Налоговые посты это деятельность

Опубликовано: 03.05.2024

Система мероприятий, осуществляемых налоговым органом, выдавшим налогоплательщику свидетельство. Проверка правильности исчисления и уплаты акцизов. Выявление различных случаев налоговых нарушений. Учреждение налоговых постов, их основные цели и функции.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.09.2012
Размер файла 14,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Налоговый пост - это система мероприятий, осуществляемых налоговым органом, выдавшим налогоплательщику свидетельство, в целях проверки правильности исчисления и уплаты акцизов.

Налоговый пост может вводиться на объектах (территории, здания, сооружения) производителя табачных изделий по решению Совета Министров Республики Беларусь или на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица) по решению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Срок действия налогового поста определяется органом, принявшим решение о его введении.

Налоговый пост создается налоговым органом в целях предупреждения и выявления случаев налоговых нарушений, в том числе случаев уклонения от погашения налоговых обязательств, а также в целях осуществления иных полномочий по налоговому администрированию.

Налоговые посты могут быть стационарными и передвижными. Стационарный налоговый пост располагается в установленном и специально оборудованном месте, где он осуществляет свои полномочия. Передвижной налоговый пост, обеспеченный специальными техническими средствами, в том числе транспортными, перемещается в зависимости от необходимости в радиусе контрольного сектора.

Налоговый пост состоит как минимум из одного налогового служащего и, в зависимости от обстоятельств и порядка осуществления контроля, из сотрудников органов внутренних дел или других органов.

Главная государственная налоговая инспекция совместно с компетентными органами принимает решение об учреждении налоговых постов, устанавливает их вид и место расположения и утверждает положение об их деятельности. В случае создания налоговых постов в общественных местах решение согласовывается с исполнительным органом местного публичного управления. В случае создания налоговых постов на территории хозяйствующего субъекта последний обязан обеспечить его сотрудникам доступ и условия, необходимые для осуществления ими своих полномочий.

К целям введения налоговых постов относятся:

- осуществление налогового контроля за исполнением плательщиками требований налогового законодательства;

- проведение комплекса мер по осуществлению государственного контроля за оборотом табачного сырья, производством и оборотом табачных изделий.

Налоговые посты на объектах производителя табачных изделий вводятся по решению Совета Министров Республики Беларусь, на территории и (или) в помещениях плательщика - по решению Министерства по налогам и сборам на срок, определенный названными органами.

Постановлением Совета Министров РБ от 08.05.2003 № 611 на срок до 31 декабря 2004 г. введены налоговые посты на республиканском производственном унитарном предприятии «Гродненская табачная фабрика «Неман», белорусско-американском совместном предприятии «Табак Инвест» обществе с ограниченной ответственностью, белорусско российском совместном предприятии «Белпрото» обществе с ограниченной ответственностью.

До настоящего времени МНС не принимало решений по введению налоговых постов на территории и (или) в помещениях плательщиков.

Налоговые посты выполняют следующие функции:

- контроль за исполнением налоговых обязательств, уплатой пеней плательщиком (иным обязанным лицом);

- выявление дебиторской задолженности у производителя табачных изделий, плательщика (иного обязанного лица) при наличии неисполненных налоговых обязательств, неуплаты пеней, осуществление контроля за ее состоянием. Внесение предложений о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней за счет средств дебиторов производителя табачных изделий, плательщика (иного обязанного лица), а также за счет имущества производителя табачных изделий, плательщика (иного обязанного лица);

- обеспечение контроля за соответствием объемов сырья (материалов), поступивших для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, фактическим объемам произведенных из этого сырья (материалов) товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

- обеспечение контроля за соответствием фактических объемов производства и (или) реализации товаров данным учета производителя табачных изделий, плательщика (иного обязанного лица) и данным, отраженным производителем табачных изделий в декларациях об объемах производства и оборота табачных изделий, в налоговых декларациях (расчетах), плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах);

- проведение сверки соответствия фактических остатков товаров, находящихся в складских и иных помещениях производителя табачных изделий, плательщика (иного обязанного лица), данным его учета и отчетности;

- изучение причин списания сырья (материалов) сверх установленных норм;

- осуществление проверки документов, предъявленных покупателем (получателем) товаров (работ, услуг);

- проведение осмотра территорий производителя табачных изделий, плательщика (иного обязанного лица), его административных, производственных, складских и иных помещений для выявления мест хранения неучтенных сырья (материалов), товарно-материальных ценностей и (или) без документов, подтверждающих их приобретение (поступление);

- осуществление контроля за использованием производителем табачных изделий, плательщиком (иным обязанным лицом) бланков строгой отчетности;

- осуществление иных мер в пределах компетенции налоговых органов.

Численность и персональный состав работников налогового поста утверждаются приказом руководителя (лица его заменяющего) инспекции МНС, в которой производитель табачных изделий, плательщик (иное обязанное лицо) состоит на учете.

Руководитель налогового поста назначается из числа работников либо аппарата МНС приказом Министра по налогам и сборам (лица, его заменяющего), либо инспекций МНС - приказом руководителя (лица, его заменяющего) соответствующей инспекции МНС.

Прежние функции налоговых постов дополнены новыми, которые явно вытекают из полномочий налоговых органов в части осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства, и распространены не только на плательщиков, но и на производителей табачных изделий - контролем за исполнением налоговых обязательств, уплатой пеней, выявлением дебиторской задолженности при наличии неисполненных налоговых обязательств, неуплаты пеней, осуществлением контроля за ее состоянием, внесением предложений о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней за счет средств дебиторов, а также за счет имущества.

Работники налоговых постов, введенных на объектах производителей табачных изделий:

1. в соответствии с п.9 Положения № 48 имеют право:

- доступа с участием производителя табачных изделий, его представителя либо уполномоченного им лица в административные, производственные, складские и иные помещения производителя;

- получать объяснения, справки, сведения, документы (их копии), бухгалтерскую отчетность и другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на налоговые посты функций;

2. в соответствии с пп.4-6 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», пп.5, 7 Типового положения об инспекции Министерства по налогам и сборам, утвержденного постановлением МНС РБ от 28.12.2001 № 136, - иные права в части осуществления налоговыми органами государственного контроля за оборотом табачного сырья, производством и оборотом табачных изделий (с учетом подп.4.10 Положения № 48).

Законодательство, предоставляя налоговым органам широкие полномочия по осуществлению контроля путем введения налоговых постов, запрещает работникам налоговых постов вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность плательщиков, производителей табачных изделий, а также обязывает работников налоговых постов соблюдать налоговую тайну. В случае нарушения работниками налоговых постов положений налогового или иного законодательства, прав плательщиков, производителей табачных изделий действия и решения работников налоговых постов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в общий либо хозяйственный суд.

налоговый пост нарушение свидетельство

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Виды налоговых проверок. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок: цели, сроки, порядок и полномочия ее проведения. Требования к составлению акта выездной налоговой проверки. Начисление пени по НДС по результатам налоговой проверки.

курсовая работа [51,9 K], добавлен 28.01.2011

Характеристика акцизов, история их возникновения. Положения законодательства об акцизах: порядок их исчисления, анализ уровня налоговых ставок. Причины внесения поправок в правилах исчисления акцизов. Анализ формирования акцизов в зарубежных странах.

курсовая работа [43,0 K], добавлен 04.10.2012

Выездная налоговая проверка как эффективный вид налогового контроля. Отбор налогоплательщиков, подлежащих первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок. Методика проверки правильности исчисления и уплаты налога на примере НДС.

курсовая работа [577,9 K], добавлен 17.09.2014

Определение налоговых активов и неучтённых налоговых обязательств, правильности налоговой проверки. Оценка налоговых рисков организации. Налоговые последствия каких-либо операций. Разрешение спорных вопросов, возникших при проведении налоговой проверки.

статья [16,6 K], добавлен 24.03.2015

Изучение понятия "акцизы" - разновидностей косвенных налоговых платежей. История их возникновения и основные положения законодательства. Роль акцизов в федеральном бюджете. Характеристика налоговых ставок, налоговой базы и порядка исчисления акциза.

курсовая работа [67,0 K], добавлен 07.05.2010

Сущность и признаки налоговых преступлений, их отличия от налоговых правонарушений. Анализ основных способов пресечения и выявления налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля. Проблемы и перспективы организации налогового контроля.

дипломная работа [57,5 K], добавлен 02.06.2010

Экономическая природа акцизов. Перечень товаров и подакцизного минерального сырья, облагаемых акцизами. Определение налогоплательщика в рамках договора простого товарищества. Порядок применения налоговых вычетов. Виды ставок, порядок исчисления акцизов.

реферат [23,6 K], добавлен 30.03.2012

Налоговые посты: как и для чего они создаются

Как известно, с 1 января 2003 года применяется новый порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты. Одним из элементов этого порядка являются налоговые посты.

Статьей 197.1 НК РФ предусмотрено, что порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов у плательщиков акцизов на нефтепродукты определяется МНС России. Во исполнение этого положения указанной статьи МНС России разработало и утвердило два приказа. Один - от 12.02.2003 N БГ-3-03/57 "О создании постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика", второй - от 21.02.2003 N БГ-3-06/79 "Об утверждении порядка функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика" (далее - приказ N БГ-3-06/79).

Цель и порядок создания налоговых постов

Так что же такое налоговый пост? Это система мероприятий, осуществляемых налоговой инспекцией, выдавшей налогоплательщику свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельство). Цель этих мероприятий заключается в проверке правильности исчисления и уплаты акцизов.

Налоговый пост создается по решению руководителя налогового органа, который выдал свидетельство. Напомним, что свидетельство выдается Управлением МНС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого состоит на учете организация (то есть юридическое лицо) или физическое лицо, либо межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Соответственно руководители именно этих налоговых органов принимают решение о создании налоговых постов.

Иногда организация-налогоплательщик и его обособленное подразделение, где должен быть создан налоговый пост, находятся в разных субъектах Российской Федерации. Тогда решение о создании налогового поста принимает руководитель налогового органа, который выдал свидетельство организации. Данное решение должно быть предварительно согласовано с Управлением МНС России по субъекту Российской Федерации, где расположено обособленное подразделение.

Например, организация зарегистрирована на территории Московской области, а ее обособленное подразделение (нефтехранилище) находится в Рязанской области. В этом случае решение о создании налогового поста принимает руководитель УМНС России по Московской области по согласованию с руководителем УМНС России по Рязанской области.

Подчеркнем, что действующим законодательством не предполагается создание налоговых постов автоматически на всех предприятиях, которые совершают операции с нефтепродуктами. Налоговый пост может быть создан на основании предложения практически любого УМНС России - либо по месту нахождения организации, либо по месту нахождения обособленного подразделения, либо другого, располагающего необходимой информацией.

Однако в ряде случаев эти предложения должны вноситься указанными органами обязательно. Такими случаями могут быть:

- во-первых, если в ходе налоговой проверки установлены нарушения налогового законодательства, которые привели к занижению налоговой базы по акцизам на нефтепродукты;

- во-вторых, если по ряду косвенных признаков налоговая инспекция предполагает, что налогоплательщик совершил операции, подлежащие обложению акцизами, но не отразил их в налоговой отчетности;

- в-третьих, если в течение нескольких налоговых периодов наблюдается резкое снижение налоговой базы по акцизам по сравнению с предыдущими периодами.

Решение о создании налогового поста, так же как и решение о прекращении его деятельности, оформляется по определенной форме. Она приведена в приложении к приказу N БГ-3-03/57. В решении помимо сведений о налогоплательщике необходимо указать и дату начала деятельности налогового поста.

Для завершения деятельности поста УМНС России, его учредившее, должно принять отдельное решение. Оно принимается на основе заключения об устранении налогоплательщиком недостатков, вызвавших необходимость создания налогового поста.

Вопрос о численности и персональном составе налогового поста решается применительно к каждой конкретной ситуации по согласованию между двумя Управлениями МНС России - тем, которое выдало свидетельство, и тем, на подведомственной территории которого непосредственно находится обособленное подразделение налогоплательщика.

Обязанности налогоплательщика при создании постов

Налогоплательщик обязан по письменному требованию налогового органа предоставить сотрудникам налогового поста помещение с ограниченным доступом. К тому же оно должно быть оборудовано программно-техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор и систематизацию информации для целей налогообложения по формам, установленным МНС России (ст.197.1 НК РФ).

Кроме того, налогоплательщик должен обеспечивать сотрудникам налоговых постов доступ в административные, производственные, складские и иные помещения, а также на территорию организации. Доступ в эти помещения осуществляется только при предъявлении работниками налоговых постов служебных удостоверений, а также решения руководителя налогового органа. Такой порядок установлен приказом N БГ-3-06/79.

Для осуществления функций налогового поста налогоплательщик представляет его сотрудникам необходимые данные первичного учета и первичные документы, подтверждающие движение нефтепродуктов. Например, договоры, счета-фактуры, накладные и т.д. Иначе говоря, все документы, отражающие поступление нефтепродуктов, поступление и отпуск сырья в производство, реализацию нефтепродуктов как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Функции налоговых постов

В общем функции налогового поста определены статьей 197.1 Кодекса. Приказ N БГ-3-06/79 лишь конкретизирует особенности функционирования налоговых постов у налогоплательщиков, которые осуществляют разные виды деятельности.

Деятельность налогового поста начинается с проведения сверки фактических остатков нефтепродуктов и сырья в местах их хранения с данными учета у налогоплательщика. Результаты сверки отражаются в справке. Она подписывается сотрудниками налогового поста и уполномоченными лицами налогоплательщика, присутствовавшими при сверке. Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) должен быть ознакомлен со справкой. Более того, ему предоставлено право давать письменные пояснения по фактам, которые в ней изложены.

Рассмотрим подробнее функционирование постов в зависимости от деятельности налогоплательщика.

Если организация производит и реализует нефтепродукты

Налоговый пост, функционирующий у налогоплательщика, который производит и реализует нефтепродукты, контролирует:

- во-первых, поступление и движение нефтепродуктов и сырья;

- во-вторых, объемы производства, то есть выход готовой продукции налогоплательщика;

- в-третьих, отпуск нефтепродуктов (по видам нефтепродуктов), то есть:

- количество продукции, переданной каждому собственнику давальческого сырья;

- количество нефтепродуктов (закупленных и собственного производства), использованных на собственные нужды;

- объем реализованных нефтепродуктов на внутреннем рынке и на экспорт;

- остатки нефтепродуктов в складских помещениях или резервуарах.

Сбор данных о поступлении сырья и нефтепродуктов, выпуске готовой продукции и ее реализации осуществляется на постоянной основе. То есть в течение всего времени деятельности налогового поста. Сбор проводится на основании первичного учета и первичных документов налогоплательщика, отражающих:

- поступление и отпуск сырья в производство;

- выход готовой продукции;

Такими документами могут быть акт приема-передачи нефтепродуктов от нефтеперерабатывающего завода, ведомость наличия нефтепродуктов в трубопроводах, акт приема-сдачи нефтепродуктов по трубопроводу и др.

Обобщение полученных данных производится ежедекадно.

Налоговый пост проводит контроль выборочно. Его периодичность определяет УМНС России, принявшее решение о создании налогового поста.

Контроль за движением сырья осуществляется на основании данных контрольного и учетно-измерительного оборудования и документов, отражающих поступление и отпуск сырья в производство за период с начала месяца до даты проведения выборочного контроля. Кроме того, сотрудники налогового поста могут проводить контрольные замеры фактических остатков сырья на момент проведения выборочного контроля. Замеры производятся в присутствии уполномоченного лица налогоплательщика. Затем фактические остатки сырья сравниваются с остатками, полученными расчетным путем.

К проверке готовой продукции налоговый орган может привлечь специалиста или эксперта.

Если сотрудники налогового поста выявят расхождения между объемами готовой продукции и установленными технологическими нормами, они обязаны взять письменные пояснения у налогоплательщика.

Выход готовой продукции контролируется на основании данных первичного учета и первичных документов, отражающих объем поступившего для переработки сырья и выхода готовой продукции, а также данных контрольно-измерительного оборудования, установленного на технологическом оборудовании.

По результатам проведенного выборочного контроля сотрудники налогового поста составляют справку. Если установлены несоответствия фактических остатков нефтепродуктов и полученных расчетным путем, к справке прилагаются письменные пояснения налогоплательщика.

На основании данных проведенного контроля сотрудники налогового поста составляют отчет о движении сырья и нефтепродуктов, который подписывается руководителем налогового поста, руководителем и главным бухгалтером организации.

Оптовая реализация нефтепродуктов

Налоговый пост, функционирующий у налогоплательщика, который ведет оптовую или оптово-розничную торговлю нефтепродуктами, осуществляет контроль только в части их оптовой реализации.

В этом случае контролируется объем:

- полученных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья по договорам на оказание услуг по переработке.

Контроль осуществляется на основе данных первичного учета и первичных документов, отражающих поступление подакцизных нефтепродуктов, и данных контрольного и учетно-измерительного оборудования.

Также налоговый пост контролирует реализацию подакцизных нефтепродуктов на внутренний рынок, на экспорт и передачу на собственные АЗС (для налогоплательщиков, осуществляющих оптово-розничную реализацию) и остатки нефтепродуктов.

Контроль осуществляется на основании показателей первичного учета и первичных документов, отражающих реализацию нефтепродуктов, а также данных контрольно-измерительного оборудования.

Данные, полученные в результате проведенного контроля, включаются в отчет о движении подакцизных нефтепродуктов за отчетный месяц, который подписывается руководителем налогового поста, руководителем и главным бухгалтером организации.

Розничная реализация нефтепродуктов

Налоговый пост, функционирующий у налогоплательщика, занятого розничной или оптово-розничной реализацией нефтепродуктов, контролирует только розничную реализацию через АЗС.

Контроль за поступлением нефтепродуктов ведется по их видам в разрезе объемов:

- закупленных у поставщиков;

- полученных, произведенных из давальческого сырья;

- полученных из других подразделений налогоплательщика.

Контроль осуществляется на основании данных первичного учета и первичных документов, отражающих реализацию нефтепродуктов, а также данных контрольно-измерительного оборудования, имеющегося на АЗС.

Для проверки фактических остатков нефтепродуктов сотрудники налоговых органов проводят выборочный контроль за поступлением и реализацией подакцизных нефтепродуктов. Данные проведенного контроля включаются в отчет о движении подакцизных нефтепродуктов за отчетный месяц, который подписывается руководителем налогового поста, руководителем и главным бухгалтером организации.

Помимо указанных функций сотрудники налогового поста проверяют свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, предъявленные покупателями нефтепродуктов. Основная цель проверки свидетельств - предотвращение возможного необоснованного применения налоговых вычетов по акцизам. Напомним, что наличие свидетельства у поставщика и покупателя нефтепродуктов служит основанием для налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 8 статьи 200 НК РФ.

Такая проверка свидетельств проводится посредством их сверки с Реестром выданных свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. В ходе проверки выясняется принадлежность свидетельства покупателю нефтепродуктов, его действительность, то есть не является ли оно аннулированным или приостановленным.

Сотрудники налоговых постов принимают участие в выездных налоговых проверках налогоплательщиков. Для осуществления своих функций, предусмотренных Кодексом, сотрудники постов имеют право производить осмотр административных, производственных, складских и иных помещений и территории налогоплательщика. О производстве осмотра составляется протокол, который подписывается руководителем налогового поста и всеми лицами, в нем участвовавшими.

В заключение отметим, что, выполняя функции, предусмотренные Налоговым кодексом, сотрудники налогового поста не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщика. В случае нарушения этого положения они несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном российским законодательством.

советник налоговой службы РФ III ранга,

канд. экон. наук, Департамент косвенных налогов МНС России

"Российский налоговый курьер", N 10, май 2003 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "Российский налоговый курьер"

"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!

Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99

Напомним, что сейчас законом предусматривается создание налоговых постов только у налогоплательщиков, которые производят или реализуют нефтепродукты. Эта норма была введена в Налоговый кодекс в прошлом году вместе с новым порядком сбора акцизов на нефтепродукты. Предполагалось, что наличие постоянного налогового инспектора не позволит производителям и продавцам нефтепродуктов занижать налоги. Согласно порядку работы налоговых постов, предприятие обязано выделить "постовому" обособленное помещение, оборудованное оргтехникой, и предоставить свободный доступ ко всем документам и помещениям. По существу налоговый пост - это выездная налоговая проверка, не ограниченная во времени.

Как сообщило на прошлой неделе агентство "Интерфакс-АФИ", ФНС России предложила создать подобные посты и у налогоплательщиков, имеющих задолженность перед бюджетом. Предполагается, что посты должны создаваться на основании решения руководителя налоговой инспекции, в которой компания состоит на учете.

Планируется, что сотрудники постов будут контролировать правильность и своевременность перечисления налогов в бюджет, анализировать финансовое состояние налогоплательщика и применяемых им форм расчетов. Кроме того, "постовые" будут принимать меры для сокращения задолженности перед бюджетом, а также разрабатывать предложения по практическим мерам, направленным на увеличение поступлений налогов. Полномочия "постовых" будут такими же, как и у сотрудников налоговых органов при проведении налоговых проверок.

По мнению экспертов, внесение в Налоговый кодекс этих поправок приведет к весьма неприятным последствиям для налогоплательщиков. В отличие от выездной налоговой проверки, права на защиту налогоплательщиков при которой прописаны в законодательстве, при введении на предприятии налогового поста компания будет лишена возможности принимать адекватные меры, так как в кодексе подобные случаи не предусмотрены. Остается надеяться, что этот проект не получит поддержки минфина. Напомним, что это ведомство в отличие от ФНС обладает правом законодательной инициативы. Надежда на это есть: подобная идея уже выдвигалась налоговиками год назад, но не получила поддержки. Правда, сейчас ситуация несколько изменилась и задачи улучшения налогового администрирования вышли на первый план.

А вот другая мера, направленная на улучшение администрирования, уже реализована налоговой службой на практике. Для этого ФНС не потребовалась поддержка ни минфина, ни Думы. Как стало известно на прошлой неделе, глава Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков подписал приказ, который отменяет перечень традиционных экспортеров. Это означает, что предприятия, которым ранее возвращали экспортный НДС без проволочек, так как они были признаны законопослушными, заслуживающими доверия налогоплательщиками, теперь будут получать его на общих основаниях. То есть в лучшем случае, как положено по Налоговому кодексу, через три месяца. В худшем им придется добиваться возврата налога через суд.

Еще одно нововведение, предложенное ФНС, - закрепить положения методических рекомендаций, предназначенных для служебного пользования, в Налоговом кодексе. Так же, как и идея создания налоговых постов у неплательщиков, эта идея не нова. Дело в том, что налогоплательщики зачастую оспаривают положения методологических рекомендаций в суде и выигрывают дела. Внесение этих норм в Налоговый кодекс придаст им большую законность, считают эксперты.

Дмитрий Черник , президент Палаты налоговых консультантов, бывший заместитель министра по налогам и сборам:

- Менее эффективного способа контроля, чем налоговый пост, никто пока не придумал. Более того, если кто-то рапортовал об успехах налоговых постов когда-нибудь где-нибудь в России, то это были люди, которые любят рапортовать. На самом деле за 14 лет существования современной российской налоговой службы никаких успехов у налоговых постов не было, хотя они кое-где создавались. Более того, сомнительно, чтобы эти успехи вообще могли быть. Что такое налоговый пост? Если считать это непрерывной документальной проверкой предприятия, то это, во-первых, противоречит Налоговому кодексу, во-вторых, здорово мешает работе предприятия, и в-третьих, группа инспекторов, работающих в отрыве от коллектива инспекции, а только в коллективе налогоплательщиков, проникаются, так сказать, другим настроением. Я уже не говорю о возможности давления на этих инспекторов.

Но это не все, и даже может быть не главное. Сколько в России предприятий? 3 миллиона 300 тысяч, из них действующих 1 миллион 700 тысяч, недоимщиков среди них не меньше трети. Представим себе, что нужно поставить на каждое предприятие-недоимщика налоговый пост, который состоит не менее, чем из двух-трех человек. И вот перемножим количество недоимщиков на количество потребных людей для налоговых постов, сопоставим с количеством оперативных работников налоговой службы, то мы легко увидим, что мы сможем охватить столь ничтожное количество предприятий недоимщиков, что даже говорить не о чем.

Теперь о перечне традиционных экспортеров. Когда его ввели, я вообще не мог понять, что это такое. И его отмену можно только приветствовать, потому что налоговая инспекция и без того должна знать, кто у нее регулярно посылает свой товар на экспорт, кто нет, и каких-то списков для этого не нужно. Это излишняя вещь.

Закрепить в Налоговом кодексе рекомендации - это полезное дело, но я бы называл здесь вещи своими именами. Раньше, когда выходил закон, к нему выходила инструкция. Она позволяла налогоплательщику сориентироваться в недостаточно ясных местах закона, устранить противоречия и так далее. Потом было решено, что инструкция олицетворяет власть чиновников над властью законодательной, поэтому она была отменена как класс. Что, конечно, поставило именно налогоплательщика в очень сложное положение. Была предпринята слабая попытка заменить инструкции рекомендациями. Рекомендации дело полезное, но в Налоговом кодексе они закреплены быть не могут, потому что это ведомственный документ, ни для кого необязательный, кроме самих налоговых инспекторов. Но если ввести их в НК и таким образом сделать их обязательными, то это называется уже словом "инструкция". Бояться этого не нужно.


В начале этого года стартовал отраслевой проект ФНС России «Общественное питание».

Официально цель проекта — побуждение повсеместного применения объектами общественного питания контрольно-кассовой техники, увеличение выручки и повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создания равных, конкурентных условий ведения бизнеса.

Как говорят сами налоговики, одна из главных проблем сокрытия выручки предприятиями общественного питания — выдача клиентам так называемых «предчеков».

Предчеки давно и прочно вошли в практику ресторанного бизнеса. По сути предчек — это счет, нефискальный документ, который указывает, сколько клиент должен заплатить за услугу.

В отличие от предчеков, кассовые чеки — официальный фискальный документ, который пробивается через кассу и автоматически попадает в поле зрения налоговиков. На основании пробитых кассовых чеков налоговые инспекции мониторят выручку предприятия и проверяют полноту уплаты налогов.

Однако рестораторы часто «забывают» пробивать кассовые чеки, что, по мнению ФНС, мешает развиваться законопослушным конкурентам, которые отражают выручку и уплачивают белую зарплату.

Данное обстоятельство послужило причиной запуска проекта «Общественное питание», в рамках которого планируется проведение массовых мероприятий по взаимодействию с предпринимателями из сферы общепита и побуждению их к соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Как говорят представители ФНС, на начальном этапе не планируется проведение жестких контрольных мероприятий — выездных налоговых проверок со всеми вытекающими (осмотр, выемка, допросы и т.д.) В планы фискалов входит спокойный диалог с предпринимателями и разъяснение им актуальных тенденций налоговой политики и последствий несоблюдения законодательства. Уже на следующем этапе к тем предпринимателям, которые ослушаются подобных рекомендаций, придут с налоговыми проверками.

Немало вопросов возникает по поводу реализации плана ФНС. На рабочих встречах начальники профильных отделов говорят о мониторинге данных кассовых аппаратов, установленных на объектах общепита. Якобы, по поступившим данным будут анализироваться подозрительные «провалы» в выручке. Например, налоговики заинтересуются, по какой причине субботним вечером ресторан заработал меньше чем, например, утром во вторник.

Однако, по мнению автора, у налоговых инспекторов в настоящее время слишком мало инструментов для эффективной работы по отслеживанию выручки объектов общественного питания.

Допустим, налоговая обнаружила подозрительную просадку по выручке предприятия. А как доказать, что действительно имело место нарушение — кафе не пробило кассовые чеки?

В настоящий момент (и об этом говорят сами налоговики) возможности провести контрольную закупку или иные оперативные мероприятия у налоговой службы нет.

Вместо этого налоговые инспекции будут активно работать с жалобами потребителей. Так, например, в магазинах мобильных приложений доступно приложение «Проверка чеков ФНС России». С помощью него любой желающий может проверить достоверность выданного чека. Для этого достаточно просканировать QR-код на чеке или вручную ввести данные с чека.

Если посетитель ресторана, например, пожалуется в налоговую инспекцию, что ресторан не выдал ему кассовый чек, и направит налоговикам предчек, который был ему выдан, инспекция возбудит дело об административном правонарушении и оштрафует предприятие по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Штраф составляет для ИП — от 1/4 до 1/2 суммы непробитого чека, но не менее 10 000 рублей; для юридических лиц — от 3/4 до 1 суммы непробитого чека, но не менее 30 000 рублей.

Кстати, жалоба потребителя может также стать поводом для проведения выездной налоговой проверки. После назначения проверки налоговики могут осуществить осмотр предприятия — без предупреждения приехать в заведение для проверки. Если вместе с осмотром будет назначена выемка, проверяющие смогут изъять любые документы и предметы, которые могут свидетельствовать о нарушении налогового законодательства. В таком случае журналы с черной бухгалтерией, предчеки и иные «следы» правонарушений могут подвести предприятие под налоговые начисления и штрафы.

Тем не менее, выездная налоговая проверка остается весьма трудоемким процессом, требующим тщательной подготовки и предварительного анализа предприятия на предмет целесообразности проведения проверочных мероприятий. Для опытных коммерсантов не секрет, что налоговая инспекция всегда оценивает перспективы проведения проверки: выездная проверка назначается только в том случае, когда есть реальные шансы добиться результата.

Что касается оперативного контроля, с прошлого года ведется работа по подготовке законопроекта, который устанавливает в Налоговом кодексе РФ новый вид контрольного мероприятия — оперативная проверка. Такая проверка будет проводиться в целях проверки соблюдения кассовой дисциплины. Появятся и новые оперативные мероприятия — контрольная закупка и наблюдение. Такие мероприятия проводятся без уведомления, поэтому ресторан не узнает о том, что в отношении него проводится, например, наблюдение.

Надо отметить, что, пока такой закон не принят, налоговая инспекция может действовать только в рамках традиционных мероприятий налогового контроля. А вот после принятия данного закона и вступления его в силу налогоплательщикам, утаивающим выручку, придется несладко.

В целом, новый проект ФНС по обелению рынка общественного питания, безусловно, можно оценить положительно. В долгосрочной перспективе он должен вывести на чистую воду участников рынка, откровенно нарушающих закон и скрывающих значительную часть выручки. Для законопослушных коммерсантов проект означает постепенное выравнивание конкурентных условий.

Также внутри Федеральной налоговой службы говорят о планах работы в отношении розничных рынков. Данная сфера также подлежит обелению, и в первую очередь ФНС нацелена на рынки непродовольственных товаров. Впоследствии планируется взяться и за пищевые товары (ярмарки выходного дня и др.)

Сотрудники ФНС говорят о целенаправленной работе по проверке личных банковских карт физических лиц. Ведь зачастую продавцы предлагают расплатиться за товар по безналу, переведя денежные средства на банковскую карточку физического лица. В целом, подобный план осуществим, однако для проверки банковских счетов физлиц необходимо запросить информацию у банка. А для этого требуется назначение налоговой проверки в отношении проверяемого лица. Процедура, как уже упоминалось, не самая простая.

Этот материал обновлен 01.02.2021

На каждой системе налогообложения компания платит разный состав налогов.

Это может быть один налог, как на упрощенке, или целый список, как на общей системе. Расскажу, как выбрать систему налогообложения и чем они между собой различаются.

Это обзорная статья, а не руководство по налогообложению. Мы не будем писать про экзотику: акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственный налог. И главное: не доверяйте в вопросах налогов только статьям из интернета. Для этого нужен опытный бухгалтер.

Общая система налогообложения

На общей системе налогообложения, или ОСН, придется платить несколько налогов и вести налоговый учет. Зато нет ограничений по доходу, количеству сотрудников и видам деятельности.

Компании на общей системе платят НДС, налог на прибыль, налог на имущество и другие налоги.

НДС. При продаже и перепродаже товаров и услуг компания обязана заложить в цену НДС. Чем больше посредников прошел товар, тем он дороже для конечного покупателя.

Вот какие ставки НДС действуют:

  1. Основная ставка — 20%.
  2. Льготная для некоторых продуктов питания, лекарств и детских товаров — 10%.
  3. Для товаров на экспорт, некоторых сопутствующих экспорту работ и услуг — 0%. Освобождение от НДС и ставка 0% — не одно и то же.

Компания экономит на НДС, если заключает сделки с партнерами на общей системе налогообложения. В этом случае она может принять к вычету НДС из счетов поставщиков.

Например, мебельный завод заказал у поставщика массив дуба. Его цена со всеми затратами и прибылью — 100 000 рублей. Поставщик начисляет на нее еще 20% НДС — 20 000 рублей. Стоимость массива для завода становится 120 000 рублей.

Завод купил массив и сделал из него шкаф. Окончательная цена шкафа со всеми накрутками — 500 000 рублей.

Завод начисляет на цену НДС 20% — 100 000 рублей. Цена шкафа для покупателей становится 600 000 рублей.

Эти 100 000 рублей НДС завод должен заплатить государству. Но не все так просто. Когда завод покупал дуб, он уже заплатил 20 000 рублей НДС. На эту сумму он может уменьшить свой налог. Получается, ему нужно заплатить НДС 80 000 рублей: 100 000 − 20 000 Р .

Представим, что поставщик дуба работает на упрощенке. Тогда он не платит НДС и не включает его в цену. ООО «Диван» не может сделать вычет по НДС и платит все 100 000 рублей налога.

Налог на прибыль. Если очень упрощенно, прибыль — разница между доходами и расходами. На нее начисляется 20% налога.

Налог на имущество. Налогом облагается недвижимость, которая числится на балансе компании в качестве основных средств. Например, офисное здание или склад. Такое имущество обычно в собственности компании, и его изначально приобретали не для перепродажи.

Если имущество входит в региональный перечень, налог начисляют на кадастровую стоимость, если нет — на балансовую. Весь список объектов и их кадастровая стоимость указаны в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Каждый регион устанавливает свою ставку налога на имущество в пределах 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%. Компания обязана сама считать налог на имущество и отчитываться по нему. По всем видам недвижимости есть свои нюансы, поэтому лучше, если налог посчитает бухгалтер.

Торговый сбор. Его платят владельцы торговых точек: магазинов, рынков, ярмарок, киосков, палаток, торговых автоматов. А автозаправкам его платить не нужно. Пока торговый сбор есть только в Москве, но в будущем может появиться в Севастополе и Санкт-Петербурге.

Сумма зависит от вида торговли и района: чем ближе к центру города, тем дороже. Ставки в законе Москвы — от 21 000 до 81 000 рублей за квартал.

Другие налоги. Все остальные налоги компании платят, если есть причина. За транспорт — транспортный налог, за землю в собственности или бессрочном пользовании — земельный налог.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН), или упрощенка, — система, на которой компания платит единый налог. Он заменяет НДС и налог на прибыль.

Компания может начать работу на УСН сразу после регистрации или перейти на нее позже. Вот каким требованиям нужно соответствовать, чтобы работать на УСН:

  1. Средняя численность сотрудников — не более 100 человек.
  2. Оборот — до 112,5 млн рублей в год для перехода, до 150 млн в год для дальнейшей работы.
  3. Отсутствие филиалов.
  4. Доля участия других компаний в уставном капитале меньше 25%.
  5. Остаточная стоимость основных средств не более 150 млн рублей.

Налоги ООО на УСН условно можно разделить на три группы.

Основной налог УСН. Тут два варианта: платить налог с доходов или с разницы доходов и расходов.

Налог на имущество для объектов в специальном перечне, который устанавливают региональные законы. Обычно это касается офисных и торговых центров и помещений в них. Если недвижимости нет в перечне или он не утвержден на начало года, налог платить не нужно.

Прочие налоги. Например:

  • транспортный налог — если есть автомобили, зарегистрированные на компанию в ГИБДД. Компания может быть как собственником автомобиля, так и лизингополучателем;
  • земельный налог — при наличии земли в собственности или в долгосрочном пользовании;
  • торговый сбор — если компания занимается оптовой и розничной торговлей в Москве.

Для работы на упрощенке компания выбирает между системами «Доходы» с налоговой ставкой до 6% и «Доходы минус расходы» с налоговой ставкой от 5 до 15%. Ставка налога зависит от региона.

Работать на системе «Доходы минус расходы» выгодно, если расходы компании больше 60—65% от оборота. Например, такая схема подойдет продуктовому магазину или палатке с шаурмой. Если расходов мало, выгоднее система «Доходы».

Компания может менять систему упрощенки раз в год. Если сначала выбрали «Доходы минус расходы», но поняли, что это невыгодно, перейти на «Доходы» можно только в конце года. Для этого нужно подать заявление до 31 декабря.

Минимальный налог для УСН «Доходы минус расходы»

Если расходы превысят доходы, все равно придется заплатить минимальный налог. Это 1% от доходов за минусом начисленных авансовых платежей по итогам года.

Компания рассчитывает два налога: по обычной ставке и минимальный налог. Заплатить нужно сумму, которая оказалась больше.

Компании на УСН «Доходы» могут уменьшить налог до 50% на сумму уплаченных страховых взносов за сотрудников. А на УСН «Доходы минус расходы» — включить страховые взносы в расходы и так уменьшить доход, с которого платят налог.

В большинстве случаев компании на упрощенке не платят НДС и налог на прибыль. Но есть исключения — иногда эти налоги платить нужно:

  1. Налог на прибыль как налоговый агент при выплате дивидендов другим организациям.
  2. НДС при ввозе товаров в Россию.
  3. НДС как налоговый агент, если компания арендует имущество напрямую у государства, региона или муниципалитета, покупает металлолом и макулатуру у плательщика НДС.

Единый налог на вмененный доход

ЕНВД — специальный налоговый режим для некоторых видов деятельности, например розницы, общепита, бытовых услуг.

Налог на ЕНВД не зависит от дохода компании. Его платят с дохода, предполагаемого государством в этой сфере.

Например, государство решает, что ателье по пошиву одежды в Екатеринбурге зарабатывает с каждого квадратного метра помещения 100 000 рублей в квартал. На основе этого показателя нужно будет считать налог.

Ставка на ЕНВД — от 7,5 до 15%, зависит от муниципалитета. В Москве ЕНВД не действует.

Налог считают по сложной формуле: учитывают вид деятельности, площадь торгового зала, количество сотрудников. С этим лучше обращаться к бухгалтеру.

Вот в каких сферах можно работать на ЕНВД:

  1. Розничная торговля.
  2. Общественное питание.
  3. Бытовые и ветеринарные услуги.
  4. Ремонт, техническое обслуживание и мойка машин, а также стоянки.
  5. Размещение и распространение наружной рекламы и рекламы на транспорте.
  6. Сдача в аренду торговых мест и земельных участков.
  7. Гостиницы, хостелы, общежития, отели, сдача в аренду квартиры.
  8. Перевозка пассажиров и грузов.

Чтобы работать на ЕНВД, тоже нужно соответствовать требованиям: среднесписочная численность сотрудников за год должна быть не более 100 человек, доля участия других компаний в уставном капитале — до 25%.

Кроме единого налога, компания на ЕНВД платит налог на имущество из регионального перечня, земельный и транспортный налоги.

ЕНВД можно сочетать с общей и упрощенной системой, но придется вести раздельный учет.

Этот режим отменили с 1 января 2021 года

Отчисления за сотрудников

Если в компании работают сотрудники, за них придется платить НДФЛ и страховые взносы.

НДФЛ. Компания удерживает 13% с любых выплат сотрудникам: зарплаты, отпускные, больничные. Исключения — пособия по беременности и родам, выплаты по увольнению в пределах трех среднемесячных заработков, компенсации за вред здоровью на производстве и некоторые другие.

По НДФЛ компания выступает налоговым агентом. Она не платит налог из своих денег, а вычитает из зарплаты сотрудников и отправляет в бюджет.

Страховые взносы. Компания обязана заплатить взносы за сотрудников, даже если у нее не было доходов:

  • на пенсионное страхование — 22% от зарплаты сотрудника;
  • на медицинское — 5,1%;
  • на социальное — 2,9%;
  • взносы на травматизм — от 0,2 до 8,5%. Ставка зависит от уровня риска на рабочем месте: взносы за офис-менеджера и шахтера будут разными.

Чтобы защитить собственников бизнеса, государство установило лимиты. Если зарплата сотрудника за 2021 год превысила 966 000 Р , компания не платит взносы на социальное страхование с суммы превышения. В 2020 году лимит был меньше — 912 000 Р . А если превысила 1,292 млн рублей, компания платит взносы на пенсионное страхование по тарифу 10%, а не 22%.

Какую систему налогообложения выбрать для ООО

На ОСН могут работать все компании, для остальных режимов есть ограничения. Сначала проверьте, под какие системы налогообложения вы подходите, а потом выберите вариант, где будете платить меньше налогов.

Проверьте, попадает ли вид деятельности под ЕНВД. Каждый муниципалитет имеет право отменить ЕНВД на своей территории или сократить список видов деятельности — читайте местные документы. Например, в Москве нельзя работать на ЕНВД.

Проверьте ограничения: количество сотрудников и годовой доход компании. На ЕНВД и УСН нельзя работать, если среднесписочное количество сотрудников за год больше 100 человек.

Посмотрите, на какой системе налогообложения работает большинство контрагентов. Если на общей, то, скорее всего, придется выбрать такую же систему. Компаниям на ОСН будет невыгодно работать с партнером на упрощенке, потому что они не смогут принимать НДС к вычету.

С выбором режима поможет опытный бухгалтер. Если компания подходит под несколько режимов налогообложения, он посчитает налоговую нагрузку и скажет, как можно законно сэкономить на налогах. Если у бизнеса есть льготы, поможет их получить.

Ответственность за неуплату налогов

Компания может получить штраф и пени за ошибки в отчетности и суммах налога или просрочку платежей. Сумма штрафа зависит от того, намеренная это ошибка или случайная:

  1. случайная — штраф 20% от суммы неуплаты;
  2. намеренная — 40%. Если, конечно, налоговая докажет намеренность действий.

Директор может получить штраф от 5 до 10 тысяч рублей, дисквалификацию на срок до двух лет или уголовный срок. Все зависит от того, какую сумму недоплатили в бюджет, случайно или намеренно, первое это нарушение или нет.

Как уменьшить сумму налогов для ООО

Есть несколько законных способов уменьшить налог.

Налоговые льготы. На любом режиме налогообложения есть льготы для некоторых категорий предпринимателей. Они прописаны в местных законах.

Например, ставка 6% на УСН «Доходы» может быть уменьшена до 1—5% в разных регионах. В республике Бурятия действует ставка 5% для дошкольного и дополнительного образования, производства мебели и некоторых других видов деятельности. А в Крыму и Севастополе есть шанс работать по ставке 0%.

А на УСН «Доходы минус расходы» регион может установить ставку от 5 до 15%. Например, в Санкт-Петербурге ставка 7%, а в Крыму — 3% до 2021 года.

На ЕНВД ставка 15% может быть уменьшена до 7,5%. Чтобы узнать, действует ли в вашем регионе пониженная ставка, читайте решения муниципалитетов на сайте ФНС.

Налоговые спецрежимы. Малый и средний бизнес может работать на упрощенке, а в некоторых сферах, например рознице и общепите, — на ЕНВД.

Льготные налоговые территории. Компания может стать резидентом центра инноваций, технопарка или индустриального парка, например ИЦ «Сколково».

Выглядит это примерно так: в одном месте открывают научные и исследовательские институты, выставочные площадки, деловые и обучающие центры. Работать туда пускают не всех: нужно быть высокотехнологичной или ИТ-компанией и соответствовать критериям площадки.

Участники получают льготы на налог на прибыль, частично или полностью освобождаются от налога на имущество, а в случае со «Сколково» — еще и от НДС.

Экономия на взносах за сотрудников. Можно отдать часть функций на аутсорс и не платить страховые взносы. Например, можно не нанимать уборщицу, а приглашать клининговую компанию раз в месяц, не держать в штате юристов и бухгалтеров, а найти компанию-подрядчика.

Читайте также: