Ставки земельного налога в абхазии

Опубликовано: 02.05.2024

Статья 1

Ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения дифференцируются в зависимости от зоны расположения земельного участка.

Установить следующие зоны расположения земельных участков на территории Республики Абхазия:

I зона - до 200 метров над уровнем моря;

II зона - от 200 метров до 500 метров над уровнем моря;

III зона - свыше 500 метров над уровнем моря.

Статья 2

Средние ставки земельного налога в расчете на год за 1 га земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных физическим лицам, устанавливаются в следующих размерах:

район

Ставка (руб.)

Район

I зона - до 200 метров над уровнем моря

II зона - от 200 до 500 метров над уровнем моря

III зона -свыше 500 метров над уровнем моря

Гудаутский район, Гулрыпшский район, Сухумский район.

Очамчырский район, Ткуарчалский район.

Статья 3

район

Ставка (руб.)

Район

I зона - до 200 метров над уровнем моря

II зона - от 200 до 500 метров над уровнем моря

III зона -свыше 500 метров над уровнем моря

Гудаутский район, Гулрыпшский район, Сухумский район.

Очамчырский район, Ткуарчалский район.

Средние ставки земельного налога в расчете на год за 1 га земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных юридическим лицам, устанавливаются в следующих размерах:

Статья 4

Установить следующие коэффициенты повышения и понижения ставки земельного налога за отдельные виды сельскохозяйственных угодий:

Виды угодий и зоны расположения земельных участков

Коэффициент

повышения

(понижения) ставки

земельного налога

0,5

0

0,5

0,8

- иные многолетние насаждения

4

0,5

1,5

Коэффициенты повышения ставки земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные для закладки многолетних насаждений, не применяются в течение восьми лет с момента их предоставления для указанных целей.

Статья 5

Средние ставки земельного налога в расчете на год за 1 га земель несельскохозяйственного назначения устанавливаются в следующих размерах:

Город, район

Ставка (руб.)

Гагрский район, г. Сухум

6 000

5 000

Гулрыпшский район, Сухумский район, Галский район

4 000

Очамчырский район, Ткуарчалский район

3 000

Статья 6

Установить для граждан в городах и поселках городского типа (за исключением Ткуарчалского района) коэффициент понижения ставки земельного налога за земли жилищного фонда, равный 0,5.

Для Ткуарчалского района указанный коэффициент установить равным 0,3.

Статья 7

Установить следующие коэффициенты повышения ставки земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения в зависимости от их функционального использования и местоположения:

Функциональное использование земель

Коэффициент повышения ставки земельного налога

Земли промышленности, связи (за исключением пунктов абонентского обслуживания и предоставления услуг предприятий электросвязи)

2

Земли нефтебаз и газонаполнительных станций

5

Земли гаражей и автостоянок (за исключением автостоянок и гаражей, находящихся на землях иного функционального использования)

6

Земли средств размещения санаторно-курортного типа и земли иных объектов санаторно-курортного назначения:

- расположенные в 200 метровой зоне Гагрского района

20

15

Земли автозаправочных станций и предприятий автосервиса, расположенные:

- в Гагрском районе и г. Сухум

- в Гудаутском и Сухумском районах

- в Гулрыпшском, Очамчырском, Ткуарчалском, Галском районах

40

25

12

Земли объектов нестационарной торговой сети на продовольственных рынках, земли объектов предоставления платных услуг (за исключением услуг, указанных в иных пунктах настоящей таблицы), расположенные:

- в Гагрском районе и г. Сухум

- в Гудаутском, Сухумском, Гулрыпшском, Галском районах

- в Очамчырском районе

- в Ткуарчалском районе

60

30

12

7

Земли средств размещения гостиничного типа, расположенные:

- в 200 метровой зоне

- вне 200 метровой зоны

80

60

Земли кредитных и страховых организаций, ломбардов, земли административных зданий коммерческих организаций (за исключением зданий, находящихся на землях иного функционального использования)

80

Земли объектов торговли (за исключением земель объектов нестационарной торговой сети на продовольственных рынках), общественного питания, развлекательных объектов, расположенные:

- в 200 метровой зоне Гагрского района и г. Сухум

- вне 200 метровой зоны Гагрского района и г. Сухум

- в 200 метровой зоне Гудаутского, Сухумского, Гулрыпшского районов, в Галском районе

- вне 200 метровой зоны Гудаутского, Сухумского, Гулрыпшского районов

- в Очамчырском районе

- в Ткуарчалском районе

- в куарчалском районе

100

70

50

30

12

7

Земли пунктов абонентского обслуживания и предоставления услуг предприятий электросвязи, компьютерных залов

100

Земли под стационарными рекламными стендами и щитами

100

Земли иного функционального использования

1

К землям, расположенным в 200 метровой зоне, относятся земельные участки, частично или полностью расположенные в прибрежной зоне Черного моря шириной 200 м от уреза воды.

За часть территории, занимаемой находящимися на землях средств размещений санаторно-курортного типа лесопарковыми насаждениями, превышающую по площади 8 га, земельный налог взимается без применения коэффициента повышения ставки земельного налога в зависимости от функционального использования и местоположения земель.

Статья 8

Установить дополнительный коэффициент повышения ставки земельного налога за земли под объектами обслуживания посетителей, расположенными на территории заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, равный 6.

Статья 9

Установить дополнительный коэффициент повышения ставки земельного налога за земли, на которых расположены объекты историко-культурного наследия, используемые для ведения предпринимательской деятельности, равный 1,2.

Принят Народным Собранием –
Парламентом Республики Абхазия
12 декабря 2008 года

ПРЕЗИДЕНТ
РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ С. БАГАПШ
г. Сухум
«18» декабря 2008 года
№ 2237

РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

(с изменениями и дополнениями от 5 июня 1997 г. № 343-с-XIII, 23 февраля 1998 г. № 404-с-XIII, 5 июня 1998 г. № 428-с-XIII, 29 июня 1998 г. № 442-с-XIII, 30 декабря 2002 г. № 735-с-XIV, 12 июля 2006 г. № 1404-с-XIV)

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Использование земли в Республике Абхазия является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата.

Землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

РАЗДЕЛ II. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Законом Республики Абхазия 29 июня 1998 г. № 442-с-XIII часть первая статьи 4 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

С крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий и организаций взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются, за исключением государственной и таможенной пошлин, а также страховых взносов и платежей во внебюджетные социальные фонды Республики Абхазия. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающий двадцать пять процентов, это положение не распространяется.

Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Республики Абхазия, кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в установленном порядке.

Земельный налог за сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения, а также многолетних насаждений.

Средние размеры и порядок определения ставок земельного налога за сельскохозяйственные угодья ежегодно разрабатываются Кабинетом Министров и принимаются Парламентом Республики Абхазия.

Земельный налог за участки в границах сельских и поселковых населенных пунктов или садоводческих товариществ, предоставленные гражданам для ведения индивидуального и коллективного садоводства, огородничества и животноводства, личного подсобного хозяйства, сенокошения, выпаса скота, а также юридическим лицам для иных целей устанавливается со всей площади участка согласно ставкам налога за сельскохозяйственные угодья.

РАЗДЕЛ III. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Законом Республики Абхазия от 12 июля 2006 г. № 1404-с-XIV статья 7 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Налог за земли несельскохозяйственного назначения взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих во владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.

Законом Республики Абхазия от 12 июля 2006 г. № 1404-с-XIV статья 8 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Налог за городские земли исчисляется в соответствии с утверждаемыми Парламентом Республики Абхазия средними ставками по экономическим зонам.

Средние ставки дифференцируются в зависимости от местоположения и функционального использования земель. В случае, если земельный участок имеет два или более вида функционального использования, земельный налог рассчитывается по долям, приходящимся на каждый вид использования.

Функциональное использование определяется:

 по отведенным земельным участкам – в зависимости от характера их фактического использования;

 по вновь отводимым земельным участкам – в соответствии с их целевым назначением, указанным в правоустанавливающих документах.

В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

Налог за земельные участки, превышающие по площади установленные нормы отвода, взимается в двукратном размере.

Законом Республики Абхазия от 12 июля 2006 г. № 1404-с-XIV статья 9 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Плата за земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов власти и управления Республики Абхазия, Вооруженных сил Республики Абхазия, пограничных и внутренних войск, не взимается.

Законом Республики Абхазия от 12 июля 2006 г. № 1404-с-XIV статья 10 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Налог за земли, используемые находящимися на территории Республики Абхазия военными объектами иностранных государств, устанавливается межправительственными договорами.

Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения данной зоны.

Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере десяти процентов от таксовой стоимости древесины, отпускаемой на корню.

Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества.

РАЗДЕЛ IV. ЛЬГОТЫ ПО ВЗИМАНИЮ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

Законом Республики Абхазия от 12 июля 2006 г. № 1404-с-XIV пункт 1 части первой статьи 13 настоящего Закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады за исключением расположенных на их территории объектов обслуживания посетителей;

2) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

3) учреждения культуры, искусства, образования, здравоохранения, спортивно-оздоровительные комплексы, финансируемые за счет государственного бюджета, а также государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры;

4) курортные учреждения сроком на 2 года с момента вступления в действие настоящего Закона (за исключением курортных учреждений, находящихся в собственности других государств, либо арендуемых юридическими лицами других государств);

5) родители и супруги военнослужащих, погибших при защите Республики Абхазия и в Великой Отечественной войне;

6) Герои Советского Союза, Герои Абхазии, инвалиды Отечественной войны в Абхазии и Великой Отечественной войны I и II групп;

7) инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп по зрению;

Законом Республики Абхазия от 12 июля 2006 г. № 1404-с-XIV пункт 8 части первой статьи 13 настоящего Закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

8) одинокие пенсионеры (старше 70 лет), ведущие самостоятельное хозяйство и постоянно проживающие в сельской местности, за пользование приусадебным участком, а также проживающие в городе – за земельные участки под закрепленным за ними жилым фондом;

9) репатрианты сроком на 5 лет с момента предоставления им земельного участка;

Законом Республики Абхазия от 23 февраля 1998 г. № 404-с-XIII пункт 10 части первой статьи 13 настоящего Закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

10) земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства, полос отчуждения, а также земли, на которых располагаются объекты железнодорожного хозяйства, связанные с производственно-техническим процессом эксплуатации железной дороги в Республике Абхазия;

11) объединения, предприятия, организации и учреждения республиканского общества слепых и глухих;

12) землепользователи за те земельные участки, на которых они за счет собственных средств выполняют работы по лесовосстановлению, лесоразведению и облесению сельскохозяйственных угодий с целью охраны земель и повышения их плодородия;

Законом Республики Абхазия от 12 июля 2006 г. № 1404-с-XIV пункт 13 части первой статьи 13 настоящего Закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

13) сельские учителя и медицинские работники, работающие и вышедшие на пенсию, постоянно проживающие в сельской местности, за пользование приусадебным участком, не превышающим 0,5 га;

Законом Республики Абхазия от 5 июня 1998 г. № 428-с-XIII часть первая статьи 13 настоящего Закона дополнена пунктом 14

14) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане Республики Абхазия, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (включая службу в Советской Армии), за пользование земельным участком размером не более 0,25 га;

Законом Республики Абхазия от 12 июля 2006 г. № 1404-с-XIV часть первая статьи 13 настоящего Закона дополнена пунктом 15

15) многодетные родители-одиночки, имеющие трех и более детей - за земельные участки под закрепленным за ними жилым фондом и приусадебными участками;

Законом Республики Абхазия от 12 июля 2006 г. № 1404-с-XIV часть первая статьи 13 настоящего Закона дополнена пунктом 16

16) многодетные семьи, имеющие пять и более детей - за земельные участки под закрепленным за ними жилым фондом и приусадебными участками.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение трех лет с момента предоставления им земельных участков.

Законом Республики Абхазия от 12 июля 2006 г. № 1404-с-XIV раздел IV настоящего Закона дополнен статьей 13’

В случае, если землепользователи и землевладельцы используют земельные участки (их части), на которые распространяются указанные в статье 13 льготы, для осуществления предпринимательской деятельности, не связанной с их целевым назначением, либо передают земельные участки (их части) третьим лицам в пользование, земельный налог за данные участки (их части) уплачивается в полном размере.

Статья 14. Исключена

См. текст статьи 14

РАЗДЕЛ V. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право на земельный участок.

Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.

Законом Республики Абхазия от 30 декабря 2002 г. № 735-с-XIV часть вторая статьи 16 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

Юридические лица, осуществляющие производство и (или) переработку сельхозпродукции, представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку ежегодно не позднее 1 июля, другие юридические лица - не позднее 1 марта.

Законом Республики Абхазия от 12 июля 2006 г. № 1404-с-XIV часть третья статьи 16 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

При предоставлении земельных участков предприятиям, организациям, учреждениям до оформления правоудостоверяющих документов заинтересованной стороной в бюджет вносится сумма, равная размеру платы за земельный участок аналогичной площади, местоположения и функционального использования за 1 год. В дальнейшем указанная сумма засчитывается в счет уплаты земельного налога (арендной платы) за данный земельный участок. Окончательное начисление налога производится в течение месяца после оформления правоудостоверяющих документов.

Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле в этих строениях.

Законом Республики Абхазия от 30 декабря 2002 г. № 735-с-XIV часть первая статьи 17 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

Учет граждан и юридических лиц, осуществляющих производство и (или) переработку сельхозпродукции, и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, по другим юридическим лицам учет и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 февраля.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.

Государственные налоговые инспекции ведут учет плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты.

Законом Республики Абхазия от 30 декабря 2002 г. № 735-с-XIV часть четвертая статьи 17 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

Суммы налога уплачиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими производство и (или) переработку сельхозпродукции, равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября, другими юридическими лицами - равными долями ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере 0,2 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки.

Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за два предшествующих года.

Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за два предшествующих года.

Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета соответствующих местных бюджетов городов и районов.

На специальном бюджетном счете Республики Абхазия централизуется часть средств, поступивших на специальные счета местных бюджетов городов и районов в порядке платы за землю.

Доля средств от налога и арендной платы за землю, зачисляемая на специальный бюджетный счет Республики Абхазия, устанавливается Парламентом Республики Абхазия при утверждении Государственного бюджета Республики Абхазия на предстоящий финансовый год.

Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога за земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям, организациям, возлагается на их руководителей.

Законом Республики Абхазия от 12 июля 2006 г. № 1404-с-XIV статья 21 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель в арендную плату включается ставка земельного налога, уплачиваемого арендодателями данных земель. Ставка налога, уплачиваемого арендодателями, определяется в соответствии с функциональным использованием арендуемых земельных участков.

При аренде земель сельскохозяйственного назначения физическими лицами под однолетними культурами в пределах двукратного размера установленной площади для данной зоны величина арендной платы за арендованные участки не должна превышать ставки земельного налога установленные для граждан (физических лиц), при этом арендодатели уплачивают земельный налог на эти земли в размере, установленном для граждан (физических лиц).

При выдаче разрешений на установку строений и сооружений облегченного типа местные органы государственного управления заключают с заинтересованными сторонами договоры аренды на земельные участки под вышеуказанными объектами, при этом величина арендной платы устанавливается в размере от одной до полутора ставок земельного налога за земли аналогичного местоположения и функционального использования

Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией, а по вопросам, касающимся земельного налога, в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия.

За нарушение Закона Республики Абхазия «О плате за землю» предусматривается ответственность в соответствии с действующим законодательством.

РАЗДЕЛ VI. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, ПОСТУПИВШИХ ОТ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

Законом Республики Абхазия от 12 июля 2006 г. № 1404-с-XIV действие статьи 24 настоящего Закона приостановлено

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:

- финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель, повышению их плодородия и восстановлению испорченных земель, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам;

- инженерное и социальное обустройство территории;

- фиксированные выплаты пользователям земли, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества.

Средства, поступающие от взимания налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, расходуются на указанные в статье цели только для нужд владельцев и пользователей сельскохозяйственных земель.

Не использованные в течение года остатки средств не изымаются и направляются по целевому назначению в следующем году.

2020 год принес существенные изменения, которые коснулись плательщиков земельного налога. Главной новостью стала отмена предоставления налоговых деклараций, начиная с отчетного периода 2020 г. Отчет, который организации сдают в текущем году за период 2019 г. – последний.

Земельный налог 2020: когда нужно отчитаться за прошлый год

В текущем году необходимо отчитаться по земельному налогу следующим организациям (п.1 ст.388 НК РФ):

  • имеющим земельный участок в собственности (на балансе);
  • если участок находится в бессрочном пользовании.

Нет обязанности подавать декларацию организациям, если участки;

  • получены в пользование по договору аренды;
  • находятся на праве безвозмездного пользования.

По итогам 2019 г. организации обязаны самостоятельно рассчитать земельный налог для юридических лиц, а также подать декларацию в ИФНС. В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость участка, числящаяся в Росреестре по состоянию на 01.01.2020 г. Уточнить стоимость можно:

  • зайдя на официальный сайт Росреестра (сервис «Публичная кадастровая карта»);
  • заказав выписку из ЕГРН на сайте Росреестра, либо в офисе ведомства, а также через МФЦ.

Если организация пользуется налоговыми льготами по земельному налогу, установленными ст.395 НК РФ, то из кадастровой стоимости вычитается сумма льготы, и остаток умножается на ставку налога.

Размер ставок устанавливается местными органами власти, с учетом верхней границы, регламентируемой ст.394 НК РФ. Для уточнения ставки, действующей в конкретном регионе, плательщикам необходимо обратиться в свою ИФНС. Это поможет избежать переплаты по налогу. Применять ставки, указанные в ст.394 НК РФ можно только в том случае, если на местном уровне ставки не были введены. Аналогично и со льготами: их точный перечень, применимый на территории субъекта, а также список подтверждающих документов необходимо уточнять в местной налоговой инспекции или на ее сайте.

Поскольку ставки и размер льгот – фиксированные величины, то для уменьшения суммы земельного налога в 2020 году к уплате организация может попытаться снизить кадастровую стоимость. Сделать это можно в следующих случаях:

  • при изменении качественных и количественных характеристик участка (изменение площади или присвоенной категории земель);
  • если в данных Росреестра содержатся ошибочные сведения;
  • по решению суда.

За 2019 год заплатить земельный налог для юридических лиц надо не позднее 01.02.2020 г. Но поскольку дата выпадает на выходной день, срок переносится на 03.02.2020 г. Это самый ранний срок, когда муниципалитет может требовать внесения платы за землю. Но на местном уровне могут устанавливаться и более поздние даты, а также периодичность уплаты (квартальные авансы или единый годовой платеж). Это также уточняется в местной ИФНС.

Уплачивается налог по месту нахождения участка, вне зависимости от того, где зарегистрировано юридическое лицо-собственник. Если участок относится к разным муниципальным образованиям, платеж распределяется пропорционально площади, относящейся к каждому из них. Соответственно, внести платеж придется несколькими платежными поручениями в разные ИФНС.

Изменения по земельному налогу с 2020 года

В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2020 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2020 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2019.

Основные изменения относительно налогового периода 2020 г. следующие:

  • с отчета за 2020 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2019 г.);
  • юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2019 г.);
  • вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
  • запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
  • ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка - в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2020 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.

С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.

Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2019 г. установлен 01.02.2020 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2020 г.), то в 2021 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):

  • налог за 2020 год – не позднее 01.03.2021 г.;
  • авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
  • за 1-й квартал 2021 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
  • за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
  • за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)

Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.

Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС - такие участки будут облагаться по повышенной ставке.

КБК для юрлиц по земельному налогу в 2020 г. остались без изменений.

Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2020 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.

Налог на землю и имущество

Налог на землю и имущество

  • Запись опубликована: 14.02.2020
  • Рубрика записиПолезные статьи

JUST Advisors продолжает серию статей о налоговых обязательствах, установленных законодательством Грузии для иностранных граждан. Ранее мы поговорили о подоходном налоге для доходов фрилансеров и наемных работников, сегодняшняя статья — для собственников недвижимости. Речь пойдет:

  1. О земельном налоге.
  2. Налоге на имущество.
  3. Подоходном налоге при сдаче имущества в аренду.
  4. Подоходном налоге при продаже имущества.
  5. Налоговых обязательствах, которые возникают у граждан России – налоговых резидентов России, владеющих недвижимостью в Грузии.

1. НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ

Если вы – собственник расположенного в Грузии земельного участка сельскохозяйственного или несельскохозяйственного назначения, или земельного участка, занятого лесом, по общему правилу вы обязаны платить земельный налог. Данная обязанность распространяется и на иностранных граждан, независимо от их налогового резидентства.

Земельный налог выплачивается ежегодно до 15 ноября текущего года. До 01 ноября текущего года собственники земли обязаны заполнить и сдать налоговую декларацию по земельному налогу за текущий год (то есть в 2020 году за 2020 год) и при ее заполнении определить размер налога, подлежащего уплате.

Из общего правила есть исключения. Налогом на землю не облагаются:

  • земельные участки сельхозназначения, плодородный слой которых в результате воздействия стихии (ураган, град, засуха, наводнение, оползень и другое) поврежден наполовину или более, что подтверждается справкой, выданной представительным органом местного самоуправления;
  • физические лица, получившие вновь осваиваемые земли сельскохозяйственного назначения, — в течение 5 лет после их получения;
  • земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью до 5 гектаров, которые по состоянию на 1 марта 2004 года находились в собственности физического лица;
  • земельные участки, находящиеся в собственности лиц со статусом лиц, постоянно проживающих в высокогорных населенных пунктах, на территориях этих же высокогорных населенных пунктов;
  • земельные участки, занятые многоквартирными домами;
  • земельные участки, на которых расположены частные жилые дома и/или автогаражи, расположенными на территории самоуправляющихся городов и муниципалитетов — в рамках предельных размеров площадей, установленных представительными органами местного самоуправления (на территории Тбилиси от налога на землю освобождена общая площадь земли, прикрепленной к жилищам и/или к гаражам (кроме тех, которые используются для хозяйственной деятельности).

Ставки налога на земли сельскохозяйственного назначения и лесные земли зависят от (1) места нахождения и (2) категории земли. Ставка налога в каждом районе устанавливается представительным органом местного самоуправления и не может быть выше 150% базисной ставки, установленной Налоговым кодексом. Для примера, максимальная ставка налога установлена в Тбилиси для пашен (в том числе, занятых многолетними насаждениями) и приусадебных земель. И составляет 100 лари/1 га. В наиболее популярных сельскохозяйственных районах установлены следующие ставки земельного налога на пашни и усадьбы (в среднем):

  • Кахетия – 82-87 лари/1 га;
  • Гори — 79-82 лари/1 га;
  • Рача – 56-61 лари/1 га.

Ставки налога на землю несельскохозяйственного назначения для конкретных земельных участков устанавливается с учетом местоположения земельных участков. Каждый муниципалитет устанавливает базисную ставку налога, которая на может быть меньше 0,24 лари/1 кв.м., а также территориальный коэффициент который не должен быть больше 1.5; Например, налог на земельный участок площадью 200 кв.м в Цхнети (район Ваке, Тбилиси) рассчитывается следующим образом: базисная ставка 0.24/1 кв.м * коэффициент 1.0 * площадь 200 кв.м, = 48 лари.

2. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

Если вы – собственник зданий, сооружений, квартир, апартаментов или их частей (в том числе, незавершенных строительством), а также яхт (катеров), вертолетов, самолетов и легковых автомобилей, зарегистрированных в Грузии, по общему правилу вы обязаны платить налог на имущество. Данная обязанность распространяется и на иностранных граждан, независимо от их налогового резидентства.

Налог на имущество выплачивается ежегодно до 15 ноября текущего года. До 01 ноября собственники имущества обязаны заполнить и сдать налоговую декларацию по налогу на имущество за прошлый год (то есть в 2020 году за 2019 год).

Стоимость имущества для целей расчета налога определяется собственником самостоятельно, исходя из рыночной стоимости имущества на конец налогового периода. Служба доходов при наличии обоснованных сомнений в определении стоимости оставляет за собой право на ее пересмотр. Стоимость дома, расположенного на земельном участке, определяется отдельно от стоимости земельного участка.

Из общего правила есть исключения. Налогом на имущество не облагаются:

  • имущество физических лиц, если доходы, полученные семьями этих лиц в течение года, предшествовавшего отчетному календарному году, не превышают 40 000 лари;
  • имущество, полученное в лизинг от резидента Грузии;
  • имущество, находящееся на территориях, установленных Законом Грузии «Об оккупированных территориях», – временно, до урегулирования конфликта и упорядочения экономической ситуации;
  • имущество, находящееся в свободной индустриальной зоне;
  • имущество, используемое для медицинской деятельности;
  • имущество, связанное с оказанием гостиничных услуг предпринимательским субъектом туристической зоны, – до 1 января 2026 года;
  • имущество, находящееся в собственности предпринимателя высокогорного населенного пункта на территории указанного высокогорного населенного пункта, – в течение 10 календарных лет после присвоения соответствующего статуса (включая календарный год присвоения статуса).

Годовая ставка налога на имущество для физических лиц зависит:

  1. От доходов, полученных семьей налогоплательщика в течение налогового года:
    • для семей с доходами в размередо100.000 лари – от 0.05% до 0.2% рыночной стоимости налогооблагаемого имущества к концу налогового периода;
    • для семей с доходами в размере от 100.000лари – от 0.8% до 1% рыночной стоимости налогооблагаемого имущества к концу налогового периода
  2. От местонахождения имущества. Конкретную налоговую ставку устанавливает муниципалитет в пределах, определенных Налоговым кодексом. Например, налог на имущество для семей с доходом до 100.000 лари:
    • в Тбилиси и Батуми – максимально установленные 0.2% рыночной стоимости имущества
    • в Казбеги и в Нью Гудаури (территория застройки Редко) — 0.08% рыночной стоимости имущества
    • в Местиа – 0,1% рыночной стоимости имущества

* В доход включается как доход, полученный от источника в Грузии, так и доход, полученный от источника за рубежом. Это правило не действует ТОЛЬКО в отношении Граждан Грузии, которые не являются налоговыми резидентами Грузии (их зарубежный доход не формирует семейный доход для целей уплаты налога на имущество)

** Ставки налога не различаются для резидента и нерезидента

3. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ ПРИ СДАЧЕ ИМУЩЕСТВА В АРЕНДУ

зависит от вида сдаваемого в аренду имущества.

  • Если вы сдаете в аренду квартирудля целей проживания в ней арендаторов, или подоходный налог может быть уплачен вами по ставке 5% от полученного дохода или по ставке 20% от разницы между доходом от сдачи в аренду имущества и связанными со сдачей затратами (например, реклама, коммунальные платежи, услуги риелтора).
  • Подоходный налог от сдачи в аренду прочего имущества (включая, коммерческую недвижимость или движимое имущество) составляет 20% от разницы между доходом от сдачи в аренду имущества и связанными со сдачей затратами.

* Индивидуальный предприниматель (малый бизнес) может сдавать имущество в аренду, однако полученный доход будет облагаться по общей ставке 20%. Пониженная ставка налога (1%) к данному виду бизнеса малого предпринимателя не применима.

** Подоходный налог при сдаче имущества в аренду удерживается у источника выплаты (если это предприятие или ИП).

*** Ставки налога не различаются для резидента и нерезидента

**** Доход нерезидента (у которого нет постоянного представительства) от передачи имущества в лизинг НЕ облагается подоходным налогом

4. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ ПРИ ПРОДАЖЕ ИМУЩЕСТВА

зависит от вида продаваемого объекта.

  • Налог на доход от продажи квартиры, дома, апартаментов, иного жилья и земельного участка, на котором расположен дом, составляет 5%,
  • Налог на доход от продажи машины, составляет 5%,
  • Налог на доход от продажи прочего имущества (включая, коммерческую недвижимость или движимое имущество), составляет 20%.

Под доходом следует понимать разницу между ценой продажи имущества и ценой его покупки (или рыночной стоимостью объекта, если он был получен в дар).

От уплаты подоходного налога в случае продажи освобождаются следующие доходы:

  • доход от продажи дома (жилья) и земельного участка, на котором расположен дом, если объект находился в собственности Продавца больше двух лет;
  • доход от продажи автомобиля, если он находился в собственности Продавца больше 6 месяцев;
  • доход от продажи иного имущества, если Продавец не использовал его в предпринимательской деятельности последние 2 года, предшествующие продаже. Владение долями/акциями и получение по ним дохода в виде дивидендов само по себе не является предпринимательской деятельностью.

* Ставка налога не различаются для резидента и нерезидента.

** Сумму налога можно снизить, если предоставить квитанции об уплате коммунальных платежей, чеки подтверждающие расходы на ремонт или другие документальные подтверждения издержек, связанных с обслуживанием жилья.

5. НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНИНА РОССИИ, ВЛАДЕЮЩЕГО ИМУЩЕСТВОМ В ГРУЗИИ.

5.1. Уведомления

Если вы – НЕ государственный служащий, то единственное имущество, о приобретении которого вы обязаны уведомить налоговые органы России – доля в уставном капитале грузинской компании или акции зарегистрированного в Грузии АО. Размер доли (голосующих акций) для необходимости уведомления должен превышать 10%.

Если вы признаетесь контролирующим лицом грузинской компании (владеет более 25% акций/долей или вам принадлежит 10% акций плюс одновременно доля других физических лиц-россиян превышает 50%), вы обязаны раскрывать информацию о полученных от грузинской компании доходах — ежегодно не позднее 20 марта года, следующего за периодом, в котором контролирующая компания признала прибыль/убыток.

5.2. Уплата налогов в России:

  1. Доход от сдачи в аренду недвижимости в Грузии является доходом, полученным от иностранного источника, и поэтому подлежит налогообложению в России по стандартной ставке 13%.
  2. Доход от продажи недвижимости в Грузии, является доходом, полученным от иностранного источника, и поэтому подлежит налогообложению в России по стандартной ставке 13%. От уплаты налога освобождается доход, полученный от продажи недвижимости в иностранном государстве, которой Продавец владел более 5 лет и не использовал в коммерческих целях.
  3. Между Россией и Грузией нет подписанного договора об избежании двойного налогообложения, следовательно, налог, уплаченный в Грузии, не уменьшает налог, подлежащий уплате в России.

Грузия не является участником обмена финансовыми данными в рамках CRS, поэтому данные о денежных поступлениях на личные счета в грузинских банках не доступны налоговым органам России.

Вам также может понравиться

Процедура получения социальных выплат

Процедура получения социальных выплат

Covid -19 vs(&) Право. В помощь налогоплательщикам

РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
О ставках земельного налога в Республике Абхазия на 2012 год

Ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения дифференцируются в зависимости от зоны расположения земельного участка.

Установить следующие зоны расположения земельных участков на территории Республики Абхазия:

I зона – до 200 метров над уровнем моря;

II зона – от 200 метров до 500 метров над уровнем моря;

III зона – свыше 500 метров над уровнем моря.

Средние ставки земельного налога в расчете на год за 1 га земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных физическим лицам, устанавливаются в следующих размерах:


Район

Ставка (руб.)

I зона - до 200 метров над уровнем моря

II зона - от 200 до 500 метров над уровнем моря

III зона - свыше 500 метров над уровнем моря

Гагрский район, Галский район.

750

660

600

Гудаутский район, Гулрыпшский район, Сухумский район.

660

600

450

Очамчырский район, Ткуарчалский район.

450

360

300

Средние ставки земельного налога в расчете на год за 1 га земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных юридическим лицам, устанавливаются в следующих размерах:

Установить следующие коэффициенты повышения и понижения ставки земельного налога за отдельные виды сельскохозяйственных угодий:

– иные многолетние насаждения

Коэффициенты повышения ставки земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные для закладки многолетних насаждений, не применяются в течение восьми лет с момента их предоставления для указанных целей.

Средние ставки земельного налога в расчете на год за 1 га земель несельскохозяйственного назначения устанавливаются в следующих размерах:


Город, район

Ставка (руб.)

Гагрский район, г. Сухум

6 000

Гудаутский район

5 000

Гулрыпшский район, Сухумский район, Галский район

4 000

Очамчырский район, Ткуарчалский район

3 000

Установить для граждан в городах и поселках городского типа (за исключением Ткуарчалского района) коэффициент понижения ставки земельного налога за земли жилищного фонда, равный 0,5.

Для Ткуарчалского района указанный коэффициент установить равным 0,3
Статья 7

Установить следующие коэффициенты повышения ставки земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения в зависимости от их функционального использования и местоположения:

– расположенные в 200 метровой зоне Гагрского района

– в Гагрском районе и г. Сухум

– в Гудаутском и Сухумском районах

– в Гулрыпшском, Очамчырском, Ткуарчалском, Галском районах

– в Гагрском районе и г. Сухум

– в Гудаутском, Сухумском, Гулрыпшском, Галском районах

– в 200 метровой зоне

– в 200 метровой зоне Гагрского района и г. Сухум

– вне 200 метровой зоны Гагрского района и г. Сухум

– в 200 метровой зоне Гудаутского, Сухумского, Гулрыпшского районов, в Галском районе

– вне 200 метровой зоны Гудаутского, Сухумского, Гулрыпшского районов

– в Очамчырском районе

К землям, расположенным в 200 метровой зоне, относятся земельные участки, частично или полностью расположенные в прибрежной зоне Черного моря шириной 200 м от уреза воды.

За часть территории, занимаемой находящимися на землях средств размещений санаторно-курортного типа лесопарковыми насаждениями, превышающую по площади 8 га, земельный налог взимается без применения коэффициента повышения ставки земельного налога в зависимости от функционального использования и местоположения земель.
Статья 8

Установить дополнительный коэффициент повышения ставки земельного налога за земли под объектами обслуживания посетителей, расположенными на территории заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, равный 6.

Установить дополнительный коэффициент повышения ставки земельного налога за земли, на которых расположены объекты историко-культурного наследия, используемые для ведения предпринимательской деятельности, равный 1,2.

Читайте также: