Налоговое право лекции ургюу

Опубликовано: 29.04.2024

Курс лекций по налоговому праву

Лекция 1 Предмет и метод налогового права / Lecture 1 the scope and method of the tax law

0:30 – План лекции

02:05 – Цели и задачи курса

07:30 – Список литературы

16:25 – Понятие предмета налогового права – критерии

36:30 – Отношения, регулируемые налоговым законодательством

44:35 - Определение предмета налогового права

48:55 – Практическое значение предмета налогового права

57:50 – Изменение предмета налогового права. Проблема параллельного налогового права («распредмечивание»)

01:10:45 – Императивный метод налогового права

01:15:35 – Диспозитивный метод налогового права

Лекция 2 Понятия налога и сбора / Lecture 2 the Concept of tax and fee

01:45 – План лекции

02:25 – Литература по теме

07:35 – классификация определений налога

09:40 – историческое развитие понятия налога

15:15 – Анализ понятия налога

28:10 – Понятие законно установленного налога

37:55 – Соотношение понятий сбора, пошлины, парафискалитета

41:25 – Понятие сбора и его отличие от налога

01:02:30 – современные тенденции при определении сбора и налога (параллельное налоговое право)

Лекция 3 Источники налогового права / Lecture 3 Sources of tax law

02:26 – План лекции

02:55 – Литература по теме

04:07 – Характеристика системы источников налогового права

20:45 – Акты субъектов и местного самоуправления по налогам

23:05 – Проблемы подзаконного нормативного регулирования

35:50 – Международные акты по налогам

41:45 – неофициальные источники налогового права

42:20 – Характеристика разъяснений фискальных органов

46:20 – Проблема оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

52:38 – Оценка последствий оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

01:02:00 – Характеристика судебной практики. Окончание

Лекция 4 Толкование налоговых норм / Lecture 4 the Interpretation of tax provisions

00:35 – План, литература по теме

03:30 – способы толкования налоговых норм

05:36 – толкование в пользу налогоплательщика

20:25 – Толкование понятий в Налоговом кодексе

21:15 – Толкование отраслевых понятий, терминов, институтов

33:40 – Толкование понятий с налоговым содержанием

43:10 – Последствия несоблюдения отраслевого законодательства

50:40 – Методология толкования налоговых норм

58:31 – Применение зарубежных источников для толкования налоговых норм. Окончание

Лекция 5 Пробелы в налоговом праве и их последствия / Lecture 5 Gaps in tax law

0:32 – План Лекции пробелы и аналогия в налоговом праве

02:09 – Литература по теме пробелы и аналогия в налоговом праве

07:45 – Соотношение толкования и аналогии, значительность пробелов в налоговом праве

13:01 – Понятие пробела в налоговом праве и его отличие от других явлений (квалифицированное молчание, ошибочность регулирования)

28:15 – Способы обнаружения пробелов в налоговом праве

41:33 – Последствия обнаружения пробелов в налоговом праве

47:15 – Аргументы за и против применения аналогии в налоговом праве

01:03:12 – Значение аналогии в налоговом праве. Принцип универсальности воли законодателя

01:07:31 – Алгоритм применения аналогии в налоговом праве (пределы аналогии, правила выбора нормы)

01:19:55 – Проблема отсутствия подзаконного акта, на который ссылается законодательная норма

01:28:22 – Варианты применения законодательной нормы в отсутствие подзаконного акта, на который ссылается норма

01:35:24 – Соотношение п. 7 ст. 3 Налогового кодекса, пробела и аналогии

01:39:03 – Тактика применения терминов пробел и аналогия в налоговом споре. Окончание

Лекция 6 Принципы налогового права / Lecture 6 Principles of tax law

0:30 – Общие замечания план

02:40 – Литература по теме

07:05 – Характеристика принципов, их функции

14:21 – Классификация принципов

24:40 – Принцип законности

31:37 – Принцип равенства

40:30 – Принцип экономической обоснованности

57:40 – Единство экономического пространства

01:00:22 – Тактика применения принципов в налоговом споре

01:04:45 – Примеры из практики

01:08:46 – Принцип определенности. Окончание

Лекция 7 Система налогов и сборов / Lecture 7 the system of taxes and fees

01:30 – План лекции

02:50 – Литература по теме

06:05 – Проблема Единого налога

14:20 – Понятие системы налогов и сборов

26:17 – Принципы построения системы налогов и сборов

37:30 – Нарушение системности при регулировании системы налогов и сборов

45:35 – Система налогов и сборов, закрепленная в Налоговом кодексе

55:45 – Классификация налогов

01:03:30 – Тенденции развития системы налогов и сборов

Лекция 8 Субъекты налогового права / Lecture 8. Subjects of tax law

00:27 – План Лекции

01:16 – Литература по теме

06:18 – Физические лица как субъекты налогового права

15:32 – Исполнение физическими лицами обязанностей налогоплательщика

28:12 – Прекращение обязанностей налогоплательщика у физического лица

34:42 – приобретение статуса налогоплательщика организациями

43:08 – Крупнейшие налогоплательщики, консолидированная группа налогоплательщиков

51:36 – Налоговые органы как субъекты налогового права

01:04:47 – Тенденции при определении полномочий налоговых органов

01:15:11 – Налоговые агенты как субъекты налогового права

01:20:28 – Тенденции в регулировании обязанностей налоговых агентов

01:29:09 – Банки как субъекты налогового права

Лекция 9 Налоговый контроль / Lecture 9 Tax control

00:27 – План лекции

01:25 – Литература по теме налоговый контроль

06:45 – Тенденции в налоговом контроле

30:00 – Формы налогового контроля

32:20 – Камеральная налоговая проверка (особенности, задачи)

38:28 – Тенденции при проведении камеральной налоговой проверки

50:14 – Выездная налоговая проверка (тенденции, особенности)

1:03:05 – Соотношение камеральной и выездной проверок

1:07:30 – Значение процедурных нарушение при проведении контроля

1:19:26 – Контроль за трансфертным ценообразованием

1:30:55 – Контроль цен в неконтролируемых сделках

1:39:13 – Налоговый мониторинг

Лекция 10 Налоговая ответственность / Lecture 10 Tax liability

00:25 – План лекции о налоговой ответственности

02:05 – Литература по теме налоговая ответственность

06:21 – Тенденции в развитии налоговой ответственности

09:25 – понятие налоговой ответственности

12:51 – Формализованность налоговой ответственности

18:08 – Соотношение пени и налоговой ответственности

37:13 – вина как условие привлечения к налоговой ответственности

52:22 – обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

57:13 – налоговые правонарушения

01:07:25 – Соотношение административной и налоговой ответственности

01:16:00 – Соотношений уголовной и налоговой ответственности

01:29:25 – Практические рекомендации при оспаривании налоговой ответственности

Колмогорова, 54, ауд.I

Казакова Александра Викторовна

Теория государства и права

Плетников Виктор Сергеевич

Валеева Наталья Георгиевна

Пересмотр судебных актов

Чудиновская Наталья Андреевна

Латыев Александр Николаевич

История государства и права России

Чашников Всеволод Александрович

Квалификация преступлений против правосудия

Радостева Юлия Викторовна

Погосян Татьяна Юрьевна

Иванчина Юлия Валерьевна

Профессиональное правосознание и мышление юриста

Оносов Юрий Викторович

Толкование права и договора

Петряков Игорь Владимирович

Постоляко Лариса Станиславовна

Сухарев Александр Евгеньевич

Валеева Наталья Георгиевна

Философия права/Научно - исследовательская работа

Грибакин Александр Васильевич/Незнамова Зинаида Александровна

Спицин Игорь Николаевич

Черепанов Сергей Алексеевич

Кожевников Олег Александрович

Радостева Юлия Викторовна

Теория государства и права

Мануйлов Антон Евгеньевич

Латыев Александр Николаевич

Основы теории и практики квалификации преступлений

Савельев Дмитрий Вячеславович

Новикова Наталья Александровна

Информационные технологии в юридической деятельности

Дженакова Екатерина Всеволодовна

Иванова Екатерина Алексеевна

Грибакин Александр Васильевич

Кожевников Олег Александрович

Аникеенко Юлия Борисовна

Особенности судопроизводства по гражданским делам

Панкратова Наталия Александровна

Теория государства и права

Файзрахманов Рафаил Хаббитрахманович

Потемкин Борис Евгеньевич

Потемкин Борис Евгеньевич

Колмогорова, 54, ауд.II

Грибакин Александр Васильевич

Плешанов Александр Геннадьевич

Жгарев Олег Сергеевич

Захаров Дмитрий Евгеньевич

Теория государства и права

Мануйлов Антон Евгеньевич

Профессиональное правосознание и мышление юриста

Файзрахманов Рафаил Хаббитрахманович

Холстинин Роберт Николаевич

Особенности судопроизводства с участием присяжных заседателей

Машовец Асия Океановна

Профессиональное правосознание и мышление юриста

Файзрахманов Рафаил Хаббитрахманович

Научно - исследовательская работа

Александрова Людмила Анатольевна

Информационные технологии в юридической деятельности

Антонова Екатерина Евгеньевна

Право международной безопасности

Лихачев Максим Александрович

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)

Кудрявцева Вера Павловна

Основы теории и практики квалификации преступлений

Савельев Дмитрий Вячеславович

Белых Сергей Владимирович

Милицин Сергей Дмитриевич

Пересмотр судебных актов

Тимофеев Юрий Алексеевич

Погосян Татьяна Юрьевна

Савельев Дмитрий Вячеславович

Колмогорова, 54, ауд.III

Кудрявцева Вера Павловна

Кабанов Андрей Васильевич

Саликова Наталья Михайловна

История государства и права зарубежных стран

Соколова Елена Станиславовна

Право социального обеспечения

Сотникова Лилия Васильевна

Жгарев Олег Сергеевич

Судебные прения в уголовном процессе

Смирнов Владимир Николаевич

Состязательность в судебных стадиях уголовного процесса

Егоров Александр Юрьевич

Информационные технологии в юридической деятельности

Паршуков Михаил Игоревич

Пельвицкая Елизавета Петровна

Захаров Дмитрий Евгеньевич

Добрынина Лариса Юрьевна

Саликов Марат Сабирьянович

Дикусар Яна Сергеевна

Кабанов Андрей Васильевич

Уголовно-правовые и криминологические средства противодействия

Сабитов Тимур Рашидович

Физическая культура и спорт

Саяфаров Валерий Сабирянович

Судебные прения в уголовном процессе

Смирнов Владимир Николаевич

Кузнецов Евгений Николаевич

Соколова Елена Станиславовна

Богданов Василий Михайлович

Комсомольская, 21, ауд.II

Проблемы совершенствования гражданского законодательства

Майфат Аркадий Викторович

Пересмотр судебных актов

Халатов Сергей Александрович

Носкова Юлия Борисовна

Калинина Оксана Михайловна

Методика и тактика проведения прокурорских проверок

Кузнецова Светлана Васильевна

Ткачёв Игорь Олегович

Шереметова Галина Сергеевна

Информационные технологии в организации деятельности прокурора

Волков Юрий Викторович

Насибуллин Рафил Ахнафович

Головина Светлана Юрьевна

Винницкий Данил Владимирович

Проблемы международного права

Лихачев Максим Александрович

Бандо Михаил Владимирович

Жильцов Мирон Александрович

Радостева Юлия Викторовна

Физическая культура и спорт

Петров Валерий Григорьевич

Право социального обеспечения

Григорьев Иван Владимирович

Профессиональное правосознание и мышление юриста

Плетников Виктор Сергеевич

Пересмотр судебных актов

Кузнецов Евгений Николаевич

Покатова Вера Павловна

Зайко Тамара Михайловна

Бандо Михаил Владимирович

Теория государства и права

Грибанов Дмитрий Владимирович

Азарёнок Николай Васильевич

Зипунникова Юлия Николаевна

Теория государства и права

Малюгин Сергей Владимирович

Профессиональное правосознание и мышление юриста

Плетников Виктор Сергеевич

Профессиональное правосознание и мышление юриста

Белканов Евгений Александрович

Котов Василий Васильевич

Добрынина Лариса Юрьевна

Маслеев Андрей Германович

Комсомольская, 21, ауд.III

Харинов Илья Николаевич

Бендюрина Светлана Владимировна

Головина Светлана Юрьевна

Носкова Юлия Борисовна

Винницкий Андрей Владимирович

Гончаров Максим Владимирович

Профессиональная этика прокурора

Маслеев Андрей Германович

Зайко Тамара Михайловна

Данилова Людмила Яковлевна

Сабитов Тимур Рашидович

Теория государства и права/Физическая культура и спорт

Грибанов Дмитрий Владимирович/Петров Валерий Григорьевич

Старикова Ольга Николаевна

Предеин Кирилл Николаевич

Толкование права и договора

Петряков Игорь Владимирович

Методика и тактика проведения прокурорских проверок

Кузнецова Светлана Васильевна

Профессиональная этика прокурора

Маслеев Андрей Германович

Покатова Вера Павловна

Уголовное право зарубежных стран

Ткачёв Игорь Олегович

Покатова Вера Павловна

Юридическая психология/Противодействие коррупции

Безруков Юрий Иванович/Матвеев Евгений Викторович

Физическая культура и спорт

Петров Валерий Григорьевич

Ваулина Татьяна Ивановна

Носкова Юлия Борисовна

История государства и права России

Бодрова Эльвира Эдуардовна

Кондрашова Татьяна Владимировна

Государственное регулирование международных предпринимательских отношений

Степанченко Андрей Валерьевич

Грибакина Эльвира Николаевна

Винницкий Андрей Владимирович

Профессиональная этика прокурора

Маслеев Андрей Германович

Ширяева Татьяна Викторовна

Матвеев Евгений Викторович

Комсомольская, 23, ауд.520

Раздьяконов Евгений Сергеевич

Листопад Оксана Федоровна

Извеков Станислав Сергеевич

Зипунникова Юлия Николаевна

(Факультатив) Английский язык в профессиональной юридической деятельности

Пестова Мария Сергеевна, Соколова Лариса Анатольевна

(Факультатив) Английский язык в профессиональной юридической деятельности

Пестова Мария Сергеевна, Соколова Лариса Анатольевна

ТЕМА : НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИИ. СИСТЕМА НАЛОГОВ

Налоговое право и налоговое законодательство

Понятие налога и сбора

Система налогов и сборов в России

Нормативные акты: ст. 1-4, 8, 9, 12-19, 24, 30 НК РФ.

1. Понятие налогового права и налогового законодательства

Высказываются различные точки зрения о месте налогового права в системе российского права. Существуют мнения, что налоговое право представляет собой подотрасль ФП или самостоятельную отрасль российского права. Наиболее убедительной является точка зрения, утверждающая, что налоговое право — это подотрасль финансового права.

Налоговое право — это подотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля, и установлению ответственности за совершение налоговых правонарушений (ст. 2 НК РФ).

Налоговое право включает в себя определенные правовые институты. Среди них: институт налогового представительства, налогового контроля, федеральных налогов и сборов и др.

Налоговое законодательство можно понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле это все НПА по поводу налогов и сборов, в узком – только акты представительных органов власти.

В ст. 1 НК РФ «налоговое законодательство» понимается в узком смысле , т.е. это только законы . Это значит, что устанавливать новые налоги может только законодательный (представительный) орган власти.

Также издавать нормативные акты о налогах и сборах может исполнительная ветвь власти: Правительство РФ; федер.орг.исполн.власти, уполномоченный в сфере налогов (Федеральная налоговая служба); орг.исполн.власти субъекта РФ; местные исполнительные органы (см. ст. 4 НК РФ). Такие нормативные акты должны соответствовать НК РФ.

2. Понятие налога и сбора

Согласно ст. 57 Конституции России, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налог , согласно ч. 1 ст. 8 НК РФ, имеет признаки:

индивидуально-безвозмездный (возмещения суммы уплаченного налога не будет, однако налог социально возмезден)

взимаемый с организаций и физических лиц

представляет собой отчуждение имущества в виде денежных средств, принадлежащего субъектам на праве собственности, ПХВ или ПОУ

в целях обеспечения задач государства и муниципальных образований.

Понятия налога и сбора нужно выучить наизусть.

Сбор , согласно ч. 2 ст. 8 НК РФ, имеет признаки:

уплачиваемый организациями и физическими лицами

условие уплаты – совершение государственным органом юридически значимого действия.

Сборы в РФ: 1) государственная пошлина (то, что мы платим при получении паспорта, обращении в ЗАГС, в суд и т.д.), 2) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, 3) торговый сбор.

Общее между налогами и сборами:

регулируются НК РФ,

поступают в бюджет,

плательщики: физич. лица и организации,

уплачиваются только в денежной форме.

Различия между налогами и сборами:

Сбор имеет компенсационную природу, в отличие от налога. Однако сбор не имеет признака эквивалентности. Данные платежи не являются ценой гос. услуги. Сборы и пошлины предназначены для частичного покрытия затрат государства по осуществлению тех или иных своих функций.

Сбор платится 1 раз при обращении в гос.орган, а налог систематически.

Уплата налога зависит от имущественного положения плательщика, а уплата сбора – нет.

3. Система налогов и сборов в России

Общие принципы установления налогов и сборов относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ, поэтому налоги перечислены в НК РФ, а регулироваться могут не только в НК РФ, но и в законах субъектов РФ и местных актах.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются только на федер. уровне (в НК РФ),

региональные – НК РФ и законом субъекта РФ,

местные – НК РФ и в актах местного уровня.

При этом основное регулирование каждого налога устанавливается в НК РФ, а на региональном и местном уровне определяются только налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов , могут быть установлены налоговые льготы (ч. 3 и 4 ст. 12 НК РФ).

Система налогов и сборов раскрыта в ст. 13-15 НК РФ. Она едина на всей территории страны.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (косвенный налог, входит в цену товара);

2) акцизы (косвенный налог, входит в цену товара);

3) налог на доходы физических лиц (ставка 13%);

4) налог на прибыль организаций (ставка 20%);

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина;

9) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Американский экономист Лаффер писал, что увеличение налоговых ставок ведёт к увеличению доходов бюджета лишь до определённого уровня, а затем следует снижение доходов. Считается, что изъятие у производителей более 35-40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг – так называемую «налоговую ловушку». Российские экономисты, анализируя налоговую нагрузку в нашей стране и сопоставляя её с предоставлением населению бесплатных услуг государством, указывают, что нынешняя налоговая система экономически неэффективна (например, об этом писал ректор СПбГАУ В.А. Ефимов). Он предлагает упрощение налоговой системы «до 2-3 всем понятных налогов». При этом автор отмечает, что это будет возможно только после снижения или отмены ссудных процентов, которые тормозят всю российскую экономику.

Ст. 18 НК РФ предусматривает также специальные налоговые режимы , позволяющие не платить такое большое количество налогов. Например, упрощённая система налогообложения (т.н. «упрощёнка», УСН) предполагает взимание 6 % со всех доходов или 15 % с чистой прибыли, но плательщики освобождаются от уплаты налога на прибыль, на имущество и НДС. Специальные налоговые режимы находятся за пределами системы налогов и сборов РФ и предоставляются не всем, а только отдельным «льготным» категориям (малому бизнесу, сельхоз-производителям и т.д.).

Общие подходы к установлению налогов и сборов. Элементы налогообложения

Все налоги устанавливаются только законодательными (представительными) органами гос. власти и местного самоуправления. Региональные и местные налоги устанавливаются 2 этапа: НК РФ и НПА субъектов или органы местного самоуправления.

При установлении налога определяются:

Налогоплательщик (лицо, на которое по закону возложена обязанность уплачивать налог)

и элементы налогообложения (они перечислены в ст. 17 НК РФ):

Объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению. Например: доходы (прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров, работ, услуг), сделки по купле-продаже, имущество.

Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога (ст. 55 НК РФ)

Налоговая ставка – это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета обложения налоговые ставки м.б. твердыми (в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли) и процентными (к стоимости объекта обложения) - ст. 53 НК РФ

Порядок исчисления налога – это методика определения суммы налога, причитающегося к уплате налогоплательщиком с соответствующего объекта обложения

Порядок и сроки уплаты налога – это законодательно установленные способы перечисления налога получателю. Устанавливаются применительно к каждому налогу при соблюдении общих правил (ст. 57,58 НК РФ)

Факультативный элемент – налоговые льготы (ст. 56 НК РФ).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Если нужно охарактеризовать налог, то он характеризуется по этим же пунктам: раскрываются налогоплательщики и все элементы налогообложения.

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги "Налоговое право: конспект лекций"

Описание и краткое содержание "Налоговое право: конспект лекций" читать бесплатно онлайн.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Налоговое право».

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Ю. Ф. Кваша, А. П. Зрелов, М. Ф. Харламов

Налоговое право: конспект лекций

Конституция – Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996№ 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-Ф3

КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

НК – Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ

ТК – Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ

УК – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3

Закон о налогах на имущество физических лиц – Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»

Закон о налоговых органах – Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»

2. Органы власти

МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации

Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации

ОВД – органы внутренних дел

ФНС России – Федеральная налоговая служба Российской Федерации

ЦБР – Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

3. Прочие сокращения

ВВП – валовый внутренний продукт

гл. – глава (-ы)

ЕНВД – единый налог на вмененный доход

ЕСН – единый социальный налог

НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых

НДС – налог на добавленную стоимость

НДФЛ – налог на доходы физических лиц

п. – пункт (-ы)

подп. – подпункт (-ы)

разд. – раздел (-ы)

РФ – Российская Федерация ст. – статья (-и)

Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПРАВА

1.1. Роль налогов в современном государстве

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно. Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

В современной России налоговая система нормативно определена в НК.

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей, являются:

– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

– безвозмездность передачи материальных ценностей;

– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

1.2. Понятие, предмет, метод и теория налогового права

Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:

– как отрасль права;

– как самостоятельную научную правовую теорию;

– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях.

Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Налоговое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права.

ТЕМА : НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИИ. СИСТЕМА НАЛОГОВ

Налоговое право и налоговое законодательство

Понятие налога и сбора

Система налогов и сборов в России

Нормативные акты: ст. 1-4, 8, 9, 12-19, 24, 30 НК РФ.

1. Понятие налогового права и налогового законодательства

Высказываются различные точки зрения о месте налогового права в системе российского права. Существуют мнения, что налоговое право представляет собой подотрасль ФП или самостоятельную отрасль российского права. Наиболее убедительной является точка зрения, утверждающая, что налоговое право — это подотрасль финансового права.

Налоговое право — это подотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля, и установлению ответственности за совершение налоговых правонарушений (ст. 2 НК РФ).

Налоговое право включает в себя определенные правовые институты. Среди них: институт налогового представительства, налогового контроля, федеральных налогов и сборов и др.

Налоговое законодательство можно понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле это все НПА по поводу налогов и сборов, в узком – только акты представительных органов власти.

В ст. 1 НК РФ «налоговое законодательство» понимается в узком смысле , т.е. это только законы . Это значит, что устанавливать новые налоги может только законодательный (представительный) орган власти.

Также издавать нормативные акты о налогах и сборах может исполнительная ветвь власти: Правительство РФ; федер.орг.исполн.власти, уполномоченный в сфере налогов (Федеральная налоговая служба); орг.исполн.власти субъекта РФ; местные исполнительные органы (см. ст. 4 НК РФ). Такие нормативные акты должны соответствовать НК РФ.

2. Понятие налога и сбора

Согласно ст. 57 Конституции России, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налог , согласно ч. 1 ст. 8 НК РФ, имеет признаки:

индивидуально-безвозмездный (возмещения суммы уплаченного налога не будет, однако налог социально возмезден)

взимаемый с организаций и физических лиц

представляет собой отчуждение имущества в виде денежных средств, принадлежащего субъектам на праве собственности, ПХВ или ПОУ

в целях обеспечения задач государства и муниципальных образований.

Понятия налога и сбора нужно выучить наизусть.

Сбор , согласно ч. 2 ст. 8 НК РФ, имеет признаки:

уплачиваемый организациями и физическими лицами

условие уплаты – совершение государственным органом юридически значимого действия.

Сборы в РФ: 1) государственная пошлина (то, что мы платим при получении паспорта, обращении в ЗАГС, в суд и т.д.), 2) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, 3) торговый сбор.

Общее между налогами и сборами:

регулируются НК РФ,

поступают в бюджет,

плательщики: физич. лица и организации,

уплачиваются только в денежной форме.

Различия между налогами и сборами:

Сбор имеет компенсационную природу, в отличие от налога. Однако сбор не имеет признака эквивалентности. Данные платежи не являются ценой гос. услуги. Сборы и пошлины предназначены для частичного покрытия затрат государства по осуществлению тех или иных своих функций.

Сбор платится 1 раз при обращении в гос.орган, а налог систематически.

Уплата налога зависит от имущественного положения плательщика, а уплата сбора – нет.

3. Система налогов и сборов в России

Общие принципы установления налогов и сборов относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ, поэтому налоги перечислены в НК РФ, а регулироваться могут не только в НК РФ, но и в законах субъектов РФ и местных актах.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются только на федер. уровне (в НК РФ),

региональные – НК РФ и законом субъекта РФ,

местные – НК РФ и в актах местного уровня.

При этом основное регулирование каждого налога устанавливается в НК РФ, а на региональном и местном уровне определяются только налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов , могут быть установлены налоговые льготы (ч. 3 и 4 ст. 12 НК РФ).

Система налогов и сборов раскрыта в ст. 13-15 НК РФ. Она едина на всей территории страны.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (косвенный налог, входит в цену товара);

2) акцизы (косвенный налог, входит в цену товара);

3) налог на доходы физических лиц (ставка 13%);

4) налог на прибыль организаций (ставка 20%);

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина;

9) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Американский экономист Лаффер писал, что увеличение налоговых ставок ведёт к увеличению доходов бюджета лишь до определённого уровня, а затем следует снижение доходов. Считается, что изъятие у производителей более 35-40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг – так называемую «налоговую ловушку». Российские экономисты, анализируя налоговую нагрузку в нашей стране и сопоставляя её с предоставлением населению бесплатных услуг государством, указывают, что нынешняя налоговая система экономически неэффективна (например, об этом писал ректор СПбГАУ В.А. Ефимов). Он предлагает упрощение налоговой системы «до 2-3 всем понятных налогов». При этом автор отмечает, что это будет возможно только после снижения или отмены ссудных процентов, которые тормозят всю российскую экономику.

Ст. 18 НК РФ предусматривает также специальные налоговые режимы , позволяющие не платить такое большое количество налогов. Например, упрощённая система налогообложения (т.н. «упрощёнка», УСН) предполагает взимание 6 % со всех доходов или 15 % с чистой прибыли, но плательщики освобождаются от уплаты налога на прибыль, на имущество и НДС. Специальные налоговые режимы находятся за пределами системы налогов и сборов РФ и предоставляются не всем, а только отдельным «льготным» категориям (малому бизнесу, сельхоз-производителям и т.д.).

Общие подходы к установлению налогов и сборов. Элементы налогообложения

Все налоги устанавливаются только законодательными (представительными) органами гос. власти и местного самоуправления. Региональные и местные налоги устанавливаются 2 этапа: НК РФ и НПА субъектов или органы местного самоуправления.

При установлении налога определяются:

Налогоплательщик (лицо, на которое по закону возложена обязанность уплачивать налог)

и элементы налогообложения (они перечислены в ст. 17 НК РФ):

Объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению. Например: доходы (прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров, работ, услуг), сделки по купле-продаже, имущество.

Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога (ст. 55 НК РФ)

Налоговая ставка – это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета обложения налоговые ставки м.б. твердыми (в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли) и процентными (к стоимости объекта обложения) - ст. 53 НК РФ

Порядок исчисления налога – это методика определения суммы налога, причитающегося к уплате налогоплательщиком с соответствующего объекта обложения

Порядок и сроки уплаты налога – это законодательно установленные способы перечисления налога получателю. Устанавливаются применительно к каждому налогу при соблюдении общих правил (ст. 57,58 НК РФ)

Факультативный элемент – налоговые льготы (ст. 56 НК РФ).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Если нужно охарактеризовать налог, то он характеризуется по этим же пунктам: раскрываются налогоплательщики и все элементы налогообложения.

Читайте также: