Налоговые льготы энергоэффективных объектов

Опубликовано: 09.05.2024


Объекты недвижимости высокого класса энергоэффективности освобождаются от налогообложения. Конституционный Суд РФ подтвердил, что данная льгота не распространяется на нежилые здания, строения и сооружения (Определение КС РФ от 2 июля 2019 г. № 1832-О).

Ранее Верховный Суд РФ указал, что энергетический паспорт торгового центра не является основанием для применения льготы по налогу на имущество. Класс энергоэффективности определяется только в отношении многоквартирных домов и товаров (оборудования или иного движимого имущества). Налоговая льгота не предназначена для объектов коммерческого назначения.

Кроме того, она применяется только к тем объектам, для которых класс энергоэффективности может быть определен в соответствии с действующими нормативными актами (Информация ФНС РФ от 31.07.2019).

Более подробно см. здесь.

Ну, не знаю. Я почему то не вижу великого смысла так ограничивать льготу, поэтому всегда считал (и сейчас убежден), что эту льготу можно было распространять и на нежилые здания.

Вот давайте еще раз всё посмотрим, п. 21 ст. 381 НК РФ освобождает от налогообложения на первые три года вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в их отношении законодательством РФ предусмотрено определение классов энергетической эффективности.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон об энергоэффективности) к полномочиям органов государственной власти РФ в области энергосбережения относятся, в частности, установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов, а также определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Согласно ст. 2 Закона об энергоэффективности класс энергетической эффективности – это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. В соответствии с разделом 4.5 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» класс энергетической эффективности «А» (А+, А++) является очень высоким, а класс «В» - высоким.

Во исполнение Закона об энергоэффективности Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 (далее по тексту – Постановление Правительства № 18) утверждены Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, согласно п. 3 которых:

  • класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов,
  • а также может быть установлен по решению застройщика или собственника в отношении иных зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию.

Сами правила определения класса энергетической эффективности утверждены во исполнение Постановления Правительства № 18 Приказом Минстроя РФ от 06.06.2016 № 399/пр. При этом, поскольку Постановление Правительства № 18 предусматривает обязательное установление класса энергоэффективности только для жилых домов, то вполне объяснимо, что указанный Приказ Минстроя регламентирует определение класса энергетической эффективности именно и только для многоквартирных домов.

Однако данное обстоятельство – отсутствие утвержденных правил определения класса энергоэффективности для нежилых зданий – не отменяет вышеупомянутую норму Постановления Правительства № 18 о возможности установления такого класса для иных зданий по решению собственника. Соответственно, вывод о том, что «законом не предусмотрено установление класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами», является необоснованным. Иначе говоря, хотя правила установления класса энергоэффективности по нежилым зданиям и не формализованы Минстроем, однако сама возможность установления по ним такого класса законодательством предусмотрена.

В силу ст. 15 Закона об энергоэффективности энергетический паспорт как документ, свидетельствующий об объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, об определении показателей энергетической эффективности, определении потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и др., составляется по результатам энергетического обследования и передается заказчику. Кроме того, энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

При этом законодательство о налогах и сборах не устанавливает критериев по признаку норм - оснований для выдачи энергетического паспорта (Закон об энергоэффективности, СНиП и т.п.).

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 23.05.2013 № 11-П законы о налогах и сборах должны содержать четкие и понятные нормы, а акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Необходимость для участников налоговых правоотношений исходить прежде всего именно из буквального толкования налогового закона обусловлена тем, что налоговые правоотношения основаны на властном методе правового регулирования, требующем строгого следования тексту налогового закона.

Поэтому, по нашему мнению, норма п. 21 ст. 381 НК РФ подлежит применению именно в том понимании и толковании, как она сформулирована: льгота по налогу на имущество применяется при одновременном выполнении следующих условий:

  1. здание является вновь вводимым (подтверждается первичным документом о вводе объекта в эксплуатацию),
  2. законодательством предусмотрено установление класса энергетической эффективности здания (в отношении зданий, не являющихся многоквартирными домами, такое установление по решению собственника предусмотрено в п. 3 Требований, утвержденных Постановлением Правительства № 18),
  3. здание имеет высокий класс энергетической эффективности (подтверждается энергетическим паспортом во исполнение ст. 15 Закона об энергоэффективности).

Вот я и полагал, что из прямого прочтения положений п. 21 ст. 381 НК РФ следует правомерность освобождения от налогообложения налогом на имущество вновь вводимых зданий, в том числе не являющихся многоквартирными домами, при наличии на них энергетического паспорта, в котором будет указано на высокий класс энергетической эффективности.

Очень жаль, что судебная практика пошла по другому, по формальному пути.

В 2011 году в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) было внесено одно незначительное дополнение, которое по прошествии пяти лет стало причиной множества административных и судебных споров. В данной статье предлагается к обсуждению одна из налоговых льгот, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ и применяемая к налогу на имущество организаций (далее – Налоговая льгота).

Согласно п. 21 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

Налоговая льгота позволяет не платить налог на имущество организаций в течение трех лет в отношении отдельных объектов, что крайне выгодно для собственников объектов недвижимости.

Однако применение налоговой льготы в отношении зданий на практике породило множество споров и противоречивую судебную практику, которую до настоящего времени Верховный суд Российской Федерации не привел к общему знаменателю.

Для того, чтобы разобраться в проблеме применения налоговой льготы нам необходимо ознакомиться с письменными разъяснениями Минфина России, который за пять лет существования налоговой льготы неоднократно изменял и уточнял свою позицию.

1. Письмом от 25 марта 2015 г. Минфин России высказал позицию, согласно которой налоговая льгота может применяться только в отношении многоквартирных домов, так как Приказом Минрегиона РФ от 8 апреля 2011 г. N 161 определены правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов. В отношении иных объектов недвижимого имущества законодательством не предусмотрено определение классов энергетической эффективности.

2. Письмом от 2 февраля 2017 г. Минфин России изменил свою позицию, сославшись на Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. N 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», и решил, что налоговая льгота по налогу на имущество организаций может применяться в отношении вновь вводимых объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе зданий), имеющих высокий класс энергетической эффективности, при наличии на них энергетического паспорта.

3. Письмом от 29 мая 2017 г. Минфин России дополнил свою позицию тем, что энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергетической эффективности, должен быть изготовлен на дату постановки на бухгалтерский учет вновь вводимого объекта недвижимого имущества.

Из этого можно сделать вывод о том, что с 2012 по 2017 год Минфин России, а соответственно налоговые органы, считали, что применение налоговой льготы к объектам недвижимого имущества, за исключением многоквартирного дома, невозможно.

Почему же изменилась позиция Минфина России в 2017 году? Мы считаем, что изменение позиции финансового органа произошло из-за судебной практики, которая встала на сторону налогоплательщиков.

Одним из первых критически оценил позицию Минфина России Арбитражный суд Кемеровской области. Решением от 16 сентября 2016 г. по заявлению ООО «Новострой» к налоговому органу признано недействительным решение налогового органа в части предложения об уплате недоимки по налогу на имущество организаций.

При этом арбитражный суд руководствовался следующими обстоятельствами.

1. Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество.

2. На основании п. 21 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности – в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (код льготы 2010338).

3. Правила определения класса энергетической эффективности объектов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении).

В силу п. 1 ст. 11 Закона об энергосбережении здания, строения, сооружения, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. 4 ч. 1 ст. 16 Закона об энергосбережении предусмотрено проведение обязательного энергетического обследования в отношении организаций, производящих тепловую энергию вне зависимости от того, является ли это основным видом деятельности организации.

В соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 16 Закона об энергосбережении проведение энергетического обследования для Заявителя обязательно, так как согласно обстоятельствам спора объем потребленных Обществом энергетических ресурсов в стоимостном выражении в 2015 году превысил пороговое значение, установленное законодательством (Правительством Российской Федерации от 16.08.2014 N 818).

4. Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18.

5. В соответствии с п. 5.3 ст. 15 Федерального закона N 261-ФЗ и исходя из содержания правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18, по результатам энергетического обследования зданий составляется энергетический паспорт.

6. Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования установлены Приказом Минэнерго N 400. Энергетический паспорт, составленный в соответствии с требованиями Приказа Минэнерго N 400, предполагает определение класса энергетической эффективности обследуемого объекта.

7. В силу п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - Заключение о соответствии). Для получения Заключения о соответствии на Объект Обществу необходимо представить в Госстройнадзор Кемеровской области энергетический паспорт Объекта, заполненный в соответствии с требованиями раздела 12 СНиП 23-02-2003, который предусматривает определение класса энергетической эффективности Объекта.

Таким образом арбитражный суд подтвердил право налогоплательщика на применение налоговой льготы в отношении зданий, не являющихся многоквартирными домами.

В 2017 г. судебная практика добралась до Арбитражного суда Московской области, где аналогичные решения в пользу налогоплательщиков были приняты в деле N А41-90181/2016 и деле N А41-41173/2017.

Важно проанализировать то, что происходило после вынесения решения Арбитражным судом Кемеровской области.

Во-первых, Минфин России Письмом от 2 февраля 2017 признал право на применение налоговой льготы в отношении зданий при наличии на них энергетического паспорта.

Во-вторых, увеличилось количество обращений в налоговые органы и в суд с требованием предоставить налоговую льготу, а затем освободить от налогообложения или возвратить суммы излишне уплаченного налога за три года.

Результатом этого явилось вынесенное Минфином России Письмо от 29 мая 2017 г., в котором финансовый орган постарался сократить количество налогоплательщиков, претендующих на получение налоговой льготы путем толкования нормы, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ.

Данным письмом установлено требование, согласно которому энергетический паспорт здания должен быть изготовлен не позднее постановки здания на бухгалтерский учет. Рассмотрим ситуацию, которая позволит понять смысл данного письма.

Налогоплательщик ввел торговый центр в эксплуатацию и поставил на баланс в качестве основного средства в январе 2013 г. В марте 2014 г. налогоплательщик уплатил сумму налога на имущество организаций за 2013 г.

В январе 2015 г. налогоплательщик получил энергетический паспорт в отношении торгового центра, в котором указан высокий класс энергетической эффективности. После получения энергетического паспорта налогоплательщик подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций с требованием возвратить излишне уплаченную сумму налога за 2013 г. на основании налоговой льготы.

Фактически налогоплательщик утверждает то, что торговый центр в 2013 г. обладал высоким классом энергетической эффективности, что подтверждается энергетическим паспортом, изготовленным в январе 2015 г.

Арбитражный суд Московской области в деле N А41-90181/2016 по этому поводу указал следующее: «Доводы заинтересованного лица о том, что энергетические паспорта получены в 2016 и 2017 годах, то есть значительно позже введения объектов в эксплуатацию, в связи с чем общество не имело право на льготу в более ранних периодах, не принимаются судом, так как налоговым органом не доказано, что в конструкции соответствующих объектов с момента их ввода в эксплуатацию вносились какие-либо изменения, влияющие на показатели энергетической эффективности зданий».

Десятый арбитражный апелляционный суд согласился с указанной позицией. Позиция Арбитражного суда Московского округа оказалась иной (дело А41-90181/2016), право на применение налоговой льготы кассация не подтвердила.

Стоит обратить внимание на то, что к спорам повышенный интерес проявляют не только стороны, в качестве третьего лица к делам привлекается Минэнерго России, так как этот орган устанавливает требования к энергетическим паспортам (на права и обязанности Минэнерго споры влияния не оказывают).

Есть и другие примеры отрицательной судебной практики. Так Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 марта 2017 г. по делу N А65-30815/2016 заявителю было отказано в признании права на применение налоговой льготы. При этом арбитражный суд руководствовался тем, что класс энергетической эффективности в соответствии с действующим законодательство можно определить только для многоквартирных домов.

Данное решение было оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 августа 2017 г. Такая судебная позиция мне представляется не соответствующей действующему законодательству, так как даже Минфин России в своих последних разъяснениях признал возможность применения налоговой льготы к зданиям отличным от многоквартирных домов.

Интересно, что ни одна судебная инстанция не берется разрешать споры по налоговой льготе с первого заседания. Одна сторона просит отложиться и подождать разъяснений финансового органа, судьи ждут позиций вышестоящих судов.

Я бы сказал, что у всех участников возникают сомнения в правильности применения льготы. Это означает, что необходимо применять ч. 7 ст. 3 НК РФ (неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщиков). Эта норма права создана для подобных споров.

Также стоит отметить, что с 1 января 2018 г. п. 21 ст. 381 НК РФ будет применяться только в том случае, если принят соответствующий закон субъекта РФ.

Это правило вводится в действие Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-Ф ХЗ. Хотел почитать пояснительную записку к законопроекту, чем объясняют необходимость принятия закона субъекта РФ для применения льготы. Но не нашел этот законопроект в АСОЗД.

Удалось пообщаться с представителем Центрального аппарата ФНС относительно налоговой льготы в рамках студенческого юридического форума. Настроены категорично. Говорят, что необходимо оценивать волю законодателя, которая при установлении льготы была направлена на многоквартирные дома.

Мне же представляется, что у нас вносят изменения в законодательство, не задумываясь о возможных последствиях.

Ирина Стародубцева

C 1 января 2012 г. введена льгота по налогу на имущество в отношении объектов с высокой энергетической эффективностью. Как определяется высокая энергоэффективность основных средств? С какими препонами сталкивается налогоплательщик, пытаясь применить налоговую льготу?

«Энергоэффективная» льгота по налогу на имущество предусмотрена п.21 ст. 381 НК РФ.

Компании освобождены от налогообложения налогом на имущество в отношении:

  • вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ (код льготы 2010337);

В настоящее время перечень таких объектов установлен Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 г. №600 (далее по тексту – Перечень №600, пред. редакция - Постановление РФ от 16.04.2012 г. №308 применялось по 29.06.2015 г. включительно);

  • вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (код льготы 2010338).

!Материалы по теме
!Материалы по теме

Таким образом, из анализа данной нормы следует, что к первой категории относятся объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, а ко второй категории льготных объектов относятся объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Определяем, подпадают ли объекты основных средств под льготу

Для первой категории основных средств (речь идет об основных средствах, для которых не установлен класс энергетической эффективности) компания должна руководствоваться Перечнем №600, который применяется с 30.06.2016 г.

Перечень №600 возможно применять и к основным средствам, которые приняты на учет и до 30.06.2016 г., если у них не истек трехлетний срок со дня их постановки на налоговый учет (Письмо Минфина РФ от 18.02.2016 г. N03-03-06/1/9212). Если объектов основных средств не было в перечне, утв. Постановлением РФ от 16.04.2012 г. №308, но они появились в Перечне №600, то компания вправе применить к ним льготу с 30.06.2016 г.

Перечень №600 включает в себя II раздела:

I. Объекты и технологии, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности в зависимости от применяемых технологий и технических решений и вне зависимости от характеристики объектов.

ПРИМЕР №1.

Объект основного средства «Тепловые насосы», код ОКОФ – 142912000 (Насосы и оборудование компрессорное).

Напомним, что с 1 января 2017 г. действует новый ОКОФ ОК 013-2014 (утв. Приказом Минпрома и торговли РФ от 12.12.2014 г. №2018-ст).

В разделе I Перечня №600 приведена качественная характеристика объекта, обусловливающая его высокую энергетическую эффективность.

В отношении основного средства «Тепловые насосы» - это использование возобновляемых источников энергии, в частности, тепла грунта, воды и воздуха.

II. Объекты и технологии, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, на основании соответствия объектов установленным значениям индикатора энергетической эффективности (далее по тексту - ИЭЭФ).

ПРИМЕР №2.

Объект основного средства «Котлы теплофикационные водогрейные» (наименование объектов и технологий должно соответствовать нормативно-технической документации), код ОКОФ – 142813120.

В разделе II Перечня №600 приведен количественный показатель энергетической эффективности.

В отношении основного средства «Котлы теплофикационные водогрейные» значение коэффициента полезного действия должно быть не менее 94%.

То есть ключевым показателем является значение ИЭЭФ. Все просто, когда в техническом паспорте на объект основного средства указан ИЭЭФ. Сравнив показатель, приведенный в технической документации с установленным значением, принимается решение об использовании льготы.

Например, в паспорте основного средства «Котлы теплофикационные водогрейные» приведен коэффициент полезного действия 95,5%. Следовательно, компания вправе воспользоваться льготой в отношении указанного основного средства.

Сам порядок расчета индикатора нормативными актами не установлен. Кроме того, компания может напрямую обратиться за расчетом ИЭЭФ непосредственно к производителю основных средств.

Для второй категории основных средств (речь идет об основных средствах, для которых установлен класс энергетической эффективности).

Как определяется класс энергетической эффективности?

Определение класса энергетической эффективности осуществляется производителем, импортером в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которых устанавливаются Правительством РФ (п.4 ст.10 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», далее по тексту – Закон №261-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. №1222 (далее по тексту – Постановление №1222) утвержден перечень видов товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. То есть компания должна убедиться, что наименование оборудования приведено в Постановлении №1222.

В перечне, утвержденном Приказом Минпромторга РФ от 07.09.2010 г. №769, прописана обязанность производителей/импортеров установить класс энергоэффективности в отношении оборудования, содержащегося в Постановлении №1222.

Для классов энергетической эффективности товаров применяются следующие обозначения:

При этом класс «A» применяется для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, а класс «G» - для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью из числа товаров, отнесенных к одной категории (с учетом характеристик).

Кроме того, установлены дополнительные классы энергетической эффективности «A+», «A++» для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью (по возрастанию – «A+», «A++»). Такие классы используются при появлении на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса «A» (п.5 Постановления №1222).

Льгота по налогу на имущество применяется, если основное средство отнесено к классам «A», «A+», «A++» (Письма Минфина РФ от 26.02.2016 г. №03-03-06/1/10868, от 20.08.2013 г. №03-05-04-01/33917, ФНС РФ от 29.04.2013 г. №БС-4-11/7889@).

А в соответствии с Законом №261-ФЗ приказом Минстроя РФ от 06.06.2016 г. №399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (далее по тексту – Приказ №399/пр) утверждены Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов.

Согласно таблице 2 Правил многоквартирными домами, имеющими высокий класс энергетической эффективности для целей налогового законодательства, являются дома классов «A», «A+», «A++» (п.25 Приказа №399/пр).

Таким образом, если многоквартирному дому присвоен один из указанных классов энергетической эффективности, компания вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество по п.21 ст.381 НК РФ при соблюдении всех прочих установленных ограничений (Письмо ФНС РФ от 25.03.2015 г. №БС-4-11/4821@).

Необходимо отметить, что налоговая льгота в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность или высокий класс энергетической эффективности, применяется в отношении новых объектов, то есть введенных с 01.01.2012 г., и не распространяется на объекты, учтенные на балансе компании в составе основных средств до 2012 года (Письма Минфина РФ от 11.05.2012 г. №03-05-05-01/23, от 21.02.2012 г. №03-05-05-01/11, от 27.01.2012 г. №03-05-05-01/06).

В связи с этим возникают споры о принятии к учету имущества в составе основных средств после 01.01.2012 г., если объекты основных средств фактически использовались компанией до 2012 г.

ПРИМЕР №3.

Компанией на основании разрешения на строительство, проекта на реконструкцию проводилась реконструкция цеха электроплавильного цеха и модернизация мелкосортного стана.

С целью реконструкции цеха компанией были заключены контракты на поставку и шефмонтаж импортного оборудования с иностранными фирмами и контракт на проектирование, производство, поставку и ввод в эксплуатацию (шефмонтаж) оборудования для трехручьевой машины непрерывного литья заготовок. Согласно условиям названных договоров сторонами проводятся холодные испытания, горячий пуск, гарантийные испытания поставляемого оборудования.

В ходе проверки налоговая инспекция пришла к выводу, что объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, еще в 2011 году отвечали всем признакам основных средств, указанным в п.4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №26н), поскольку, начиная с 2011 года, использовались компанией в производственной деятельности в целях извлечения дохода.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные налоговым органом доказательства безусловно свидетельствуют об использовании компанией спорных объектов по своему назначению в производственной деятельности с получением экономической выгоды и извлечением дохода в 2011 году, признал доказанным вывод инспекции о необоснованном применении налоговой льготы.

Однако суд апелляционной инстанции пришел к иным выводам на основании следующего.

Несмотря на то, что акты предварительной приемки подписывались по объектам в 2010 и 2011 гг., поставка оборудования и его шеф-монтаж, акты окончательной приемки подписаны в 2013 году. Разрешение на строительство было выдано компании администрацией города (в лице Главного управления архитектуры и градостроительства) в 2009 году на два года. В связи с тем, что часть работ по реконструкции в цехе не были выполнены в 2011 г., компания в этом же году обратилась в администрацию города с заявлением о продлении срока строительства. На основании указанного заявления администрация города продлила разрешение на строительство до 30 июня 2012 года.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что все указанные объекты должны включаться в состав основных средств единовременно в момент окончания строительства последнего объекта. При этом реконструкция последнего объекта осуществлена в 2012 году.

То есть на основании полного исследования было установлено, что спорное имущество не отвечало критериям основного средства, поскольку в 2012 году эти объекты требовали доведения до состояния готовности и возможности эксплуатации.

В Определении ВС РФ от 11.11.2014 г. №306-КГ14-2064 сформулирована позиция, согласно которой спорный объект не подлежит учету в качестве основного средства, поскольку его первоначальная стоимость может быть окончательно сформирована только после завершения строительно-монтажных работ, проводимых с целью его доведения до состояния, пригодного к эксплуатации (Постановление АС Уральского округа от 20.05.2015 г. №Ф09-2950/15).

В противном случае (если стоимость объекта основного средства окончательно сформирована в 2011 г.), воспользоваться льготой компания не вправе.

!Бухучет_Грамотный бухгалтер
!Бухучет_Грамотный бухгалтер

Где содержится информация о классе энергетической эффективности?

Как правило, в техническом паспорте на основное средство.

Определение класс ИЭЭФ предоставлено производителю, импортеру в соответствии с правилами, установленными уполномоченным органом, их сведения включаются в техническую документацию, маркировку. И если технический паспорт не содержит сведений о ИЭЭФ и завод –
производитель не отнес продукцию к объектам, имеющим высокую ИЭЭФ, то льгота применению не подлежит (Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 г. №А76-19284/2015).

Для многоквартирных домов класс энергоэффективности указывается в графе 9.2.23 проектной декларации (утв. Приказом Минстроя РФ от 20.12.2016 г. №996/пр), а также в энергетическом паспорте (п.18 Приказа №399/пр).

«Недвижимая» имущественная льгота

По мнению контролирующих органов, в отношении нежилых зданий, имеющих высокий класс энергоэффективности, налог на имущество уплачивается в общем порядке, то есть льготу в отношении таких зданий применить нельзя (Письма Минфина РФ от 17.06.2016 г. №03-05-05-01/35443, 03-05-05-01/35438, 03-05-05-01/35435).

Данный вывод сделан на основании п.5 ст.11 Закона №261-ФЗ, в котором указано, что требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения:

  • временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;
  • строения, сооружения вспомогательного использования;
  • отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров.

Кроме того, финансисты опираются на выводы, сделанные в Постановлении АС Северо-Западного округа от 18.11.2014 г. №А26-707/2014 (Определением ВС РФ от 06.02.2015 г. №307-КГ14-7982 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию), в котором указано, что «из смысла названной льготы следует, что энергоэффективными для целей налогообложения являются товары и оборудование (движимое имущество), а не иные объекты».

Но, как свидетельствует судебная практика, отказ в льготе в отношении нежилых зданий, прежде всего, связан с отсутствием энергетического паспорта с указанием класса энергоэффективности на нежилой объект (Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 г. №А26-706/2014, АС Северо-Западного округа от 02.04.2015 г. №А26-2517/2014, Определение АС Республики Карелия от 17.02.2015 г. №А26-704/2014).

Но, если у компании имеется энергетический паспорт, а также выполняются остальные условия, связанные с реализацией льготы, то суд принимает сторону компании.

ПРИМЕР №4.

Компания применила льготу по коду 2010338, предусмотренную п. 21 ст.381 НК РФ в отношении здания Торгово-развлекательного центра (далее по тексту - ТРЦ).

Основаниями для использования льготы являются следующие факты:

  • зданию ТРЦ «Планета» по результатам обязательного энергетического обследования выдан энергетический паспорт и присвоен класс энергетической эффективности «А»;
  • здание ТРЦ, как вновь вводимый объект, в отношении которого предусмотрено определение класса энергетической эффективности, имеет категорию энергоэффективности «Высокая»;
  • объект ТРЦ введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 12.11.2014 г;
  • объект ТРЦ находится на балансе компании.

С учетом изложенного апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что компанией документально подтвержден высокий класс энергетической эффективности объекта, спорный объект (здание) относится ко второй категории льготных объектов, в связи с чем, применение заявителем льготы, предусмотренной 2 ч. п.21 ст. 381 НК РФ, является правомерным.

Кроме того, на основании положений п.1 ст.11 НК РФ судом обоснованно отклонен довод налогового органа о неприменении к спорным правоотношениям норм Закона №261-ФЗ, который не регулирует отношения в сфере налогообложения.

Как отметили судьи, нормативные акты, на которые ссылается налогоплательщик, регулируют отношения по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности и приняты с целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования и повышения энергетической эффективности и, следовательно, правомерно применены налогоплательщиком (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 г. №А27-13534/2016).

Таким образом, имущественная льгота предоставляется по объектам основным средств, которые:

  • приняты на учет после 01.01.2012 г.;
  • включены в перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, который утверждает Правительство РФ;

  • принадлежат к объектам, в отношении которых законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, и иметь высокий класс энергетической эффективности.

Но, как видим, реализация права на льготу в части недвижимого имущества, с высокой долей вероятности приведет к налоговым спорам.

Комментарии

Добавить комментарий

ID"]=> string(5) "39128" ["NAME"]=> string(94) "НК РФ предусматривает льготу по налогу для энергоэффективных объектов недвижимости организаций" ["

NAME"]=> string(94) "НК РФ предусматривает льготу по налогу для энергоэффективных объектов недвижимости организаций" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "36" ["

IBLOCK_ID"]=> string(2) "36" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["

IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["DETAIL_TEXT"]=> string(2595) "

  • для многоквартирных домов, в том числе расположенных в них квартир и иных помещений, при наличии энергетического паспорта вновь вводимого многоквартирного дома, подтверждающего высокий класс энергоэффективности объекта;
  • для административно-деловых и (или) торговых объектов недвижимости – если на дату постановки на бухгалтерский учет вновь вводимого объекта имелся энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергоэффективности данного объекта.
  • для многоквартирных домов, в том числе расположенных в них квартир и иных помещений, при наличии энергетического паспорта вновь вводимого многоквартирного дома, подтверждающего высокий класс энергоэффективности объекта;
  • для административно-деловых и (или) торговых объектов недвижимости – если на дату постановки на бухгалтерский учет вновь вводимого объекта имелся энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергоэффективности данного объекта.

DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(271) "

PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["DETAIL_PICTURE"]=> array(1) < ["SOCIAL"]=>NULL > ["

DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "11/09/2018 14:10:53" ["

TIMESTAMP_X"]=> string(19) "11/09/2018 14:10:53" ["ACTIVE_FROM"]=> string(10) "06/08/2017" ["

ACTIVE_FROM"]=> string(10) "06/08/2017" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["

LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(109) "/about/news/nk-rf-predusmatrivaet-lgotu-po-nalogu-dlya-energoeffektivnykh-obektov-nedvizhimosti-organizatsiy/" ["

DETAIL_PAGE_URL"]=> string(109) "/about/news/nk-rf-predusmatrivaet-lgotu-po-nalogu-dlya-energoeffektivnykh-obektov-nedvizhimosti-organizatsiy/" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["

LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(96) "nk-rf-predusmatrivaet-lgotu-po-nalogu-dlya-energoeffektivnykh-obektov-nedvizhimosti-organizatsiy" ["

CODE"]=> string(96) "nk-rf-predusmatrivaet-lgotu-po-nalogu-dlya-energoeffektivnykh-obektov-nedvizhimosti-organizatsiy" ["EXTERNAL_ID"]=> string(5) "39128" ["

EXTERNAL_ID"]=> string(5) "39128" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(5) "Forus" ["

IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(5) "Forus" ["IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["

IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(0) "" ["

IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(0) "" ["LID"]=> string(2) "nf" ["

LID"]=> string(2) "nf" ["NAV_RESULT"]=> bool(false) ["DISPLAY_ACTIVE_FROM"]=> string(10) "08.06.2017" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(0) < >["FIELDS"]=> array(0) < >["DISPLAY_PROPERTIES"]=> array(0) < >["IBLOCK"]=> array(88) < ["ID"]=>string(2) "36" ["

ID"]=> string(2) "36" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "11/09/2018 15:11:10" ["

TIMESTAMP_X"]=> string(19) "11/09/2018 15:11:10" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(5) "Forus" ["

IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(5) "Forus" ["LID"]=> string(2) "nf" ["

LID"]=> string(2) "nf" ["CODE"]=> string(4) "news" ["

ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(2) "15" ["

SORT"]=> string(2) "15" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["

PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["

DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["

DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["

RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["

RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["

RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> string(1) "0" ["

RSS_FILE_LIMIT"]=> string(1) "0" ["RSS_FILE_DAYS"]=> string(1) "0" ["

RSS_FILE_DAYS"]=> string(1) "0" ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["

RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> string(0) "" ["

XML_ID"]=> string(0) "" ["TMP_ID"]=> NULL ["

TMP_ID"]=> NULL ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["

INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["

INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["

WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["

SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["

VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["

LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["

EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["

EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["SECTIONS_NAME"]=> string(7) "Разделы" ["

SECTIONS_NAME"]=> string(7) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(6) "Раздел" ["

ELEMENT_NAME"]=> string(7) "Новость" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["

BIZPROC"]=> string(1) "N" ["LIST_MODE"]=> string(0) "" ["

LIST_MODE"]=> string(0) "" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["

SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["

RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> NULL ["

SECTION_PROPERTY"]=> NULL ["PROPERTY_INDEX"]=> NULL ["

PROPERTY_INDEX"]=> NULL ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(0) "" ["

CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(0) "" ["EXTERNAL_ID"]=> string(0) "" ["

EXTERNAL_ID"]=> string(0) "" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["

Минфин России разъяснил, как применять постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности» в отношении амортизации и налогообложения налогом на имущество объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность.

Повышающий коэффициент к норме амортизации

Некоторые основные средства отдельные налогоплательщики вправе амортизировать в ускоренном режиме. Это значит, что основную норму амортизации объекта разрешено увеличить на повышающий коэффициент. Размер коэффициента следует установить на дату ввода в эксплуатацию основного средства.

Например, с коэффициентом не выше 2 (п. 1 ст. 259.3 НК РФ) можно начислять амортизацию по следующим видам имущества:

используемого для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, кроме случаев, когда основные средства относятся к амортизационным группам с первой по третью, и амортизацию по ним начисляют нелинейным методом;

собственных амортизируемых основных средств сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрик, животноводческих комплексов, зверосовхозов, тепличных комбинатов) и организаций - резидентов промышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны (ст. 9 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации");

основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность,– согласно перечню, установленному постановлением Правительства РФ или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если таковой определен.

Льготы по налогу на имущество

От налогообложения освобождаются:

имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров;

организации, за исключением судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;

организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"»;

организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"»;

организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнем таких объектов, утвержденных Правительством РФ, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (п. 21 ст. 381 НК РФ).

Как определить энергоэффективность имущества

Энергоэффективность имущества определяется двумя путями.

Основные средства промышленного назначения, для которых не установлены классы энергетической эффективности, определяются по перечню, устанавливаемому Правительством РФ. Это оборудование различных отраслей промышленности и разных производств, имеющее в соответствии с технической документацией производителя индикатор энергетической эффективности (ИЭЭФ) (письмо Минфина России от 15.08.2013 № 03-03-06/1/33221). Если в технической документации отсутствует указание на ИЭЭФ, организация вправе самостоятельно его рассчитать на основании показателей и характеристик, приведенных в технической документации производителя, в соответствии с утвержденной ею методикой (письма Минфина России от 05.02.2013 № 03-03-06/1/2423, от 31.01.2013 № 03-03-06/1/1912). Если самостоятельно рассчитанное значение индикатора удовлетворяет значению, утвержденному в официальном перечне, имущество может быть признано имеющим высокую энергетическую эффективность.

Класс энергетической эффективности товара определяет производитель, импортер в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которых устанавливаются Правительством РФ (Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ), а именно Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222. Согласно этому документу, в настоящее время классы энергетической эффективности товаров обозначаются как A, B, C, D, E, F, G (от высшего к низшему). Информация о классе энергетической эффективности должна содержаться в техдокументации на товары и в их маркировке. Для новых товаров, поступающих на рынок, с энергетической эффективностью, превышающей класс А, вводятся дополнительные классы A+, A++. Объекты, отнесенные к классам A, A+, A++, признаются имеющими высокий класс энергетической эффективности в целях налогообложения (письмо Минфина России от 20.08.2013 № 03-05-04-01/33917).

Применение постановления № 600

Постановление № 600 официально опубликовано 22.06.2015, а вступило в силу по истечении семи дней после дня первого официального опубликования (п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»). Документ не содержит специальных положений о порядке его применения, значит, оно должно применяться с момента вступления его в силу, то есть 30.06.2015.

Таким образом, применение коэффициента 2, установленного подпунктом 4 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ, к объектам, включенным в перечень Постановления № 600, начинается с 01.07.2015.

По объектам, к которым ранее применялся указанный коэффициент, но данные объекты не поименованы в Постановлении N 600, применение коэффициента прекращается с 01.07.2015. Если вошли – то применяется. На это финансисты обращали внимание налогоплательщиков в письме от 17.09.2015 № 03-03-06/1/53537.

Напомним, что в связи с принятием Постановления № 600 отменено постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 308, которым был утвержден перечень энергоэффективных основных средств, к которым можно было применять коэффициент ускоренной амортизации до 30.06.2015.

От налога на имущество освобождаются организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (п. 21 ст. 381 НК РФ). Указанная норма действует с 01.01.2012.

В отношении льготы по налогу на имущество также действовал перечень объектов, утвержденный постановлением Правительства № 308, которое согласно пункту 4 Постановления № 600 признано утратившим силу. Следовательно, налоговая льгота по пункту 21 статьи 381 налогового кодекса РФ в отношении указанных в Постановлении № 308 вновь введенных объектов не применяется, если такие объекты поставлены на баланс начиная с 30.06.2015.

В то же время в отношении поставленных на учет в период с 01.01.2012 до 30.06.2015 вновь введенных объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, указанных в Постановлении № 308, льгота по налогу на имущество сохраняется, если не истек трехлетний срок со дня постановки их на учет. Но только в случае, если они вошли в новый перечень. Это важное уточнение (по аналогии с налогом на прибыль) тоже следует из комментируемого письма, хотя может остаться незамеченным.


Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/9212 от 18.02.2016

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения Постановления правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 600 "Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности" и сообщает следующее.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 600 "Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности" (далее - Постановление N 600) официально опубликовано 22.06.2015.

Согласно пункту 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Исходя из изложенного, а также принимая во внимание, что Постановление N 600 не содержит специальных положений о порядке его применения, указанное постановление Правительства Российской Федерации должно применяться с момента вступления его в силу, то есть с 30 июня 2015 г.

Таким образом, применение коэффициента 2, установленного подпунктом 4 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), к объектам, включенным в перечень Постановления N 600, начинается с июля 2015 года.

По объектам, к которым ранее применялся указанный коэффициент, но данные объекты не поименованы в Постановлении N 600, применение коэффициента прекращается с июля 2015 года.

Согласно пункту 21 статьи 381 Кодекса освобождаются от налога на имущество организаций организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. Указанная норма вступила в силу с 1 января 2012 года.

Перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 308 (далее - Постановление N 308).

Согласно пункту 4 Постановления N 600 признано утратившим силу Постановление N 308.

В силу указанных нормативных правовых актов налоговая льгота по пункту 21 статьи 381 Кодекса в отношении указанных в Постановлении N 308 вновь введенных объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов, не применяется, если такие объекты поставлены на баланс начиная с 30 июня 2015 года.

В то же время в отношении поставленных на учет в период с 1 января 2012 года до 30 июня 2015 года вновь введенных объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, указанных в Постановлении N 308, льгота по пункту 21 статьи 381 Кодекса сохраняется, если не истек трехлетний срок со дня постановки их на учет.

Таким образом, по мнению Департамента, Постановление N 600 распространяется на вновь введенные объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, поставленные на баланс начиная с 30 июня 2015 года, а также в отношении вошедших в перечень объектов, у которых не истек трехлетний срок со дня постановки на учет указанного имущества.

Читайте также: