Сгд что это в налогообложении

Опубликовано: 17.05.2024

4.3 Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц является прямым федеральным налогом, поскольку обязанность по его уплате ложится на физических лиц с получаемых ими доходов, регулируется НК РФ и обязателен на всей территории Российской Федерации.

Налогоплательщики налога на доходы физических лиц (НДФЛ) определены главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Лица, освобожденные от уплаты НДФЛ, приведены в главах 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.

Освобождены от уплаты НДФЛ

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему на ­ логообложения для сельскохозяйственных произво ­ дителей (единый сельскохозяйственный налог), пере ­ веденные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея ­ тельности

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактичес ­ ки находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на перио ­ ды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Лицами, не являющимися налоговыми резидентами, являются фи ­ зические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации ме ­ нее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Объектом налогообложения признается доход, полученный нало ­ гоплательщиками:

  • от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющих ­ ся резидентами Российской Федерации;
  • от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных пред ­ принимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельно ­ стью ее обособленного подразделения;
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном дохо ­ де страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельно ­ стью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
  • доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

• доходы от реализации:

- недвижимого имущества, находящегося в Российской Федера ­ ции;

- в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

  • иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществле ­ ния деятельности в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 208 НК РФ.

К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от иностранной организа ­ ции;
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, полу ­ ченные от иностранной организации;
  • доходы, полученные от использования за пределами Российской Федерации авторских или смежных прав;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязаннос ­ тей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полу ­ ченные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществле ­ ния деятельности за пределами Российской Федерации в соответст ­ вии с п. 3 ст. 208 НК РФ.

Не признаются доходами доходы от операций, связанных с имуще ­ ственными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в со ­ ответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полу ­ ченных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых отношений.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налого ­ плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которых у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговым кодексом РФ предусмотрен один вид налоговых льгот — доходы, не подлежащие налогообложению: ст. 217 определен 41 вид доходов, не подлежащих налогообложению (государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законо ­ дательством и т. д.).

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены четыре вида налоговых вычетов : стандартные, социальные, имущественные и профессиональ ­ ные налоговые вычеты.

Стандартные налоговые вычеты устанавливаются различным ка ­ тегориям налогоплательщиков в размере 3000 руб., 1000 руб., 500 руб., 400 руб. за каждый месяц налогового периода в соответствии со ст. 218 НКРФ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплатель ­ щику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Социальные налоговые вычеты установлены ст. 219 НК РФ. Предо ­ ставляются они на основании письменного заявления, копий докумен ­ тов, подтверждающих право на социальный налоговый вычет при по ­ даче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Имущественные налоговые вычеты установлены ст. 220 НК РФ. Предоставляются они на основании письменного заявления налого ­ плательщика, подтверждающих документов при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной нало ­ гоплательщиком на новое строительство либо приобретение на террито ­ рии Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, может быть предоставлен до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права на имущественный налоговый вычет налоговым органом.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогопла ­ тельщикам в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечени ­ ем доходов, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии со ст. 221 НКРФ.

При отсутствии подтверждающих документов установлены норма ­ тивы затрат в процентах к сумме начисленного дохода (от 20% до 40%) и в зависимости от категории налогоплательщиков, имеющих право на профессиональные налоговые вычеты.

Налоговая ставка НДФЛ устанавливается в размере 9, 13, 15, 30 и 35% в зависимости от вида доходов:

В отношении доходов

полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, получаемых в виде дивидендов от долевого учас ­ тия в деятельности российских организаций

• стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводи ­ мых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы то ­
варов, работ и услуг в части превышения 4000 руб.;

• процентных доходов по вкладам в банках в части превышения:

  • по рублевым вкладам — ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на пять процентных пунктов;
  • по вкладам в иностранной валюте — 9% годовых;

• суммы экономии на процентах при получении налогоплательщи ­ ками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров:

по всем остальным доходам

Датой фактического получения дохода определяется как день:

День получения дохода

При получении доходов

Последний день месяца, за кото ­ рый начислен доход

В виде оплаты труда за выполнение тру ­ довых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом)

Выплаты дохода, в том числе пере ­ числения дохода на счета налого ­ плательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц

Иных доходов в денежной форме

День получения дохода

При получении доходов

Передачи доходов в натуральной форме

Иных доходов в натуральной форме

Уплаты налогоплательщиком про ­ центов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобре ­ тения товаров (работ, услуг), при ­ обретения ценных бумаг

В виде материальной выгоды

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога определяется в пол ­ ных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и бо ­ лее округляются до рубля.

При исчислении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не ­ обходимо учесть следующее:

  • уменьшению на суммы налоговых вычетов подлежат только до ­ ходы, облагаемые по ставке 13%;
  • если сумма налоговых вычетов равна или превышает сумму дохо ­ да, то налоговая база считается равной нулю.

Как правило, налог исчисляется и уплачивается налоговыми аген ­ тами. Налоговыми агентами являются российские организации, инди ­ видуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, выплачива ­ ющие доходы своим работникам, т. е. источники выплат.

Вместе с тем индивидуальные предприниматели, нотариусы, зани ­ мающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законода ­ тельством РФ порядке частной практикой, имеют доход от своей дея ­ тельности и налог по нему исчисляют и уплачивают сами.

Кроме того, и сами физические лица могут иметь доход от лиц, не являющихся налоговыми агентами, либо дохода при выплате кото ­ рого налоговыми агентами не была удержана сумма налога, и обязан ­ ности по уплате НДФЛ ложатся в этих случаях на физических лиц.

Порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты налога производятся в соответствии со ст. 225, 226 и 227 НК РФ.

Налоговая декларация в обязательном порядке представляется следующими налогоплательщиками:

  • индивидуальными предпринимателями;
  • нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, другими лицами, занимающи ­ мися в установленном действующим законодательством РФ порядке частной практикой;
  • физическими лицами:
  • получившими суммы вознаграждения от физических лиц и орга ­ низаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключен ­ ных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характе ­ ра, включая доходы по договорам найма или договора аренды любого имущества;
  • получившими суммы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав;
  • налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источни ­ ков, находящихся за пределами Российской Федерации;
  • получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
  • получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лоте ­ рей, тотализаторов и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов);
  • получающими доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
  • получающими от физических лиц, не являющихся индивидуаль ­ ными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 3-НДФЛ, утвержденной приказом Минфина Рос ­ сии.

Налоговая декларация на сумму предполагаемого дохода (инди ­ видуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном законодатель ­ ством РФ порядке частной практикой) предоставляется по форме 4-НДФЛ.

Налоговые агенты предоставляют в налоговый орган по месту сво ­ его учета в срок до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах физических лиц по форме, утвержден ­ ной приказом МНС РФ.

Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогопла ­ тельщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по за ­ явлению налогоплательщика. Суммы налога, не удержанные с физи ­ ческих лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц. Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взы ­ скиваются за все время уклонения от уплаты налога.

Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся нало ­ говым резидентом РФ, за пределами Российской Федерации в соответ ­ ствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмот ­ рено договором (соглашением) об избежание двойного налогообложе ­ ния с соответствующим государством.

Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получе ­ ния налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогопла ­ тельщик должен представить в налоговый орган официальное под ­ тверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответст ­ вующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежание двойного налогообложения, а также документ о получении дохода и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Иллюстративное фото

Самая абсурдная поправка к закону – в дальнейшем человек сам сможет устанавливать себе необлагаемый минимум. Судя по всему, ни один депутат нового Сейма не догадался попросить профессионалов о консультации, чтобы понять, к чему такое решение приведет.

Изменения в законе предусматривают, что каждый, кто имеет право на необлагаемый минимум и получает доход, теперь имеет право и изменять этот минимум. При этом сумму можно изменить только в меньшую (!) сторону.

Это означает, что СГД будет отсылать в электронную систему декларирования свою прогнозируемую ставку необлагаемого минимума, и, если человеку она покажется слишком большой (как неспециалист это может знать?), то он может сам изменить свой необлагаемый минимум.

Этот кошмар относится к тем, у кого зарплата в месяц не превышает 1100 евро. То есть публичные заявления о том, что поправки внесены в закон с мыслями о благе для обычного человека – полная ложь. В том числе и потому, что чиновники урезали временные сроки, в которые теперь можно будет вернуть переплату по налогам – с пяти лет до трех.

В год можно вернуть не более 600 евро по обоснованным расходам, но теперь оправданные расходы не могут превышать 50% налогооблагаемого дохода, указанного в декларации.

Так что матери с тремя детьми, которая имеет небольшой доход, но очень много тратит на образование и медицину не стоит надеяться на помощь государства: автор закона создал его так, чтобы люди получали назад от государства как можно меньше денег из своих налогов.

Эти поправки были приняты потому, что многие люди стали подавать в декларациях обоснованные расходы, используя свое законное право вернуть переплату. И это не понравилось нашему правительству.

Необлагаемый минимум

Прогнозируемым необлагаемым минимумом будет та сумма, которую СГД рассчитает по формуле, указанной в правилах кабинета министров Nr. 676 и которая основывается на доходах за предыдущие полгода. Он будет отражаться в EDS и бухгалтер будет применять его к зарплате.

Но необлагаемый минимум в годовой декларации – дифференцирован, его определяют по фактическим доходам за год. Поэтому он всегда будет отличатся. Он отличается даже у тех, кто из года в год получает одну и ту же зарплату.

Причина? Каждый год - свой коэффициент расчёта необлагаемого минимума. Если раньше необлагаемый минимум составлял 75 евро и все с этим считались, то теперь царит настоящий хаос, люди находятся в стрессе. К примеру, пенсионер, всю жизнь работавший на государство, вдруг получает известие о том, что он государству должен.

Важно

* Ежемесячный необлагаемый минимум, установленный СГД, не может превышать одну двенадцатую от максимального необлагаемого минимума, установленного правилами Кабинета министров.

* Основываясь на договоренности с плательщиком дохода при письменном заявлении плательщика налога, тот кто выплачивает доход, рассчитывает необлагаемый минимум на весь таксационный год, и эта сумма не должна превышать сумму необлагаемого налогом минимума, предусмотренного СГД, прогнозируемого ежемесячно.

Уплата налога в бюджет

Изменения в законе также распространяется на уплату налога при подаче декларации. Если предполагаемый налог составляет до 640 евро, он должен быть внесен в бюджет в течение 15 дней.

Конечно, авторы закона считают, что такие деньги у простого человека лежат дома на полке, и их можно взять и заплатить в любое время. Конечно, можно попросить эту сумму разделить и продлить срок выплаты, но СГД могут отказать в продлении срока.

То есть, если у человека появится задолженность по налогом, то он должен будет выплатить ее за 15 дней, а если человеку задолжало государство, то чиновники могут тянуть с выплатой до трех месяцев. Очень честно!

А если долг по налогом будет превышать сумму в 640 евро, то разрешено будет выплачивать ее в бюджет тремя платежами 16 июня, 16 июля и 16 августа.

Во всей этой истории главный вопрос – что будет происходить после 2020 года, люди со страхом будут ждать известий от СГД каждую весну?

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Платите налоги в несколько кликов!

    Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

    Выбор налогового режима — ответственный этап при открытии своего дела. Вам все равно придется платить налоги, но грамотный выбор системы налогообложения поможет уменьшить налоговую нагрузку. Рассчитайте суммы налогов, которые вам придется платить на разных системах налогообложения — и вы увидите разницу в суммах, а еще — в количестве налоговых платежей и отчетных документов. Чем больше налогов и отчетов — тем выше расходы на бухгалтера, учитывайте это при выборе режима.

    Согласно гл. 26 II ч. НК РФ, в нашей стране есть 5 режимов налогообложения:

    • общий режим (система) налогообложения — ОСН;
    • упрощенная система налогообложения — УСН;
    • единый налог на вмененный доход — ЕНВД;
    • единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН;
    • патентная система налогообложения — Патент.

    Покажем в таблице, какие налоги уплачивают на каждом режиме, а затем расскажем подробнее о каждой системе налогообложения.

    Общий режим (система) налогообложения в 2018 году

    Общая система налогообложения — самый сложный режим налогообложения в стране. На ОСН платят много налогов и сдают несколько налоговых и бухгалтерских отчетов.

    По ОСН работают организации и ИП, которые при регистрации не указали какой-то другой режим по незнанию или которые не имеют права использовать специальные налоговые режимы. Для стандартной системы налогообложения нет ограничений по видам деятельности, количеству работников, оборотам и т.п. Чаще всего ОСН выбирают крупные компании, которые платят НДС и предпочитают сотрудничать с другими компаниями на ОСН. Это позволяет избежать переплаты НДС.


    Применять общую систему выгодно, если:

    • большинство ваших контрагентов используют ОСН;
    • деятельность организации связана с импортом;
    • ведется оптовая торговля;
    • у компании льготные условия по уплате налога на прибыль.

    ОСН предполагает уплату в бюджет достаточно большого количества налогов. С перечнем этих выплат можно ознакомиться в приведенной выше таблице.

    Упрощенная система налогообложения в 2018 году

    Вновь созданные организации и зарегистрированные ИП вправе применять УСН с момента постановки на учет в ИФНС. Для этого надо предоставить заявление о применении УСН в налоговую в течение 5 дней с момента регистрации. О других способах перейти на УСН читайте в нашей статье.

    На упрощенку переходят добровольно, но есть ограничения. Согласно п.3 ст. 346.12 НК РФ, УСН не могут применять:

    • организации, которые имеют представительства или филиалы;
    • если доля участия других организаций более 25%;
    • если средняя численность трудящихся за отчетный период больше 100 человек;
    • организации, у которых остаточная стоимость основных средств больше 150 млн. рублей;
    • банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, участники рынка ценных бумаг и ломбарды;
    • компании, которые производят подакцизные товары, добывают и продают полезные ископаемые (за исключением общераспространенных).

    Согласно ст. 346.11 НК РФ, при упрощенке уплачивается единый налог, который заменяет собой сразу несколько налогов: налог на прибыль; НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ); НДФЛ (для ИП). Иные налоги уплачиваются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

    Единый налог на вмененный доход в 2018 году

    ЕНВД — один из самых популярных налоговых спецрежимов в России. Он, как и УСН, освобождает от уплаты сразу нескольких видов налогов. Налоговой базой здесь становится не полученная прибыль, а размер предполагаемого дохода для вашего вида деятельности. Несмотря на массу слухов об отмене данного налогового режима, президент РФ подписал указ о продлении действия ЕНВД до 2021 года, поэтому в ближайшие годы этот спецрежим никуда не денется.

    Вмененка утверждается регионами, у нее есть несколько характерных особенностей:

    • сумма налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности;
    • величина налога определяется с использованием коэффициентов, которые зависят от площади торгового зала (для торговли), числа сотрудников человек (для услуг), числа автотранспортных средств (для транспортных услуг).

    ЕНВД не могут применять ИП и компании, если:

    • численность сотрудников за отчетный период больше 100;
    • компания — крупный налогоплательщик;
    • в уставном капитале организации доля других компаний больше 25%;
    • ИП или компания занимается видом деятельности, не предусмотренным ст. 26.3 НК РФ;
    • если организация занимается общественным питанием в больницах, школах и прочих учреждениях, в которых данная услуга является обязательной;
    • компания сдает в аренду помещения или земельные участки на заправочных станциях, а также сдает в аренду землю для размещения на ней объектов торговли;
    • в регионе не предусмотрена уплата ЕНВД.

    Единый сельскохозяйственный налог в 2018 году

    Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это налоговый спецрежим, который доступен компаниям и ИП, занимающимся сельским и лесным хозяйством, животноводством или растениеводством, разведением и выловом рыбы и прочих водных биоресурсов. При этом, доход от данных видов деятельности должен занимать не менее 70% от размера совокупного дохода.

    При данном режиме уплачивается единый налог по ставке 6%, а налоговая база — это доходы за вычетом расходов.

    Единый налог заменяет собой несколько налогов, как УСН или ЕНВД:

    • НДФЛ;
    • налог на прибыль (для организаций);
    • НДС (исключение — экспорт).

    Переход на ЕСХН доброволен, для этого подается заявление о переходе на ЕСХН в налоговую. Но если, согласно ст. 346 НК РФ, налогоплательщик лишится права использовать этот спецрежим — в течение отчетного периода перестанет соответствовать критериям сельхозпроизводителя — его переведут на ОСН.

    Патентная система налогообложения в 2018 году

    Патентная система налогообложения (ПСН) - режим только для ИП. Он очень привлекателен из-за своей простоты. Здесь нет сложных систем учета и отчетности, нужно только купить специальный документ — патент, который дает право вести определенный вид деятельности в течение 1-12 месяцев. Сразу после покупки рассчитывается налог.

    По Патенту можно вести только некоторые виды деятельности. Часть из них указаны в ст. 346.43 НК РФ (местные органы власти могут добавлять дополнительные виды деятельности). Есть и другие ограничения, которые могут препятствовать использованию спецрежима:

    • ИП не должен заниматься производством;
    • количество работников — не больше 15 человек;
    • площадь торгового зала — не больше 50 кв.м;
    • режим не применяется в рамках договоров товарищества или доверительного управления имуществом.

    Налоговая ставка на Патенте — 6%, налоговая база — потенциально возможный годовой доход. При расчете стоимости патента учитываются и численность сотрудников, площадь торгового зала, количество автотранспортных средств, арендная площадь. Есть официальный калькулятор ФНС, с помощью которого можно быстро и легко рассчитать стоимость патента.

    Общую сумму сборов, которые взимаются с предпринимателя или частного лица в установленном законодательством порядке, называют системой налогообложения. На 2020 год для российских ИП, ООО и организаций другой формы собственности предусмотрено 6 налоговых режимов. Рассмотрим подробнее, в чем разница между ними. Какую систему налогообложения выбрать?

    Налогообложение в России делиться на 6 видов:

    • традиционное (общее) выбирается автоматически, в случае если бизнесмен не указал другую форму сборов (ОСН);
    • упрощенная система (УСН);
    • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
    • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
    • патентная система налогообложения (ПСН для ИП с определенным видом деятельности);
    • налог на профессиональную деятельность (НПД) для самозанятых граждан.

    Ответ на вопрос, как выбрать форму налогообложения для ИП или ООО, зависит от объема деятельности компании, от результатов, которые хочет получить ее владелец. Например, для представителей малого бизнеса популярно пользоваться УСН, ЕНВД и ПСН. При таких режимах составляется минимальное количество отчетных документов. Проценты налоговых отчислений по сравнению с ОСН не настолько велики.

    Основные виды налогообложения

    Характеристика общей системы налогообложения

    При регистрации новой компании или ИП автоматически устанавливается общая система сборов налоговых отчислений, если при этом не было подано заявление перехода на спецрежим. На ОСН выплачиваются следующие виды перечислений:

    • для индивидуальных предпринимателей – НДФЛ (налог на доход физических лиц) и НДС;
    • для ООО – НДС, налог на прибыль и имущество. Их платят все без исключения предприниматели и физические лица.

    При необходимости назначаются и другие виды выплат федерального и регионального значения (транспортный, земельный, акцизный, водный налог). Для предприятий на ОСН необходимым условием является ведение бухгалтерской отчетности и своевременная сдача ее в ФНС.



    Упрощенная система налогообложения

    Самой удобной и популярной для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является УСН или, так называемая «упрощенка». Для получения права воспользоваться данной системой предприятие должно соответствовать следующим условиям:

    • у компании нет филиалов;
    • количество сотрудников до 100 человек;
    • стоимость основных финансовых фондов на бухгалтерском учете составляет сумму не выше 150 млн руб.;
    • отсутствует производство акцизных товаров, добычи и продажа полезных ископаемых;
    • доход юридического лица за последние 9 месяцев предыдущего года при переходе на УСН не должен превышать 112,5 млн рублей.

    Упрощенная система налогообложения имеет два вида сборов: процентная ставка с доходов или с доходов с вычетом расходов. При этом размер выплат будет различаться. На УСН «Доходы минус расходы» выгодно работать тем компаниям, расходы которых составляет больше 60% от годового оборота.

    Упрощенная система налогообложения

    Единый налог на вмененный доход

    ЕНВД применяется только в отношении организаций, выполняющих розничную торговлю и оказание услуг населению. Особенностью налога заключается в том, что его размер считается по величине предполагаемого дохода, который вменяется (устанавливается) государством. С 2021 года этот режим налогообложения отменяется.

    Единый сельскохозяйственный налог

    ЕСХН специально предназначен для предприятий, относящихся к сфере сельскохозяйственной деятельности. Налог применяется в случае, если у организации доход от реализации сельхозпродукции составляет больше 70%. Единый налог заменяет все остальные сборы: НДФЛ, НДС и другие.

    Патентная система налогообложения

    ПСН применяется только для индивидуальных предпринимателей. Патент на осуществление деятельности приобретается на срок до 1 года. Его стоимость не зависит от фактического дохода ИП и выплачивается авансом.

    Для данной формы налогообложения существует ряд ограничений:

    • ИП должен иметь до 15 наемных сотрудников;
    • для бизнеса не заключается договоры о доверительном управлении имуществом и совместной деятельностью;
    • при розничной торговле или для предприятий общественного питания площадь зала должна быть не более 50 м2;
    • доходный лимит предпринимательской деятельности составляет до 60 млн рублей в год.

    К плюсам патентной системы налогообложения относится отсутствие отчетности и простой налоговый учет. Право на патент утрачивается при нарушении вышеуказанных условий.

    Плюсы и минусы систем налогообложения в России

    Налог на профессиональную деятельность

    В соответствии с законодательством РФ в 2020 году для самозанятых доступен НПД, который действует пока в 23 регионах страны. Налог на профессиональную деятельность представляет специальный режим, при котором граждане платят сбор в 4% от перечислений физических лиц, 6% ¬ от юридических лиц и ИП. Это позволяет легально проводить бизнес, получать прибыль от подработок и не быть оштрафованным за незаконное предпринимательство. Учет доходов проводится автоматически в мобильном приложении «Мой налог», при этом не требуется составлять и сдавать налоговую отчетность и декларацию. Фиксированные страховые взносы самозанятые граждане тоже не уплачивают. Претендовать на данный вид налогообложения могут следующие категории предпринимателей:

    • помощники по хозяйству, уходу за больными и детьми;
    • репетиторы, коучи и онлайн-консультанты;
    • стилисты, парикмахеры, мастера по маникюру и педикюру, косметологи;
    • работники клининговых компаний по уборке нежилых и жилых помещений;
    • фрилансеры, копирайтеры, веб-дизайнеры;
    • видео- и фотооператоры, монтажеры, звукорежиссеры;
    • администраторы социальных групп и видеоблогеры
    • продавцы товаров собственного производства;
    • реставраторы одежды, швеи и вязальщицы;
    • таксисты и отвечающие за грузоперевозки;
    • работники строительных и отделочных специальностей;
    • организаторы культурно-массовых мероприятий, праздников, мастер-классов;
    • работники курьерской службы.

    Деятельность самозанятых граждан при выплате НПД считается законной и не вызывает вопросов со стороны налоговой службы.

    Читайте также: