Налоговый контроль дипломная работа

Опубликовано: 11.05.2024

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Тема дипломной работы: «Налоговый контроль в Российской Федерации: анализ действующей практики и пути совершенствования»
Дипломная работа состоит из 74 страниц (71 страница без учета приложений), 14 иллюстраций, 10 таблицы, 44 источников, 3 приложений.
Защита - июль 2015 г.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации налогового контроля в Российской Федерации 5
1.1. Экономическое содержание налогового контроля: понятие, виды и классификация 5
1.2. Формы и методы налогового контроля. Налоговый мониторинг. 13
1.3. Обобщение зарубежного опыта организации налогового контроля 24
Глава 2. Анализ действующей практики организации налогового контроля в Российской Федерации 31
2.1. Анализ контрольной деятельности налоговых органов за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов в бюджет 31
2.2. Анализ современной судебной практики по рассмотрению споров, связанных с осуществлением налогового контроля в Российской
Федерации 47
Глава 3. Совершенствование практики осуществления налогового контроля в Российской Федерации. 52
3.1. Основные проблемы налогового контроля в Российской Федерации 52
3.2. Пути совершенствования налогового контроля в Российской
Федерации 57
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения 72

Введение

Налогообложение – это динамичный инструмент государственной политики, представляющий собой законодательно установленный порядок взимания налогов. Современное развитие общественно-экономических отношений в совокупности с реформированием налоговой системы требует повышения поступления налогов, упрощения механизма налогового учета и контроля, стабильности и эффективности налоговой системы в целом.
Несмотря на происходящие в России преобразования в области экономики, развитие системы общего и специальных налоговых режимов, совершенствование налогового администрирования, по-прежнему актуальными продолжают оставаться проблемы функционирования теневой экономики, уклонения от уплаты налогов, осуществления незаконной предпринимательской деятельности, легализации противоправно полученных доходов.
Неотъемлемым элементом управления налоговой системой, способствующий устойчивому функционированию экономике страны, является налоговый контроль. Механизм управления налоговой системой определяется задачами и спецификой налоговой политики на ее соответствующем этапе развития. Данное обстоятельство обуславливает актуальность исследования проблемы становления и развития налогового контроля в России. Так как дает возможность раскрыть его социально-экономическую сущность, процессы его становления, эволюционной трансформации, современной динамики и особенности развития на современном этапе.
Опыт контрольной работы налоговых органов свидетельствует о том, что неиспользование всего комплекса мер государственного управления для решения вопросов, связанных с полноценным и всесторонним функционированием налоговых органов, влечет существенные нарушения финансовой дисциплины экономическими субъектами. По статистике налоговых органов, в 2013 г. в сфере налогообложения проведено 41322 выездные налоговые проверки, из них в 98,8% выявлены налоговые правонарушения, в сфере денежного обращения проведено 193703 проверки, из них в 69,3% выявлены административные правонарушения.
В связи с этим актуальность рассмотрения вопросов организации и проведения налогового контроля в РФ обуславливается в необходимости полного и всестороннего рассмотрения и анализа организации и методик проведения налогового контроля с учетом изменений действующего законодательства РФ о налогах и сбора.
Целью данного исследования является изучение механизма налогового контроля, оценка их эффективности и определение путей совершенствования его осуществления налоговыми органами.
В соответствии с целью основными задачами являются:
1) изучить экономическое содержание и сущность налогового контроля и его видов, выявить классификацию;
2) исследовать формы и методы налогового контроля;
3) обобщить зарубежный опыт организации налогового контроля.
4) провести анализ контрольной деятельности налоговых органов за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов в бюджет;
5) проанализировать современную судебную практику по рассмотрению споров, связанных с осуществлением налогового контроля в РФ;
6) выявить основные проблемы налогового контроля в РФ;
7) разработать направления совершенствования налогового контроля в РФ и оценить эффективности предлагаемых мер по его совершенствованию.
Объектом исследования данной работы является организация и методы осуществления налогового контроля в РФ, а предметом исследования – деятельность налоговых органов при осуществлении налогового контроля.
В ходе написания данной работы была использована законодательная база, научная и учебная литература, статьи из журналов, а также источники Интернета.

Данную работу Вы можете использовать в качестве образца при подготовке собственного исследования. Чтобы приобрести (купить) работу, свяжитесь с автором по адресу электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. . Другие доступные способы связи указаны в разделе Контакты.

Дипломная работа

Дипломная работа — пример

  • Описание
  • Дополнительная информация

Содеражение

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ. 8
1.1.Понятие, виды, цели и задачи налогового контроля как вида финансового контроля 8
1.2.История становления и развития правового регулирования налогового контроля, и современное состояние 22
1.3. Права, обязанности и ответственность лиц участвующих в осуществлении налогового контроля 33
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 44
1.1. Формы и методы налогового контроля 44
1.2. Проблемы проведения камеральных и выездных налоговых проверок 55
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 64
1.1. Необходимость и пути совершенствования определения прав и обязанностей органов, осуществляющих налоговый контроль 64
1.2. Проблемы оценки и повышения эффективности налогового контроля: российский и зарубежный опыт 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
Приложение 1 91
Приложение 2 92
Приложение 3 93

Введение

Актуальность темы дипломной работы. Любые задачи государственной политики, так или иначе, решаются посредством денежно-кредитных механизмов и инструментов налоговой политики. Исполняя свои внешние и внутренние функции, ставя перед собой стратегические задачи, связанные с экономическим ростом, улучшением качества жизни населения, ростом благосостояния граждан, увеличением конкурентоспособности национальных субъектов в процессе международной торговли и т.п., власти, в условиях рыночного хозяйствования, опираются на систему налоговой политики, которая в свою очередь заключается в установлении налогов, налоговых ставок, организации собираемости налогов и т.д.
Значимость налогов для развития и самого существования любого государства, осозналась с давних времен. Несмотря на изменения, которые произошли на протяжении развития общества и государства, что отражалось и на сфере налоговых отношений, как в древности, так и сегодня, уплата налогов является важной обязанностью, как для организаций, так и для физических лиц.
Неукоснительное соблюдение норм налогового законодательства обеспечивает наполнение бюджетов всех уровней, а это, в свою очередь, является необходимым условием решения экономических, политических и социальных программ, стоящих перед обществом и государством. В условиях неблагоприятной обстановки развития экономики государства, которая сложилась в последнее время в связи с факторами внешнего и внутригосударственного воздействия, особо остро стоит вопрос о собираемости налогов, который, в свою очередь включает в себя такие элементы как улучшение налогового законодательства.
Одним из условий нормального функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль. Значимость налогов и сборов как одного из элементов налоговой системы и как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов в первую очередь обусловливает приоритетность налогового контроля как направления деятельности налоговых органов.
Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения и постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий.
Наиболее значимой в этом отношении является созданная российским государством система налогового контроля, правовое оформление которой призвано обеспечить соблюдение баланса интересов государства и лиц, исполняющих налоговые обязанности. В большей степени именно в рамках налогового контроля изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования своеобразного механизма налогового контроля.
Актуальность темы диплома обусловлена тем фактом, что проводимые в стране экономические, налоговые и другие реформы направлены на налаживание партнерских отношений между властью и субъектами хозяйствования, создание простых и прозрачных условий налогообложения. Существующая сегодня неравномерность и несправедливость распределения налоговой нагрузки, искажение норм законодательства, карательная направленность налоговых органов, в том числе, обусловливают наличие многих негативных явлений в экономической сфере, преодоление которых является непременным условием нормального развития общества.
Одной из основных задач проведения налоговой реформы является не только достижение стабильности правовых норм, постепенное снижение налоговой нагрузки, введение оптимизированных моделей и системы налоговых отношений, но и увеличение налоговых поступлений в бюджеты и государственные целевые фонды. Выполнение этой задачи возможно лишь при условии четкого соблюдения налоговой дисциплины. Без создания эффективной системы налогового контроля как одной из важных гарантий и предпосылок обеспечения публичных интересов государства, надлежащая налоговая дисциплина и увеличение уровня налоговых поступлений невозможны.
Поэтому особенно актуальным и своевременным является исследование теоретических проблем правового регулирования налогового контроля на современном этапе, ведь функционирование системы налогообложения предусматривает необходимость создания такой системы государственных органов, которые обеспечили бы контроль за полнотой и своевременностью выполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей.
Исследованию теоретических и практических проблем определения сущности, содержания государственного контроля вообще и налогового, в частности, а также механизма его реализации в научной литературе посвящено немало работ. Среди авторов, посвятивших свои работы таким вопросом, можно назвать Е.Н. Михасеву , В.В. Мороз , Д.В. Тютина , А.А. Цвилий-Букланову и др. Научные работы указанных специалистов внесли весомый вклад в развитие теории и практики правового регулирования контроля. Однако, происходящие законодательные и организационные изменения, увеличение потребностей государства в средствах, ставят все новые задачи, решение которых требует фундаментальных научных исследований.
Целью дипломной работы является анализ правового регулирования видов, методов и форм налогового контроля, выявление проблем правового регулирования, формулирование предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие налогового контроля как вида финансового контроля, рассмотреть виды налогового контроля, определить его цель, задачи и функции
— провести анализ история становления и развития, а также рассмотреть современное состояние правового регулирования налогового контроля
— рассмотреть правовой статус органов осуществляющих налоговый контроль
— рассмотреть формы и методы налогового контроля
— провести анализ проблем проведения камеральных и выездных проверок
— определить необходимость и пути совершенствования определения прав и обязанностей органов, осуществляющих налоговый контроль
— рассмотреть проблемы оценки и повышения эффективности налогового контроля на примере российского и зарубежного опыта.
Объектом исследования диплома являются общественные отношения в сфере налогового контроля за исполнением налоговой обязанности.
Предметом исследования диплома являются нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в данной сфере.
Методы исследования. В дипломной работе использовалась совокупность методов научного познания социально-экономических процессов и явлений. Основным методом исследования выступает диалектический метод познания, с помощью которого поставленные вопросы рассматриваются в процессе развития их существования в единстве их экономического содержания и юридической формы. Неотъемлемым дополнением к этому методу является метод системного анализа, путем использования которого выделяются и рассматриваются в системе различные аспекты проведения налогового контроля, рассматриваются содержание и особенности отдельных видов проверок. Статистический и сравнительно-правовой методы применялись при детальном изучении налогового законодательства, его сравнении с законодательством иностранных государств. С помощью историко-правового метода в работе исследовано развитие правового регулирования контрольной деятельности государства в сфере налоговых отношений. Формально-юридический метод применяется для уяснения и сопоставления отдельных законодательных положений и норм.

Список литературы

1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015 с изм. и доп., вступ. в силу с 08.08.2015
3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015 с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015
4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ ред. от 08.06.2015 с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2015
5. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ ред. от 13.07.2015
6.Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ ред. от 08.06.2015 О государственной гражданской службе Российской Федерации
7.Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ ред. от 13.07.2015 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
8.Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 ред. от 02.04.2014 О налоговых органах Российской Федерации
9.Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 ред. от 03.04.2015 Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе
10.Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 ред. от 12.11.2013 Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений (вместе с «Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», «Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения», «Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления»)
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2009 N 14675)
11.Письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75,
12.Письмо Минфина от 13.02.2008 № 03-02-07/1-58
13.Приказ ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@ ред. от 14.07.2015 Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации. Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2012 N 26179

2. Материалы судебной практики
14.Постановления ФАС Московского округа от 23.05.2012 по делу № А40-85281/11-20-359
15. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 по делу № А52-4313/2009)
16.Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.02.2015 N Ф09-579/15 по делу N А71-6132/2014
17.Решение ВАС РФ от 28.05.2010 № ВАС-4281/10
18.Постановление Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. № 18120/10
19.Постановление ФАС Московского округа от 16.04.2010 № КА-А40/2634-10 по делу № А40-70791/09-107-457
20.Постановление ФАС Московского округа от 30.03.2011 № КА-А40/1834-11 по делу № А40- 53944/10-127-266)
21.Постановление ФАС Восточно- Сибирского округа от 25.10.2007 № А78-2319/07-С3-8/119-Ф02-7984/07 по делу № А78-2319/07-С3-8/119
22.Постановление ФАС Московского округа от 25.08.2011 № КА- А40/9135-11 по делу № А40-89259/10-114-377
23.Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.09.2011 по делу № А26-285/2011
24.Постановление ФАС Московского округа от 01.06.2011 по делу № А40-92328/10-20-489 и от 11.04.2011 по делу № А40-69307/10-76-335

3.Специальная литература, научные статьи и периодические издания

25.Бармин Д. А. Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России // Финансы и кредит – 2009. – №4. C. 25
26.Внутриведомственный налоговый контроль: монография / Мороз В.В.; Под ред.: Мороз В.В. — М.: Фин. ун-т, 2013. — 157 c.
27.Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность России. Правовые аспекты: монография / Кондрат Е.Н. — М.: Юстицинформ, 2013. — 640 c. с 37-39
28.Гуторов Н.А. Финансовый контроль как условие обеспечения экономической безопасности // Актуальные проблемы современного законодательства: сборник статей студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей. — М.: МФЮА, 2013. — С. 289-296
29.Дмитриев С.Ю. Внешний государственный финансовый контроль: характеристики и определение // Вестник АКСОР. — М.: АКСОР, 2014, № 1. — С. 196-203
30.Кваша Ю. Ф., Зрелов А. П., Харламов М. Ф. Налоговое право. М.: Юрайт, 2012 С. 79–95; Клейменова М. О. Налоговое право : учеб. пособие. М.: Моск. финансово-промышленный ун-т «Синергия», 2013. С. 7
31.Корзун С.Ю. Историко-правовой аспект становления и развития правового регулирования налогового контроля // Право. Экономика. Безопасность №1 (5) 2015 г. с 33-39
32.Крохина, Ю. А. Налоговое право : учебник для бакалавров / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013.. С. 141.
33.Курбатов Т. Ю. Правовые формы и методы налогового контроля: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.04 / Курбатов Тимур Юрьевич;[Место защиты: Финансовый Университет при Правительстве РФ].- Москва, 2015.- 231 с.
34.Курбатов Т.Ю. О формах и методах налогового контроля // Финансовое право. — М.: Юрист, 2013, № 4. — С. 46-48
35.Налоги. Люди. Время … или этот безграничный Мир Налогов / Берник В.Р., Брызгалин А.В., Головкин А.Н.; Под ред.: Брызгалин А.В. — Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2008. — 576 c.. 409–411.
36.Налоговое право / под ред. С.Г. Пепеляева. — М., 2005. — С. 488.
37.Налоговое право : учебник для академического бакалавриата / Д. В. Винницкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 360 сС. 42
38.Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие / Михасева Е.Н. — Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. — 180 c.
39.Налоговый контроль в системе обеспечения налоговой безопасности государства. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Цвилий-Букланова А.А. — Челябинск, 2011. — 31 c.
40.Налоговый контроль, ответственность и защита прав налогоплательщиков: монография / Тютин Д.В. — М.: Контракт, 2014. — 216 c.
41.Нелюбин Д. Е. Система налогового контроля в РФ: теория и практика правового регулирования, актуальные проблемы и направления реформирования : дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 106.
42.Нестеров Г. Г. Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности: автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2010, С. 17.
43.Петров М.А. Налоговая система и налогообложение в России. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — С. 11
44.Петухова Н.Е. История налогообложения в России 19–20 вв. — М., 2008. — С. 16.
45.Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. М.: Гардарика, 1996
46.Рустамова И.Т. Перспективы развития налогового контроля в Таможенном союзе // «Таможенное дело«, 2012, N 4
47.Финансовое право : учебник / под ред. Е. А. Ровинского. М. : Юрид. лит., 1971. С. 66
48.Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996
49.Хагундукова З.В. Налоговый контроль как особая форма деятельности налоговых органов // Сборник научных трудов кафедры гражданского права и процесса за 2013/2014 учебный год. — Пятигорск: РИА на Кавминводах, 2014. — С. 350-353
50.Цвилий-Букланова А.А. Проблема разграничения форм и методов налогового контроля // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения: Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. — Омск: Омск. акад. МВД России, 2010, Вып. 17. — С. 194-202
51.Эриашвили Н.Д. Финансовое право. — М., 2002. — С. 25.
52.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Инфра-М, 1998. С. 188 – 189

Главная > Дипломная работа >Финансовые науки

Глава I . Правовая природа налогового контроля

1.1 Налоговый контроль как функция налогового органа

1.2 Формы и методы налогового контроля по действующему законодательству

Глава II . Камеральная проверка как форма налогового контроля

2.1 Сущность и значение камеральной налоговой проверки

2.2 Порядок проведения камеральной налоговой проверки

2.3 Оформление результатов камеральной проверки

Глава III . Выездная проверка как форма контроля

3.1 Понятие и сущность выездной налоговой проверки

3.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки

3.3 Оформление результатов выездной налоговой проверки

Список использованной литературы

Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально-значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений. В данной статье будет рассмотрен механизм контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах и его основной инструмент - налоговые проверки.

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах 1 .

В целях осуществления налогового контроля налоговые органы вправе:

- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

- проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

- определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды) расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках, в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

- требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

- взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль - это один из важнейших институтов налогового законодательства. Он является составной частью государственного финансового контроля.

Сущность налогового контроля состоит в проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в том числе проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

В Российской Федерации преобладает последующий налоговый контроль. Однако оптимальным и наиболее эффективным вариантом является сочетание предварительного, текущего и последующего контроля.

Налоговые проверки являются основной и, как показывает практика, наиболее эффективной формой налогового контроля. Обратите внимание, что в ходе них возможны такие мероприятия (которые рассматриваются наряду с этим как самостоятельные формы налогового контроля), как получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль.

В соответствии с поставленной целью в данной дипломной работе были решены следующие задачи:

1. Рассмотреть правовую природу налогового контроля;

2. Проанализировать камеральную проверку как форму налогового контроля;

3. Изучить выездную проверку как форму контроля.

Методологической основой для написания дипломной работы послужили нормативные правовые акты по организации налогового контроля в Российской Федерации и Чувашии, а также научные труды отечественных авторов, статьи, интервью, рецензии, подборки документов, посвященные различным аспектам ипотеки и проблеме развития налогового контроля в России и Чувашии.

В соответствии с поставленной целью и задачами дипломной работы была определена ее структура, которая сложилась из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава I . ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1 Налоговый контроль как функция налогового органа

Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросу соблюдения и исполнения требований законодательства в области исчисления и уплаты налогов и сборов.

Само слово "контроль" имеет латинские корни. И это не случайно. Организация эффективного налогового контроля входила в число важнейших задач, которые решал римский император Август Октавиан. Для ее выполнения во всех провинциях Древнего Рима им были созданы финансовые учреждения, в компетенцию которых, помимо контроля над сроками поступления налогов, входили оценка и определение налоговых взносов общин 1 .

В настоящее время в России продолжается реформа налогового администрирования. Свидетельство тому - многочисленные изменения в Налоговом кодексе. Одни из наиболее ощутимых изменений внесены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".

В настоящее время правовое основание осуществления налогового контроля - глава 14 Налогового кодекса. В пункте 1 статьи 82 Налогового кодекса приводится законодательная дефиниция данного правового института. В силу указанной нормы налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.

В научной литературе принято классифицировать налоговый контроль на предшествующий, текущий и последующий. К предшествующему контролю отнесены профилактические мероприятия по разъяснению налогового законодательства с целью его правильного практического применения. К такого рода контрольным мероприятиям стоит отнести представление и использование письменных разъяснений по вопросам налогового законодательства. Текущий контроль представляет собой мероприятия, проводимые в процессе исполнения законодательства о налогах и сборах с целью предотвращения налогового правонарушения. К таким контрольным мероприятиям можно отнести камеральные проверки. Последующий контроль направлен на выявление налоговых правонарушений и применение ответственности за их совершение. Очевидно, что в данном случае речь идет о выездных проверках 1 .

Одной из важнейших проблем системы налогового администрирования является проблема направленности налоговых органов на собираемость налогов. В иностранных государствах для осуществления налогового контроля создаются специализированные налоговые управления (отделы, дирекции и др.). В одних случаях эти ведомства обособлены от Министерства финансов (Япония, Швеция), в других - являются его структурными подразделениями (Италия, США, Великобритания). Подобные управления нацелены на постоянный и эффективный контроль за взиманием платежей в бюджет и не связаны с осуществлением неналоговых обязанностей, таких как планирование и выполнение функций фискальных агентов, отвечающих за доходы государства.

В рамках реализации основных направлений налогового реформирования помимо совершенствования отдельных налогов достигнуто определенное упрощение налоговой системы путем отмены налога с продаж, налога на имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Положительным результатом налогового реформирования также является введение специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования.

Вместе с тем российской налоговой системе присущи некоторые недостатки:

- чрезмерная фискальная направленность и недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства;

- наличие потенциальных возможностей уклонения от уплаты налогов, побуждающих развитие теневого сектора экономики;

- недостаточно эффективная система механизмов налогового администрирования, отсутствие обеспечения законных прав и интересов налогоплательщиков.

Все это говорит о необходимости совершенствовать механизм налогового администрирования. Как уже указывалось, много было сделано для этого принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Многие из данных положений теперь в наибольшей мере отвечают требованиям защиты прав и законных интересов налогоплательщика. Приведем несколько примеров.

Срок выездной проверки теперь исчисляется с момента вынесения решения о назначении проверки и до момента составления справки о проведенной проверке, т.е. срок выездной налоговой проверки определяется теперь календарным промежутком, а не временем фактического нахождения проверяющих. Кроме того, теперь по итогам повторной проверки налогоплательщику могут быть начислены штрафные санкции, если первоначальная налоговая проверка не выявила нарушений (ст. 89). Прописана процедура вынесения решения по результатам проверки.

Пример готовой дипломной работы по предмету: Налоги

Содержание

1. Теоретические основы, формы, принципы, функции и

методы осуществления налогового контроля 11

1.1. Сущность налогового контроля и администрирования,

их различие и взаимосвязь 11

1.2. Принципы налогового контроля, формы и методы

контрольной работы налоговых органов 18

1.3. Особенности налогового контроля зарубежных стран 28

2. Система налогового контроля, ее организационно-

функциональная и экономическая эффективность 34

2.1. Организационно-экономические характеристики эффективности

функционирования российской системы налогового контроля 34

2.2. Система налогового контроля в разрезе территориальных органов 41

2.3. Анализ и оценка результативности проведения налоговых

проверок на примере Межрайонной инспекции Федеральной

налоговой службы по г. N за 2013-2015 годы 43

3. Совершенствование системы налогового администрирования 56

3.1. Задачи совершенствования налогового законодательства в

аспекте качественного улучшения налогового контроля 56

3.2. Новые направления совершенствования налогового контроля и

вопросы упрощения технических процедур взимания налогов 63

Список использованных источников 78

Выдержка из текста

Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства и социально-экономические параметры страны.

Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню экономического развития государства.

Эффективная экономика страны требует наличия развитой системы государственного налогового контроля, представляющего собой систему организационно-правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления.

Согласно Налоговому кодексу РФ субъектами налогового контроля являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Налоговый контроль — сложная и трудоемкая функция, подразумевающая проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, тщательную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, контроль за устранением выявленных нарушений.

Необходимо признать, что при современном уровне правового регулирования налоговый контроль является сформировавшимся самостоятельным правовым институтом, всестороннее изучение которого представляет значительный научный интерес. Формирование и развитие налогового контроля происходит в условиях радикального изменения экономических отношений и становления принципиально нового налогового законодательства, создающего основы для разработки современных теоретических моделей правовых институтов налогового права, включая институт налогового контроля.

Важное значение в правовом регулировании налогового контроля играет соблюдение определенного баланса интересов государства по формированию своей финансовой основы, с одной стороны, и интересов «обязанных» лиц (налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, банков и др.) по защите от неправомерного вмешательства в их хозяйственную деятельность — с другой.

Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.

Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контроле государственных органов и органов местного самоуправления, занимающихся непосредственно налоговым контролем и сбором налогов.

Эффективный налоговый контроль осуществляется, в том числе и путем проведения налоговых проверок. Сегодня вопросы, касающиеся проведения налогового контроля являются очень актуальными.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

Из вышеизложенного следует, что в целях достижения надлежащих результатов регулирования и контроля финансовой системы страны необходимо научное обоснование действенного и эффективного механизма регулирования сферы налоговых отношений, причем как в правовом аспекте, так и в экономическом. Необходимость решения теоретических и практических вопросов налогового администрирования и контроля, занимающих одно из центральных мест в понятийном аппарате налоговой науки и практики на современном этапе экономического развития Российской Федерации предопределила актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Определенным вкладом в создание методологических основ планирования налоговых поступлений в бюджетную систему явились труды Агузаровой Л.А., Акинина П.В., Балаевой Д.А., Врублевской О.В., Вылковой Е.С., Дзагоевой М.Р., Кузьменко В.В., Романовского М.В., Токаева Н.Х. и других авторов.

Вместе с тем до настоящего времени не достигнуто единство мнений относительно определения сущности механизма обеспечения налогового администрирования, нет четкого понимания его содержания, комплексного формирования и функционирования. В экономических исследованиях малоизученными остаются проблемы повышения эффективности мобилизации налоговых поступлений в бюджеты разного уровня на основе совершенствования действующей налоговой системы и методов налогового контроля. В последние годы актуализируются исследования организационных аспектов планирования налоговых поступлений в бюджетную систему, место данной функции в системе налогового контроля.

Особое внимание следует уделить изменениям в механизме государственного налогового контроля, произошедшим в Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 08.12.2010 г.) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», где сделан акцент на усиление роли региональных органов власти и, соответственно, функционирование территориальных налоговых органов.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является рассмотрение теоретических и методологических основ системы налогового контроля на современном этапе экономического развития России, разработка и обоснование новых эффективных направлений его дальнейшего совершенствования.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

  • изучить теоретическую основу налогового контроля, определить их сущность, значение и взаимосвязь;
  • уточнить формы и методы контрольной работы налоговых органов;
  • проанализировать практику функционирования системы и субъектов налогового контроля, определить недостатки и возможные варианты их устранения;
  • провести анализ и дать экономическую оценку осуществляемым методам налогового администрирования в сфере налогообложения;
  • разработать предложения и рекомендации по повышению результативности функционирования системы налогового контроля.

Объектом исследования магистерской диссертационной работы является механизм формирования и функционирования налогового контроля в налоговой системе.

Предмет исследования – система отношений, возникающие между участниками в процессе налогового контроля на современном этапе экономического развития России.

При проведении исследования автор опиралась на законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, инструктивные материалы Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы. Источниками информации явились научные работы отечественных ученых, содержащие отдельные аспекты исследуемой проблемы, публикации в периодической печати, аналитические и другие нормативные документы, регулирующие налоговую практику.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Арбитражного суда Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, МРИ ФНС по г.N за 2013-2015 гг., а также другие официальные и открытые доступу источники информации.

Научная новизна магистерского диссертационного исследования заключается в разработке методологических подходов и научно-практических рекомендаций по формированию и повышению результативности функционирования в Российской Федерации налогового контроля.

Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями:

  • предложен и обоснован теоретический подход к упорядочению понятийного аппарата налогового администрирования с позиций его действенности, который заключается в исследовании экономической природы «налогового администрирования» и «налогового контроля» в их взаимосвязи и с учетом позитивного влияния на эффективность функционирования налоговых органов и разработку планируемых показателей исчисления и сбора налогов, характеризующих повышение экономической эффективности и качество процесса налогового администрирования;
  • обосновано, что налоговое администрирование и экономическую эффективность налогового контроля в их взаимосвязи следует оценивать не только по реально поступившим в бюджетную систему государства доначислениям по выездным и камеральным налоговым проверкам, а также по уровню текущей собираемости налогов, но и полноты, а также своевременности их уплаты, по совокупности установленных налогов (налоговый контроль в эффективном взаимодействии с налоговым администрированием из полностью фискального инструмента переходит в сферу регулятора, наличие которого побуждает (иногда понуждает) налогоплательщиков полностью и своевременно уплачивать налоги и сборы);
  • аргументировано возрастающее значение налогового контроля в системе государственного управления экономикой, определяемое структурой субъектов налогового администрирования, принципами их действия и взаимодействия (анализ результатов функционирования системы органов налогового администрирования позволяет сделать вывод о том, что одной из основных причин их низкой эффективности и, как следствие, недостаточного уровня собираемости налогов, наряду с несовершенством законодательства, регулирующего налоговые отношения, является отсутствие необходимого качества взаимодействия между налоговыми органами и различными службами в области информационного обмена данными);
  • установлена закономерность, что выбор эффективных и обоснованных инструментов налогового регулирования и контроля имеет стратегическое значение для дальнейшего модернизационного развития экономики и общества с позиции налогового стимулирования налогоплательщиков, но на практике не прослеживается в качестве определенной системы в силу преобладания разрозненных налоговых мероприятий, которые не позволяют добиться существенного изменения сложившегося положения в инновационном развитии российской экономики.

Практическая и теоретическая значимость. Концептуальные положения проведенного исследования, его практические и теоретические результаты могут найти применение в деятельности органов власти субъектов РФ при разработке поправок в законодательство, регулирующее налоговые отношения, а так же в практическом решении задач повышения качества и результатов налогового администрирования. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин «Бюджетная система РФ», «Доходы бюджета», «Налоги и налогообложение», «Налоговое администрирование».

По теме исследования опубликовано 3 статьи:

  • Региональные налоги: проблемы и перспективы;
  • Оценка эффективности налогового контроля;
  • Совершенствование финансово-бюджетного контроля в Республике Северная Осетия — Алания.

Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Тема дипломной работы: «Налоговый контроль в Российской Федерации: анализ действующей практики и пути совершенствования»
Дипломная работа состоит из 74 страниц (71 страница без учета приложений), 14 иллюстраций, 10 таблицы, 44 источников, 3 приложений.
Защита - июль 2015 г.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации налогового контроля в Российской Федерации 5
1.1. Экономическое содержание налогового контроля: понятие, виды и классификация 5
1.2. Формы и методы налогового контроля. Налоговый мониторинг. 13
1.3. Обобщение зарубежного опыта организации налогового контроля 24
Глава 2. Анализ действующей практики организации налогового контроля в Российской Федерации 31
2.1. Анализ контрольной деятельности налоговых органов за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов в бюджет 31
2.2. Анализ современной судебной практики по рассмотрению споров, связанных с осуществлением налогового контроля в Российской
Федерации 47
Глава 3. Совершенствование практики осуществления налогового контроля в Российской Федерации. 52
3.1. Основные проблемы налогового контроля в Российской Федерации 52
3.2. Пути совершенствования налогового контроля в Российской
Федерации 57
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения 72

Введение

Налогообложение – это динамичный инструмент государственной политики, представляющий собой законодательно установленный порядок взимания налогов. Современное развитие общественно-экономических отношений в совокупности с реформированием налоговой системы требует повышения поступления налогов, упрощения механизма налогового учета и контроля, стабильности и эффективности налоговой системы в целом.
Несмотря на происходящие в России преобразования в области экономики, развитие системы общего и специальных налоговых режимов, совершенствование налогового администрирования, по-прежнему актуальными продолжают оставаться проблемы функционирования теневой экономики, уклонения от уплаты налогов, осуществления незаконной предпринимательской деятельности, легализации противоправно полученных доходов.
Неотъемлемым элементом управления налоговой системой, способствующий устойчивому функционированию экономике страны, является налоговый контроль. Механизм управления налоговой системой определяется задачами и спецификой налоговой политики на ее соответствующем этапе развития. Данное обстоятельство обуславливает актуальность исследования проблемы становления и развития налогового контроля в России. Так как дает возможность раскрыть его социально-экономическую сущность, процессы его становления, эволюционной трансформации, современной динамики и особенности развития на современном этапе.
Опыт контрольной работы налоговых органов свидетельствует о том, что неиспользование всего комплекса мер государственного управления для решения вопросов, связанных с полноценным и всесторонним функционированием налоговых органов, влечет существенные нарушения финансовой дисциплины экономическими субъектами. По статистике налоговых органов, в 2013 г. в сфере налогообложения проведено 41322 выездные налоговые проверки, из них в 98,8% выявлены налоговые правонарушения, в сфере денежного обращения проведено 193703 проверки, из них в 69,3% выявлены административные правонарушения.
В связи с этим актуальность рассмотрения вопросов организации и проведения налогового контроля в РФ обуславливается в необходимости полного и всестороннего рассмотрения и анализа организации и методик проведения налогового контроля с учетом изменений действующего законодательства РФ о налогах и сбора.
Целью данного исследования является изучение механизма налогового контроля, оценка их эффективности и определение путей совершенствования его осуществления налоговыми органами.
В соответствии с целью основными задачами являются:
1) изучить экономическое содержание и сущность налогового контроля и его видов, выявить классификацию;
2) исследовать формы и методы налогового контроля;
3) обобщить зарубежный опыт организации налогового контроля.
4) провести анализ контрольной деятельности налоговых органов за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов в бюджет;
5) проанализировать современную судебную практику по рассмотрению споров, связанных с осуществлением налогового контроля в РФ;
6) выявить основные проблемы налогового контроля в РФ;
7) разработать направления совершенствования налогового контроля в РФ и оценить эффективности предлагаемых мер по его совершенствованию.
Объектом исследования данной работы является организация и методы осуществления налогового контроля в РФ, а предметом исследования – деятельность налоговых органов при осуществлении налогового контроля.
В ходе написания данной работы была использована законодательная база, научная и учебная литература, статьи из журналов, а также источники Интернета.

Данную работу Вы можете использовать в качестве образца при подготовке собственного исследования. Чтобы приобрести (купить) работу, свяжитесь с автором по адресу электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. . Другие доступные способы связи указаны в разделе Контакты.

Читайте также: