Плата за участие в электронной процедуре налог на прибыль

Опубликовано: 13.05.2024

Участие в торгах и тендерах, связанных с заключением договора на поставку товаров, может быть оптимальным способом заключения выгодных контрактов. Но их участники несут затраты, результатом которых может быть как выигрыш заказа, так и проигрыш. Важно знать, как они отражаются в учете и можете ли вы учесть такие расходы в целях налогообложения.

Тендер – это выбор поставщика на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ на конкурсной основе по заранее объявленным в документации правилам. Большая часть тендеров проходит в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Информация о закупках размещена в Единой информационной системе в сфере закупок. Конкурентные способы определения поставщиков в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков в электронной форме, проводятся на электронной площадке (сайт в Интернете) (п. 17 ч. 1 ст. 3 закона № 44-ФЗ). Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (п. 1 ст. 447 ГК РФ).

Основные затраты на участие в тендерах:

• оформление электронной цифровой подписи (ЭЦП);

• вознаграждение оператору ЭП;

• комиссия банка за блокировку денежных средств;

• обеспечение заявки и исполнения контракта.

Для участия поставщика в тендере необходимо иметь денежные средства на оформление ЭЦП и регистрацию на площадке. Затраты на электронную подпись включают стоимость ключевого носителя (USB-токен) и стоимость генерации ключа. Ключевой носитель отражается в составе материальных расходов и списывается на счета учета затрат (п. 2 ПБУ 5/01, п. 3 ФСБУ ФСБУ 5/2019). Стоимость генерации ключа учитывается единовременно как расходы по обычным видам деятельности (коммерческие или управленческие) (п. 5, 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Операторы ЭП вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт (ч. 4 ст. 24.1 закона № 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.05.2018 № 564). В случае наличия у участника закупки специального счета оператор ЭП вправе предъявить распоряжение о переводе денежных средств к специальному счету (п. 7 Правил взимания операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 564). Данные затраты учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99).

Если электронная процедура выиграна, но контракт не заключен, то плата за участие в торгах учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Участник закупки может предоставлять заказчику финансовое обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе в виде денежных средств или банковской гарантии (ч. 2 ст. 44 закона № 44-ФЗ, ч. 25 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ). Чаще всего на электронных торгах претенденты вносят денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках (ч. 10 ст. 44 закона № 44-ФЗ, ч. 13 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ). Для участия в конкурсе или аукционе производится блокирование средств на спецсчете в размере обеспечения соответствующей заявки. Предоставление участником обеспечения заявки не относится к расходам (ч. 20 ст. 44 закона № 44-ФЗ, ч. 15 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ, п. 2, 3 ПБУ 10/99).

Денежные средства, перечисленные организацией в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не включаются в состав расходов, поскольку не соответствуют понятию расхода, установленному п. 2 ПБУ 10/99. Они учитываются в качестве дебиторской задолженности на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (п. 2, 16 ПБУ 10/99) либо на спецсчете отражают на счете 55 «Специальные счета в банках». Одновременно сумма обеспечения заявки на участие в конкурсе отражается на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Комиссия банка за блокировку денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются участнику тендера в установленных законом случаях. При возврате суммы обеспечения какой-либо экономической выгоды и дохода у организации не возникает (п. 2 ПБУ 9/99). При этом производится обратная запись по указанным счетам.

Обычно организация, выигравшая тендер, предоставляет заказчику финансовое обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Это может быть банковская гарантия либо внесение денежных средств на счет заказчика (ч. 3 ст. 96 закона № 44-ФЗ). За выдачу гарантии организация выплачивает банку вознаграждение. Расходы на гарантию относятся к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99).

Участник торгов может учесть стоимость банковской гарантии при налогообложении прибыли в составе затрат на оплату банковских услуг (подп. 25 п. 1 ст. 264 и подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). Причем указанные расходы равномерно распределяются на весь срок действия банковской гарантии.

Расходы на участие в проигранных торгах компания вправе учесть в составе внереализационных расходов, если они связаны с выполнением требований организатора торгов, и не возвращаются при проигрыше. Минфин России не против единовременного учета таких затрат при исчислении налога на прибыль (Письмо от 16.01.2008 № 03-03-06/1/7). Возможность учета расходов в данном случае прямо зависит от надлежащего оформления соответствующих документов (ст. 252 НК РФ). Указанные расходы организация может признать косвенными и учесть на дату их осуществления (п. 1 ст. 272, п. 2 ст. 318 НК РФ).

НДС, предъявленный поставщиками материалов, использованных при подготовке документации для участия в конкурсе, и принятый к вычету в момент принятия к учету материалов, не подлежит восстановлению независимо от результатов проведения конкурса, поскольку такое восстановление не предусмотрено гл. 21 НК РФ (п. 3 ст. 170, подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Обеспечение заявки на участие в конкурсе не связано с реализацией товаров. Следовательно, объекта обложения НДС, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, при перечислении денежных средств в целях обеспечения заявки и их возврате не возникает. Выдача банковской гарантии НДС не облагается (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ). Поэтому налоговых последствий по НДС при выплате вознаграждения гаранту у организации не возникает.

Налог, уплачиваемый при применении УСН

Денежные средства, перечисленные на лицевой счет участника, открытый оператором электронной площадки для обеспечения участия в открытых аукционах, для организации расходом не являются, поскольку контролируются организацией. При блокировке этих средств оператором электронной площадки расхода у организации также не возникает, поскольку такой вид расхода не предусмотрен п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При прекращении блокировки этих денежных средств экономической выгоды у организации не возникает (п. 1 ст. 41 НК РФ).

«Упрощенцу», принимающему участие в различных тендерах, конкурсных или аукционных торгах, может потребоваться электронная цифровая подпись. Минфин РФ указал, что расходы, связанные с участием в подобных мероприятиях, не упоминаются в закрытом перечне расходов, признаваемых на «упрощенке» (Письмо от 08.08.2014 № 03-11-11/39673). Следовательно, «упрощенец» не вправе учитывать расходы не только на получение электронной цифровой подписи, но и на оплату услуг удостоверяющего центра и оформление сертификата ключа ЭЦП, если они были произведены для участия в электронных торгах.

В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.2014 по делу № А13-9590/2013 указано, что расходы на участие в аукционе являются частью производственного процесса, направлены на ведение хозяйственной деятельности для получения дохода, в связи с чем подлежат отнесению к расходам согласно положениям ст. 346.16 и 254 НК РФ. Спорные расходы отвечают требованиям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

Вознаграждение банка за выдачу банковской гарантии учитывается в составе расходов при определении налоговой базы на основании подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанный расход признается в фактически уплаченной сумме после выдачи банком банковской гарантии на основании абзаца первого подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Торги – одна из эффективных форм заключения сделок, которой гарантируются их максимальная прозрачность и максимальная выгода для обеих сторон. Это касается как организаторов, так и участников. В некоторых случаях договор можно заключить только через участие в процедуре закупки посредством торгов, например, если речь идет о покупателях: МУП, госучреждениях, госкорпорациях.

Современные торги проводятся в удобной электронной форме на сетевых электронных площадках. Нет необходимости покидать офис, чтобы отслеживать торги и их результат. Перед бухгалтером компании в первую очередь возникает вопрос, как учесть суммы, обеспечивающие участие в электронной торговой процедуре: аукционе или конкурсе.

Электронные торги и их обеспечение

ГК РФ, в частности ст. 447-1, позволяет заключать договор купли-продажи, арендный договор, договор подряда, оказания услуг на торгах. Торги с участием государственных организаций и МУП регулируются ФЗ №44 от 05-04-2013 г., рядом других нормативных актов.

Торги в форме аукциона предполагают, что победит предложивший максимальную цену, а начинаются торги с начальной минимальной цены, указанной в объявлении. Участники аукциона постепенно повышают цену лота, пока не выявится победитель. Торги, организованные как конкурс, выигрывает участник, предложивший наилучшие условия. В объявлении указывается максимально возможная цена. Конкурс проводится при участии конкурсной комиссии, сформированной заранее. Участники конкурса представляют комиссии индивидуальные проекты, выбирается наиболее экономичный и креативный.

Заявка, участвующая в торгах, должна быть обеспечена. Обеспечительная сумма для организатора торгов является гарантией участия в них. Размер суммы определяет организатор.

Конкурсы и аукционы обеспечиваются(по тексту ФЗ №44 ст. 44):

  • банковской гарантией;
  • денежными средствами.

При проведении торгов на электронной площадке блокируется лицевой счет участника и денежные средства на нем. В рамках госзакупок, согласно ФЗ №44, спецсчета открываются не на электронной площадке, а в банке. Перечень банков определен распоряжением Прав-ва №1451-р от 13-07-18 г.

Возврат обеспечительной суммы происходит в следующих случаях:

  • по итогам конкурса или аукциона участник не признан победителем;
  • торги отменены по инициативе контролирующего органа, организатора;
  • участник принял решение не участвовать в них, либо снят с торгов, оказался единственным поставщиком, например, при проведении госзакупки.

Если участник признан победителем торгов, но отказывается заключать договор, который был предметом торгов, обеспечительный платеж не возвращается.

Вопрос: Казахстанская организация предоставляет российской организации возможность участия в электронных торгах. Относятся ли указанные услуги к услугам в электронной форме в соответствии со ст. 174.2 НК РФ? Возникают ли у российской организации обязанности налогового агента по НДС?
Посмотреть ответ

Бухгалтерский учет обеспечительных платежей

Обеспечительные платежи отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 76, к которому рекомендуется открыть субсчет «закупки». Сумма обеспечения одновременно отражается на забалансовом счете 009. Расходы на использование электронной площадки могут отражаться по счетам 20, 26, 44 и т.д.

  • Дт 76 Кт 51 — перечислен обеспечительный платеж.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 76 — возвращен обеспечительный платеж.
  • Кт 009 — списана сумма обеспечения.

Если при учете обеспечительных платежей используются специальные банковские счета, целесообразно формировать проводки с участием счета 55. Многие организации – участники электронных торгов используют этот счет БУ и при работе непосредственно с лицевым счетом электронной площадки.

  • Дт 55-св. Кт 51 — перечисление средств на спецсчет (лицевой счет).
  • Дт 55-бл. Кт 55-св — блокировка средств в сумме обеспечительного платежа по заявке.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 55-св Кт 55-бл. — разблокирован обеспечительный платеж.
  • Кт 009 — списана сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 55 — переведены средства на расчетный счет.

К счету 55 могут быть открыты субсчета «электронная площадка», «торги» и др. При формировании внутренних проводок с помощью субсчетов разделяют заблокированные средства и свободные средства.

Если победитель не желает исполнять свои обязанности, избегает заключения договора, денежное обеспечение переходит заказчику — Дт 91-2 Кт 55 (76). При этом, если имела место банковская гарантия, делается внутренняя проводка Дт 76 (заказчик) Кт 76 (банк) – задолженность гасится банком, а затем победитель расплачивается с ним: Дт 76 (банк) Кт 51.

Затраты по обеспечению электронных торгов

В широком смысле обеспечение участия в торгах на электронных площадках не ограничивается только обеспечительным платежом как таковым. Фирма несет необходимые затраты, без которых участие в торгах невозможно. Их необходимо корректно отражать в бухгалтерском учете, руководствуясь также нормами НК РФ.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся корреспонденции счетов. Услуги электронной площадки как затраты, связанные с подготовкой торгов, в целях НУ можно принимать к вычету по НДС, если имеется счет-фактура и соблюдаются положения ст. 172 НК РФ. На основании банковских документов, акта и счета-фактуры от электронного оператора делаются бухгалтерские проводки:

  • Дт 76 (60) Кт 55 – электронная площадка сняла сумму за услуги.
  • Дт 26 (20, 44 и др.) Кт 76 (60) – сумма услуг эл. площадки (без НДС).
  • Дт 19 Кт 76 (60) – зафиксирован НДС на сумму услуг эл. площадки.

По налогу на прибыль организаторы относят такие расходы к прочим, связанным с производством и реализацией, по видам (ст. 264 НК РФ). В БУ делается запись Дт 91-2 Кт 60 (76).

Банковская гарантия, как один из видов обеспечения торгов, носит возмездный характер. Комиссия отражается проводками:

  • Дт 91-2 Кт 76 (60) – зафиксирована банковская комиссия.
  • Дт 76 (60) Кт 51 – оплачена с расчетного счета банковская комиссия.

На заметку! Внесение обеспечительного платежа не учитывается в целях НУ, в доходах и расходах в расчетах базы по налогу на прибыль, НДС до тех пор, пока не определится победитель. Тогда он может получить вычет по НДС, если сумма является предоплатой (оплатой) за участие в конкурсе и предметом торгов было заключение договора. Аналогичный принцип действует при расчете налога на прибыль.

Приобретение ЭЦП отражается по Дт 97, с кредита счетов расчетов с поставщиками. При этом носитель, диск, если он выделен в документации, сразу списывается в затраты — Дт 20,26, 44 и т.п. Кт 60 (76). Электронный ключ, сертификат, стоимость гарантийного обслуживания списываются равномерно, в течение всего срока, пока будет использоваться ключ (как правило, год) — Дт 20,26,44 и т.п. Кт 97.

Как учесть в целях налога при УСН расходы на вознаграждение оператора торговой площадки аукциона и электронных торгов и оплату услуг по документальному сопровождению участия в закупках?


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация понесла расходы за услуги по предоставлению доступа к электронной торговой площадке (ЭТП) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Доступ к ЭТП оплачен в 2019 году за год (с 01.01.2019 по 31.12.2019). Организация использует ЭТП для реализации продукции (работ, услуг).
Каким образом в бухгалтерском и налоговом учете отразить такие расходы?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения прибыли расходы в виде услуг по предоставлению доступа на электронную торговую площадку рекомендуем учитывать равномерно в течение года, за который произведена оплата за указанные услуги.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 17 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.
Аналогично определяется электронная площадка в п. 20 ст. 110 в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - как сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся торги в электронной форме.
Таким образом, оплата услуг доступа на электронную торговую площадку (далее - ЭТП) является оплатой за услуги информационных систем.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, определяющим критерием для признания расходов является то, что расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В рассматриваемом случае организация использует ЭТП для реализации продукции (работ, услуг). Считаем, что в этих условиях расходы организации на оплату доступа к электронной торговой площадке могут быть признаны для целей налогообложения.
Так, согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" и иные аналогичные системы) относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
При методе начисления согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов (для затрат в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги)) признается одна из дат:
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последнее число отчетного (налогового) периода.
При этом в п. 1 ст. 272 НК РФ указано: "В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов".
Указанные положения НК РФ финансовое ведомство истолковывает следующим образом: расходы, которые относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, должны признаваться в целях налогообложения не единовременно, а равномерно в течение срока, к которому они относятся (смотрите, например, письма Минфина России от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690, от 14.03.2016 N 03-03-06/1/13948, от 09.02.2016 N 03-03-06/1/6519, от 18.01.2016 N 03-03-06/1/1123, от 21.09.2015 N 03-03-06/4/53865). Если из документов, подтверждающих расходы, этот срок установить невозможно, то он определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Учитывая изложенное, рекомендуем учитывать расходы, связанные с получением доступа к ЭТП, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, равномерно в течение года (за который осуществлена оплата). В этом случае соответствующая часть расходов подлежит признанию на последнее число отчетного (налогового) периода в силу пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ (письмо Минфина России от 15.10.2008 N 03-03-05/132).
Отметим, что соответствующих разъяснений контролирующих органов по отношению конкретно к услугам информационных систем нам обнаружить не удалось, поэтому высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением.
Применяемый метод учета расходов рекомендуем закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
При этом обращаем внимание, что высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением. Учитывая отсутствие разъяснений официальных органов по рассматриваемой ситуации, организация может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1 ст. 21 НК РФ воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу, наличие которых учитывается в случае возникновения спора в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика (ст. 111 НК РФ).

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими. Расходы на оплату услуг вычислительных центров, информационных систем можно отнести на основании п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности.
Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий (п. 16 ПБУ 10/99):
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Вместе с тем если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то они признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).
Поскольку по условию вопроса доступ к сайту у организации "открыт" в течение года, то информацию с данного сайта предприятие также предполагает получать в течение года. Иными словами, расходы на оплату доступа к сайту относятся, по нашему мнению, к авансам выданным.
Расходы организации на оплату доступа к ЭТП являются управленческими расходами, которые формируют расходы по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99).
Однако, поскольку указанные расходы обусловливают получение выручки (доходов) в течение целого года, организация может признавать их путем обоснованного распределения между отчетными периодами.
Напомним, что согласно п. 20 ПБУ 10/99 порядок признания управленческих расходов должен быть раскрыт в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности.
Рассматриваемые виды расходов в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, отражаются по дебету счетов учета затрат (20, 25, 26) в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". При этом сумма оплаченного аванса за годовой доступ к ЭТП изначально учитывается на счете 76 (60). Стоимость предоставленных организации таких информационных услуг организация по мере поступления информации списывает на счета учета затрат.
Предположим, что оплата за услуги доступа к ЭТП осуществлена в июле 2019 года, а период действия доступа в соответствии с договором установлен с 01.01.2019 по 31.12.2019. Рекомендуем следующие проводки:
1. Июль 2019 г.:
Дебет 60, Кредит 51
- произведена оплата услуг по доступу к ЭТП.
2. Июль 2019 г.:
Дебет 26 Кредит 60
- признаны расходы в размере 7/12 оплаченной годовой суммы за период с января 2019 г. по июль 2019 г.
3. Август-декабрь 2019 г.:
Дебет 26 Кредит 60
- ежемесячно признаны расходы в размере 1/12 оплаченной годовой суммы.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Признание расходов на производство и реализацию при методе начисления;
- Энциклопедия решений. Учет расходов на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

9 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Плата, взимаемая электронными площадками торгов фото

Минфин дал пояснения по поводу платы на электронных площадках по закупкам и торгам. Электронные площадки торгов и закупкам закрепили плату за заключение контракта. Эту плату электронные площадки берут с начала ноября этого года. Помимо этого, подобную плату производят и те, кто является единственным участником конкурса.

Публикация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Ответсвенность КоАП в сфере закупок.jpg

Письмо Минфина России от 6 ноября 2018 г. № 24-06-08/79659 "Об осуществлении закупок в электронной форме"

Минфин указал в письме № 24-06-08/79659, что взимание оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы предусмотренно частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ. Таким образом операторы электронных площадок имеют право устанавливать плату за пользование сервисом. Также операторы могут устанавливать порядок взимания платы и ее размер.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 N 564

Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 N 564 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров" определяет, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с участника, который заключает контракт.

Предельный размер платы за пользование электронной площадкой торгов

Сегодня определён предельный размер платы, который равен одному проценту начальной (максимальной) цены контракта и не более чем 5000 рублей без учёта налога на добавленную стоимость.

СМП и СОНКО платят не более 2000 рублей электронной площадке по закупках

СМП – субъекты малого предпринимательства.

СОНКО - социально-ориентированные некоммерческие организации. Часто можно встретить аббревиатуру СОНО, она расшифровывается точно так. В пункте 1 ст. 31.1 Федерального закона № 7 от 12.01.1996 перечислены категории подобных организаций.

Если контракт заключается в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ предельный размер такой платы не может составлять более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Таким образом, следует учитывать, что при включении в размер устанавливаемой платы суммы налога на добавленную стоимость общий размер взимаемой платы не должен превышать 2 тыс. рублей. Другими словами, Минфин указывает, что НДС должен быть уже учтен в 2000 рублей.

Каков размер платы при совместном конкурсе и аукционе?

Статья 25 Закона N 44-ФЗ предполагает, что два и более заказчика могут проводить совместные конкурсы. Часть 5 статья 25 Закона N 44-ФЗ указывает, что порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088

Пункт 5 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088 "Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов", указывает, что совместный конкурс или аукцион проводится в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ в отношении конкурсов или аукционов.

Согласно части 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ электронной процедурой является проводимый в электронной форме:

конкурс с ограниченным участием,

Закрытой электронной процедурой является проводимый в электронной форме:

закрытый конкурс с ограниченным участием,

закрытый двухэтапный конкурс,

На основании изложенного при проведении совместного конкурса или аукциона плата взимается с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, однократно вне зависимости от количества контрактов, подлежащих заключению каждым заказчиком. То есть победитель должен оплатить один раз, независимо от количества контрактов (заказчиков).

Когда можно взимать плату за пользование электронной площадкой?

Информация о размере платы подлежит обязательному размещению на сайте, функционирование которого обеспечивается программно-аппаратными средствами электронной площадки, специализированной электронной площадки (далее - сайт электронной площадки), и в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) с указанием даты начала ее взимания.

Пунктом 3 Правил установлено, что при утверждении платы оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки устанавливают дату начала взимания такой платы.

Взимание платы ранее дня, следующего за днем размещения информации о размере платы в соответствии с пунктом 2 Правил, не допускается и плата подлежит взиманию по результатам электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после дня начала ее взимания.

На основании изложенного, учитывая, что взимание платы ранее дня, следующего за днем размещения информации о размере платы в соответствии с пунктом 2 Правил, не допускается, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки при установлении даты начала взимания (в случае установления такой даты) платы при утверждении, изменении в соответствии с Правилами размера такой платы следует учитывать срок, необходимый для размещения информации о таком размере как на сайте электронной площадки, так и в ЕИС.

О взимании платы при конкурентных закупках с участием субъектов малого и среднего предпринимательства

Учитывая, что предельный размер платы, не превышающий 2 тыс. рублей Постановлением N 564 предусмотрен исключительно в отношении закупок, проводимых в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, оператор электронной площадки вправе взимать плату с лица, с которым заключается договор, в размере, не превышающем 5 тыс. рублей без учета налога на добавленную стоимость, по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемой в соответствии со статьей 3.4 Закона N 223-ФЗ.

Пониженный максимальный размер платы предусмотрен только для закупок у СМП и СОНКО по Закону N 44-ФЗ.


Тарифы Электронных Торговых Площадок

С 1 июля 2018 года начало действовать постановление Правительства России №564 от 10 мая 2018 г. Согласно этому документу операторы торговых электронных площадок получают право взимать плату с участников закупочных процедур. В постановлении также прописан максимальный размер такого вознаграждения и порядок его выплаты. Перед началом участия в тендерах всем потенциальным поставщикам нужно изучить новые правила и быть готовыми к дополнительным расходам.

Суть изменений

В 2018 году в 44 Федеральный закон внесено множество изменений, которые в том числе коснулись и оплаты потенциальными поставщиками своего участия в тендере. Так в нём появился пункт 4 статьи 24.1, согласно которому ЭТП приобретают право назначать плату за участие компаний в закупках. В постановлении указан максимально возможный размер такого вознаграждения, его превышение не допускается.

Раньше торговые площадки самостоятельно занимались распределением средств, поступающих к ним в качестве обеспечения заявок. На время проведения процедуры деньги блокировались на счету участника, и площадка распоряжалась ими так, как считала целесообразным, извлекая из этого прибыль. По новому порядку обеспечение заявок будет перечисляться на специальные счета, регистрируемые участниками в аккредитованных финансовых учреждениях. Таким образом, финансовый поток на операторам площадок прекращается, а, следовательно, они потеряют источник дохода. Для обеспечения бесперебойной деятельности и получения прибыли площадкам и разрешили брать плату за свои услуги.

По статистике на каждой ЭТП, обеспечивающей проведение государственных закупок, за год реализуется более 3,5 миллионов контрактов. Специалисты утверждают, что с введением новых правил, площадки смогут зарабатывать до 12 миллиардов рублей в год.

Кто должен будет платит ь

Согласно нормам постановления №564 оплата будет взиматься с участника, признанного победителем закупочной процедуры, с которым в дальнейшем будет заключаться контракт. Если этот поставщик отказывается подписывать договор, то оплатить победу в тендере он все равно обязан. Об этом ему будет направлено уведомление в личный кабинет.

В ситуациях, когда контракт будет заключаться с участником, занявшим по результатам закупочной процедуры второе место, оператор площадки не обладает правом брать с него плату. На это указывает пункт 3 постановления №564.

Правила взимания платы

После того, как участник закупки будет официально признан победителем, в течение одного рабочего дня оператор ЭТП направляет ему уведомление о необходимости внесения платы. В нем должна быть указана сумма, подлежащая к выплате. Размер платы площадка может менять в любой момент по своему усмотрению, но он не должен превышать предельных сумм, установленных Правительством.

Выплата вознаграждения оператору производится путем перевода денег на банковский счет, но если у победителя закупки открыт специальный счет, то списание платы осуществляется с него. Для этого в течение рабочего дня со дня публикации в сети финального протокола закупки ЭТП оправляет в банк, где открыт спецсчет победителя, информацию о необходимости списания денежных средств.

В рамках договора, заключенного между ЭТП и финансовым учреждением осуществляется перевод средств со счета участника на счет площадки. Средства удерживаются из суммы, заблокированной в качестве обеспечения заявки. Следовательно, оплата будет проведена автоматически, без дополнительного участия обладателя спецсчета.

Предельный размер выплаты

Максимальная величина суммы, которую можно запросить с победителя, установлена пунктом 2 постановления №864. Она составляет:

1% от НМЦК, но не больше 5000 рублей без учета налога на добавленную стоимость, при реализации обычных закупок.

1% от НМЦК, но не больше 2000 рублей, если закупка реализуется среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

За оператором торговой площадки закреплено право устанавливать сумму вознаграждение меньше максимальной. А вот превышать её он не может.

Действующие тарифы ЭТП

Площадки начали брать плату с победителей закупок с начала октября 2018 года. На данный момент действуют следующие тарифы:

Торговая площадка

Плата при оформлении контракта по итогам обычной закупки

Плата при оформлении контракта по итогам закупки среди СМП

АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»

1% от НМЦК, но не >5000 руб. без НДС

1% от НМЦК, но не >2000 руб. с учетом НДС

АО «Единая электронная торговая площадка»

1% от НМЦК, но не >5000 руб. без НДС

1% от НМЦК, но не >2000 руб. с учетом НДС

АО «Российский аукционный дом»

1% от НМЦК, но не >5000 руб. без НДС

1% от НМЦК, но не >2000 руб. без НДС

АО «Электронные торговые системы»

1% от НМЦК, но не >5000 руб. с учетом НДС (Если рассчитанная плата составила меньше 100 рублей, то НДС не берется)

1% от НМЦК, но не >2000 руб. с учетом НДС (Если рассчитанная плата составила меньше 100 рублей, то НДС не берется)

1% от НМЦК, но не >5000 руб. без НДС

1% от НМЦК, но не >2000 руб. без НДС

1% от НМЦК, но не >5000 руб. без НДС

1% от НМЦК, но не >2000 руб. без НДС

1% от НМЦК, но не >5000 руб. без НДС

1% от НМЦК, но не >2000 руб. с учетом НДС

ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»

1% от НМЦК, но не >5000 руб. с НДС. (При НМЦК

1% от НМЦК, но не >2000 руб. с учетом НДС. (При НМЦК

Новый порядок оплаты победителем услуг ЭТП приведет к дополнительным расходам. Поставщикам придется заранее рассчитывать сумму, подлежащую к выплате и закладывать ее при выставлении ценовых предложений во время проведения закупки. При утверждении новых норм планировалось, что часть убытков удастся компенсировать, так как на средства, хранящиеся на спецсчетах, банки обязаны начислять проценты, однако на данный момент в большинстве случаев он скорее номинален.

Читайте также: