенная система налогообложения (доходы-расходы);

13) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

15) патентная система налогообложения;

Прочее

16) государственная пошлина;

17) таможенные сборы.

Региональные налоги

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Из вышеприведенной таблицы видно, что использование какой либо системы налогообложения не означает полный запрет на применение налогообложения (налогов) из другой системы. Например:

  1. У организации может быть КСНО + ЕНВД (или, например, торговый сбор).
  2. Если организация на УСНО, выставили счет-фактуру, выделив НДС, то она будет обязана не только его уплатить, но и представить налоговую декларацию по НДС.
  3. И т.п.

2. Возможные системы налогообложения адвокатов и нотариусов

Из вышесказанного, можно сделать выводы, что адвокаты и нотариусы не могут использовать:

  1. систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  2. единый налог на вмененный доход;
  3. систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Адвокаты и нотариусы не могут применять любую упрощенную систему налогообложения, в соответствии с императивным запретом установленной п.3 ст. 346.12. НК РФ, а также уплачивать торговый сбор.

Таким образом, адвокаты и нотариусы обязаны применять общую (классическую) систему налогообложения! А следовательно будут является плательщиками следующих налогов:

  1. Налога на добавленную стоимость.
  2. Налога на имущество физических лиц.
  3. Транспортного налога.
  4. Земельного налога.
  5. Страховы взносов (это хоть и не налог, но по сути являющийся им) + социальное страхование от несчастных случаев.
  6. Налога на доходы физических лиц.

Обратите внимание, что ни адвокаты, ни нотариусы не должны платить налог на прибыль, т.к. он у них заменен налогом на доходы физических лиц!

Не берем в рассмотрение следующие налоги, поскольку у адвокатов и нотариусов не может возникнуть база для налогообложения этими налогами:

  1. налог на добычу полезных ископаемых;
  2. водный налог;
  3. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  4. налог на игорный бизнес.

3. Порядок учета доходов и расходов нотариусами и адвокатами

Пункт 2 ст.54 НК РФ определяет, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке(14), определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

4. Определение статуса налогоплательщика для адвокатов и нотариусов и их обязанности

Статья 23 НК РФ относит к адвокатов и нотариусов к налогоплательщикам, которые обязаны:

  1. уплачивать законно установленные налоги;
  2. встать на учет в налоговых органах;
  3. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  4. представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);
  5. представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года;
  6. представлять в налоговые органы и их должностным лицам необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  7. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  8. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов;
  9. нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
  10. сообщать налоговым органам о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  11. адвокаты и нотариусы, как физические лица, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
    Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  12. сообщать налоговым органам о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов);
  13. сообщать налоговым органам об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения);
  14. сообщать налоговым органам о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

5. Учет адвокатов и нотариусов

Статья 85 НК РФ определяет уполномоченные государственные органы, кот о рые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом нотариусов и адвокатов:

  1. Органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.
  2. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвоката.

Согласно п.6 ст.83 НК РФ постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых уполномоченными органами.

Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.

Изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства.

Согласно абз.4 п.3 ст.84 НК РФ случаях изменения места жительства нотариуса или адвоката снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором они состояли на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката - в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации, органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.

Согласно абз.4 п.5 ст.84 НК РФ в случаях прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения статуса адвоката снятие их с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых уполномоченными органами.

6. Порядок направления уведомлений, запросов нотариусам и адвокатам

Согласно абз.5 ст.31 НК РФ, определяющей права налоговых органов, налоговые органы при реализации своих полномочий в отношениях с нотариусами и адвокатами, обязаны отправлять свои запросы по почте: по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

7. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, в отношении нотариусов и адвокатов

Согласно ст.86 НК РФ банки открывают счета адвокатам и нотариусам, предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) адвоката или нотариуса, о предоставлении права или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) нотариусов и адвокатов, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) нотариусов и адвокатов в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации), а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам адвоката или нотариуса, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам адвоката или нотариуса, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Вышеуказанные справки могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов или на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

8. Приостановление банковских операций адвокатов и нотариусов

Также, как и в отношении обычных юридических лиц, налоговые органы, согласно пп.4 п.11 ст.76 НК РФ имеют право на приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств нотариусов и адвокатов.

9. Налоги, льготы, ведение учета, отчетность

9.1. НДС по адвокатской деятельности:

Статья 149 НК РФ. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Пункт 3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:

14) оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности.

Это означает, что все доходы, связанные с профессиональной деятельностью адвокатов (оказанием юридических услуг) не облагаются НДС.

9.2. НДС по нотариальной деятельности:

Другая ситуация с НДС у нотариусов. Подпункт 17 п.3. ст. 149 НК РФ освобождает от обложения НДС только услуги, за которые взымается государственная пошлина. Статья 333.24 НК РФ определяет размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий. И может возникнуть ощущение, что платить НДС с нотариальных услуг не надо, но в большинстве случаев это не так.

Большинство нотариусов уже давно не придерживается тарифов, определенных ст. 333.24 НК РФ, взымая с потребителей своих услуг гораздо большие суммы, которые иногда камуфлируются под технические услуги. Согласно многочисленным разъяснениям налоговых органов, любые суммы полученные частными нотариусами сверх установленных размеров, определенных в НК РФ, должны облагаться НДС. К сожалению, автор придерживается аналогичного мнения по данному вопросу.

9.3. Налог на имущество физических лиц:

Адвокаты и нотариусы оплачивают, принадлежащее им имущество, по правилам и наравне с другими физическими лицами и никаких льгот по уплате этого налога не имеют.

Налоговые ставки на имущество, принадлежащие адвокатам и нотариусам, определены в ст. 406 НК РФ.

9.4. Транспортный налог:

Если адвокаты или нотариусы имеют имущество, которое в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано, как транспортное средство и оно признается, в соответствии со ст.358 НК РФ, объектом налогообложения транспортным налогом, то адвокатские образования будут начислять и перечислять транспортный налог в региональный бюджет РФ.

Налоговые ставки на автотранспортные средства, принадлежащие адвокатам и нотариусам, определены в ст. 361 НК РФ.

9.5. Земельный налог:

Если адвокаты или нотариусы имеют земельные участки на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, и они признаются, в соответствии со ст.389 НК РФ, объектом налогообложения земельным налогом, то адвокаты и нотариусы образования будут начислять и перечислять земельный налог в местный бюджет РФ.

Стандартная ставка для большинства земельных участков, принадлежащих адвокатам и нотариусам составит 1,5%.

9.6. Страховые взносы + социальное страхование от несчастных случаев:

Данные «налоги» нам надо будет четко разделить на 2 части:

  1. Начисления на адвокатов и нотариусов.
  2. Начисления на сотрудников адвокатов и нотариусов, которые в свою очередь не являются адвокатами или нотариусами.

Начисления на адвокатов и нотариусов:
Согласно п.1.1, 1.2 ст. 14 ФЗ № 212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

1. Фиксированные взносы на 2015 год при доходе 300 тыс. рублей и меньше составят:

    в Пенсионный фонд — 18 610,80 руб. (5 965 руб. × 26% × 12 мес.) = (МРОТ * Ставка × 12).

Если плательщик взносов 1967 года рождения и младше и написал заявление о переводе накопительной части взносов в НПФ, то взносы в ПФ составят на страховую часть 14 316 руб. (5 965 руб. × 20% × 12 мес.), на накопительную 4 294,80 руб. (5 965 руб. × 6% × 12 мес.). Если плательщик 1966 года рождения и старше, или если плательщик 1967 года и младше, но не писал заявление о переводе накопительной части взносов в НПФ, то вся сумма (1 8610,80) пойдет на страховую часть; Но помните, что в любом случае в 2015 году взносы в ПФ платятся одной платежкой. Делит на страховую и накопительную часть сам Пенсионный фонд.

  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3 650,58 рубля (5965 руб. × 5,1% × 12 мес.);
  • в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования — в 2015 году взносы не платятся.
  • 2. Фиксированные взносы на 2015 год при доходе выше 300 тыс. рублей составят:

    • сумма взноса, определенная по предыдущему пункту;
    • плюс 1 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей, но не более восмикратного размера, т.е. (5 965 руб. × 26% × 12 мес. × 8 ) 148 886,40 рублей.

    Таким образом, по умолчанию каждый адвокат и нотариус обязан заплатить: 22 261,38 страховых взносов в год.

    Начисления на сотрудников адвокатов и нотариусов:
    По умолчанию, все сотрудники адвокатов и нотариусов будут платить страховые взносы по следующим ставкам, согласно ст. 58 ФЗ № 212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования":

    Тариф страхового взноса

    Пенсионный фонд Российской Федерации

    Фонд социального страхования Российской Федерации

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

    В пределах 711 000 (ПФР) / 670 000 (ФСС) рублей

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Бухгалтерский учет

    Сегодняшний день организаций немыслим без заключения договоров и удостоверения сделок. Хорошо, если контрагенты уверены в вас и не просят предоставления нотариально удостоверенных уставных документов фирмы.

    А как поступать, если клиент заключает договор с организацией впервые? Вот тут-то и стоит прибегнуть к услугам нотариуса. Если вы уже столкнулись с такой ситуацией в ходе своей работы, то обратили внимание, что нотариальных бюро много и количество их все увеличивается. С точки зрения юриспруденции нет разницы, у кого зарегистрировано оформление документов - у частного или государственного нотариуса, а вот с точки зрения налогового и бухгалтерского учета это может вызвать осложнения.

    Рассмотрим в бухгалтерский и налоговый учет нотариальных расходов.

    Бухгалтерский учет

    С точки зрения бухгалтерского учета расходы по оплате услуг нотариуса (Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 года №33н «Положение по бухгалтерскому учету “Расходы организации”» ПБУ 10/99) относятся к расходам по обычным видам деятельности и отражаются на счетах учета затрат - 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».

    Согласно пункту 18 Приказа №33н эти расходы в целях бухгалтерского учета признаются в том периоде, когда они имели место, независимо от времени фактически произведенной оплаты нотариусу, удостоверившему сделку.

    Налоговый учет

    Совсем иначе расходы по нотариальному оформлению отражаются в налоговом учете. При оформлении документов не акцентируется внимание, какой именно нотариус удостоверил сделку или зарегистрировал копии документов. Но в зависимости от того, какой нотариус произвел соответствующие действия, в дальнейшем зависит в полном объеме или частично можно отнести затраты на нотариальные расходы в налоговом учете. В целях налогового учета затраты на оплату нотариального оформления учитываются в составе прочих расходов, но согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 264 НК РФ «в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке».

    Расходы: в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке не учитываются при определении налоговой базы ( пункт 39 статьи 270 НК РФ).

    При этом следует руководствоваться статьей 22 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных ВС РФ 11 февраля 1993 года №4462-1..

    Статья 22. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами

    За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации.

    За выполнение действий, указанных в части первой настоящей статьи, когда для них законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса.

    Нотариальное действие признается совершенным после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу.

    Размеры государственной пошлины устанавливаются Законом РФ от 9 декабря 1991 года № 2005-1 «О государственной пошлине».

    Обращаем внимание, что законодательством не ограничено использование нотариального заверения сделок. Как следует из статьи 163 НК РФ н отариальное удостоверение сделок обязательно и в случаях, указанных в закон и в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

    Если организация обратилась к государственному нотариусу и нотариус совершил установленные нотариальные действия по установленному тарифу, то расходы по нотариальному оформлению, относятся на затраты предприятия в полном объеме и принимаются к уменьшению налогооблагаемой базы.

    Вопросы возникнут у бухгалтера организации в том случае, если документы удостоверены частным нотариусом. Отражение в налоговом учете будет зависеть от того:

    • установлены ли Законом «О государственной пошлине» действия совершаемые частным нотариусом;
    • в каком размере нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату и соответствует ли плата тарифам, установленным размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе.
    Расходы, понесенные предприятием сверх государственной пошлины, могут быть оплачены, но при формировании налогооблагаемой базы они учтены не будут.

    Рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на оплату услуг нотариуса на конкретном примере.

    Пример.

    Для заключения договора с контрагентом организация заверила перевод документов с английского языка на русский у частного нотариуса - 20 страниц и заверила копии договоров для поставщика - 50 листов. Стоимость услуг нотариуса за заверение перевода - 20 руб., за заверение копий документов - 10 руб. за одну страницу. За свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой установлена государственная пошлина в размере 10 процентов минимального размера труда за страницу перевода документа (100 руб.*10%=10 руб). Обязательное заверение копий договоров законодательством не предусмотрено.

    Услуги нотариуса в сумме 900 руб. (20 стр. х 20 руб. + 50 стр. *10 руб.) были оплачены из подотчетных сумм работника. Доходы и расходы в целях налогообложения прибыли организация определяет методом начисления.

    В бухгалтерском учете

    Организация должна сделать следующие проводки:

    Дебет 71 Кредит 50 - 900 руб. выданы денежные средства под отчет на оформление документов у нотариуса;

    Дебет 26 Кредит 71 - 900 руб. – учтены расходы, связанные с оформлением документов у нотариуса.

    В налоговом учете

    Организация заверяет копии документов для своего поставщика. Для целей налогообложения организация сможет учесть только 700 руб. Поскольку расходы, в виде платы частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке, не учитываются при определении налоговой базы.

    В Письме МНС РФ от 14 апреля 2004 г. № 33-0-11/285@ разъясняется, что Положения статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на правоотношения, связанные с оплатой нотариальных действий, не распространяются.

    Документ, подтверждающий оплату нотариальных действий, должен быть составлен в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в котором должно быть указано о совершении нотариального действия и размере его тарифа.

    Таким первичным учетным документом является реестр регистрации нотариальных действий.

    Для подтверждения оплаты нотариусы выдают для организаций справку-приложение к реестру, в которой указываются оплаченные услуги и сумма, отраженная в реестре регистрации нотариальных действий.

    Следует обратить внимание что, частные нотариусы могут выступать плательщиками налога на добавленную стоимость в случаях, когда они за совершение нотариальных действий взимают плату в размере, превышающем государственную пошлину, или когда оказывают услуги не предусмотренных статьями 22 и 35 Основ Законодательства о нотариате.

    Точка зрения Минфина РФ по этому вопросу отражена в письме от 24 мая 2001 года №04-03-18/36:

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО от 24 мая 2001 г. N 04-03-18/36

    В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

    В соответствии с пп.17 п.2 ст.149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина. В связи с этим при совершении нотариальных действий, за которые взимается государственная пошлина в государственных нотариальных конторах или плата, соответствующая размеру государственной пошлины, взимаемая частными нотариусами за совершение нотариальных действий, обязанности по уплате налога на добавленную стоимость не возникает.

    Данное положение предусмотрено п.6.9 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.

    24.05.2001 Заместитель руководителя
    Департамента налоговой политики

    В таких случаях, организация может принять к вычету налог на добавленную стоимость за оплаченные услуги нотариусу, при наличии все необходимых условий, установленных в статьях 171 и 172 НК РФ.

    Юридические лица, уплачивающие нотариусам суммы за совершение ими нотариальных действий, не являются в отношении их налоговыми агентами, то есть не удерживают из выплаченных нотариусам средств суммы НДФЛ, так как согласно статье 226 НК РФ исчисление и уплата налога производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата осуществляется в соответствии со статьи 227 НК РФ.

    Частные нотариусы по суммам доходов, полученным от частной практики, самостоятельно исчисляют сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет.

    В заключении отметим, что частный нотариус обязательно должен иметь лицензию на право нотариальной деятельности

    Право на представительство регулируется НК РФ.

    Законодательные нормы

    В налоговом законодательстве предусмотрено такое понятие, как представительство в вопросах налоговых правоотношений. И означает это, что плательщик может выступать в налоговых вопросах, представляя свои интересы, не только лично, но и через законного представителя, у которого есть все основания выступать от лица плательщика.

    Иными словами, свои права и обязанности в рамках налоговых отношений плательщик может передоверить представителю.

    Все плательщики налогов или сборов, а также налоговые агенты, которые представляют собой отдельную группу плательщиков, согласно статье 26 Налогового кодекса, имеют право на представителя, если документально его полномочия были подтверждены. То есть плательщик имеет право оформить доверенность у нотариуса на своего представителя, после чего последний может выступать с представлением интересов плательщика.

    При этом у плательщика – физического лица и плательщика – организации полномочия законного представителя подтверждаются по-разному. Так, согласно статье 27 Налогового кодекса, организация путем подписания внутреннего приказа и внесения в учредительные документы указывает конкретного человека-сотрудника в качестве своего представителя.

    Чаще всего в его роли выступает директор, начальник или его заместитель. Именно эти лица представляют интересы всей организации в вопросах налогообложения и уплаты сборов.

    Плательщик – физическое лицо может указать и подтвердить полномочия своего представителя по нормам гражданского права. То есть путем заверения у нотариуса полномочий, на основании которых представитель может действовать от лица плательщика.

    Если же сам плательщик является недееспособным или ограничен в своих действиях, то его представитель чаще всего является его же опекуном или попечителем. То есть тот, кто в рамках гражданского права, может представлять интересы физического лица. В том числе и в вопросах налогообложения.

    Все финансовые аспекты участия в налоговых правоотношениях осуществляются исключительно за счет плательщика, а не его законного или уполномоченного представителя. Представитель является лишь посредником по передаче платежных документов и средств между плательщиком и налоговым органом, не более того.

    При этом согласно статье 28 Налогового кодекса, все действия, которые осуществляются представителем организации от ее имени, или бездействия являются действиями самой организации. То есть если представитель вовремя не уплатил все налоги и сборы (пример бездействия), то это действие приравнивается к действию организации.

    В рамках налогового права получается, что именно организация своевременно не уплатила налоги и сборы, а не частное лицо, которое ее представляет.

    Налоговые агенты, как и любые другие плательщики (следует понимать, как отдельные физические и юридические лица) могут иметь представителя, законного или уполномоченного. Особые нормы на налоговых агентов не применяются, все действия и полномочия представителей сохраняются в полной мере действия налогового и гражданского законодательства.

    Понятие уполномоченного в налоговых вопросах

    Законным и уполномоченным лицом от организации не обязательно должно быть одно и то же лицо, это могут быть совершенно разные граждане, которые наделены разными полномочиями. Более того порядок узаконивания полномочий у этих представителей разный.

    Так, в рамках действия статьи 29 Налогового кодекса, уполномоченного представителя назначает руководитель организации путем составления соответствующей доверенности согласно нормам гражданского права. То есть через нотариуса.

    Уполномоченный представитель имеет право выступать от лица организации в вопросах налоговых правоотношений и взаимодействий с налоговыми органами. Часто встречает практика, когда у частного лица (следует понимать, как физического) уполномоченный и законный представитель – это одна и та же организациями или частное лицо.

    При этом уполномоченным считается только тот представитель, полномочия которого нотариально заверены.

    В рамках гражданского законодательства существуют доверенности, которые приравниваются к нотариальным. На их основании представитель физического лица тоже считается уполномоченным.

    К таким доверенностям относятся:

    • доверенности от лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы;
    • доверенности от военнослужащих, которые проходят срочную или контрактую службу;
    • доверенности от военнослужащих, которые находятся в госпиталях, больницах, санаториях.

    Все документы удостоверяет начальник организации, на попечении которой находится гражданин. В местах лишения свободы – это начальник колонии или тюремной организации, у военнослужащих – командир части, являющийся непосредственным начальником служащего.

    Кто не может быть уполномоченным представителем

    Статьей 29 Налогового кодекса вводятся ограничения на уполномоченных представителей. Так, ими не могут быть ни при каких условиях:

    • следователи;
    • таможенные сотрудники;
    • сотрудники налоговых органов;
    • судьи любых судов;
    • прокуроры;
    • сотрудники внутренних органов.

    Все эти лица не могут представлять интересы плательщиков в вопросах налогообложения, поскольку непосредственно или косвенно участвуют в процессе контроля за осуществлением норм налогового права.

    Что входит в полномочия представителя

    Нормы 4 главы Налогового кодекса не исключают участия самого плательщика сборов и налогов на участие в налоговых правоотношениях, даже если его интересы представляются представителем (законным или уполномоченным).

    Даже если представитель участвует от лица плательщика в налоговых отношениях, плательщик имеет право лично вносить свои коррективы, в рамках налогового законодательства, лично участвовать в процессе. Равно как представитель может участвовать в налоговых правоотношениях плательщика, даже если он действует лично.

    Уполномоченный представитель может действовать от лица плательщика, как на безвозмездной, так и на возмездной основе.

    Это не запрещается нормами действующего гражданского и налогового законодательства.

    Более того от лица плательщика в качестве уполномоченного представителя может выступать, как частное физическое лицо, так и организация, на которую было составлено соответствующее нотариальное соглашение.

    Именно в доверенности прописывается ряд конкретных полномочий представителя. Действовать от лица плательщика представитель может только в рамках этой доверенности, не превышая полномочия. Выдается доверенность на действие от лица плательщика на срок, который не может превышать трех лет, согласно статье 186 Гражданского кодекса. Доверенность, составленная без указания конкретного срока, является действительной в течение одного календарного года.

    Так, физическим лицом чаще всего уполномоченному представителю прописываются такие полномочия, как уплата налогов и сборов своевременно и из средств плательщика, представление интересов при решении налоговых споров и вопросов.

    Организации своим уполномоченным представителям предписывают больше полномочий, на основании которых представитель может полностью исключить участие самой организации в решении налоговых вопросов и налоговых правоотношений. Каждые три года доверенность на действие представителя обновляется.

    Консолидированная группа плательщиков

    Уполномоченным представителем такой группы является ответственное лицо, которое законом наделено правом представлять интересы в вопросах налогообложения всех участников группы. При этом его полномочия достаточно обширны, независимо от того, что именно прописано в соглашении о создании консолидированной группы плательщиков. К этим полномочиям относятся:

    • представлять интересы при нарушении норм налогового права;
    • представлять интересы при взыскании недоимок и задолженностей по уплате сборов и налогов;
    • представлять интересы при регистрации соглашения о создании.

    То есть, каждому участнику группы нет необходимости обращаться в налоговый орган для реализации прав и обязанностей по налоговому праву, поскольку все эти действия может выполнить одно уполномоченное лицо.

    При этом статьей 29 Налогового кодекса предусмотрено сохранение полномочий плательщика даже в том случае, если договор был досрочно расторгнут. При этом уполномоченный представитель группы не лишен права и передачи своих полномочий путем подписания соответствующей доверенности на другое лицо, не входящее в состав группы, для представления интересов всех участников.





    Во время налоговой проверки инспекторы обращают пристальное внимание на учет услуг, которыми пользовалось предприятие. Это связано с тем, что работа сторонних специалистов – уязвимое звено с точки зрения финансовой и налоговой отчетности, в отношении таких операций можно без особых трудностей доказать несоответствие законодательным требованиям. Поэтому налогоплательщик обязан обосновать экономическую целесообразность расходов и подтвердить их документально. Кроме того, инспекторы при проверке обращают внимание на связь с деятельностью и получением дохода. Так что, критически важно грамотно оформлять расходы на услуги нотариуса в бухгалтерском и налоговом учете.

    Любая коммерческая и некоммерческая организация, которая ведет хозяйственную деятельность, хотя бы время от времени обращается за нотариальными услугами. Поэтому грамотный бухгалтерский учет услуг нотариуса необходим всем предприятиям независимо от формы собственности, наличия и количества наемных работников.

    За правовую поддержку специалисты взимают плату, а если они работают в государственной структуре, от организации может потребоваться и уплата пошлины, ставки которой закреплены в Налоговом кодексе. Если же компания или частное лицо обращаются в нотариальную контору, они оплачивают нотариальный тариф – стоимость работы специалиста. Как правило, она идентична пошлине. Документы, оформленные государственным и частным нотариусом, обладают одинаковой юридической силой.

    Расходы на нотариальные консультации и работы подлежат учету, как и все остальные траты. Однако они учитываются только в пределах тарифов, утвержденных налоговым законодательством. Поэтому бухгалтерский учет услуг нотариуса осуществляется в зависимости от целей расходов и того, взимается ли при этом пошлина или нотариальный тариф.

    В бухгалтерском учете услуг нотариуса затраты компании на оплату нотариальных действий могут рассматриваться как расходы по обычным видам деятельности. Однако для этого помощь юриста должна быть необходима в повседневной работе фирмы. Такие траты можно рассматривать как управленческие, и тогда их проводят на счет «Общехозяйственные расходы». Если же работа предприятия связана с торговлей, и расходы необходимы для продажи продукции, их признают коммерческими. В таком случае затраты на юридическую поддержку проходят через счет «Расходы на продажу».

    Для грамотного оформления налоговых бумаг оплату правовых услуг учитывают вместе с другими расходами, которые нужны для производства и реализация товаров. Важно, чтобы затраты были приняты в рамках утвержденных НК тарифов. Расходы на оплату работы государственного или частного юриста сверх утвержденных тарифов не принимают во внимание, определяя налоговую базу.

    Для налоговых исчислений ориентируются также на статью 252 НК РФ. Согласно ей, расходами признают только обоснованные и документально подтвержденные затраты. Поэтому факт уплаты юристу денег должен подтверждаться документом, который заверяют подписью нотариуса и его печатью. Этот документ необходим и для бухгалтерского учета услуг нотариуса. Как правило, в качестве документального подтверждения используют квитанцию. Однако к ней предъявляют целый ряд требований:

    • она должна быть оформлена в соответствии с требованиями законодательства;
    • обязательно указывать предусмотренные законом «О бухгалтерском учете» реквизиты: наименование документа, дата, наименование экономического субъекта, составившего документ и многое другое.

    Вместо квитанции можно использовать другой документ, но он также должен соответствовать особому виду, в том числе текст должен включать информацию о назначении платежа, на основании которой можно будет сделать вывод о сути оказанной услуги, а также другие предусмотренные законом реквизиты. Расходы на профессиональную помощь юристов организация может подтвердить и другим путем: предоставив выписку из реестра регистрации нотариальных действий. Его ведут все без исключения нотариусы, однако, чтобы получить выписку, нужно подать письменное обращение.

    Чтобы у контролирующих органов не возникло претензий во время проверки, для налогового учета также можно использовать выданные нотариусом документы, подтверждающий факт оплаты. Он служит доказательством расходов только в том случае, если нотариальная помощь была предоставлена не лично сотруднику, а именно предприятию. Обращение к юристу также должно было преследовать цели финансово-хозяйственной деятельности компании. Таким образом, сотрудник, который обращается к юристу, должен действовать от лица компании на основании выданной доверенности. Обратите внимание, что, если работник фирмы действует без доверенности, при налоговом учете его рассматривают как частное лицо.

    Как списать расходы, которые превышают нормы

    Фактическая стоимость работы нотариальных специалистов часто превышает установленные законом тарифы. Как оформить расходы в таком случае? Зачастую их можно провести в качестве трат на других основаниях. Иногда можно воспользоваться тем, что нотариальные конторы предоставляют широкий спектр работ, включая юридические, консультационные, информационные. Согласно требованиям НК, их список должен быть открытым. Таким образом, компания может провести выплаты юристам в качестве затрат на производство и реализацию.

    Также обращаем внимание, что тарифы установлены не на все виды работ, которые проводят нотариальные конторы. Поэтому специалист вправе самостоятельно определить их цену, так что по документам их можно провести без лишних хлопот.

    При учете правовой поддержки важно помнить об ограничениях, которые накладывает НК РФ, а именно: к расходам можно отнести только те нотариальные тарифы, которые взимаются за оформление документации, необходимой для ведения деятельности предприятия. Расходы на юридическую помощь, которые были до официальной регистрации фирмы, в налоговой документации не учитываются, поскольку во время их осуществления предприятия еще не существовало.

    Таким образом, во избежание проблем, связанных с нарушением налогового законодательства Российской Федерации, организациям следует вести бухгалтерский и налоговый учет услуг нотариуса, причем расходы на юридическую поддержку должны быть документально подтверждены и обоснованы. Обоснованность нотариальных услуг заключается в их экономической целесообразности.

    Компания VALEN предлагает юридическую помощь коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям и частным лицам. Мы занимаемся вопросами налогового и бухучета, консультируем бизнес. Наша компания работает с отечественными предприятиями и зарубежными фирмами, которые ведут дела в России. Мы предоставляем нотариальную и адвокатскую поддержку, а также осуществляем представительство клиентов в суде. Возьмем на себя и официальное оформление предоставленных работ. Но даже при таких обстоятельствах важно сразу договориться с юристом, чтобы он разделил сумму оплаты на две составляющие: собственно нотариальные услуги и все остальные виды работ.

    Чтобы проконсультироваться со специалистами и заказать юридическую помощь, набирайте наш номер: +7 (495) 7-888-096! Вы также можете назначить специалистам встречу в нашем офисе в Москве.

    Читайте также: