Налоговые льготы для медицинских работников

Опубликовано: 02.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 11 декабря 2020 г. N 03-01-10/108791 Об особенностях налогообложения расходов работодателей по договорам на оказание медицинских услуг

Департаментом анализа эффективности преференциальных налоговых режимов совместно с Департаментом налоговой политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

В части налога на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Кодекса, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Установленный статьей 255 Кодекса перечень расходов на оплату труда не является закрытым, и согласно абзацу девятому пункта 16 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса относятся расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг включаются в состав расходов на оплату труда с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 16 статьи 255 Кодекса, а именно в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

В части налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

В соответствии с пунктом 10 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению НДФЛ суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг своим работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций.

Таким образом, суммы оплаты работодателем стоимости медицинских услуг, оказанных работникам, освобождаются от обложения НДФЛ на основании пункта 10 статьи 217 Кодекса при соблюдении условий, установленных данной нормой.

Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций.

С учетом изложенного, поскольку организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком налога на прибыль организаций, то норма пункта 10 статьи 217 Кодекса об освобождении от обложения НДФЛ сумм, уплаченных работодателями за оказание медицинских услуг своим работникам, в данном случае не применяется.

В части страховых взносов.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если вышеупомянутый договор на оказание медицинских услуг работникам организации заключается на срок не менее одного года с медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации, то суммы платежей по такому договору не подлежат обложению страховыми взносами.

В части налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Пунктом 2 статьи 346.11 главы 26.2 Кодекса определено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров в Российскую Федерацию, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса. Соответственно, операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, НДС не облагаются.

Заместитель директора Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов А.Т. Заитов

Обзор документа

К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся расходы работодателей по договорам на оказание медуслуг, заключенным в пользу работников на срок не менее 1 года с медорганизациями, имеющими лицензии. Суммы платежей по такому договору не облагаются страховыми взносами.

Суммы оплаты стоимости медуслуг не облагаются НДФЛ, если работодатель платит налог на прибыль. По УСН такого освобождения не предусмотрено.

В отношении НДС Минфин разъяснил, что операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые организациями на УСН, НДС не облагаются.

В 2021 году льготы врачам и другим медработникам расширились из-за коронавируса. Им приходится контактировать с больными ежедневно, и власти приняли решение о дополнительных выплатах. Рассмотрим, какими льготами могут сейчас воспользоваться медики и сколько денег они вправе получить для разных целей от государства.

Елена Плохута

В статье расскажем:

Какие льготы полагаются врачам?

Часть льгот устанавливается ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ, но в большинстве случаев они регламентируются региональными законодательными актами.

Какие общие льготы доступны сейчас для врачей в городах и селах:

  1. Дополнительные выплаты при работе в тяжелых или опасных условиях: за вредность, работа с химическими препаратами, лечение граждан в условиях пандемии.
  2. Получение бесплатной медицинской помощи по месту работы.
  3. Обеспечение спецпитанием в больницах.
  4. Предоставление дополнительного отпуска: 14 дней сотрудникам тубдиспансеров и центров по борьбе со СПИДом, 21 день – рентгенологам, 35 дней – психиатрам, психотерапевтам.

Есть и доплаты в зависимости от квалификации сотрудников, но они устанавливаются местным муниципалитетом.

А теперь приятная новость : ранее мы уже писали, что сотрудники медучреждений, контактирующие с больными коронавирусом, получат выплаты от государства. Также некоторых медработников освободят от НДФЛ, а нуждающиеся смогут бесплатно приватизировать служебное жилье от государства.

И еще о льготах по аккредитации врачей – в 2020 году на нее наложен мораторий. Вот официальная информация правовой базы «Гарант»:

Мораторий на аккредитацию медиков

Скриншот с официального сайта «Гарант»

Льготы для городских врачей

Большинство льгот для врачей в городах и селах регламентируются региональными законами, узнать точную информацию можно в администрации.

Все привилегии делятся на несколько типов:

  • жилищные для всех;
  • социальные;
  • пенсионные.

Рассмотрим все более подробно.

Жилищные

К жилищным льготам относится предоставление социальной ипотеки по специальным программам. Например, раньше Сбербанк выдавал ипотеку сотрудникам учреждений для детей-сирот (там тоже работают медики) на льготных по тем временам условиях:

Социальное предложение по ипотеке

Скриншот с сайта Сбербанка

Сейчас эта программа находится в архиве.

Также медицинские сотрудники, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут получить жилье по договору соцнайма. В некоторых регионах власти предоставляют бесплатные земельные участки под застройку, при наличии определенных достижений дают скидки на оплату ЖКУ. Но последнее встречается очень редко.

Пенсионные льготы

Медработники могут выходить на досрочную пенсию при наличии 30 лет стажа. Он рассчитывается с применением коэффициента: например, для хирургов год работы равен 18 месяцам, равно как и для специалистов НИИ.

Социальные льготы

К социальным относится бесплатный проезд на общественном транспорте, но он обычно предоставляется только пенсионерам. В некоторых регионах можно оформить скидку на оплату коммунальных услуг.

Льготы для сельских врачей

С сельскими медработниками ситуация веселее. Государство всячески стимулирует переезд специалистов в села и поселки городского типа, и там шансы получить больше льгот есть. Но все равно основная их часть устанавливается на региональных уровнях.

Подъемные

Молодые медработники, переехавшие в сельскую местность, могут рассчитывать на выплату подъемных. Их размер обычно не превышает 2-3 окладов, зависит от региона проживания и квалификации.

Власти определяют молодых специалистов как тех, кто недавно закончил вуз или ссуз, и трудоустроился в государственное или муниципальное учреждение.

Обеспечение жильем

С 2012 года в РФ действуют программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Став ее участниками, медработники после переезда в села могут получить 1 000 000 руб. на строительство или покупку жилья. Эти выплаты еще называются «подъемными». Раньше они полагались медикам до 25 лет, затем ценз подняли до 50-ти, а с 2020 года вовсе отменили.

Для участия в программе нужно:

  • медицинское образование (высшее или среднее);
  • заключение трудового договора с сельским медучреждением сроком от 5 лет.

Обязателен переезд в село или поселок, это придется подтверждать документами.

Льготы по коммунальным услугам

В 2017 году депутаты выступили с инициативой о выплате компенсаций за оплату ЖКУ сельским медработникам. Они предлагали включить в ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ новую ст. 72.1, регулирующую этот вопрос. Но инициативу не приняли, и коммунальных льгот на федеральном уровне нет.

Можно уточнить информацию в районной администрации: возможно, по месту проживания медработника предоставляются субсидии на коммунальные услуги. Обычно их размер не превышает 50% от нормированной стоимости.

Пенсионные льготы

Как и городские, сельские врачи могут выходить на пенсию раньше, но минимальный стаж для них сокращается до 25 лет. В зависимости от специализации выслуга лет у них рассчитывается по-разному, но в среднем у большинства специалистов получается 18 месяцев за 1 год работы.

Дата выхода на пенсию рассчитывается с учетом переходного периода, который был установлен после пенсионной реформы:

Право на досрочную пенсию

Скриншот с «Госуслуг»

Важно! Переходный период касается и городских врачей.

Льготы заслуженным врачам

Почетное звание «Заслуженный врач» присваивается на основании Указа Президента РФ от 07.09.2010 №1099 за особые заслуги в сфере здравоохранения. Вместе с ним обычно получают и звание «Ветерана труда», благодаря которому перечень льгот расширяется. Он также определяется региональными властями. Что в него может входить:

  • бесплатный проезд на общественном транспорте;
  • компенсации за ЖКУ;
  • льготы по транспортному налогу;
  • доплаты к пенсии или зарплате.

Конкретные привилегии определяются руководителями субъектов РФ. Информацию можно уточнить на сайте администрации города, области или поселения.

Расширение гарантий и льгот для медицинских работников (Законопроекты № 1127996-7, 1128010-7).

Авторы предложения

Законопроекты подготовлены депутатами от Справедливой России

Депутаты Государственной Думы С.М.Миронов, И.А.Ананских, М.В.Емельянов, О.А.Нилов, В.К.Гартунг, Ф.С.Тумусов, О.В.Шеин, А.А.Ремезков, А.Н.Грешневиков, С.И.Крючек, А.В.Терентьев, И.Ю.Моляков, Д.А.Ионин, И.А.Чиркова; Сенатор Российской Федерации О.Н.Епифанова

Расширение гарантий

Согласно поправкам, вносимым в Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медикам предлагается предоставить:

  • право на получение средней заработной платы лицами, замещающими должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи), в размере не менее чем 200% от средней заработной платы субъекта Российской Федерации, где такой работник осуществляет свою деятельность
  • право на получение средней заработной платы лицами, замещающими должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал), а также должности младшего медицинского персонала, в размере не менее чем 100% от средней заработной платы субъекта Российской Федерации, где такой работник осуществляет свою деятельность;
  • право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • право на предоставление медицинским и фармацевтическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, а также право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
  • право на получение ежемесячной надбавки в размере двадцати пяти процентов оклада (должностного оклада) в течение первых трех лет осуществления медицинским или фармацевтическим работником своей деятельности, но до достижения медицинским или фармацевтическим работником возраста 35 лет;
  • право на получение единовременного пособия в размере двух окладов (должностных окладов) при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже работы двадцать пять лет и более) или по инвалидности (независимо от стажа работы);
  • право на доплаты или соответствующее увеличение размеров окладов (должностных окладов) медицинских работников при работе в федеральной медицинской организации за наличие ученой степени в размерах: 5000 рублей за ученую степень кандидата наук, 10000 рублей за ученую степень доктора наук.
  • право на компенсацию в размере семидесяти пяти процентов от стоимости путевок на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на туристских базах не реже, чем один раз в три года за счет средств учредителя медицинской организации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
  • право на предоставление льготы в размере пятидесяти процентов от стоимости посещения государственных музейных и клубных учреждений культуры.

Право на отпуск

Дополнительно в Трудовой кодекс вносятся изменения об особенностях отпуска медицинских работников:

  • Медицинским работникам предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации.
  • Медицинским работникам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной медицинской деятельности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Оплата такого отпуска осуществляется в размерах не менее 75 процентов от средней заработной платы медицинского работника за соответствующий период предыдущего календарного года.

Обоснование

В Пояснительной записке указывается, что в целях массового привлечения в систему здравоохранения специалистов высокого класса необходимо установить на уровне федерального законодательства такой статус медицинского работника, который бы существенно повысил его авторитет в обществе, а также престиж и привлекательность профессий, относящихся к категории медицинских работников.

Материалы к законопроекту

Ознакомиться с законопроектом и отслеживать его рассмотрение можно по ссылке - 1, ссылке - 2

Другие материалы по теме

Новые основания для ответственности в обзоре карательного права - ссылка

Новые права автолюбителей в обзоре инициатив Госдумы - ссылка

О правах правоохранителей в обзоре военного права - ссылка

Компенсация за аварийное жилье, коммулка без счетчика в обзоре жилищного права - ссылка

Новые инициативы депутатов о малоимущих и должниках за февраль 2021 - ссылка

  • Обзор Писем Минфина по налогам за декабрь 2020 - ссылка
  • Налоговые споры за декабрь 2020 - ссылка
  • Пенсионные новости за январь 2021 -ссылка
  • Налоговые новости за февраль 2021 -ссылка
  • Правовые новости за январь 2021 -ссылка

Налог на прибыль

Применение ставки 0%

Медицинская организация (далее – организация) вправе до 01.01.2020 г. применять ставку 0% по налогу на прибыль при соблюдении следующих условий (ст. 284.1 НК РФ; п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ):

  • наличие лицензии на медицинскую деятельность;
  • осуществляемая компанией медицинская деятельность должна быть указана в перечне, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 917 (например, акушерство и гинекология, детская хирургия, кардиология и др.);
  • доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности составляют не менее 90% ее доходов, облагаемых налогом на прибыль;
  • в штате организации численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50%, при этом в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  • организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами.

Для применения ставки 0% организация не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется такая ставка, подает в ИФНС по месту регистрации заявление в произвольной форме и копию лицензии. Такое заявление подается однократно на весь срок применения ставки 0% (Письмо Минфина РФ от 27.12.2011 N 03-03-06/4/151). При этом пропуск срока представления рассматриваемого заявления не лишает организацию права применять ставку 0% с начала соответствующего налогового периода, если такое заявление подано до начала соответствующего налогового периода (Письмо ФНС России от 22.05.2013 N ЕД-4-3/9198@). Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 09.12.2013 N Ф09-12168/13 по делу N А60-9718/2013 арбитры признали правомерным применение ставки 0% с 2012 г. при том, что заявление о применении данной ставки было подано налогоплательщиком с нарушением установленного срока 28.12.2011 г.

По окончании каждого налогового периода применения ставки 0% не позднее 28 марта организация представляет в ИФНС по месту регистрации сведения (форма по КНД 1150022, утв. Приказом ФНС РФ от 21.11.2011 N ММВ-7-3/892@):

  • о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности в общей сумме доходов организации, облагаемых налогом на прибыль;
  • о численности работников в штате организации;
  • о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

При непредставлении в установленные сроки вышеуказанных сведений, а также при нарушении любого условия применения ставки 0%, организация обязана доплатить налог по общей ставке с начала налогового периода, в котором допущено нарушение, с уплатой пеней, а также подать уточненные декларации по налогу на прибыль.Причем такая организация, исходя из судебной практики (Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2015 N 301-КГ15-2846 по делу N А43-591/2014), лишается возможности применения ставки 0% в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором организация утратила право на применение данной ставки налога на прибыль.. Основана позиция судей на норме п. 8 ст. 284.1 НК РФ.Нужно отметить, что финансовое ведомство по данной ситуации занимает позицию в пользу налогоплательщиков, согласно которой утратившая право на применение ставки 0% организация вправе со следующего налогового периода вновь подать заявление о применении ставки 0% (Письмо Минфина России от 10.11.2014 N 03-03-10/56596Если организация добровольно переходит от применения ставки 0% к применению общей ставки налога на прибыль, такая организация не вправе повторно перейти на применение налоговой ставки 0% в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором организация утратила право на применение льготнойставки.Такая ситуация возможна, когда организация до начала налогового периода уверена в несоблюдении условий применения льготной ставки (например, в связи с предстоящей операцией с векселями). Такой организации переход на применение общей ставки налога позволит избежать подачи уточненных деклараций по ходу налогового периода, а также уплаты пеней в связи с нарушением условий применения льготной ставки.

Вновь созданные организации не вправе применять ставку 0% в первом налоговом периоде (Письмо Минфина России от 15.03.2012 N 03-03-10/23).

Льготное налогообложение выручки в рамках ОМС

Медицинская организация, включенная в реестр организаций, работающих в рамках ОМС (обязательного медицинского страхования), не включает в налоговую базу по налогу на прибыль средства, получаемые за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, при наличии соответствующих договоров со страховыми организациями и обеспечении раздельного учета доходов и расходов, облагаемых и необлагаемых налогом на прибыль (пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ; Письмо Минфина России от 30.11.2015 N 03-03-06/4/69445).

Страховые взносы

УСН

Организации (ИП), применяющие УСН, имеют право в 2017 – 2018 гг. (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ) применять пониженные тарифы страховых взносов (ПФ – 20%, ФФОМС – 0% и ФСС в части страхования на случай временной нетрудоспособности и материнства – 0%) при оказании услуг в области здравоохранения (по коду ОКВЭД 86), а также при розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (по кодам ОКВЭД 47.73, 47.74).

Условия применения пониженных тарифов (п. 6 ст. 427 НК РФ):

  • доля доходов от реализации по одному из вышеприведенных видов деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов, которые определяются по правилам ст. 346.15 НК РФ;
  • величина дохода налогоплательщика за налоговый период составляет не более 79 млн. руб. (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ).На сегодня не ясно, как считать величину указанного дохода – по правилам главы 26.2 НК РФ (т.е. в части доходов, указанных в ст. 346.15 НК РФ и кассовым методом – п. 1 ст. 346.17 НК РФ) или по правилам бухгалтерского учета (ПБУ 9/99), т.е. исходя из всех доходов и, если учетной политикой для целей бухучета не установлено иное, используя метод начисления (п.п. 5 и 7 ПБУ 1/2008). Если налогоплательщик совмещает УСН с ЕНВД и (или) ПСН то также не ясно, каким образом считать доход – только в рамках УСН или с учетом всех применяемых налоговых режимов.

Если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации (ИП) не соответствуетльготируемому, а также, если доходы организации(ИП) превысили за налоговый период 79 млн. руб., такая организация (ИП) лишается права применять льготные тарифы с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит начислению и уплате исходя из общего тарифа.

Если организация (ИП) совмещает УСН и ЕНВД или ПСН (например, при розничной торговле медицинскими товарами), то возникает вопрос – можно ли применять льготные тарифы страховых взносов в случае, если общий размер дохода такого плательщика от льготного вида деятельности составляет не менее 70%, при этом доля такого дохода, облагаемого в рамках УСН, менее 70%.

Суды по-разному оценивают данную ситуацию:

  • в одном деле (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.10.2016 N Ф09-8645/16 по делу N А07-3763/2016) суды подтвердили правомерность применения льготного тарифа страховых взносов плательщиком УСН, осуществляющим розничную торговлю медицинскими товарами при том, что 100% дохода данного налогоплательщика от реализации медицинских товаров облагалось в рамках ЕНВД.Поддерживает такую позицию с оговоркой о необходимости получения хоть какого-либо доходаотльготируемой деятельности в рамках УСН и Минтруд (Письма от 02.09.2015 N 17-4/В-444, от 24.07.2015 N 17-4/В-373, от 20.02.2014 N 17-3/В-69– здесь и далее приведены разъяснения контролирующих органов, данные по аналогичным ситуациям до вступления в силу главы 34 НК РФ);
  • в другом деле (Постановление ФАС Центрального округа от 07.07.2014 по делу N А62-4749/2013) суды признали неправомерным применение в аналогичной ситуации льготного тарифа, так как доля дохода от осуществления льготного вида деятельности, облагаемого в рамках УСН, составила лишь 3,81% от общей суммы дохода, при том, что вцелом, с учетом дохода в рамках ЕНВД, определенного по данным бухгалтерского учета, общая доля дохода от осуществления льготного вида деятельности составила более 70%. Данная позиция ранее поддерживалась Минфином (Письмо от 01.06.2012 N 03-11-06/3/39), поэтому велика вероятность, что таковой будет и позиция налоговых органов.

Таким образом, применение льготного тарифа в случае, если доля дохода от осуществления льготного вида деятельности, облагаемого в рамках УСН, составляет менее 70% от общей суммы дохода – опасно.

При этом нельзя применять льготный тариф в случае, если общая сумма дохода от ведения нескольких льготных видов деятельности (например, оказания медицинских услуг и розничной торговли медицинскими товарами) составляет не менее 70%, но доля доходов по каждому из льготируемых видов деятельности составляет менее 70% (Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2014 N 306-КГ14-3556 по делу N А12-21975/2013).

Пример

ООО «Лютик» в рамках УСН оказывает медицинские услуги (по коду ОКВЭД 86), а также осуществляет розничную торговлю фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (по кодам ОКВЭД 47.73, 47.74).

Общая доля доходов от указанных видов деятельности составляет 100%, при этом доход от оказания медицинских услуг составляет 40% в общей сумме доходов, а доход от розничной торговли медицинскими товарами – 60%.

Таким образом, ООО «Лютик» не имеет права применять льготный тариф страховых взносов, так как доля дохода от каждого льготируемого вида деятельности в общем объеме дохода не достигает 70%.

ЕНВД

Аптечные организации (ИП), имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и применяющие ЕНВД, вправе применять в 2017 – 2018 гг. (пп. 6 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ) пониженные тарифы страховых взносов (ПФ – 20%, ФФОМС – 0% и ФСС в части страхования на случай временной нетрудоспособности и материнства – 0%) в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению.

Льготные тарифы применяются к выплатам в пользу лиц, получивших сертификат специалиста фармацевта(Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 982н) с даты выдачи соответствующим лицам сертификата (Письмо Минтруда России от 13.10.2014 N 17-4/В-479), занятых как в облагаемой ЕНВД, так и в облагаемых в рамках иных режимов (например, УСН) видов деятельности аптеки, переведенной на ЕНВД (Письмо Минздравсоцразвития России от 26.03.2012 N 842-19). А в одном случае суд распространил льготный тариф страховых взносов на всех работников аптеки, применяющей ЕНВД, а не только на фармацевтов (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.03.2014 N Ф03-1067/2014 по делу N А04-6611/2013).

Если аптека на ЕНВД получает доходы от розничной торговли медицинскими изделиями в рамках УСН и доля таких доходов составляет не менее 70% от общего размера доходов, то такой налогоплательщик вправе выбрать основание, по которому он будет применять льготные тарифы (Письмо Минтруда России от 12.02.2016 N 17-4/В-58) – как плательщик ЕНВД (т.е. без ограничения по сумме доходов за год, но только в части выплат фармацевтам) или как плательщик УСН (т.е. в отношении выплат любым работникам, но с учетом ограничения годового дохода суммой 79 млн. руб.).

Пример

Аптека ООО «Ромашка» совмещает УСН и ЕНВД, осуществляя розничную торговлю фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (по кодам ОКВЭД 47.73, 47.74).Общая доля доходов от указанных видов деятельности составляет 100%, при этом доход, облагаемыйв рамках УСН, составляет 70% в общей сумме доходов, а доход, облагаемый в рамках ЕНВД – 30%.

Таким образом, ООО «Ромашка» имеет право:

  • либо применять льготный тариф страховых взносов к выплатам в пользу всех работников в случае, если доход аптеки за 2017 г. не превысит 79 млн. руб.;
  • либо применять льготный тариф страховых взносов к выплатам в пользу лиц, имеющих сертификат специалиста фармацевта, вне зависимости от размера дохода аптеки за 2017 г. и того, заняты ли фармацевты в деятельности, облагаемой в рамках ЕНВД или УСН.

Чем мы можем быть полезны?

Налоговое моделирование - одна из услуг, которую вот уже 25 лет успешно предоставляет компания Камертон-АК. Если Вы заинтересованы в том, чтобы Ваши деньги работали на Ваш бизнес, а не уходили из него, то мы знаем, чем помочь Вам!

Социальные выплаты медицинским и иным работникам за работу в условиях пандемии с 1 ноября 2020 г. и до конца 2021 г.

На период с 1 ноября 2020 г. и до конца 2021 г. установлены специальные социальные выплаты медицинским и иным работникам за работу в условиях пандемии. Ранее действующий порядок отменён, а введён механизм через территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Это постановление Правительства России от 30 октября 2020 г. № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020 — 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации».

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ

Цели выплат

Их цель — государственная социальная поддержка медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба), оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Период выплат

Такие выплаты будут производиться ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2021 г.

Нормативная смена

Специальные социальные выплаты производятся за нормативную смену.

Это одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Категории работников и размеры выплат

а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения России временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):

врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи — 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;

фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи — 600 рублей за одну нормативную смену;

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, — 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, — 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), — 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;

водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) — 1215 рублей за одну нормативную смену;

члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) — 1215 рублей за одну нормативную смену;

б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, — 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.

Через Фонд социального страхования России

Специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования России за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Перечень медицинских и иных организаций (их структурных подразделений)

федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении;

органами исполнительной власти субъектов Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций

Такой перечень формируется в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства России от 31 марта 2020 г. № 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В перечне указывается наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика, коды причины постановки на учет, основной Государственный регистрационный номер, период включения в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).

Правила выплат

Утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 — 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Специальная социальная выплата производится ежемесячно.

Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.

Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.

Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену.

Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.

Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов.

Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.

Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику:

а) категория, должность (профессия);

б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

в) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);

г) фактическое число нормативных смен;

д) размер районного коэффициента.

Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда России.

С 1 декабря 2020 г. в случае неполучения (несвоевременного получения, получения в неполном размере) специальной социальной выплаты работник может подать жалобу в Фонд или территориальный орган Фонда, в том числе в электронном виде посредством личного кабинета получателя социальных услуг на официальном сайте Фонда в сети «Интернет», а также с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Признаётся утратившим силу постановление Правительства России от 2 апреля 2020 г. № 415 (с изменениями, внесёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 784).

Постановление вступило в силу с 1 ноября 2020 г.

Правовой департамент администрации губернатора Архангельской области

Читайте также: