Налоговые льготы для аэропортов

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 ноября 2019 г. N 03-07-11/89061 О применении НДС в отношении оказываемых в аэропортах РФ при внутренних воздушных перевозках услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от платы за такие услуги, а также включении сумм НДС в субсидии, предоставляемые из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления данных услуг

Вопрос: В соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, Росавиация осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на реализацию возложенных на Агентство функций.

Росавиация осуществляет предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1665 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 5 Правил размер субсидии определяется суммой недополученных доходов от предоставления услуг, под которыми понимаются доходы организации от предоставления услуг, которые она могла бы получить в случае отсутствия освобождения от платы за эти услуги пользователей воздушного пространства.

До настоящего времени в рамках данной субсидии Росавиация не возмещала суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисленные на услуги, указанные в Правилах, так как большинство услуг были освобождены от уплаты НДС в соответствии с пунктом 22 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2018 N 588.

В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 25.12.2018 N 493-ФЗ, и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2019 N 749, с 01.10.2019 все услуги, оказываемые при внутренних воздушных перевозках в аэропортах Российской Федерации, облагаются НДС по ставке 20%.

Просим разъяснить, возможно ли включение в субсидию, предоставляемую в соответствии с Правилами, суммы НДС на соответствующие услуги, либо разъяснить порядок получения вышеуказанными налогоплательщиками налогового вычета.

Ответ: В связи с указанным письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении оказываемых в аэропортах Российской Федерации при внутренних воздушных перевозках услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за такие услуги, а также включения сумм НДС в субсидии, предоставляемые из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления данных услуг, Департамент налоговой и таможенной политики по согласованию с Департаментом бюджетной политики в отраслях экономики сообщает.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и абзацев шестого и седьмого подпункта "а" пункта 1 статьи 2 и пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" оказываемые в аэропортах Российской Федерации при внутренних воздушных перевозках услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за такие услуги, подлежат налогообложению НДС с 1 октября 2019 года.

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по НДС при оказании услуг признается наиболее ранняя из дат: день оказания услуг либо день их оплаты (частичной оплаты).

В связи с этим налоговая база по НДС в отношении услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за такие услуги, определяется на наиболее раннюю из дат: дату получения предварительной оплаты (частичной оплаты) либо дату оказания данных услуг.

На основании пунктов 1 и 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. N 1665 (далее - Правила), субсидии из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, предоставляются организациям, оказавшим данные услуги в предшествующем текущему финансовому году, и соответствующим на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения о предоставлении субсидии, требованиям, предусмотренным пунктом 4 Правил.

Пунктом 5 Правил установлено, что размер субсидии определяется суммой недополученных доходов от предоставления данных услуг, под которыми понимаются доходы организации от предоставления услуг, которые она могла бы получить в случае отсутствия освобождения от платы за эти услуги пользователей воздушного пространства, указанных в приложении N 1 к Правилам.

Принимая во внимание, что услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за такие услуги, подлежат налогообложению НДС с 1 октября 2019 года, и согласно пункту 5 Правил субсидии предоставляются организациям на оплату данных услуг, при определении размера этих субсидий следует учитывать сумму НДС.

Что касается вычетов по НДС, то согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг, имущественных прав), либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в случае использования приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, налогоплательщики, оказывающие с 1 октября 2019 года облагаемые НДС услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за такие услуги, суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным для данных услуг, принимают к вычету в порядке, установленном статьей 172 Кодекса.

Директор Департамента А.В. Сазанов

Обзор документа

Налоговая база по НДС в отношении услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных от платы за такие услуги, определяется на наиболее раннюю из дат: дату получения предоплаты либо дату оказания услуг.

Учитывая, что услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей, освобожденных от платы за такие услуги, облагаются НДС с 1 октября 2019 г. и организациям на оплату данных услуг предоставляются субсидии, при определении размера этих субсидий следует учитывать сумму НДС.

Налогоплательщики, оказывающие с 1 октября 2019 г. облагаемые НДС услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей, освобожденных от платы, суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным для данных услуг, принимают к вычету.

Транспортный налог взимается не только с автомобилей и прочей техники, передвигающейся по дорогам общего пользования. Платить в казну нужно и тем, кто приобрел летательные аппараты, в том числе беспилотные.

Объекты налогообложения

Принципиальной разницы между исчислением транспортного налога на наземный и воздушный транспорт нет. Используется аналогичная формула и схожий принцип расчета ставки.

Оплачивать транспортный налог необходимо на технику, поставленную на учет гражданином или организацией в соответствии с действующими процедурами.

Разберемся с тем, что же считается воздушным судном, подлежащим регистрации. Эта информация зафиксирована в Воздушном Кодексе РФ. Согласно данному своду законов, воздушным судном следует называть аппарат, приводимый в движение благодаря взаимодействию с воздухом, но не отраженным от поверхности воды или земли. Получается, фактически подлежит регистрации все, что обладает крыльями.

Однако это не так. Перечень летательных аппаратов, подлежащих регистрации, определяется ст. 33 Воздушного кодекса:

  1. Беспилотные воздушные суда массой более 30 кг.
  2. Пилотируемые воздушные суда массой более 115 кг.

Если воздушное судно не подлежит регистрации в соответствии с указанной статьей, налог за него платить не нужно. Несмотря на необходимость передачи сведений контролирующим органам для надлежащего учета.

Частые вопросы о налогообложении воздушных судов

Один из наиболее популярных вопросов в сфере налогообложения летательных аппаратов связан с расчетом суммы оплаты для техники, не оснащенной двигателями. В этом случае расчет происходит не от мощности, а от количества машин во владении. Базовая ставка — 200 рублей за единицу.

Для самолетов с реактивными двигателями ставка в НК РФ установлена на уровне 20 рублей за 1 л.с., для остальных моделей с силовыми агрегатами — 25 рублей за 1 л.с. Поскольку транспортный налог является региональным, субъекты государства имеют право устанавливать собственные ставки. Указанные выше цифры могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем десятикратно.

Подавать в налоговую инспекцию информацию о приобретении объекта налогообложения не нужно. ФНС получит сведения из Государственного реестра гражданских воздушных судов.

Ставка, применяемая в конкретном случае, определяется на основании местонахождения ТС. В отношении воздушных судов таким местом считается место приписки или место регистрации. Однако в принятых на государственном уровне актах понятие «место приписки» используется только для водного транспорта, а место государственной регистрации не определено. В связи с этим оплата производится исходя из норм, действующих в регионе проживания собственника.

Всем ли нужно платить налог

Перечень категорий граждан и юридических лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога на самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты, утверждается региональным законодательством.

Однако существует ряд категорий владельцев воздушных судов, которым можно не беспокоиться о платежах в соответствии со ст. 358 НК РФ. Так, п. 4 указанной статьи освобождает от налогов владельцев воздушных судов, если грузоперевозки или доставка пассажиров являются основной деятельностью лица, эксплуатирующего транспорт. Кроме того, не облагаются налогом ТС, принадлежащие санавиации и медслужбе.

Не являются объектами налогообложения находящиеся в розыске транспортные средства, а также не поставленные на регистрационный учет суда.

Если у гражданина есть право на получение льгот по оплате налогов на принадлежащую ему технику, необходимо уведомить об этом ФНС путем подачи заявления. Также можно сообщить в налоговую службу о применении льгот через личный кабинет налогоплательщика.

Как оплатить транспортный налог на воздушное судно

Для физических лиц процедура оплаты максимально упрощена. Необходимо дождаться уведомления от налогового органа, в котором гражданин стоит на учете. В письме будет вся необходимая информация:

  • отчетный период;
  • срок владения ТС в отчетном периоде;
  • сумма к оплате;
  • реквизиты для оплаты;
  • квитанция.

Произвести оплату можно любым удобным способом, включая сервисы «Госуслуги» и Личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России.

Если гражданин не получил уведомление, он обязан оплатить транспортный налог самостоятельно, воспользовавшись формулой:

Сумма = Налоговая ставка * Мощность двигателя (л.с.) * Период владения

Период владения рассчитывается как количество месяцев, в которых ТС принадлежало плательщику, к 12 месяцам. Например, если срок владения составлял 6 месяцев, в формулу выше нужно подставить 0,5.

Полным считается месяц, в котором собственник владел ТС более 50% дней.

В 2018–2021 гг. при отмене льготы по НДС на аэропортовые услуги бюджет потеряет около 29 млрд руб. (их возместят аэропортам); зато рост налогооблагаемой базы аэропортов принесет дополнительно 5,8 млрд руб. налога на прибыль, еще дополнительные 2 млрд руб. принесут налоги от роста пассажиропотока и 35,4 млрд руб. – налоги от развития смежных отраслей. Об этом говорится в письме замминистра транспорта Валерия Окулова в Министерство финансов от 26 сентября. «Ведомости» ознакомились с копией документа, его подтвердил федеральный чиновник. Окулов ссылается на научную работу, выполненную Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ, подведомственен Минфину), и просит согласовать отмену льготы, так как кумулятивный положительный эффект для бюджета составит 14,2 млрд руб. за четыре года.

По Налоговому кодексу аэропортовые услуги для авиакомпаний не облагаются НДС. Так как нет исходящего НДС, то аэропорты не могут возмещать и входящий НДС, который выставляют им поставщики услуг. Особенно серьезные потери несут аэропорты, которые инвестируют в строительство новых терминалов. «Аэропорты в среднем ежегодно теряют 8 млрд руб. невозмещенного НДС. Из-за этой квазильготы у нас себестоимость в среднем на 5% выше, а инвестиции на 15% дороже, чем в других отраслях», – объяснял Евгений Чудновский, гендиректор холдинга «Аэропорты регионов» и президент Международной ассоциации аэропортов (МАА).

«Научную работу НИФИ выполнил по нашему заказу. Минфин приводил аргумент, что положительный эффект виртуальный, не просчитанный, а потери бюджета реальны и ощутимы – что без расчетов согласовать не могут. Рассчитываем, что теперь Минфин поддержит соответствующие поправки в Налоговый кодекс», – говорит гендиректор МАА Сергей Никотин. По оценкам IATA, каждый доллар, вложенный в аэропортовую инфраструктуру, приносит $3,5 инвестиций в связанные отрасли – торговлю, строительство, туризм, поясняет он.

Возможность отменить льготу для аэропортов обсуждалась в правительстве еще год назад, но решение так и не было принято. Минфин затягивает согласование, выдвигая бессодержательные замечания, есть опасения, что это произойдет снова, вздыхает топ-менеджер крупного аэропорта. Минтранс и аэропорты просят установить для международных рейсов ставку НДС на аэропортовые услуги 0% (чтобы не снижать конкурентоспособность российских авиакомпаний, так как иностранцы НДС не платят), для внутренних – 18%. «Из текста поправок неясно, какую ставку надо применять при обслуживании судна, которое прилетело международным рейсом, а дальше выполняет внутренний», – писал в августе замминистра финансов Илья Трунин в Минтранс. Статус рейса определяется исключительно пунктом назначения и отправления, а не в зависимости от того, тем же или иным судном он выполняется, разъяснял Окулов в сентябре.

Крупнейшие стройки

«Домодедово» достраивает сегмент Т2 терминала за 32,3 млрд руб. и паркинг за 38 млн евро. «Шереметьево» достраивает терминал В, тоннель между терминалами и грузовой комплекс за 45 млрд руб. в сумме. «Аэропорты регионов» достраивают аэропорт «Платов» под Ростовом-на-Дону за 18 млрд руб. и начали строить новый аэропорт под Саратовом за 7,5 млрд руб.

Представитель Минфина не ответил на вопрос, какова позиция министерства по поводу отмены льготы. «Минтрансом сформированы предложения по данному вопросу и направлены на согласование в Минэкономразвития и Минфин», – сказал представитель Минтранса. Представитель НИФИ говорит, что исследование еще не завершено, а расчеты о дополнительных налогах от развития авиатранспортной и смежных отраслей требуют публичного обсуждения.

«Невозможность возмещать НДС ведет к его включению в себестоимость услуг аэропорта, это бремя в итоге перекладывает на конечного потребителя, т. е. пассажира. Отмена льготы обеспечит единообразие цепочки налогообложения, и пассажир освободится от бремени по компенсации расходов «входящего», но невозмещаемого аэропортам НДС», – говорит представитель «Домодедово». Представители «Внуково» и «Шереметьево» на запрос не ответили.

Раньше против отмены льготы аэропортам и установления нулевой ставки выступали авиакомпании. «Конкретный перечень подпадающих под льготу услуг не прописан, поэтому примерно с половины услуг аэропорты платят НДС – авиакомпании его засчитывают и возмещают из бюджета. При нулевой ставке для аэропортов авиакомпаниям принимать к зачету и возмещать будет нечего и далеко не факт, что аэропорты, каждый из которых – естественная монополия, снизят цены на свои услуги», – объяснял топ-менеджер крупной авиакомпании. Авиационную отрасль удалось убедить в необходимости отменить льготу, уверяет топ-менеджер крупного аэропорта. Представители «Аэрофлота» и S7 на запросы не ответили.


19 марта 2019 г. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс) в качестве одной из мер поддержки авиаперевозчиков представило в Министерство финансов Российской Федерации (Минфин) предложение об обнулении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на все внутренние перевозки, включая Москву. Минфин пока не дал комментарии по данному предложению, но в целом подобная инициатива не нова. Идеи освобождения от обложения НДС тех или иных операций в сфере гражданской авиации озвучиваются периодически. В этой связи представляется интересным систематизировать указанные идеи и кратко рассмотреть ход их реализации.

В настоящее время российскими транспортными и финансовыми ведомствами прорабатываются предложения об освобождении от обложения НДС следующих операций в сфере авиации:
• реализация услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа;
• реализация услуг по обслуживанию воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации;
• ввоз воздушных судов на территорию Российской Федерации;
• реализация на территории Российской Федерации воздушных судов, а также услуг по их строительству и передаче в аренду (лизинг).

Внутренние авиаперевозки пассажиров и багажа

Обнуление НДС на внутренние воздушные перевозки – одна из мер государственной поддержки авиакомпаний. Предложенное 19 марта Минтрансом решение [1] было подготовлено в рамках выполнения поручений Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. о формулировании мер, обеспечивающих стабильное функционирование отрасли пассажирских авиаперевозок и недопущение роста тарифов [2].

Примет ли данное предложение форму законодательного акта, пока сказать сложно, но оно уже получило положительную оценку специалистов. По мнению представителей Федерального агентства по туризму (Ростуризм), данная мера будет способствовать стимулированию роста туристского потока на внутреннем рынке [3]. Эксперты Финам.ru отметили, что обнуление НДС окажет позитивное влияние на экономику внутренних перевозок, поскольку выведет их из убытка в прибыль с операционной рентабельностью на уровне 2%, с повышением до 5% в 2020 г. [4].

Частично идея обнуления НДС на воздушные перевозки пассажиров и багажа уже реализована. Нулевая ставка НДС применяется в отношении авиаперевозок, пункт отправления или пункт назначения которых расположен на следующих территориях:
• Республика Крым или город федерального значения Севастополь (пп. 4.1 п. 4 ч. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введен Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 151-ФЗ [5]);
• Калининградская область (пп. 4.2 п. 4 ч. 1 ст. 164 НК РФ, введен Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 353-ФЗ [6]);
• Дальневосточный федеральный округ (пп. 4.2 п. 4 ч. 1 ст. 164 НК РФ, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ [7]).

Указанная мера, однако, является временной и действует до 1 января 2025 г.

Кроме этого, на внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа по остальным направлениям до 1 января 2021 г. установлена льготная ставка НДС в размере 10% (пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ).

Отметим, что в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами территории Российской Федерации (международные авиаперевозки), налоговая ставка НДС 0% установлена на бессрочной основе (пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Обслуживание воздушных судов

Услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, освобождены от обложения НДС (пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Федеральным законом от 30 октября 2017 г. № 305-ФЗ в данное положение было внесено дополнение, согласно которому перечень освобожденных от НДС услуг по обслуживанию воздушных судов утверждается Правительством Российской Федерации. Такой перечень был утвержден Постановлением от 23 мая 2018 г. № 588 [8].

Однако данный порядок обложения НДС аэропортовых услуг не является оптимальным для авиакомпаний, поскольку в конечном итоге повышается себестоимость оказываемых аэропортами услуг на суммы невозмещаемого НДС. Практика включения «входящего» НДС в себестоимость у одного субъекта производственной цепочки (аэропорт) с последующим отсутствием «входящего» НДС у следующего за ним хозяйствующего субъекта (авиакомпания) приводит к тому, что суммарно по всей производственной цепочке налогооблагаемая база по НДС оказывается выше, чем собственно добавленная стоимость, создаваемая производственной цепочкой [9].

В связи с этим пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ был скорректирован. 25 декабря 2018 г. был официально опубликован Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 493-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [10], предусматривающий освобождение от обложения НДС лишь услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов (абз. 6 п. 1 ст. 2 Закона), а также применение ставки НДС 0% в отношении услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах Российской Федерации. Перечень таких услуг утверждается Правительством Российской Федерации (введен пп. 2.12 п. 1 ст. 164 НК РФ – см. п. 2 ст. 2 Закона). Пока соответствующий перечень не будет утвержден, применению подлежат положения пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в действующей в настоящее время редакции (ст. 5 Закона).

Данные изменения направлены на дальнейшее стимулирование развития перевозок и вступят в силу 1 июля 2019 г.

Ввоз воздушных судов на территорию Российской Федерации; реализация воздушных судов; услуг по их строительству и передаче в аренду (лизинг)

Освобождение от НДС ввоза воздушных судов – инициатива Минфина, пока не имеющая законодательного закрепления. Министерство предлагает освободить от НДС ввоз не всех самолетов, а только тех, которые будут зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и получат, таким образом, национальную принадлежность Российской Федерации. Минфином подготовлен соответствующий законопроект [11].

Законопроектом (п. 1 ст. 1) предусмотрено дополнение НК РФ (ст. 150) положениями об освобождении от налогообложения ввоза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией:
• гражданских воздушных судов, которые зарегистрированы либо подлежат регистрации в российском реестре;
• авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов, а также печатных изданий, опытных образцов и (или) их составных частей, необходимых для разработки, создания и (или) испытания гражданских воздушных судов и (или) авиационных двигателей.

Законопроектом предусмотрено предоставление российским организациям переходного периода, в течение которого от обложения НДС освобождается также ввоз воздушных судов, зарегистрированных в реестре иностранного государства, которому в соответствии с международным договором Российской Федерацией переданы полностью или частично функции и обязанности государства регистрации. Переходный период будет длиться до 31 декабря 2022 г. включительно.

Законопроектом (п. 3 ст. 1) предусмотрена еще одна важная мера – обложение по ставке НДС 0% (п. 1 ст. 164 НК РФ) операций по реализации:
• гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в российском реестре, а также работ (услуг) по их строительству;
• авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов;
• услуг по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в российском реестре, по договорам аренды (лизинга).

Рассмотренная инициатива направлена на стимулирование расширения парка российских гражданских воздушных судов путем обеспечения благоприятных экономических условий для регистрации ввозимых воздушных судов в российском реестре, а также для создания российских самолетов.

Перевод в российский реестр воздушных судов, эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями, – одна из важнейших задач в сфере гражданской авиации. В настоящее время существует устойчивая практика регистрации самолетов иностранного производства не в Российской Федерации, а в иностранных, в основном офшорных, юрисдикциях. В результате около 80% флота крупнейших российских перевозчиков, включая «Аэрофлот», не имеет национальной принадлежности Российской Федерации. Это приводит к неблагоприятным последствиям не только для экономики страны, но и для безопасности воздушного транспорта, поскольку затрудняет установление ответственных за воздушные суда государств и лиц. Необходимо приветствовать инициативы, направленные на стимулирование регистрации авиакомпаниями самолетов в Российской Федерации.

Литература

1. Минтранс РФ предложил обнулить НДС на все внутренние авиаперевозки, включая Москву [Электронный ресурс]. URL: https://www.mintrans.ru/press-center/branch-news/1216 (дата обращения: 24.03.2019).

2. О ситуации на рынке авиационного топлива и системных мерах поддержки авиаперевозчиков [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/orders/selection/401/35863/ (дата обращения: 24.03.2019).

3. Ростуризм поддержал предложение обнулить НДС на внутренние авиаперевозки [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190319/1551940470.html (дата обращения: 30.03.2019)

4. Обнуление НДС для авиакомпаний позитивно скажется на внутренних перевозках [Электронный ресурс]. URL: https://www.finam.ru/analysis/marketnews/obnulenie-nds-dlya-aviakompanii. (дата обращения: 30.03.2019).

5. Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 23. – Ст. 2936.

6. Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 49. – Ст. 7325.

7. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 32 (часть I). – Ст. 5096.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2018 г. № 588 «Об утверждении перечня услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 23. – Ст. 3277.

9. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации». – Законопроект № 511610-7 [Электронный ресурс]. URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/511610-7 (дата обращения: 26.03.2019).

10. Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 493-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 53 (часть I). – Ст. 8419.

Знаете ли Вы, что большая часть работ, выполняемых Юридической компанией "Налоговая помощь", может быть оплачена по принципу "оплата за результат". Даже накладные расходы (проезд в ваш город и проживание в нем на время реализации проекта) мы берем на себя. Вы платите нам, только если будет достигнут оговоренный положительный результат (например, сняты претензии по результатам проверки или возвращен излишне уплаченный налог на ваш счет).

Для владельцев аэродромов.

Налоговая инспекция провела проверку спортивного клуба и выяснила, что клуб оказывал услуги по предоставлению своего аэродрома для взлета-посадки воздушных судов и их стоянки. При этом оплата оказанных услуг производилась на основании подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ без учета налога на добавленную стоимость.

Согласно подпункту 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, не подлежит налогообложению. По мнению налогового органа спортивный клуб был не вправе применять указанную льготу, поскольку он не оказывал услуг в аэропортах, как того требует НК РФ.

Действие льготы, предусмотренной подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ, распространяется на оказание услуг по обслуживанию воздушных судов на аэродромах, как входящих в комплекс аэропорта, так и не принадлежащих какому-либо аэропорту. Такой вывод можно сделать на основе анализа понятия "услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов".

Содержание данного понятия можно уяснить из прочтения приложения 1 к приказу Минтранса России от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации". Из этого документа следует, что к услугам по обслуживанию воздушных судов относятся, в частности: взлет-посадка, обеспечение авиационной безопасности (включая охрану воздушных судов на стоянках) и сверхнормативная стоянка (стоянка свыше трех часов для пассажирских воздушных судов). При этом данный приказ не разделяет услуги по обслуживанию воздушных судов, оказываемые на территории аэродрома, входящего в комплекс аэропорта, и аналогичные услуги, оказываемые на отдельном аэродроме, не принадлежащем какому-либо аэропорту. Это, в частности, следует из п. 1.3. указанного приложения, в котором сказано, что аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и аэропортах Российской Федерации в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации.

Следовательно, выражение «услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах» следует рассматривать не буквально, а как устоявшийся термин, который включает в себя и услуги, оказываемые на аэродромах, не принадлежащих какому-либо аэропорту.

О необходимости дождаться решения УФНС по апелляционной жалобе (с 01.01.2009г.)
2009-05-14 01:32 Мастак
п5 ст.101.2 "Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть.

Кадастровая оценка земли и вытекающий из неё земельный налог с 01.01.2006 г.
2009-05-13 19:57 arikkira
Дитя Евы - спасибо за консультацию! Обратились в налоговую, первую инстанцию проиграли, ко второй подготовился более основательно, запросил позицию администрации по ранее изданному постановлению.

У кого возникает доход при сдаче бюжетным учреждением госимущества в аренду?
2009-05-13 15:37 Сергей Шаповалов
Вообще-то таких дел по разным округам найти можно. Я вот думаю, причем здесь неконституционность?

Концепцию неосмотрительности можно обойти?
2009-05-13 14:25 SANDRO
1. Громоздко. 2. Обвинение в схемотворчестве - ИМХО вполне реально.

гр-н Финляндии и двойное налогообложение
2009-05-13 13:13 Mr.Robinson
Гр-н Финляндии-нерезидент продал долю в российском ООО, владеющем недвижимым имуществом на территории РФ. Доля продана с рассрочкой платежа. Пока шел платеж за долю, вся недвижимость ООО была продана.

раздельный учет при реализации ценных бумаг
2009-05-13 12:04 LionZ
"Смешались в кучу кони, люди. ", разные главы НК РФ и ПБУ у ФАС УО. Но результат стоил того! ---Цитата--- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 апреля 2009 г. N.

сдача нулевой налоговой декларации ИП
2009-05-13 10:35 Dim
ничего так, вы проснулись :) система налогообложения то какая?

Семь самых интересных решений, опубликованных на сайте рассылки за последние 30 дней:

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 1 декабря 2008 г. по делу № А21-7038/2007| загрузка: 977
    Налогоплательщик правомерно включил в состав расходов затраты на проведение вакцинации работников против гриппа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 21 января 2009 г. № Ф09-10350/08-С2 по делу № А07-6700/08| загрузка: 588
Показатель "наименование (тип транспортного средства)", указанный в ПТС, соответствует наименованию объекта налогообложения, предусмотренного ст. 361 НК РФ, а сама по себе принадлежность автомобиля к категория "C" не является критерием его принадлежности к группе грузовых автомобилей, предусмотренной главой 28 НК РФ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА от 2 февраля 2009 г. № Ф03-39/2009| загрузка: 439
По смыслу нормы подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ для уплаты НДС в общеустановленном порядке должны учитываться в совокупности три условия: плановость ремонта, ремонт судна в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, выведение судна из эксплуатации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 27 ноября 2008 г. № Ф09-8894/08-С3| загрузка: 358
Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля недопустимо в рамках камеральной налоговой проверки, поэтому сведения, полученные налоговым органом в ходе таких мероприятий, не соответствуют НК РФ и не могут служить основанием для доначисления налогов.

Постановление Президиума ВАС РФ от 28.10.2008 № 6272/08| загрузка: 341
В гл. 25 НК РФ отсутствуют положения, обязывающие налогоплательщиков при продаже доли в уставном капитале ООО применять такой метод корректировки экономических показателей, влияющих на размер налогового обязательства, как увеличение налоговой базы исходя из стоимости чистых активов общества указанной организационно-правовой формы. Указанный метод предусмотрен в ст. 268.1, 277 и (до 01.01.2006) в ст. 280 НК РФ В иных случаях названный метод в целях корректировки показателей, влияющих на размер налогового обязательства, применен быть не может.

Постановление Президиума ВАС РФ от 28.10.2008 № 6273/08| загрузка: 331
По мнению ФНС РФ общество «РуссНефть», владея контрольным пакетом акций нефтедобывающих организаций и имея возможность приобретения нефти непосредственно у этих организаций, совершало экономически нецелесообразные сделки, повлекшие увеличение стоимости товара (приобретение нефти у трейдеров осуществлялось обществом «РуссНефть» по цене, более высокой, чем та, по которой трейдеры закупали ее у нефтедобывающих организаций). Однако суд должен оценивать доводы налоговых органов о занижении сумм налогов на основе конкретных законодательных положений, а не таких субъективных понятий, как «недобросовестный налогоплательщик». В данном случае доказательств получения обществом «РуссНефть» необоснованной налоговой выгоды налоговыми органами не представлено, а в судебных актах не приведена правовая норма, в соответствии с которой применение обществом «РуссНефть» налогового вычета могло быть признано незаконным. Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, взимаемым с участников хозяйственного оборота при реализации ими товаров (работ, услуг). Увеличение налоговых вычетов обществом «РуссНефть» за счет участия в сделках с трейдерами само по себе не означает получения обществом необоснованной налоговой выгоды, поскольку каждый участник сделок с нефтью несет свою долю налогового бремени, исходя из стоимости реализованных товаров. Налоговыми органами и судами не оспаривается факт осуществления трейдерами всех необходимых налоговых платежей. Иной подход к разрешению настоящего спора означал бы нарушение установленного Кодексом порядка исчисления НДС по мотиву нецелесообразности взаимоотношений хозяйствующих субъектов, что недопустимо в публичных правоотношениях. НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками платежи по НДС с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 23 октября 2008 г. № Ф09-7703/08-С3| загрузка: 242
Из норм налогового законодательства не следует, что установленное законом право на применение ускоренной амортизации зависит от утверждения его приказом об учетной политике налогоплательщика.

В данный момент в ленте "Семинары для КНЛН" новостей нет.

Читайте также: