Налоги в кризис 2020

Опубликовано: 15.05.2024

Вспомним об этих решениях. Для малого и среднего бизнеса были снижены страховые взносы, для IT-сферы - ставка по налогу на прибыль, с 20 до 3%. Компании получили право уменьшать налог на прибыль на сумму, потраченную на приобретение и модернизацию оборудования.

"Комплекс мер, которые мы проводили во время борьбы с коронавирусом и экономическим кризисом, себя оправдал. Теперь мы должны перейти к решению новых задач, и во главу угла по-прежнему ставится безусловное выполнение всех социальных обязательств государства перед людьми", - заявил Михаил Мишустин.

Однако за счет снижения страховых взносов, отсрочки и списания налогов страна потеряла до 1 трлн рублей, а дефицит бюджета может составить 4,4% ВВП.

"Бюджетная политика в 2020-2021 годах в первую очередь ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями. В целях поддержки граждан, бизнеса реализуются пакеты мер, в стоимостном выражении составляющие порядка 5% ВВП", - констатирует глава Минфина Антон Силуанов.

Как это восполнять? Кабмин нарастит заимствования: в 2020 году они составят 4-4,5 трлн рублей, в 2021-м возрастут на 875 млрд. На покрытие дефицита из Фонда национального благосостояния выделят 350 млрд. Отменяется индексация зарплат госслужащих, на 10% урезаны бюджетные траты, не связанные с соцобязательствами, на 5% - программа вооружений. В итоге в 2021-м бюджет получит дополнительно более 900 млрд рублей.

В Госдуму внесен законопроект о повышении с 1 января налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 3,5 раза, что в 2021-м принесет бюджету 56 млрд рублей. Во всем мире компании, добывающие полезные ископаемые, уплачивают государству роялти от цен на ресурсы. В России рента платится от себестоимости затрат на добычу, что в разы меньше рыночной цены на ресурсы. Ставка НДПИ по нефти составляет 40-50% от выручки, газу - 15%, драгкамням - 8%, драгметаллам - 6%, твердым полезным ископаемым - 0,5-0,6%. В ряде государств последний показатель составляет 2-6%.

"Правительство повышает налоговую нагрузку там, где есть возможность, - отмечает директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. - Значительная часть налогов, которые будут поступать от минудобрений, металлургии и нефтяников, пойдет обратно людям. Средства будут направлены на соцпрограммы".

С 2021-го планируется отмена льготы по НДПИ для выработанных месторождений, что принесет еще 260 млрд рублей. Система налогообложения нефтяной отрасли наполовину состоит из льгот. Минфин пытается перевести ее на налог на добавленный доход (НДД), так как ряд льгот морально устарел.

Например, коэффициент выработанности ввели в 2007-м для старых месторождений, так как добыча там более затратна, и параметры его расчета не обновлялись. Сейчас это приводит не к стимулированию добычи, а к сверхприбыли нефтяников.

НДД вводился в виде эксперимента для пилотных месторождений. Но Минфин выявил перекос в пользу нефтяников - бюджет недополучил 200 млрд рублей в 2019 и 2020 годах. Теперь параметры налога скорректируют, что даст бюджету 97,3 млрд рублей в 2021-м.

"Рентабельные или высокорентабельные месторождения и предприятия будут облагаться налогом, чтобы он поступал в бюджет, а дальше путь денег - на образование, здравоохранение, соцпомощь, строительство", - объяснил Остапкович.

Предлагается повысить акцизы на табачную продукцию на 20%, что даст еще 70 млрд рублей. Антон Силуанов считает, что "это будет стоить около 20 рублей к пачке, если смотреть на стоимость сигарет в размере примерно около 120 рублей".

Доход принесет и пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Выплаты процентов и дивидендов, уходящие в офшоры, должны облагаться адекватным налогом. Сейчас 2/3 средств облагаются ставкой 2%. В случае отказа государств принять новые условия РФ будет в одностороннем порядке выходить из договоров.

Как пояснил главный аналитик "ТелеТрейд" Марк Гойхман, соглашения должны были стать стимулом для привлечения иностранных инвестиций в РФ. Но "компании открывают или покупают фирму на Кипре, которая становится формальным акционером или заимодателем юрлица в России. Оно платит дивиденды или проценты по займам на Кипр. Дивиденды облагаются налогом 5-10%, а проценты по займам - 0%".

По оценке Минфина, в 2018-м на Кипр было выведено 1,4 трлн рублей, в 2019-м - свыше 1,9 трлн. Поэтому и предложено поднять ставки до 15%. Россия и Кипр уже подписали протокол об изменении соглашения. По оценке замминистра финансов Алексея Сазанова, дополнительные поступления в бюджет будут составлять 130-150 млрд рублей ежегодно. На очереди - Мальта. Выравнивание налогов подтолкнет бизнес перерегистрироваться в спецрайоны с льготным налогообложением на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области.

В Госдуму внесен и проект о повышении НДФЛ с 13 до 15% для граждан с годовым доходом более 5 млн рублей. Благодаря этому в 2021-2023-м бюджет дополнительно получит 190 млрд рублей, которые пойдут на лечение детей с тяжелыми заболеваниями.

"Инициатива позволит снизить ставки налогов для малообеспеченных граждан, - считает вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Павел Сигал. - Такой подход во всем мире считается более справедливым в распределении доходов, чем плоская шкала налогообложения".

27 сентября 2020

Министерство финансов разработало новый проект российского бюджета на ближайшие три года. Он составлен с учетом новой реальности – страна сейчас переживает тяжелый кризис на фоне коронавируса.

Как и многие другие страны, Россия отреагировала на пандемию ростом бюджетных расходов, из-за чего образовался значительный дефицит. Это заставляет властей искать новые источники доходов. Как результат – в следующем году в России повысят налоги. Кого это коснется – выясняли «ТВК Красноярск».

Программа мобилизации доходов, которую опубликовал Минфин, должна дать государству 1,8 трлн руб. В нее включены повышение НДФЛ для богатых, введение подоходного налога на проценты с депозитов и новые налоги для нефтяных компаний. С нового года повысят налог на добычу удобрений и металлических руд в 3,5 раза. По некоторым оценкам экспертов, эта мера должна будет принести в бюджет 56 млрд руб. в следующем году.

Помимо металлургов и производителей удобрений, Минфин запланировал повышать нагрузку и на нефтедобывающие компании. Ведомство ранее предложило временно, на три года, увеличить НДПИ в 1,5 раза для отдельных месторождений, где применяется режим налога на дополнительный доход. Этот шаг должен компенсировать бюджету непредвиденно высокие недопоступления – более 200 млрд руб.

Российский экономический аналитик и специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин уверен, что это решение крайне непродуманное:

«Я думаю, в первую очередь, цель – обокрасть тех, у кого еще есть деньги. Такое впечатление, что публика, которая инициирует подобные законопроекты, живет сегодняшним днем и не думает о завтрашнем. Долгосрочные потери для нефтяной отрасли и российской экономики могут быть чрезвычайно серьезными. Сейчас за год или два удастся собрать дополнительно сотни миллиардов рублей, но дальше мы увидим практически крах нефтяной промышленности. Таким образом, правительство забивает гвозди в гроб нефтяной промышленности», – уверяет партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.

И если первые, за чей счет правительство планирует сократить дефицит бюджета, это металлурги и нефтяники, то вторые – это, условно, богатые люди. С 1 января налог на доходы физических лиц вырастит с 13 до 15% для тех, кто зарабатывает больше 5 млн руб. в год.

Также власти намерены на 10% сократить все госпрограммы, порезать даже статьи на оборону и безопасность и продолжать наращивать государственный долг. При этом далеко не все экономисты считают, что нужно повышать налоги. Например, председатель Счетной палаты Алексей Кудрин уверен, что в кризис крайне нелогично забирать у экономики деньги.

«У нас настолько еще огосударствлена экономика, что мы от приватизации в течение ближайших пяти-шести лет можем в год легко получать 200-300 млрд руб. Может быть, некоторые налоги не пришлось бы повышать», – говорит Алексей Кудрин.

Профессор Высшей школы экономики, сопредседатель «Партии Роста» Евгений Коган обратил внимание, что коронавирусный кризис, вопреки здравому смыслу и экономической логике, только укрепил прежний тупиковый курс российского правительства:

«Сегодня делаются постоянные попытки поднять налоги, уменьшить покупательную способность, залезть в налоги: косвенные или прямые, акцизы, или еще что-то. В конце концов, несколько лет назад нам торжественно было обещано временное "затягивание поясов" во имя мобилизации средств, чтобы ускорить экономический рост. Я говорю про те самые два процента НДС. Это было "выдающееся" достижение российских экономистов, тянущее на Нобелевскую премию. "А давайте поднимем налоги, чтобы увеличить экономический рост!". Честно говоря, таких людей надо лишать дипломов и выгонять к чертовой матери. Сегодня мы пытаемся повторить тот же самый неудачный эксперимент и стать чемпионами мира по приседанию на граблях», – заявил Евгений Коган.

О налогах и о том, как российская экономика будет справляться с последствиями пандемии, поговорили с депутатом красноярского Горсовета Константином Сенченко.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене


Конечно, мы не будем говорить о том, что курс на повышение налогов стартовал именно в 2020 году.

Думаю, что все понимают, что такой поворот в сторону «налогового усиления» начался намного раньше. Достаточно вспомнить ужесточение правил исчисления НДФЛ при продаже недвижимости, начиная еще с 2014 года, повышение ставки НДС с 18 до 20% в 2018 году, а также различные «кадастровые» поправки по имущественным налогам для бизнеса, да и для граждан.

Однако представляется, что в 2020 году эта тенденция в налоговой политике окончательного сложилась, сформировалась, закрепилась и, будем надеяться, что достигла своего апогея.

Ради объективности отметим, что государство предпринимало некоторые шаги по смягчению налоговой политики (льготы компаниям из IT-сферы, да и снижение страховых взносов для МСП с 30 до 15% можно оценить только положительно), однако общая тенденция «на повышение» — очевидна.

Как было записано в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (внесены в Госдуму Правительством РФ 30.09.2020), власти наметили структурный маневр в налоговой системе, суть которого — «снижение прямых налогов на труд сферы МСП за счет ресурсных налогов».

Конечно же, виной всему стала сложная экономическая обстановка в стране, вызванная как первой так и второй волной короновирусной инфекции, которая потребовала от государства мобилизации всех резервов, способных улучшить бюджетную ситуацию.

Так, 23 сентября на встрече с сенаторами Совета Федерации Президент РФ В.В. Путин озвучил цифры, доходы бюджетной системы снизились более чем на 11%, расходы же увеличились на 23%. Такие своеобразные «ножницы» и стали главным поводом и побудительным мотивом для того, чтобы налоговая политика настоящего времени целиком развернулась на «повышение».

Первым «под нож» пошел НДФЛ, который стал взиматься с доходов по банковским вкладам, а также с доходов по некоторым ценным бумагам.

Но более того, власти приняли решение об отказе от плоской шкалы НДФЛ, установив повышенную ставку в размере 15% для доходов свыше 5 млн руб. Таким образом, политике мягких налогов для населения, которая реализовывалась в России на протяжении почти 20 лет, пришёл конец (боюсь предположить, но мне кажется, что в будущем власти еще ни раз обратят свои взоры к НДФЛ, чтобы его повысить или со стороны ставки, или со стороны величины дохода, или льгот).

Кроме того, осенью было принято решение о повышении НДПИ для некоторых видов полезных ископаемых (введение рентного коэффициента в размере 3.5 (!) (Федеральный закон № 342-ФЗ), повышены на 20% акцизы на табачную продукцию, началась отмена налоговых льгот для нефтяной отрасли, был дал старт пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Люксембургом, Мальтой, Голландией и Гонконгом.

Забегая вперед, могу еще отметить отказ властей от продления очень комфортного и привычного для малого бизнеса специального налогового режима «ЕНВД», который действовал в России еще с 1998 года. Причем никакой логики, кроме фискальной, в действиях чиновников в данном случае не найти.

Можно предположить, что такая тенденция сохранится и укрепится в налоговой политике России и в 2021 году, а также в среднесрочной перспективе, вопрос только в масштабах этой политики и в динамике процесса.

Вот уже и в самом начале 2021 года заместитель министра финансов Алексей Сазанов заявляет о том, что «потенциала к существенному снижению налоговой нагрузки, а для серьезных стимулирующих мер нужно именно существенное снижение, у государства просто нет», что, на мой взгляд означает, что налоги не только не будут снижаться, но и будут повышены.

Кстати, о повышении налогов в России в течение 2-3 лет говорят и аналитики «Банк оф Америка».

Кризис 2020 года стал беспрецедентным и для государства, и для бизнеса, которые старались с одной стороны остановить распространение вируса, с другой сохранить национальную экономику. Сейчас ожидается «вторая волна» пандемии, а значит, новые вызовы и проблемы: рост нелегального рынка, повышение налоговой нагрузки и смена режима налогообложения, неопределенная позиция государства в отношении балансирующих на грани малых предприятий.

Как в этих условиях будет выживать малый ритейл, и какие меры поддержки необходимы, чтобы сохранить отрасль, обсуждали участники конференции «Малый бизнес России в условиях борьбы с пандемией. Итоги, выводы и законодательные инициативы», состоявшейся Минпромторге.

фото: АМТ

Как заявили еще год назад представители Минпромторга и бизнеса, проект «Стратегии развития торговли до 2025 года» сфокусирован на поддержке всех возможных форматов и предполагает развитие ярмарок, торговлю с нестационарных объектов и пр. Участники прошедшего в Минпромторге форума прошлогоднее мнение подтвердили – малый ритейл должен жить во всех проявлениях. Именно он обеспечивает разнообразие потребительского предложения, каналы сбыта для производителей и поставщиков, не имеющих возможности сотрудничать с крупными сетями или стремящихся диверсифицировать свои продажи, а также – занятость огромного числа людей. Однако благие намерения необходимо воплотить в решение конкретных проблем, с которыми предстоит встретиться малой торговле в 2021 году.

Отмена ЕНВД и ворох нерешенных проблем

В 2021 году предпринимателей ожидает еще одно отягощающее условие – отмена ЕНВД. По оценке Торгово-промышленной палаты на ЕНВД работает примерно 2,2 млн предпринимателей, количество налогов, которые придется платить малому бизнесу, увеличится в 5–6 раз. Чтобы сохранить этот пласт бизнеса, нужно искать другие варианты налогообложения.

Малые должны оставаться на рынке, но выживать в ситуации падения доходов гораздо сложнее. В период пандемии самыми распространенными причинами простоя или закрытия бизнеса стали проблемы с арендодателями, падение спроса и растущие финансовые издержки.

По словам участников, многие вопросы, на которые пытались в экстренном порядке ответить во время режима повышенной готовности, так и не стали, чем-то большим, чем экстренные меры. На фоне вероятного введения новых ограничений, малый бизнес пребывает в неопределенности насчет не только грядущих мер, но и политики правительства – ведь даже без пропускного режима и нового раунда расходов на гигиену потребители сокращают активность, снижая торговые обороты.

фото: АМТ

Борьба с контрафактом бьет по малым

Непродуманное регулирование подакцизных товаров, в первую очередь табачных изделий и никотиносодержащих продуктов, приводит к тому, что малый бизнес оказывается в тяжелой ситуации, а порой и вынужден закрываться. Повышение акцизов на сигареты, табачную и никотинсодержащую продукцию на 20% с 2021 года может стать новым ударом по малоформатной рознице, так как вызовет рост цен на легальную продукцию и рост оборота нелегальных сигарет. Проблема особенно актуальна, ведь все громче звучит мнение о том, что нарушители закона с каждым годом находятся во все более выгодных условиях, чем те, кто работает честно.

Так как доходы населения падают, нелегальная продукция становится более привлекательной, и часть потребителей может переключиться на более дешевый контрафактный табак, с которого не заплачены акцизы и НДС. Ущерб будет нанесен не только легальному бизнесу и госбюджету, но и экономике в целом. Производители табачных изделий выступают за реализацию сигарет в разных каналах, в том числе в малоформатной рознице.

«Сигареты – это один из ключевых товаров ассортимента малой продуктовой розницы, – говорит президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП «ОПОРА» Владлен Максимов. – Для потребителя сигареты выступают маркером цен и причиной похода в магазин, чтобы кроме табака заодно закупить и другие продукты. Недобросовестный бизнес, который выигрывает в ценовой гонке за счет нелегальных сигарет, подрывает и доверие к государству, и общественный порядок, вытесняя с рынка игроков, соблюдающих закон».

Как якорный товар табак может помочь в поддержке малого и среднего предпринимательства, считает начальник отдела расследований Контрольно-финансового управления ФАС России Надежда Володина: «Надо развивать цивилизованный малый ритейл, в том числе путем возврата табачной продукции и разрешением на реализацию никотиносодержащей продукции. Надеюсь, совместными усилиями, применяя принципы разумного регулирования, мы поможем экономике нашей страны выйти из этой сложной ситуации».

vladee/ Shutterstock

Нужные жесткие меры

Для борьбы с контрафактом и предотвращения резкого усиления теневого рынка табака в России необходим системный подход, включающий изменение действующего законодательства и усиление правоприменения со стороны контрольно-надзорных и правоохранительных органов.

Одна из рассматриваемых мер – введение единой минимальной цены на сигареты.

Как рассказал директор по работе с органами государственной власти компании «JTI Россия» Василий Груздев, сейчас цена нелегальной пачки составляет 50–60 руб., что даже ниже, чем уровень минимальных налоговых обязательств – 64 рубля (акциз и НДС) которые должны быть заплачены с любой пачки. В текущем году средняя цена легальной пачки в России составляет порядка 120 руб.

Размер минимальной цены мог бы быть определен по прозрачной формуле на основании минимальной налоговой составляющей (акциз и НДС, которые должны быть заплачены с любой пачки сигарет) и дополнительного коэффициента, который бы отражал минимальные расходы на производство, логистику и реализацию. Если цена на полке будет ниже минимальной, это будет дополнительным индикатором для потребителя и контролирующих органов.

Среди других мер по борьбе с нелегальной торговлей спикер отметил необходимость повысить штрафы за продажу нелегальной табачной продукции. «Действующие штрафные санкции слишком низкие и неэффективные – 4–5 тыс. руб. – для физлиц и 10-15 тыс. руб. – для должностных лиц, – считает Василий Груздев. – Кроме того, в законодательстве отсутствуют нормы об уничтожении изъятого нелегального оборудования и изъятой продукции. Согласно законопроекту который рассматривается Думой, предлагается кратно увеличить штрафы в КоАП и предусмотреть уничтожение контрафактной продукции».

Необходимо также ввести уголовную ответственность за незаконное перемещение табачной и алкогольной продукции в крупном размере через государственную границу РФ с государствами-членами ЕАЭС. По данным Nielsen, более 55% нелегальных сигарет попадает из стран ЕАЭС. Сейчас в УК РФ предусмотрена только ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза, что позволяет контрабандистам безнаказанно перемещать нелегальную подакцизную продукцию на территорию России из других государств-членов ЕАЭС.

Как рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов, собираемость налогов на табачную продукцию в I полугодии 2020 года выросла на 58 млрд руб., что связано с ограничением перемещения через границу. Но такое состояние не сможет продолжаться долго, пока границы закрыты, увеличивается внутреннее производство нелегальной продукции, а когда границы откроются, контрабандисты из других стран попытаются компенсировать паузу.

Госдума работает над рядом нормативных актов. В первом чтении уже принят проект закона, устанавливающий для физических лиц лимит на ввоз и перевозку для личного потребления немаркированной табачной продукции. Также внесены на рассмотрение Госдумой законопроекты о кратном повышении размеров административных штрафов за оборот нелегальной табачной продукции и законопроект о введении единой минимальной цены табачной продукции, ниже которого производители табачной продукции не могут реализовывать сигареты.

Проблема контрафакта актуальна и для никотинсодержащей продукции. Как рассказал вице-президент по корпоративным вопросам «Филип Моррис Интернэшнл» в России и Белоруссии Сергей Слипченко, рынок стал насыщаться контрабандой и некачественной продукцией, что требует ускорения работы по принятию технического регламента на никотинсодержащую продукцию и усиление мер контроля.

Сейчас на площадке Евразийской комиссии при поддержке Минпромторга России ведется разработка технического регламента на никотинсодержащую продукцию, таким образом наша страна может выступать локомотивом этого процесса на всем пространстве ЕАЭС и способствовать защите легального рынка от контрафакта.

Модель поведения для «второй волны»

Фото: Sergey Bezgodov/shutterstock

Решения бизнеса и государства в пандемию во многом были спонтанными, но ко «второй волне» необходимо подготовиться заранее. По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты России Елены Дыбовой, не снимая с повестки базовые системные вопросы развития предпринимательства, сейчас нужно заняться форс-мажорными – выработать для предпринимателей модель действий во время второй волны пандемии. Предприниматели должны получить четкие рекомендации, как себя вести при различных сценариях развития событий, заранее просчитать свою модель и выработать план действий.

Ситуация остается непредсказуемой, значит, нужны дополнительные меры поддержки. «В октябре закончились все отсрочки по кредитам, Центробанк дал рекомендацию продолжить отсрочки и реструктуризацию, – говорит Елена Дыбова. – Но рекомендации недостаточно, должно быть четкое постановление Правительства о продлении сроков отсрочки. Вопрос осложняется тем, что за полгода долги уже накопились, значит, надо рассматривать не перенос, а частичное списание, погашение, рассрочку».

Страхи не позволяют развиваться, а предприниматель всегда живет под страхом очередной проверки и штрафа, – считает исполнительный директор ОПОРА России Андрей Шубин: «Контрольные органы прислали в прокуратуру на согласование реестр плановых проверок следующего года, в который вошло более 300 тыс. мероприятий. Вал проверок нарастает, у государства есть аппетиты проконтролировать все. Надо думать, как кардинально изменить систему контроля».

Вопросы, поднятые в ходе Форума, никак нельзя назвать праздными. Малый бизнес, понесший большие потери весной 2020 года, вновь подвергается испытаниям. В этой ситуации государству определенно нужно действовать аккуратно и продумано. Иначе попытка установить контроль за соблюдением закона обернется тем, что все больше небольших предпринимателей будет уходить за его черту.

Директор Аудиторской Бухгалтерской Компании "Счетовод"

специально для ГАРАНТ.РУ

Начало нового календарного года традиционно связано с налоговыми изменениями. И 2021 год, несмотря на потрясший мир "коронакризис", не стал исключением.

Перемены были обоснованы разными причинами. Это и стремление государства помочь экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление того же государства получать стабильный доход с налогов.

Начало 2021 – конец ЕНВД

Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ). Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.

Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены. Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, дела у которых шли неплохо. В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем "вмененщики". По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.

Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на ОСН. Это в разы бы повысило налоговую нагрузку и сложность ведения бухгалтерии. Но обращаю внимание на то, что время перехода с ЕНВД на УСН продлили до конца марта текущего года (ст. 3 Федерального закона от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ), а значит, избежать этих сложностей еще можно.

Изменения в налоговых режимах

Последствия отмены ЕНВД постарались максимально смягчить, внеся изменения в другие налоговые режимы.

Патентную систему, например, доработали согласно Федеральному закону от 23 ноября 2020 г. № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) так, чтобы ей могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса, и она стала более выгодной:

  • расширен перечень видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом (п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса);
  • увеличены доступные размеры площадей торгового зала для общепита (п. 6 ст. 346.43 НК РФ);
  • компаниям на патенте разрешили уменьшать налоговую ставку на размер страхового взноса (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

  • среднюю численность работников увеличили до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
  • доходы за отчетный период ограничили 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Перед компаниями, использовавшими ЕНВД, встал вопрос, какой режим налогообложения выбрать, чтобы минимально увеличить налоговую нагрузку. Многим организациям, которые подошли под новые критерии, я советовала патентную систему: она удобна для сезонного бизнеса, не надо вести сложный бухучет, а налоговые платежи можно платить в два этапа. Правда, тут я направляю всех предпринимателей к региональному законодательству. Именно оно в конечном счете устанавливает ставки и физические показатели бизнеса на патенте. Существовать одному и тому же бизнесу на патенте в разных регионах может быть по-разному выгодно или невыгодно вовсе.

С УСН чуть сложнее. Напомним, есть два варианта режима: "доходы минус расходы" и "доходы 6%" (ст. 346.14 НК РФ, ст. 346.20 НК РФ). Тут выбор можно было сделать исходя из следующей схемы: если расходы бизнеса больше 50% от выручки, то выбрать лучше "доходы минус расходы". Но всегда есть индивидуальные особенности бизнеса, поэтому я рекомендую консультироваться с бухгалтером или налоговым консультантом, прежде чем делать выбор.

Совсем небольшому бизнесу можно было рассмотреть налог на профессиональный доход и получение статуса самозанятого. Налоговый режим выгодный, но имеет много ограничений. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб., нельзя нанимать работников и есть серьезные ограничения по видам деятельности (ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ). Поэтому я бы предостерегла от выбора НПД тех, кто планирует развиваться и масштабироваться. Данный режим больше подходит для сферы услуг: "муж на час", услуги фотографа, мастера маникюра и т. д.

По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2020 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% – патент, 2,5% – налог на профессиональный доход.

Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте продлили до конца 2023 года (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Они дают право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации. Ограничения для тех, кто хочет воспользоваться "каникулами", также есть (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Виды деятельности льготников, ограничения по численности сотрудников и лимиты по доходам устанавливает региональное правительство для каждого региона. Например, в Свердловской области установлен список из 31 вида деятельности ИП на патенте, которые могут воспользоваться налоговыми каникулами (Закон Свердловской области от 20 марта 2015 г. № 21-ОЗ). А в Московской области список включает всего 25 пунктов (Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ).

Чтобы выгода от налоговых каникул была для вас максимальной, я советую регистрировать ИП в начале года: освобождение от уплаты налога у вас будет на два полных года.

Прогрессивная ставка по НДФЛ

С 2021 года ввели повышенную ставку НДФЛ 15% для тех, чей годовой заработок превысит 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эти изменения, как ожидается, позволят получать государству на 60 млрд руб. в год больше. Доходы с повышенного НДФЛ государство направит на дорогостоящее лечение детей со сложными заболеваниями.

Налоговый маневр для IT-компаний

Государство решило поддержать приоритетную для развития экономики сферу IT, установив льготные тарифы по налогам (Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ внесены соответствующие поправки в НК РФ). Так:

  • страховые взносы с 15% снижены до 7,6% (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • налог на прибыль – для ОСН – снижен с 20% до 3% (п. 1.15-1.16 ст. 284 НК РФ);
  • при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Есть и ограничения: льготами могут воспользоваться только компании, разрабатывающие отечественное ПО.

Чего ждать дальше?

Не так давно стало известно о новом проекте поддержки бизнеса, который сейчас готовит государство. Как стало известно 15 февраля 2021 года из протокола совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова, среди прочих мер планируется разработка нового налогового режима, который должен стать переходным с УСН и патента на общий.

Достаточно неплохая инициатива, если вспомнить, что ОСН является, наверное, самым сложным налоговым режимом и в плане финансовой нагрузки, и в плане ведения бухгалтерского учета. Но все же тенденция идет не к снижению налогового бремени для компаний. Скорее всего, система будет актуальна именно для тех, кто вырос из патента и УСН. А те, кто уже сейчас на ОСН, так и останутся на нем.

Правда, новый режим не стоит ждать в ближайшее время. Скорее всего, проект доработают только к концу текущего года, и изменения, по традиции, вступят в силу в начале 2022 года.

Но просматривать новости налогового законодательства и права необходимо регулярно. Это позволяет быть в курсе изменений, которые влияют на бизнес, и вовремя к ним адаптироваться.

Некоторые налоговые изменения произойдут, скорее всего, при создании новых мер поддержки отраслей бизнеса, пострадавших во время продолжительного локдауна. Уже продлили льготный кредит для компаний на обеспечение ФОТ, правда, по ставке 3% (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 279). Возможно, какая-то часть наиболее пострадавших сфер бизнеса сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Советую не пренебрегать этим и пользоваться всем, что предоставляет государство. Большинству клиентов летом 2020 года мы помогли получить поддержку, и это стало для них хорошим подспорьем: никто не обанкротился, не закрылся. Сложность некоторых процессов вступления в программы поддержки нивелируется выгодой от получения этой поддержки.

Читайте также: