Порядок определения налоговой базы

Опубликовано: 29.04.2024

Основным обязательством налогоплательщиков является своевременная и самостоятельная уплата налогов и сборов в полном объеме.

Общеобязательные элементы налогообложения

Развитие и совершенствование системы налогообложения спровоцировало возникновение многих видов налогов и сборов, имеющих свои отличительные черты и свое предназначение.

Однако, несмотря на множественность видов, каждый налог состоит из обязательных, дополнительных и факультативных элементов, служащих основным инструментарием на пути реализации налоговой политики.

К числу общеобязательных или общих элементов налога относят налоговую базу и налоговую ставку, объект обложения налогом, алгоритм исчисления налогового бремени и т.д.

Раскрытию правовой сущности понятий «налоговая база» и «налоговая ставка» посвящена 53 статья НК РФ.

Понятие и основные аспекты налоговой базы

Согласно предписаниям НК РФ, налоговой базой является как стоимостная, так и физическая характеристика объекта, облагаемого налогом.

Другими словами, под данным понятием подразумевается любой объект, который подвергается обложению налогом.

Условия, принципы и порядок установления налоговой базы регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ.

К примеру, налоговой базой для НДС является общая стоимость реализованной продукции, для НДФЛ – доходы, полученные физическим лицом, для налога на наследство – стоимость наследственного имущества, для налога на дарение – стоимость дара.

Итак, налоговая база (НБ) – это:

  • один из основных элементов налога, на основании которого исчисляется его размер;
  • конкретный объект, с которого производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • определенная сумма, на основании которой производится расчет размера налога в соответствии с установленной ставкой;
  • доходы лица, с которых необходимо уплатить налоги и сборы.

Определение налоговой базы требуется для количественного выражения объекта налогообложения.

К каждому конкретному налогу применяется определенная налоговая база. К примеру, по НДС исчисление НБ происходит в соответствии с особенностями реализации продукции или приобретенного товара.

Порядок определения налоговой базы

Основными принципами исчисления налоговой базы (НБ), согласно которым осуществляется ее определение, являются:

  • определение налоговой базы осуществляется в соответствии с налоговыми нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ;
  • исчисление (определение) налоговой базы плательщиками налога, являющимися юридическими лицами, производится по завершении очередного налогового периода. Реализация процедуры проводится на основании сведений из регистров бухучета или других документов, подтверждающих данные об объектах налогообложения;
  • в случае выявления ошибок и неточностей в исчислении налоговой базы, совершенных в прошлом налоговом периоде, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится только за тот временной промежуток, в котором имело место нарушение. Если же определить период совершения искажения невозможно, процедура перерасчета осуществляется за тот период, когда нарушения были выявлены;
  • ИП, частные нотариусы, адвокаты-учредители адвокатских кабинетов определяют НБ по завершении очередного налогового периода и в соответствии с учетными данными доходов и расходов, при условиях и в порядке, установленном Минфином РФ;
  • налоговые агенты также обязаны придерживаться принципов и порядка исчисления налоговой базы, установленного НК РФ и другими специальными актами правотворчества.

Понятие, правовая характеристика и способы выражения налоговой ставки

Понятие налоговой ставки (НС), равно как и порядок ее исчисления, неразрывно связано с налоговой базой, поскольку, по сути, НС является размеров налогового платежа на конкретно-установленный объект, облагаемый налогом.

Налоговая ставка может выражаться в следующих формах:

  • в процентном соотношении с размером налоговой базы. Такими примерами может быть налог на имущество, на прибыль, НДС, НДФЛ, земельный налог и т.д.;
  • в форме фиксированной денежной суммы, когда каждой единице налогообложения соответствует определенная сумма платежа. К примеру, большая часть акцизов, транспортный сбор;
  • в сочетании твердой и процентной составляющих, так сказать, в комбинированной форме. Скажем, налог на наследственное имущество, на дарение, некоторые виды акцизных сборов, а также ЕСН (единый социальный налог).

Форма выражения налоговой ставки зависит от метода и порядка измерения объектов налогообложения.

Типы и виды налоговых ставок

Типовая классификация налоговых ставок осуществляется на определенных основаниях. Так, по степени обременения для налогоплательщика выделяют следующие типы НС:

1. Базовая НС. Данное понятие не предусматривает отнесение плательщика налога к какой-либо определенной группе, что дает ему возможность пользоваться налоговыми льготами и иными преференциями;

2. Повышенная НС устанавливается в отношении налогоплательщиков, деятельность которых можно охарактеризовать как таковую, что дает право государству взимать повышенный налог с плательщика;

3. Пониженная НС. Применение данного вида налоговой ставки позволяет налогоплательщику пользоваться налоговыми льготами и преференциями, вплоть до использования нулевой НС.

По методу установления налоговые ставки могут быть:

Абсолютная налоговая ставка – это фиксированная величина, определяемая для каждого конкретного объекта налогообложения отдельно;

Размер относительной НС напрямую зависит от величины объекта обложения и исчисляется в пропорциональном отношении к нему.

По юрисдикции утверждения налоговые ставки подразделяются на следующие:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Основные виды налогов, порядок определения их размеров

1. Основные виды федеральных налогов:

  • НДФЛ. Согласно НК РФ налоговая ставка по НДФЛ исчисляется в процентном отношении к объекту налогообложения и составляет 13 % (для российских подданных). Что касается лиц, не имеющих статус гражданина РФ, то для них установлена тридцатипроцентная налоговая ставка по НДФЛ. Оплата НДФЛ предусмотрена со всех видов доходов, которые получает физическое лицо (заработная плата, продажа недвижимости, выполнение работ, предоставление услуг);
  • НДС. Ставка налога по НДС, в соответствии с НК РФ, также как и НДФЛ исчисляется в процентном соотношении, на территории РФ она равна 18 %. Исключение составляют организации, работающие по УСН, для них НС в отношении НДС устанавливается нулевая;
  • налоговый сбор на прибыль предприятия. Налог на прибыль исчисляется в процентном соотношении, применяется преимущественно в отношении представителей крупного бизнеса.
  • налог на выручку по упрощенной системе налогообложения. Как правило, УСН пользуются начинающие предприниматели (представители малого и среднего бизнеса), годовой оборот которых не превышает 60 миллионов рублей. Для таких лиц предусмотрена нулевая НС по НДС.

2. Основные виды местных налогов:

  • земельный налог. Согласно законодательству, налоговая ставка по земельному налогу регламентируется муниципальными нормативно-правовыми актами, составляет от 0,3 до 1, 5%. Размер установленной НС зависит от категории облагаемых налогом земель. Категории земель устанавливаются земельным законодательством;
  • налог на недвижимое имущество физических лиц. Устанавливается представителями муниципальной власти, исчисляется в процентном соотношении к стоимости имущества, как правило, это не более 0,3%.

3.Основные виды региональных налогов:

  • имущественный налог для предприятий. Это региональный налог, уплачивать который обязаны организации, на балансе которых числится имущество, причем как движимое, так и недвижимое;
  • транспортный налог. Данный вид налога является региональным, исчисление налоговой ставки по нему осуществляется на основании таких данных, как год выпуска ТС, его вместимость, мощность двигателя и прочее.

ГАРАНТ:

О признании не противоречащими Конституции РФ положений статьи 391 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного суда РФ от 2 июля 2013 г. N 17-П

Положения статьи 391 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ) применяются в отношении налоговых периодов начиная с 2015 г.

Статья 391. Порядок определения налоговой базы

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 15 апреля 2019 г. - Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Абзацы 4 - 7 утратили силу с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 1.1 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ в пункт 3 статьи 391 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

ГАРАНТ:

О признании не противоречащими Конституции РФ положений пункта 3 статьи 391 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 13-П

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ в пункт 4 статьи 391 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

4. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 29 декабря 2017 г. - Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения пункта 5 (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ) применяются к порядку исчисления земельного налога за налоговые периоды начиная с 2017 г.

5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ подпункт 2 пункта 5 статьи 391 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 3 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 3 пункта 5 статьи 391 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога и налога на имущество физических лиц с 1 января 2015 г.

3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

Информация об изменениях:

Пункт 5 дополнен подпунктом 8 с 29 декабря 2017 г. - Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

Информация об изменениях:

Пункт 5 дополнен подпунктом 9 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 378-ФЗ

9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

Информация об изменениях:

Пункт 5 дополнен подпунктом 10 с 15 апреля 2019 г. - Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 10 пункта 5 статьи 391 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 г.

10) физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

6. Утратил силу с 1 января 2018 г. - Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. N 286-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 6.1 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

Абзац утратил силу с 15 апреля 2019 г. - Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

Информация об изменениях:

Уведомление о выбранном земельном участке рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном земельном участке, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

При выявлении оснований, препятствующих применению налогового вычета в соответствии с уведомлением о выбранном земельном участке, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ГАРАНТ:

См. Рекомендуемый формат представления уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу, в электронной форме, утвержденный приказом ФНС России от 27 мая 2020 г. N ЕД-7-21/352@

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 1 января 2018 г. - Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения пункта 7 (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ) применяются к порядку исчисления земельного налога за налоговые периоды начиная с 2017 г.

7. В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ статья 391 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу

8. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Статья 391. Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Абзацы четвертый - седьмой утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ.

1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Абзац утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ.

4. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

10) физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

6. Утратил силу с 1 января 2018 года. - Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ.

6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

Уведомление о выбранном земельном участке рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном земельном участке, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

При выявлении оснований, препятствующих применению налогового вычета в соответствии с уведомлением о выбранном земельном участке, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

8. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Статья 391. Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 334-ФЗ, от 15.04.2019 N 63-ФЗ)

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 04.10.2014 N 284-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ)

Абзацы четвертый - седьмой утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ.

1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

Абзац утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ.

4. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 04.10.2014 N 284-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

(пп. 8 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

(пп. 9 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 378-ФЗ)

10) физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

(пп. 10 введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ)

6. Утратил силу с 1 января 2018 года. - Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ.

6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

Уведомление о выбранном земельном участке рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном земельном участке, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При выявлении оснований, препятствующих применению налогового вычета в соответствии с уведомлением о выбранном земельном участке, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

7. В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

8. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

(п. 8 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)

Определение налоговой базы

Раздел законодательства Российской Федерации, посвященный налогообложению, подробно истолковывает понятие налога и всех его элементов. Этим вопросам посвящена ст.8 НК РФ.

Налог – это обязательная плата, установленная государством для организаций и физлиц, которая предусматривает внесение части принадлежащих им финансовых средств, предназначенных для бюджета государства.

Налоговая база – элемент налога, функционирующий наряду с другими:

  • субъектом и объектом;
  • ставкой;
  • учетным налоговым периодом;
  • способом начисления;
  • особенностями и сроками совершения налоговых платежей;
  • возможными льготами.

Что представляет собой налоговая база

Налоговая база характеризует объект, подлежащий налогообложению, с точки зрения количества, стоимости, физических свойств или других характеристик. Другими словами, налоговая база определяет единицы, в которых можно «измерить» объект налогообложения. Поэтому чтобы понять, что такое налоговая база, нужно сначала выяснить, что представляет собой объект налогообложения.

Тот предмет, с которого взимается налог, называется его объектом. В его качестве могут выступать различные активы и финансовые суммы, например:

  • доходы, поступления, прибыль;
  • стоимость проданных товаров;
  • плата, полученная за оказанную услугу или совершенную работу;
  • совокупность дохода физического лица;
  • собственное имущество, которым владеют организации и граждане;
  • наследственная масса;
  • транспортные средства и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чаще всего название налога отражает как раз его объект: «налог на прибыль», «земельный налог» и пр.

Итак, делаем вывод: тот предмет, с которого должен уплачиваться налог, считается объектом налогообложения, а налоговая база – его значимая характеристика.

Как влияет налоговая база на величину налога

Любого плательщика прежде всего волнует вопрос: «Сколько именно мне нужно будет заплатить?» Ответить на него как раз и призвано понятие налоговой базы вкупе с применением налоговой ставки.

Величина уплачиваемого налога представляет собой произведение налоговой базы на значение налоговой ставки.

Налоговая база регламентирует единицы, в которых считается налог, а налоговая ставка, в свою очередь, показывает, какую долю этих единиц нужно отчислить в пользу государства. Это соотношение может быть двух типов:

  1. твердым – абсолютная сумма на каждую единицу налоговой базы (чаще применяется при начислении налогов, база которых позволяет назначить фиксированную сумму на каждую характеристику по налоговой базе, например, транспортный, акцизный, земельный налоги);
  2. процентным – уплате подлежит тот или иной процент от всего количественного выражения налоговой базы.

Типы процентных ставок

В зависимости от того, как именно устанавливается налоговый процент, процентные ставки могут быть различных типов:

  • пропорциональные – от налоговой базы в качестве налога всегда отчисляется один и тот же процент (примеры – налог на прибыль, НДС);
  • прогрессивные – чем выше налоговая база, тем большим будет отчисляемый процент, причем учитываться может как вся база полностью, так и ее отдельные части (современный российский Налоговый Кодекс не применяет ставки этого типа);
  • регрессивные – чем ниже налоговая база, тем больше снизится налоговый процент.

Элементы, уменьшающие налоговую базу

Естественно, что для налогоплательщика с финансовой точки зрения выгоднее, чтобы налоговая база была как можно меньшей, тогда с нее будет уплачиваться меньшая сумма налогов. Закон позволяет уменьшить величину, подлежащую умножению на налоговую ставку, на такие экономические величины:

  • налоговые вычеты – разрешено не включать в облагаемую налогом сумму определенные законом категории сумм (к ним относятся стандартные вычеты, пенсионные, благотворительные, «детские» и некоторые другие);
  • налоговые льготы – финансовые преимущества для тех или иных категорий, установленные Правительством (меньшая сумма налога, уменьшение налоговой ставки, установление минимума, который не подлежит налогообложению, полная отмена уплаты того или иного налога).

Итак, если выразить налоговую базу в виде формулы, она будет иметь следующий вид:

  • НБ – налоговая база;
  • В – предусмотренные законом и применимые к данному налогоплательщику налоговые вычеты;
  • Л – действующие для данного налога и категории плательщиков налоговые льготы.

Отечественные принципы начисления налоговой базы

В современном российском законодательстве налоговая база отвечает следующим обязательным требованиям.

  1. Все вопросы, касающиеся способа определения и порядка установления налоговой базы, регламентируются Налоговым Кодексом РФ.
  2. Каждый учетный период находит свое отражение в финансовой документации, которую ведет налогоплательщик, и на основании этих документальных подтверждений по итогам каждого отдельного периода вычисляется количественная характеристика налоговой базы.
  3. Если в текущем периоде была найдена ошибка в исчислении налоговой базы, относящаяся к уже истекшему промежутку времени, нужно произвести перерасчет налоговой базы «ошибочного» периода.
  4. Если период, в котором совершена ошибка, не поддается точному установлению, пересчитать налоговую базу будет необходимо в настоящее время, то есть в отчетном периоде.
  5. Порядок для начисления налоговой базы определяет Министерство финансов Российской Федерации. Учет прибыли и затрат по итогам хоздеятельности за нужный период, отраженный в финансовой документации, должны вести:
    • индивидуальные предприниматели;
    • организации;
    • налоговые агенты.
  6. Налогоплательщики-физлица берут за основу начисления налоговой базы собственные данные учета прибыли, а также информацию, полученную от другой стороны — контрагента их деятельности (организация, другое физическое лицо).

Методы для учета налоговой базы

В российском налоговом законодательстве для учета налоговой базы предусмотрено два метода.

  1. Кассовый – в расчет берутся только те суммы прибылей или расходов, которые реально отражены в определенной документации как полученные (или понесенные) плательщиком налогов. Это могут быть средства, поступившие на расчетный счет, отраженные с помощью контрольно-кассовой техники и т.п.
  2. Накопительный – учитывается момент, в который у налогоплательщика возникли имущественные права или обязательства. Не имеет значения, поступили ли (потрачены ли) средства фактически: если у плательщика налога возникло право на их получение (или обязанность их траты), средства попадают в расчет в составе налоговой базы.

Примеры налоговых баз для различных объектов налогообложения

В таблице приводятся примеры налоговых баз, принятые законодательством при уплате самых распространенных налогов.

Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги

Налоговая база по отраслевым налогам и сборам рассчитывается в зависимости от объекта налогообложения.

При применении спецрежимов налоговая база зависит от выбранной системы налогообложения.

Читайте также: