Налоговые льготы в узбекистане

Опубликовано: 27.04.2024

Еще одна льгота для субъектов предпринимательства: будут продлены налоговые льготы

Невидимое бедствие – коронавирус наносит ущерб не только жизни человека, но и на все сферы и отрасли экономики. Сегодня в Узбекистане увеличился масштаб заболевания, в связи с чем вновь усилены ранее несколько ослабленные карантинные правила. Это вынуждает многих предпринимателей вновь приостановить деятельность. Но причин для беспокойства нет.

В подписанном 20 июля текущего года указе главы государства “О дополнительных мерах поддержки населения, субъектов предпринимательства, сферы общественного питания, торговли и услуг для снижения негативного воздействия коронавирусной пандемии» субъектам предпринимательства предоставляются дополнительные льготы. В частности, в целях дополнительной поддержки субъектов предпринимательства в сфере общественного питания, торговли и услуг, в период коронавирусной пандемии, поддержания их доходов, а также сохранения рабочих мест в период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года освобождаются от уплаты налога с оборота предприятия общественного питания и предприятия, специализирующиеся на предоставлении помещений в аренду. Также физические лица временно освобождаются от уплаты налога на доходы, полученные от предоставления недвижимого имущества в аренду.

В период с 1 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года предприятия общественного питания освобождаются от уплаты сбора за право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией; действие льготы по снижению размера отчисления предприятий оптовой торговли алкогольной продукцией с 5 до 3 процентов продлевается до 31 декабря 2020 года.

С 1 июля 2020 года предельная среднегодовая численность работников для предприятий общественного питания увеличивается с 25 до 50 человек для отнесения их к категории малых предприятий, с распространением на них льгот и преференций, предоставленных субъектам малого предпринимательства.

Еще одно новшество: Вводится порядок, в соответствии с которым до 1 июля 2021 года предприятия общественного питания по мере снятия карантинных ограничений имеют право безвозмездно размещать на прилегающих свободных земельных участках и обустраивать легкие конструкции для обслуживания питанием потребителей путем уведомления хокимиятов районов (городов) с учетом соблюдения временных требований по их размещению, обустройству и эксплуатации. То есть, субъектам предпринимательства по мере снятия карантинных ограничений предоставляется право осуществлять торговлю посредством автолавок, автомагазинов, автоприцепов, автоцистерн и фудтраков путем уведомления органов государственной налоговой службы с указанием сроков, товаров и мест торговли, не запрещенных для стоянки транспортного средства, без заключения договора с органами исполнительной власти на местах.

Временные требования по размещению, обустройству и эксплуатации легких конструкций для обслуживания питанием потребителей утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Как отмечено в указе, в 2020 году в случаях, определенных Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, не налагается штраф за непредставление в установленный налоговым законодательством срок налоговой отчетности, если от установленного срока представления налоговой отчетности прошло не более пяти дней.

Данным указом до 31 декабря 2020 года продлевается действие следующих налоговых льгот и преференций, установленных указом Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2020 года:

по освобождению от уплаты налога на имущество и земельного налога для субъектов малого предпринимательства,
рынков и торговых комплексов, кинотеатров, предприятий общественного питания, предприятий общественного транспорта, спортивно-оздоровительных заведений, а также юридических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, оказанию бытовых услуг, предоставлению помещения в аренду, в том числе для проведения банкетов;

по снижению ставки социального налога с 12 до 1 процента для микрофирм и малых предприятий, за исключением производителей подакцизной продукции, государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 и более процентов;

по предоставляемой микрофирмам и малым предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность не менее одного года до дня обращения в таможенные органы, отсрочке по уплате таможенной пошлины и акцизного налога, взимаемых при ввозе товаров, за исключением потребительских товаров, с последующей уплатой отсроченной суммы равными долями в течение 120 дней;

по приостановлению взыскания имеющейся у микрофирм и малых предприятий по состоянию на 15 мая 2020 года задолженности по налогам, пеням и начисленным штрафам за нарушение налогового законодательства.

В заключении можно сказать, очередная поддержка главы государства это еще одна возможность для предпринимателей, оставшихся в настоящее время без дохода. Только пользоваться этими льготами следует при полном соблюдении правил гигиены и карантина. В противном случае мы все понимаем, какие могут быть последствия.

  1. Введение

Для инвестиционной деятельности важно прогнозирование расходов в долгосрочной перспективе. Для этого компании перед инвестированием в другие государства уделяют большое внимание на уплату местных налогов и обязательных платежей.

Государство также заинтересовано в предоставлении льгот и преференции инвесторам для создания новых конкурентоспособных и инновационных, экспортоориентированных и импортозамещающих производств, расширения и обновления действующих производств с применением современных технологий и внедрением современного управленческого опыта.

При этом важно учесть, что система налоговых и таможенных льгот и преференции в Республике Узбекистан имеет свойство изменяться. По этой причине мы предоставляем обзор налоговых и таможенных льгот, действующих на сегодняшний.

  1. Нормативно-правовая база системы льгот

Система налоговых и таможенных льгот регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности»;
  2. Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах»;
  3. Налоговый кодекс Республики Узбекистан;
  4. Таможенный кодекс Республики Узбекистан;
  5. Указ Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № УП-3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» (далее – «Указ Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № УП-3594»);
  6. Указ Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года № УП-4434 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций» (далее – «Указ Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года № УП-4434»).
  7. Кто такие иностранные инвесторы?

При предоставлении льгот и преференций возникает вопрос чтовключает в себя термин«иностранный инвестор» по законодательству Узбекистана. Согласно Закону Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности», иностранные инвесторы — иностранные государства, административные или территориальные органы иностранных государств, международные организации, основанные в соответствии с соглашениями или другими договорами между государствами или являющиеся субъектами международного публичного права, юридические лица, любые иные товарищества, организации или ассоциации, основанные и действующие в соответствии с актами законодательства иностранных государств, граждане иностранного государства и лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Республики Узбекистан.

Также необходимо упомянуть, что льготы и преференции предоставляются предприятиям, образованных и действующих на специальных экономических зонах.Льготы по налогам и таможенным платежам для специальных экономических зон предусмотрены в Законе Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах».

  1. Виды льгот и преференций

Центральным ядром регулирования инвестирования и предоставления льгот и преференции является Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности». Согласно данному Закону льготы и преференции, применяемые для государственной поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности, могут включать:

  • передачу инвестору объектов государственной собственности или имущественных прав на них на льготной или по нулевой выкупной стоимости;
  • предоставление льгот по налогам и платежам;
  • субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта.

Необходимо при этом учесть, что льготы по налогам и платежам предоставляются в порядке, установленном законом.Преференции же в свою очередь, применяемые для государственной поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности могут предоставляться по решению соответственно Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, в том числе в отношении объектов муниципальной собственности, за счет средств бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.

  1. Сферы и период действия льгот

Для улучшения инвестиционного климата в стране и широкого привлечения частных прямых иностранных инвестицийУказ Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № УП-3594 предусматривает сферы и период действия льгот. Согласно данному Указу для предприятий, созданным с привлечением прямых иностранных инвестиций и специализирующимся на производстве продукции (оказании услуг) в отраслях экономики устанавливаются следующие льготные периоды в зависимости от объема прямых частных иностранных инвестиций:

  • от 300 тыс. долларов США до 3 млн долларов США — сроком на 3 года;
  • свыше 3 млн долларов США до 10 млн долларов США — сроком на 5 лет;
  • свыше 10 млн долларов США — сроком на 7 лет.

Тут также приводится перечень сфер, в которых данный период льгот действует. Таким образом, в перечень отраслей экономики, на которые распространяются льготы, предоставляемые для прямых частных иностранных инвестиций, входят:

2. Легкая промышленность;

3. Шелковая промышленность;

4. Промышленность строительных материалов;

5. Промышленное производство мяса птицы и яиц;

6. Пищевая промышленность;

7. Мясо-молочная промышленность;

8. Производство личинок и молоди рыб, а также переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов;

9. Химическая промышленность;

10. Нефтехимическая промышленность;

11. Медицинская промышленность, а также производство лекарственных препаратов для ветеринарии;

12. Производство упаковочных материалов;

13. Строительство электростанций на базе альтернативных источников энергии;

14. Угольная промышленность;

15. Производство электроферросплавов и метизов производственного назначения;

16. Машиностроение и металлообработка;

17. Станкостроительная и инструментальная промышленность;

18. Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность;

19. Микробиологическая промышленность;

20. Производство игрушек;

22. Обращение с отходами.

Данный Указ также отметил, чтольготы по отдельным налогам, установленные Налоговым кодексом Республики Узбекистан, применяются при размещении указанных предприятий во всех городах и сельских населенных пунктах республики, за исключением г. Ташкента и Ташкентской области. Данное территориальное ограничение не распространяется на предприятия, осуществляющие деятельность в сфере туризма и обращения с отходами.

При этом другой Указ Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года № УП-4434установил, что вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее 5 млн долларов США, при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость (оборот по реализации товаров, работ, услуг), налога на имущество, действовавшие на дату их государственной регистрации.

Для поддержки инвестиций и развития инфраструктуры государство берет на себя обязательство в рамках инвестиционных проектов стоимостью свыше 50 млн долларов США и долей иностранного инвестора не менее 50 процентов строительство необходимых внешних, за пределами производственной площадки, инженерно-коммуникационных сетей осуществляется за счет бюджетных средств и других внутренних источников финансирования.


  1. Особенности налогообложения юридических лиц с участием прямых частных иностранных инвестиций

Как уже было отмечено Налоговый кодекс устанавливает особенный порядок налогообложения с предоставлением льгот для юридических лиц с участием прямых частных иностранных инвестиций.

В первую очередь, надо уточнить что подразумевает Налоговый кодекс под термином «прямые частные иностранные инвестиции». Согласно Налоговому кодексу под прямыми частными иностранными инвестициями понимаются инвестиции, осуществляемые без предоставления гарантии Республики Узбекистан физическими лицами, являющимися гражданами иностранного государства, лицами без гражданства, постоянно проживающими за пределами Республики Узбекистан, а также иностранными негосударственными юридическими лицами.

Данным лицам предоставляются налоговые льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога, налога на имущество и налога за пользование водными ресурсами в зависимости от объема внесенных прямых частных иностранных инвестиций на срок, определяемый решением Президента Республики Узбекистан.

Важно также учитывать, что льготы по вышеуказанным налогам применяются при выполнении всех следующих условий:

  • при размещении юридических лиц на территориях, определяемых законодательством;
  • при осуществлении иностранными инвесторами прямых частных иностранных инвестиций без предоставления гарантии Республики Узбекистан
  • при доле иностранных участников в уставном фонде (уставном капитале) юридических лиц не менее 33 процентов, а для акционерных обществ — не менее 15 процентов
  • при вложении иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования
  • при направлении не менее 50 процентов доходов, полученных в результате предоставления налоговых льгот в течение срока их применения на реинвестирование с целью дальнейшего развития производства.
  1. Льготы по земельному налогу

Кроме льгот, которые предоставляются инвесторам, указанным в п. 6 данной статьи, Налоговый кодекс приводит перечень земельных участков, не подлежащих налогообложению. К таким земельным участкам относятся земли:

  • занятые объектами культуры, образования, здравоохранения и социальной защиты населения;
  • занятые спортивными и физкультурно-оздоровительными комплексами, местами отдыха и оздоровления матерей и детей, домами отдыха и учебно-тренировочными базами;
  • занятые путями городского электрического транспорта и линиями метрополитена, включая земли, занятые остановками общественного транспорта и станциями метрополитена и сооружениями на них;
  • занятые сооружениями водоснабжения и канализации населенных пунктов (магистральные водоводы, водопроводные сети, канализационные коллекторы и сооружения на них, насосные станции, водозаборные и очистные сооружения, смотровые колодцы и дюкеры на водопроводной и канализационной сети, водонапорные башни и иные аналогичные сооружения);
  • занятые магистральными тепловыми трассами, включая насосные станции (повысительные, понизительные, смешения, дренажные), приборы учета и контроля тепла, подогреватели, циркуляционные насосы горячего водоснабжения и иные аналогичные сооружения;
  • занятые защитными лесными насаждениями;
  • на которых используется капельное орошение, — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена система капельного орошения;
  • вновь осваиваемых для сельскохозяйственных целей — на период выполнения работ по их освоению и в течение пяти лет со времени их освоения в соответствии с проектом, утвержденным уполномоченным органом;
  • существующего орошения, на которых производятся мелиоративные работы, — сроком на пять лет с начала работ в соответствии с проектом, утвержденным уполномоченным органом;
  • на которых произведены новые посадки садов, виноградников и тутовников сроком на три года, независимо от использования междурядий для посева сельскохозяйственных культур. Исчисление срока, на который предоставляется налоговая льгота на новые посадки, произведенные осенью, начинается с 1 января следующего года, а на посадки, произведенные весной, начинается с 1 января текущего налогового периода;
  • сельскохозяйственного назначения и лесного фонда научных организаций, опытных, экспериментальных и учебно-опытных хозяйств научно-исследовательских организаций и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, используемые непосредственно для научных и учебных целей. В соответствии с настоящим пунктом от уплаты налога освобождаются земельные участки, занятые под посевами и насаждениями, используемыми для проведения научных опытов, экспериментальных работ, селекции новых сортов и других научных и учебных целей, тематика которых утверждена.

Льгота по земельному налогу также предусмотрена и для объектов производства экологически чистых видов энергии. Таким образом, от налога освобождаются производители энергии из возобновляемых источников по земельным участкам, занятым установками возобновляемых источников энергии (номинальной мощностью 0,1 МВт и более), сроком на десять лет с момента ввода их в эксплуатацию.

  1. Налог на имущество

Налоговое законодательство Узбекистана предусматривает налоговые льготы по налогу на имущество. Государство установило, что при исчислении налога налоговая база уменьшается на среднегодовую остаточную стоимость (среднегодовую стоимость):

  • объектов культуры и искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения;
  • имущества, находящегося на балансе сельскохозяйственных предприятий, используемого для производства и хранения сельскохозяйственной продукции, а также для разведения тутового шелкопряда.

Государство также установило, что от налога освобождаются производители энергии из возобновляемых источников энергии за установки возобновляемых источников энергии (номинальной мощностью 0,1 МВт и более) сроком на десять лет с момента ввода их в эксплуатацию.

  1. Льготы по налогу на прибыль

Государство предусматривает налоговые льготы для инвесторов при расчете налога на прибыль. В этой связи, Налоговый кодекс установил, что в качестве дохода не учитывается имущество, вносимое в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом.

Также налоговое законодательство Узбекистана предусматривает инвестиционный вычет при уплате налога на прибыль. Инвестиционный вычет применяется в размере:

  • 10 процентов от стоимости нового технологического оборудования, расходов на модернизацию, техническое и (или) технологическое перевооружение производства и (или) суммы средств, направляемых на приобретение программного обеспечения отечественного производства в рамках инвестиционных проектов по созданию информационных систем;
  • 5 процентов от суммы средств, направляемых на расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд.

Инвестиционный вычет применяется в том отчетном (налоговом) периоде, в котором осуществлен ввод нового технологического оборудования в эксплуатацию либо произведены модернизация, техническое и (или) технологическое перевооружение собственного производства, расширение производства в форме нового строительства, реконструкция зданий и сооружений, используемых для производственных нужд, программное обеспечение отечественного производства в рамках инвестиционных проектов по созданию информационных систем.

  1. Льготы по налогу на добавленную стоимость

Новая редакция Налогового Кодекса установила, что для подсчета налога на добавленную стоимость в качестве дохода не учитывается имущество, вносимое в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом.

  1. Освобождение от налогообложениянекоторых товаров при ввозе в Республику Узбекистан

Кроме непосредственного предоставления льгот по налогам, Налоговым кодексом также предусмотрено освобождение от налогообложения при ввозе отдельных товаров. Таким образом, освобождается от налогообложения ввоз на территорию Республики Узбекистантехнологического оборудования, аналоги которого не производятся в Республике Узбекистан.

  1. Льготы по уплате таможенных пошлин

Кроме налоговых льгот также предусматривается льготы по уплате таможенных пошлин при ввозе в таможенную территорию определенных товаров. Таким образом, тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины предоставляются в отношении:

  • имущества, ввозимого на таможенную территорию предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде (уставном капитале) не менее тридцати трех процентов для собственных производственных нужд, в течение двух лет с момента их государственной регистрации;
  • имущества, ввозимого на таможенную территорию для личных нужд иностранных инвесторов, граждан иностранных государств и лиц без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Узбекистан, и находящихся в Республике Узбекистан в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами;
  • товаров, ввозимых на таможенную территорию иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму, эквивалентную более пятидесяти миллионов долларов США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства;
  • товаров, предназначенных для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимых на таможенную территорию в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимой из таможенной территории инвестором продукции, принадлежащей ему в соответствии с соглашением о разделе продукции;
  • технологического оборудования, ввозимого на таможенную территорию,а также комплектующих изделий и запасных частей при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта (договора, соглашения) на поставку технологического оборудования. В случае реализации или безвозмездной передачи, ввозимого технологического оборудования на экспорт в течение трех лет с момента его ввоза, данная льгота аннулируется с восстановлением обязательств по уплате таможенной пошлины за весь период применения льготы;
  1. Заключение

Как видно из данного материала на сегодняшний день поддержка инвесторов и расширение производств является одной из главных задач для экономического развития. По этой причине на сегодняшний день была разработана система льгот и преференций для привлечения иностранных инвесторов, которую мы изложили. Надеемся, что данный материал сделает понятным систему налогов и преференцийи поможет инвесторам лучше запланировать свои расходы.

Механизм уплаты НДС в Узбекистане не противоречит нормам, актуальным для других стран.

Но решение, которое было принято в переходный период, не было достаточно продуманным. Именно так считают ведущие экономисты страны.

Налог в Узбекистане

Особенности налоговой системы РУ

Система налогообложения Узбекистана соответствует положениям, описанным в налоговом кодексе страны.

Главной особенностью системы является то, что ставки налогов устанавливаются не НК, а решением главы государства. Это происходит каждый год.

А также наблюдается ежегодное утверждение списков и перечней, которые необходимы для целей исчисления налогов в Узбекистане.

К ним следует отнести перечни видов деятельности юридических лиц – они подлежат упрощенному налогообложению. Это также относится к подакцизным товарам.

Основные государственные налоги, которые платят граждане страны, представлены в таблице:

Название налога Размер (%)
На прибыль 7–35
На доходы 7,5
Специальные платежи (сверхприбыль) 50
На имущество 5

Виды основных местных сборов:

  • благоустройство – 8%;
  • потребление бензина (для владельцев ТС) – 2%;
  • право розничной торговли – количество процентов зависит от типа оказываемых услуг.

Ставка и размер НДС

В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

Плательщики налога

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

Что относится к обороту по реализации

К обороту по реализации работ и услуг следует отнести:

  • Отгрузку товаров.
  • Уставной капитал.
  • Передачу имущества (безвозмездную).
  • Обмен имущества на иные услуги, работы и товары, предусмотренные узбекским законодательством.
  • Передачу имущества сотруднику в счёт з/п.
  • Передачу материалов и товаров в соответствии с договором займа.
  • Передачу имущества в финансовую аренду (также сюда относится лизинг).
  • Отгрузку вещей (принимаются во внимание условия рассрочки платежей).
  • Предоставление помещения в аренду.
  • Передачу прав на результат интеллектуального труда. Дополнительно предоставляется право на использование интеллектуального продукта.

Более подробную информацию можно узнать по ссылке.

Определение облагаемого и необлагаемого оборота

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Место, где реализуются товары

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Как определяется налогооблагаемая база

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Корректировка базы

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

При импорте

Право на вычет НДС, который оплачивается при ввозе продукции на территорию Узбекистана, есть только у плательщиков – индивидуальных предпринимателей и организаций.

Ввоз товаров в Узбекистан

Налоговая база при транспортировке товаров на территорию Узбекистана определяется на основании их таможенной стоимости

Для нерезидентов

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

Освобождение оборота от НДС

Необлагаемым является оборот по реализации продукции (а также услуг и товаров) за пределами РУ. Место реализации должно быть определено в соответствии с указаниями налогового кодекса.

А также не облагается налогом оборот в виде остатков товаров, которые относятся к категориям, перечисленным в налоговом кодексе.

Заключение

Возврат НДС в Узбекистане с 28 мая 2019 года осуществляется в течение 7 рабочих дней.

Это стало актуальным после внесения изменений в Положение о порядке возврата суммы превышения долга на добавленную стоимость, которая была образована в результате применения «нулевой ставки».

Теперь налогоплательщик избавлен от необходимости обращения в территориальные ГНУ. Апеллировать он теперь может сразу в налоговый комитет.

Вместо акта сверки задолженности к ходатайству следует приложить сведения по реализации продукции и поступлению денег.

РУКОВОДСТВО по заполнению и предоставлению Справки о применении налоговых льгот по налогу на имущество юридических лиц на период с 1 июня по 1 сентября 2020 года согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2020 года № УП-5996

Для юридических лиц

С 1 апреля 2020 года по 1 октября 2020 года:

безвозмездная передача Благотворительному общественному фонду Узбекистана «Махалла», Фонду «Доброта и поддержка», Общественному фонду «Узбекистон мехр-шавкат ва саломатлик», включая их отделения в Республике Каракалпакстан, областях, городе Ташкенте, районах и городах, а также физическим лицам, включенным в перечень физических лиц, нуждающихся в социальной поддержке, формируемый органами государственной власти на местах:

денежных средств и товаров (услуг) рассматривается в качестве вычитаемых расходов при исчислении налога на прибыль;

товаров (услуг) освобождается от налога на добавленную стоимость и не включается в объект обложения по налогу с оборота.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 27.04.2020 года №УП-5986

С 1 апреля 2020 года по 1 октября 2020 года сумма начисленного и отсроченного лизинговыми предприятиями процентного дохода по лизингу не включается в состав совокупного дохода при исчислении налога на прибыль в период предоставленной отсрочки.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 27.04.2020 года №УП-5986

Предоставление беспроцентной отсрочки (рассрочки) по уплате налогов на упрощенной основе, предусмотренной в пункте 6 Указа Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года № УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии», продлевается до 31 декабря 2020 года.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 27.04.2020 года №УП-5986

В 2020 году на 50 процентов от установленных ставок снижаются ставки налога за пользование водными ресурсами по объемам, предназначенным для орошения сельскохозяйственных угодий.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 19.03.2020 года №УП-5969

Хозяйствующим субъектам органами государственной власти на местах предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами на 6 месяцев, без взимания процентов.

При этом отсрочка (рассрочка) по указанным налогам осуществляется на основании заявления налогоплательщика и заключений руководителей региональных подразделений Министерства экономики и промышленности и Министерства финансов без истребования других документов.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 19.03.2020 года №УП-5969

До 1 октября 2020 года приостановлено применение штрафных санкций в отношении хозяйствующих субъектов за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 19.03.2020 года №УП-5969

До 1 октября 2020 года приостановлено начисление пени по налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами хозяйствующим субъектам, испытывающим временные трудности, а также не принимаются меры принудительного взыскания налоговой задолженности.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 19.03.2020 года №УП-5969

До 1 января 2021 года приостановлено проведение налогового аудита деятельности субъектов предпринимательства (за исключением налогового аудита, проводимого в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица).

Указ Президента Республики Узбекистан
от 19.03.2020 года №УП-5969

До 31 декабря 2020 года установлены нулевые ставки таможенной пошлины и акцизного налога при ввозе товаров (мясо, молоко, мука, растительное масло, сахар, макароны, гигиенические средства).

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

В период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года:

туроператоры, турагенты и субъекты сферы туризма, оказывающие гостиничные услуги (услуги по размещению), АО «Uzbekistan Airways» и его структурные подразделения, АО «Uzbekistan Airports» и ГУП «Центр Узаэронавигация»:

освобождены от уплаты земельного налога с юридических лиц и налога на имущество юридических лиц;

уплачивают социальный налог по сниженной ставке в размере 1 процента.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

С 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость на ежеквартальной основе.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

С 1 апреля по 31 декабря 2020 года приостанавливается порядок применения повышенных ставок налога на имущество и земельного налога в отношении неиспользуемых производственных площадей, сооружений нежилого назначения, в том числе выявленных до 1 апреля 2020 года, а также начисления пени и принятия мер принудительного взыскания задолженности, возникшей в результате применения повышенных ставок по указанным налогам.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

Предоставлено право на беспроцентную отсрочку (рассрочку) налогов сроком до 1 октября 2020 года с уведомлением налоговых органов микрофирмам, малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, приостановившим свою деятельность и (или) у которых сумма выручки от реализации товаров (услуг) сокращается более чем на 50 процентов по сравнению со среднемесячным за первый квартал текущего года:

без подачи заявления органам государственной власти на местах по налогу с оборота, налогу на имущество, земельному налогу, налогу за пользование водными ресурсами — с последующей их уплатой равными долями в течение 12 месяцев;

по социальному налогу — с последующей его уплатой равными долями в течение 6 месяцев.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

До конца текущего года сохранены действующие ставки акцизного налога на спирт, алкогольную продукцию, включая вино и пиво, а также акцизного налога при реализации конечному потребителю бензина, дизельного топлива и газа.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

До 1 октября 2020 года продлен срок проведения аудиторской проверки по итогам 2019 года хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательной аудиторской проверке.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

До 1 октября 2020 года разрешена оптовая реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и другой продукции, изготавливаемых в аптеках.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

До конца года при предоставлении займа (финансовой помощи) без обязательств выплаты процентного дохода заимодавцу доход, определяемый в целях налогообложения на основе ставки рефинансирования (основной ставки), не подлежит включению в состав совокупного дохода при исчислении налога на прибыль и налога с оборота и соответственно не подлежит налогообложению.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

Плательщики налога на прибыль вправе представлять справку о сумме авансовых платежей по налогу на прибыль начиная со второго квартала 2020 года исходя из ожидаемого объема, с отменой требования его исчисления по результатам предыдущего квартала.

При выявлении фактов злоупотребления данным правом налоговые органы уполномочены вносить изменения в представляемые справки об авансовых платежах по налогу на прибыль.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

С 1 апреля 2020 года налогоплательщики применяют льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, без условия направления высвобождаемых от налогообложения средств на определенные цели.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

В период с 1 июня по 1 сентября 2020 года освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога:

субъекты малого предпринимательства;
рынки и торговые комплексы, кинотеатры, предприятия общественного питания, предприятия общественного транспорта, спортивно-оздоровительные заведения, а также юридические лица, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров, оказанию бытовых услуг, предоставлению помещения в аренду, в том числе для проведения банкетов.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 18.05.2020 года №УП-5996

Микрофирмам и малым предприятиям списываются суммы:

по налогу на имущество и земельному налогу, подлежащих уплате за апрель и май месяцы 2020 года, по которым предоставлена беспроцентная отсрочка (рассрочка) в соответствии с указами Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 года № УП–5969 и от 3 апреля 2020 года № УП–5978; пени и штрафов по земельному налогу и налогу на имущество, по состоянию на 15 мая 2020 года, образовавшихся с 1 января 2020 года.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 18.05.2020 года №УП-5996

В период с 1 мая по 1 июля 2020 года для микрофирм и малых предприятий, за исключением производителей подакцизной продукции, государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 и более процентов, ставка социального налога снижается с 12 до 1 процента.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 18.05.2020 года №УП-5996

Приостанавливается сроком до 1 сентября 2020 года взыскание имеющейся у микрофирм и малых предприятий по состоянию на 15 мая 2020 года задолженности по налогам, пеням и начисленным штрафам за нарушение налогового законодательства.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 18.05.2020 года №УП-5996

Для индивидуальных предпринимателей

Предоставление беспроцентной отсрочки (рассрочки) по уплате налогов на упрощенной основе, предусмотренной в пункте 6 Указа Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года № УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии», продлевается до 31 декабря 2020 года.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 27.04.2020 года №УП-5986

С 1 апреля до 1 октября 2020 года минимальная сумма социального налога для индивидуальных предпринимателей снижена до 50 процентов базовой расчетной величины в месяц.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 19.03.2020 года №УП-5969

Хозяйствующим субъектам органами государственной власти на местах предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами на 6 месяцев, без взимания процентов.

При этом отсрочка (рассрочка) по указанным налогам осуществляется на основании заявления налогоплательщика и заключений руководителей региональных подразделений Министерства экономики и промышленности и Министерства финансов без истребования других документов.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 19.03.2020 года №УП-5969

До 1 октября 2020 года приостановлено применение штрафных санкций в отношении хозяйствующих субъектов за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 19.03.2020 года №УП-5969

До 1 октября 2020 года приостановлено начисление пени по налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами хозяйствующим субъектам, испытывающим временные трудности, а также не принимаются меры принудительного взыскания налоговой задолженности.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 19.03.2020 года №УП-5969

Срок проведения аудиторской проверки по итогам 2019 года хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательной аудиторской проверке, продлен до 1 октября 2020 года.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

С 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость на ежеквартальной основе.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

С 1 апреля по 31 декабря 2020 года приостанавливается порядок применения повышенных ставок налога на имущество и земельного налога в отношении неиспользуемых производственных площадей, сооружений нежилого назначения, в том числе выявленных до 1 апреля 2020 года, а также начисления пени и принятия мер принудительного взыскания задолженности, возникшей в результате применения повышенных ставок по указанным налогам.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

Приостановлено начисление фиксированной суммы налога на доходы физических лиц и социального налога для индивидуальных предпринимателей, вынужденно приостановивших свою деятельность на период карантинных мероприятий, без необходимости сдачи свидетельства о государственной регистрации, с уведомлением о приостановлении деятельности органов государственной налоговой службы через персональный кабинет налогоплательщика.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

Право на беспроцентную отсрочку (рассрочку) налогов сроком до 1 октября 2020 года с уведомлением налоговых органов предоставлено микрофирмам, малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, приостановившим свою деятельность и (или) у которых сумма выручки от реализации товаров (услуг) сокращается более чем на 50 процентов по сравнению со среднемесячным за первый квартал текущего года:

без подачи заявления органам государственной власти на местах по налогу с оборота, налогу на имущество, земельному налогу, налогу за пользование водными ресурсами — с последующей их уплатой равными долями в течение 12 месяцев;

по социальному налогу — с последующей его уплатой равными долями в течение 6 месяцев.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

До конца года при предоставлении займа (финансовой помощи) без обязательств выплаты процентного дохода заимодавцу доход, определяемый в целях налогообложения на основе ставки рефинансирования (основной ставки), не подлежит включению в состав совокупного дохода при исчислении налога на прибыль и налога
с оборота и соответственно не подлежит налогообложению.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

Плательщики налога на прибыль вправе представлять справку о сумме авансовых платежей по налогу на прибыль начиная со второго квартала 2020 года исходя из ожидаемого объема, с отменой требования его исчисления по результатам предыдущего квартала.

При выявлении фактов злоупотребления данным правом налоговые органы уполномочены вносить изменения в представляемые справки об авансовых платежах по налогу на прибыль.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 03.04.2020 года №УП-5978

Освобождение в период с 1 июня по 1 сентября 2020 года от уплаты налога на имущество и земельного налога для субъектов малого предпринимательства.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 18.05.2020 года №УП-5996

по налогу на имущество и земельному налогу, подлежащих уплате за апрель и май месяцы 2020 года, по которым предоставлена беспроцентная отсрочка (рассрочка) в соответствии с указами Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 года № УП–5969 и от 3 апреля 2020 года № УП–5978; пени и штрафов по земельному налогу и налогу на имущество, по состоянию на 15 мая 2020 года, образовавшихся с 1 января 2020 года.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 18.05.2020 года №УП-5996

Для физических лиц

С 1 апреля 2020 года по 1 октября 2020 года не рассматриваются в качестве дохода физических лиц безвозмездная помощь (денежные средства, товары и услуги), получаемая от Благотворительного общественного фонда Узбекистана «Махалла», Фонда «Доброта и поддержка», Общественного фонда «Узбекистон мехр-шавкат ва саломатлик», юридических и физических лиц, если лица, получающие помощь, включены в перечень физических лиц, нуждающихся в социальной поддержке, формируемый органами государственной власти на местах.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 27.04.2020 года №УП-5986

С 1 апреля 2020 года по 1 октября 2020 года физическим лицам предоставляется право на беспроцентную отсрочку по уплате налога на доходы физических лиц, полученные от сдачи в аренду жилых помещений физическим лицам и нежилых помещений субъектам предпринимательства, деятельность которых приостановлена в период коронавирусной пандемии.

При этом сумма предоставляемой отсрочки по уплате налога на доходы физических лиц подлежит уплате равными долями в срок до 1 апреля 2021 года.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 27.04.2020 года №УП-5986

В 2020 году сумма материальной помощи, не облагаемой налогом на доходы физических лиц, выплачиваемая работнику, увеличивается с 4,22- до 7,5-кратного минимального размера оплаты труда.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 27.04.2020 года №УП-5986

До 1 августа 2020 года продлены сроки предоставления декларации о совокупном годовом доходе физических лиц за 2019 год.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 19.03.2020 года №УП-5969

До 15 октября 2020 года продлен срок уплаты налога на имущество и земельного налога физических лиц.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 19.03.2020 года №УП-5969

С 1 апреля 2020 годаот налогообложения освобождены доходы физических лиц, получаемые в виде материальной выгоды от благотворительных организаций.

Указ Президента Республики Узбекистан
от 19.03.2020 года №УП-5969

Государство предлагает бизнесу различные виды налоговых послаблений в сложившейся непростой ситуации. Указ Президента «Об очередных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии» №УП-5996 от 18 мая 2020 года вводит дополнительные льготы по налогам. Подробную информацию о возможных для вашего предприятия льготах смотрите в сводной таблице, подготовленной ведущим экспертом «Нормы» Жориллой АБДУЛЛАЕВЫМ.

Налоговые льготы для поддержки субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии отражены в следующих указах Президента:

1) Указ Президента от 19.03.2020 г. №УП-5969 ;

2) Указ Президента от 3.04.2020 г. №УП-5978 ;

3) Указ Президента от 27.04.2020 г. №УП-5986 ;

4) Указ Президента от 18.05.2020 г. №УП-5996 .

Какой из этих документов подходит для вашей конкретной ситуации?

Buxgalter.uz продолжает публиковать серию статей-таблиц по применению налоговых льгот. Прилагаемая ниже таблица поможет разобраться с налоговыми льготами для малых предприятий.

Предприятие относится к малому по одному критерию – среднегодовая численность штатных работников и лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Она определяется по итогам прошлого 2019 года. Эту численность надо сравнить с предельными значениями, указанными в Классификации организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

В новой редакции НК система налогообложения бизнеса увязана с его оборотами. Поэтому и налоговые льготы разделены на две группы:

Налоги и сборы

Малые предприятия

с оборотом до 1 млрд сум.

с оборотом свыше 1 млрд сум.

Льготы по налогам

Налог на имущество

1. Освобождаются от уплаты налога на имущество:

  • с 1 июня по 1 сентября 2020 года все малые предприятия ;
  • c 1 апреля по 31 декабря 2020 года малые предприятия - туроператоры, турагенты и субъекты сферы туризма, оказывающие гостиничные услуги (услуги по размещению) .

2. Списываются начисленные суммы:

  • налога на имущество, подлежащего уплате за апрель и май 2020 года, по которому предоставлена беспроцентная отсрочка (рассрочка) в соответствии с УП-5969 и УП-5978 ;
  • пени и штрафов по налогу на имущество по состоянию на 15 мая 2020 года, образовавшихся с 1 января 2020 года
    .

3. Приостанавливается с 1 апреля по 31 декабря 2020 года применение повышенных ставок налога на имущество в отношении неиспользуемых производственных площадей, сооружений нежилого назначения, а также начисления пени и принудительного взыскания задолженности, возникшей в результате применения повышенных ставок
.

Справочно: ставки налога на имущество юридических лиц определены в ст. 415 НК

Земельный налог

1. Освобождаются от уплаты земельного налога:

  • с 1 июня по 1 сентября 2020 года все малые предприятия ;
  • с 1 апреля по 31 декабря 2020 года малые предприятия – туроператоры, турагенты и субъекты сферы туризма, оказывающие гостиничные услуги (услуги по размещению) .

2. Списываются начисленные суммы:

  • земельного налога, подлежащего уплате за апрель и май 2020 года, по которому предоставлена беспроцентная отсрочка (рассрочка) в соответствии с УП-5969 и УП-5978 ;
  • пени и штрафов по земельному налогу по состоянию на 15 мая 2020 года, образовавшихся с 1 января 2020 года
    .

  • с 1 апреля по 31 декабря 2020 года – применение повышенных ставок земельного налога в отношении неиспользуемых производственных площадей, сооружений нежилого назначения, а также начисление пени и принудительное взыскание задолженности, возникшей в результате применения повышенных ставок ;
  • начисление и взыскание арендных платежей за использование государственного имущества малыми предприятиями, вынужденно приостановившими свою деятельность на период действия карантинных мероприятий .

Справочно: ставки земельного налога с юридических лиц определены в ст. 429 НК

Налог за пользование водными ресурсами

Снижаются в 2020 году на 50% ставки налога по объемам, используемым для орошения сельскохозяйственных угодий
.

Справочно: ставки налога за пользование водными ресурсами на 2020 г. определены в прил. №11 к ЗРУ-589 от 9.12.2019 г.

Социальный налог

Снижается ставка социального налога с 12% до 1%:

Налог с оборота

1. До конца 2020 года при предоставлении займа (финансовой помощи) без обязательств выплаты процентного дохода заимодавцу доход, определяемый на основе ставки рефинансирования, не подлежит налогообложению .
2. С 1 апреля по 1 октября 2020 года безвозмездная передача товаров (услуг) фондам «Махалля», «Доброта и поддержка», «Узбекистон мехр-шавкат ва саломатлик» и их отделениям, а также физическим лицам, включенным в перечень лиц, нуждающихся в социальной поддержке, формируемый хокимиятами, не включается в объект налогообложения

Налог на прибыль

1. Плательщики вправе представлять справку о сумме авансовых платежей по налогу начиная со II квартала 2020 года исходя из ожидаемого объема – с отменой требования его исчисления по результатам предыдущего квартала
.

2. Сумма начисленных и отсроченных коммерческими банками процентов по кредитам не включается в состав совокупного дохода при исчислении налога в период предоставленной отсрочки
.

3. С 1 апреля по 1 октября 2020 года при исчислении налога:

НДС

1. С 1 апреля 2020 года льготы по НДС, предусмотренные решениями Президента и Кабинета Министров, применяются без условия направления высвобождаемых от налогообложения средств на определенные цели
.

2. С 1 апреля по 1 октября 2020 года безвозмездная передача товаров (услуг) фондам «Махалла», «Доброта и поддержка», «Узбекистон мехр-шавкат ва саломатлик» и их отделениям, а также физическим лицам, включенным в перечень лиц, нуждающихся в социальной поддержке, формируемый хокимиятами, освобождается от НДС

Акцизы

Сохраняются до конца 2020 года действующие ставки:

  • на производимые спирт, алкогольную продукцию, включая вина и пиво;
  • при реализации конечному потребителю бензина, дизтоплива и газа
    .

Справочно: ставки акцизного налога определены в прил. №8 к ЗРУ-589 от 9.12.2019 г.

Таможенные платежи

1. Устанавливаются до 31 декабря 2020 года нулевые ставки по таможенной пошлине и акцизному налогу при ввозе товаров согласно прил. №1 к Указу от 3.04.2020 г. №УП-5978
.

2. Стройматериалы, необходимые для строительства медицинских и карантинных учреждений по борьбе с коронавирусной инфекцией, а также товары, необходимые для их функционирования, освобождаются сроком до 31 декабря 2020 года от таможенных платежей (таможенная пошлина, акцизный налог и НДС)
.

3. При ввозе экспресс-тестов по выявлению коронавирусной инфекции с них не взимается сбор за таможенное оформление

НДФЛ (справочно)

1. С 1 апреля 2020 года от налогообложения освобождаются доходы физлиц, получаемые в виде материальной выгоды от благотворительных организаций
.

2. С 1 апреля по 1 октября 2020 года не рассматривается в качестве дохода физических лиц безвозмездная помощь (денежные средства, товары и услуги), получаемая от фондов «Махалля», «Доброта и поддержка», Узбекистон мехр-шавкат ва саломатлик», юридических и физических лиц, если лица, получающие помощь, включены в перечень лиц, нуждающихся в социальной поддержке, формируемый хокимиятами
.

3. В 2020 году выплачиваемая работнику сумма материальной помощи, не облагаемая НДФЛ, увеличивается с 4,22 МРОТ до 7,5 МРОТ

Сбор за право розничной торговли алкоголем для общепита

Снижается на 25%

Туристский (гости­ничный) сбор

С 1 апреля до 1 июля 2020 года начисление и уплата сбора приостанавливаются

Отсрочка (рассрочка) уплаты налогов

Налог на имущество, земельный налог, налог за пользование водными ресурсами

Малым предприятиям предоставляется право отсрочки (рассрочки) на 6 месяцев без взимания процентов на основании решения местного органа власти

Налог с оборота, налог на имущество, земельный налог, налог за пользование водными ресурсами, социальный налог

Малым предприятиям, приостановившим свою деятельность и (или) у которых сумма выручки от реализации товаров (услуг) сокращается более чем на 50% по сравнению со среднемесячным показателем за I квартал текущего года, предоставляется право беспроцентной отсрочки (рассрочки) сроком до 31 декабря 2020 года с простым уведомлением налоговых органов:

Таможенные платежи

Малым предприятиям предоставлено право на получение отсрочки по уплате НДС при импорте товаров (работ, услуг) сроком до 120 дней

Малым предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность не менее 1 года до дня обращения в таможенные органы, предоставлено право на отсрочку по уплате таможенной пошлины и акцизного налога, взимаемых при ввозе товаров (за исключением потребительских) сроком до 1 июля 2020 года – с последующей уплатой отсроченной суммы равными долями в течение 120 дней

Льготы в сфере налогового администрирования

До 1 октября 2020 года приостанавливается применение штрафных санкций в отношении малых предприятий за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям

До 1 октября 2020 года приостанавливается начисление пени по налогу на имущество, земельному и налогу за пользование водными ресурсами малым предприятиям, испытывающим временные трудности. Также не применяется принудительное взыскание налоговой задолженности
.

Справочно: размер пени определен в ст. 110 НК

До 1 января 2021 года приостанавливается проведение налогового аудита, за исключением проводимого в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица
.

Справочно: порядок проведения налогового аудита определен в ст. ст. 140–143 НК

Сроки уплаты административных штрафов, примененных к лицам, помещенным под карантин (за исключением ответственности за нарушение правил карантина), продлеваются на период до окончания карантина

Приостанавливается взыскание имеющейся у малых предприятий по состоянию на 15 мая 2020 года задолженности по налогам, пеням и начисленным штрафам за нарушение налогового законодательства до 1 сентября 2020 года.

Налоговым органам поручено отозвать инкассовые поручения на списание и перечисление денежных средств с их счетов в банке по состоянию на 15 мая 2020 года.

Налогоплательщикам предоставлено право отозвать неисполненные по состоянию на 15 мая 2020 года платежные поручения по исполнению налоговых обязательств


Примечание: базовая расчетная величина (БРВ) – 223 000 сум., минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – 679 330 сум. на дату публикации.

Читайте также: