Налоги и налогообложение 2018

Опубликовано: 14.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


На прошлой неделе приняты революционные поправки в НК. Прочитайте о них.

Мы сделали обзор других изменений 2018 года, который уже приняты или будут, с большой вероятностью.

Изменения по заработной плате и НДФЛ

Правительство должно увеличить и детские пособия на коэффициент 1,032. В этом случае с 1 февраля размер пособий будет таким:

  • постановка на учет в ранние сроки беременности — 632,76 руб.;
  • при рождении ребенка — 16 873,54 руб.;
  • по беременности и родам — 43 675,80 руб. (минимум) и 282 493,40 руб. (максимум);
  • по уходу за ребенком до полутора лет — 3 163,79 руб. (минимум на первого ребенка для нетрудоустроенных и ИП), 3795,60 руб. (минимум на первого ребенка для работников со стажем менее двух лет или с низкой заработной платой), 6327,57 руб. (минимум для второго и последующего), 24 536,57 руб. (максимум).

Несмотря на то, что на момент подготовки статьи проект по утверждению повышающего коэффициента находится на стадии рассмотрения, вероятность его принятия крайне высока.

В 2018 году форма справки 2-НДФЛ остается прежней, но заполнять ее нужно по-новому: ФНС РФ вводит новые коды для ее заполнения.

Теперь для того, чтобы отразить компенсацию за неиспользованный отпуск, бухгалтер должен указать код «2013», для выходных пособий — «2014», списанный безнадежный долг — «2611».

Изменения по страховым взносам

  • на обязательное пенсионное страхование —1 021 тыс. руб.
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 815 тыс. руб.
Для ИП поменяются фиксированные взносы, уплачиваемые в фонды:

  • Пенсионный фонд — 26 545 руб.
  • Фонд медицинского страхования — 5 840 руб.
Еще одно изменение по страховым взносам — новый бланк РСВ, но пока это проект. Даже если он будет подписан, отчитываться за 2017 год нужно будет пока по старой форме.

Изменения по налогу на прибыль

Для этого должны соблюдаться определенные условия. Приведем лишь два из них:

  • наличие у налогоплательщика в собственности гостиницы и/или иных средств для размещения туристов
  • доля доходов от туристско-рекреационной деятельности должна составлять не менее 90%.
Основание — Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 168-ФЗ.

Перечень видов деятельности, попадающих под данную льготу, будет установлено Правительством РФ.

Изменения затронули также состав расходов на НИОКР. Так, с 2018 по 2020 года, в расходы на НИОКР, учитываемые с К=1,5, можно включить затраты на приобретение исключительных прав на изобретения, образцы и полезные модели, которые использовались в процессе разработки.

С 1 января 2018 года в прочие расходы, к которым применяется норматив 75% от расходов на оплату труда, можно отнести страховые взносы.

Изменения по налогу на имущество

  • имуществе, которое находится на территории российской части дна Каспийского моря;
  • объектах с высокой энергетической эффективностью;
  • движимом имуществе, которое было поставлено на учет после 1 января 2013 года.
В 2018 году изменения коснутся имущество иностранных юридических лиц, которые не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства.

Речь одет об объектах, налог по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости. В соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2017 года № 286-ФЗ если кадастровая стоимость установлена в середине года, то расчет авансовых платежей и налога на имущество делают за текущий год. Важен день внесения данных в ЕГРН.

Более того, поменялась декларация по налогу на имущество. Это значит, что компании будут заполнять новую форму уже по итогам 2017 года (приказ ФНС России от 31 марта 2017 года № MMB-7-21/271).

Изменения по спецрежимам

  • утверждена новая форма КУДиР.
Не забываем, что лимит доходов для перехода на УСН: 112, 5 млн. руб./9 месяцев за 2017 год.

Более того, при расчете единого налога не нужно учитывать:

  • активы в качестве вклада в имущество;
  • дивиденды, от которых отказались участники.
Основание — Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ.

С 1 января 2018 года индивидуальные предприниматели на ЕНВД и/или патенте вправе учесть расходы на приобретение ККТ при расчете единого налога, но не более 18 000 руб. за 1 ККТ.

При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • ККТ состоит в реестре контрольно-кассовой техники;
  • регистрация ККТ прошла в период с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года.
Узнайте, кому дали отсрочку по онлайн-кассам.

Изменения по транспортному налогу

В новом бланке появились новые строки, которые позволяют отразить платежи по системе «Платон», и тем самым, уменьшить транспортный налог.

Также изменения коснулись второго раздела декларации. Теперь он включает в себя:

  • «Дата регистрации транспортного средства»;
  • «Дата прекращения регистрации транспортного средства (снятия с учета)»;
  • «Год выпуска транспортного средства».

Изменения по торговому сбору

В 2017 году он составлял 1,237.

Изменения по земельному налогу

Новый порядок вступает в силу с 1 января 2018 года.

Ранее считалось, что изменений кадастровой стоимости земли отражается на расчете налога только начиная со следующего года (письмо ФНС России от 19 апреля 2017 г. № БС-4-21/7402).

Показатели для расчета земельного налога за 2017 год необходимо отразить в новой декларации (приказ ФНС России от 10 мая 2017 г № ММВ-7-21/347).

С 2018 года появится новый сбор

Его размер устанавливают региональные власти.

Права на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные при инвентаризации, не включаются в доход

В период с 1 января 2018 по 31 декабря 2019 года можно не признавать для целей налогообложения доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных при инвентаризации (новый пп. 3.6 п. 1 ст. 251 НК РФ введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 166-ФЗ).

Речь идет о правах на (п. 1 ст. 1225 ГК РФ):

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для ЭВМ и базы данных;
  • исполнения и фонограммы;
  • изобретения, полезные модели и промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения.

Необлагаемые налогом на прибыль доходы, полученные от акционеров или участников

Уточнены нормы статьи 251 НК РФ в части необлагаемых налогом на прибыль доходов. Поправки внесены Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ. Напомним, что в статье 251 НК РФ перечислены виды доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

С 1 января 2011 года действует подпункт 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ, исключающий из налогооблагаемой базы доходы в виде имущества, имущественных или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы учредителями обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов (ЧА).

Это относится и к случаю такой передачи путем формирования добавочного капитала и (или) фондов.

Также данное правило распространяется на определенные случаи увеличения ЧА с одновременным уменьшением либо прекращением обязательства перед соответствующими учредителями, а также на случаи восстановления в составе нераспределенной прибыли невостребованных дивидендов, либо части распределенной прибыли общества (товарищества).

С 1 января 2018 года в новой редакции подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ будет говориться только о доходах в виде не востребованных участниками общества дивидендов либо части распределенной прибыли общества, восстановленных в составе нераспределенной прибыли общества. Такие ситуации, как правило, встречаются у крупных акционерных обществ (АО), которые не имеют достоверных данных о местонахождении, банковских счетах некоторых своих акционеров – физлиц и по этой причине не могут выплатить им дивиденды.

Взносы участников «переезжают» в новый отдельный подпункт 3.7 пункта 1 статьи 251 НК РФ, но несколько в скорректированном виде. С 2018 года не облагаются налогом доходы в виде имущества, имущественных или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. То есть, взносы участников (независимо от размера доли в УК), как и ранее, не облагаются налогом на прибыль при условии, что будут оформлены как вклад в имущество общества. Оговорки о чистых активах в НК РФ больше нет.

Вклад в имущество не связан с увеличением уставного капитала предприятия, он не изменяет долей учредителей (участников).

Однако, согласно законодательству об ООО, АО, ГК РФ, чтобы оформить вклад в имущество необходимо соблюсти определенную процедуру.

Например, согласно ст. 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участники общества обязаны, если это предусмотрено уставом общества, по решению общего собрания участников вносить вклады в имущество общества. Вклады в имущество общества вносятся всеми его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества, если иной порядок определения размеров вкладов не предусмотрен уставом общества. Вклады в имущество общества вносятся деньгами, если иное не предусмотрено уставом общества или решением общего собрания участников ООО.

Особые нормы, регламентирующие внесение вкладов в имущество предусмотрены и для акционерных обществ (ст. 32.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

Таким образом, с 1 января 2018 г. только при соблюдении соответствующей процедуры помощь акционеров (участников) признается в целях налогообложения вкладом в имущество и освобождается от налога на прибыль по подпункту 3.7 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Например, если один из пяти участников ООО решил подарить обществу основное средство или товарно-материальные ценности (ТМЦ), то в целях освобождения от налогообложения необходимо рассматривать подпункт 11, а не подпункт 3.7 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения при условии, если:

  • получено от физического лица, имеющего долю в уставном капитале ООО более чем 50%;
  • получено от материнской организации с долей в уставном капитале ООО более 50%;
  • получено от дочерней организации (не зарегистрированной в оффшорах), уставной капитал которой состоит более чем на 50% из вклада ООО;
  • в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

То есть безвозмездная помощь, отличная от вкладов в имущество, не образует дохода только при соблюдении ряда условий, в частности, размера доли в УК, владения имуществом не менее 1 года.

Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ вводится новый вид вычета - «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения содержится в новой статье 286.1 НК РФ.

С 2018 года организация сможет уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств 3 – 7 амортизационных групп).

Указанные расходы можно будет вычитать полностью: до 90% из региональной части, до 10% – из федеральной части налога.

Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т.е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект основных средств (ОС), либо изменена его первоначальная стоимость в результате реконструкции, модернизации.

Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик использовал инвестиционный вычет в дальнейшем не амортизируются.

В случае продажи такого имущества после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство реализуется до истечения срока его полезного использования, компании придется восстановить неуплаченный из-за применения вычета налог, а также уплатить пени. При продаже в расходах учитывается первоначальная стоимость такого основного средства.

Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый п. 8.8 ст. 88 НК РФ). Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (пп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

Уточняются правила расчета сомнительных долгов

Напомним, что с 1 января 2017 года при расчете размера резерва по сомнительным долгам учитывается встречная кредиторская задолженность перед контрагентом. Если у организации есть встречное обязательство перед задолжавшим ей контрагентом, то сомнительным долгом будет считаться только сумма, превышающая размер этого обязательства (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).

С 1 января 2018 года в пункте 1 статьи 266 НК РФ будет также прописано, что в целях расчета сомнительного долга при уменьшении дебиторской задолженности на встречную кредиторскую задолженность нужно начинать с самой «старой» «дебиторки».

Например, у компании есть три задолженности:

  • «дебиторка» сроком возникновения свыше 90 календарных дней — 200 тыс. руб. (резерв формируется на полную сумму);
  • «дебиторка» сроком возникновения свыше 45, но до 90 календарных дней — 100 тыс. руб. (резерв формируется на 50% от этой суммы);
  • встречная «кредиторка» перед тем же контрагентом — 100 тыс. руб.

По новым правилам для расчета сомнительного долга организации нужно будет уменьшить «старую» дебиторкую задолженность в 200 тыс. руб. на 100 тыс. руб. Т.е. в сумму резерва будет включен сомнительный долг со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумме 100 тыс. руб., а также 50% от суммы «дебиторки» сроком возникновения свыше 45, но до 90 календарных дней – 50 тыс. руб.. В 2017 году аналогичные разъяснения давал Минфин РФ (Письмо Минфина России от 20.04.2017 N 03-03-06/1/23835).

Расходы на НИОКР признаются по новым правилам

С 1 января 2018г. перечень расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы дополняется новыми видами затрат (Федеральный закон от 18.07.2017г. № 166-ФЗ). К ним отнесены :

  • начисления стимулирующего характера работникам, участвующим в выполнении НИОКР, в т. ч. производственные премии и надбавки к тарифным ставкам и окладам (п. 2 ч. 2 ст. 255, пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ);
  • страховые взносы, начисленные на зарплату работников, выполняющих НИОКР (пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ);
  • расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и лицензий на их использование. Эти расходы можно учитывать при налогообложении с 1 января 2018 по 31 декабря 2020 при условии, что приобретенные результаты интеллектуальной деятельности используются исключительно в НИОКР (пп. 3.1 п. 2 ст. 262 НК РФ).

Одновременно увеличивается лимит на признание иных расходов, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 262 НК РФ, связанных с выполнением НИОКР. Лимит составляет не более 75% расходов, указанных в новой редакции подпункте 2 пункта 2 статьи 262 НК РФ. Т.е. норматив зависит не только от расходов на оплату труда , но и от суммы страховых взносов.

Также уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (далее - Перечень), которые можно признавать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Однако с 1 января 2018 года налогоплательщикам предоставлено право включить данные расходы в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5:

  • либо в состав прочих расходов с учетом положений пункта 9 статьи 262 НК РФ;
  • либо в первоначальную стоимость амортизируемых НМА, указанных в пункте 9 статьи 262 НК РФ, в порядке, предусмотренном НК РФ.

Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.

С 1 января 2018 года нужно по-новому отчитываться перед инспекцией по расходам на НИОКР, признаваемым с применением коэффициента 1,5. Не придется сдавать отчет о выполненных НИОКР, если разместить его в определенной Правительством РФ государственной информационной системе. При представлении декларации по налогу на прибыль нужно будет подать в ИФНС в формате и по утвержденной ФНС форме сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие его в государственной информационной системе (п. 8 ст. 262 НК РФ). Если отчета в системе нет или сведения о нем в инспекцию не поданы, то применить повышающий коэффициент для признания расходов на НИОКР не получится.

Расширен список объектов для начисления ускоренной амортизации

На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ).

Повышающий коэффициент может применяться к объектам, введенным в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3НК РФ в ред. с 01.01.2018, п.3 ст.5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ).

Если у компании есть такие объекты и она собирается применять повышающий коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

Как видим, изменений достаточно и многие из них положительны для налогоплательщиков. Ну и, как обычно, ждем обновленной формы декларации, учитывающей нововведения.

Автор: Ларцева Л. , эксперт журнала

Как всегда, в конце текущего года Минфин выпускает ряд налоговых изменений, вступающих в силу с 1 января следующего года. Этот год не исключение. Федеральными законами от 27.11.2017 № 335-ФЗ, 346-ФЗ, 361-ФЗ приняты основные нововведения, вступающие в силу с 1 января 2018 года. Рассмотрим, какие из них должны учесть автономные учреждения.

Налог на добавленную стоимость.

Операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов исключены из перечня не облагаемых НДС операций (Федеральным законом № 335-ФЗ признан утратившим силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

С 1 января 2018 года НДС со стоимости реализованного металлолома исчисляют и уплачивают налоговые агенты – покупатели (получатели) лома и отходов черных и цветных металлов, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 8 введен в ст. 161 НК РФ Федеральным законом № 335-ФЗ).

Кроме того, установлено что, налогоплательщики-продавцы, реализующие металлолом, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ, обязаны проставить в договоре, первичном учетном документе отметку «Без налога (НДС)». В случае установления факта недостоверного проставления этой отметки обязанность по исчислению и уплате НДС переходит на налогоплательщика – продавца товаров.

При реализации металлолома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик-продавец составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в указанных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 5 ст. 168 НК РФ в редакции Федерального закона № 335-ФЗ).

Таким образом, в данном случае счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем – налоговым агентом исчисленных сумм НДС к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ в редакции Федерального закона № 335-ФЗ).

Налог на доходы физических лиц.

Скорректирован перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, в частности:

1) исключен доход в виде сумм платы за профессиональную подготовку и переподготовку налогоплательщика в образовательных учреждениях (п. 21 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 346-ФЗ). До 2018 года такая плата не облагалась НДФЛ наряду с платой за обучение налогоплательщиков в образовательных организациях;

2) добавлен новый вид доходов – суммы оплаты части первоначального взноса в счет стоимости приобретаемого автомобиля, предоставленные за счет средств федерального бюджета, при оформлении кредита на приобретение автомобиля в порядке, утверждаемом Правительством РФ (п. 37.3 введен в ст. 217 НК РФ Федеральным законом № 335-ФЗ. Стоит отметить, данные новшества распространяются на правоотношения с 01.01.2017).

Добавлены положения о порядке представления сведений по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при реорганизации. Согласно п. 5, введенному в ст. 230 НК РФ Федеральным законом № 335-ФЗ, в случае неисполнения реорганизованной (реорганизуемой) организацией (независимо от формы реорганизации) до момента завершения реорганизации обязанностей по представлению указанных сведений, такие обязанности возлагаются на правопреемников. При наличии нескольких правопреемников обязанность каждого из них определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса.

Уточнен порядок предоставления социального вычета на обу­чение. Ранее получить такой вычет можно было при прохождении обучения в образовательной организации. С 1 января 2018 года возможность получения социального вычета предусмотрена и в случае обучения у индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию на осуществление образовательной деятельности, или при наличии в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений об осуществлении образовательной деятельности непосредственно индивидуальным предпринимателем (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 346-ФЗ).

Налог на прибыль.

Основным новшеством, связанным с исчислением налога на прибыль организаций, является введение инвестиционного налогового вычета.

Порядок и условия применения данного вычета приведены в ст. 386.1, введенной в Налоговый кодекс Федеральным законом № 335-ФЗ.

По сути, инвестиционный налоговый вычет заменяет амортизацию в целях расчета налога на прибыль и позволяет налогоплательщикам уменьшить рассчитанный налог на расходы, формирующие первоначальную стоимость основных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 386.1 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, исчисленные им в общем порядке по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный инвестиционный налоговый вычет.

Инвестиционный налоговый вычет применяется к объектам основных средств, относящимся к третьей – седьмой амортизационным группам (то есть имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 20 лет) (п. 4 ст. 286.1 НК РФ), за налоговый (отчетный) период, в котором такие объекты были введены в эксплуатацию либо по ним была изменена первоначальная стоимость (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).

По общему правилу инвестиционным вычетом может воспользоваться любой налогоплательщик, за исключением организаций, перечисленных в п. 10, 11 ст. 286.1 НК РФ (участники региональных инвестиционных проектов; резиденты особых и свободных экономических зон; иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ; участники консолидированной группы налогоплательщиков и т. д.). Вместе с тем стоит отметить, что конкретные категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного вычета, определяются законом субъекта РФ (пп. 3 п. 6 ст. 286.1 НК РФ).

Вообще законом субъекта РФ может устанавливаться само право применения инвестиционного налогового вычета на территории региона, а также конкретные категории объектов основных средств, в отношении которых такой вычет применяется (п. 6 ст. 286.1 НК РФ).

Размер вычета. Инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет не более 90 % суммы расходов на приобретение, создание, сооружение, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение (за исключением расходов на ликвидацию) основных средств за текущий период. При этом размер вычета не может быть более его предельной величины (п. 2 ст. 286.1 НК РФ).

Предельная величина инвестиционного налогового вычета определяется в размере, равном разнице между расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ за налоговый (отчетный) период, определенной налогоплательщиком без учета вычета, и расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ за налоговый (отчетный) период, определенной без учета вычета по ставке 5 %, если иной размер ставки не определен решением субъекта РФ.

Конкретные размеры инвестиционного вычета, не превышающие предельного размера, могут быть установлены законом субъекта РФ (пп. 2 п. 6 ст. 286.1 НК РФ).

Воспользовавшись инвестиционным вычетом, налогоплательщик также вправе уменьшить сумму налога, подлежащую зачислению в федеральный бюджет. Так, согласно п. 3 ст. 286.1 НК РФ сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет, подлежит уменьшению на величину, составляющую 10 % суммы расходов на приобретение, создание, сооружение, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение (за исключением расходов на ликвидацию) основных средств. При этом сумма налога в результате такого уменьшения может быть снижена до нуля.

Особенности применения вычета. Налогоплательщики, принявшие решение о применении инвестиционного налогового вычета, должны учитывать следующее (п. 7, 8, 9, 12 ст. 286.1 НК РФ):

1) вычет применяется ко всем объектам основных средств, соответствующим установленным критериям;

2) решение о применении вычета отражается в учетной политике для целей налогообложения;

3) использование (отказ от использования) права на применение вычета допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе изменить ранее принятое решение об использовании (отказе от использования) права на применение инвестиционного вычета по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения, если иной срок не определен решением субъекта РФ;

4) решение об использовании вычета действует применительно к объектам основных средств, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территориях субъектов РФ, которые предоставили право на применение в отношении таких объектов инвестиционного налогового вычета, в период действия соответствующего закона;

5) объекты основных средств в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного вычета, не подлежат амортизации;

6) сумма расходов, превышающая в налоговом (отчетном) периоде предельную величину инвестиционного налогового вычета, может быть учтена при определении такого вычета в последующих налоговых (отчетных) периодах, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ;

7) при реализации или ином выбытии объекта основных средств (за исключением ликвидации), в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного вычета, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета в отношении этого объекта основных средств, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за днем уплаты налога.

Транспортный налог.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 335-ФЗ в п. 2 ст. 362 НК РФ, уточнен порядок применения повышающих коэффициентов к дорогостоящим автомобилям, а именно автомобилям стоимостью от 3 млн руб. до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 3 лет.

С 1 января 2018 года в отношении таких автомобилей применяется один коэффициент – 1,1. Отметим, что ранее по данным автомобилям были установлены 3 коэффициента в зависимости от их срока службы (от 2 до 3 лет, от 1 года до 2 лет и менее года).

Налог на имущество.

Напомним, что в соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождается движимое имущество организаций, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств (за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации и ликвидации юридических лиц либо передачи между взаимозависимыми лицами).

При этом стоит учесть, что с 1 января 2018 года указанная льгота применяется на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ (ст. 381.1 НК РФ).

Федеральным законом № 335-ФЗ введены новые уточнения, касающиеся установления упомянутой льготы:

в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного к категории инновационного высокоэффективного оборудования, законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы – вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения (п. 2 ст. 381.1 НК РФ);

налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении движимого имущества, не освобожденного от налого­обложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не должны превышать в 2018 году 1,1 % (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Далее назовем некоторые региональные нормативные акты, которые приняты в связи с отменой с 2018 года федеральной льготы по движимому имуществу:

1) Закон Московской области от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О налоге на имущество организаций в Московской области». В данном регионе льгота сохраняется (ставка 0 %) на 2018 – 2020 годы;

2) Закон Пензенской области от 20.12.2017 № 3127-ЗПО «О внесении изменения в статью 2.4 Закона Пензенской области «Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций». Льгота отменена. При этом ставка налога в отношении движимого имущества установлена в размере 0,55 %;

3) Закон Смоленской области от 15.11.2017 № 144-з «О внесении изменений в статью 2 областного закона «О налоге на имущество организаций». В данном регионе льгота отменена. В 2018 году организации данного региона будут уплачивать налог на имущество в отношении указанного имущества по ставке 1,1 %.

Страховые взносы.

Скорректирован объект обложения страховыми взносами. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 335-ФЗ в п. 1 ст. 420 НК РФ, с 1 января 2018 года объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ):

1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 1 – 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, названных в пп. 1 – 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями. Таким образом, теперь для целей признания объекта обложения страховыми взносами принимаются во внимание договоры о передачи прав практически на все результаты интеллектуальной деятельности, а не только на произведения науки, литературы и искусства.

Тарифы страховых взносов для организаций сохранятся до 2020 года. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.11.2017 № 361-ФЗ в ст. 426 НК РФ, размеры тарифов, действовавшие в 2017 году для основной категории юридических лиц, не изменятся вплоть до 2020 года.

Расширен перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом № 335-ФЗ в абз. 2 п. 7 ст. 431 НК РФ.

Согласно обновленной редакции указанного пункта непредставленным считается расчет, в котором:

1) сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на ОПС, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на ОПС по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на ОПС по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки;

2) суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов;

3) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

При обнаружении таких ошибок или несоответствий налоговый орган направляет плательщику страховых взносов соответствующее уведомление не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе).

В целях применения введенных новшеств ФНС подготовила и направляет для сведения и использования в работе дополнительные контрольные соотношения для проверки правильности заполнения расчета по страховым взносам (Письмо от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417@).

Выделим основные налоговые изменения, вступившие в силу с 1 января 2018 года:

Операции по реализации металлолома подлежат обложению НДС. Причем исчислять и уплачивать такой налог будут налоговые агенты – покупатели товаров. Организации, освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, при реализации лома металлов составляют счет-фактуру с указанием надписи или штампа «НДС исчисляется налоговым агентом».

При уплате налога на прибыль налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога на инвестиционный налоговый вычет. Право на применение данного вычета, категория налогоплательщиков и основных средств, на которых распространяется вычет, а также размер вычета устанавливаются законами субъектов РФ.

В отношении дорогостоящих автомобилей стоимостью от 3 млн руб. до 5 млн руб. и не старше трех лет применяется коэффициент 1 вместо 3.

Отменена федеральная льгота в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года. Теперь возможность применения данной льготы и ее размер будут устанавливаться законами субъектов РФ.

Расширен перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным. Избежать ошибок помогут дополнительные контрольные соотношения, разработанные ФНС в целях реализации введенных новшеств.

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.

С 2021 года ЕНВД отменят — плательщикам этого налога придётся выбрать другую систему налогообложения. На «стыке» лет можно сменить налоговый режим и тем, кто не применял ЕНВД или применял его не по всем видам деятельности. О том, как найти самую выгодную систему налогообложения, расскажем в этом материале.

  • Выбираем доступные системы налогообложения
  • Рассчитываем налоговую нагрузку
  • Пример расчёта совокупной налоговой нагрузки

Выбираем доступные системы налогообложения

Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.

При анализе нужно учесть и условия ведения бизнеса, которые не закреплены нормативно, но по факту обязательны. Например, если у фирмы один ключевой клиент, которому нужно предъявлять НДС, подойдёт только ОСНО.

По итогам этого шага остаётся закрытый и, как правило, небольшой список вариантов. Иногда остаётся только один режим налогообложения.

Рассчитываем налоговую нагрузку

Возьмите параметры бизнеса и рассчитайте совокупную налоговую нагрузку — сумму налогов и иных обязательных платежей (далее будем говорить просто «налоги»), подлежащих уплате.

Учитывайте не только суммы налогов по отдельности, но и их влияние друг на друга. Например, на УСН «доходы» и патенте на сумму страховых взносов за работников можно уменьшить налог или авансовый платёж, но не более чем на 50 %. При объекте «доходы минус расходы» взносы входят в состав расходов, причём без ограничения их суммы. А патент вообще не позволяет учесть страховые взносы.

Учитывайте не только суммы налогов по отдельности, но и их влияние друг на друга. Например, при УСН «доходы» на сумму страховых взносов за работников можно уменьшить налог или авансовый платёж, но не более чем на 50 %. При объекте «доходы минус расходы» взносы входят в состав расходов, причём без ограничения их суммы. А патент вообще не позволяет учесть страховые взносы.

Вот как считать совокупную налоговую нагрузку:

  1. Определите, какие налоги вы должны платить. Например, при ОСНО добавляется НДС, при наличии наёмных работников — страховые взносы с их зарплаты, если есть транспорт или недвижимость — транспортный налог, налог на имущество и (или) земельный налог.
  2. Соберите данные для расчёта каждого из налогов. Запланируйте суммы выручки, расходов, зарплаты и пр. Если есть фактические данные, возьмите их.
  3. Узнайте ставки по налогам. Какие-то ставки определены федеральным законодательством, какие-то региональными или даже местными нормативными актами. Узнать актуальные ставки для вашего региона поможет официальный сайт ФНС.
  4. Посмотрите, на какие льготы можете рассчитывать, какие условия для них установлены. Например, субъекты МСП с апреля 2020 года платят взносы по ставке 15 % с части зарплаты, превышающей МРОТ.
  5. Учтите, что в будущем условия бизнеса могут измениться. Например, если ООО планирует расширяться и более 25 % в его уставном капитале может получить другая организация, то продумайте план действий при утрате права на УСН.

По итогам расчёта можно выбрать систему налогообложения, которая наиболее выгодна с финансовой точки зрения.

Пример расчёта совокупной налоговой нагрузки

ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц.

Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее.

Вариант 1. Общая система налогообложения

На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.

Определим сумму страховых взносов.

Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:

  • 12 — количество месяцев;
  • 12 392 — МРОТ на 2021 год;
  • 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
  • 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.

«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.

Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.

Вариант 2. ОСНО с освобождением от НДС по ст. 145 НК РФ

НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (1 100 000 — 300 000) = 8 000 руб.

Вариант 3. УСН «доходы»

Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.

Вариант 4. УСН «доходы минус расходы»

Налоговая база по УСН в этом варианте составит 2 500 000 — 1 300 000 = 1 200 000 рублей, а сумма налога 15 % от неё — 180 000 рублей. Это больше, чем минимальный налог (1 % от выручки, т. е. 25 000 рублей), поэтому налог подлежит уплате в рассчитанном размере.

«Переменная» часть взносов составит 1 % х ((2 500 000 — 1 300 000) – 300 000) = 9 000 рублей, а совокупная налоговая нагрузка для этого варианта — 325 139,60 рубля.

Такой позиции уже довольно долго придерживаются суды (п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ 12.07.2017, определение КС РФ от 30.01.2020 № 10-О). Теперь эту позицию приняла и ФНС (письмо ФНС от 01.09.2020 № БС-4-11/14090).

Вариант 5. Патент

База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.

Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.

Сводный расчёт совокупной налоговой нагрузки

СНО /Показатель Общая Общая с освобож­дением от НДС УСН «доходы» УСН «доходы минус расходы» Патент
Страховые взносы, всего 141 472,93 144 139,60 158 139,60 158 139,60 158 139,60
в т. ч.: за работника 95 265,60 95 265,60 95 265,60 95 265,60 95 265,60
фиксированные «за себя» 40 874,00 40 874,00 40 874,00 40 874,00 40 874,00
переменная часть «за себя» 5 333,33 8 000,00 22 000,00 22 000,00 22 000,00
НДС 266 667 0 0 0 0
База для основного налога 833 333 1 100 000 2 500 000 1 200 000 1 980 000
Ставка основного налога* 13 % 13 % 6 % 15 % 6 %
Основной налог 108 333 143 000 150 000 180 000 118 800
Основной налог к уплате 108 333 143 000 75 000 180 000 59 400
Совокупная налоговая нагрузка 516 472,93 287 139,60 233 139,60 338 139,60 217 539,60

* В примере рассматривается ИП, поэтому основной налог при ОСНО — НДФЛ со ставкой 13 %. Для организации это был бы налог на прибыль со ставкой 20 %.

В примере получилось, что самая выгодная система налогообложения для ИП — это патент. Всё благодаря новым правилам, которые разрешили налоговый вычет. Чуть менее выгодная — УСН «доходы». Ещё менее выгодны ОСНО с освобождением от НДС и УСН «доходы минус расходы». При «классической» ОСНО налоговая нагрузка больше, чем в самом выгодном варианте, более чем в 2 раза.

  • Патент в 2021 году: новые виды деятельности, налоговый вычет и переход с ЕНВД
  • Новые правила УСН с 2021 года
  • Налоговые каникулы ИП в 2021 году
  • Совмещение спецрежимов в 2021 году

Александр Лавров, аттестованный аудитор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: