Налоговые правонарушения свидетелей экспертов переводчиков специалистов и иных лиц

Опубликовано: 26.04.2024

Энциклопедия судебной практики
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
(Ст. 129 НК)

1. Лицо, привлеченное в качестве эксперта, должно быть предупреждено об ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 129 НК РФ, за дачу заведомо ложного заключения

Привлеченное в качестве эксперта лицо должно быть предупреждено об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, которая предусмотрена пунктом 2 статьи 129 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 129 Кодекса привлеченное в качестве эксперта лицо должно быть предупреждено об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В соответствии со статьей 102 Кодекса и пункта 2 статьи 129 Кодекса привлеченное в качестве эксперта лицо должно быть предупреждено об ответственности за разглашение налоговой тайны и за дачу заведомо ложного заключения.

2. В НК РФ предусмотрена обязательность предупреждения эксперта о налоговой, а не уголовной ответственности за отказ от дачи заключения либо за дачу ложного заключения

В статье 95 НК РФ не указано на предупреждение эксперта об уголовной ответственности за заведомо ложные показания, в НК РФ предусмотрено предупреждение эксперта о налоговой ответственности, установленной статьей 129 НК РФ за отказ от дачи заключения либо за дачу ложного заключения.

Таким образом, положения НК РФ не содержат норм, обязывающих должностных лиц предупреждать экспертов, свидетелей об уголовной ответственности.

Довода предпринимателя о получении экспертного заключения с нарушением установленного порядка, так как эксперт не предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложного заключения, суд правомерно признал несостоятельным, так как в данном случае экспертиза проводилась по поручению налогового органа, согласно подписке эксперт предупрежден об ответственности по ст. 129 НК РФ.

Положения Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", определяющие правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве, предусматривающие отражение в заключении эксперта предупреждения об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, на случаи проведения экспертизы в рамках налоговой проверки не распространяются.

В рассматриваемом случае экспертиза проводилась налоговым органом в порядке статьи 95 Кодекса, положения которой не содержат требования о предупреждении эксперта об уголовной ответственности.

Довод предпринимателя о том, что судом необоснованно принято в качестве доказательства заключение эксперта, поскольку лицо, которому было поручено проведение экспертизы, не предупреждено об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, подлежит отклонению, поскольку указанная почерковедческая экспертиза проводилась в соответствии с требованиями ст. 95 Налогового кодекса, положения которой не содержит требования о предупреждении эксперта об уголовной ответственности.

При этом эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 129 Налогового кодекса.

3. Непредупреждение эксперта о налоговой ответственности за разглашение налоговой тайны и за дачу заведомо ложного заключения влечет признание данного им заключения недопустимым доказательством

Апелляционной инстанции не учел, что в силу статьи 129 Кодекса [НК РФ] привлеченное в качестве эксперта лицо должно быть предупреждено об ответственности за разглашение налоговой тайны и за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт о налоговой ответственности по статье 129 Кодекса налоговым органом не предупреждалась. Таким образом, заключение эксперта не может быть признано допустимым доказательством (пункт 4 статьи 101 Кодекса).

4. Непредупреждение эксперта о налоговой ответственности по ст. 129 НК РФ не влечет признания экспертного заключения недопустимым доказательством при условии предупреждения его об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ

Эксперту разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 95 Кодекса, он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем свидетельствует данная им подписка в поручении на производство почерковедческой экспертизы.

Таким образом, как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, достаточных оснований полагать, что заключение по результатам экспертизы содержит неправильные по существу выводы и не считать данное заключение надлежащим доказательством, полученным в ходе выездной налоговой проверки лишь на том основании, что эксперт не предупрежден об ответственности по ст. 129 Кодекса (при наличии записи о предупреждении об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации), у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что данный документ не соответствует требованиям допустимости доказательств, установленным ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является неверным. Следовательно, данные экспертного заключения подлежат исследованию и оценке в совокупности с другими доказательствами.

5. Отсутствие указания на предупреждение эксперта об ответственности по ст. 129 НК РФ и ст. 307 УК РФ не может являться самостоятельным и единственным основанием для отказа в принятии экспертного заключения в качестве допустимого доказательства

Отсутствие в постановлении о назначении экспертизы и в экспертном заключении указания на предупреждение эксперта об ответственности по статье 129 Кодекса и статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации не может являться самостоятельным и единственным основанием для отказа в принятии данного документа в качестве допустимого доказательства.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на апрель 2020 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С.П. Родюшкиным, В.Н. Горностаевым.

Участие специалистов, переводчиков и экспертов для участия в осуществлении налоговой проверки

В ходе проведения мероприятий налогового контроля не все данные могут быть верно истолкованы проверяющими.

В целях расширения возможностей сотрудников налоговой инспекции, закон предусматривает участие специалистов, переводчиков и экспертов. В связи с этим возникает риск того, что указанное лицо даст заведомо недостоверное заключение или оценку, либо заявит отказ от выполнения своих обязанностей.

Такие случаи порождают ответственность, установленную ст. 129 НК.

Осуществление обязанностей указанными лицами их виды при проверках регламентируется главой 14 НК. Их участие позволяет проверяющим расширить применяемый при контрольных мероприятиях инструментарий.

1. Участие эксперта.

Участие этого участника во многом схоже с расследованиями в уголовной сфере. Ст. 95 НК определяет условия, при которых необходимо участие эксперта. К ним относятся следующие случаи:

  • необходимость получения дополнительной информации от лица, имеющего познания в искусстве;
  • необходимость оценки научных данных;
  • важность технических знаний для проведения проверки;
  • необходимость дачи заключения по вопросам, связанным с тем или иным ремеслом.

Назначение экспертизы происходит посредством постановления, которое выносит проверяющее лицо.

Эксперт осуществляет свою работу на основании договора. Финансовые права и обязанности сторон указываются в этом документе. Он может быть заключен с соответствующим учреждением как заранее, будучи рассчитанным на многократное участие экспертов, так и разово, применительно к конкретной проверке.

Права эксперта предполагают возможность заявить отказ. Это предусмотрено в случаях, когда у него нет познаний в той области, к которой относятся вопросы, а также при недостаточности исходных данных.

Закон устанавливает оформление мнения эксперта в письменной форме (заключение). Права этого участника налоговой проверки включают возможность выхода за рамки заданных вопросов. Если речь идет об отказе от дачи заключения, обязанности эксперта предусматривают направление соответствующего письменного сообщения.

2. Участие специалиста.

Указанное лицо привлекается к участию в налоговой проверке при недостаточности знаний в той или мной области у инспекторов, осуществляющих ее. Это предусмотрено ст. 96 НК. Его профессиональная подготовка предполагает обладание необходимыми навыками.

Финансовые права и юридическая основа деятельности специалистов определяются в заключенном договоре.

Он отличается от эксперта отсутствием необходимости давать заключение. В обязанности специалиста входит дача оперативных разъяснений на месте проведения контроля, которые позволяют более эффективно работать самим налоговикам.

Закон предусматривает осуществление этой деятельности путем привлечения независимого специалиста.

3. Участие переводчика.

Ст. 97 НК устанавливает порядок участия в контрольных мероприятиях переводчика. Как и другие рассмотренные лица, он осуществляет свои функции на основе заключенного договора. Все права переводчика на вознаграждение предусматриваются этим документом.

В качестве этого лица привлекается гражданин, знающий соответствующий иностранный язык. Этим статусом обладает и лицо, чья профессиональная подготовка, позволяет понимать язык жестов, используемый глухими или немыми гражданами.

Уполномоченный сотрудник инспекции предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного перевода.

Ответственность привлекаемых лиц

Права и обязанности, а также функции всех этих субъектов существенно отличаются. По этой причине, порядок их привлечения к ответственности имеет свои особенности.

1. Ответственность специалиста.

Специалист может быть привлечен к ответственности только по ч. 1 ст. 129 НК. Это связано с тем, что результаты его участия не оформляются документальным способом.

При рассмотрении вопроса об ответственности специалиста необходимо убедиться в наличии надлежаще оформленного договора между налоговым органом и указанным лицом. Соглашение может быть заключено и с его работодателем.

Отказ совершать необходимые функции может быть представлен как устно, так и письменно. Факт таких действий фиксируется налоговым инспектором при ведении сопутствующего протокола.

Если специалист отказывается от участия при осуществлении проверки, ему грозит штраф, составляющий 500 рублей.

2. Ответственность эксперта.

Эксперт является субъектом ответственности по обеим частям ст. 129 НК. При рассмотрении дела также необходимо установить наличие соглашение между налоговой инспекцией и экспертным учреждением, либо самим этим лицом. Важно ознакомиться и с его текстом. Отказ эксперта может быть мотивирован несоблюдением порядка оплаты его услуг.

Взыскание по ч. 1 ст. 129 НК составляет 500 рублей.

Если экспертом дано заведомо ложное заключение, он несет ответственность по ч. 2 ст.129 НК. Это нарушение совершается умышленно. На такую форму вины указывает заведомо ложный характер действий эксперта.

При рассмотрении дела необходимо устанавливать его умысел. Ложное заключение может быть следствием ошибки или заблуждения эксперта. В таком случае он не будет подлежать взысканию

Последнее предполагает штраф в размере 5-ти тыс. рублей.

Если налогоплательщика впоследствии привлекают к уголовной ответственности, недобросовестный эксперт может быть осужден за пособничество.

3. Ответственность переводчика.

Она наступает как при отказе, так и при заведомо ложном переводе. Рассмотрение дела предполагает изучение договора, на основании которого переводчик выполнял свои функции.

Как и в случае с экспертом, заведомо ложный характер действий этого лица, которые он совершает, нарушая предупреждение, необходимо доказывать.

Если речь идет о крупных суммах налогов, возможна привлечение к уголовной ответственности за неправильный перевод. Это произойдет, если будет доказано его взаимодействие с проверяемым. В этом случае, ответственность переводчика за пособничество будет определена в приговоре суда.

Ст. 129 Ответственность эксперта, переводчика, специалиста Отказ в проведении налоговой проверки 500 руб. [c.26]


Принцип заключается в том, что дела рассматриваются самими органами (должностными лицами), правомочными разрешать административные правонарушения. В КоАП (ст. 230, 232, 247—250, 252, 253) изложены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей, эксперта, переводчика, специалиста и др. [c.259]

Отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки с объективной стороны характеризуется бездействием — нежеланием давать заключение, участвовать в налоговой проверке, осуществлять перевод. Отказ эксперта, специалиста и переводчика образует состав налогового правонарушения только в том случае, если упомянутые лица были привлечены к участию в проведении налоговой проверки (проведении конкретных действий по проведению налогового контроля) в соответствии со ст. 95, 96, 97 НК РФ. При этом эксперт не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи заключения, если отказ вызван недостаточностью представленных ему материалов или тем обстоятельством, что он не обладает необходимыми знаниями для ее проведения, — п. 5 ст. 95. [c.322]


Необходимо учитывать, что актом налогового законодательства может быть установлена ответственность как за налоговые правонарушения, так и за правонарушения, хотя и не налоговые, но так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах. Например, ст. 128 НК РФ установлена ответственность за неявку или уклонение от явки без уважительных причин лица, вызванного по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. Статьей 129 НК РФ установлена ответственность эксперта, переводчика или специалиста за отказ в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения, ложный перевод. Очевидно, что эти правонарушения препятствуют реализации норм налогового законодательства, однако являются правонарушениями против порядка управления, правосудия. [c.414]

Как следует из гл. 16 Виды налоговых правонарушений и ответственность за них , субъектами налоговых правонарушений наряду с налогоплательщиками и налоговыми агентами признаются эксперты, переводчики, специалисты, свидетели, а также лица, налоговый статус которых не определен (см. ст. 126 НК). Эти лица становятся субъектами налоговых правонарушений в результате неисполнения ими обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, либо нарушения адресованных им запретов и предписаний. [c.288]

Ответственность за отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода установлена ст. 129 НК РФ. [c.322]

Налоговый кодекс предусматривает также определенные виды ответственности в ситуациях, связанных с осуществлением налоговых проверок, наложением ареста на имущество, привлечением свидетелей, экспертов, переводчиков и специалистов. [c.251]


Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет за собой взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода является основанием для привлечения их к налоговой ответственности в виде штрафа (1 тыс. руб.). [c.187]

Порядок привлечения лиц к выполнению обязанностей экспертов, специалистов и переводчиков, права этих лиц и их ответственность определены ст. 95—97,129 части первой НК РФ. [c.186]

Например, в отношениях, возникающих в процессе осуществления налоговой проверки, принимают участие также свидетели, эксперты, специалисты, понятые, переводчики помимо налоговых органов, налогоплательщиков и налоговых агентов. Их права, обязанности и ответственность определены в соответствующих статьях НК (см. ст. 90, 95-98, 128, 129). В отношениях, возникающих в процессе учета налогоплательщиков, участвуют банки и иные органы, осуществляющие регистрационные функции, и на которые возложены определенные обязанности (см. ст. 85, 86 НК). Банки принимают участие также в отношениях по взиманию налогов и сборов как организации, производящие перечисление сумм налогов и сборов в бюджет (см. ст. 60, 133-135 НК). Однако указанные органы, организации и физические лица в данной статье не названы в числе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в силу того, что их участие в указанных отношениях носит эпизодический характер и (или) они не имеют собственного интереса в отношениях по налогообложению и сборам. [c.31]

Составление протокола в соответствии с НК является обязательным в следующих случаях при аресте имущества (ст. 77), осмотре территорий, помещений, документов и предметов (ст. 92) и выемке (изъятии) документов и предметов (ст. 94), при получении показаний свидетеля (ст. 90). Кроме того, НК предусматривает составление специальных протоколов, в которых фиксируются факты ознакомления проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения его прав при проведении экспертизы (ст. 95), предупреждения переводчика об ответственности за отказ или заведомо ложный перевод (ст. 97) (полагаем, что аналогичный протокол должен составляться также в отношении специалиста и эксперта, ответственность которых предусмотрена в ст. 129 НК наряду с ответственностью переводчика). [c.268]

Таким образом, необходимым признаком, характеризующим субъектов любого из правонарушений, ответственность за которые устанавливается комментируемой статьей, является вынесение должностным лицом налогового органа постановления о привлечении конкретного физического лица к участию в проверке в качестве эксперта либо в проведении отдельных действий по осуществлению налогового контроля в качестве переводчика или специалиста. Что касается последнего, при этом не имеет значения, выступает ли данное физическое лицо как самостоятельный участник договора с налоговым органом либо состоит в трудовых или иных отношениях с юридическим лицом, заключившим такой договор. [c.344]

Нормы об участии в налоговой проверке, а также в проведении действий по осуществлению налогового контроля эксперта, специалиста и переводчика являются для налогового законодательства новыми. Новеллой является и ответственность перечисленных лиц за отказ от выполнения или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей. [c.346]

Обязанности, возлагаемые на эксперта, специалиста и переводчика, не имеют ничего общего с обязанностями налогоплательщика или налогового агента, выполнение которых может служить предметом налоговой проверки. Деятельность эксперта, специалиста и переводчика не подлежит налоговой проверке, и, следовательно, ответственность, предусмотренная ст. 129 НК, не может быть применена к указанным лицам с соблюдением в полном объеме установленной для этого процедуры (см. ст. 101 НК). Можно предполагать, что ввиду отсутствия материалов проверки как документов, обосновывающих исковые требования налогового органа о применении налоговых санкций к эксперту, специалисту или переводчику, такого рода документами должны будут послужить протоколы либо акты, фиксирующие факт совершения правонарушения, а также документы, представляющие собой письменные доказательства по делу. [c.346]

Следует отметить, что отсутствие в ст. 106 НК упоминания о таких субъектах налоговой ответственности, как свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные лица, не помешало законодателю квалифицировать неисполнение ими предусмотренных Кодексом обязанностей как налоговые правонарушения. Это позволяет с некоторыми оговорками прийти к выводу о том, что несмотря на различия в терминах, независимое положение в разделе 6, а порой и известное противопоставление, гл. 16 и 18 содержат нормы о правонарушениях и ответственности, имеющих единую природу. [c.351]

В качестве иллюстрации можно привести ст. 106 НК РФ, определяющую понятие налогового правонарушения. В качестве субъектов налогового правонарушения в ней указаны только налогоплательщик, налоговый агент и их представители. Лица, содействующие осуществлению налогового контроля — эксперт, специалист, переводчик, свидетель — в качестве субъектов налогового правонарушения не указаны, но в нормах гл. 16 НК РФ (ст. 128 и 129) они фигурируют в качестве субъектов отдельных видов налоговых правонарушений. Налицо серьезное противоречие между гл. 15 и 16 НК, которые соотносятся между собой как общая и особенная части раздела VI НК. Поскольку нормы гл. 16 НК об ответственности за отдельные виды налоговых правонарушений должны применяться не иначе как в соответствии с общими положениями гл. 15 НК об ответственности за такие правонарушения, ст. 128 и 129 НК не могут применяться до внесения в ст. 106 НК необходимых дополнений. [c.6]

Необходимо обратить внимание, что комментируемая статья не предусматривает предупреждения эксперта об ответственности за отказ от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения. Такая же ситуация имеет место и со специалистом. В то же время для свидетеля и переводчика предупреждение об ответственности за аналогичные правонарушения предусмотрено (ст. 90 и 97 НК). Очевидно, это существенное упущение законодателя, которое должно быть устранено. [c.213]

При выполнении контрольных функций налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц исполнения ими своих обязанностей по исчислению, удержанию, перечислению, уплате в соответствующий бюджет налогов, устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований привлекать для проведения Н.к. специалистов, экспертов и переводчиков ставить перед правоохранительными и юрисдикционными органами вопрос о привлечении к ответственности виновных в обнаруженных нарушениях лиц вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения Н.к. осуществлять Н.к. за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. [c.115]

Проведение экспертизы является процессуальным действием, направленным на обеспечение доказательной базы по налоговым правонарушениям, и производится в порядке, установленном ст. 95 НК РФ. Привлечение специалистов и переводчиков производится в соответствии с требованиями ст. 96, 97 НК РФ. Отказ эксперта, специалиста или переводчика от участия в проведении налоговой проверки, равно как и дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода являются начо-говым правонарушением, влекущим ответственность в соответствии со ст. 129 НК РФ. Не могут опрашиваться в качестве свидетелей (п. 2 ст. 90 Н К РФ) [c.160]

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

Производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В производстве по делу о налоговом правонарушении участвует прежде всего лицо, привлеченное к ответственности на основаниях и в порядке, предусмотренных НК РФ: налогоплательщик - организация или физическое лицо, налоговый агент и их представители. НК РФ предусматривает участие и других лиц в производстве по делу о налоговом правонарушении. К их числу относятся эксперты, специалисты, переводчики, свидетели, понятые. Участию свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых в действиях по осуществлению налогового контроля посвящена глава 14 НК РФ, где в ст. 95-99 закреплены порядок привлечения вышеуказанных лиц к проведению конкретных действий по осуществлению налогового контроля, а также общие требования, предъявляемые к оформлению документов по результатам их привлечения.

Факты нарушения законодательства о налогах и сборах требуют обоснования. Как и при совершении любого другого правонарушения, доказательствами нарушения законодательства о налогах и сборах являются объяснения лица, проверяемой организации, показания свидетелей, заключение эксперта, участие понятых, переводчиков и т.д.

Ведение производства по делу о налоговом правонарушении сопровождается процессуальными действиями, которые облекаются в протокольную форму (протокол опроса свидетелей, постановление о назначении экспертизы и т.д.).

Так, если для разъяснения возникающих в процессе выездной налоговой проверки вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле, производится экспертиза экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, обладающими специальными знаниями в соответствующей области. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе. Договор определяет права и обязанности сторон в связи с проведением экспертизы, сроки ее проведения, предоставленные материалы, используемое оборудование, стоимость работ и порядок расчетов и другие вопросы.

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Решение о необходимости привлечения эксперта для участия в налоговой проверке принимается должностным лицом, проводящим проверку, по согласованию с руководителем (его заместителем) налогового органа исходя из характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности для выполнения задач налоговой проверки [в частности, в целях определения принадлежности товара к однородной группе товаров может назначаться идентификационная экспертиза, в целях установления правильности отражения в учете объемов произведенной продукции (работ, услуг) - технологическая экспертиза и т.д.].

Вместе с тем не допускается назначение экспертизы по вопросам бухгалтерского учета, законодательства о налогах и сборах и другим вопросам, познаниями по которым должны обладать проверяющие или иные специалисты налогового органа (юристы, специалисты по информационным технологиям и т.д.) в соответствии с их должностными обязанностями.

Эксперт либо экспертное учреждение, которое обязуется провести экспертизу силами специалистов, состоящих с ним в трудовых или иных правовых отношениях, должны иметь соответствующую квалификацию, подтвержденную надлежащими документами (квалификационный аттестат, лицензия, диплом и т.д.); соответствующий опыт работы в области, заключение в отношении которой предполагает получить налоговый орган.

Перед привлечением эксперта к проведению налоговой проверки должностное лицо налогового органа должно убедиться в отсутствии следующих обстоятельств, свидетельствующих о заинтересованности соответствующего лица в результатах проверки:

- эксперт - физическое лицо является учредителем (участником) или руководителем экономического субъекта, в отношении которого проводится проверка, либо состоит с вышеуказанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов), либо является иным штатным сотрудником данного экономического субъекта;

- эксперт - юридическое лицо является учредителем (участником), кредитором, страховщиком экономического субъекта, в отношении которого проводится проверка, либо вышеуказанный экономический субъект является учредителем (участником) эксперта - юридического лица.

Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить последнему его права, предусмотренные п. 7 ст. 95 НК РФ, о чем составляется протокол, который подписывается должностным лицом налогового органа и руководителем проверяемой организации (лицом, его замещающим) или индивидуальным предпринимателем, с указанием даты ознакомления. Должностное лицо налогового органа обязано предупредить эксперта об установленной ст. 129 НК РФ ответственности за отказ от участия в проведении налоговой проверки или за дачу заведомо ложного заключения, а также о том, что в соответствии с п. 4 ст. 102 Кодекса утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влекут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

По результатам проведенной работы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагается сущность проведенных им исследований, приводятся сделанные по результатам этих исследований выводы и обоснованные ответы на поставленные в постановлении о назначении экспертизы вопросы.

В соответствии с п. 9 ст. 95 НК РФ заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются организации или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводится выездная налоговая проверка. Текст соответствующего заключения приобщается к материалам выездной налоговой проверки.

Результаты работы эксперта подлежат тщательному рассмотрению лицом, вынесшим постановление о назначении экспертизы, так как заключение эксперта в области налогового контроля представляет собой источник сведений о фактах, подлежащих в соответствии со ст. 100 НК РФ отражению в акте выездной налоговой проверки, с учетом которых руководитель налогового органа принимает решения о взыскании недоимки, пени, сумм налоговых санкций и т.д.

Если в результате оценки экспертного заключения установлено, что данное заключение не вызывает сомнения в его обоснованности и правильности, но требует уточнений и дополнений, назначается дополнительная экспертиза, которая может быть поручена тому же или другому эксперту.

Если при рассмотрении заключения эксперта выявляются существенные несоответствия между этим заключением и иной информацией о проверяемом налогоплательщике, которой располагает налоговый орган, либо иные обстоятельства, дающие основания полагать, что данное заключение является необоснованным, должностное лицо налогового органа обязано назначить повторную экспертизу. Проведение повторной экспертизы предполагает новое исследование вопросов, составлявших предмет первоначальной экспертизы, и поручается другому эксперту.

В соответствии со ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля [в частности, сотрудники проверяемой организации-налогоплательщика, сотрудники организаций (индивидуальных предпринимателей), являющиеся хозяйственными партнерами проверяемой организации, иные лица, которым могут быть известны фактические обстоятельства совершения налогоплательщиком хозяйственных операций, имеющих значение для формирования налоговой базы, при наличии у проверяющих оснований полагать, что данные операции совершены с нарушением действующего законодательства либо не отражены (неправильно отражены) в учете налогоплательщика].

Вместе с тем в качестве свидетелей не могут быть вызваны физические лица, которые в силу малолетнего возраста, физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать и (или) воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Правом вызова лица в качестве свидетеля обладает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, в компетенцию которого в соответствии со ст. 101 НК РФ входит принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок и других документов, составляемых должностными лицами налоговых органов и фиксирующих факты налоговых правонарушений.

Вызов свидетеля в налоговый орган производится на основании повестки за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вручаемой лицу, вызываемому в качестве свидетеля, под расписку либо направляемой заказным письмом с уведомлением о получении. Из содержания повестки следует, кто вызывается в качестве свидетеля, куда, к кому, в какой день и час ему следует прибыть для дачи показаний.

Так, неявка без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, образует состав налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 128 НК РФ. При решении судом вопроса о взыскании штрафа за неявку по вызову доказывание факта получения вызываемым лицом повестки о вызове является обязанностью налогового органа.

Показания свидетеля могут быть получены по месту пребывания свидетеля, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях. Вместе с тем в определенных случаях показания свидетеля могут быть получены по месту его жительства, работы, учебы.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 51 Конституции Российской Федерации свидетель не обязан давать показания против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В соответствии со ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации наряду с супругом близкими родственниками признаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки.

При этом право определенных лиц на отказ от дачи показаний (в частности, адвоката, депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации) закон связывает с характером осуществляемой ими деятельности.

В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля [осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода или прибыли, производство выемки (изъятия) документов и предметов, проведение инвентаризаций и т.д.] может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками (в частности, специалист в области информационных технологий, специалист по изготовлению ключей, электро- и газосварщик, плотник и т.д.), не заинтересованный в исходе дела.

Для осуществления письменных переводов документов, содержание которых имеет значение для целей налоговой проверки, а также устных переводов в случае, если участвующее в выездной налоговой проверке лицо не владеет русским языком, при проведении налогового контроля привлекается переводчик (лицо, не являющееся заинтересованным в исходе дела, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода). К переводчику приравнивается также лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

Процедура привлечения специалиста и переводчика осуществляется аналогично порядку привлечения эксперта.

Участие понятых является обязательным только в случаях, прямо предусмотренных НК РФ.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Теперь поговорим о том, что надо помнить во время участия в допросе и ответим на наиболее часто задаваемые вопросы в отношении участия в допросе.

1. В силу своих должностных обязанностей, я мало что знаю о деталях хозяйственной деятельности нашей компании, должен ли я идти на допрос?

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ).

Налоговый орган обязан до вызова на допрос, выявить основания, подтверждающие что лицо, например, в силу своих должностных обязанностей, может знать значимую для проведения налогового контроля информацию. Произвольный выбор лиц для участия в допросе не допустим.

Однако это не является основанием для отказа в участии в допросе.

Единственное последствие допроса лица, которое не могло знать значимой информации, это невозможность использовать результат этого допроса в качестве доказательства совершения налогового правонарушения.

Главное, что Вы должны помнить во время проведения допроса – не высказывать предположительных фактов, следует сообщать только факты, которые Вам достоверно известны и которые Вы можете чем-то подтвердить.

Помните, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ Вы имеете право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Основанием для неявки могут быть только уважительные причины (болезнь, командировка и т.п.), которые Вы можете подтвердить документами.

2. Какая ответственность мне грозит за неявку на допрос?

Ответственность за неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении предусмотрена в ч. 1 ст. 128 НК РФ. Штраф установлен в размере 1000 руб.

После привлечения к ответственности, инспекция может повторно Вас вызвать для дачи показаний. В случае повторной неявки налоговый орган вправе привлечь вас к ответственности еще раз, при этом, повторная неявка лица в налоговый орган для допроса в качестве свидетеля является отягчающим обстоятельством (п. 2 ст. 112 НК РФ). В этом случае размер штрафа увеличится в два раза и составит 2000 руб. (п. 4 ст. 114, ч. 1 ст. 128 НК РФ).

3. Налоговая проверка еще не началась или уже закончилась, а меня вызывают на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

От участия в допросе Вы отказаться не можете.

Доказательственная сила результата такого допроса зависит от многих обстоятельств. В основном такие допросы принимаются в качестве доказательства.

4. Налоговый орган приостановил проверку, но вызывает меня на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

Действия налогового органа правомерны - в период приостановления проверки налоговый орган вправе вызывать свидетелей для дачи показаний в инспекцию, т.е. допросить их вне территории налогоплательщика (Письма Минфина России от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156, ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@, от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. 16)).

5. Где должен проходить допрос? Могут ли налоговики заявиться ко мне домой?

Допрос должен проводиться в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Однако, показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ):

- если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности;

- в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

6. Кто может проводить допрос со стороны налогового органа?

Допрос проводит должностное лицо налогового органа (п. 5 ст. 90 НК РФ), указанное среди лиц, участвовавшим в налоговой проверке, что подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-113120/11-116-305).

Однако проведение допроса должностным лицом, не участвующим в налоговой проверке, не является основанием для отказа свидетеля от участия в допросе, но это обстоятельство может быть основанием для признания протокола допроса недопустимым доказательством.

Если допрос проводится в офисе налогового органа, в котором находятся другие сотрудники, которые задают вопросы, сопровождают допрос своими комментариями, то такое поведение может быть расценено как давление на свидетеля.

7. С чего начинается допрос?

Перед началом допроса должны быть совершены следующие действия:

- должны быть изучены документы, удостоверяющие личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса (п. 2 ст. 90 НК РФ);

- должно быть выяснено, владеет ли свидетель русским языком, и решен вопрос о приглашении переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ);

- налоговый инспектор должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Не соблюдение этих правил является основанием для признания протокола допроса ненадлежащим доказательством (ч. 3 ст. 64 АПК РФ, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2007 N А56-36381/2005, от 13.04.2007 N А56-60477/2005).

8. Какая ответственность мне грозит за отказ (уклонение) от дачи показаний, за дачу ложных показаний?

Отказ от дачи показаний без законных оснований, а равно дача заведомо ложных показаний, влечет ответственность в виде штрафа в размере 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний на законном основании Вы можете следующих случаях:

- вы не обязаны давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 1 ст. 11 НК РФ, абз. 3 ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ);

- вы не обязаны выдавать свою профессиональную тайну (п. 2 ст. 90 НК РФ).

Несмотря на угрозы налоговых инспекторов, меры уголовной ответственности к Вам применяться не могут.

9. Могу ли позвать с собой на допрос кого-нибудь, кто помог бы мне в ходе допроса?

Вы имеете право позвать с собой на допрос своего представителя (юриста, консультанта) - это право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ (письмо ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@)

Следует учитывать, что ответы на вопросы свидетель должен давать самостоятельно. При этом представитель свидетеля вправе давать свидетелю советы и делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Представителем свидетеля, в связи с заинтересованностью, не может быть должностное лицо проверяемой организации (письмо Минфина от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796, п. 16 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@).

10. На что обратить внимание по окончании допроса?

Вы должны обязательно ознакомиться с содержанием протокола.

Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК РФ):

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание и последовательность проведения допроса;

7) существенные для дела факты и обстоятельства, выявленные при допросе.

В конце допроса Вы и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Для Вас прочтение протокола является гарантией того, что Ваши показания будут правильно и недвусмысленно отражены в протоколе.

Протокол должны подписать все участники допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ). После чего Вы должны получить копию протокола.

11. Кто должен возмещать мои расходы в связи с участием в допросе?

В соответствии с п. 1 ст. 131 НК РФ Вы имеете право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов: на проезд, наем жилого помещения, а также суточные.

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (абз. 1 п. 4 ст. 131 НК РФ).

Порядок выплаты и размеры сумм указаны в «Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.

Читайте также: