Налоговые доходы федерального бюджета 2019

Опубликовано: 29.04.2024

Бюджетное стимулирование и перспективы изменения бюджетного правила

По предварительным данным Минфина, за 2019 год доходы федерального бюджета составили 20,2 трлн руб., что на 3,7% больше соответствующего показателя прошлого года. При этом нефтегазовые доходы федерального бюджета снизились на 12%, что было обусловлено, прежде всего, включением отрицательного акциза на нефть для нефтепереработки в расчет нефтегазовых доходов. Дополнительными факторами сокращения нефтегазовых доходов послужили снижение средних цен на нефть на 9% и сокращение стоимостных объемов экспорта нефтепродуктов на 16% (за январь-ноябрь). Расходы федерального бюджета выросли на 9% в номинальном выражении и на 4,3% – в реальном.

Национальные проекты финансируются хуже других направлений бюджетных расходов, но общее исполнение федерального бюджета по расходам (в процентах от запланированного уровня) в целом примерно соответствует средним показателям за последнее десятилетие.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Подключайтесь к выбранной стратегии— и все сделки, совершаемые автором, будут автоматически повторяться на вашем счете. Зарабатывайте на профессионалах!

Медленный рост доходов федерального бюджета (на 3,7% по отношению к соответствующему периоду прошлого года) связан с падением нефтегазовых доходов на 12% при росте ненефтегазовых доходов на 17,5%.

Сокращение нефтегазовых доходов обусловило снижение их доли в ВВП с 46% от общего объема доходов федерального бюджета в 2018 г. до 39,3% (см. рис. 1).

Рис. 1. Доходы, расходы и баланс федерального бюджета за 2011–2019 гг., в % к ВВП

Доходы, расходы и баланс федерального бюджета за 2011–2019 гг

Источник: Минфин, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Существенное снижение нефтегазовых доходов по сравнению с 2018 г. связано, прежде всего, с учетом в их составе отрицательных акцизов на нефтяное сырье, поступающее на нефтепереработку (за январь-ноябрь 2019 г. эти акцизы составили минус 389,5 млрд руб.). Далее, средняя цена нефти марки Urals за 2019 г. составила 64,38 долл./барр., тогда как за 2018 г. – 69,84 долл./барр. (снижение на 9%). В определенной степени влияние падения нефтяных цен на нефтегазовые доходы компенсировалось ослаблением рубля (за 2018 г. средний обменный курс доллара к рублю составил 62,54 руб., за 2019 г. – 64,73 руб., ослабление на 3,5%). На существенное снижение нефтегазовых доходов федерального бюджета также повлияло снижение стоимостных объемов экспорта нефтепродуктов (на 16% за январь-ноябрь 2019 г.).

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета за 2019 г. (см. табл. 1) выросли по сравнению с 2018 г. на 17,5%. При этом поступления НДС от продаж на внутреннем рынке под влиянием увеличения ставки НДС выросли на 19%, поступления от акцизов выросли на 10% (в данном расчете не учитываются отрицательные акцизы на нефтяное сырье), а поступления от налога на прибыль увеличились на 19%. Поступления от НДС на импорт увеличились на 29%, от импортной пошлины – на 6%. На динамику этих поступлений позитивно повлияло ослабление рубля. При этом объем импорта в валютном выражении, по оценке ЦБ РФ, за 2019 г. вырос на 3% по сравнению с 2018 г.

Таблица 1. Доходы федерального бюджета за 2012–2019 гг., в % к ВВП

Доходы, всего

Налог на прибыль

НДС на ввозимые товары

Акцизы на ввозимые товары

Источник: Минфин, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Расходы федерального бюджета в 2019 г. составили 18,2 трлн руб. и в номинальном выражении выросли на 9,0%. По отношению к плану расходы составили 98,5% (что незначительно отличается от средних показателей за последние годы), а по отношению к сводной бюджетной росписи – 94,2%. Из крупных разделов функциональной классификации расходов самый низкий процент освоения средств наблюдался по разделу "Национальная экономика", где расходы составили 91,8% от бюджетной росписи; по разделу "Национальная оборона" средства были освоены на 92,7%. По предварительным данным Минфина РФ, в 2019 г. финансирование национальных проектов осуществлялось медленнее расходов федерального бюджета в целом. По отношению к сводной бюджетной росписи эти расходы исполнены на 91,4%. При этом практически в полном объеме были профинансированы проекты "Здравоохранение", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Наука", "Культура". Низкий процент освоения средств в 2019 г. имел место по проектам "Экология" (66,3%), "Цифровая экономика" (73,3%), "Производительность труда и поддержка занятости" (87,1%), "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры" (88%).

Тем не менее выделение дополнительного финансирования на реализацию национальных проектов (по итогам 2019 г. это 9% общих расходов) стало важным фактором увеличения роста расходов федерального бюджета: за 2019 г. в реальном выражении они выросли на 4,3% по сравнению с 2018 г. В то же время по сравнению с 2012 г. расходы федерального бюджета в 2019 г. в реальном выражении все еще остаются ниже на 11%.

Несмотря на недофинансирование, национальные проекты также оказали в 2019 г. определенное влияние на структуру расходов федерального бюджета (табл. 2). В частности, по сравнению с 2018 г. несколько выросла доля расходов на национальную экономику и здравоохранение, в результате чего, после временного снижения, отношение расходов на национальную экономику к ВВП вернулось примерно к уровням 2016–2017 гг., а на здравоохранение – к уровням 2013–2014 гг. Национальные проекты способствовали также тому, что расходы на социальную политику по отношению к ВВП в 2019 г. не снизились (можно отметить даже их небольшой рост), несмотря на начало осуществления пенсионной реформы (но при этом они остаются почти на 1 п.п. ниже уровня 2012–2013 гг.). Соотношение расходов на оборону и ВВП вернулось к уровням, характерным для 2011–2012 гг. В целом структура расходов федерального бюджета с 2012 по 2019 гг. поменялась незначительно.

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в 2012–2019 гг., в % к ВВП

Занимая лидирующие позиции в мире по запасам, а также добыче нефти и газа, Россия в значительной части формирует федеральный бюджет за счет нефтегазовых доходов.

Их доля (хотя и остается достаточно высокой) заметно колеблется, имея явно выраженную тенденцию к снижению (см. рис. 1). Однако в 2019 году на фоне растущих доходов бюджета их нефтегазовая составляющая сократилась не только в относительном, но и в абсолютном выражении.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет планирование и мониторинг нефтегазовых доходов начиная с 2006 года в соответствии с разработанной методикой и статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым указанные доходы в составе федерального бюджета формируются за счет:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья) (далее – НДПИ);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти;

  • налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД).
  • При прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета используются среднегодовые значения следующих показателей:

    цена на нефть сырую марки Urals (40 долларов США за один баррель в ценах 2017 года с ежегодной индексацией на 2% начиная с 2018 года);

    экспортная цена на газ природный (прогнозируемое значение среднегодовой экспортной цены на газ природный, умноженное на соотношение базовой цены на нефть к прогнозируемой цене на нефть);

    обменный курс доллара США к рублю.

    Превышение фактически поступивших в бюджет сумм в виде НДПИ и таможенных пошлин над расчетными (базовыми) значениями, используемыми при планировании федерального бюджета, составляют дополнительные нефтегазовые доходы, формирующие Фонд национального благосостояния страны. Согласно статье 96.10 Бюджетного кодекса РФ пополнение Фонда национального благосостояния возможно также за счет доходов от управления его средствами.

    Доля дополнительных доходов

    Динамика ежемесячных абсолютных значений базового и дополнительного уровня нефтегазовых доходов за 2018–2019 годы и январь 2020 года свидетельствует о существенных колебаниях в абсолютных значениях дохода (см. рис. 2) и изменении степени участия дополнительных доходов в формировании нефтегазовых доходов страны в целом (см. рис. 3).

    Если в 2018 году абсолютное значение величины дополнительных нефтегазовых доходов практически равнялась базовому (расчетному) значению нефтегазовых доходов, составляя 89,6% от его уровня, то в 2019 году указанное соотношение оказалось на уровне 59,5%, что свидетельствует о потере дополнительных нефтегазовых доходов в размере 1 304,6 млрд руб. Однако в целом сумма нефтегазовых доходов в 2019 году сократилась против уровня 2018 года несколько меньше – на 1 093,5 млрд руб., что было обусловлено ростом в 2019 году базового объема нефтегазовых доходов на 211,1 млрд руб.

    Рассмотрим динамику структуры нефтегазового дохода России за 2018–2019 годы, на которую оказали влияние как негативные тенденции, имевшие место на мировом нефтегазовом рынке, так и внутренние изменения налогового законодательства Российской Федерации (реализация налогового маневра в связи с постепенным отказом от вывозных таможенных пошлин, а также проведение эксперимента с переходом от применения НДПИ к использованию НДД при добыче нефти) (см. табл.).

    Структура нефтегазовых доходов бюджета Российской Федерации в 2018–2019 годах*

    Темп прироста (снижения)

    Нефтегазовые доходы, всего

    НДПИ, в том числе:

    Экспортная пошлина, в том числе:

    на нефтяное сырье без

    Базовый объем нефтегазовых доходов

    Дополнительные нефтегазовые доходы

    * - Расчеты выполнены автором на основании данных Министерства финансов РФ

    Постепенный отказ от взимания вывозных таможенных пошлин привел к сокращению их абсолютного значения на 731,9 млрд руб. в 2019 году по сравнению с 2018 годом, однако предполагаемого увеличения за этот же период величины НДПИ не последовало. Более того, произошло абсолютное сокращение средств указанного налога на сумму 38,1 млрд руб. при одновременном росте объемов добытого углеводородного сырья и применении повышающих коэффициентов к действующим налоговым ставкам на добычу углеводородного сырья. Сокращение суммы НДПИ при добыче нефти составило 56,8 млрд руб., газа – 3,6 млрд руб. И только росту добычи газового конденсата соответствовало увеличение суммы поступившего в бюджет НДПИ на 22,2 млрд руб.

    В целом сложившаяся ситуация по формированию федерального бюджета от поступления налога имеет только одно объяснение: более широкое использование нефтегазовыми компаниями права на льготы по НДПИ, которые могут быть получены по следующим основаниям:

    нулевая ставка (ст. 342 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ);

    налоговые вычеты (ст. 343 НК РФ).

    В настоящее время, по оценкам Минфина РФ, почти 50% нефти добывается на территориях, к которым в той или иной степени могут быть применены налоговые льготы, что обусловлено выработанностью действующих месторождений и введение льгот направлено на стимулирование сохранения добычи нефти на более-менее стабильном уровне. Считается, что к 2035 году этот показатель может достигнуть 90%. Кроме того, нефтяники стремятся получить налоговые вычеты в обмен на инвестиции в геологоразведку и освоение новых нефтяных регионов.

    Для российского бюджета это не что иное, как выпадающие доходы, ежегодный размер которых уже превысил 1,2 трлн руб., что представляет достаточно заметную величину как к сумме нефтегазовых доходов, так и доходной части бюджета в целом. В результате, по оценкам Минфина РФ, уже к 2022 году профицит бюджета не превысит 300 млрд руб. против 1,9 трлн руб. в 2019-м. Эксперты считают, что при сохранении сложившейся ситуации с налоговой нагрузкой на нефтегазовый бизнес сумма выпадающих доходов в ближайшие 5–10 лет может возрасти вдвое.

    Именно эта достаточно серьезная ситуация с формированием бюджета обусловила введение моратория на налоговые льготы, которые запросило в 2019 году у Правительства РФ ПАО «Сбербанк», кредитующее проекты по расширению добычи нефти в Арктике, а также ПАО «НК Роснефть» и ПАО «Газпром нефть», активно занимающиеся разработкой Приобского месторождения нефти. При этом ПАО «НК Роснефть» в обмен на предоставленные льготы готово принять на себя обязательства по реализации масштабных инвестиционных проектов, что может обеспечить рост загрузки Северного морского пути.

    Новые проекты в Арктике, безусловно, призваны компенсировать падение добычи нефти на зрелых месторождениях, а возможно, и нарастить добычу в целом по стране, однако в условиях, когда в мире наметилась тенденция к сокращению потребления углеводородов, крупномасштабные проекты по развитию новых нефтеносных регионов могут оказаться для России менее привлекательными, чем те, которые направлены на глубокую переработку углеводородного сырья с получением продукции, характеризующейся более высокой долей добавленной стоимости. И льготы, предоставляемые нефтеперерабатывающим заводам, могут оказаться более эффективными с позиции формировании доходной части бюджета страны.

    Так или иначе в настоящее время в Минфине РФ проводится работа по инвентаризации предоставляемых нефтяникам льгот, чтобы при формировании бюджетов на ближайшую перспективу отказаться от неэффективных и предоставить те, которые позволят отрасли компенсировать выпадающие по этой причине доходы, не увеличивая тем самым нагрузку на другие сектора национальной экономики.

    Как отмечалось выше, для нефтяников сохраняются повышенные ставки на добычу нефти, что предполагалось отменить к 2020 году, поскольку необходимо компенсировать потери бюджета от снижения вывозных таможенных пошлин.

    Еще одной мерой, направленной на стабилизацию нефтегазовых доходов, является переход на взимание дополнительного дохода от реализации нефти. Так, с января 2019 года в России начал осуществляться пилотный проект по взиманию НДД, размер которого, в отличие от НДПИ и таможенной пошлины, рассчитывается не с объемов добываемой нефти, а с дохода от ее продажи за минусом пониженного НДПИ, экспортной пошлины, а также расходов на добычу и транспортировку реализованной нефти. При этом ставка НДД составляет 50% от расчетной налоговой базы. В перспективе предполагается при положительном результате эксперимента полностью перейти от НДПИ к расчету НДД. В настоящее время эксперимент ограничен определенным перечнем месторождений нефти и рядом дополнительных условий, его доля в составе нефтегазовых доходов России за 2019 год составила всего 1,3%, в то время как на долю НДПИ пришлось 75,3%.

    Таким образом, перед Минфином стоит сложная задача: в условиях нестабильности рынка углеводородов, ухудшающихся условий их добычи, стремления к экологизации деятельности организаций, а также меняющихся приоритетов в отношении структуры потребляемых первичных источников энергии и внимания к энергоэффективности найти компромисс между интересами бизнеса и общества при сохранении уровня жизни россиян.

    Стремительное падение нефтегазовых доходов и дополнительных нефтегазовых доходов не компенсирует относительно небольшой рост ненефтегазовых доходов.

    Москва, 25 фев - ИА Neftegaz.RU. В 2020 г. доля нефтегазовых доходов бюджета России сократилась до 28% с 39,3% в 2019 г.

    Об этом сообщается в аналитической записке Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов за 2020 г.

    Нефтегазовая игла

    Доходы от нефти и газ в бюджете России чрезвычайно важны.
    Предусмотрено даже деление на нефтегазовые доходы (в тч, дополнительные нефтегазовые) и остальные (ненефтегазовые) доходы.
    Не в каждой стране есть такое деление доходов госбюджета.

    В 2019 г. нефтегазовые доходы составляли около 7,924 руб/год, в 2020 г. - около 5,235 трлн руб/год.
    То есть сократилась не только доля, но и объем нефтегазовых доходов.
    Для любознательных напомним, что в 2018 г. нефтегазовые доходы вообще составили немыслимые ныне 9,018 трлн руб/год.
    За 2 года доходы бюджета РФ от нефтегаза сократились почти на 3,8 трлн рублей!
    Это очень много, если учесть, что экономика страны пока сидит на нефтегазовой игле.
    Восполнить такое падение доходов госбюджета в нынешней ситуации невозможно.

    Не порадовали и дополнительные нефтегазовые доходы (доходы с цены выше 42 долл США/баррель, шли в ФНБ по бюджетному правилу).
    Вместо дохода 2,334 трлн. руб оказался убыток более 320 млрд рублей.
    В 2018 г. дополнительные нефтегазовые доходы составили - более 4, 261 трлн руб/год, в 2019 г. - почти 2,957 трлн руб/год.
    Это тоже невосполнимо.

    Падение доходов было ожидаемо, поскольку отчеты Счетной палаты за 3 квартала 2020 г. уже семафорили об этом.
    Тогда нефтегазовые доходы упали на 35,9% от 13,216 трлн рублей, что составило 64,2% от прогнозируемого на 2020 г. объема.

    Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются:

    • от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья,газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
    • от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
    • от уплаты вывозных таможенных пошлин на газ природный;
    • от уплаты вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;
    • от уплаты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку;
    • от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).

    Причины, можно сказать, объективные:

    • падение цен на нефть,
    • снижение добычи в рамках Венского соглашения ОПЕК + ,
    • снижение объемов экспорта природного газа,
    • пандемия коронавируса.

    Счетная палата уточнила, что цена на нефть сорта Urals в апреле 2020 г. достигла исторического минимума (16,3 долл. США/барр.).

    В целом за 2020 г. цена сложилась более чем на 1/3 ниже, чем в 2019 г. - 41,4 против 63,9 долл.
    США/барр.

    Есть и другие причины, связанные с изменением налогового и таможенного законодательства в рамках продолжения налогового маневра:

    • повышение ставки НДПИ и снижение ставки вывозной таможенной пошлины,
    • введение возвратного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку,
    • введение налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья.
    По сравнению с 2019 г. доля ненефтегазовых доходов бюджета в 2020 г. увеличилась на 11,3 п.п.

    В 2019 г. показатель составлял 60,7% в 2019 г.

    Справочно

    Базовые показатели бюджета России на 2020 г:

    • 42,4 долл США/барр - цена отсечения за 1 баррель нефти сорта Urals;
    • 67-68 руб/долл США - прогноз по курсу валюты США;
    • 3% - уровень инфляции;
    • 112,863 трлн рублей - объем ВВП;
    • 20,379 трлн рублей - доход в госбюджете РФ;
    • 2,334 трлн. руб - дополнительные нефтегазовые доходы ;
    • 19,503 трлн. рублей - расходы в госбюджете;
    • 876,052 млрд. рублей - профицит госбюджета (что составляет 0,9-1% ВВП);
    • 64,4 млрд. долл США - уровень внешнего долга;
    • 3,323 трлн рублей - секретная часть расходов в госбюджете;
    • более 50 руб/л - стоимость бензина с 1 января;
    • 12 130 рублей - минимальный размер оплаты труда;
    • ≈ 40 тыс руб. - уровень средней заработной платы по РФ.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоговые проверки


    Цифровое настоящее: эффективность налогового контроля.

    Консолидированный бюджет РФ по видам налогов в 2018 г.

    щш
    олр

    Динамика роста поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ

    шг

    Динамика налоговых поступлений на макроуровне зависит от трёх ключевых групп причин: влияния экономических факторов, изменения налогового законодательства и налогового администрирования. В 2017 г. рост налоговых доходов был обусловлен увеличением цен на нефть (НДПИ) лишь частично (на 40%). В оставшейся части рост происходил:

    1) на 19% — за счёт увеличения заработной платы (НДФЛ), оживления потребительского спроса (НДС), увеличения прибыли организаций,

    2) на 25% — в результате изменения налогового законодательства, ограничения списания убытков при определении налоговой базы по налогу на прибыль, индексации акцизов;

    3) на 14% (390 млрд р.) — за счёт повышения эффективности налогового контроля.

    лот

    За январь — май 2018 г. новые возможности цифрового налогового контроля позволили увеличить поступление налогов в сравнении с таким же периодом 2017 г. дополнительно ещё на 90 млрд р. (т.е. рост эффективности — 55%).

    Рост поступлений по основным налогам

    щшо

    ор

    Эффективность налогового контроля

    Взыскания при данной форме налогового контроля в первом квартале 2019 г. выросли на 10% и составили 48 млрд р. (17,7 млн р. на 1 проверку).

    7н

    Сегодня выездная проверка проводится в отношении 1 налогоплательщика из 500, в разрезе малого бизнеса — 1 из 4000.

    В 2018 г. налогоплательщики вне налоговых проверок уточнили свои обязательства на 80 млрд р.; из них исключение разрывов, выявленных АСК НДС-2, составило 12,4 млрд р. За первый квартал 2019 г. данный показатель уточнений на основании АСК НДС-2 составил 29 млрд р. Поступления по результатам аналитической работы, то есть без проведения проверок, выросли за 10 мес. 2019 г. почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

    Доля сомнительных вычетов за 4 кв. 2017 г. снизилась до 1%, в то время как в 1 кв. 2016 г. она составляла 8%.

    Налоговый разрыв по НДС самый низкий в мире — 0,9%.

    Более половины дополнительных поступлений в бюджет идёт за счёт согласительных процедур с налогоплательщиками и устранения ими выявленных нарушений путем уточнения деклараций.

    В 2017 г. разработана карта рисков, включающая в себя основные профили поведения подконтрольных субъектов, а также критерии их расчета и выявления; разработан порядок отбора налогоплательщиков для проверки (12 критериев на сайте ФНС). В рамках проекта создания реестра рисков совершенствуется система оценки рисков проведения выездной проверки с учетом отраслевой специфики деятельности и средних показателей (налоговой нагрузки, рентабельности, размера вычетов по НДС и т.д.). Информация о выявленных рисках и их уровне будет отражаться в личных кабинетах налогоплательщиков, будет также рассчитываться портрет налогоплательщика за три года.

    Обжалование решений, действий, бездействия налоговых органов

    За 10 мес. 2019 г. указанные показатели увеличились и составили, соответственно, 47,3 % и 20 %.

    Ниже приведены результаты рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах, сформированные на основании статистических данных Судебного департамента и портала Право.ру.

    гшр

    Эффективность взыскания

    Эффективность принудительного взыскания увеличилась на 20,26% (на 1 июля 2019 г. взыскано 664 млрд р. в сравнении с аналогичным показателем за тот же период 2017 г. , который составлял 535,5 млрд р.). По отношению к доначисляемой задолженности фактически взыскивается 67% ( 2 п.п. к 2018 г.).

    На 1 августа 2019 г. показатель debt to income (отношения задолженности к поступлениям), который используется для оценки эффективности управления долгом, составил 7 % (это минимальное значение за пять лет).

    Некоторые выводы по 2018 г.

    В вышестоящие налоговые органы в рамках обязательной досудебной процедуры подано 20,16 тыс. жалоб; количество обращений в суд — около 6 тыс, т.е. меньше в 3,36 раз. С учетом переходящего остатка судами рассмотрено 12,1 тыс. дел об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов.

    К сожалению, статистика арбитражных судов не содержит показателя — какое количество в общем объеме дел, рассмотренных по главе 24 АПК РФ, составляли именно дела об оспаривании решений о привлечении к налоговой ответственности.

    Показатель 0,1% назван в отчете о работе ФНС за 2018 г. по строке «доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в общем количестве решений налоговых органов, вынесенных по результатам налогового контроля».

    Если же взять за расчетную единицу среднее доначисление по 1 проверке в 2017 — 2018 г. в размере 18,7 млн р., допустить, что все 6 тыс. обращений были об оспаривании решений по выездной проверке, по которым жалобы налогоплательщиков в досудебном порядке были оставлены без удовлетворения в полном объеме, то максимальная сумма оспаривания должна была бы составить 112,2 млрд р. При показателе удовлетворения требований по суммам в 17% максимальная оспоренная сумма — около 19 млрд р. Однако официальная судебная статистика дает показатель, который меньше в 58 раз.

    Впечатляющие расхождение, которое свидетельствует либо о неверности статистического учёта либо о том, что налогоплательщики не могут эффективно использовать судебную защиту. Через соотношение размера доначислений по выездным проверкам и сумм претензий, признанных недействительными, мы пытались задуматься о значении и влиянии судов на практику применения налогового законодательства. Думается, что проблема заключается в формировании статистических данных.

    Так, например, при оценке эффективности судебной работы ФНС за 2017 г. указывается, что налогоплательщикам удалось признать недействительным доначисление 20% от оспариваемых сумм в 238,6 млрд.р. (что составляет 47,7 млрд.р. или 0,22% от налоговых доходов консолидированного бюджета страны за 2018 г.). Такую оценку дает профессор департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ Мороз В.В. (см. «Налоговый контроль и необходимость его совершенствования» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Противодействие налоговой преступности» (Москва, 31 мая 2018 года), с.45).

    1. ФНС реализуются проекты «обеления» проблемных отраслей через саморегулирование участников рынка: создана Ассоциация добросовестных участников рынка АПК (8 тыс.участников); для повышения прозрачности рынка технической эксплуатации и клининга запущен Реестр добросовестных фасилити-операторов (181 участник на 1 .09.19). Поступление НДС от участников в первом квартале 2019 увеличилось в 2,5 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составило 2 млрд р.

    2. Количество компаний с признаками недействующих организаций (однодневок), данные о которых, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствуют действительности, составляет не более 150 тыс. (4%). За период с 2013 г. произведена чистка реестра и уменьшение количества таких компаний более, чем в 10 раз.

    о

    Это стало возможным благодаря автоматической обработке значительного числа компаний по рисковым критериям (непредоставление отчетности, нахождение по адресу массовой регистрации, массовые участники и руководители) с последующей их оценкой в ручном режиме.

    Регистратору было предоставлено право проверки достоверности сведений о компании как на этапе регистрации, так и в последующем с внесением в реестр сведений о недостоверности данных при неподтверждении компанией своего присутствия и предоставления корректных сведений в течение 6 месяцев. Руководители и участники недействующих компаний ограничены в праве создавать другие компании, приобретать доли участия или становиться их руководителями. Аналогичные меры предлагается принять в отношении ИП (регистратору д.б. предоставлено право прекращения статуса ИП с предварительным уведомлением, если тот не сдает отчетность или имеет налоговую задолженность).

    При уклонении от уплаты налогов с использованием компаний-однодневок даётся оценка действиям лиц, создавших фиктивные организации и использовавших их в целях транзита и обналичивания денежных средств, на предмет наличия признаков преступлений по ст. 172 , 173.1 и 173.2 УК РФ (предусматривающих ответственность за незаконную банковскую деятельность, за незаконное создание организации через подставных лиц, использование документов данных лиц).

    3. Реализуются проекты маркировки товаров, прослеживания импортируемых товаров, интегрируются информационные системы налоговых и таможенных органов, осуществляется реформа ККТ и перевод малого бизнеса на онлайн кассы, введен специальный режим «налог на профессиональный доход» .

    4. Реформирована система администрирования крупнейших налогоплательщиков (это более 3000 компаний, обеспечивающих 51% налоговых доходов), которые администрируются экстерриториально по отраслевому признаку в 8 межрегиональных и 12 межрайонных инспекциях. Такой подход позволит создавать «волновой эффект» на отрасль, а также применять единую судебную практику по важным методологическим отраслевым вопросам.

    5. Расширяется круг компаний, контролируемых в форме налогового мониторинга. В 2017 г. это было 26, на 28.03.2019 — 44 компании, на которые приходится 12,25% налоговых поступлений. Критериям, позволяющим перейти на мониторинг (выручка и активы — 3 млрд р., сумма налогов — 300 млн р.), соответствуют 1905 российских компаний, а 687 из них максимально готовы к такому переходу. С 2020 г. планируют перейти на данную форму налогового контроля 48 крупнейших компаний и в последующем — значительное число компаний с государственным участием.

    Налоговый мониторинг позволяет инспекциям оперативно осуществлять мониторинг всех операций налогоплательщика с просмотром сканов первичных документов. Анализ запросов налогоплательщиков (19 за 2017), поданных для получения мотивированного мнения ФНС, позволяет выделить среди основных категорий вопросы о налоговых последствиях совокупности сделок, экономика которых неочевидна, и вопросы попоследовательно совершенным операциям, в которых могут быть усмотрены признаки злоупотребления, предусмотренные ст. 54. 1 НК РФ. С 2016 по 2018 года налоговые органы выпустили 30 мотивированных мнений, совокупная сумма налога по урегулированным позициям составила более 23 млрд р.

    Развитие налогового мониторинга будет происходить за счёт разработки единой системы выявления и оценки рисков, развития инструментов по согласованию налоговой базы, а также внедрения стандартного файла налогового аудита. Такой файл позволит автоматически тестировать и проверять полноту учетных данных, прослеживать хронологию каждой операции и наличие документов-оснований по ней.

    6. В 2015 г. для России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Запущена система автоматического обмена информацией с компетентными органами иностранных государств, в 2018 г. получены сведения о финансовых счетах из 58 юрисдикций, страновых отчётов — из 38 юрисдикций. На основе информации, полученной от иностранных юрисдикций за 2015 — 2017 г. , во время проверок доначислено более 65 млрд р. Ещё 24,6 млрд р. — налог на прибыль с доходов КИК, полученный в результате самостоятельного декларирования бизнесом.

    Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

    В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

    Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

    В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

    Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

    А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

    Поддержка бизнеса

    В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

    Контрольные мероприятия

    Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

    Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

    В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

    Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

    В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

    Отказ от ЕНВД

    ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.


    Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

    *Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

    Читайте также: