Налоговое регулирование банковской страховой и инвестиционной деятельности

Опубликовано: 15.05.2024








4 чел. помогло.

Раздел 1 Налоговое регулирование деятельности организаций финансового сектора

Тема 1. Налоговое регулирование банковской, страховой и инвестиционной деятельности: необходимость, возможности и границы

1.1 Налоговое регулирование деятельности организаций финансового сектора экономики как составная часть государственной налоговой политики

^ 1.2 Цели, задачи, основные направления и методы налогового регулирования деятельности коммерческих банков, страховых организаций, бирж и инвестиционных фондов

^ 1.3 Особенности бухгалтерского учета и отчетности в инвестиционных институтах

1.4 Система налоговых льгот для банков, страховых компаний и фондов

^ 1.5 Ответственность финансовых институтов, в том числе за перечисление налогов

1.6 Исполнение банками, страховыми организациями обязанностей налогового агента

Налоговое регулирование деятельности организаций финансового сектора экономики как составная часть государственной налоговой политики


Приоритетом государственной социально-экономической политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста.

Повышение роли банковского сектора в экономике является одной из важнейших задач государства.

Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы.

Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Любое государство использует налоговую политику в качестве регулятора как позитивных, так и особенно негативных явлений рынка. Механизм налогообложения банков, страховых компаний, инвестиционных институтов также должен способствовать оптимизации объемов и направлений деятельности организаций финансового сектора экономики.

Возникновение и формирование налогообложения организаций финансового сектора экономики характеризуется тремя этапами.

^ Первый период (1992-1993 гг.). На этом этапе банковская, страховая и посредническая деятельность рассматривалась как имеющая особенности в налогообложении. По банковской и страховой деятельности имел место налог на доходы, а по другим видам деятельности - налог на прибыль. Доходы бирж, брокерских компаний хотя и облагались налогом на прибыль, но к ним применялась более высокая ставка.

^ Второй период (1994-2000 гг.) характеризуется, прежде всего, распространением на банки и страховые компании налога на прибыль.

С 1 января 1994 года Указом Президента № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 8 мая, 10 сентября 1996 г., 2 апреля, 16 мая 1997 г.) (утратил силу) освобождает от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (на срок более 3 лет) на цели капитальных вложений в развитие собственной производственной базы.

Однако ставка налога на прибыль для банков и страховых компаний была установлена на более высоком уровне, чем для промышленных предприятий.

Кроме того, по банкам и страховым организациям действовали специальные положения по составу затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль (утвержденные постановлениями Правительства РФ «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями» от 16 мая 1994 г. № 490; «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховой организациими» от 16 мая 1994 г. № 491), поскольку общие Положения «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 5 августа 1992 г. № 552 не отражали специфику их деятельности. С 1995 г. порядок формирования налога на прибыль регламентировался общим законом РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» и Инструкцией ГНС РФ № 37.

^ Третий период начался с введением в действие первой части Налогового кодекса РФ и продолжается по настоящее время. Наиболее яркие изменения на этом этапе связаны с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. На все организации, относящиеся к финансово-кредитной сфере, распространены общие положения по налогу на прибыль, в том числе уровень налоговой ставки. Однако имеют место отдельные статьи, учитывающие специфику деятельности банков, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов.

1.2 Цели, задачи, основные направления и методы налогового регулирования деятельности коммерческих банков, страховых организаций и инвестиционных фондов

Государственное регулирование экономики, прежде всего, определяется воздействием на нее отдельных сегментов, одним из таких сегментов является банковская система, банковская деятельность.

Одним из основных методов государственного воздействия являются налоги и налоговая политика.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

Цель налогового регулирования деятельности коммерческих банков, страховых организаций, бирж и инвестиционных фондов заключается в выработке и принятии управленческих решений в области налогообложения организаций финансового сектора экономики.

Налоговое регулирования деятельности коммерческих банков, страховых организаций, бирж и инвестиционных фондов направлено на выполнение следующих задач:

• обеспечить государство финансовыми ресурсами;

• создать условия для регулирования финансового сектора экономики страны;

• сгладить возникающие в процессе рыночных отношений экономические неравенства.

От выбора форм и методов налогового регулирования в различных условиях зависит деятельность коммерческих банков, страховых организаций, бирж и инвестиционных фондов. Можно выделить следующие формы:

- законодательная (принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в уже действующие законодательные акты);

- налоговое администрирование: работа налоговых органов непосредственно с налогоплательщиками (разъяснение налогового законодательства, издание инструкций и т.п.);

- камеральная и выездная налоговая проверка деятельности организаций финансового сектора экономики;

- анализ эффективности и целесообразности тех или иных налогов;

- обязательные аудиторские проверки.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. Методы налогового регулирования, используемые во всех странах представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Методы налогового регулирования

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты.

Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее.

Важным условием оптимальности налогового регулирования является сокращение числа индивидуальных льгот. Экономическим обоснованием предоставляемой налоговой льготы являются географические, политические, природно-климатические факторы, которые заранее предопределяют порядок и условия вхождения товаропроизводителя в рынок. Налоговая политика государства должна быть направлена на выравнивание таких условий не только с помощью предоставления налоговых льгот, но и путем предоставления товаропроизводителям возможности самостоятельно использовать имеющийся экономический потенциал.

Система налоговых льгот тесно взаимосвязана с системой налоговых санкций. Составляющими этой системы являются финансовые санкции - штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные - по отношению к должностным лицам этих предприятий.

Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций вызвана постоянными изменениями экономико-социальных и общественно-политических отношений. И именно совокупность мер налогового регулирования призвана учитывать и контролировать эти изменения.

Таким образом, налоговое регулирование является сложным действием налоговой политики государства, поскольку его цель - не только соблюдение интересов государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть обеспечение покрытия государственных расходов доходами бюджета, но и интересов налогоплательщика, а также обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Одним из направлений налоговой политики России в среднесрочной перспективе является совершенствование налогообложения финансовых инструментов. В связи с этим представляет интерес изучение опыта налогообложения страховой деятельности в странах, имеющих более длительную, по сравнению с Россией, историю как страхования, так и налогообложения.

В большинстве развитых стран страховой сектор экономики обеспечивает около трети оборота финансовых ресурсов. В странах Евросоюза, Северной Америки, Японии рынок страховых услуг охватывает практически все сферы жизни населения, не концентрируясь на страховании ответственности, имущества и грузов юридических лиц, как в России. Распространение страховых услуг на все сферы жизнедеятельности на добровольной и обязательной основе увеличивает объекты налогообложения.

Таблица 1. Соотношение добровольного и обязательного страхования по странам мира в 2010 – 2012 годах

Доля обязательного страхования (%)

Доля добровольного страхования (%)

Одной из самых «страховых» стран по итогам 2012 года являются США, в которых ежегодно увеличивается сумма страховых отчислений и расширяется сфера применения страховых услуг. Так, новшеством 2014 года стало введение налога (взносов) на страхование здоровья .

Основные поступления от страховой деятельности в бюджетную систему во всех странах мира, также как и в России, дает налог на прибыль организаций. Методики начисления налога имеют много общего. Как и в Российской Федерации, в доходах для целей налогообложения учитываются страховые взносы и вознаграждения, перестраховочные комиссии. Основными статьями расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, являются: страховые выплаты, отчисления в страховые резервы, вознаграждения посредникам.

Доходы и расходы, получаемые (осуществляемые) в рамках обязательного или добровольного медицинского страхования, связанного с временным аккумулированием средств на финансирование медицинских организаций, во многих развитых странах не отражаются в налоговом учете. Данный финансовый поток относится к разряду депозитно-кредитных, характерных для банковского сектора. Страховая медицинская организация как разновидность организаций финансового сектора относится к категории «хранителей» денежных средств. Эти средства поступают не в личное распоряжение страховой организации, а на финансирование определенной цели. По сути, страховая организация выступает как агент, поэтому аналогично вкладам получаемые средства не должны признаваться доходом, а списанные средства – расходом. Такова позиция Евросоюза. Применение подобного подхода в России обеспечило бы уменьшение налогового документооборота в страховых организациях. Поступление и расходование средств фонда обязательного медицинского страхования отражалось бы только на счетах бухгалтерского учета, признанию в налоговом учете подлежали бы средства, оставшиеся у страховой организации вследствие нарушений со стороны медицинских организаций.

Налоговое законодательство большинства стран мира предписывает использование метода начислений при определении налоговой базы страховых организаций. В России применение метода начислений позволяет завышать суммы расходов, учитываемых при расчете прибыли, за счет признания в расходах страховых резервов. Однако в таких странах, как Япония, Уругвай, ОАЭ, признание страховых резервов можно считать одинаковыми как при использовании метода начислений, так и при кассовом методе. Кассовый метод сопровождается переводом соответствующих сумм на отдельный «резервный» счет . Некоторые отличия в правилах определения момента признания доходов и расходов при использовании метода начислений приведены в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика даты признания доходов и расходов при методе начисления

Дата возникновения ответственности перед страхователем по условиям договора

Окончание действия договора или момент наступления страхового случая

Момент вступления в действие страхового договора

Дата решения суда либо письменного обязательства виновного

Дата решения суда или конец отчетного периода (более ранняя из дат)

Дата возникновения обязательства по выплате возмещения

Очень часто основная деятельность страховщиков является убыточной, поэтому законодатели уделяют особое внимание налогообложению инвестиционной деятельности страховых компаний. В последние годы налоговое законодательство ряда развитых стран претерпевает существенные изменения, касающиеся расширения сферы налогообложения доходов от инвестиций. Финансовая отчетность многих европейских стран содержит раздельные показатели притока доходов от прямого и косвенного инвестирования. В странах Евросоюза установлено дифференцированное налогообложение доходов страховых компаний в зависимости от вида инвестирования. Для косвенного инвестирования обязательно определение процента участия по инвестициям. Данный процент влияет на размер налоговой ставки по инвестициям и используется как корректировочный коэффициент. Доля косвенного инвестирования определяется перемножением долей прямого участия по взаимо­связанным организациям. Эта процедура аналогична определению взаимозависимости лиц в Российской Федерации. Косвенное инвестирование увеличивает процент налоговых отчислений на единицу инвестиционных вложений.

Например, если страховая организация вкладывает 100 тыс. евро в инвестиционный проект стоимостью 1 млн евро, то доля прямого инвестирования составит 10%. Однако, если инвестиционная компания осуществит собственный взнос, например 500 тыс. евро в проект 5 млн евро, то доля косвенного инвестирования страховой компании составит:10% х 10% / 100 = 1%.

В этом случае к налоговой ставке по инвестиционной составляющей налога на прибыль следует применить увеличивающий коэффициент, равный: (10% + 1%) / 100 = 0,11 .

Следует отметить, что не все европейские страны, входящие в Евросоюз, приняли соответствующие поправки в национальное законодательство, которое продолжает действовать в процессе гармонизации налоговых систем. Однако право Евросоюза обладает приоритетом над налоговым правом стран – членов ЕС, поэтому в ближайшем будущем данные изменения будут внесены в национальное законодательство. В Российской Федерации отсутствуют повышенные ставки налога на доходы от инвестиционной деятельности страховых организаций. Ставки налога на доходы от инвестиционной деятельности приведены в таблице 3.

Таблица 3. Размер ставки по налогу на прибыль для инвестиционных вложений страховых компаний в 2012 году

на процентные доходы в банках

Организациям финансового сектора эк-ки – коммерческие банки, страховые организации, различные инвестиционные компании. Им принадлежит ведущая роль в становлении и развитии рыночных отношений. Специфика финансово-хоз-венной деят-сти, перечень осуществляемых ими операций, сделок, предоставляемых услуг обуславливают особенности НО данной категории плательщиков. Уплачивают НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество предприятий, ЕСН, транспортный налог, НДФЛ и др. налогов и сборов. Система налоговых льгот.
НО банков и других кредитных учреждений
Особенности определения и ведения учета Д и Р банков в целях исчисления налога на прибыль организаций.
К Д относятся также Д от банковской деят-ти:
1) в виде % от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;
2) в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, осуществления расчетов по их поручению;
3) от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;
4) от проведения операций с иностранной валютой.
5) по операциям купли-продажи драгоценных металлов, коллекционных монет;
6) другие доходы, связанные с банковской деятельностью.
Не включаются в Д банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков.
К Р банка относятся также расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности:
1) %, напр. по договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам ФЛ и ЮЛ
2) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию;
3) расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой.
4) убытки по операциям купли-продажи драгоценных металлов, коллекционных монет;
5) расходы по переводу пенсий и пособий;
6) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам;
7) суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг;
8) другие расходы, связанные с банковской деятельностью.
Не включаются в Р банка суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций.
Банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам).
Суммы отчислений признаются расходом с учетом ограничений.
При определении НБ не учитываются Р в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, сформированные под векселя.
Суммы резервов, отнесенные на расходы банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период.
НО страховых организаций
Порядок определения Д и Р страховых организаций в целях исчисления налога на прибыль организаций.
К Д страховой организации относятся также Д от страховой деятельности:
1) страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования.
2) вознаграждения и тантьемы;
3) вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера;
К Р относятся также понесенные при осуществлении страховой деятельности:
1) суммы отчислений в страховые резервы;
2) страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования.
3) суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование;
К Д страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование относятся также средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования. К расходам относятся также расходы, понесенные указанными организациями при осуществлении страховой деятельности по обязательному медицинскому страхованию, в том числе суммы отчислений в страховые резервы.
Особенности определения НБ по договорам страхования при исчислении НДФЛ.
При определении НБ учитываются Д, полученные н/п-ком в виде страховых выплат, за исключением выплат, полученных:
1) по договорам обязательного страхования;
2) по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью и (или) возмещения медицинских расходов застрахованного лица;
3) по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований.
Учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или ИП, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.
НО инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
налога на прибыль организаций
Особенности определения Д и Р профессиональных участников РЦБ
К Д относятся доходы:
1) от оказания посреднических и иных услуг на рынке ценных бумаг;
3) от оказания депозитарных услуг;
4) от предоставления консультационных услуг;
К Р относятся, в частности:
1) в виде взносов организаторам торговли и иным организациям, имеющим соответствующую лицензию;
2) на поддержание и обслуживание торговых мест различного режима;
3) связанные с раскрытием информации о деятельности профессионального участника РЦБ
Вправе относить на Р в целях НО отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг в случае, если такие н/п-ки определяют Д и Р по методу начисления.

Прямое государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ и на другие федеральные нужды, определяемые в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.

Суммы ассигнований на указанные федеральные нужды предусматриваются ежегодно в бюджетах и государственных инвестиционных программах в объемах государственных централизованных капитальных вложений.

Государственные централизованные капитальные вложения — это инвестиции, направляемые на создание и вос-производство основных фондов за счет финансовых средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Рос-сийской Федерации.

Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в финансировании инвестици- 32 онных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ с участием Росстроя и других федеральных органов исполнительной власти, в том числе на жилищное строительство.

Что касается жилья, то здесь ситуация довольно сложная, проблема жилья остается острой для многочисленного среднего и бедного класса населения.

На каждого россиянина приходится всего 18,3 кв.

Привлечение частных инвестиций тоже ограниченно — у народа нет денег. Кредиты коммерческих банков — дороги.

Таким образом, формы деятельности органов государственной власти в области прямого регулирования инвестиций заключаются в следующем:

выделение средств на капитальные вложения из го-сударственного бюджета;

на практике в качестве прямого регулирующего воздействия на инвестирование считается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;

государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики;

разработка (формирования) и реализация федеральных строительных программ;

разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;

стимулирование инвестиционной активности с помощью налогов, налоговых льгот, норм амортизации и ее ин- дексации, регулирования учетной ставки банковского кре-дита.

Важным методом прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, обязательных для всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности.

Методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством России.

Особое государственное регулирование градостроительной деятельности заключается в следующем.

Согласно Градостроительному кодексу особому регули-рованию подлежит градостроительная деятельность в случаях, когда без введения специальных правил градостроительство невозможно или затруднено.

Особое регулирование градостроительной деятельности на территориях и в поселениях осуществляется посредством:

введения специальных государственных стандартов, нормативов и правил;

введения особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации;

выдачи специальных разрешений на строительство.

К поселениям, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования, могут быть отнесены (ст. 4 Градостроительного кодекса РФ):

¦ город Москва — столица Российской Федерации;

города — центры субъектов РФ;

исторические поселения, на территории которых имеются памятники истории и культуры;

городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки, закрытые административно-территориальные образования, государственные заповедники, национальные парки);

поселения, расположенные в районах повышенной сейсмической опасности.

Инвестиционная деятельность в капитальном строительстве может осуществляться во всех отраслях и сферах народного хозяйства и применима в отношении любых объектов. В то же время исключительной особой инвестиционной деятельностью государства являются объекты, связанные с обороной, созданием космических систем, федеральных систем связи и информации, железнодорожного, морского, а также магистрального трубопроводного транспорта. Инвестиционная деятельность государства по этим объектам, а также по жилью отражена в Государственных инвестиционных программах.

Инвестиционные проекты целевых программ наиболее важных и крупных объектов федерального значения обсуж-даются населением регионов, чьи интересы затрагиваются при их реализации.

Прямое государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ и на другие федеральные нужды, определяемые в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.

Суммы ассигнований на указанные федеральные нужды предусматриваются ежегодно в бюджетах и государственных инвестиционных программах в объемах государственных централизованных капитальных вложений.

Государственные централизованные капитальные вложения — это инвестиции, направляемые на создание и вос-производство основных фондов за счет финансовых средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Рос-сийской Федерации.

Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в финансировании инвестици- 32 онных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ с участием Росстроя и других федеральных органов исполнительной власти, в том числе на жилищное строительство.

Что касается жилья, то здесь ситуация довольно сложная, проблема жилья остается острой для многочисленного среднего и бедного класса населения.

На каждого россиянина приходится всего 18,3 кв.

Привлечение частных инвестиций тоже ограниченно — у народа нет денег. Кредиты коммерческих банков — дороги.

Таким образом, формы деятельности органов государственной власти в области прямого регулирования инвестиций заключаются в следующем:

выделение средств на капитальные вложения из го-сударственного бюджета;

на практике в качестве прямого регулирующего воздействия на инвестирование считается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;

государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики;

разработка (формирования) и реализация федеральных строительных программ;

разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;

стимулирование инвестиционной активности с помощью налогов, налоговых льгот, норм амортизации и ее ин- дексации, регулирования учетной ставки банковского кре-дита.

Важным методом прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, обязательных для всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности.

Методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством России.

Особое государственное регулирование градостроительной деятельности заключается в следующем.

Согласно Градостроительному кодексу особому регули-рованию подлежит градостроительная деятельность в случаях, когда без введения специальных правил градостроительство невозможно или затруднено.

Особое регулирование градостроительной деятельности на территориях и в поселениях осуществляется посредством:

введения специальных государственных стандартов, нормативов и правил;

введения особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации;

выдачи специальных разрешений на строительство.

К поселениям, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования, могут быть отнесены (ст. 4 Градостроительного кодекса РФ):

¦ город Москва — столица Российской Федерации;

города — центры субъектов РФ;

исторические поселения, на территории которых имеются памятники истории и культуры;

городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки, закрытые административно-территориальные образования, государственные заповедники, национальные парки);

поселения, расположенные в районах повышенной сейсмической опасности.

Инвестиционная деятельность в капитальном строительстве может осуществляться во всех отраслях и сферах народного хозяйства и применима в отношении любых объектов. В то же время исключительной особой инвестиционной деятельностью государства являются объекты, связанные с обороной, созданием космических систем, федеральных систем связи и информации, железнодорожного, морского, а также магистрального трубопроводного транспорта. Инвестиционная деятельность государства по этим объектам, а также по жилью отражена в Государственных инвестиционных программах.

Инвестиционные проекты целевых программ наиболее важных и крупных объектов федерального значения обсуж-даются населением регионов, чьи интересы затрагиваются при их реализации.

Читайте также: