Налоговые инспекции могут являться только публичными

Опубликовано: 14.05.2024

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Понятие налоговых органов

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ. Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие. Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ – для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ. Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке. Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными. Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

1. Лицевой счет налогоплательщика является предельно __________________ документом.
• формализованным

2. Срок проведения камеральной проверки ограничен __________________ со дня представления декларации налогоплательщиком.
• 3 месяцами

3. Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является __________________ стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
• инвентаризационная

4. После завершения проверки налоговой декларации налоговый инспектор ставит в ней свою подпись и указывает дату
• завершения проверки

5. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании __________________ санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
• налоговой

6. Решение о приостановлении операций налогоплательщика — организации по его счетам в банке принимается:
• руководителем налогового органа или его заместителем

7. __________________ налоговая проверка — проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.
• камеральная

8. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста
• 16 лет

9. Нормативные акты, регулирующие порядок взаимодействия налоговых органов со сторонними организациями, имеют форму __________________ положений о сотрудничестве.
• межведомственных

10. Сумма излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, подлежат возврату налоговым органом не позднее
• 1 месяца

11. План проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков утверждается:
• руководителем налогового органа или его заместителем

12. Акт выездной налоговой проверки составляется в __________________ экземплярах.
• двух

13. При __________________ проверке каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, проверяется 1 раз в месяц.
• камеральной

14. При постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, заявление по установленной форме подается в налоговый орган по месту нахождения организации в течение __________________ после государственной регистрации.
• 10 дней

15. Анализ данных о налогоплательщике проводится сотрудниками инспекции в целях реальной оценки состояния __________________ учета и достоверности данных налоговой отчетности.
• бухгалтерского

16. В соответствии с НК РФ, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется физическим лицом не позднее 30 __________________ года, следующего за истекшим налоговым периодом.
• апреля

17. Обращения граждан на неправомерные действия руководителей структурных подразделений налоговой инспекции рассматриваются в срок до одного(-ой):
• месяца

18. __________________ кодексом РФ установлена ответственность физического лица за уклонение от уплаты налогов, совершенное в особо крупном размере.
• Уголовным

19. __________________ счет федерального бюджета находится в Банке России.
• Единый

20. Отдел прочих налогов и сборов с физических лиц налоговой инспекции производит исчисление налога на:
• имущество физических лиц

21. Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством __________________ РФ.
• финансов

22. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение __________________ со дня вручения или получения копии постановления.
• 10 суток

23. В течение __________________ с момента подачи налогоплательщиком всех необходимых документов налоговый орган обязан выдать свидетельство о постановке на учет и присвоить ИНН.
• 5 дней

24. __________________ анализ данных о налогоплательщике проводится по каждому налогоплательщику, включенному в план непосредственно перед началом выездной проверки.
• предпроверочный

25. Решение о взыскании задолженности по налогам должно быть принято в течение __________________ календарных дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
• 60

26. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении __________________ со дня совершения административного правонарушения.
• двух дней

27. Целью __________________ отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок является формирование списка налогоплательщиков, которые подлежат обязательной проверке.
• предварительного

28. Общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается в срок не позднее __________________ года, следующего за истекшим налоговым периодом.
• 15 июля

29. Контроль за соблюдением Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин в денежных расчетах с населением» возложен на __________________ органы.
• налоговые

30. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, а также начисленных процентов, производится в валюте
• Российской Федерации

31. Решение о признании безнадежной к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам принимается Федеральной налоговой службой по суммам __________________ и более.
• 20 млн. руб

32. Срок рассмотрения обращения граждан на неправомерные действия руководителей структурных подразделений инспекции может быть продлен не более чем на:
• 1 месяц

33. Начисление пени и штрафных санкций по НК РФ производятся в:
• рублях

34. Основной задачей отдела организации учета налогоплательщиков налоговой инспекции является контроль за соблюдением __________________ законодательства в части учета налогоплательщиков.
• налогового

35. __________________ счета налогоплательщика открываются на каждое предприятие, на каждый уплачиваемый им налог, на каждый бюджет (если налог подлежит зачислению в несколько бюджетов).
• лицевые

36. Пеня не начисляется на __________________ штрафы.
• административные

37. __________________ кодексом РФ установлен принцип казначейского исполнения федерального бюджета.
• Бюджетным

38. Не составляют налоговую тайну сведения о (об) __________________ номере налогоплательщика.
• идентификационном

39. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении уплаты налога и сбора, являются __________________ по региональным и местным налогам и сборам.
• финансовые органы субъекта РФ

40. Форма плана проведения выездных налоговых проверок утверждена:
• Федеральной налоговой службой РФ

41. На основании принятого решения о взыскании задолженности по налогам, налоговая инспекция выставляет в банк __________________ поручения на списание денежных средств со счетов налогоплательщика.
• инкассовые

42. Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие __________________ деятельность без образования юридического лица.
• предпринимательскую

43. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением законодательства
• о налогах и сборах

44. Нарушение порядка ведения кассовых операций должностными лицами влечет за собой наложение административного штрафа в размере
• от 40 до 50 МРОТ

45. Ответственность за нарушения, выявляемые сотрудниками Отдела оперативного контроля налогового органа, установлена:
• Кодексом РФ об административных правонарушениях

46. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ каждому налогоплательщику может быть присвоен:
• только один ИНН

47. Налоговая инспекция является __________________ организацией.
• бюджетной

48. Дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются __________________ судом.
• арбитражным

49. Дело об административном правонарушении рассматривается в __________________ срок со дня получения судьей протокола о правонарушении и других материалов.
• пятнадцатидневный

50. Непредставление организацией или уполномоченным лицом документов или иных сведений, предусмотренных НК РФ, в налоговые органы признается __________________ правонарушением.
• налоговым

51. Требование об уплате налога — это адресованное налогоплательщику извещение об обязанности уплатить в __________________ срок неуплаченную сумму налога.
• установленный

52. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту:
• жительства

53. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе
• 18 лет

54. Задолженность по налогам, не погашенная в ходе процедуры банкротства за счет конкурсной массы, рассматривается как задолженность безнадежная к взысканию и подлежит списанию в соответствии с постановлением
• Правительства Российской Федерации

55. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица для постановки на учет одновременно с заявлением представляет свидетельство о:
• государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

56. Идентификационной номер представляет собой для налогоплательщика — организации __________________ цифровой код.
• десятизначный

57. Земельный налог исчисляется гражданами исходя из налогового(-ой, -ых) __________________ ставок земельного налога и налоговых льгот.
• базы

58. Налоговые органы обязаны соблюдать __________________ тайну.
• налоговую

59. План проведения выездных налоговых проверок должен быть утвержден руководителем налогового органа не позднее, чем за __________________ до начала квартала, следующего за отчетным.
• 10 дней

60. В случае ликвидации организации присвоенный ему __________________ номер налогоплательщика является недействительным.
• идентификационный

61. Записи в лицевых счетах производятся в __________________ порядке.
• хронологическом

62. Налоговая инспекция проводит совместно с __________________ органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
• правоохранительными

63. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение __________________ со дня уплаты указанной суммы.
• 3 лет

64. Налоговая инспекция возглавляется:
• руководителем

65. Задолженность по налогам и пени взыскивается с юридических лиц в __________________ порядке.
• бесспорном

66. Налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за __________________ предшествующих года.
• 3

67. Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций, приводит к применению __________________ санкций.
• налоговых и административных

68. В соответствии с Налоговым кодексом РФ в случае нарушения налогоплательщиком установленных сроков уплаты налога на просроченную сумму начисляется:
• пеня

69. Решение о взыскании задолженности по налогам должно быть доведено налоговой инспекцией до сведения налогоплательщика в течение __________________ с момента его принятия.
• 5 дней

70. Основным объектом камеральной проверки является __________________ декларация, представленная налогоплательщиком в налоговую инспекцию.
• налоговая

71. Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему
• налогового администрирования

72. Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих налоговую тайну, наказывается в соответствии с __________________ кодексом РФ.
• Уголовным

73. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается:
• продолжение противоправного поведения

74. Разглашение налоговой, банковской или коммерческой тайны наказывается штрафом в размере __________________ МРОТ.
• от 200 до 500

75. Решение о приостановлении операций налогоплательщика — организации по его счетам в банке принимается руководителем налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками __________________ декларации в налоговый орган в течение 2 недель.
• налоговой

76. Сразу после прибытия на место проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю организации
• служебные удостоверения

77. Идентификационной номер представляет собой для налогоплательщика — физического лица __________________ цифровой код.
• двенадцатизначный

78. Требование об уплате налога и пени, доначисленных налогоплательщику в результате налоговых проверок, должно быть направлено в __________________ срок со дня вынесения решения по результатам проверки.
• десятидневный

79. Пеня начисляется на каждый(-ую) __________________ просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
• день

80. В случае установления факта неуплаты в установленный срок налога или пени налоговый орган выносит решение о направлении требования:
• об уплате налогов

Постановление Правительства РФ
от 30.09.04 № 506

У налоговиков остались полномочия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по валютному контролю, контролю за применением ККТ и контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. Теперь бывшее главное налоговое ведомство будет находиться в подчинении Минфина России.

Опубликованный выше документ (далее - Положение) определяет статус и полномочия Федеральной налоговой службы (ФНС России), в которую преобразовано главное налоговое ведомство.

Положение вступило в силу 14 октября 2004 года. Но МНС России будет окончательно преобразовано в ФНС России только после того, как запись об этой реорганизации появится в Едином государственном реестре юридических лиц.

ИСТОРИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Реорганизация МНС России началась весной 2004 года и продолжалась полгода. Сначала Президент РФ принял Указ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ). Пункт 15 Указа преобразовал МНС России в Федеральную налоговую службу. Однако эта норма должна была вступить в силу не сразу, а только после того, как законодатель внесет поправки в соответствующие законы.

Эти поправки внес Федеральный закон от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»; опубликован в «ДК» № 14, 2004 (далее - Закон № 58-ФЗ). Причем изменения в Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» вступили в силу 1 июля 2004 года, а в Налоговый кодекс РФ - 2 августа 2004 года (часть первая Налогового кодекса РФ в редакции Закона № 58-ФЗ опубликована в «ДК» № 14, 2004). Суть этих изменений была одинакова.

Законодатель описал новую структуру налоговых органов и перераспределил полномочия между ними и Минфином России.

С момента вступления в силу этих изменений формально начала действовать и норма Указа о преобразовании МНС России в ФНС России. Однако реорганизация не может считаться завершенной, пока нет документа, устанавливавшего статус ФНС России, и записи о реорганизации в Едином государственном реестре юридических лиц. Теперь ситуация складывается таким образом, что документ есть, но записи о реорганизации пока что нет.

Все это время налогоплательщиков волновало, как же на практике изменятся их отношения с налоговиками. Положение дало окончательные ответы на эти вопросы.

НОВАЯ СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» (опубликован в «ДК» № 16, 2004) внес в НК РФ изменения, которые окончательно уточнили статус налоговых органов.

В систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (п. 1 ст. 30 НК РФ).

Положение уточняет, что ФНС России как раз и является этим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В систему ее территориальных органов входят управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня. Фактически это те же органы, которые раньше назывались управлениями МНС России по субъектам РФ, межрегиональными налоговыми инспекциями, районными и межрайонными налоговыми инспекциями.

То есть у территориальных налоговых органов поменялись только названия.

А самое существенное изменение состоит в том, что сама ФНС России теперь находится в ведении Минфина России.

Что это значит на практике?

Нормативные правовые акты Минфина России будут обязательны для ФНС России. Министр финансов РФ теперь будет назначать заместителей руководителя ФНС России, а также руководителей территориальных налоговых органов. Наконец, налоговики будут представлять в Минфин России отчет об исполнении плана деятельности ФНС России.

А можно ли обжаловать действия налоговиков в Минфине России?

Статья 138 НК РФ по-прежнему говорит, что акты налоговых органов, а также действия и бездействие их должностных лиц можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган. Минфин России не является налоговым органом. Значит, статья 138 НК РФ на него не распространяется.

Тем не менее налогоплательщик все же может подать жалобу на налоговиков в Минфин России. И по результатам рассмотрения этой жалобы Минфин России может дать указание налоговикам в рамках своих полномочий по координации их деятельности.

ПОЛНОМОЧИЯ ФНС РОССИИ

Положение четко определило, какие полномочия остались у налоговых органов.

Издание нормативных актов

Налоговый кодекс РФ оставил за ФНС России полномочия выпускать отдельные нормативные документы, связанные с налоговым контролем. Полный перечень этих документов приведен в пункте 5.9 Положения. В частности, налоговики по-прежнему будут утверждать формы налогового уведомления и требования об уплате налога, формы свидетельства и уведомления о постановке на учет, форму решения о проведении выездной налоговой проверки, форму и требования к составлению акта налоговой проверки.

Контроль за обязательными платежами

Основным полномочием налоговых органов, как и прежде, является контроль и надзор в налоговой сфере. Но тут есть противоречие между Положением и Налоговым кодексом РФ.

Статья 30 НК РФ относит к полномочиям налоговых органов контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. А также (в случаях, предусмотренных законодательством РФ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Пункт 5.1.1 Положения повторяет это правило, но с искажением. Он говорит не о «законодательстве о налогах и сборах», а о «законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах». Но законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит только из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Получается, что Положение не разрешает налоговикам контролировать соблюдение региональных законов и местных нормативных правовых актов о налогах и сборах.

Однако это не повлечет каких-либо практических последствий. Положение сузило полномочия ФНС России по сравнению с теми, которые установлены в Налоговом кодексе РФ. Поэтому в этой части оно не соответствует Налоговому кодексу РФ. Значит, налоговики будут просто ссылаться на то, что НК РФ предоставил им эти полномочия, и не будут обращать внимания на неточность в Положении.

Отметим еще одну проблему, связанную с формулировкой полномочий налоговых органов в статье 30 НК РФ. Какие именно иные обязательные платежи будут контролировать налоговики? В первую очередь это могут быть природоохранные платежи. Но только если законодатель прямо отнесет контроль за этими платежами к полномочиям налоговиков. Пока такой нормы в законодательстве нет.

Какие полномочия не изменились

Положение называет еще три сферы контроля, которые по-прежнему находятся в ведении налоговиков.

Во-первых, у налоговиков остались полномочия по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Во-вторых, налоговые органы контролируют осуществление некоторых валютных операций резидентами и нерезидентами. Например, налоговиков надо уведомлять об открытии счетов в банках, расположенных на территории иностранных государств. А в некоторых случаях такой счет надо зарегистрировать у налоговиков еще до открытия. Это требуют части 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (опубликован в «ДК» № 2, 2004).

В-третьих, не изменились и полномочия налоговиков по контролю за применением контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (опубликован в «ДК» № 12, 2003).

Наконец, у налоговых органов остались полномочия, не связанные с контролем и надзором. Они продолжают регистрировать юридических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Новые полномочия по контролю

Налоговики получили новые полномочия в сфере налоговых отношений. Теперь именно они, а не финансовые органы принимают решения об изменении срока уплаты налогов и сборов (ст. 63 НК РФ).

Кроме того, новые полномочия у ФНС России появились и в других сферах.

Во-первых, налоговики теперь будут представлять интересы Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах банкротства (п. 5.11 Положения).

Во-вторых, к компетенции налоговых органов теперь относится контроль за проведением лотерей (п. 5.1.8 Положения), а также лицензирование всероссийских лотерей (п. 5.2.6 Положение) и деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции (п. 5.2.5 Положения).

Разъяснения законодательства

Особенно волнует налогоплательщиков вопрос о том, куда обращаться за разъяснениями спорных вопросов в законодательстве о налогах и сборах.

К сожалению, Положение просто повторило то, что записано в новой редакции Налогового кодекса РФ, и не внесло особой ясности. Пункт 5.6 Положения говорит, что налоговики должны бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Проблема в том, что одновременно с этим Налоговый кодекс РФ поручил финансовым органам давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Так как же налогоплательщику определить, в каких случаях надо обращаться в Минфин России и в территориальные финансовые органы, а в каких - к налоговикам?

Об этом вы можете узнать из комментария к письму Минфина России от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39 (опубликовано в этом номере «ДК» на стр. 25).

Эксперт «ДК»
Н.М. Чудаков

При участии начальника отдела координации и контроля ФНС России, анализа и общих вопросов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Ответ: 3) субъект РФ.

Ключ: Публично-правовые образования (в т.ч. субъект РФ) не входят в объем понятия "организация" (ст. 11 НК РФ) и, следовательно, не могут являться налогоплательщиками (ст. 19 НК РФ) какого-либо налога. Налоговая инспекция и орган исполнительной власти субъекта РФ, зарегистрированные в качестве юридических лиц, являются налогоплательщиками на общих основаниях и, в частности, уплачивают налог на имущество организаций, транспортный налог при наличии облагаемого имущества и отсутствии (недостаточности) льгот (освобождений).
^ 59. Налоговые инспекции могут являться:

Ответ: 2) как публичными, так и частными участниками налоговых правоотношений.

Ключ: Налоговые инспекции, являясь органами исполнительной власти и обладая полномочиями в сфере налогообложения, будучи зарегистрированными в качестве юридических лиц, одновременно являются налогоплательщиками (в т.ч. уплачивают транспортный налог при наличии облагаемого имущества и отсутствии (недостаточности) льгот), а также налоговыми агентами (удерживают и перечисляют НДФЛ с заработной платы сотрудников).
^ 60. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут являться:

Ответ: 1) только публичными участниками налоговых правоотношений.

Ключ: Законодательство о налогах, в т.ч. НК РФ, не предусматривает случаев участия публично-правового образования в каких-либо правоотношениях в качестве функционально подчиненной стороны. В частности, публично-правовые образования не уплачивают налогов, т.к. не входят в объем понятия "организация" (п. 2 ст. 11 НК РФ).
^ 61. Существуют ли субъекты налогового права, не поименованные в ст. 9 НК РФ?

Ответ: 3) существуют, несмотря на то что перечень в ст. 9 НК РФ является закрытым.

Ключ: Налоговое законодательство в действительности предоставляет права и возлагает обязанности не только на тех лиц, которые прямо указаны в закрытом перечне в ст. 9 НК РФ. Пример: на банки, не указанные в ст. 9 НК РФ, возложен ряд обязанностей в ст. ст. 60, 86 НК РФ.
^ 62. Директор организации, действующий на основании учредительных документов, является:

Ответ: 1) законным представителем организации в налоговых правоотношениях.

Ключ: Пункт 1 ст. 27 НК РФ: законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Директор организации налоги за данную организацию уплачивать не может, поскольку налог является индивидуальным платежом (ст. 8 НК РФ), т.е. относящимся к самой организации-налогоплательщику.
^ 63. Как можно исчерпывающим образом подразделить всех субъектов налогового права?

Ответ: 2) публичные субъекты, частные субъекты.

Ключ: Всех субъектов налогового права исчерпывающим образом можно подразделить только на публичных субъектов (публично-правовые образования и их органы, способные выступать в качестве властной управомоченной стороны) и частных субъектов (организации и физические лица, способные выступать в качестве функционально подчиненной стороны).
^ 64. С какого момента возникает налоговая дееспособность у юридического лица?

Ответ: 1) с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Ключ: НК РФ предусматривает практически все права и обязанности юридических лиц в сфере налогообложения вне зависимости от какого-либо момента от начала их существования. Следовательно, налоговая правоспособность и дееспособность возникают у юридического лица с момента государственной регистрации в этом качестве.
^ 65. Может ли физическое лицо, не осуществляющее предпринимательской деятельности, являться налогоплательщиком НДФЛ?

Ответ: 1) может, при получении налогооблагаемого дохода и отсутствии (недостаточности) вычетов (льгот, расходов).

Ключ: Физическое лицо, не осуществляющее предпринимательской деятельности, в частности, является налогоплательщиком НДФЛ при получении налогооблагаемого дохода (например, от трудовой деятельности) и отсутствии (недостаточности) вычетов (гл. 23 НК РФ).
^ 66. Может ли годовалый младенец стать налогоплательщиком?

Ответ: 2) может, если приобретет обязанность по уплате конкретного налога путем действий своих представителей.

Ключ: Исходя из ст. 19, п. 2 ст. 11 НК РФ для появления у физического лица статуса налогоплательщика возраст не имеет значения. Обязанность по уплате конкретного налога может быть приобретена младенцем путем действий его представителей (гл. 4 НК РФ). Так, если родители, действуя от имени ребенка, приобретут (приватизируют) на него квартиру или долю в праве собственности в квартире, то у ребенка может возникнуть обязанность по уплате налога на имущество физических лиц.
^ 67. Основным правом налогоплательщика является:

Ответ: 1) право на информацию об условиях налогообложения, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений.

Ключ: Из числа перечисленных прав, очевидно, важнейшим является право на информацию об условиях налогообложения, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений (прочие права невозможно реализовать в отсутствие информации). В частности, все акты законодательства о налогах в силу ст. 15 Конституции РФ должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Каждое лицо имеет право точно знать, какие налоговые обязательства у него возникнут и в каком случае. Кроме того, информация по конкретным вопросам может быть затребована у налоговых и финансовых органов (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
^ 68. Налогоплательщики в соответствии с НК РФ имеют право:

Ответ: 2) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Ключ: В силу подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Дополнительные платежи за несвоевременный возврат (зачет) излишне уплаченных (взысканных) налогов именуются "проценты" (ст. ст. 78, 79 НК РФ). В силу подп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными (не любыми) актами налоговых органов.
^ 69. Права налогоплательщиков:

Ответ: 2) предусмотрены как в первой, так и во второй части НК РФ.

Ключ: В ст. 21 НК РФ содержится открытый перечень прав налогоплательщиков (п. 2 - налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах). Другие права регламентированы как в первой части НК РФ (п. 4 ст. 58 НК РФ - налогоплательщики могут уплатить налог в наличной или в безналичной форме), так и во второй части НК РФ (гл. 26.2 НК РФ - некоторые налогоплательщики могут перейти на упрощенную систему налогообложения).
^ 70. Налоговую тайну в соответствии с НК РФ составляют:

Ответ: 2) любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, прямо указанных в НК РФ.

Ключ: В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, прямо указанных в НК РФ (в т.ч. об ИНН, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика. ).
^ 71. Налогоплательщик имеет право получить информацию о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов:

Ответ: 1) бесплатно, от налогового органа по месту учета.

Ключ: В силу подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию (в т.ч. в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
^ 72. Обязанности налогоплательщика:

Ответ: 1) в общем виде урегулированы в ст. 23 НК РФ, но регламентируются и в иных положениях законодательства о налогах.

Ключ: В ст. 23 НК РФ содержится открытый перечень обязанностей налогоплательщиков (подп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ: налогоплательщики обязаны нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах). Ряд обязанностей установлен в первой части НК РФ (п. 1 ст. 52 НК РФ - налогоплательщик по общему правилу обязан самостоятельно исчислить сумму налога), а также во второй части НК РФ (в силу п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), налогоплательщик НДС выставляет покупателю соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг)).
^ 73. Основной обязанностью налогоплательщика является:

Ответ: 2) уплата законно установленных налогов.

Ключ: Основной обязанностью налогоплательщика является уплата законно установленных налогов (ст. 57 Конституции РФ). Прочие обязанности так или иначе обеспечивают выполнение основной обязанности.
^ 74. Налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов, подтверждающих уплату налогов:

Ответ: 2) в течение четырех лет.

Ключ: Подпункт 8 п. 1 ст. 23 НК РФ: налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, подтверждающих уплату налогов. Следует отметить, что данные документы подлежат сохранению в интересах самого налогоплательщика, поскольку именно ими можно однозначно доказать факт уплаты налога.
^ 75. Налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов:

Ответ: 2) в течение четырех лет.

Ключ: Подпункт 8 п. 1 ст. 23 НК РФ: налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
^ 76. Отметьте правильное утверждение:

Ответ: 3) российская организация, создавшая обособленное подразделение в РФ, обязана в течение одного месяца сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения с целью постановки на учет в налоговой инспекции по месту нахождения обособленного подразделения.

Ключ: Пункт 2 ст. 11 НК РФ: обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Подпункт 3 п. 2 ст. 23 НК РФ: российские организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Пункт 1 ст. 83 НК РФ: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. В остальных случаях (из описанных) учет в налоговых инспекциях осуществляется без участия налогоплательщиков (по информации от регистрирующих органов).
^ 77. Уплата сбора:

Ответ: 3) является одним из условий для совершения в отношении плательщика юридически значимых действий.

Ключ: Пункт 2 ст. 8 НК РФ: уплата сбора - одно из условий (не единственное) совершения в отношении плательщика уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.
^ 78. Является ли уплата государственной пошлины достаточным условием для рассмотрения судом спора между истцом и ответчиком?

Ответ: 2) не является.

Ключ: Для рассмотрения судом спора между истцом и ответчиком как минимум необходимо подать в суд соответствующее исковое заявление. В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий. В силу п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина является разновидностью сбора, вследствие чего ее уплата не может быть единственным условием для совершения юридически значимых действий.
^ 79. Может ли налоговый орган отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации?

Ответ: 2) не может, при условии представления декларации по установленной форме.

Ключ: В силу п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату).
^ 80. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган:

Ответ: 3) по выбору налогоплательщика: лично, по почте, через представителя, по телекоммуникационным каналам связи.

Ответ: 2) почтового отправления с описью вложения.

Ключ: Пунктом 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
^ 82. В соответствии с НК РФ плательщики сборов:

Ответ: 1) имеют те же права, что и налогоплательщики.

Ключ: Пункт 3 ст. 21 НК РФ: плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. У плательщиков сборов, очевидно, не может быть тех же обязанностей, что и у налогоплательщиков (в т.ч. они не ведут учет доходов и расходов). Если бы у плательщиков сборов были бы те же права и обязанности, что и у налогоплательщиков, то не было бы никакого смысла в разграничении налогоплательщиков и плательщиков сборов.
^ 83. В соответствии с НК РФ налоговыми агентами признаются:

Ответ: 1) лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Ключ: В силу п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
^ 84. Налоговые агенты обязаны:

Ответ: 1) исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджетную систему налоги.

Ключ: Пункт 1 ст. 24 НК РФ: налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
^ 85. Если налоговый агент не может удержать налог у налогоплательщика, то налоговый агент обязан:

Читайте также: