Анализ расчетов с бюджетом по налогам и сборам курсовая

Опубликовано: 11.05.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 02:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы определила постановку и решение следующих основных задач:
- определить и изучить понятие и сущность налогов и сборов;
- рассмотреть основные функции налогов;
- проанализировать состав и структуру налогов и сборов, уплачиваемых автотранспортными организациями;
- проанализировать налоги и сборы, в том числе факторы их изменения.

Содержание

Введение 4
1. Экономическая сущность налогов и сборов 7
1.1 Понятие и виды налогов и сборов 7
1.2 Значение, задачи и источники информации для анализа 11
налогов и сборов 11
1.3 Экономическая характеристика исследуемого предприятия 13
2. Анализ налогов и сборов 16
2.1 Анализ состава и структуры налогов и сборов 16
2.2 Анализ налогов и сборов, включаемых в себестоимость 19
3. Анализ налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли 25
3.1. Анализ факторов изменения налога на недвижимость 25
3.2. Анализ факторов изменения налога на прибыль 27
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая АХД.doc

В настоящее время в Республике Беларусь большое внимание уделяется транспортной отрасли, так как транспорт является основой развития экономики государства, международных экономических отношений и представляет собой сложнейшую социально-экономическую и техническую систему, характеризующуюся тесными взаимосвязями со всеми отраслями и сферами экономики.

Экономика и перевозки взаимно влияют друг на друга. Как развитие экономики вызывает рост перевозок, так и высокий уровень и возможности перевозочных услуг благотворно влияют на уровень инвестиций и темпы роста экономики в регионе.

Транспорт (от лат. transporto – перемещаю) – это целостный народнохозяйственный комплекс по перевозке людей и грузов. [10 с.8]

В целях эффективного управления автотранспортными организациями в условиях развития рыночных отношений и налогообложения, соответствующего данному типу развития экономики, необходимо проводить анализ хозяйственной деятельности. В данном случае особую актуальность приобретает учет и анализ налогов. Анализ позволяет сделать правильный выбор методов управления, способствует выявлению и распространению положительного опыта работы.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В условиях рыночной конкуренции автотранспортные организации, как и множество других, стали реально самостоятельными. Менеджеры самостоятельно принимают решения, следовательно, и несут ответственность за полученные результаты. Принятие решений немыслимо без анализа существующего положения и возможного результата. Анализ как функция присущ любому процессу управления. В управленческом цикле он занимает промежуточное место между получением информации и принятием решения. Анализ тесно связан с такими общими функциями управления, как планирование, организация, мотивация и контроль, и необходим для выработки объективного решения в системе менеджмента.

Аналитическая деятельность – это одно из важных условий как выживания, так и процветания организаций, в том числе и автотранспортных.

Управление автотранспортной организацией чувствительно к изменениям в налогах. От четкости или не четкости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, а также правильность, быстрота и своевременность их осуществления. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство организации.

Таким образом, анализ налогов и расчетов организации с бюджетом и внебюджетными фондами является так же одним из важнейших направлений в анализе хозяйственной деятельности автотранспортных организаций.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что налоги играют важнейшую роль в механизме формирования прибыли предприятия, а своевременный расчет по налогам и сборам с государственными целевыми бюджетными фондами свидетельствует о хорошем финансовом состоянии организации. В случае нарушения хозяйствующим субъектом порядка и сроков расчетов с бюджетом по налогам к нему применяются финансовые санкции, что может существенно ухудшить его финансовое положение, так как источником уплаты санкций является чистая прибыль организации.

Целью курсовой работы является изучение экономической сущности налогов и сборов и их углубленный анализ.

Цель данной курсовой работы определила постановку и решение следующих основных задач:

- определить и изучить понятие и сущность налогов и сборов;

- рассмотреть основные функции налогов;

- проанализировать состав и структуру налогов и сборов, уплачиваемых автотранспортными организациями;

- проанализировать налоги и сборы, в том числе факторы их изменения.

Объектом исследования является организация ООО «Орвест», основной деятельностью которой является транспортно-экспедиционная деятельность. Экономическая характеристика данной транспортной организации подробно рассмотрена в п. 1.3.

В процессе исследования изучены различные учебные пособия и прочая литература по анализу хозяйственной деятельности предприятий отечественных и российских авторов, публикации в периодических изданиях и другие литературные источники. На данный момент недостаточно много литературы по вопросам анализа налогов и сборов и расчетов с бюджетом. Но можно выделить следующих авторов, широко рассматривающих проблему анализа налоговых платежей: Т.П. Елисеева, Л.Л. Ермолович, Е.Ф. Киреева, Л.И. Кравченко, Д.А. Панков, Т.В. Пищик, Н.А. Русак, В.И. Стражев, В.А. Чернов и др. В основном указанными авторами освещены тенденции и закономерности изменения сумм налогов, определение налоговой нагрузки, а также количественное измерение влияния факторов на изменение отдельных видов налогов.

Бачурин А.А. в своем издании «Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций» рассматривает основные методы и приемы технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций. Так же в издании изложены методики анализа основного и обеспечивающего производства, его организационно-технического уровня, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, экономических результатов. Кроме того, отражены вопросы анализа экономического состояния АТО, маркетингового анализа, повышения эффективности производства, инвестиций и охраны окружающей среды.

В учебном пособии «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности» под общей редакцией Л.Л. Ермоловича рассмотрены отдельные теоретические аспекты анализа налогов, объекты и задачи анализа, его информационное обеспечение.

В издании Н.В. Бондарчук «Финансовый анализ для целей налогового консультирования» так же рассмотрены объекты, задачи и информационное обеспечение анализа, но кроме того, исследованы цель, предмет и роль анализа для целей налогового консультирования.

Т.П. Елисеева в учебном пособии « Экономический анализ хозяйственной деятельности» дает характеристику налогов и платежей и проводит анализ налогов и расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

В издании «Комплексный экономический анализ предприятия» под редакцией Н.В. Войтоловского представлена общая поэтапная схема анализа состояния расчетов с бюджетом.

Таким образом, в изученной литературе рассматриваются только теоретические аспекты налогов и сборов, налоговая нагрузка, изменение сумм отдельных налогов и влияние факторов на их изменения. Следовало бы анализировать налоги и сборы в их совокупности, взаимосвязи, зависимости от отрасли, организационно-правовой формы организаций и условий их деятельности, а также исследовать задолженность в бюджет и внебюджетные фонды, экономические санкции за нарушения налогового законодательства и налогоемкость.

В соответствии с установленной целью при изучении темы «Анализ налогов и сборов» на основании периодических и учебных изданий, а также фактических данных бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности исследовалась хозяйственная деятельность ООО «Орвест».

1.1 Понятие и виды налогов и сборов

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии экономически выгодных производств и ликвидации убыточных предприятий

Эффективные налоговые нормы служат стимулом к увеличению объемов производства и реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, денежного обращения, что ведет к стабилизации экономики и роста национального дохода.

В каждом государстве существует своя налоговая система, а также методы и принципы построения налогов. Национальные налоговые системы отличаются по структуре налогов, их количеству и методам изъятия налогов.

Налоговая система государства - совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налогообложение представляет собой процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общегосударственных потребностей. Они поступают в государственный бюджет. [21 c. 51]

Основными характеристиками налога являются:

  • принудительность - налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;
  • обязательность - уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщиков;
  • безвозмездность - в обмен на уплату налога его плательщики непосредственно не получают товары или услуги;
  • законодательная определенность - налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательством.

В значительной степени содержательная сторона налогов обусловлена его функциональным назначением. В теории налогообложения выделяют, как правило, несколько функций налогов:

Фискальная функция является основной функцией налогов. Посредством ее удовлетворяются потребности общества в финансовых ресурсах, с помощью которых выполняются различные государственные программы.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками налогообложения. Она проявляется в уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Распределительная функция налогов проявляется через распределение и перераспределение национального дохода, доходов юридических и физических лиц на расширенное воспроизводство и в бюджеты различных уровней.

Любое экономическое и, в частности, налоговое регулирование предполагает ряд действий, которыми являются экономический анализ и контроль. Налогам присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и, в конечном счёте, позволяет определять необходимость реформирования налоговой системы.

Посредством социальной функция налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Возникшая на практике конфликтность отношений между государством и налогоплательщиком предопределила выделение некоторыми авторами дестимулирующей функции налога, которая реализуется через повышение налоговой ставки и создание жесткого налогового режима, ограничивающего отдельные виды деятельности, которые не поощряются государством. [21 c. 52-56]

Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обусловливает необходимость их систематизации и классификации. Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Она важна для организации рационального управления налогообложением.

Самым первым и наиболее употребительным до настоящего времени является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к подоходно-поимущественному или к обложению расходов на потребление на два основных вида - прямые и косвенные. [9 c. 232-234]

Анализ расчетов по налогам и сборам [05.12.16]

Тема: Анализ расчетов по налогам и сборам

Тип: Курсовая работа | Размер: 186.37K | Скачано: 111 | Добавлен 05.12.16 в 09:01 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: Рязанский государственный университет

Год и город: Рязань 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ 6

1.1. Федеральные налоги и сборы. законодательство о налогах и сборах 6

1.2. Региональные налоги и сборы 11

2. АНАЛИЗ НАЛОГОВ И СБОРОВ ОАО «РЯЗАНСКИЙ РАДИОЗАВОД» 14

2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности 14

2.2. Анализ финансового состояния предприятия 20

2.3. Организация налогов и сборов предприятия 26

3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ И СБОРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система РФ устроена по многоуровневой схеме. Есть сборы, которые взимаются в федеральный бюджет, есть те, что направляются в региональную казну, а есть те, за исчисление и взимание которых отвечает муниципалитет. Правильность их исчисления обусловила актуальность темы работы.

Целью данной курсовой работы является изучение налогов и сборов организации на примере ОАО «Рязанский радиозавод».

Основными задачами курсовой работы являются:

  • Изучить сущность налогов и сборов;
  • Проанализировать налоги и сборы, уплачиваемые предприятием;
  • Разработать мероприятия по оптимизации исчисления налогов и сборов.

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Рязанский радиозавод».

При написании курсовой работы были использованы следующие методы анализа: монографический, балансовый, сравнения относительных и абсолютных величин, графический.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его основные концептуальные положения, выводы и рекомендации ориентированы на практическое применение различных инструментов и схем оптимизации налоговой нагрузки и обеспечения налоговой безопасности организаций, что позволяет сочетать интересы налогоплательщиков и государства в рыночных условиях.

ОАО «РРЗ» планирует снижение налогов за счет проведения налоговой оптимизации по уплачиваемым налогам, в том числе по: страховым взносам во внебюджетные фонды, налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на имущество.

Источниками данных для выполнения данной работы послужили: годовая бухгалтерская отчетность ОАО «РРЗ» за 2012-2014 гг., Устав, методические рекомендации, нормативно-правовые акты.

Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды российских и зарубежных авторов в области налогового регулирования, оптимизации налогообложения, налогового планирования и других смежных проблем, связанных с налоговыми правоотношениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс РФ. Часть I. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. №147 ФЗ с дополнениями и изменениями.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть II. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. №147 ФЗ с дополнениями и изменениями

3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 24 июля 2012 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

5. Барулин, С. В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / С. В. Барулин, А. В. Макрушин / / Финансы. — 2013. — № 2.

6. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / М. В. Романовский

[и др.]; под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — 3-е изд., испр. и перераб. — М . : Юрайт, 2014.

7. Вылкова, Е. С. Налоговое планирование: учебник для магистров / Е. С. Вылкова. — М . : Издательство Юрайт, 2014.

8. Вылкова, Е. С. Оптимизация налога на имущество при разработке учетной политики/Е. С. Вылкова / / Налоговый вестник. — 2013. — № 1.

9. Вьижова, Е. С. Налог на имущество предприятий / Е. С. Вылкова, О. Ю. Корниенко. — М . : Налоговый вестник, 2013.

10. Корнилов, В. Г. Влияние уровня расходов на оплату труда на выбор объекта налогообложения для применения упрощенной системы налогообложения в 2013 году / Корнилов В. Г. / / Гарант, 2013.

11. Лущикова, Ю. Ю. Особенности применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения/Ю. Ю. Лущикова / / Консультант бухгалтера. — 2013. — № 11.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

В соответствии со ст.163 налоговый период устанавливается как квартал. Налоговая ставка на оказание услуг в виде пошива одежды и е

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Бухгалтерский учет и аудит

Другие дипломы по предмету

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

Факультет Экономики и финансов

Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ»

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Глава 1 Теоретические и методологические основы налогового учета

1.1Сущность, виды и элементы налогового учета

1.2Понятие, формы и состав налоговой отчетности

Глава 2 учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в ООО «Версалес»

.1Общая характеристика ООО «Версалес»

.2 Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам в ООО «Версалес»

.3 Порядок расчета налогов в ООО «Версалес»

Глава 3. Совершенствование учета расчетов с бюджетов по налогам и сборам в ООО «Версалес»

.1 Совершенствование бухгалтерского учета в целом в организации

Список использованных источников

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

К сожалению, в современной России к налогам относятся не к как обязательным платежам, которые направлены на осуществление улучшения социальной жизни граждан, а скорее как к грабительству предпринимателей со стороны государства. И тем не менее если правильно систематизировать учет расходов, предприятию будет гораздо удобнее контролировать расходы и тем самым увеличивать прибыль.

На таблице 1 приведены принципы налоговой системы РФ.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. Так же актуальность темы подтверждается тем, что в настоящий момент очень распространена теневая экономика на предприятиях малого бизнеса. Правильный и системный учет налогообложения на предприятии поможет владельцам более лояльно относиться к отчислениям в бюджет.

Деятельность каждой организации обязательно включает в себя уплату налогов и сборов в бюджеты различных уровней. В связи с этим перед организациями встает необходимость ведения налогового учёта и сдача налоговой отчетности.

Постоянные изменения в налоговом законодательстве, когда одни налоги вводятся, другие отменяются, ранее бывшие федеральными налоги становятся местными или региональными или наоборот, требуют от организаций постоянного контроля налогового законодательства и применения новых изменений в налоговом учете на практике.

В связи с этим перед организациями встает необходимость в создании налогового учёта и контроля правильности осуществления расчётов по налогам и сборам, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, - минимизировать обусловленные этим затраты. Таким образом, в актуальности выбранной темы курсовой работы сомневаться не приходится.

Цель курсовой работы заключается в исследовании действующей системы учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам общества с ограниченной ответственностью «Версалес».

Исходя из цели курсовой работы, были определены следующие задачи:

¾определить сущность, виды и элементы налогового учета;

¾охарактеризовать состав и формы налоговой отчетности;

¾рассмотреть организацию учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам на примере ООО «Версалес»;

¾рассмотреть порядок расчета налогов и сборов на примере ООО «Версалес», уплачиваемых в соответствии с действующим законодательством РФ.

Поставленная цель и задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложения.

В первой главе исследованы теоретические основы, касающиеся налогового учета и отчетности и определены основные понятия, виды, функции и основные элементы налогового учета.

Во второй главе на основе теоретического материала охарактеризована организация учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам на примере ООО «Версалес». В третьей главе рассмотрен порядок расчета и уплаты налогов и сборов в ООО «Версалес», а также порядок формирования и сроки сдачи деклараций по налогам.

При написании работы были использованы нормативно-правовые акты; научно-методическая литература по теории налогового учета и отчетности; публикации журналов «Главбух», «Бухгалтерский ежемесячник фирмы 1С», Информационно- технологическое сопровождение фирмы 1С.

налоговый бухгалтерский учет сбор

Глава 1. Теоретические и методологические основы налогового учета

.1 Сущность, виды и элементы налогового учета

Понятие «налоговый учет» впервые определено во 2 части Налогового кодекса, а конкретно 25 главе «Налог на прибыль организаций». В связи с принятием Государственной Думой Российской Федерации главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации произошли кардинальные изменения в системе формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций. До введения в действие главы 25 показатели, необходимые для исчисления налога на прибыль, формировались на основании данных бухгалтерского учета и после определенных корректировок вносились непосредственно в налоговые декларации. Согласно требованиям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по итогам каждого отчетного (налогового) периода должна определяться на основании данных налогового учета. Таким образом, официально было закреплено понятие «налоговый учет».

В соответствии с положениями ст. 313 Налогового кодекса налоговый учет - представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Однако если подойти к проблеме организации налогового учета с более широкой позиции можно и нужно включить в это понятие помимо налога на прибыль и все остальные налоги - прежде всего, конечно НДС, НДФЛ и взносы по обязательному пенсионному страхованию, а также другие налоги. Ведь при формировании учетной политики необходимо учесть и эти налоги, так как платить необходимо по всем налогам, распространяющимся на деятельность организации вне зависимости от формы собственности и направления деятельности. Отчетность по этим налогам также существует и в ближайшее время не исчезнет. Обозначенная в ст. 313 НК РФ цель ведения налогового учета свидетельствует о его конкретной цели - информационном обеспечении формирования налоговой базы по налогу на прибыль организации. В то же время основными задачами бухгалтерского (финансового) учета являются:

¾формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

¾предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Основной целью управленческого учета, очевидно, можно считать информационное обеспечение принятия управленческих решений менеджерами организации.

Таким образом, преследуя цели, отличные от целей иных видов учета, налоговый учет ориентирован на определение налоговой базы по налогам и сборам за каждый отчетный (налоговый) период, которая формируется не только и не столько под действием сугубо экономических законов, сколько под влиянием фискальной функции налоговой системы.

Налоговый учет служит для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения налогами и сборами хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

В состав налоговой отчетности включаются декларации и расчеты по налогам, по которым организация или физическое лицо является плательщиком.

В соответствии с первой частью налогового Кодекса РФ все налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством и обяза

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам и сборам и разработать рекомендации по совершенствованию расчетов по федеральным налогам.
Основные задачи данной работы:
1) изучить теоретические и методологические основы учета расчетов с бюджетом;
2) дать краткую экономическую характеристику предприятия;
3) рассмотреть учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль на примере ФКП «Авангард»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ФЕДЕАЛЬНЫХ
НАЛОГОВ И СБОРОВ…………………………………………………….
Характеристика и виды федеральных налогов и сборов…………….
1.2 Нормативно-правовое регулирование федеральных налогов.………..
1.3 Методика расчета федеральных налогов и сборов…………………….
ГЛАВА 2. УЧЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ НА
ПРИМЕРЕ ФКП «АВАНГАРД»……………………………………………
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………
2.2. Методика расчета федеральных налогов на ФКП «Авангард»………
2.3. Рекомендации по совершенствованию учета федеральных налогов
на ФКП «Авангард»…………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Diplom_gotovy.doc

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ФЕДЕАЛЬНЫХ

    1. Характеристика и виды федеральных налогов и сборов…………….

1.2 Нормативно-правовое регулирование федеральных налогов.………..

1.3 Методика расчета федеральных налогов и сборов…………………….

ГЛАВА 2. УЧЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ НА

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………

2.2. Методика расчета федеральных налогов на ФКП «Авангард»………

2.3. Рекомендации по совершенствованию учета федеральных налогов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….

Учет федеральных налогов и сборов в организации – это экономический рычаг, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику.

Федеральные налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. В условиях рынка налоги должны способствовать формированию фондов бюджета, стимулированию научно-технического прогресса, ограничению роста цен и инфляции. С помощью налогов обеспечивается сбор денежных средств, как с предприятий, организаций, так и с населения. Происходит регулирование денежных доходов как физических, так и юридических лиц.

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в условиях рыночных отношений федеральные налоги являются одним из важнейших экономических регуляторов, основой государственного регулирования экономики.

Объект исследования – Федеральное казенное предприятие «Авангард» (ФКП «Авангард»), занимающееся разработкой, производством, утилизацией военной техники.

Предмет исследования – бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам и сборам.

Цель работы – исследовать бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам и сборам и разработать рекомендации по совершенствованию расчетов по федеральным налогам.

Основные задачи данной работы:

1) изучить теоретические и методологические основы учета расчетов с бюджетом;

2) дать краткую экономическую характеристику предприятия;

3) рассмотреть учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль на примере ФКП «Авангард»;

4) выявить основные недостатки учета по федеральным налогам на ФКП «Авангард» и предложить пути их совершенствования.

Методологической базой исследования явились нормативно-правовые документы, такие как ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" и учебные пособия авторов: Ю.А. Крохиной, С.Н. Манько, Н.В. Милякова, Н.В Елизаровой, статьи из периодической печати по бухгалтерскому учету: «Всё для бухгалтера», «Бух учет», интернет ресурсы.

В работе использовались следующие методы научных исследований: системный подход, методы классификации, анализ и синтез, метод наблюдения и сравнения, методы статистической обработки данных.

Информационной базой дипломной работы послужили нормативные и правовые документы, бухгалтерская отчетность за 2010-2012гг. и первичные документы.

В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты учета федеральных налогов и сборов. Во второй главе представлена краткая характеристика предприятия, описание учетной политики, рассмотрены примеры расчета федеральных налогов на предприятии. Дана рекомендация по совершенствованию учета федеральных налогов и сборов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ФЕДЕАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ

    1. Характеристика и виды федеральных налогов и сборов

Федеральные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории России. Федеральные налоги составляют основную долю всех налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается в Налоговом кодексе и не может быть изменён иначе, чем путём внесения изменений в Налоговый кодекс.

Статус федерального налога не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. В законе о федеральном бюджете на соответствующий год могут быть установлены нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты нижестоящих уровней: региональный и местный.

К федеральным налогам и сборам [2, ст. 13] относятся:

— налог на добавленную стоимость;

— налог на прибыль организаций;

— налог на доходы физических лиц;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Налог на добавленную стоимость (НДС) - является косвенным налогом и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, выставленной покупателям, которая отражается в книге продаж, и суммой налога, предъявленной поставщиками, отраженной в книге покупок.

Плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле [2, ст. 143].

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

— реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации», а также передача имущественных прав; также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

— передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

— строительно-монтажные работы для собственного потребления;

— ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией [2, ст. 146].

Акцизы - это вид косвенных налогов, устанавливаемых внутри страны в основном на предметы массового потребления (алкогольная и табачная продукция, автомобили, топливо и др.), а также на коммунальные, транспортные и другие услуги. Акциз включается в цену товаров или услуг. Ставки акцизов устанавливаются отдельно для каждого вида подакцизных товаров.

Объектом налогообложения является перечень операций, совершаемых с подакцизными товарами. К ним относятся как операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, операции по получению и оприходованию подакцизной продукции, отдельные виды передачи подакцизных товаров, в том числе на давальческой основе, операции по перемещению подакцизных товаров через таможенную границу РФ [2, ст. 182].

Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению [2, ст. 179].

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - основной вид прямых налогов, рассчитываемый как процент от совокупного дохода физических лиц, уменьшенного на сумму установленных законодательством вычетов. Исчисление и уплата налога, а также составление налоговой декларации по НДФЛ осуществляется работодателями, у которых налогоплательщики (физические лица) получили доходы, в остальных случаях - самими налогоплательщиками.

Плательщиками НДФЛ являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы:

— лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);

— лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России [2, ст. 207].

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

— от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

— от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации [2, ст. 209].

Налог на прибыль организаций представляет собой процент от прибыли - разницы сумм доходов организации и сумм понесенных ей расходов. Является прямым налогом. Уплата налога на прибыль осуществляется посредством авансовых платежей на основании налоговой декларации. Плательщики налога на прибыль разделяются на две группы:

— иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации [2, ст. 246].

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком [2, ст. 247].

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Полезным ископаемым является продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании цен их реализации либо их расчетной стоимости.

Налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации [2, ст. 334]..

Объектом налогообложения являются:

— полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

— полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование [2, ст. 336.1].

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ: забор воды из водных объектов, использование акватории водных объектов, использование водных объектов для целей гидроэнергетики, использование водных объектов для целей сплава древесины.

Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с российским законодательством [2, ст. 338].

Объектами обложения водным налогом являются следующие виды водопользования:

— забор воды из водных объектов;

— использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

— использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

— использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях [2, ст. 338].

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают лица, имеющие лицензию или разрешение на добычу указанных объектов. Уплачиваются при получении лицензии, либо в течение срока действия разрешения на добычу.

Плательщики сборов за пользование объектами животного мира (за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:33, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы и приложений. В первой главе рассмотрены экономическое содержание налогов и сборов; их классификация, а также нормативно-правовая база регулирования налогов в РФ. Во второй главе описан порядок начисления налогов ЗАО «Челны – Хлеб» и отражение их в бухгалтерском учете. В третьей главе представлен анализ начисления и структуры налогов за период с 2003 г. по 2005 г., описаны причины, влияющие на изменения сумм начисленных налогов. ЗАО «Челны – Хлеб» предложены рекомендации по снижению налогового бремени.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое содержание налогов и сборов 7
1.1. Налоги в экономической системе общества 7
1.2. Виды налогов и их классификация 14
1.3. Нормативно-правовая база регулирования налогов в РФ 19
2. Действующая практика бухгалтерского учета расчетов
с бюджетом и пути его совершенствования 27
2.1. Бухгалтерский учет расчетов по налогу на
добавленную стоимость 27
2.2. Бухгалтерский учет расчетов по налогу на прибыль 32
2.3. Бухгалтерский учет расчетов по прочим налогам 38
3. Анализ расчетов с бюджетом по налогам и сборам 47
3.1. Анализ начисления и уплаты основных налогов организации 47
3.2. Контроль налоговых органов за соблюдением
налогового законодательства организацией 53
3.3. Анализ налоговой нагрузки организации
и направления ее оптимизации 59
Выводы и предложения 68
Список использованной литературы 73

Содержимое работы - 1 файл

Дипломная работа Гайсиной 1.doc

Федеральное агентство по образованию

Институт экономики, управления и права

Экономический факультет

Кафедра «Бухгалтерского учета и аудита»

Бухгалтерский учет и анализ расчетов с бюджетом по налогам и сборам

(на примере ЗАО «Челны-Хлеб»)

(дипломная работа)

Исполнитель: студент III сп курса _________________Гайсина Г.М.

Научный руководитель: ассистент _________________Белова О.Е.

Рецензент: главный бухгалтер

ЗАО «Челны - Хлеб» _________________Шаймуратов Н.Ф.

Заведующий кафедрой: доцент, к.э.н._______________Безвидная М.М.

Казань - 2006

1. Экономическое содержание налогов и сборов 7

1.1. Налоги в экономической системе общества 7

1.2. Виды налогов и их классификация 14

1.3. Нормативно-правовая база регулирования налогов в РФ 19

2. Действующая практика бухгалтерского учета расчетов

с бюджетом и пути его совершенствования 27

2.1. Бухгалтерский учет расчетов по налогу на

добавленную стоимость 27

2.2. Бухгалтерский учет расчетов по налогу на прибыль 32

2.3. Бухгалтерский учет расчетов по прочим налогам 38

3. Анализ расчетов с бюджетом по налогам и сборам 47

3.1. Анализ начисления и уплаты основных налогов организации 47

3.2. Контроль налоговых органов за соблюдением

налогового законодательства организацией 53

3.3. Анализ налоговой нагрузки организации

и направления ее оптимизации 59

Выводы и предложения 68

Список использованной литературы 73

Вопросы налогообложения всегда интересовали человечество, с эпохи возникновения государства и до настоящего времени. В условиях сложного состояния экономики, ограниченности финансовых ресурсов бюджетов регионов и бюджетов местного самоуправления, многообразие форм собственности и организационно – правовых форм хозяйствующих субъектов, обуславливающих применение новых методов перераспределения денежных средств, объективно возникает необходимость укрепить доходную базу бюджетов разных уровней. Налоги же являются основным источником формирования доходов бюджетов. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В настоящее время налоговая система Российской Федерации переживает процесс серьезного реформирования. В налоговом законодательстве, в практическом инструментарии исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, имеют место серьезные недостатки, дающие возможность недобросовестным налогоплательщикам не выполнять своих обязательств перед государством и приводящие к существенным потерям для бюджета. К серьезному ущербу для бюджета приводят широко распространенные нарушения налогового законодательства. Существенные трудности вызывает правильный учет начисленных налогов и сборов, их отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Изменение существующего налогового законодательства определяется не только его несовершенством, но, прежде всего, необходимостью формирования единой налоговой правовой базы и установлении в России единого налогового правопорядка, что обеспечит создание рациональной и справедливой налоговой системы, ее стабильность и предсказуемость.

Принятие первой и второй части Налогового кодекса Российской Федерации, а также дополнения к ним внесло серьезные коррективы в порядок налогообложения физических и юридических лиц, расчет и учет налогов и сборов. В данный момент времени это тема актуальна как никогда. Проблема правильного исчисления налогов и сборов, их отражение в бухгалтерском и налоговом учете требует серьезного анализа для дальнейшего совершенствования действующего законодательства.

В соответствии с этим целью данной дипломной работы является рассмотрение порядка бухгалтерского учета и анализа расчетов с бюджетом по налогам и сборам и предложения рекомендаций ЗАО «Челны – Хлеб» по снижению налоговой нагрузки. Исходя из поставленной цели в дипломной работе, необходимо решить ряд следующих основных задач:

  1. охарактеризовать объекты налогообложения в современных условиях развития рыночных отношений;
  2. ознакомиться с нормативно – правовой базой регулирования налогов в РФ;
  3. изучить отражение расчетов с бюджетом на счетах бухгалтерского учета;
  4. проанализировать уровень организации учета расчетов по налогам и сборам на предприятии;
  5. предложить законные методы снижения размеров налогов ЗАО «Челны – Хлеб».

Объектом исследования данной работы является предприятие ЗАО «Челны – Хлеб», а предметом - бухгалтерский учет и анализ расчетов изучаемых налогов и сборов. Набережночелнинский хлебокомбинат был создан в 1973 году. В 1994 году на основании Указа Президента и Постановления Правительства Республики Татарстан «О разгосударствлении государственных предприятий» Постановлением Государственного комитета по управлению имуществом Республики Татарстан № 244 от 26 июля 1994 года Набережночелнинский хлебокомбинат был преобразован в акционерное общество открытого типа ОАО «Челны – Хлеб». С 1 сентября 2004 года ОАО «Челны – Хлеб» был преобразован в закрытое акционерное общество – ЗАО «Челны – Хлеб». У предприятия есть собственное автотранспортное предприятие, строительно – монтажное управление, а также торговая сеть, которая состоит из 25 магазинов в нашем городе и регионе. А с 1 января 2001 года торговая сеть была преобразована в ООО «Торговый Дом Челны – Хлеб».

ЗАО «Челны – Хлеб» создано в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения и предприятий в продукции, товарах и услугах, а также извлечения прибыли в интересах участников общества. Предметом деятельности ЗАО «Челны – Хлеб» является производство и торговля продовольственными товарами (хлебо -булочными, кондитерскими изделиями).

С момента регистрации организации в качестве юридического лица ее обязанности перед государством определяются в первую очередь правильностью, полнотой исчисления и своевременностью погашения различных налогов и сборов. ЗАО «Челны – Хлеб» является плательщиком следующих налогов: налога на добавленную стоимость; налога на прибыль; налога на имущество; единого социального налога; транспортного налога; земельного налога; налога за пользование водными объектами.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы и приложений. В первой главе рассмотрены экономическое содержание налогов и сборов; их классификация, а также нормативно-правовая база регулирования налогов в РФ. Во второй главе описан порядок начисления налогов ЗАО «Челны – Хлеб» и отражение их в бухгалтерском учете. В третьей главе представлен анализ начисления и структуры налогов за период с 2003 г. по 2005 г., описаны причины, влияющие на изменения сумм начисленных налогов. ЗАО «Челны – Хлеб» предложены рекомендации по снижению налогового бремени.

Для написания работы были использованы нормативные документы, учебные пособия по налогообложению, бухгалтерскому учету, анализу таких авторов, как Перов А.В., Толкушкин А.В., Поляк Г.Б., Савицкая Г.В., а также статьи периодической печати. Большое значение для работы имеет законодательная и нормативная литература, например, Налоговый кодекс РФ, План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению, Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18 / 02 и т.д.

Описание практики учета исследуемого объекта проводится на основании фактических данных книг покупок и продаж, налоговых деклараций ЗАО «Челны – Хлеб» за последние три года (2003, 2004, 2005 г.г.), оборотных ведомостей и других документов, позволяющих более детально рассмотреть сущность исследуемой работы.

1.Экономическое содержание налогов и сборов

1.1 Налоги в экономической системе общества

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появление государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

В экономической литературе сложилось два подхода к определению налогов – широкий и узкий. В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В понятие «налоги» включаются не только собственно налоги, но и сборы, пошлины, а также различные взносы на социальное страхование. В рамках узкого подхода проводится различие между собственно налогами, сборами и пошлинам (25, С.11). В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определения налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.

В отдельных определениях налога указывается, что налоги – это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти.

В других определениях можно встретить указание на то, что налоги – это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц (28, С.19). В данном случае вряд ли правомерно ограничивать само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До ХХ века налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как община и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные административно- территориальные единицы.

Читайте также: