Налог на соль является по сути

Опубликовано: 12.05.2024

Налог соль относится к прямому налогообложению соли , как правило , пропорционально взимаемый объему соли купленного. Налогообложение соли началось еще в 300 г. до н. Э., Поскольку соль была ценным товаром, используемым для подарков и религиозных приношений с 6050 г. до н. Э. Налог на соль возник в Китае в 300 г. до н.э. и стал основным источником финансирования Великой стены. В результате успешной рентабельности налога на соль он начал проникать в постановления стран по всему миру, Франции , Испании , России , Англии. и Индия были основными регионами, которые последовали примеру Китая. Соль использовалась в качестве валюты во время Римской империи, и к концу своего правления римляне начали монополизировать соль для финансирования своих военных целей. В средние века соль была настолько важным товаром, что правительства часто превращали торговлю солью в государственное предприятие. Соль - один из самых давних источников дохода для правительств, налоговая политика оказалась настолько успешной из-за жизненно важной роли соли в рационе человека. Налог на соль оказал огромное влияние на многие политические и экономические восстания в истории, налог на соль оказал давление на экономическую напряженность в обществе, что привело к важным историческим событиям, включая Французскую революцию , Московское восстание, Соляной марш и восстание против соляного налога в Испания.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Хронология
  • 2 Последствия налога на соль
  • 3 пострадавших региона
    • 3,1 Индия
    • 3,2 Англия
    • 3,3 Китай
    • 3,4 Франция
    • 3.5 Римская империя
  • 4 Уклонение от уплаты налогов
  • 5 Налоговое сопротивление
  • 6 Восстание против налогов на соль
  • 7 Соляной бунт
  • 8 Примеры
  • 9 Налог на соль в альтернативной форме
  • 10 Ссылки

График

  • 6050 г. до н.э. - соль использовалась как часть египетских религиозных подношений и ценной торговли между финикийцами и их средиземноморской империей.
  • 300 г. до н.э. - впервые в Китае был введен налог на соль, использованный для финансирования строительства Великой китайской стены.
  • 485 г. н.э. - популярна английская соление рыбы.
  • 1360 - Во Франции введен первый налог на соль.
  • 1631 - В Бискайском районе начинается восстание против налогов на соль.
  • 1634 - Восстание против налога на соль в Бискайском архипелаге подавлено, главные его сторонники казнены.
  • 1648 г. - восстание в Москве, вызванное введением солевого налога.
  • 1693 - Вильгельм III вводит налог на соль в Англии.
  • 1696 - налог на соль в Англии был увеличен вдвое, чтобы увеличить доход.
  • 1790 - После французской революции отменен налог на соль.
  • 1806 - Наполеон Бонапарт восстановил Габель во Франции.
  • 1825 - Отмена налога на соль в Англии.
  • 1835 - В Индии были введены первые налоги на соль, первоначально введенные Британской Ост-Индской компанией.
  • 1858 - Британская корона приняла управление Индией.
  • 1882 - Закон о соли, принятый британцами в Индии, запрещает индийцам продавать или собирать соль, что вынуждает их покупать высоко облагаемую налогом соль у британских правителей.
  • 1930 - Мохандас Карамчанд Ганди возглавил соляной марш , часть движения за независимость Индии , в знак протеста против несправедливого налога на соль.
  • 1945 - Габель была упразднена после освобождения Франции от нацистской Германии.
  • 1947 - Индия обретает независимость от Британской империи в результате движения за независимость Индии.
  • 1974 г. - в Италии отменен налог на соль.

Последствия налога на соль

Последствия налога на соль были как положительными, так и отрицательными. Налог на соль был очень прибыльным для правительств и повысил уровень жизни во многих странах. Налог на соль также оказал влияние на исторические политические события, включая Соляной марш в 1930 г. и Французскую революцию в 1790 г. Поступления от налога на соль позволили некоторым правительствам повысить уровень жизни, например, правительство Китая использовало поступления от налога на соль для финансирования здание Великой Китайской стены. В результате налога на соль цена на соль резко выросла, в результате чего многие люди были не в состоянии позволить себе соль. Соль играет большую роль в питании человека, а солевое голодание - серьезная проблема для здоровья, которая может привести к рвоте, коме и смерти. Многие считают, что население восстало против налога на соль во время Французской революции и Соляного марша в результате смертей, связанных с недостатком соли и высоким уровнем социальных потрясений, вызванных налогом. Московское восстание и бунт соляного налога привели к наибольшему количеству погибших и вызвали самые серьезные социальные потрясения, однако в результате эти налоги на соль были быстро отменены.

Затронутые регионы

Индия

Сегодня Индия является одним из ведущих производителей соли в мире, занимая третье место после США и Китая. Однако введение британского налога на соль в Индии было одним из самых высоких в своем роде. В 1835 году Британская Ост-Индская компания ввела первое налогообложение соли в Индии, Британская Ост-Индская компания была передана короне в 1858 году в результате обильных доходов. Из-за большого населения Индии не все могли позволить себе соль, что часто приводило к солевой депривации, многие индийцы умерли в результате дорогостоящего налогообложения соли, эта и другие сопутствующие политические проблемы повлияли на Соляной марш в 1930 году. Мохандас Карамчанд Ганди был протестом в ответ на несправедливые налоги и противодействие правлению британского монарха, протест привел к независимости Индии в 1947 году.

Англия

В период Содружества наций ранее отмененный налог на соль был вновь введен в 1641 году, однако этот налог был отменен в 1660 году и не восстанавливался до 1693 года при правлении Вильгельма III. Первоначально налог был установлен в размере двух шиллингов за бушель на иностранную соль и один шиллинг на местную соль, однако в 1696 году он был удвоен и оставался до отмены в 1825 году. В то время налог на соль взимали более 600 чиновников. Британский налог на соль был отменен в 1825 году в результате того, что соль стала важным минералом в производственных процессах, возникших во время промышленной революции. Большая часть стимулов для отмены пошлин на соль исходила от производителей, желавших производить карбонат натрия из поваренной соли с помощью процесса Леблана , а не извлекать его из морских растений, таких как водоросли или бариллы. Британский солевой акт 1882 г. запретил индийцам собирать или продавать соль, являющуюся основным продуктом их питания.

Китай

Налогообложение соли в Китае восходит к 300 г. до н.э., и сегодня Китай является одним из крупнейших производителей соли в мире. Налог на соль сыграл большую роль в истории Китая и его экономическом развитии, поскольку соль считается основным товаром, а также одним из крупнейших источников государственных доходов. За счет налоговых поступлений было профинансировано строительство Великой китайской стены, а также финансирование китайской армии и нескольких других государственных проектов развития. Частный оборот соли был очень распространен в Китае, поскольку монопольная соль была более дорогой и более низкого качества.

Франция

Габель , был французский налог на соль, первоначально реализованную в 1360 году прочного, с краткими пересмотров и провалами до 1946, габель возник в качестве косвенного налога на сельскохозяйственные товары однако с 1360 вперед был ограничен только налогообложением соли , реализуемой французской короны . Габель была одной из самых неравноправных форм получения доходов в истории страны. Габель была одной из главных несправедливостей французских крестьян, поскольку налог был основан на вашем «слое» в обществе, поэтому налогообложение соли больше всего страдали от налогообложения соли на мелких фермеров и более бедные горожане. Контрабанда соли была чрезвычайно распространена во Франции из-за характера налога, контрабандисты могли покупать соль в районе, где она была дешевой, и продавать ее в районе, где законная цена на соль была намного выше. Говорят, что Габель внесла большой вклад во французскую революцию, однако несправедливое налогообложение и финансовое бремя, возложенное на низшие слои общества, были основным аспектом разобщенности населения.

Римская империя

В Римской империи соль считалась фундаментальной частью строительства империи. Первая из великих дорог Римской империи, Виа Салария или Соляная дорога, была построена для перевозки соли. Римской армии требовалась соль для своих солдат и лошадей, и часто римским солдатам платили солью, поскольку в то время она считалась ценной валютой. Слово «жалованье» произошло от выплаты соли римским солдатам и породило термин «стоит его соли». «Римское правительство не следовало влиянию китайцев и не поддерживало монополию на соль. Однако римское правительство, не колеблясь, контролировало цены на соль, когда считало необходимым, они часто субсидировали цену на соль, чтобы простые люди могли получить доступ к соли. Чтобы финансировать войну, правительство начало манипулировать ценами на соль с целью сбора средств, несмотря на то, что в Риме оставалась низкая цена.

Уклонение от уплаты налогов

Избегая высоких налогов на соль, многие люди ввозили соль контрабандой, чтобы обеспечить свои семьи солью и получить собственную прибыль. Частный оборот соли происходил из-за того, что монопольная соль была более дорогой и более низкого качества, в то время как местные бандиты и лидеры повстанцев процветали за счет контрабанды соли как в Китае, так и во Франции. Контрабанда соли была очень серьезным преступлением, в истории Франции людей казнили за контрабанду соли, в то время как в Китае преступников часто сдирали живьем. В то время как налог оставался в Англии, контрабанда соли между Ирландией и Англией была чрезвычайно распространена, поскольку в Ирландии не было налога на соль, поэтому ирландская соль контрабандным путем ввозилась в Англию.

Налоговое сопротивление

Налоговое сопротивление - это универсальный отказ платить налог из-за противодействия правительству, которое вводит этот налог, это прямое действие, и если нарушение налоговых правил может рассматриваться как гражданское неповиновение. Налоговые сопротивляющиеся могут согласиться с тем, что закон предписывает им платить налоги, однако они предпочитают сопротивляться налогообложению. Соляной марш под руководством Мохандаса Ганди является ярким примером налогового сопротивления и одним из самых узнаваемых налоговых сопротивлений в истории.

Восстание против налогов на соль

Между 1631 и 1634 годами в испанской провинции Бискайи произошло восстание против налога на соль. Это восстание было ответом на экономический конфликт, связанный с ценой и правом собственности на соль. Восстание состояло из нескольких насильственных инцидентов, противостоящих налоговой политике Филиппа IV, восстание против налога на соль быстро переросло в гораздо более широкий протест против всего экономического неравенства в период правления Филиппа IV. Восстание закончилось весной 1634 года, когда были казнены главные лидеры протеста, однако Филипп IV упустил из виду остальную часть группы и решил отменить свой первоначальный приказ о цене и владении солью в ответ на восстание.

Соляной бунт

В 1648 году началось Московское восстание, более известное как Соляной бунт, в результате введения правительством всеобщего налога на соль, заменившего другие налоги, с целью пополнения государственной казны. Цена на соль росла в геометрической прогрессии, что привело к беспорядкам в Москве. Налог на соль упал в основном на бедные слои общества, бунт усугубился из-за того, что члены элиты нашли способы уклониться от уплаты налога, что привело к повсеместной коррупции.

Примеры

Известные примеры налогообложения соли на протяжении всей истории включают:

  • Французская Габель , которая способствовала Французской революции .
  • Налог соли в Китае : в разное время , что при числе Соленой комиссии Тана и Юане Китая. В Китае государственная монополия на соль, также известную как соляная габель, существует с 119 г. до н.э. и длилась до 2014 г., что делает ее старейшей (и, возможно, первой) государственной монополией в мире. К середине династии Тан налоги на соль приносили более половины налоговых поступлений правительства и продолжали оставаться важным фактором даже в 20 веке.
  • Налог соли в Индии , что в соответствии с англичанами в том числе. В Индии налог на соль существовал сотни лет, но он был значительно увеличен после правления индийских провинций Британской Ост-Индской компанией . В регионах, производящих соль, таких как Орисса , частная продажа соли была запрещена, и обнаруженная перевозимая соль должна была быть продана британским властям по фиксированной цене, а в последующие годы производство соли было полностью запрещено. Это было сделано для поддержания высоких цен на британскую соль, разрушив давнюю традицию производства соли в Индии. В 1858 году, когда Британия взяла под свой контроль индийские провинции, эти налоги остались. Махатма Ганди протестовал против этого, организовав « Соляной марш» , и это стало фактором, способствовавшим движению за независимость Индии . Соль сыграла большую роль в стремлении Индии к независимости. В 1930 году состоялась знаменитая « Сатьяграха»Махатмы Ганди, которая привела к ненасильственным протестам во всех провинциях Британской Индии. 24-дневный 240-мильный марш от Ашрама Сабармати до прибрежной деревни Данди, Ганди собирался в конце путешествия незаконно добыть соль, не уплачивая налога британской короне. Ганди выбрал соль, потому что ее налогообложение было чрезвычайно пагубным для беднейших из индийцев, и «после воздуха и воды соль, возможно, является величайшей жизненной необходимостью». Несмотря на национальное влияние и международное признание, полученное Salt Satyagraha, налог на соль сохранялся до тех пор, пока он не был отменен премьер-министром временного правительстваДжавахарлалом Неру в 1946 году.
  • Российский налог на соль привел к восстанию, известному как Московское восстание 1648 года .
  • Solărit налог в Молдавском княжестве во время 16-го 18 - го века.

Налог на соль в альтернативной форме

В 2014 году в некоторых провинциях Китая по-прежнему запрещено использовать соль из соседнего города.

Тихомирова Анна Юрьевна

Работа состоит из 3 частей. Также как в ГИА и ЕГЭ (а это нам необходимо для подготовки детей) в этой контрольной 3 части.

ВложениеРазмер
kontrolnaya_8_klass.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.к основным сферам жизни общества относится:

2.Что из перечисленного не является основой производства?

3.Ограниченность ресурсов – это

А)основная причина кризиса современной России

Б)основная проблема экономики

В)основная проблема философии

Г)основная проблема политики

4.Товар, которым измеряется ценность других товаров:

5.Желание купить товар по более низким ценам определяет:

6.Подушная подать является по сути:

В)сводный план расходов и доходов

Г)протяженность железных дорог

8.Социальная неустойчивость нашего общества обусловлена:

В)высоким уровнем образования

Г)протяженностью железных дорог

9.Что из перечисленного является политическим режимом:

10.Какие из перечисленных стран не являются федерациями:

1. Демографический кризис.

Выбор профессии по принципу: куда все, туда и я.

2. Какие признаки государства можно выделить?

3. Что из перечисленного входит в доходы семейного бюджета?

Заработная плата родителей, пенсия бабушки, дивиденты по акциям отца, начисленные проценты на счет в банке, урожай овощей с дачного участка. (Все).

4.С какими проблемами столкнулся человек в ходе НТР?

1.Что из перечисленного является ступенью развития общества?

2.Факторы производства не включают в себя:

3.Один из главных вопросов экономики:

А)сколько денег необходимо государству

В)для кого производить товары и услуги

Г)как расширить производство

4.Желание и возможность купить товары и услуги – это:

5.Желание продать товар по более низким ценам:

6.Налог на соль является по сути:

7.Деление общества на касты – это:

А)часть экономической сферы

8.Современной России подходит характеристика:

9.Что из перечисленного является формой правления:

10. Какое государство не является монархией?

Выбор профессии по принципу: пойду туда, где больше платят.

2. Какие научные открытия изменили мир в 20 веке?

3. Дайте характеристику политической партии.

4.На какие социальные группы делится общество?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.

Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс.


Контрольная работа по обществознанию 8 класс ориентирована на учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание 8 класс

Иотговая контрольная работа по обществознанию состоит из 2 часте. Первая часть содержит задания на выбор ответа. Вторая часть направлена на проверку умения находить и извлекать нужную информацию в ада.


Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под.


Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина - Россия" (учебник Боголюбова Л.Н., Виноградовой Н.Ф., Городецкой Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М., «Просвещение», 2012.)

Конспект урока обществознания с учётом ФГОС.


Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией .


Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п.


Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п.

Соляной акциз и соляная монополия. Соль служила издревле и до сих пор служит в большинстве стран предметом обложения. Это объясняется, как условиями ее потребления, так и условиями добычи; соль — предмет всеобщего потребления, но потребляется она в сравнительно небольших количествах, и поэтому расход на соль составляет обычно, при дешевизне ее, ничтожную долю семейных бюджетов; налог на соль, если он невысок, уплачивается почти незаметно для населения. Условия производства соли значительно облегчают контроль и препятствуют уклонениям от уплаты налога; соль добывается, во-первых, в озерах и лиманах — самосадочная соль, во-вторых, в залежах — каменная соль; в-третьих, из подземных источников и колодцев путем выварки — выварочная (см. соль). Хотя добыча самосадочной соли не требует дорогих приспособлений и доступна всякому, но сосредоточение глубоких пластов, ее на сравнительно небольшой площади позволяет фиску следить за производством. Громоздкость (дешевизна) объекта и массовый характер перевозок затрудняют сокрытие от налога при передвижении. Все это облегчает обложение. С другой стороны соль служит не только для личного (непроизводственного) потребления, но и для производственного потребления в разных отраслях народного хозяйства: в скотоводстве, рыбных промыслах, химической (содовой) индустрии и проч. Если соль, потребляемую для скотоводства и технических целей, освобождать от налога, ее приходится денатурировать; связанные с денатурированием расходы, ограничения и регламентация стесняют промышленность почти так же, как и самый налог. Поэтому там, где соль получает серьезное промышленное значение, обложение ее становится невыгодным. Кроме этого народно-хозяйственного мотива против соляного налога выдвигается социально-политический момент — его крайняя неравномерность: соль потребляется бедняками в большей мере, чем богатыми людьми, и потому бедняк уплачивает абсолютно большую сумму налога, чем богач. В силу указанных соображений в литературе господствует отрицательное отношение к обложению соли, как к самому тяжелому и неравномерному из косвенных налогов. Тем не менее, соль облагается в большинстве стран.

Формы ее обложения — акциз, монополия и таможенные пошлины, причем последние устанавливаются большей частью в размере, несколько превышающем обложение туземной соли. Акциз получил преобладание лишь к XIX веку — до того господствующей формой обложения была соляная монополия (регалия).

Соляная монополия существовала еще в древности. Введенная в Риме в 506 году до Рождества Христова в целях снабжения населения дешевой солью, она получила затем фискальное значение. В средние века соляная регалия, как частный вид горной регалии, была повсеместно распространена, и, по мере роста населения, становилась крупным источником государственных доходов. Из нее выросли те соляные монополии, которые играли столь печальную роль в финансовой историй монархий XVII-XVIII веков — Франции, Пруссии, Австрии и др.

Во Франции обложение соли появилось, по некоторым данным, уже в XIV веке (1342 г.) при Филиппе Валуа под названием «gabelle». Вся страна делилась в отношении данного налога на четыре зоны: 1) в pays dе grande gabelle, охватывавших основное ядро Франции (Париж, Орлеан, Тур, Дижон, Амьен, Руан и др., около трети всей территории), не только существовала монополия торговли, отдававшаяся на откуп, но жители обязаны были покупать соли не менее 7 фунтов в год на душу старше 7 лет; продажная цена составляла в ХVIIІ веке 62 ливра за квинтал (то есть 100 фунтов) соли. Налог этот был очень обременителен для беднейшей массы населения; поступления его достигали 40 м.л. (фр.) на 8,3 м. жителей. 2) В провинциях de petite gabelle (Провансе, Лионе, Лангедоке, Дофинэ и пр.) с населением в 4,6 м. не было принудительной продажи соли, и цена ее была вдвое ниже, чем в первой зоне — ЗЗ 1 /2 л. за квинтал. 3) В pays redimés (Пуату, Лимузене и др.) сбор с соли был не тяжел, но зато ограничивался размер покупаемой на жителя соли, во избежание контрабандного вывоза в другие зоны. 4) Бретань, Фландрия, Артуа и др. пользовались свободой от налога (pays exemts), но потребление тоже ограничивалось. Впрочем, и в провинциях, подлежащих gabelle, были привилегированные местности, где налог не уплачивался, и свободные от налога категории должностных лиц — francs sales. Вся эта сложная система требовала строгой регламентации и надзора за перевозкой и потреблением соли, обширного штата администрации; налог ложился тяжелым бременем (5 фр. на душу, то есть 1 /10- 1 /8 дохода) на крестьянство, сопровождался контрабандой, ожесточенной борьбой с ней и злоупотреблениями чиновников, вызывая ненависть населения не меньше, чем подушный налог (Taille); неудивительно, что революция поспешила отменить соляную монополию: это было одно из самых популярных финансовых мероприятий Конституанты.

С тех пор и в литературе отношение к соляной монополии было единодушие отрицательным.

Тем не менее, монополия сохранялась в Пруссии до 1867 года, сохранилась и поныне в Австрии, Италии, балканских государствах (Турции, Греции, Сербии и Румынии) и в некоторых кантонах Швейцарии. Австро-Венгрия эксплуатировала свои богатейшие месторождения соли, повышая продажную цену в 7-8 раз сравнительно со стоимостью добывания. В Приморской полосе (Далмации) цена понижалась вдвое в виду опасности контрабанды; еще дешевле продавалась денатурированная соль для промышленных целей. Чрезмерная дороговизна соли, сильно сказывающаяся на ее потреблении, вызывала общее осуждение (Штейн, Менгер, Шеффле) и требования понижения цены и замены монополии акцизом (Шеффле).

Еще тяжелее бремя соляной монополии в Италии, где она существует тоже издавна, а в 1862 году была унифицирована. Добываемая (главным образом в морских лагунах) соль обходилась казне в 1 /2-3 лиры, а продавалась по 40 лир за 100 кг кухонная, 60 лир — молотая и 76 лир — очищенная столовая! Обложение резко сказывалось на потреблении, составлявшем 6,6 кг на душу, и на здоровье населения, особенно сельского; но финансовая нужда не позволяла понижать цен: они были понижены в 1886 году, но затем снова повышены в 1888 и 1894 годах до вышеуказанных размеров; в 1904 году была значительно понижена цена соли для промышленных целей. Соляная монополия давала перед войной до 90 миллионов лир валового дохода.

В Турции и Греции соляная монополия служит одним из доходов, обеспечивающих платежи по долгам; в Греции ею заведует акционерное общество Société de régie des monopoles de Créсе, получая 1 /3 продажной цены (5 лепт из 15 лепт за око).

В Сербии (закон 1890) и в Румынии государство монополизировало добычу, ввоз и торговлю солью (в Сербии только оптовую).

В России соляная монополия была установлена в 1705 году при Петре; казна продавала соль вдвое дороже уплачиваемой ею поставщикам цены и получала более полумиллиона рублей дохода в год; опыт с вольной продажей соли (1727-30) оказался неудачным, и в 1731 году оптовая казенная продажа была восстановлена; розничная разрешалась и частным лицам, но в видах борьбы с повышением розничных цен купцами сохранялись в некоторых крупных городах и казенные лавки. Крайние затруднения с доставкой соли и с установлением цен побуждали к реформе, но проект замены монополии акцизом (1745) был признан невыгодным; не был принят и другой проект — Шувалова — о повышении и уравнении продажных цен на соль в разных местностях.

Между тем, сокращение добычи (выварочной) соли на пермских и зырянских заводах заставило искать новых источников ее добывания. Командированный для осмотра Элтонского озера Н. Чемодуров обнаружил его богатство; правительство предприняло добывание самосадочной соли, которая стала быстро возрастать за счет пермской соли: потребление элтонской соли достигло в 1762 году 4,344 миллиона пудов, и потребление осадочной соли вообще 4,94 миллиона пудов против 1,6 миллиона в 1845 году, тогда как потребление выварочной соли сократилось с 5,48 до 1,6 миллиона пудов. Шувалов настаивал на уравнении и повышении цен на соль в целях понижения или даже полной отмены подушного сбора, но эта последняя идея не получила и не могла получить осуществления в то время. Средняя цена соли была повышена «в целях уравнения» в 1749 году до 35 копеек, а в 1762 году до 40 копеек. Эти последовательные повышения оказали, вопреки мнению Чечулина, неблагоприятное влияние на потребление соли, и финансовые результаты их не вполне оправдали ожидания. Монополия просуществовала до 1863 года, когда она была заменена соляным акцизом.

Акциз был отменен в 1880 году, что повело к удешевлению и значительному возрастанию ее потребления: в херсонской губернии, по словам профессора С. И. Иловайского, цена соли понизилась за последовавшее после отмены десятилетие с 90 копеек-1 рубля за пуд до 35-45 копеек, а потребление в деревне увеличилось раз в пять. Тут действовали и другие причины, но огромное значение имела отмена акциза.

После Октябрьской революции соль подверглась национализации. Добыча ее сократилась к 1920 году до 20 миллионов пудов, то есть более чем в шесть раз сравнительно со средней добычей за последнее пятилетие пред войной, а потребление соли — до 30 миллионов пудов вместо120 миллионов довоенного потребления. Расстройство транспорта и ожесточенная борьба с частной торговлей и вывозом соли из районов добывания (мешочничеством) превратили ее в предмет редкости в центральной России, губительно отражаясь на здоровье населения и на скотоводстве. В феврале 1922 года торговля солью стала свободной, и введен акциз.

Ставки акциза, повышавшиеся по мере обесценения рубля, достигли в июле 40 рублей в дензнаках 1922 года с пуда или 10% продажной цены. 26 октября акциз повышен (в связи с общим повышением акцизов под влиянием нового обесценения денег) до 100 рублей с пуда. Поступления его составляли в миллионах рублей 1922 года: за март — 67,3, апрель — 118, май — 37, всего за 3 месяца 222,5 миллионов, то есть больше, чем акцизы с других объектов, свыше трети всей суммы акцизных доходов. В октябре поступления его составили 206 1 /2 миллионов, причем относительное значение его в общей сумме акцизных поступлений падает.

Во Франции соляной акциз появился при Наполеоне в 1806 году в размере 10 сантимов с кг соли, затем он повышался, но в 1848 году снова понижен до первоначального размера. Соль, употребляемая для корма скота, содового производства и пр., денатурируется и освобождается от налога. Впрочем, понижение ставок и льготы мало отразились на потреблении: за 20 лет, в период 1848-68 годов, оно увеличилось всего на 40%; по-видимому, потребление ее в пищу достигло предела насыщения, а сельскохозяйственное и промышленное применение все-таки затруднялось строгой регламентацией производства, хранения и перевозки соли, денатурации и пр. Взимание акциза на приморских соляных промыслах и в приграничной черте возлагается на таможенное ведомство, и потому большая часть его поступлений сливается с таможенными доходами.

Германия тоже имеет акциз на соль: законом 1867 года (Северогерманского союза) объявлена свобода производства и торговли солью и установлен акциз в 4 талера (12 марок) со 100 кг, а также соответственная таможенная пошлина (с 1879 г. — 12,8 марок); ставка эта не изменялась, а поступления росли с ростом населения, достигнув в 1913 году 60 1 /4 миллионов марок.

В Англии налог на соль, очень высокий во время наполеоновских войн (15 шил. с бушеля или 75 франков со 100 кг), был понижен в 1823 году и совсем отменен в 1825 году, после чего потребление соли быстро возросло с 4 кг на душу в 1821 году до 20 кг в 1844 году.

Литература: А. Schmidt. Das Salz. 2 Aufl. 1874. Lehr, D. Aufwandsteuern HdB. d. Р. Oek. IV.—Р. Leroy-Beaulieu. 8 éd. I, 824-32, С. Иловайский. Казенные монополии, как способ обложения предметов потребления. 1896. А. Свищевский. Материалы к истории обложения соли в России. Юридические Записки (Демидовского Лицея), 1908, вып. I, стр. 167-212. Oppelt. Die Salzabgabe im Deutschen Zollverein 1870. v. Busclman. Salzmonopol in Oesterreich. Staatslexikon. IV.—М. Нескеl. Salz u. Salzsteuer. Handwörterb. Saatsw. III Aufl. В. VII.

Из предметов первой необходимости чаще всего облагаются акцизами хлеб, мясо, соль и осветительные материалы.

Обложение хлеба и мяса было в прежнее время сильно распространено; но теперь большинство государств уже отказалось от него.

Налоги на хлеб и мясо занимают в системе косвенных налогов то же место, которое принадлежит в системе прямых налогов поголовным податям. Так как хлеб и мясо составляют предметы общего питания, то почти все граждане являются плательщиками налогов на названные предметы и более или менее в равной мере, потому что все частные хозяйства потребляют их в среднем в одинаковом количестве.

Наиболее употребительным способом обложение хлеба является налог на помол зерна, а обложение мяса - налог на убой скота. Взимание этих налогов представляет значительные затруднения в сельских местностях, так как в таковых почти невозможно контролировать массу мелких деревенских мельниц и убои скота в деревнях и в отдельных имениях. А потому в иных государствах оба названные налога взимались только в больших городах, в прочих местностях вместо них взимались личные подати. Такой порядок держался в Пруссии до 1873 года.

Налог на помол еще недавно играл видную роль в Италии, где он был отменен в 1883 году. Наибольший доход 83 1/3 мил. лир, был получен от него в 1878 году.

При устройстве налога на помол главная забота сводится к стремлению настичь как можно полнее количество муки, выходящей с мельниц. Сперва взвешивали количество зерновых продуктов, поступавших на мельницы; налог уплачивали завозне, причем мельница могла принимать от них зерно лишь по предъявлении квитанции об уплате налога. В новейшее время в Италии употребляли на мельницах особые контрольные механические аппараты: сначала это были механические счетчики для определение числа оборотов мельничной оси, по которому заключали о количестве перемолотого хлеба; впоследствии ввели контрольные снаряды, взвешивающие получающуюся муку.

Налог на мясо первоначально уплачивался с числа убиваемых на мясо голов скота: впоследствии стали взимать налог с веса убиваемого скота.

Акцизы на хлеб и мясо имеют более историческое, чем современное значение, так как они удержались в качестве государственных лишь в немногих государствах, напр., государственный акциз на мясо существует теперь в Австрии, Венгрии и Греции. Несколько больше значение этих налогов в городском хозяйстве разных государств. Именно большие города Франции, Германии, Австрии, Венгрии, Италии и некоторых других государств получают путем этих налогов значительные доходы.

Не таково значение соляного налога, который продолжает играть видную роль во многих податных системах Налог на соль существует во многих европейских государствах причем в некоторых он практикуется в виде акциза, а в некоторых в виде монополии. Многие государства взимают также таможенную пошлину с ввозимой в них соли.

В настоящее время соляной акциз существует во Франции, Германии, Нидерландах и в Болгарии, соляная монополия - в Австро-Венгрии, Италии, Турции, Греции, Румынии, Сербии и в Швейцарии в виде источника кантональных доходов, Россия, Норвегия, Дания, Испания и Португалия взимают только таможенные пошлины с привозной соли Англия, Швеция и Бельгия не имеют никаких соляных налогов,

В Англии соляной акциз отменен в 1825 году, в Бельгии в 1871 г., а в России в 1881 году.

В России перед отменой акциз с соли взимался в размере от 8 - 30 к. с пуда, смотря по местностям. В последние годы своего существование соляной акциз давал русской казне около 13 м. р. в год.

С привозимой из-за границы сухим путем и морем соли по действующему русскому общему таможенному тарифу по европейской торговле взимается пошлина в 30 к. с пуда, кроме соли, привозимой к портам Архангельской губернии, с которой берется 15 к. с пуда. Соль же, привозимая на Мурманский берег для посола рыбы, освобождается от пошлины. С соли, очищенной в мелких помещениях, переходящих к покупателям, там пошлина взимается в размере 45 к. с пуда. В последнее время привоз в Россию иностранной соли сильно сократился.

Во французской податной истории налог на соль играл видную роль. В дореволюционной Франции размеры этого налога были очень высоки, и взимание его сопровождалось строгими и стеснительными мерами. Тяжесть его увеличивалась отсутствием однообразие в организации. Так, в то время, как в одних местностях Франции соляной налог был очень высок (в так наз. provinces de la grande gabelle), в других - он был ниже, а в третьих - его вовсе не было. Приходилось бороться с контрабандой солью из одних местностей в другие. В 1794 г. соляной налог был отменен, в 1806 г. восстановлен, в 1848 г. опять отменен и в том же году снова восстановлен и с тех пор существует до сих пор. Нынешний французский соляной акциз взимается в размере 10 сантимов с килограмма, что составляет около 61 коп. с пуда и вместе с там. пошлиною на привозную соль приносит в последнее время около 33 м. фр. в год.

В Германии соляной акциз взимается в размере 12 марок с метрического центнера (100 килогр.), что составляет 90 коп. с пуда. Соль, идущая на сельскохозяйственное и промышленное употребление, освобождается от налога, но при этом денатурируется, т. е. делается чрез разные примеси негодною в пищу.

Германия получает теперь от соляного акциза и таможенных пошлин с соли около 48 м. марок в год.

В Австро-Венгрии и в Италии соляной налог, взимаемый путем монополии, очень тяжел.

Соляная монополия в Австро-Венгрии состоит в монополии добычи соли, которая затем продается из казенных магазинов по установленным ценам. Торговля солью свободна, но в пограничных районах подвергается контролю. Цены на соль не одинаковы в разных местностях Австро-Венгрии. Благодаря монополии, соль продается в среднем на 600% дороже того, во что обходится ее добывание. Соль для промышленных целей отпускается из казенных магазинов по пониженным ценам. Валовой доход от соляной монополии в обеих половинах монархии составлял в последние годы около 37 мил. крон, из которых более 5 м. кр. шло на расходы по эксплуатации монополии.

В Италии извлечение соли из морской воды, эксплуатация рассолов и разработка залежей каменной соли, а равно и ввоз соли из заграницы и торговля солью, составляют исключительное право государства. Торговцы солью получают последнюю по установленным законом ценам из казенных магазинов. Цены, по каким соль продается публике, также определены. По действующему тарифу установлены следующие продажные цены на соль: 40 чентезимов за килограмм простой соли, 60 чент. за молотую и 76 ч. за очищенную соль в пакетах (перечисленные сорта соли отпускаются из казенных магазинов на 1 1 / 2 чент. дешевле названных цен); соль, идущая на посол рыбы, продается по 15 л. 100 кил., а соль употребляемая для сельскохозяйственных целей (на удобрение и корм скота), по 12 лир.

В 1901/2 г. Италия получила от соляной монополии 75 1 / 2 м. лир валового и 63 м. лир чистого дохода.

Соляная монополия существует во всех швейцарских кантонах, причем продажные цены соли неодинаковы в разных кантонах: наиболее высокая цена кухонной соли установлена в Тессинском кантоне, именно 25 фр. за 100 килограммов; в Бернском кантоне, а также в Базеле, в большинстве других кантонов кухонная соль продается по 20 фр. за 100 килогр., а в Цюрихе соль продается по 20 фр. за 100 килогр. (это низшая продажная цена соли в Швейцарии). Соль, употребляемая в сельском хозяйстве и в разных производствах, в большинстве кантонов продается по удешевленным ценам.

Среди финансовых ученых соляной налог имеет много врагов. Общественное мнение относится к соляному налогу также обыкновенно несочувственно и встречает одобрением его отмену. По словам немецкого экономиста Wiss'a, «отмена соляного налога часто служила «политическим парадным конем», на котором выезжали государственные деятели, стремясь к популярности.

Из числа других предметов первой необходимости в России облагаются акцизами нефтяные масла и зажигательные спички.

Акциз на нефть у нас уже существовал с 1872 г. по 1877 г.; в то время он взимался по емкости кубов, служащих для перегонки нефти. Этот налог был неравномерен, стеснителен и давал казне в среднем около 243 тыс. руб. дохода в год. После отмены его в 1877 г., нефтяная промышленность получила широкое развитие, и цены на керосин и другие нефтяные продукты пали очень низко, так что употребление керосина сделалось общедоступным и распространилось в народе.

Законом 21 декабря 1887 г. акциз на нефть был восстановлен, но на совершенно новых началах. Самым удобным способом обложения нефтяной промышленности было признано обложение готового продукта, так как при этом достигается равномерное обложение: на каждую единицу одного и того же продукта падает одинаковая цифра налога, независимо от качества перерабатываемого сырого материала и от совершенства употребляемых при переработке его машин и приспособлений. Акциз был назначен в размере 40 к. с пуда обыкновенного керосина и 30 к. с пуда нефтяных масел более высокого удельного веса и более высокой температуры вспышки: последняя льгота была мотивирована дороговизной выделки таких масел и большею их безопасностью в пожарном отношении.

Нефтяная промышленность в пределах Бакинского нефтяного района пользуется полною свободою. Во избежание ее стеснения, казна предпочла отказаться от обложения нефтяных продуктов, идущих на местное Бакинское потребление. Акциз взимается при вывозе готовых продуктов из нефтяного района. Что касается заводов для переработки нефти вне пределов упомянутого района, то таковые подвергнуты надзору акцизного ведомства. По Закону 25 мая 1898 г. определение границ Бакинского района, сообразно с изменениями в местных условиях нефтяного дела, предоставлено министру финансов по соглашению с главноначальствующим гражданскою частью на Кавказе.

Установление акциза на нефтяные масла не повлекло за собою сокращение нефтяной промышленности и потребление нефтяных продуктов.

В 1892 г. акциз с обыкновенного керосина был возвышен до 20 к. с пуда, а акциз с тяжелых нефтяных масел - до 50 к.

В 1888 г., в первый год своего существования, нефтяной акциз дал 0.607 т. р. Затем он постоянно и сильно возрастал и достиг в 1901 г. 28.679 т. р.

Акциз с минеральных масел существует и в некоторых западноевропейских государствах, наприм. во Франции и в Австро-Венгрии, в Греции и Сербии существует казенная монополия ввоза и продажи керосина.

В России налог на зажигательные спички установлен Законом 4 января 1888 г.

По названному закону обложение спичек происходит в виде: 1) акциза со спичек как внутреннего приготовления, так и привозных, взимаемого посредством обложения бандеролями помещений со спичками, и 2) патентного сбора за право содержания спичечных фабрик.

Первоначально размер акциза со спичек был назначен в 1 / 4 коп. с помещения, в которое не более 75 спичек, 1 / 2 коп. с помещения, содержащего 75 - 150 спичек, 3 / 4 коп. с помещения, содержащего 150 - 225 спичек и 1 коп. с помещения, содержащего от 225 - 300 спичек; со спичек привозимых из заграницы акциз взимается в двойном против указанного размере (в кредитной валюте) В таком размере акциз взимается и теперь с безопасных (так называемых шведских) спичек, при выделке которых не употребляется белого фосфора и которые зажигаются только трением об особо приготовленную поверхность. Акциз с прочих спичек удвоен с 1892 году.

Приготовление спичек дозволяется только на фабриках, особо для того устроенных, с разрешения подлежащего начальства. Спичечные фабрики, существовавшие до введения акциза, должны ежегодно выбирать бандеролей не менее, как на 1500 руб., фабрики, вновь открываемые - не менее, как на 3000 руб. Сверх акциза, спичечные фабрики должны платить еще патентный сбор в размере 30 руб., если фабрика работает ручными станками, - 100 руб., если употребляются конные приводы, и 150 руб., если на фабрике есть паровые двигатели.

Акциз на зажигательные спички не повлек за собою сокращение их производства и потребление и их вздорожания, но он повел к концентрации спичечного производства и к большему распространению безопасных спичек.

В 1895 г. в России работало всего 212 спичечных фабрик, изготовивших 167 миллионов штук спичек, в том числе 102 мил. безопасных. В 1900 г. число спичечных фабрик сократилось до 123, изготовлено же ими спичек было 208 мил., в том числе 190 мил. безопасных.

Спичечный налог дал в 1888 г., в первый год его взимание 2712 т. р., а в 1001 г. уже 7929 т. р.

Спичечный налог существует также во Франции, Италии, Испании, Португалии, Румынии, Сербии и Греции, причем во всех названных государствах, за исключением Италии, обложение спичек происходит в виде казенной монополии.

Во Франции налог на спички был установлен в 1871 году в виде акциза, который в 1872 году был заменен монополией производства и продажи спичек. При учреждении спичечной монополии таковая была сдана на откуп частной компании первоначально за 16 м. фр., а с 1884 года - за 17 м. фр. С 1890 г. правительство само эксплуатирует спичечную монополию, от которой оно теперь получает около 33 м. фр. валового и около 25 м. фр. чистого дохода.

Спичечный налог во Франции крайне не популярен. Казенная монополия производит плохие спички и продает их весьма дорого. Самые простые спички продаются во Франции по 5 сантимов за помещение, содержащее 50 спичек. Спички же более высокого качества продаются гораздо дороже.

Снабжение солью — больной вопрос всех государств Европы и Азии до XVIII века включительно. Налог на соль как на предмет первой необходимости ввели в Пруссии, Баварии, Австрии, Англии, Италии, Японии и Китае.

Это был постоянный источник крупного государственного дохода и неизменная причина недовольства народных масс.

В Западной Европе от соляного налога больше других страдал французский народ.

В продолжение четырех с половиной столетий во Франции происходили бунты, восстания и лилась кровь людей, сражающихся за «свободную соль».

В 1318 году король Филипп V ввел в двенадцати крупнейших городах Франции налог на соль. С этого времени разрешалось покупать соль только на государственных складах по повышенной цене. Прибрежным жителям было запрещено пользоваться морской водой под угрозой штрафа. Жителям солончаковых местностей было запрещено собирать соль и солончаковые растения.

В 1340 году король Филипп VI, прозванный «королем солевого закона», ввел государственную монополию на соль. Распоряжением короля было назначено шесть комиссаров для организации государственных складов соли. Они же должны были назначать особых чиновников для охраны складов и для наблюдений за всеми соляными сделками.

Чиновники пользовались особыми правами и полномочиями. Они могли подвергать население любым штрафам и наказаниям, вплоть до конфискации имущества.

По этому закону каждая семья была обязана покупать определенное количество соли только в государственных складах, не имея права перепродавать ее.

Новый закон вызвал всеобщее возмущение. Кое-где произошли стычки с полицией, и ропот дошел до короля. И, когда ему доложили о народном возмущении, король ответил с улыбкой:

— Мне очень жаль, но отменить «габель» [налог на соль] я не могу! Успокойте мой дорогой народ тем, что это мера временная!

Однако с тех пор налог на соль давил Францию еще четыреста лет, вплоть до Великой французской революции.

Через пятнадцать лет после введения солевого закона герцог Нормандский предложил собрать по десять су с каждого очага для единовременного внесения в казну, с просьбой освободить Нормандию от солевого налога, «который вселяет отчаяние в каждую семью».

Но деньги не были внесены вовремя, и как бы в ответ на это последовал новый королевский указ, которым солевой налог становился обязательным для всех категорий лиц, без исключений.

Даже духовенство и дворянство, которые всегда освобождались от налогов, были обязаны выплачивать «габель».

Но когда папа прислал из Рима ходатайство королю Франции об освобождении духовенства от солевого налога и король ответил на это согласием, недовольство народа стало очевидным.

А после того как неожиданно было нарушено перемирие с Англией и снова вспыхнула изнуряющая война, налог на соль был увеличен и в разных местах вспыхнули восстания. В городе Аррасе оно было особенно бурным.

Негодование беспощадно обираемого крестьянства вылилось в открытый бунт. Разъяренная толпа врывалась в дома сборщиков налога — «габелеров» — и богатых горожан, вытаскивала их на улицу и волочила на городскую площадь к ратуше.

В XVI веке во Франции налог на соль был распределен еще более неравномерно, чем раньше. Министры короля Франциска I собирались покончить с таким неравенством, но в результате их попыток налог на соль только увеличился-

Франциск I любил развлечения, охоту, военные игры. Он поддерживал роскошь королевского двора, устраивал пиры и пышные празднества, на которые тратил колоссальные деньги. В Шательро король праздновал свадьбу своей племянницы Жанны д’Альбрет с герцогом Клевским. На золочение карет, на лошадей и сбрую, на костюмы придворных, пажей и дам, на облачение для духовенства, на сервировку столов и на свадебный пир было истрачено так много, что в тот год в Шательро налог на соль был увеличен в несколько раз, и народ прозвал эту свадьбу соленой.

В 1542 году Франциск I издал эдикт об увеличении солевого налога в провинциях, производящих соль. Провинции воспротивились. Они заявили, что этим нарушаются привилегии, данные им раньше королем Франции. В их портах происходила оживленная торговля солью со всеми европейскими государствами, и уравнение налога могло неблагоприятно повлиять не только на торговлю, но и на широко развитые рыбные промыслы.

Население Ла-Рошели вооружилось и стало прогонять габелеров и королевских комиссаров, появлявшихся на промыслах за сбором налога. Происходили стычки и драки, сопровождавшиеся убийствами. В Ла-Рошель были посланы королевские войска для усмирения.

После нескольких стычек и уличных боев население было усмирено и зачинщики закованы в цепи. Король приказал в наказание за бывшее сопротивление конфисковать соляные промыслы от Либурна до Олорона. Но, приехав в Ла-Рошель и увидев всю нищету и отчаяние жителей, король сказал горожанам, что он, конечно, имеет полное право их разорить и казнить, но не желает ничего другого, как только привлечь к себе сердца своих подданных.

— Звоните же во все колокола, — воскликнул он, — так как вы прощены!

Король возвратил горожанам ключи от ворот города и пушки, бывшие на его стенах. На празднике, который горожане устроили в его честь, король принял угощение. Но это не помешало ему через три месяца издать указ о новом повышении солевого налога.

В Гюиенне (провинция на юге Франции), где соль была обеспечена самой природой, население отказалось платить налог, считая его незаконным, «так как сам бог рассыпал соль в изобилии для всего народа». Негодование возросло еще больше, когда королевские сборщики стали угрожать наказанием. К тому же оказалось, что в государственных амбарах, где население обязывалось покупать соль, она была смешана с песком. Чиновники угрожали, агенты и сборщики штрафовали население, и всеобщее возмущение увеличивалось с каждым новым штрафом.

В середине лета несколько деревень отказались покупать соль в назначенных для этого складах. Во многих местах были убиты агенты и стражники, охранявшие соль. Губернатор Гюиенны послал жандармов, но население прогнало их. Дело принимало серьезный оборот. Восстание захватило несколько провинций, и к концу лета восставшие объединились в пятидесятитысячную армию.

Крестьяне беспощадно расправлялись с королевскими чиновниками. Они брали города, обращали в груды пепла все учреждения и магистраты, сжигали дома, убивая сборщиков и агентов налога.

Тристан де Моннеин, адъютант губернатора Гюиенны, своими угрозами возбудил гнев населения города Бордо. Толпа схватила его и выволокла на улицу. Люди в неистовстве изрубили его тело в куски и засолили. Некоторые из толпы кричали:

— На, подавись своей солью!

Королевские войска прекратили восстание. Бордо был взят, население обезоружено и лишено всех прав и привилегий.

Горожане должны были голыми руками и «собственными ногтями» вырыть из земли труп Моннеина и похоронить его с почетом на кладбище.

После этого королевский суд приступил к наказаньям. Сто сорок человек было казнено. Их четвертовали, сжигали на кострах и вешали вниз головой на колоколах, в которые они звонили, призывая к восстанию. Судьи и палачи изощрялись в выдумывании пыток, чтоб продлить мучения осужденных. В открытые раны сыпали соль со словами:

— Вы хотели получать соль свободно, так получайте же вволю!

Когда восстание было окончательно подавлено и виновные наказаны, депутаты восставших провинций предложили откупиться от налогов тем, что провинции выплатят жалованье офицерам и чиновникам солевых складов, которые должны быть упразднены, и, кроме того, внесут единовременно 400 тысяч ливров деньгами в королевскую казну. Франциск I согласился на это предложение; и три провинции, поделив между собой расходы, откупились от налога.

В 1559 году в статье, напечатанной против короля Генриха III, было написано: «Налоги на соль так велики, что страшно сказать. Несмотря на то, что население разорено начавшимися войнами и нет никакой возможности достать хлеба маленьким детям, которые умирают от голода, необходимо брать соль каждые три месяца. Соль стоит во много раз дороже того, что крестьянин может заработать в течение года. Чтоб выкупить обязательную норму соли, многие дошли до того, что продавали печку, на которой варили детям пищу, отдавали солому, на которой они спали, и продавали хлеб из овса, которым они могли бы питаться еще один или два дня. И, получив соль, они не знали, что с ней делать, так как есть было нечего».

В XVII и XVIII веках жизнь Франции пришла в упадок. Народ обнищал, тяжесть налогов его раздавила.

Простой скупщик золы, торговец битым стеклом, продавец железного хлама или старых шляп, тряпичник, если имел постоянное жилище, должны были платить колоссальный налог. А чтоб кто-нибудь из этих старьевщиков не забыл заплатить, за них отвечал хозяин квартиры, в которой они были угловыми жильцами. В случае замедления уплаты на квартиру посылался на постой так называемый «гарнизар» или «человек в голубой одежде». Этот «гарнизар» должен был жить вместе с ними, и жильцы были обязаны ежедневно выдавать ему плату.

Чердак и лачуга, изба, ферма и дом мелкого землевладельца тоже хорошо были знакомы с приставом и сборщиком налогов. Никакая лачужка не ускользала от их зорких глаз. Люди трудились, сеяли, жали, отказывали себе во всем только для того, чтоб кормить этих чиновников. И если ценой тяжких лишений откладывались еженедельные жалкие гроши, которые к концу года едва составляли серебряную монету, то и эта монета попадала в карманы тех же ищеек.

Уплата налогов никогда не совершалась вовремя. Ни один человек не платил сборщику, пока тот не ставил к нему «гарнизара». Крестьянин знал, что, если он заплатит вовремя, его сочтут богаче, чем он есть, и в следующем году его налог увеличится. По этой же причине никто не старался улучшить ни своей пищи, ни утвари. Когда один граф хотел за свой счет покрыть черепицей крестьянские избы в предохранение от пожара, крестьяне поблагодарили графа за доброту и просили оставить их дома в прежнем виде. Они боялись, что, если их покрыть черепицей вместо соломы, чиновники сейчас же увеличат их долю податей.

Читайте также: