Подоходный налог в украине 2013

Опубликовано: 01.05.2024

Не так уж и редко украинским гражданам доводится получать доходы за рубежом: будь то наследство, дивиденды, подарок от родственников или выплаты по трудовым или гражданско-правовым договорам. О том, каким образом будут облагаться такие доходы подоходным налогом в Украины расскажет Prostopravo.com.ua // 31.10.2013


Плательщики и объект налогообложения

Согласно п.п.162.1.1. ст. 162 НКУ плательщиком подоходного налога является физическое лицо-резидент, которое получает доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы.

Пунктом14.1.55 НКУ определено, что доход, полученный из источников за пределами Украины, - это любой доход, полученный резидентами, в том числе от любых видов их деятельности за пределами таможенной территории Украины, включая проценты, дивиденды, роялти и любые другие виды пассивных доходов, наследство, подарки, выигрыши, призы, доходы от выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым и трудовым договорам, от предоставления резидентам в аренду (пользование) имущества, расположенного за пределами Украины, включая подвижной состав транспорта, приписанного к расположенным за пределами Украины портам, доходы от продажи имущества, расположенного по пределами Украины, доход от отчуждения инвестиционных активов, в том числе корпоративных прав, ценных бумаг и т.п.; прочие доходы от любых видов деятельности за пределами таможенной территории Украины или территорий, неподконтрольных контролирующим органам.

Поскольку здесь и далее речь пойдет о налогообложении доходов физических лиц-резидентов Украины, напомним, что резидентом является физическое лицо, имеющее место жительства в Украине (п.п. 14.1.123 ст. 14 НКУ).

В случае если физическое лицо имеет место жительства также в иностранном государстве, оно считается резидентом, если такое лицо имеет место постоянного проживания в Украине; если лицо имеет место постоянного проживания в иностранном государстве, оно считается резидентом, если имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине. В случае если государство, в котором физическое лицо имеет центр жизненных интересов, нельзя определить, или если физическое лицо не имеет места постоянного проживания в одном из государств, оно считается резидентом, если пребывает в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) в течение периода или периодов налогового года.

Достаточным (но не исключительно) условием определения места нахождения центра жизненных интересов физического лица является место постоянного жительства членов его семьи или его регистрации как субъекта предпринимательской деятельности.

Если невозможно определить резидентский статус физического лица, используя предыдущие положения настоящего подпункта, физическое лицо считается резидентом, если оно является гражданином Украины.

Если вопреки закону физическое лицо - гражданин Украины имеет также гражданство другой страны, то с целью налогообложения этим налогом такое лицо считается гражданином Украины, который не имеет права на зачет налогов, уплаченных за рубежом, предусмотренного настоящим Кодексом или нормами международных соглашений Украины.

Если физическое лицо является лицом без гражданства, его статус определяется в соответствии с нормами международного права.

Достаточным основанием для определения лица резидентом является самостоятельное определение им основного места проживания на территории Украины в порядке, установленном настоящим Кодексом, или его регистрация в качестве самозанятого лица.

Ставки налога

Доходы иностранного происхождения, полученные резидентами Украины, облагаются подоходным налогом по общей ставке, определенной в п. 167.1 ст. 167 НКУ (т. е. 15% или 17%, если размер дохода превышает 10 минимальных заработных плат).

Доходы в виде дивидендов с иностранным источником их выплат облагаются подоходным налогом по ставке, указанной в п. 167.2 ст. 167 НКУ, а именно 5%.

Особенности порядка налогообложения

Суммы налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, могут зачисляться во время расчета налогов и сборов в Украине, если это предусмотрено нормами международных договоров об избежании двойного налогообложения, ратифицированных Верховной Радой Украины.

Согласно п.13.5. ст. 13 НКУ для получения права на зачет налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, налогоплательщик обязан получить от государственного органа страны, где получается такой доход (прибыль), уполномоченного взыскивать такой налог, справку о сумме уплаченного налога и сбора, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем зарубежном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины.

В то же время, согласно п. 170.11.3 ст. 170 НКУ не засчитываются в уменьшение суммы годового налогового обязательства плательщика налога:

  • а) налоги на капитал (прирост капитала), налоги на имущество;
  • б) почтовые налоги;
  • в) налоги на реализацию (продажу);
  • г) другие косвенные налоги независимо от того, относятся ли они к категории подоходных налогов или считаются отдельными налогами в соответствии с законодательством иностранных государств.

Сумма налога с иностранного дохода налогоплательщика - резидента, уплаченного за пределами Украины, не может превышать сумму налога, рассчитанную на базе общего годового налогооблагаемого дохода такого плательщика налога в соответствии с законодательством Украины (п. 170.11.4 НКУ). Это значит, что если сумма налога, уплаченного в другом государстве больше, чем сумма, подлежащая к уплате в соответствии с законодательством Украины, то такое превышение при расчете налога не учитывается и не возвращается.

Декларирование

Сумма иностранных доходов включается в годовую налоговую декларацию, которую налогоплательщик должен подать до 1 мая года, наступающего за отчетным (п. 49.18.4 НК). В свою очередь, сумма налогового обязательства, указанного в декларации, должна быть уплачена до 1 августа года, наступающего за отчетным (п. 179.7 НК).

В случае отсутствия у плательщика налога подтверждающих документов относительно суммы полученного им дохода из иностранных источников и суммы уплаченного им налога в иностранной юрисдикции, оформленных в соответствии со статьей 13 НКУ, такой налогоплательщик обязан подать в контролирующий орган по своему налоговому адресу заявление о переносе срока представления налоговой декларации до 31 декабря года, следующего за отчетным.

Напоминаем, что за непредставление или несвоевременное представление декларации о доходах п. 120.1 ст. 120 НКУ предусмотрен штраф в размере 170 грн.

Кроме того, если физическое лицо в отчетном году имело доходы, подлежащие налогообложению, и не задекларировало их в установленном порядке, на основании п. 123.1. ст. 123 НКУ контролирующие органы имеют право самостоятельно определить сумму налогового обязательства с наложением на налогоплательщика штрафа в размере 25 % суммы такого обязательства.

В случае если налогоплательщик не уплатил сумму денежного обязательства по декларации в установленный срок, в соответствии с п. 126.1. ст. 126 НКУ он привлекается к ответственности в виде штрафа в таких размерах:

  • при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга;
  • при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга.

Какие налоговые изменения ждут Украину в 2013 году. Ставки и суммы - фото

Для Украины очень важное значение имеет разумное и экономически обоснованное определение базы налогообложения и другие ключевые аспекты уплаты налогов. Основные налоговые изменения с начала 2013 года представлены в нашем материале.

Для Украины очень важное значение имеет разумное и экономически обоснованное определение базы налогообложения и другие ключевые аспекты уплаты налогов. В том числе, периодичность уплаты, авансовые платежи и многие другие. Представляем недавние налоговые и некоторые другие изменения, вступившие в силу с января 2013 года, а также которые должны вступить в силу до конца 2013 года.

Святослав Харченко, представитель налогового департамент компании BDO в Украине для UBR.UA

По налогу на прибыль произошли следующие значительные изменения.

  • Ставка налога на прибыль в 2013 году уменьшилась до 19% (с 1.1.2014г. она будет уменьшена до 16%).
  • Начиная с 2013 года, декларация по прибыли подается один раз по итогам года, ее форма изменена (в т.ч. добавлен расчет месячных авансовых платежей). При этом налогоплательщики уплачивают 12 авансовых платежей (начиная с марта отчетного года) в размере 1/12 от суммы налога на прибыль за предыдущий год.
  • Плательщики налога на прибыль в январе-феврале 2013 года уплачивают авансовые взносы в размере 1/9 налога на прибыль, начисленного в декларации за 9 месяцев 2012 года.

Обобщающей налоговой консультацией относительно уплаты налога на прибыль в 2013 году, утвержденной Приказом ГНС Украины от 21.12.2012г. №1171, определены исключения. В частности, не должны уплачивать авансовые взносы:

  • новосозданные плательщики (т.е созданные в течение отчетного года);
  • плательщики, которые прошли государственную регистрацию в IV квартале предыдущего года;
  • производители сельскохозяйственной продукции;
  • неприбыльные организации;
  • плательщики, чей доход за предыдущий год не превысил 10 млн. грн.;
  • плательщики, чей доход за предыдущий год превысил 10 млн. грн., но которые не получили налоговой прибыли по результатам предыдущего года (а также по результатам 1-го квартала отчетного года);
  • кроме того, авансовые взносы за январь-февраль 2012 года не подлежат уплате плательщиками, созданными в III квартале 2012 года, а также чьи доходы за 9 месяцев 2012г. не превысили 10 млн. грн.

Также с 1 января 2013 до 1 января 2023 года устанавливается 5% ставка налога на прибыль, полученной от экономической деятельности в IT-сфере (при условии регистрации в налоговых органах в качестве субъекта IT-индустрии).

НДС

С 1 января 2013 года до 1 января 2023 года освобождаются от НДС операции по поставке программной продукции (что дополняет список операций в IT-индустрии, которые были освобождены от НДС и до 2013г.).

Подать заявление на регистрацию плательщиком НДС теперь можно в электронной форме путем наложения электронной цифровой подписи.

Обычные цены для налоговых целей

В связи с вступлением в силу ст.39 Налогового Кодекса Украины с начала 2013 года изменился порядок определения обычных цен для налоговых целей. В частности, добавлены методы определения "обычных цен" на основе распределения прибыли (метод распределения прибыли и метод чистой прибыли).

Обращаем внимание, что в настоящее время законодатели рассматривают проект Закона "О трансфертном ценообразовании" (который, в частности, вводит требование о подготовке налогоплательщиками документации, обосновывающей трансфертные цены). Основной целью принятия этого закона называется перекрытие вывода денежных средств из Украины с помощью завышения цен во внутригрупповых операциях. Ожидается, что он будет применяться к операциям налогоплательщиков, начиная с 1 января 2013 года.

Единый социальный взнос

В связи с увеличением размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (до 1 147 грн. - с 1 января 2013г. и до 1 218грн.- с 1 декабря 2013г.) увеличивается максимальный размер доходов, на которые начисляется единый социальный взнос (равный 17 прожиточным минимумам для трудоспособных лиц):

  • в январе - ноябре 2013 г. – 19 499грн.,
  • в декабре 2013 г. – 20 706грн.

НДФЛ

В связи с увеличением размеров минимальной зарплаты (до 1 147 грн. - с 1 января 2013г.; до 1 218грн.- с 1 декабря 2013г.) в 2013 году ставки НДФЛ применяются:

  • в размере 15% для налогооблагаемого дохода до 11 470грн. (что равно 10 минимальных зарплат на 1 января 2013 года);
  • в размере 17% для налогооблагаемого дохода свыше 11 470 грн.

Также в 2013 году изменился размер налоговой социальной льготы (НСЛ):

  • общая НСЛ в 2013 году составляет 573,50 грн.;
  • повышенная НСЛ (150% и 200% от общей НСЛ) - 860,25 грн. и 1 147 грн., соответственно;
  • предельный размер дохода для применения НСЛ в 2013 году составляет 1 610 грн.

На протяжении 2013 года не облагается НДФЛ нецелевая благотворительная помощь в общей сумме 1 610 грн., а также стоимость неденежных подарков в сумме 573,50 грн.

Единый налог для физлиц-предпринимателей

В связи с увеличением размеров минимальной зарплаты месячные ставки единого налога для физлиц-предпринимателей в 2013 году составляют:

  • І группа – от 11,47 до 114,70 грн;
  • ІІ группа – от 22,94 до 229,40 грн.

Нормы суточных расходов

В связи с увеличением размеров минимальной зарплаты нормы суточных расходов на командировки в 2013 году составляют:

  • до 229,40 грн.- в пределах Украины;
  • до 860,75 грн.- за пределы Украины.

С 1 января 2013 года начал действовать налог на недвижимое имущество.

Плательщиками налога на недвижимость являются физические и юридические лица – собственники объектов жилой недвижимости. Сумма налога определяется путем умножения ставки налога на жилую площадь объекта налогообложения.

Экологический налог

Ставки экологического налога в 2013 г. составляют 75% от ставок, указанных в ст. 243-246 Налогового Кодекса Украины.

Налоговые разницы

1 января 2013 года вступило в силу Положение бухгалтерского учета "Налоговые разницы". Следовательно, начиная с отчетных периодов 2013 года плательщики налога на прибыль будут обязаны раскрывать информацию о налоговых разницах в финансовой отчетности.

Отчетность по РРО

С 1 января 2013 года отчетность об использовании РРО должна предоставляться по проводным или беспроводным каналам связи. При этом штрафные санкции за неподачу налоговым органам указанной отчетности по новым правилам будут применяться с 1 июля 2013 г.

Применение МСФО

Субъекты хозяйствования, предоставляющие финансовые услуги (кроме страхования и пенсионного обеспечения), а также осуществляющие негосударственное пенсионное обеспечение, обязаны составлять финансовую отчетность по МСФО за отчетные периоды с 1 января 2013 года.

Иностранная валюта

До 19 мая 2013 года введены следующие правила валютного регулирования:

  • обязательная продажа 50% поступлений в инвалюте 1-ой группы Классификатора инвалют и в российских рублях;
  • "правило 90 дней", согласно которому расчеты по операциям экспорта и предоплаты по импорту товаров должны осуществляться в срок, не превышающий 90 календарных дней.

Кроме того, до 27 мая 2013 года переводы из-за рубежа в пользу физических лиц в инвалюте 1-ой группы Классификатора инвалют и в российских рублях в сумме, равной или превышающей эквивалент 150 000 грн. в месяц должны осуществляться в гривнах.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.


На Украине самый большой налог с граждан — подоходный. Однако порядок начисления и удержания этого налога ярко демонстрирует то, что на легитимность принимаемых нормативных документов на Украине долгое время никто не обращал внимания. Он противоречит нормативным актам наивысших органов государственной власти — Указу Президента, Декрету Кабинета Министров и Конституции. Как результат такой несогласованности — чрезмерное налоговое давление на граждан, уровень доходов которых нельзя назвать высоким.

Поэтому попробуем проанализировать некоторые проблемы этого вида налогообложения.

На Украине налогообложение физических лиц осуществляется на основе Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года «О подоходном налоге с граждан» (далее — Декрет), который действует на основании статей 97 и 971 Конституции Украины 1978 года и Закона Украины «О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования» и имеет силу закона. Именно этот Декрет Кабинета Министров является базовым законодательным актом по вопросам обложения подоходным налогом.

Со вступлением в силу Декрета и до сих пор пункт 1 статьи 7 этого документа содержит норму, согласно которой подоходный налог по прогрессивной шкале ставок не удерживается из суммы, равной минимальной заработной плате. Как известно, она сегодня на Украине составляет 185 грн, а с 1 июля 2003 года должна быть 237 грн. Таким образом, месячный доход, не превышающий этой суммы, не должен облагаться налогом.

Однако на практике налогообложение физических лиц осуществляется согласно Инструкции Государственной налоговой администрации Украины о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Государственной налоговой инспекции Украины от 21 апреля 1993 года (далее — Инструкция). Именно в этом документе Государственная налоговая администрация Украины (далее — ГНАУ) приказом «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о подоходном налоге с граждан» от 28 апреля 2000 года установила отправную точку начисления подоходного налога (не облагаемый налогами минимум) — 17 гривень в соответствии с Указом Президента Украины «Об увеличении необлагаемого налогом минимума и ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан» от 13 сентября 1994 года.

Правовое обоснование применения ГНАУ вышеуказанных указов Президента сводится к напоминанию конституционных положений о том, что Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина (статья 102 Конституции Украины) и издает согласно статье 106 Конституции Украины на основе и во исполнение Конституции Украины указы и распоряжения, которые являются обязательными к выполнению на территории Украины (см. письмо ГНАУ от 26 октября 2001 года «О подоходном налоге с граждан»).

Однако аргументация ГНАУ весьма сомнительна.

В соответствии с Конституцией Украины (статья 92) «…основные обязанности гражданина… система налогообложения, налоги и сборы» определяются исключительно законами Украины.

Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, определенных законом (статья 67 Конституции Украины). Таким образом, при определении порядка налогообложения доходов физических лиц никто не может пользоваться любыми другими нормативными актами, кроме законов или приравненных к законам нормативных актов.

То же самое говорится и в Законе Украины «О системе налогообложения» от 25 июня 1991 года, в части 3 статьи 1 которого указано, что «ставки, механизм взыскания налогов и сборов (обязательных платежей) … и льготы относительно налогообложения не могут устанавливаться или изменяться другими законами, кроме законов о налогообложении».

Исходя из этого размеры (ставки) налогов и сборов могут устанавливаться лишь специальным законом о налогообложении (или Декретом, как приравненным к закону нормативным актом).

Кроме того, Указы Президента Украины были приняты до утверждения действующей Конституции Украины, а согласно пункту 1 Переходных положений Конституции «законы и прочие нормативные акты, принятые до вступления в силу этой Конституции, действительны в части, которая не противоречит Конституции Украины».

Поэтому указы Президента не могут быть основанием для издания Инструкции ГНАУ при наличии действующего закона, которым является Декрет Кабинета Министров.

Некоторые из налогоплательщиков, считая, что налоговики «дерут» с них лишнее, обратились в районные суды и победили. В частности, суд выиграл и народный депутат Украины прошлого созыва Александр Ржавский. Шевченковский райсуд в г. Киеве удовлетворил жалобу г-на Ржавского и признал приказ ГНАУ «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о подоходном налоге с граждан» от 28 апреля 2000 года, а также саму Инструкцию неправомерными в части установления ставок налогообложения граждан подоходным налогом, исходя из не облагаемого налогом минимума.

Однако налоговики нанесли контрудар через коллегию судей Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда, который, в свою очередь, принял решение в пользу ГНАУ. Но копья поломаны, а вопрос остался открытым.

Решения Верховного Суда в ГНАУ прокомментировали так: «Суд исследовал все доказательства и установил, что Указом Президента Украины от 13 сентября 1994 года «Об увеличении необлагаемого налогом минимума и ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан» с 1 октября 1995 года определен необлагаемый налогом минимум доходов граждан — 17 гривень. Указ Президента не признан неконституционным, силы он не утратил, следовательно, обязателен к исполнению на всей территории Украины». Все так, но ведь и Декрет Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» также силы не терял и в Минюсте зарегистрирован, но о нем налоговики почему-то не упомянули.

Известный адвокат Андрей Федур дал такую оценку ситуации: «Это обычное шельмование. Существует Декрет Кабмина, в пункте 1 статьи 7 которого четко записано, что налогонеоблагаемым минимумом является минимальная заработная плата. Этот Декрет имеет силу закона. А в соответствии с Конституцией вопросы налогообложения регулируются только законами, а не президентскими указами. И в Верховном Суде это прекрасно понимают, но просто не хотят признать это как факт» (см. «Галицкие контракты» № 11, 2002 год). Кроме того, ВСУ не учел, что согласно пункту 4.4.1 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» если возникает неоднозначное толкование норм налогового права, решение следует принимать в пользу плательщиков налогов.

Оппоненты ГНАУ также считают, что решение Верховного Суда не может быть окончательным, поскольку по Конституции только Конституционный Суд может позволить официальное толкование законов.

Однако есть основания сомневаться в положительном решении и этой судебной инстанции. Ведь признание незаконной Инструкции ГНАУ будет означать, что на протяжении девяти лет граждане облагались налогами неправомерно и потому имеют основания к возмещению своих средств, которое едва ли возможно с экономической и социальной точки зрения.

Заметим в то же время, что ни Декрет Кабмина, ни Указ Президента не решают проблему налогообложения доходов граждан в комплексе. Напомним, что подоходный налог является в настоящее время ключевым источником формирования доходов местных бюджетов (см. статьи 64 и 56 Бюджетного кодекса Украины) и по валовым объемам поступлений уступает лишь НДС и налогу на прибыль предприятий. Поэтому государство никогда не «отдаст» этот налог без получения соответствующих компенсаций. Очевидно, такая компенсация возможна при «детенизации» большей части доходов населения. Это, в свою очередь, требует уменьшения общего давления на фонд оплаты труда, в том числе и за счет снижения взносов в различные фонды социального и пенсионного страхования (см. Аналитический отдел Информационного агентства «Украинский Финансовый Сервер»).

Отметим, что перспективы самого конституционного обращения выглядят весьма туманными: Конституционный Суд вряд ли даст разъяснение, последствием которого станет существенное снижение поступлений в местные бюджеты. В пользу этого свидетельствует и пример того же Александра Ржавского, который уже обращался в Конституционный Суд с просьбой объяснить правомерность использования ГНАУ термина «не облагаемый налогом минимум» и его размер — 17 грн. Однако получил отказ с не совсем понятной мотивацией — «в обращении не приведено ни одного конкретного примера неправильного взыскания налогов» (см. «Голос Украины» № 197 от 26 окрября 2001 года).

Однако сам факт такого обращения является чрезвычайно позитивным моментом: исполнительной и законодательной властям необходимо напоминать о том, что их некорректные по отношению к гражданам страны действия не будут оставаться безнаказанными. Понятно, что требовать возвращения увеличенных сумм налога едва ли возможно, но, с другой стороны, гражданам Украины также необходимо помнить, что у них существуют права (а не только обязанности), которые, в случае их нарушения, необходимо отстаивать.

Выйти из этого глухого угла можно было бы, кардинально изменив систему налогообложения граждан. Однако проект Налогового кодекса Украины, который предусматривает упрощение начисления налога физическим лицам, все еще находится на стадии доработки и неизвестно когда будет принят.

Возможно, проблему удастся решить с принятием закона «О налоге на доходы физических лиц», которым предусматривается введение так называемой плоской шкалы в 13 %. Подобный налог был введен в России с 2001 года и это стало настоящей революцией. Однако что будет в нашем случае — предсказать сложнее. Тем более остался открытым вопрос, с какой суммы надо начинать начисление налога. Предлагалось его оставить на уровне 17 грн, 170 грн и минимальной заработной платы. Пока что решение этой проблемы перенесено на третье чтение.

ПЕТРИЧЕНКО Олег — главный научный консультант Аппарата Верховного Совета Украины, г. Киев

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Налог на доходы физических лиц в Украине

Люблю наше государство. Оно не расчитывает на то, что его граждане умеют читать законы и постоянно им напоминает, с чего же нужно платить этот налог.
Если у вас на фирме корпоративны й праздник и вы наняли Деда Мороза и Снегурочку, да еще им деньги выплачиваете -государство предупреждает: "не забудьте уплатить налог на доходы физических лиц", а то вдруг мало ли что - забудете.

И переводы из-за рубежа, если это не пенсия, значит и налог нужно платить. Можно подумать, если вы не гражданин другой страны, то вам из заграницы пенсия в евро или в долларах будет приходить:)

Кому интересно, просмотрите сами Закон Украины "О налоге на доходы физических лиц", в России я думаю есть соответствующий закон

А кому интересно, немного цифр о подоходном налоге для Украины

Подоходный налог - 2013 : с чего начинался год .

В этом году согласно пункту 167.1 НК ставка подоходного налога составляет 17 процeнтoв, если доход превышает 10 минимальных заработных плат, т.е. 11470 гривен в месяц. Если меньше - ставка 15%.

100 % = 1147 * 0,50 = 573,50 грн. (т.e. 50 % упомянутого прожиточного минимума - рассчитано соглaснo пункту 1 раздела XIХ "Заключительных положений" Налогового кодекса)

150 % НСЛ = 860,25 грн.

200 % НСЛ = 1147 грн.

Согласно пoдпункту 169.4.1 Налогового кодексa Украины налоговая социальная льгота - 2013 мoжeт применятьcя к доходу работника в виде заработной платы и приравненныx к ней выплат, eсли его размер не превышаeт прожиточного минимума, установленнoго для трудоспособного лица нa 01 января 2013 года, умноженного нa 1,40 и округленного дo ближайших 10 гривен.

То есть максимальный размер дохода, к которому применима налоговая социальная льгота в 2013 году = 1 147 * 1,4 ≈ 1610 грн.

Таблица 1. Минимальная зарплата в Украине - 2013 год, по месяцам

Периодыс 01 января пo 30 ноябряc 01 пo 31 декабря
Сумма1147 гpн.1218 гpн.
Приpост(+1,15%)(+6,19%)
Почасовая6,88 гpн.7,3 грн.

На что повлияет новый размер минимальной зарплаты?

1) Новый размер налоговой социальной льготы , т.е. 50 процентов прожиточного минимума (равного в 2013 году минимальной зарплате) по состоянию на 01 января текущегo года, тепeрь с начала 2013 года составляет 573,50 грн.

2) Уголовная ответственность по стaтьям 212 и 364 Уголовного кодекса (кoторые чаще всего применяются прoтив бухгалтеров или директоров) согласно пункта 5 Разделa XX Переходных положений НК, квалифицируется в 2013 году тaк:

Уклонение от уплаты налогов (212 стaтья)

  • в значительном размере - 1000 * 573,50 = 573500 грн;
  • в крупном размере - 3000 * 573,50 = 1720500 гpн;
  • в особо крупном размере - 5000 * 573,50 = 2867500 гpн.

Злоупотребление влacтью или служебным положением (364 cтатья)

  • существенный вред равен 100 * 573,50 = 57350 грн;
  • тяжелые последствия равны 250 * 573,50 = 143375 грн.

3) Согласно подпункту 140.1.7 НК, суточные в состaвe командировочных расходов опpeделяютcя из размера на 01 января минимальной зарплаты. Они рaвны:

  • по Украине 1 147,00 * 0,20 =229,40 гpивен,
  • за границу 1 147,00 * 0,750= 860,25 гривeн.

4) Согласно пункту 167.1 НК ставка налога увеличивается до 17 процeнтoв, если доход превышает деcять минимальных зарплат, т.е. 1 147 * 10 = 11470 гривен в месяц.

5) Согласно п.п. "є" пункта 176.1 НК Налогоплательщики обязаны будут за 2013 год подавать налоговую декларацию о доходах физических лиц, если общая сумма их дохода за любой календарный месяц превысит десятикратный размер минимальной зарплаты по состоянию нa 01.01.2013 г, то есть 10 * 1147 = 11470 грн.

6) Согласно подпункту 165.1.39 НК ограничение стоимости подарков и призов победителям (призерам) соревнований ограничивается 50 процентами одной минимальной зарплаты, установленной на 01 января 2013 г отчетного налогового года будет равняться 573,50 гривен.

7) Согласно подпункту 165.1.46 НК ограничение стоимости денежных выигрышей будет равно 573,50 гривен.

8) Согласно подпункту 159.3.3 НК лимит для задолженности для заявления о возбуждении дела о банкротстве в размере 300 минимальных зарплат будет с 01.01.2013г равен 300 * 1147 = 344100 гривен.

9) Критерий для автоматического бюджетного возмещения НДС, изложенный в п. 200.19 НК (п.п. 200.19.5) средняя зарплата должна быть не меньше, чем 2 минимальных зарплаты.

10) Согласно п. 154.6 НК применяется ставка 0% для плательщикoв налога на прибыль, у кoторых, среди прочих условий, зарплата работников должна быть не менее двух минимальных зарплат (не на начало года, а на каждый конкретный месяц).

11) Изменятся ставки сбора с мест для парковки транспортных средств (см. п.п. 266.3.1 НК) и ставки нескольких сборов за осуществление некоторых видов деятельности, перечисленные в подпунктах 267.3.1 - 267.3.9 НК

12) Также минимальная зарплата в Украине - 2013 коснется лесопользователей, подпадающих под п. "б" подпункта 334.2.1 НK

Налоги на квартиры, машины и доходы: сколько и когда платить

Украинцы в 2021 году должны заплатить налоги с дополнительных доходов, а также за свои квартиры и машины. Ставки остались неизменными, однако, уже в ближайшее время правила могут кардинально изменить.

За что и сколько нужно заплатить украинцам до лета, пишет Александр Литвин, Обозреватель.

Кто должен платить налоги с доходов? За что и сколько?

В Украине работодатель платит налоги вместо сотрудника. "На руки" отдают уже "чистую" зарплату, а положенное государству – переводят сами. Но, если вы получаете доходы, например, как фрилансер, продали недвижимость или машину, предоставляете какие-то услуги "на дому", то налоги нужно платить самостоятельно.

Об этом говорится в 162 статье Налогового кодекса. К примеру, если вы сдаете в аренду квартиру, раз в год нужно подсчитать свой доход и уплатить с него налог. Правда, львиная доля украинцев не просто не декларируют дополнительные доходы, но даже не знают, что это нужно делать.

За что нужно платить налог:

  • доход от независимой профессиональной деятельности (парикмахеры, сантехники, копирайтеры и т. д.) – 18%;
  • доход от аренды недвижимости – 18%;
  • прибыль от ценных бумаг – 18%;
  • вознаграждения и другие выплаты по договору – 18%;
  • подарки и не целевая благотворительность – 18%;
  • доход от продажи недвижимости – 5%.

В сумме за год владелец квартиры, которую он сдает за 10 тыс. грн, должен заплатить в бюджет 21 600 грн. За нарушения грозят штрафы. Если не подать декларацию вовремя, придется заплатить 51-136 грн. А за сокрытие дохода штраф может составить от 10 до 50% не уплаченной суммы (зависит от того, как долго скрывать). Ну и, к тому же, придется и заплатить в бюджет сам налог.

Кому нужно заплатить налог за квартиру?

Часть украинцев до 1 июля получит по месту прописки квитанции-уведомления о необходимости заплатить налог на недвижимость. Платить нужно за квартиры, площадь которых превышает 60 квадратов, и за дома площадью от 120 квадратных метров.

Это при условии, что одному члену семьи принадлежит больше указанной площади. Размер налога – до 1,5% от минимальной зарплаты за прошлый год за каждый квадрат сверх нормы. Например, если квартира площадью 80 квадратных метров, заплатить придется до 1416 грн (по 70,8 грн за каждый "лишний" квадрат).

Кому нужно заплатить налог за машины?

Украинцы, которые владеют машинами стоимостью от 2,2 млн грн и возрастом не больше пяти лет, должны заплатить 25 тыс. грн налога. На это дают 60 дней с момента получения квитанции.

Как говорится в ст. 267 Налогового кодекса, квитанция придет по месту регистрации. Если же не заплатить в течение 60 дней, сумма налога будет расти. Так, оплата в первые 90 дней – плюс 10% к штрафу, после 90 дней – 20%. Кроме того, автомобиль или другое имущество могут арестовать (так называемый налоговый залог).

Пользоваться машиной можно и в залоге, но продать или подарить ее не получится. Более того, налоговики имеют право забрать автомобиль, продать его, из полученной суммы получить платеж, а сдачу вернуть уже бывшему собственнику автомобиля. Правда, такая ситуация – большая редкость. Зачастую должники после налогового залога сразу же платят по счетам.

А сколько нужно заплатить заробитчанам?

Украинец, который получил доход за границей, по закону должен, вернувшись домой, пойти в налоговую по месту регистрации, заполнить декларацию и уплатить часть государству. Как отмечает генеральный директор Baker Tilly Ukraine Александр Почкун, в налогообложении заробитчан есть свои особенности.

Если украинец работает в стране, с которой подписано специальное соглашение, то по приезду в Украину нужно заполнить декларацию и компенсировать только налоговую ставку. К примеру, в Болгарии подоходный налог составляет 10%. Если с ней подписано специальное соглашение, то в Украине нужно будет доплатить налог в размере 9,5% (в Украине подоходный налог с военным сбором составляет 19,5%).

Что хотят изменить?

Подоходный налог менять не будут. Во всяком случае, о таких планах ни в правительстве, ни в парламенте не заявляют. А вот другие, более мелкие налоги, могут изменить. К примеру, глава профильного комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев рассказал, что уже разработал новые правила для налога на недвижимость.

По действующим правилам, если в одном городе два одинаковых по площади дома: один на окраине и стоит 1 млн грн, а второй в центре и стоит 10 млн грн, налог будет одинаковым.

А вот новые ставки для налога на машины в Раде уже зарегистрировали. Соответствующее нововведение предусмотрено в законопроекте №4104 (под авторством премьер-министра Дениса Шмыгаля). Сейчас минимальная стоимость машины, при которой нужно платить налог – 2,2 млн грн. По новым правилам была бы – 1,2 млн.

В Украине культура уплаты налогов все еще формируется. Налоги не платят миллионы украинцев, целые рынки, такие как аренды жилья, находятся в тени. Однако любое государство не может быть успешным без прозрачной уплаты налогов.

Читайте также: