1 статьи 363 1 налогового кодекса рф

Опубликовано: 19.05.2024

1. Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

2. Утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

4. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность организации-налогоплательщика транспортного налога по подаче налоговой декларации в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств.

С 28 февраля 2017 года применяется новая форма налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденная Приказом ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения".

Так, согласно пунктам 1.1 и 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу налоговая декларация заполняется налогоплательщиками-организациями, осуществляющими уплату транспортного налога в соответствии с главой 28 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации. Декларация составляется за налоговый период (календарный год).

Важно, что декларация по транспортному налогу представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи по установленным форматам с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".

При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. При получении декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме в электронной форме.

Согласно пункту 2.7 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу при заполнении разделов декларации в верхней части каждой страницы указывается ИНН и код причины постановки на учет (далее - КПП) налогоплательщика.

На практике часто возникает ситуация, когда налогоплательщики транспортного налога неверно указывают в декларации КПП, в связи с чем налоговые органы привлекают таких налогоплательщиков к ответственности за непредоставление налоговой декларации. Налоговые органы в такой ситуации указывают, что в связи с неверным указанием КПП транспортных средств у них отсутствовала возможность своевременно установить факт сдачи отчетности в налоговые органы.

Однако такие доводы налоговых органов не принимаются судами.

Так, например, в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 N 05АП-5529/2015 указывается нижеследующее.

Довод налогового органа о том, что в связи с неверным указанием КПП транспортных средств у него отсутствовала возможность своевременно установить факт сдачи отчетности в налоговые органы, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку согласно пункту 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

Пункт 3 статьи 363.1 НК РФ устанавливает срок подачи налоговой декларации по транспортному налогу для организаций-налогоплательщиков - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обращаем внимание, что согласно статье 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Согласно пункту 4 комментируемой статьи налогоплательщики транспортного налога, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

В соответствии с пунктами 1 и 8 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденных Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 N 85н, постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Сведения о постановке на учет крупнейшего налогоплательщика включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Также при применении нормы пункта 4 статьи 363.1 НК РФ необходимо руководствоваться положениями Приказа Минфина РФ от 08.02.2011 N 14н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 28 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2017

ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу за 2006, 2007 годы, обязанность по представлению которых установлена пунктом 2 статьи 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Существенных нарушений инспекцией порядка проведения выездной налоговой проверки, процедуры рассмотрения материалов проверки и вынесения решения, влекущих безусловную отмену решения налогового органа.

СТ 363.1 НК РФ.

1. Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.

Абзац второй утратил силу.

2. Утратил силу с 1 января 2011 г.

3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2011 г.

4. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к
категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в
качестве крупнейших налогоплательщиков.

Комментарий к Ст. 363.1 Налогового кодекса

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363.1 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.

В соответствии с пунктом 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

При этом следует учитывать, что в силу пункта 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Приказами ФНС РФ от 19.06.2006 N САЭ-3-13/363@, от 11.04.2007 N ММ-3-13/223@ утверждены форматы представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде.

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Минфином России.

Пунктом 7 статьи 80 НК РФ установлено, что формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Минфином России, если иное не предусмотрено НК РФ.

Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н (в редакции Приказа Минфина России от 19.12.2006 N 180н, далее - Приказ N 65н) утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на транспорт и Порядок ее заполнения.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Приказа N 65н ранее действующий Приказ МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению" не применяется начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за 2006 г.

Таким образом, налогоплательщик мог столкнуться с проблемой, на каких бланках сдавать декларации (на старых или новых).

Например, в письме Управления ФНС России по г. Москве от 06.06.2005 N 09-10/39710 указано, что, если налогоплательщик представит в налоговый орган в качестве налоговой декларации документ не по установленной форме, обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган декларации следует считать неисполненной.

Следовательно, налоговый орган вправе применить к указанному налогоплательщику в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов приостановление операций по счетам в банке в соответствии со статьей 76 НК РФ, а также меры ответственности, установленные статьей 119 НК РФ.

Однако судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика. Арбитражные суды в такой ситуации указывают, что статьей 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный срок. Данная статья не предусматривает налоговую ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной (старой) форме. Такая позиция высказывалась, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2005 N Ф04-1990/2005(10068-А27-23), Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 16.11.2004 N А56-18597/04, от 02.11.2004 N А56-18734/04.

ФНС России в письме N ММ-6-01/119@ от 11.02.2005 дала два указания нижестоящим налоговым органам по данному вопросу:

- налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации при представлении ее по форме, утвержденной в установленном порядке, действующей на дату представления;

- если после принятия налоговым органом налоговой декларации утверждается новая форма налоговой декларации или в действующую форму вносятся изменения и (или) дополнения, представления налогоплательщиком налоговой декларации по вновь утвержденной форме не требуется.

По смыслу пункта 2 статьи 363.1 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 360 НК РФ отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый, второй и третий квартал.

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Минфином России.

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждена Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н (в редакции Приказа Минфина России от 19.12.2006 N 179н).

В соответствии с пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Пунктом 3 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

В письме от 17.01.2006 N 21-5-05/7@ ФНС России в отношении сроков представления налоговой декларации по транспортному налогу в соответствии с пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ отметила, что указанный пункт введен Законом N 131-ФЗ и вступает в силу с 01.01.2006.

При этом согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Таким образом, по итогам налогового периода за 2005 год налоговая декларация по транспортному налогу представляется в сроки, установленные налоговым законодательством, действующим в 2005 г.

Данные выводы ФНС России подтверждаются и судебной практикой.

В связи со вступлением с 01.01.2006 в силу статьи 363.1 НК РФ между налогоплательщиками и налоговыми органами стали возникать судебные споры, связанные с установлением данной статьей единого срока предоставления декларации по транспортному налогу.

По результатам камеральной налоговой проверки представленных налогоплательщиком налоговых деклараций по транспортному налогу за 2005 г. по месту нахождения обособленных подразделений налоговым органом вынесены решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

На основании вышеуказанных решений налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налоговой санкции.

В ходе проверки налоговым органом было установлено, что налогоплательщиком представлены налоговые декларации за 2005 г. по транспортному налогу 28.02.2006, тогда как срок их представления, по мнению налогового органа, в соответствии пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ наступил 01.02.2006.

В соответствии со статьей 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

В соответствии с положениями закона субъекта РФ, устанавливающего транспортный налог, налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками, являющимися организациями, в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Данная норма закона субъекта РФ утратила силу с 01.01.2006.

Суд указал, что действие закона субъекта РФ, установившего порядок уплаты транспортного налога за 2005 г. налогоплательщиками-организациями, распространяется на все правоотношения по уплате транспортного налога за 2005 г., действовавшие как в течение 2005 г., так и по истечении налогового периода, то есть по истечении 2005 г., как это прямо отражено в норме: окончательная сумма транспортного налога уплачивается налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом налога, в данном случае - не позднее 01.03.2006.

Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй НК РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2006, глава 28 НК РФ дополнена статьей 363.1. Согласно пункту 1 статьи 363.1 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ предусмотрено, что налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 2 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Следовательно, статья 363.1 НК РФ (в редакции Закона N 131-ФЗ), вступившая в силу с 01.01.2006, в части установления более раннего срока представления декларации (1 февраля) не может иметь обратной силы и распространяться на правоотношения по представлению декларации по транспортному налогу за 2005 г., поскольку ухудшает положение налогоплательщика. Такое разъяснение дано и в письме ФНС России от 17.01.2006 N 21-05/7а.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что налоговая декларация по транспортному налогу за 2005 г. должна представляться не позднее 01.01.2006.

При изложенных обстоятельствах у налогового органа не имелось правовых оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.03.2007 N А55-13735/06-51.

В приведенном Постановлении суд, учитывая положения статьи 5 НК РФ, пришел к выводу, что установление более ранних сроков представления деклараций не может иметь обратной силы и распространяться на правоотношения по представлению декларации по транспортному налогу за 2005 г., поскольку ухудшает положение налогоплательщика, следовательно, действия налогового органа по привлечению налогоплательщика к налоговой ответственности не правомерны.

К аналогичному мнению пришел ФАС Поволжского округа в Постановлении от 13.03.2007 N А55-12742/06, указав, что налоговым органом при вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, на основании которого выставлено оспариваемое требование, не учтены положения статьи 5 НК РФ, согласно которой акты законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В Постановлении от 13.02.2007 N А55-9704/06 ФАС того же округа указал, что, поскольку налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, изменения, введенные в действие с 01.01.2006, могут распространяться только на очередной налоговый период, то есть 2006 год, следовательно, в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Однако в судебной практике существует противоположная точка зрения.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком декларации по транспортному налогу за 2005 год.

По результатам проверки налоговым органом принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, за несвоевременное представление декларации по транспортному налогу за 2005 год в виде взыскания штрафа.

Основанием для начисления штрафа послужил вывод налогового органа о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ срок представления декларации по транспортному налогу - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а она представлена налогоплательщиком 20.02.2006.

Законом субъекта РФ установлено, что налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй НК РФ" были внесены изменения. В частности, статья 363 НК РФ была дополнена абзацем, в соответствии с которым "срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ", а глава 28 НК РФ была дополнена статьей 363.1.

В силу пункта 3 статьи 363.1 НК РФ налоговые декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В связи с внесенными в главу 28 НК РФ изменениями норма Закона субъекта РФ, предусматривающая срок представления декларации по транспортному налогу, была признана утратившей силу.

Текст Закона субъекта РФ был официально опубликован в газете и вступил в силу с 01.01.2006.

Таким образом, с момента введения в действие с 01.01.2006 статьи 363.1 НК РФ положения пункта 11 статьи 3 Закона субъекта РФ, устанавливающие сроки представления налоговой декларации по транспортному налогу в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, утратили юридическую силу и применению не подлежат.

Начиная с 01.01.2006 дата представления налоговых деклараций по транспортному налогу (по сроку не позднее 01.02.2006) установлена исключительно статьей 363.1 НК РФ.

Поэтому суд указал, что вывод о том, что, поскольку налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год, изменения, введенные в действие с 01.01.2006, распространяются только на очередной налоговый период 2006 г., неправомерен. Следовательно, налоговый орган обоснованно привлекал налогоплательщика к ответственности за непредставление декларации по транспортному налогу в установленный статьей 363.1 НК РФ срок.

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.03.2007 N А55-11905/06-29.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог

Пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

Пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

В разделе 2.6. книги мы рассмотрели вопрос о том, что признается местом нахождения имущества в целях статьи 83 НК РФ. Напомним, что местом нахождения имущества признается:

    • для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
    • для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества;
    • для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
Итак, организации-налогоплательщики осуществляют регистрацию транспортных средств по месту своего нахождения, но нередко в связи с производственной необходимостью указанные транспортные средства направляются для работы в другие города, где осуществляется их постановка на временный учет. В связи с этим возникает вопрос, необходимо ли уплачивать транспортный налог по месту временной регистрации транспортных средств.

В пункте 40 Методических рекомендаций №БГ-3-21/177 указано, что в том случае, если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится. Таким образом, организация не должна представлять налоговую декларацию и производить уплату транспортного налога в налоговом органе по месту временной регистрации транспортных средств.

Немало вопросов по поводу уплаты транспортного налога возникает и в том случае, когда автомобиль зарегистрирован по месту нахождения головной организации, но передается для использования в филиал компании, расположенный в другом городе того же субъекта Российской Федерации. Куда в этом случае следует производить уплату транспортного налога? По месту государственной регистрации автомобиля или по месту его фактического использования?

Прежде всего, напомним, что согласно статье 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

В Письме Минфина Российской Федерации от 12 октября 2006 года №03-06-04-04/43 отмечено, что пунктом 22 Правил №59 установлено, что регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации. Таким образом, налог следует уплачивать по месту государственной регистрации автомобиля, то есть, в нашем случае, по месту нахождения головной организации.

Тем не менее, согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, полномочия которого должны быть документально подтверждены.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций могут исполнять обязанность этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений. Такая возможность установлена статьей 19 НК РФ.

В Письме Минфина Российской Федерации от 16 июля 2004 года № 03-05-11/103 говорится о том, что налогоплательщики – организации исчисляют сумму налога самостоятельно и представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в установленный срок. Этот же налоговый орган осуществляет контроль уплаты в бюджет транспортного налога и ведет карточку лицевого счета.

Также пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится в порядке и в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

Если законами субъектов Российской Федерации не установлены сроки уплаты авансовых платежей, то согласно Письму ФНС Российской Федерации от 18 июля 2006 года №21-5-05/61 «О транспортном налоге» налогоплательщики, являющиеся организациями, вправе не уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу.

При установлении срока уплаты налога законодательные органы субъектов Российской Федерации должны учитывать, что установленный ими срок уплаты налога для налогоплательщиков – организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ. То есть срок уплаты транспортного налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В отношении авансовых платежей, являющихся частью транспортного налога, срок уплаты также не может быть установлен раньше срока представления налоговых расчетов, установленного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ. Такое мнение высказано специалистами финансового ведомства в Письме Минфина Российской Федерации от 28 апреля 2006 года №03-06-04-02/12«Об исчислении и уплате транспортного налога организациями».

В Письме ФНС от 22 февраля 2006 года №ГВ-6-21/193@ «О транспортном налоге» указано, с 1 января 2006 года Федеральным законом от 20 октября 2005 года №131-ФЗ «О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» для налогоплательщиков-организаций установлены отчетные периоды по транспортному налогу, порядок исчисления и сроки уплаты авансовых платежей, а также сроки представления расчетов по авансовым платежам. Таким образом, начиная с 2006 года, в случае нарушения установленных статьей 363 НК РФ сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, подлежат уплате пени за каждый день просрочки авансового платежа.

В книге мы неоднократно отмечали, что налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год. До 1 января 2006 года отчетные периоды по налогу предусмотрены не были, и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению соответствующих расчетов. Также субъектам Российской Федерации не было предоставлено право определения отчетных периодов и сроков уплаты авансовых платежей по итогам отчетных периодов. Таким образом, до 1 января 2006 года правовые основания для начисления и взыскания пеней за просрочку уплаты авансовых платежей отсутствовали.

По поводу возврата начисленных и взысканных налоговыми органами сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003-2005 годов Минфин Российской Федерации в Письме от 2 июня 2006 года № 03-06-02-02/73 сообщил следующее:

«В случае признания закона субъекта Российской Федерации о транспортном налоге противоречащим федеральному законодательству и, следовательно, недействующим налогоплательщики в силу статьи 21 Кодекса имеют право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Кодекса решение о возврате излишне взысканных сумм пени принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взысканы суммы пени, а судом - в порядке искового судопроизводства.

Учитывая изложенное, полагаем, что возврат излишне взысканных сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 годов необходимо производить налоговым органам на основании письменного заявления налогоплательщика в том случае, если закон субъекта Российской Федерации о транспортном налоге в части установления авансовых платежей по транспортному налогу признан судом недействующим.

В настоящее время Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. №59-Г05-26 и от 29 марта 2006 г. №33-Г06-4 признаны недействующими в части установления авансовых платежей по транспортному налогу соответственно положения Закона Амурской области от 18 ноября 2002 г. №142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области» и Закона Ленинградской области от 22 ноября 2002 г. №51-ОЗ «О транспортном налоге».

Обратите внимание!

Отчетные периоды по транспортному налогу установлены статьей 360 НК РФ только для налогоплательщиков, являющихся организациями. Для налогоплательщиков – физических лиц отчетные периоды не установлены, следовательно, на них не возложена обязанность по уплате авансовых платежей. В Письме ФНС Российской Федерации от 18 июля 2006 года №21-5-05/61@ «О транспортном налоге» отмечено, что налогоплательщики – физические лица должны уплачивать транспортный налог по истечении налогового периода в срок, установленный законом субъекта Российской Федерации. В то же время обращено внимание, что согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщики вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу, должны быть указаны:

  • сумма налога, исчисленная исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода;
  • срок уплаты транспортного налога;
  • дата направления налогового уведомления.
Если законом субъекта Российской Федерации предусмотрены авансовые платежи по транспортному налогу, то в налоговом уведомлении указываются:

  • суммы платежей по налогу;
  • сроки уплаты платежей;
  • дата направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление на уплату налога передается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда физическое лицо уклоняется от получения налогового уведомления, уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 июля 2012 г. N 44-АПГ12-11

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Пирожкова В.Н.,

судей Калининой Л.А., Горчаковой Е.В.

при секретаре Аверине А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Законодательного Собрания Пермского края на решение Пермского краевого суда от 10 апреля 2012 г. об удовлетворении заявления заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим пункта 1 статьи 23 Закона Пермского края от 30 августа 2008 г. N 1685-296 "О налогообложении в Пермском крае" в редакции Закона Пермского края от 31 октября 2011 г. N 855-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермского края", предусматривающего уплату транспортного налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение незаконным и необоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 1 статьи 23 Закона от 30 августа 2008 г. N 1685-296 "О налогообложении в Пермском крае" в редакции Закона Пермского края от 31 октября 2011 г. N 855-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермского края", предусматривающего уплату транспортного налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Противоречие данного регионального положения пункту 1 статьи 1 , пункту 6 статьи 3 , пункту 3 статьи 12 , пункту 3 статьи 57 и пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор усматривал в том, что, законодатель Пермского края, устанавливая срок уплаты транспортного налога физическими лицами, нарушил нижний предел периода времени, согласно которому срок уплаты не может быть установлен.

Кроме того, считал, что использование в контексте оспариваемой нормы термина "не позднее" допускает различное толкование данной нормы, тем самым нарушается принцип правовой определенности.

Губернатор и Законодательное Собрание Пермского края возражали против удовлетворения заявления.

Решением Пермского краевого суда 10 апреля 2012 г. заявление прокурора удовлетворено, пункт 1 статьи 23 Закона Пермской области от 30 августа 2001 г. N 1685-296 "О налогообложении в Пермском крае" (в редакции Закона Пермского края от 31 октября 2011 г. N 855-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермского края") признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе Законодательное Собрание Пермского края просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, которым отказать заместителю прокурора.

Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени ( статьи 251 , 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Удовлетворяя заявление прокурора о признании недействующим пункта 1 статьи 23 Закона Пермской области от 30 августа 2001 г. N 1685-296 "О налогообложении в Пермском крае" (в редакции Закона Пермского края от 31 октября 2011 г. N 855-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермского края"), суд первой инстанции исходил из того, что данная правовая норма не соответствует требованиям формальной определенности, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к нарушению права граждан-налогоплательщиков платить законно установленные налоги.

Такой вывод основан на неправильном толковании Налогового кодекса Российской Федерации, которым регламентированы властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По общему правилу, сформулированному федеральным законодателем, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом . Акты законодательства о налогах и сборах должны быть изложены таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (статья 3) .

Обязанность по уплате налога и сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (статья 44) . Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно (статья 45) .

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются данным Кодексом применительно к каждому такому действию. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (статья 57) .

Транспортный налог, являясь региональным налогом (статья 14) , устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом , порядок и сроки его уплаты (статья 356) .

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают, транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363) .

Очевидно, что при таком положении региональный законодатель, вводя транспортный налог и в связи с этим устанавливая срок уплаты данного налога для физических лиц не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, в компетенцию Российской Федерации не вторгается, принципов налогообложения не отменяет, права налогоплательщиков, предусмотренных федеральным законодателем, не ограничивает и не изменяет содержания обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

При этом использование региональным законодателем в контексте оспариваемой нормы термина "не позднее" само по себе не может расцениваться как внесение неясности в порядок и сроки уплаты транспортного налога физическими лицами. Срок уплаты налога определен календарной датой, следующего за истекшим налоговым периодом, что в полной мере согласуется с требованиями, предъявляемыми федеральным законодателем к сроку уплаты налога.

Что же касается предписания федерального законодателя о том, что срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября, следующего за истекшим налоговым периодом, исполнение этого предписания - безусловная обязанность правоприменителя, которая не нуждается в подтверждении в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что неправильное толкование закона является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, Судебная коллегия полагает обжалуемое решение суда первой инстанции отменить с вынесением нового решения об отказе заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 статьи 23 Закона Пермского края от 30 августа 2008 г. N 1685-296 "О налогообложении в Пермском крае" в редакции Закона Пермского края от 31 октября 2011 г. N 855-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермского края".

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199 , 328 , 329 , 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решение суда Пермского краевого суда от 10 апреля 2012 г. отменить, вынести новое решение, которым заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 статьи 23 Закона Пермского края от 30 августа 2008 г. N 1685-296 "О налогообложении в Пермском крае" в редакции Закона Пермского края от 31 октября 2011 г. N 855-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермского края" отказать.

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ раздел IX части второй настоящего Кодекса дополнен главой 28, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона.

Согласно статье 5 настоящего Кодекса федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ в статью 356 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона.

Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ пункт 2 статьи 358 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 9, вступающим в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Статья 360 НК РФ - Налоговый период. Отчетный период

Ф едеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ статья 360 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона.

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

2.1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.

2. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.

3. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

2. Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

4. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Читайте также: