Налоговое регулирование криптовалюты в китае

Опубликовано: 26.04.2024


Одним из главных событий 2020 г. стало возрождение интереса к криптовалютам. Новостные сводки о преодолении биткоином очередной рекордной отметки приходили с волнующей периодичностью, а инвесторы могли за считанные недели удвоить свой капитал. С 1 января 2021 г. в России вступил в силу Закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте («Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации), определивший правила регулирования криптовалют. Какой же путь избрал отечественный законодатель? Можем ли мы заплатить в магазине биткоинами? А что с налогами? Давайте разбираться вместе.

Криптовалюта – это вообще имущество?

Итак, по общему правилу криптовалюта имуществом не является. Закон использует вместо «криптовалюты» термин «цифровая валюта» . Криптовалюта - это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения). Она принимается в качестве инвестиции или средства платежа, перед владельцем которой нет обязанного лица.

Интересно, что когда государству становится выгодным признание цифровой валюты имуществом, то в качестве исключения имуществом она все же признается. Так, например, цифровая валюта будет считаться имуществом в следующих случаях :

  • при банкротстве должников;
  • при контроле операций в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;
  • при возбуждении исполнительного производства;
  • при контроле за доходами и расходами должностных лиц

Например, если начнется дело о банкротстве гражданина, а он все деньги заранее перевел в биткоины, то отвертеться от кредиторов ему будет непросто: биткоины продадут и долги погасят. Такой подход был в судебной практике и ранее , но на деле редко кому удавалось узнать о наличии криптовалюты, а тем более и получить доступ к ней. Для целей исполнительного производства криптовалюта также теперь считается имуществом, поэтому в ближайшее время можно ожидать новостей о том, что приставы «арестовали» биткоины на огромные суммы.

Не являясь имуществом, криптовалюта не является и средством платежа. Закон прямо устаналивает запрет организациям и гражданам принимать криптовалюту в счет оплаты товаров, работ и услуг. Интересно, что распространяется он только на налоговых резидентов, но оплачивать что-либо криптовалютой напрямую не запрещено. Это может свидетельствовать о том, что законодатель уже определился, кто именно будет нести ответственность за сделки с криптовалютой .

Как налоговая может узнать, что у меня есть криптовалюта? Зачем мне это?

Новый закон вынуждает обладателей криптовалюты декларировать ее и сообщать в налоговый орган о проведенных операциях. Так, в Законе о цифровых финансовых активах и цифровой валюте указано, что требовать в суде защиты своих прав владельцы криптовалюты могут только в случае ее декларирования . Для некоторых категорий граждан сообщать о наличии криптовалюты и вовсе обязательно (госслужащие, сотрудники госкорпораций). Одновременно с этим Минфин разрабатывает поправки, предусматривающие обязательное декларирование операций с криптовалютой свыше определенной суммы (в проекте сейчас фигурирует сумма, эквивалентная 600 тыс. руб.) .

Получается, что, с одной стороны, владельцам криптовалюты выгодно сообщать о ее наличии, чтобы в случае конфликта защитить ее. С другой же стороны, если владелец криптовалюты обязан был сообщить о ее наличии или об операциях с ней, но не сообщил, то его будет ждать ответственность. Ранее суды не могли понять, чем является цифровая валюта, можно ли выносить решение о ее возврате и подлежат ли права владельцев криптовалюты защите.

А что с налогами и ответственностью?

Сегодня Налоговый кодекс не предусматривает особенностей расчета и уплаты налогов от доходов, полученных при проведении операций с криптовалютами. Позиция Минфина тоже проста: получил от операций с криптовалютой доход – обязан заплатить налог, нет никакого освобождения от уплаты налога или оснований для его уменьшения.

В декабре 2020 г. в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий ответственность за непредставление отчета об операциях и остатках цифровой валюты, а также за неуплату налогов от операций с цифровой валютой. В проекте предлагается за непредставление сведений штрафовать в размере 10 % от суммы криптовалюты, а за неуплату налога взыскивать штраф в размере 40 % от суммы неуплаченного налога.

Одновременно с этим Минфин разработал проект поправок к Уголовному кодексу, предусматривающих ответственность за недекларирование криптовалюты и операций с ней. За это нарушение, если оно совершено дважды и на сумму более 15 миллионов рублей могут приговорить к штрафу или даже аресту . Исходя из установленных запретов, можно также ожидать административную ответственность за прием криптовалюты и распространение информации о предложении принимать криптовалюту как средство платежа за товары (работы, услуги) .

Что мы должны помнить о криптовалюте:

  1. Криптовалюта не является имуществом, но на нее может быть обращено взыскание в случае банкротства или возбуждения исполнительного производства.
  2. Принимать криптовалюту в качестве оплаты товаров, работ и услуг запрещено как юридическим лицам, так и физическим.
  3. Чтобы защищать свои права, криптовалюту и операции с ней необходимо задекларировать. В некоторых случаях декларирование является обязательным.
  4. Если операции с криптовалютой принесли доход, с него необходимо будет заплатить налоги по общим правилам. За недекларирование криптовалюты и неуплату налогов могут грозить штрафы и уголовная ответственность.

Криптовалюта в России: законодательное недорегулирование
InVentoriS / Depositphotos.com

Вступивший в силу 1 января закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ; далее – Закон № 259-ФЗ), хотя и содержит в своем названии оба этих понятия, и дает их определения, не сильно помог криптосообществу с точки зрения понимания сущности и условий использования криптовалют в нашей стране.

Абсолютное большинство норм Закона № 259-ФЗ посвящены цифровым финансовым активам (ЦФА), под которыми понимаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Установлены правила выпуска, учета и обращения ЦФА, требования к операторам информационных систем, в которой выпускаются ЦФА, операторам обмена ЦФА, порядок деятельности таких операторов. Как отметил в ходе состоявшейся на прошлой неделе онлайн-конференции ИД "Коммерсантъ" председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, принятие Закона № 259-ФЗ должно поспособствовать более активному использованию технологии блокчейн для выпуска ЦФА с целью привлечения инвестиций под реализацию различных проектов.

Регулирование же, предложенное Законом № 259-ФЗ, для цифровой валюты – Анатолий Аксаков подтвердил, что под ней подразумевается именно криптовалюта, – оказалось половинчатым. С одной стороны, криптовалюта в России теперь легализована. Во-первых, законодательно дано ее определение: цифровой валютой признается совокупность содержащихся в информационной системе электронных данных (цифрового кода или обозначения), которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, иностранного государства и международной денежной или расчетной единицей, либо в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных (ч. 3 ст. 1 Закона № 259-ФЗ). Во-вторых, в ряд отраслевых законов (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции") включены положения о том, что для целей соответствующих законов цифровая валюта признается имуществом.

С другой стороны, правила выпуска и обращения цифровой валюты не определены, указано лишь, что "организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами" (ч. 4 ст. 14 Закона № 259-ФЗ), а значит, владельцам криптовалют – а их в России немало: по приведенным президентом РАКИБ Юрием Припачкиным данным, наша страна входит в тройку государств – лидеров по использованию цифровых валют, а количество криптокошельков граждан России превышает 8 млн, – еще какое-то время придется ждать принятия такого законодательства. Напомним, законопроект, на основе которого был принят Закон № 259-ФЗ, рассматривался в Госдуме более двух лет.

Однако в определенной части использование криптовалюты уже законодательно ограничено: прямо установлен полный запрет на оплату цифровой валютой товаров, работ и услуг – он распространяется на действующие на территории России юридические лица, в том числе филиалы и представительства иностранных и международных компаний, и на граждан, находящихся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ч. 5 ст. 14 Закона № 259-ФЗ). "У нас по законодательству платежным средством является рубль, который эмитируется Банком России, и никакие иные валюты, в том числе криптовалюты, не могут быть платежным средством на территории РФ. Так что это нормальное решение, что нельзя их использовать для расчетов, – подчеркнул Анатолий Аксаков. – Кроме того, хотя это прямо не написано, но подразумевалось: поскольку эти частные валюты, которые не имеют обязанного лица, обеспечения, за ними не стоит никакое государство, они несут большой риск для правообладателей, так что нет желания стимулировать россиян приобретать их".

В принципе же совершение операций и гражданско-правовых сделок с цифровой валютой разрешается, а требования ее владельцев подлежат судебной защите, правда, с одной оговоркой – о факте обладания цифровой валютой и совершения с ней сделок необходимо информировать налоговые органы (ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ).

Порядок такого информирования может быть утвержден уже в ближайшее время: 17 февраля в первом чтении был принят законопроект 1 , предусматривающий своего рода самодекларирование факта владения и использования криптовалют: п. 1 ст. 21 Налогового кодекса предлагается дополнить положением, согласно которому налогоплательщики имеют право сообщать о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой, представлять отчеты об операциях с ней и о ее остатках. При этом для случаев, когда за календарный год сумма поступлений цифровой валюты или списаний цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, превысит сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб., предполагается установить уже не право, а обязанность таких лиц сообщать в налоговый орган о получении права распоряжаться цифровой валютой, а также представлять отчеты об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и ее остатках – ст. 23 НК РФ планируется дополнить соответствующим п. 3.5. Распространяться эта обязанность будет на российские организации, филиалы и представительства иностранных и международных компаний, созданные на территории РФ, и физических лиц: граждан России, постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением лиц, срок пребывания которых за пределами России превышает в совокупности 183 дня в течение календарного года).

В связи с этим ФНС России предполагается наделить полномочиями по установлению порядка определения рыночной цены на цифровую валюту – она будет использоваться при расчете обозначенной выше пороговой суммы в 600 тыс. руб., а также по утверждению форматов сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой, отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках.

За непредставление или представление содержащего недостоверные сведения отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках законопроектом предусматривается ответственность в виде штрафа в размере 10% от суммы поступления цифровой валюты или суммы списания цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, в соответствующем календарном году – для расчета размера штрафа предполагается использовать большую из указанных сумм (в рублевом эквиваленте). За непредставление же сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой предлагается ввести штраф в размере 50 тыс. руб. В случае принятия законопроекта и подписания соответствующего закона первым отчетным периодом станет 2021 год.

Помимо этого, законопроектом предусматривается штраф за неуплату, в том числе частичную, налога в связи с невключением в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, – в размере 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.

Разумеется, данный проект, вводящий новые обязанности и ответственность за их неисполнение в сфере, до конца пока не урегулированной, широко обсуждается экспертным сообществом. По мнению специалистов по криптовалюте, он, во-первых, является преждевременным – нецелесообразно говорить о налогах в отсутствие норм, устанавливающих правила оборота криптовалют, а во-вторых, нуждается в серьезной корректировке, в частности с точки зрения того, что понимается под прибылью от использования криптовалют для целей налогообложения. "Прибыль от криптовалют является виртуальной, пока ты не перешел в фиат. Когда ты обналичил деньги и получил реальную прибыль, тогда, пожалуйста, заплати налоги – такой должен быть подход", – полагает Юрий Припачкин.

Стоит отметить, что с большой вероятностью законопроект будет существенно доработан ко второму чтению – профильные комитеты Госдумы уже отметили целый ряд требующих изменения и уточнения его положений. Так, Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству указал в своем заключении, что установление налогового режима цифровых валют невозможно без уточнения круга объектов, которые могут быть отнесены к цифровой валюте, определения их соотношения с такими регулируемыми Гражданским кодексом категориями, как цифровые права и деньги, и установления четких правил их использования. Для этого необходимо закрепить в ГК РФ понятие цифровой валюты – с возможностью ограничения ее гражданского оборота в соответствии с п. 2 ст. 129 кодекса – и соответствующим образом скорректировать ее определение в Законе № 259-ФЗ.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам (является ответственным по данному законопроекту) в свою очередь отмечает несоответствие положений, предусматривающих наделение ФНС России правом устанавливать порядок определения рыночной цены цифровой валюты, ст. 40 НК РФ, согласно которой по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, – предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное, а налоговые органы вправе проверять правильность применения цен только в определенных случаях. Кроме того, поскольку налоговые согласно законопроекту смогут запрашивать в банках выписки по операциям на счетах физических лиц и справки о переводах электронных денежных средств при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, если операции на счетах связаны с операциями по переводу цифровой валюты, необходимо, по мнению комитета, уточнить, что понимается под операциями по переводу цифровой валюты (так как в Законе № 259-ФЗ об этом тоже не говорится), и в рамках какой из предусмотренных НК РФ процедур налоговые органы могут установить факт того, что операции на счетах связаны с переводом цифровой валюты, а также признаки возможного нарушения налогового законодательства. И наконец, необходимо определить, какие операции будут считаться операциями, расчеты по которым осуществляются с использованием цифровой валюты, так как прибыль от таких операций предполагается включать в налоговую базу, но при этом Закон № 259-ФЗ, как уже отмечалось, запрещает использовать цифровую валюту для расчетов за товары, работы и услуги.

1 С текстом законопроекта № 1065710-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

ЯПОНИЯ

На сегодняшний день одна из самых передовых юрисдикций в регулировании криптовалют. Во многом именно с решениями этой страны связан бурный рост стоимости Bitcoin в 2016-2017 гг. А всё дело вот в чём. В мае 2016 г. Правительство Японии приняло поправки к Акту о Платежных Сервисах (Payment Services Act, подробней здесь), которым Биткоину даны легальные определения и описаны его отличительные признаки. В широком смысле криптовалюты понимаются как «виртуальная валюта», что не имеет ничего общего с традиционными понятиями валюты и электронных денег. Сейчас страна восходящего солнца переживает новый виток развития, который связан с поправками, одобренными Правительством Японии (от 2017г.), вносящими изменения в порядок налогообложения consumption tax (аналог VAT и НДС), а точнее отменяющих налог совсем, подробней здесь. Изменения вступят в силу с 01.07.2017г. В целом ситуация в стране характеризуется следующим образом:

1) операции с криптовалютами исключены из налогооблагаемой базы Consumption Tax (усл. НДС);

2) биткоин и другие криптовалюты для целей налогооблажения представляются как «платежный метод» и некий виртуальный актив.

3) Индивидуальные и корпоративные подоходные налоги за операции с криптовалютами взимаются в общем порядке.

4) к обменным биржам предъявляются жесткие требования, например: соблюдение принципа «Know Your Client» (Знай Своего Клиента); наличие капитала в размере не менее 90 000 USD и обязанность соблюдения законодательства о легализации доходов.

5) Создание обменных бирж доступно иностранным компаниям (ранее запрещалось).

ЕВРОПА

Европа на сегодняшний день умеренно позитивно относится к криптовалютам. Некоторые страны члены ЕС явно заигрывают с новыми технологиями, некоторые относятся более скептично. Позиция Европы по криптовалютам отчасти основана на Постановлении JUDGMENT OF THE COURT (Fifth Chamber) от 22 октября 2015 г., по делу Skatteverket (Swedish tax authority) and Mr. Hedqvist о применении VAT (аналог НДС) к операциям с Bitcoin. Общая характеристика следующая:

1) bitcoin это «виртуальная валюта», используемая для расчетов через интернет. Адрес пользователей в сети Bitcoin может быть приравнен к банковскому счету;

2) операции по покупке биткоина за стандартную валюту и обратные операции (продажа биткоина) не облагаются VAT (НДС).

3) операции с биткоин попадают в налоговую базу по подоходному налогу.

4) вводятся требованиям к обменным биржам и операторам кошельков о применении принципов «Знай Своего Клиента» (KYC) и о соблюдении законодательства о противодействии легализации доходов, добытых преступным путём.

СИНГАПУР

Как известно Сингапур славится своими щедрыми налоговыми режимами, среди них и внутренний GST (Goods and Services Tax, аналог НДС) в размере 7% и вообще исключение GST из почти всего перечня финансовых услуг и экспортируемых товаров, услуг. Регулирование Биткоина (и иных криптовалют) в этой стране имеет хорошую правовую проработку. Власти Сингапура реализуют уже вторую волну регулирования, и объявили о создании Национального платежного комитета, который будет заниматься созданием улучшенной правовой инфраструктуры. В целом регулирование криптовалют в Сингапуре на сегодняшний день сводится к следующему:

1) биткоин не подпадает под понятие денег или валюты, а совершаемые транзакции могут расцениваться как бартер в случае покупки виртуальных предметов или цифровых товаров;

2) биткоин расценивается как нечто вроде proof-of-right. Если я имею биткоин, то я обладаю правом получить взамен какую-либо услугу или товар;

3) налогообложение зависит от объема сделок по покупке-продаже Биткоинов и от статуса лица (плательщик GST и не плательщик GST);

4) объем начисления GST зависит от характера операции по купле-продаже. Если лицо выступает как агент по покупке и продаже, то GST начисляется на его комиссию, если же лицо приобретает криптовалюту с целью перепродажи, то GST начисляется на весь объем сделки;

5) к обороту криптовалют применяются правила входящего и исходящего (input, output) GST;

6) Индивидуальные и корпоративные налоги применяются в стандартном режиме.

На сегодняшний день ведется работа по переосмыслению экономического значения биткоина в сторону либерализации и исключения обложения GST (НДС).

АВСТРАЛИЯ

Активно движется в сторону демократизации налогового надзора за криптовалютами. На сегодняшний день система регулирования Биткоина весьма схожа с Сингапурским вариантом. В стране действуют указания Australian Taxation Office (аналог нашего ФНС) - «Регулирование криптовалют в Австралии». Общая характеристика сводится к следующему:

1) биткоин приравнен к средству бартера и не может быть назван деньгами или валютой в стандартном понимании;

2) операции с биткоин подвергаются обложением GST (НДС) и налогу на прибыль за исключением операций частных лиц (не связанных с предпринимательской деятельностью), не превышающих объема в 9 300 $ США;

3) при совершении коммерческих операций с криптовалютами, резиденты Австралии должны сохранять записи о дате транзакции (1), стоимости в Австралийских долларах (2), о цели транзакции (3), о контрагенте (4) – соблюдение принципов законодательства о противодействии легализации доходов, добытых преступным путём;

4) майнеры биткоина (за исключением частных) будет обязаны платить подоходный налог, со сдачей ежегодной отчетности.

На сегодняшний день ведется работа по переосмыслению экономического значения биткоина в сторону либерализации и исключения обложения GST (НДС).

США

Характеризуется высокой проработанностью правового режима криптовалют. Действуют несколько федеральных и локальных нормативных актов. По мнению экспертов сфера крайне «зарегулирована» как для крупных игроков (обменные биржи), так и для частных лиц, что вызвано рядом громких дел в сфере легализации доходов, полученных преступным путем, в частности делом Silk Road. США к слову была первой страной в мире, попытавшейся прояснить правовой статус биткоина и криптовалют в 2013г., однако, по мнению многих экспертов ныне инициатива регулирования упущена.

В целом ситуация характеризуется следующим образом:

1) криптовалюты характеризуюся как «вещь», для целей налогооблажения. На транзакции криптовалют распространяются общие правила налогообложения при передаче имущества (включая нормы о сроках владения);

2) получатель платежа в криптовалюте обязан вести учет с указанием: даты получения, стоимости и даты передачи криптовалюты;

3) участник транзакции обязан отражать в налоговой декларации операции с криптовалютами;

4) действует указание FinCEN (Financial Criminal Enforcement Network) о необходимости соблюдения Bank Secrecy Act (BSA), нормативного документа, обязывающего получения лицензии для работы в качестве оператора денежных средств (Money Services Business) для обменных бирж;

5) действует официальное уведомление Consumer Financial Protection Bureau (аналог Роспотребнадзора) от 2014, об опасности и нежелательности использования криптовают;

6) криптовалюты не вписываются в Electronic Fund Transfer Act, документ о порядке проведения электронных транзакций, что вызывает определенную озабоченность у профильных ведомств;

РОССИЯ

Россия в этом списке стран, к сожалению пока что лишняя. Мы не можем быть отнесены к передовым юрисдикциям в сфере регулирования криптовалют, т.к. такое регулирование нашему праву еще не известно. Согласно данным сервиса Федерального портала проектов нормативно правовых актов (http://regulation.gov.ru/) на сегодняшний день существует два законопроекта Минфина, прошедшие подготовку и ОРВ:

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 1 августа 2014 г., предусматривающий изменения в КОАП РФ, ФЗ «О Центральном Банке РФ», ФЗ «Об Информации, информационных технологиях и о защите информации» и введения термина денежные суррогаты.

2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающий уголовную ответственность за изготовление (выпуск), приобретение, сбыт денежных суррогатов до 6 лет лишения свободы.

Конечно, стоить отметить, что в виду последних событий, о которых я уже писал, например, здесь и высказываний ведомств принятие вышеуказанных проектов маловероятно. На сегодняшний день обсуждаются несколько вариантов регулирования криптовалют в России:

1. Криптовалюты это цифровой товар, с соответствующим начислением НДС по операциям.

2. Криптовалюты это иное имущество в рамках диспозиции ст. 128 ГК РФ.

Заместитель Министра Финансов Алексей Моисеев в своем интервью Bloomberg ранее высказался о том, что правовое регулирование криптовалют в России будет реализовано в 2018г.

Безусловным является тот факт, что в целом подход к регулированию будет достаточно жестким. По словам того же замминистра финансов А.Моисеева регулирование криптовалют будет похоже на регулирование деривативных продуктов. С соблюдением норм "знай своего клиента", учетом транзакций и так далее. Также нужно позаботиться и о защите прав потребителей финансовых услуг. В частности, при заключении договора о поставке криптовалюты она должна быть предоставлена, и покупатель «должен понимать, что он может пойти в ту же самую службу ЦБ или суд и свои права защитить – сказал замминистра.

Таким образом, есть все основания полагать, что Россия в ближайшее время войдет в перечень стран официально отрегулировавших правовой статус криптовалют, что, несомненно, является позитивным моментом. На сегодняшний день инвестиции от криптобизнеса привлекаются в Россию через оффшоры (см. например https://zrcoin.io/).

А как на ваш взгляд следовалы бы регулировать криптовалюты в России или может этого не надо делать вовсе? Буду рад вашим мыслям и комментариям.

Популярность криптовалют растет стремительными темпами. В связи с этим вполне не удивительно что ряд стран пытается ввести такое понятие в свое правовое поле. Некоторые государства стремятся легализировать данное понятие другие же, наоборот, хотят признать его незаконным.

Общие положения

Закон о регулировании криптовалют принят в большинстве государств. Однако практика регулирования довольно сильно различается. По информации, приводимой официальным источником ТАСС Bitcoin на официальном уровне он признан в азиатских странах, что же касается ЕС, то там это не относится к активам, подлежащим налогообложению.

Ряд стран для целей налогового обложения официально разрешает проведение транзакций с электронными деньгами, которые приравнены к товарам или активам. Так, в Германии уже сейчас монеты воспринимают как расчетную единицу, а в Японии как средство платежа, облагающееся налогом на покупку.

Страны СНГ

Среди стран представителей СНГ нет единой точки зрения на важность и дальнейшее развитие криптовалют. Так, кардинально разные подходы и процесс их реализации на законодательном уровне можно наглядно увидеть на примере 3 стран.

Российская Федерация

На данный момент такой термин, как криптовалюта в законодательных актах РФ не фигурирует. Соответственно нет и запрета на осуществление каких-либо манипуляций. Однако, некоторые аналитики отмечают, что недолго ждать запрет криптовалюты в России, закон такого рода давно хотели принять ряд ведомств. Уже сейчас некоторые судебные органы рассматривают использование клиптовалют, как признак незаконности операций.

Минфин со своей стороны готовит к внесению в Госдуму проект о регулировании криптовалют и ICO в России. Представители ведомства отмечают, что инициативы об использовании биткоина на биржевых торгах не поддерживают другие ведомства. В свою очередь, президент РФ, поддерживает консервативный подход к криптовалютам, которого до последнего времени придерживался и ЦБ.

В целом, по мнению ряда экспертов, закон про криптовалюту в РФ должны принять уже в этом году. На данном этапе в Центробанке активно рассматривают вопрос разрешения торговли криптовалютами на биржах в рамках подготовки данного законопроекта.

Казахстан

Очень схожий с российским подход в деле регулирования криптовалют выбрали для себя и казахстанские эксперты. Так уже сформирована рабочая группа экспертов, которая займется создание соответствующих нормативно правовых актов. Однако в отличие от России, это сообщество для которого важна криптовалюта в Казахстане, закон наоборот должен поддержать.

Главные цели, которые ставят перед собой создатели закона:

  • Регулирование транзакций.
  • Создание платформ для использования блокчейн-технологий.
  • Формирование благоприятной инвестиционной среды.

Это обусловлено тем, что он создается с целью развития блок-чейн системы.

Беларусь

Самой прогрессивной из стран СНГ в отношении криптовалют считается Беларусь. Так, президент этой страны еще в 2017 году подписал закон, официально разрешающий использование технологии блокчейн, проведение операций с криптовалютами и предусматривающий налоговые льготы.

На данный момент на законодательном уровне в Беларуси разрешены:

  • Технологии блокчейн.
  • Смарт-контракты.
  • Майнинг.
  • ICO.
  • Криптовалюты.

По мнению экспертов, закон о запрете криптовалюты в Беларуси и не думали принимать. Наоборот, в стране значительно упростилась сфера деятельности IT-компаний. Это стало возможным благодаря отмене валютного контроля и возможность заключений договоров по английскому праву.

Соединенные Штаты Америки

В США ситуация с криптовалютами обстоит совершенно иначе, хотя отдельного законодательного акта, регулирующего данный вопрос также не предусмотрено. В декабре глава белого дома подписал закон о налоговой реформе, который предусматривает отчисление определенного объема платежей в государственный бюджет за проведение операций с криптовалютами.

Такой проект закона о криптовалюте распространяется абсолютно на все операции, проводимые инвесторами, теперь оплате подлежат даже самые простые обменные транзакции.

При простом хранении монет будет действовать ставка стандартного НДФЛ с прогрессивной шкалой от 10 до 37%, а при длительном хранении (свыше 12 месяцев) гражданам США придется платить налог на долгосрочный прирост капитала и расстаться с сумой, достигающей 24%.

Европейские игроки

В странах ЕС уже давно озвучивают желания регулировать ряд криптовалют. Так, уже были предприняты попытки обращения к крупнейшим финансовым регуляторам с целью обновления финансовых правил и стабилизации в сфере электронных монет.

Европейская комиссия намерена изменить правила для более эффективной борьбы с отмыванием денег. Для этого биржи криптовалют поставят в определенные рамки контроля, что означает для клиентов меньшую анонимность и большую прослеживаемость транзакций.

Страны азиатского региона

Традиционно дела с легализацией криптовалют лучше всего обстоят в азиатско-тихоокеанском регионе. Так, в законодательствах Японии и Китая монеты признаны официальным платежным элементом.

Япония

В Японии благодаря биткоину и другие валюты приравнены по своему статусу к традиционным деньгам. Нормативно-правовая база позволяет использовать монеты для проведения расчетов и перемещения средств между физическими, а также юридическими лицами.

Однако, использование криптовалют в этой стране также ограниченно рядом довольно жестких требований. Так, копаниям, работающим в данной сфере, нужно иметь «подушку», представляющую собой резервный фонд равный 100 000$. Дополнительно компании должны нести отчетность перед государственными органами и осуществлять свою деятельность только в лицензионном порядке.

Кроме того, получение документов для компаний также производится на платной основе. Одноразовый взнос составляет 300 000 $, при этом отказ в выдаче лицензии не служит основанием для возврата средств.

Китай

Последние тенденции в сфере регулирования криптовалют в Китае заставили многих игроков задаться вопросом о том, когда примут закон о криптовалюте ограничивающий ее оборот. Однако, на данный момент в Китае включение монет в «Общие принципы гражданского права Китайской Народной Республики» означает, что никаких тотальных запретов ждать не стоит.

Криптовалюта в Китае законом разрешена, а ввод ранее ряда ограничений, по мнению, экспертов был связан с тем что небольшие биржевые компании несерьезно относились к соблюдению норм противодействия отмыванию средств и идентификации пользователей .

Отношение к криптовалютам по всему миру неоднозначное. Однако, факт существования такого явления, как электронные деньги отрицать не имеет смысла. В ряде стран они приравнены к основным валютам и легализированы на законодательном уровне с целью минимального законодательного регулирования и наполнения бюджета, другие же государства стремятся пресечь полную активность криптовалютного рынка и тем самым не подрывать экономику, перевод весь рынок в теневой сектор.

Как регулируют рынок виртуальных денег в разных странах


Евросоюз планирует создать нормативную базу для оборота криптоактивов. Начали формировать регуляторные документы для цифровых денег и в Швейцарии, Украине, Китае. В России бизнес надеется на смягчение требований к обороту криптоактивов для успешного развития.

ОСЕННЕЕ УСКОРЕНИЕ

В сентябре Еврокомиссия активно занялась правовой базой криптоиндустрии, чтобы ускорить процедуру трансграничных платежей и сделать их дешевле за счет технологии блокчейн и криптоактивов. По оценкам комиссии, пандемия выявила актуальность безналичных переводов.

Одновременно с Евросоюзом Швейцария внесла поправки в свое законодательство. Изменения могут открыть двери не только для децентрализованного финансирования, но и для создания цифровых акций компаний и ряда других торгуемых активов. Ожидается, что закон вступит в силу в начале 2021 года. «Со следующего года у нас будет одна из самых передовых нормативно-правовых баз в мире», – сказал президент швейцарской федерации блокчейна Хайнц Тэннлер.

В сентябре в Верховную Раду Украины был внесен доработанный проект закона «О виртуальных активах», регулирующий работу с криптовалютой. Если документ примут, то в стране можно будет открывать и использовать счет в банках для проведения операций с виртуальными активами. При этом статус криптоактивов определен как «нематериальное благо», а не как средство платежа.

В Индии, наоборот, планируют запретить торговлю криптовалютами. Соответствующий документ находится на рассмотрении совета министров.

«Большинство стран с высокоразвитой экономикой признают новую реальность – интегрируют блокчейн-технологии и криптовалютный рынок в экономику и разрабатывают нормативно-правовую базу для их оборота», – сообщил RSpectr исполнительный директор Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Александр Бражников.

РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОАКТИВОВ В ЕВРОСОЮЗЕ

В сентябре в СМИ попала предварительная версия законопроекта о рынке криптовалютных активов для стран ЕС. Подлинность документа подтвердил на своем сайте немецкий политик и член Европарламента Свен Гиголд. «К 2024 году ЕС должен создать комплексную структуру, позволяющую использовать технологию распределенного реестра (DLT) и криптоактивы в финансовом секторе. Закон также должен учитывать риски», – говорится в документе.

Еще в 2016 году Европарламент не видел необходимости в регулировании криптовалют. Тогда комитет по экономическим и монетарным вопросам выпустил отчет, предложив ограничиться созданием общеевропейской оперативной рабочей группы по цифровым деньгам. Ее цель – мониторинг и регулирование инноваций в сфере криптоактивов в государствах ЕС.

В 2017 году комитет опубликовал законопроект по регулированию цифровых валют, согласно которому криптоактивы не должны быть анонимными. Документ позволял создавать базы данных, в которых адреса криптокошельков будут связаны с определенными идентификаторами личности. Сильные колебания стоимости виртуальных денег создавали риски для граждан и грозили росту мошеннических сделок.

С 2013 года стоимость биткоина поднялась от 100 до 19 000 долларов. В 2018 году наступила так называемая «криптозима» – полная остановка роста цены. Тем не менее за два года она не упала ниже 4-5 тыс. долларов за биткоин. После пандемии рост возобновился, достигнув 11 тыс. долларов за главную криптомонету.


В декабре 2018 года члены Европарламента выпустили резолюцию «Блокчейн: перспективная торговая политика», призывающую ускорить интеграцию блокчейна в сферу торговли между странами ЕС. Новая технология повысит уровень прозрачности цепей поставок и эффективность торговых операций, улучшит безопасность данных. А также снизит затраты, коррупцию и уклонение от налогов. Ключевыми проблемами при реализации всех этих направлений остаются вопросы кибербезопасности.

В 2018 году Европейский центральный банк сформулировал, а Европарламент утвердил ряд уточнений к определению «виртуальная валюта»:

  • не квалифицируются как валюты, с точки зрения ЕС;
  • рассматриваются как средство обмена, а не как средство платежа;
  • в некоторых случаях используются для иных целей, кроме платежей.

В 2019 году министр финансов Франции Брюно Ле Мэр предложил создать цифровую валюту ЕС. Об этом он заявил на встрече министров экономики и финансов ЕС в Хельсинки. По словам Ле Мэра, это позволит снизить стоимость международных транзакций и повысить их скорость как внутри ЕС, так и за его пределами.

ЗАРЕГУЛИРОВАННАЯ КРИПТОИНДУСТРИЯ США

Соединенные Штаты славятся прогрессивным подходом к внедрению финансовых инструментов, но регуляторы по-разному относятся к криптовалюте.

  • FinCEN (подразделение по борьбе с финансовыми преступлениями в составе министерства финансов США) еще в 2013 году обнародовал позицию – криптовалюты должны приравниваться к обычным деньгам и аналогично регулироваться. Все криптобиржи и обменники обязаны зарегистрироваться как поставщики финансовых услуг.
  • SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам США, занимается регулированием в сфере цифровых активов, имеющих признаки ценных бумаг) причисляет криптовалюту к рангу активов. Это гораздо ближе по статусу к акциям и другим ценным бумагам, нежели к традиционным деньгам. Поэтому на законодательном уровне регулирование осуществляется по подобию других фондовых активов.
  • CFTC (Комиссия по торговле товарными фьючерсами, работает с биржевыми товарами и различными криптодеривативами) классифицирует криптовалюты как товар. Организация лояльно относится к виртуальным деньгам.
  • Минфин США по-прежнему негативно отзывается о цифровых валютах, считая их инструментом для отмывания денег преступниками.

Соединенные Штаты являются лидерами по обналичиванию криптовалюты. В стране расположено 7,6 тыс. биткоин-банкоматов (BTM)

По данным норвежской финансовой компании AksjeBloggen, в сентябре 2020 года общее количество BTM в мире достигло 9,7 тыс., что на 167% больше, чем в прошлом году.


В США помимо федеральной действует более 50 юрисдикций – каждый штат выпускает свой закон. Это усложняет жизнь компаниям, желающим использовать в сделках криптоактивы. Впрочем, местные правовые акты нечасто идут вразрез с федеральными.

Например, в 2014 году налоговая служба США (IRS) выпустила уведомление (Notice 2014-21), в котором указаны комиссии и сборы, применяемые при использовании криптовалют для всех штатов. До конца 2017 года все сделки с участием виртуальной валюты производились на основе этого документа.

В 2018 году начал действовать обновленный закон, подписанный президентом США Дональдом Трампом. В нем указано, что все криптовалютные сделки по продаже, покупке, начислению зарплат подпадают под систему государственных сборов согласно правилам расчета налога.

«В США не пытаются запретить криптовалюту, а стараются загнать ее в привычные регуляторные рамки. Но не все их решения стоит перенимать, – отмечает в разговоре с RSpectr представитель биржи Garantex Татьяна Максименко. – Например, налогообложение пока работает криво. Пока в Евросоюзе одно из самых дружелюбных отношений к крипте».

В июле 2020 года CFTC заявила, что будет разработано целостное регулирование рынка криптовалют до 2024 года. Ведомство работает с биржевыми товарами и различными криптодеривативами. Комиссия опубликовала программу на ближайшие четыре года, в которой отдается приоритет цифровым активам. В ней отмечается, что биржи, специализирующиеся на фьючерсах цифровых активов, также попадают под надзор ведомства.

НЕПАХАНОЕ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ В РОССИИ

Долгое время российские чиновники держали паузу в вопросе регулирования виртуальных денег. При этом в правительстве с 2017 года звучали предложения внедрять блокчейн-технологию в госструктуры.

В то время как ряд министерств и президент РФ поддерживают развитие новых цифровых инструментов, Минфин занимает с 2015 года радикальную позицию, считая криптоактивы угрозой для экономики.

В 2018 году первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что регулирование технологии блокчейн и криптовалют пропишут в нормативных актах министерств. То есть внесут поправки, без формирования отдельного законодательства о новых цифровых инструментах.

В марте 2018 года на рассмотрение в Госдуму внесли законопроект «О цифровых финансовых активах», который был принят и подписан президентом РФ только в июле 2020 года, претерпев ряд изменений.

Документ дал определение криптовалюты, но запретил ее использование в России для оплаты товаров и услуг

Согласно закону, криптовалюта определена как цифровой код, который используется в качестве сбережений и инвестиций.

Новые правила вступят в силу 1 января 2021 года. Бизнес рассчитывает на внесение смягчающих поправок.

Вместе с тем в конце августа этого года ассоциация РАКИБ опубликовала межведомственное письмо Минфина, в котором предлагается полностью запретить любые операции с криптовалютой на территории России. По мнению экспертов, такой подход подорвет растущий рынок.

Александр Бражников, РАКИБ:

– Все предприниматели, занимающиеся блокчейном или криптовалютами, немедленно выведут свой бизнес из страны в другие юрисдикции. По сути, речь идет о прекращении деятельности в РФ целой индустрии с миллиардными оборотами и десятками тысяч рабочих мест.

По мнению Т. Максименко, законодательство в России в ближайший год будет только ужесточаться: «Власти очень боятся бегства капитала, а криптовалюты созданы для простых и быстрых трансграничных переводов».

Основатель софтверной компании tehnobit.io Александр Пересичан сообщил RSpectr, что без практики рано делать выводы: «Смягчение или ужесточение может произойти после того, как начнут использовать принятые нормы на практике».

Закон должен быть направлен не на смягчение или ужесточение, а на защиту бизнеса, граждан и работать на развитие экономики, отметил в разговоре с RSpectr соучредитель BitCluster Виталий Борщенко. По его мнению, нужно сепарировать потоки и идентифицировать добросовестных игроков.

Руководитель направления Industry X Accenture в России Антон Епишев считает, что законодательство смягчат: «Это логичный процесс: сначала регуляторы стараются ввести разного рода ограничения, чтобы сохранить контроль и обезопасить инвесторов. Затем ограничения начинают постепенно уменьшать».

Доля России на мировом рынке криптоактивов:

  • международный оборот криптовалют – 100 млрд долларов в сутки;
  • на русскоязычные проекты приходится 10-20 млрд долларов в сутки;
  • количество пользователей криптокошельков в мире – 45 млн аккаунтов;
  • доля российских кошельков – 3-5 млн аккаунтов.


В РАКИБ сообщили RSpectr, что ведутся переговоры с Минфином и есть положительные моменты в вопросах регулирования.

Ассоциация предлагает правительству создать прозрачные условия для участников рынка:

  • разрешить легальный выпуск и оборот криптовалюты, иных цифровых активов;
  • сформировать взвешенный механизм налогообложения сделок с криптовалютой, майнингом и иными операциями;
  • признать законными сделки, связанные с приобретением криптовалют и иных цифровых активов в иностранных легальных юрисдикциях.

Россия в своей регуляторной тональности схожа с Китаем, где есть ограничения для криптоактивов. Но наш восточный сосед продвинулся намного дальше России в легализации виртуальных денег.

ЦИФРОВАЯ СТЕНА ПОДНЕБЕСНОЙ

Осенью 2013 года, когда курс биткоина превысил 1 000 долларов, правительство Китая запретило всем финансовым учреждениям операции с криптовалютой. Неконтролируемый рост виртуальных активов встревожил власти. В 2014 году Народный банк Китая выпустил циркуляр о закрытии счетов и запрете деятельности криптобирж.

С октября 2017 года в стране стало действовать первое правовое регулирование криптоактивов. Соответствующие положения были прописаны в «Общих принципах гражданского права Китайской Народной Республики», где криптовалютам дали определение – «виртуальная собственность». Также вступил в силу запрет на проведение ICO (Initial Coin Offering) – первичный выпуск коинов по аналогии с IPO. Правительство увидело риски выведения больших денежных потоков из страны.

С января 2020 года в Китае вступил в силе закон о криптографии, который регулирует выпуск и оборот криптоактивов. Эксперты предполагают, что требования связаны с готовящимся запуском национальной криптовалюты – DCEP.

Как и Евросоюз, Китай боится доминирования криптоактивов над традиционной национальной валютой, поэтому стремится выпустить свою цифровую монету

В июле этого года Народный банк Китая заключил партнерство с более чем 20 компаниями для испытаний в реальных условиях платежной системы на основе цифрового юаня DCEP.

«Инициативы по блокчейну получают в Китае огромную поддержку. Как финансовую, так и административную», – говорит Т. Максименко.

А. Бражников также отмечает успехи восточного соседа России: «Цифровая валюта ЦБ Китая проходит тестирование в трех провинциях и четырех крупных городах такими корпорациями, как Starbucks и McDonald’s. Крупные китайские компании активно инвестируют в блокчейн. В итоге страна имеет 224 проекта и сумму инвестиций в 70 млрд долларов».

Также в Китае сформирован Национальный блокчейн-комитет в партнерстве с Huawei и Tencent, определяющий стандарты индустрии стране.

Топ-4 криптовалют по капитализации в 2019 году, млрд долларов:

1. Bitcoin – 130,88
2. Ethereum – 15,76
3. Ripple – 9,62
4. Tether – 4,13

Читайте также: