Государственные регалии это освобождение от налогообложения за особые заслуги

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 ноября 2012 г. N 03-04-06/6-329 О налогообложении НДФЛ и налогом на прибыль организаций стоимости медалей, нагрудных знаков, выданных организацией своим работникам к памятным датам, а также в связи с профессиональным праздником

Вопрос: Локальными нормативными актами (положениями) ОАО предусмотрено вручение работникам медалей, нагрудных знаков (знаков отличий) к памятным и юбилейным датам, за особые успехи в профессиональной деятельности, в связи с профессиональным праздником, а также другие виды поощрений.

В некоторых случаях локальные нормативные акты предусматривают такие виды поощрения работников ОАО, как вручение ценных подарков.

При этом медали, нагрудные знаки, а также некоторые ценные подарки (например наручные часы) имеют символику, свидетельствующую о принадлежности награждаемого лица к компании ОАО.

Согласно положениям статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом гражданина признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

ОАО несет расходы по приобретению медалей (нагрудных знаков) и ценных подарков, изготовленных для вручения работникам ОАО, однако, данные медали и нагрудные знаки представляют ценность только для трудового коллектива ОАО, поскольку свидетельствуют о принадлежности к компании.

По нашему мнению, при передаче работнику медали (нагрудного знака) ОАО не имеет место получение данным работником дохода и, соответственно, экономическая выгода от получения данной награды отсутствует.

В связи с изложенным прошу разъяснить, является ли экономической выгодой работника, подлежащей налогообложению НДФЛ, получение медали (нагрудного знака) ОАО или ценного подарка.

Кроме того, прошу разъяснить, учитывается ли в качестве расходов при налогообложении прибыли в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость наград (медалей и нагрудных знаков, а также ценных подарков), врученных работникам ОАО:

1) в связи с производственными результатами;

2) в связи с профессиональным праздником, к памятным и юбилейным датам (175 лет железным дорогам России, 100 лет Транссибирской магистрали и т.п.).

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций стоимости медалей, нагрудных знаков, выданных организацией своим работникам к памятным датам, а также в связи с профессиональным праздником, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

1. Налог на доходы физических лиц

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Доход в виде негосударственных наград, полученных работниками от организации, является доходом в натуральной форме, подлежащим налогообложению в соответствии со статьей 211 Кодекса.

Вместе с тем, по мнению Департамента, подобные награды можно рассматривать в качестве подарка, полученного от организации, при условии соответствующего документального оформления выдачи подарков.

В соответствии с пунктом 28 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы налогоплательщиков, не превышающие 4 000 рублей за налоговый период, в виде стоимости подарков, полученных от организаций.

С учетом изложенного доход, полученный работниками организации в виде стоимости негосударственных наград, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в сумме, не превышающей 4 000 рублей за налоговый период.

2. Налог на прибыль организаций

Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Пунктом 2 статьи 255 Кодекса предусмотрено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются элементами системы оплаты труда в организации.

Согласно положениям статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

При этом в соответствии с пунктом 16 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Кроме того, согласно пункту 21 статьи 270 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

Таким образом, по мнению Департамента, расходы на приобретение наград (медалей, нагрудных знаков, ценных подарков), награждение которыми связано с производственными результатами работников, могут быть учтены в составе расходов, произведенных в пользу работника, на основании статьи 255 Кодекса.

Расходы в виде выплат в связи со знаменательными и персональными юбилейными датами не связаны с производственными результатами работников и не учитываются в составе расходов на оплату труда.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Обзор документа

В связи с памятными датами и профессиональным праздником организация наградила своих работников медалями и нагрудными знаками.

По данной ситуации разъяснено следующее.

По мнению Минфина России, негосударственные награды, стоимость которых не превышает 4 тыс. руб., можно считать подарками от организации. Соответственно, доход в виде стоимости таких наград не облагается НДФЛ.

По вопросу налогообложения прибыли разъяснено следующее.

Минфин России считает, что к затратам, произведенным в пользу работника, могут быть отнесены расходы на приобретение медалей и нагрудных знаков, которыми сотрудники награждаются за достижение производственных результатов. Они учитываются среди расходов на оплату труда.

В свою очередь, выплаты, производимые работникам в связи со знаменательными и юбилейными датами, не связаны с производственными результатами и не учитываются в составе расходов на оплату труда.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №11 «Налоги»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Налоги.
  • Функции налогов.
  • Элементы налогов.
  • Виды налогов.

Глоссарий по теме: налоги, функции налогов, прямые и косвенные налоги, налогоплательщики, налоговая декларация, налоговая инспекция.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.

Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, и, как уже отмечалось ранее, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.

Функции налогов

Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

  1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
  2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
  3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.
  4. Социальная функция связана с перераспределением доходов в обществе с целью снижения степени расслоения в обществе. Она реализуется через установление различных ставок налогообложения и полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий граждан, нуждающихся в соцзащите.
  5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Например, значительно уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц для участников ВОВ, Героев СССР и России, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.

Элементы налогов

Уплата любого налога представляет собой строго упорядоченный процесс, включающий ряд элементов.

Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

Объект налога – то, с чего взимается налог.

Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

Источник может совпадать с объектом налога, например, в случае заработной платы или гонорара, а может не совпадать. Здесь ярким примером может служить вещественный выигрыш в лотерею, например, автомобиля. Объектом налога будет являться автомобиль, его стоимость будет являться налоговой базой, а источником налога – какой-то другой доход, так как пока субъект налога не оплатит налог на выигрыш, он не станет его собственником.

Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения.

Виды налогов

Теперь рассмотрим основные виды налогов, условно разделив их на группы.

  1. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.

Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.

Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).

Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В приведённом ниже списке налогов один является лишним. Зачеркните его.

Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

Решение: Все налоги, кроме подоходного, относятся к косвенным налогам. Подоходный налог является прямым налогом.

Ответ: Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

2. Прочитайте название налога. Подставьте в окошечко возле фактора производства порядковый номер налога, соблюдая соответствие: данный вид налога платит владелец этих видов ресурсов. Если номера будут расставлены верно, то в кроссворде откроются названия доходов, получаемых владельцем данного фактора производства.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль

Налог на землю платит владелец природных ресурсов. Значит, в окошечке возле них необходимо поставить цифру 1, и тогда в кроссворде появится доход владельца природных ресурсов – рента.

Аналогичным образом поступаем с остальными налогами и ресурсами. В ответах приведена итоговая таблица с верными ответами.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль


Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
  3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
  4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

1. Налоговые поступления в федеральном бюджете составляют:

2. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:

а) штрафы, пени, другие принудительные изъятия;

б) штрафы, пени за налоговые правонарушения;

в) штрафы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

3. Государственные регалии—это:

а) освобождение от налогообложения за особые заслуги;

б) доходные прерогативы казны;

в) полномочия по сбору доходов (налогов).

4. Сословные представительные учреждения созывались с целью:

а) утверждения государственных расходов;

б) одобрения взимания налогов;

в) одобрения бюджета в целом.

5. Налоги характеризуются следующими признаками:

а) индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, обязательность;

б) индивидуальная безвозмездность, безэквивалентность, обязательность;

в) индивидуальная безвозмездность, обязательность, обеспеченность государственным принуждением.

6. Отличительной чертой парафискалитетов является:

а) принудительный характер взимания;

б) взимание в пользу лиц, не являющихся органами власти или управления;

в) возвратный характер платежа.

7. Отличительной чертой сбора является:

а) возмездный характер платежа;

б) единовременный характер платежа;

в) возвратный характер платежа.

8. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:

а) пошлинам присуща специальная цель, а налогам — нет;

б) пошлинам присущи специальные интересы (возмездность), а налогам—нет;

в) пошлины устанавливаются в твердой сумме, а налоги могут устанавливаться в процентах от налоговой базы.

9. Реальные налоги — это:

а) налоги, учитывающие условную доходность;

б) налоги, учитывающие фактическую доходность;

в) налоги, учитывающие фактически произведенные плательщиком расходы.

10. Налог, твердая сумма которого устанавливается исходя из потребности покрыть определенный расход и доводится до каждого налогоплательщика, называется:

11. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:

а) налог полностью зачисляется в местный бюджет;

б) представительные органы местного самоуправления вправе определять ставку налога и/или льготы;

в) представительные органы местного самоуправления вправе принимать решение о введении налога на своей территории.

12. В отличие от местных налогов федеральные налоги:

а) зачисляются только в федеральный бюджет;

б) устанавливаются федеральным органом государственной власти;

в) вводятся федеральным органом власти.

13. Установление целевых налогов:

а) допускается, если при этом не нарушается принцип стабильности бюджета;

б) допускается, если введение целевого налога обосновано с конституционных позиций;

в) допускается только на региональном и местном уровнях, если введение целевого налога обосновано с конституционных позиций.

14. Существом принципа «справедливость по вертикали» является:

а) перераспределение дохода путем установления повышенных ставок налога;

б) одинаковое налогообложение лиц, получающих одинаковый на-логооблагаемый доход;

в) изъятие в виде налога одинаковых долей дохода.

15. Согласно принципу нейтральности налогообложение:

а) должно проводиться способами и в формах, удобных для налогоплательщиков;

б) не должно оказывать разрушающего влияния на рынок;

в) не должно зависеть от гражданства лица, места происхождения капитала и других оснований, носящих дискриминационный характер.

16. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены:

а) федеральным законом РФ;

б) Налоговым кодексом Российской Федерации;

в) федеральным конституционным законом РФ.

17. Основные принципы налогообложения и сборов подлежат применению арбитражными судами и судами общей юрисдикции, если:

а) эти принципы закреплены в федеральном законодательстве;

б) эти принципы закреплены в резолютивной части постановлений КС РФ или законодательстве;

в) эти принципы закреплены в мотивировочной части постановлений КС РФ или законодательстве.

18. Как соотносятся понятия «общие принципы налогообложения и сборов» и «основные принципы налогообложения и сборов»:

а) основные принципы — это часть общих принципов;

б) общие принципы — это часть основных принципов;

в) это самостоятельные понятия.

19. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

а) к ведению Федерации;

б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;

в) к ведению субъектов Федерации.

20. Принцип ограничения специализации налогов и сборов означает, что:

а) целевые налоги недопустимы;

б) целевые налоги допустимы, если это обусловлено конституционно значимыми целями;

в) целевые налоги допустимы только на местном или региональном уровне, но не на федеральном.

21. Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов означает:

а) установление размеров налогообложения, достаточных для покрытия социально значимых расходов государства;

б) приоритет фискальной функции налогообложения над регулирующей;

в) зависимость прав налогоплательщиков от конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

22. Принцип ограничения форм налогового законотворчества предусматривает:

а) запрет на установление налогов иначе, чем актами органов представительной власти;

б) запрет делегирования полномочий по установлению налогов;

в) запрет на включение норм налогообложения в законодательство, не посвященное налогообложению как таковому.

23. Принцип равного налогового бремени означает, что:

а) не допускается установление дополнительных, повышенных налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения плательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований;

б) необходимо учитывать фактическую способность к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности;

в) не допускается предоставления индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налогов, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей.

24. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:

а) не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ;

б) не допускается установление дополнительных местных налогов, не предусмотренных федеральным законом;

в) не допускается установление дополнительных региональных и местных налогов, не предусмотренных федеральным законом.

25. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает что:

а) разделяются полномочия по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

б) разделяются полномочия по установлению и введению налогов и сборов, с одной стороны, и взиманию — с другой;

в) полномочия в налоговой сфере распределяются между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления.

26. В соответствии с Конституцией РФ установление федеральных налогов возможно:

а) только федеральными законами;

б) законами, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ;

в) законами, постановлениями, другими актами, принятыми Федеральным Собранием РФ.

27. Условия налогообложения могут быть названы дискриминационными если они:

а) не учитывают результатов хозяйственной деятельности различных налогоплательщиков;

б) не учитывают социально-политических особенностей различных налогоплательщиков;

в) не учитывают организационно-правовой формы юридического лица.

28. Налоговые органы субъектов Федерации:

а) не могут создаваться;

б) могут создаваться безо всяких ограничений;

в) могут создаваться исключительно в целях контроля за порядком исчисления и взимания региональных и местных налогов, но не федеральных.

29. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:

а) государство должно стремиться к тому, чтобы каждый уплачивал налог в равном размере;

б) государство должно стремиться к тому, чтобы при налогообложении максимально учитывалась платежеспособность налогоплательщиков;

в) государство должно стремиться к тому, чтобы налоги уплачивались по единым для всех налогоплательщиков ставкам.

30. Дифференциация условий налогообложения в зависимости от места осуществления предпринимательской деятельности (места регистрации) нарушает:

а) принцип равного налогового бремени;

б) принцип равноправия налогоплательщиков;

в) оба указанных выше принципа.

31. Принцип соразмерности налогообложения предусматривает, что:

а) размер налога должен соответствовать экономическим возможностям налогоплательщика;

б) налогообложение не должно парализовать реализацию гражданами своих конституционных прав;

в) налогообложение должно быть соразмерно бюджетным потребностям государства.

32. Налоговые льготы являются:

а) основным элементом юридического состава налога;

б) существенным элементом юридического состава налога;

в) факультативным элементом юридического состава налога.

33. Согласно Закону о дорожных фондах «налог уплачивают лица, реализующие горюче-смазочные материалы». Данной фразой предмет налогообложения:

а) установлен и определен;

б) установлен,но не определен;

в) определен, но не установлен.

34. Лицо, которое несет экономическую тяжесть налогообложения, называют:

а) носитель налога;

б) субъект налога;

35. Включение в договоры налоговой оговорки в отношении прямых налогов:

а) допускается в строго установленных законодательством случаях;

б) допускается без ограничений;

в) не допускается.

36. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:

а) являются гражданами Российской Федерации;

б) зарегистрированы в Российской Федерации независимо от гражданства;

в) прожили на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от гражданства и регистрации.

37. Налоговый статус юридического лица может зависеть от:

а) формы собственности;

б) организационно-правовой формы;

в) юридического адреса.

38. В налоге с владельцев автотранспортных средств автомобиль является:

а) объектом налогообложения;

б) предметом налогообложения;

в) базой налогообложения.

39. Установить масштаб налога необходимо для того, чтобы:

а) избрать параметр для измерения предмета налогообложения;

б) количественно выразить налоговую базу;

в) установить связь между объектом и предметом налогообложения.

40. Территориальный принцип налогообложения предусматривает учет:

а) места регистрации налогоплательщика;

б) места фактического пребывания налогоплательщика;

в) местонахождения (регистрации) объекта (предмета) налогообложения.

41. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за:

а) определенный законодательством период налогообложения;

б) установленный законом о конкретном налоге отчетный период;

в) календарный год.

42. Возрастание рыночной стоимости акций не создает налого-облагаемого дохода до момента их физической реализации по возросшей стоимости. Этот метод учета базы налогообложения называется:

а) кассовый метод;

б) накопительный метод;

в) метод чистого дохода.

43. Отношение налога к налоговой базе определяет:

а) экономическую ставку;

б) фактическую ставку;

в) маргинальную ставку.

44. Владелец таксы и владелец дога уплачивают налог с владельцев собак в размере 1/7 части минимального размера оплаты труда (из расчета на одно животное). Такой метод налогообложения называется:

а) равное налогообложение;

б) пропорциональное налогообложение;

в) метод простой прогрессии.

45. Фактическая ставка налога может быть равна маргинальной при:

а) простой поразрядной прогрессии;

б) простой относительной прогрессии;

в) сложной прогрессии.

46. Религиозные организации освобождены от налогообложения прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности. Эта льгота является:

47. Налоги, суммы которых исчисляются налоговыми органами, называются:

48. Если фискальный агент не удержал своевременно сумму налога, то налогоплательщик:

а) обязан погасить недоимку;

б) обязан погасить недоимку и заплатить пени;

в) не несет никакой обязанности.

49. Необходимости подавать налоговую декларацию нет при:

а) некумулятивной системе исчисления налога;

б) кумулятивной системе исчисления налога;

в) смешанной системе исчисления налога.

50. Обязанность уплачивать авансовые взносы налога устанавливается в том случае, если закон предусматривает способ уплаты налога:

1. Понятие налогов и сборов.

2. Признаки налога.

3. Понятие и общая характеристика налоговой системы.

4. Показатели, характеризующие налоговую систему.

5. Существенные недостатки налоговой системы РФ

6. Принципы налоговой системы

7. организационные принципы

8. общеправовые налоговые принципы

9. специфические налоговые принципы

10. Функции налогообложения

11. Установление налогов

12. Введение налогов

13. Принятие налогового закона

14. Отмена налога.

15. Регионы льготного налогообложения.

ООО «АВС» произвело расчеты:

— заплатив в бюджет налог на имущество юридических лиц;

— заплатив налог на прибыль;

— с поставщиком за поставку товара, предусмотренного дого­вором;

— с аудиторской фирмой за оказание аудиторских услуг;

— с сотрудниками, выплатив им зарплату и премии;

— уплатив государственную пошлину за подачу искового заяв­ления в арбитражный суд;

— выплатив проценты банку за пользование кредитом;

— заплатив арендную плату за используемые помещения;

— выплатив вознаграждение агенту.

Кроме того, ООО «АВС» увеличило размеры своего уставного капитала на 20%.

Нормами каких отраслей права регулируются возникшие отно­шения?

1. Налоговые поступления в федеральном бюджете составляют:

2. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:

а) штрафы, пени, другие принудительные изъятия;

б) штрафы, пени за налоговые правонарушения;

в) штрафы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры граж­данско-правовой, административной и уголовной ответственности.

3. Государственные регалии — это:

а) освобождение от налогообложения за особые заслуги;

б) доходные прерогативы казны;

в) полномочия по сбору доходов (налогов).

4. Сословные представительные учреждения созывались с целью:

а) утверждения государственных расходов;

б) одобрения взимания налогов;

в) одобрения бюджета в целом.

5. Налоги характеризуются следующими признаками:

а) индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, обязательность;

б) индивидуальная безвозмездность, безэквивалентность, обязательность;

в) индивидуальная безвозмездность, обязательность, обеспеченность го­сударственным принуждением.

6. Отличительная черта парафискалитетов:

а) принудительный характер взимания;

б) взимание в пользу юридических лиц, не являющихся органами власти или управления;

в) возвратный характер платежа.

7. Отличительной чертой сбора является:

а) возмездный характер платежа;

б) единовременный характер платежа;

в) возвратный характер платежа.

8. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:

а) пошлинам присуща специальная цель, а налогам — нет;

б) пошлинам присущи специальные интересы (возмездность), а налогам —нет;

в) пошлины устанавливаются в твердой сумме, а налоги могут устанавли­ваться в процентах от налоговой базы.

9. Реальные налоги — это:

а) налоги, учитывающие условную доходность;

б) налоги, учитывающие фактическую доходность;

в) налоги, учитывающие фактические расходы плательщика.

10. Налог, твердая сумма которого устанавливается, исходя из потребности покрыть определенный расход и доводится до каждого налогоплательщика, называется:

Тема 3. Государственная налоговая политика.

1. Налогообложение и бюджетный процесс

2. формирование бюджета любого уровня

3. основной источником гос. доходов

4. Государство и налоговая политика

5. Направления налоговой политики

6. Понятие содержание этатизма

7. Налоговый произвол

8. Фискальная функция налогов

9. Фискальная политика государства

Юридическое лицо-налогоплательщик состоял на учете в нало­говой инспекции № 1. Он направил в налоговую инспекцию заяв­ление о возмещении ему из бюджета НДС. Налоговая инспекция № 1 отказала в возмещении НДС, в результате чего налогопла­тельщик обратился в суд. Суд принял решение о возмещении НДС из бюджета. Налогоплательщик снялся с учета в налоговой ин­спекции № 1 и встал на учет в налоговой инспекции № 2, напра­вив после этого заявление в налоговую инспекцию № 2 о выплате процентов за несвоевременное возмещение налога из бюджета. Налоговая инспекция № 2 переадресовала эти требования налоговой инспекции № 1, аргументировав это тем, что именно данный налоговый орган отказал в возмещении НДС.

Какая налоговая инспекция должна рассмотреть заявление на­логоплательщика о выплате процентов?

Законодательное собрание Н-ского края приняло решенш о повышении ставок транспортного и земельного налогов на тер­ритории края. Администрация города X оспорила это решение.

Какое решение следует принять по данному спору?

1. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:

а) налог полностью зачисляется в местный бюджет;

б) представительные органы местного самоуправления вправе определять ставку налога и/или льготы;

в) представительные органы местного самоуправления вправе принимать решение о введении налога на своей территории.

2. В отличие от местных налогов федеральные налоги:

а) зачисляются только в федеральный бюджет;

б) устанавливаются федеральным органом государственной власти;

в) вводятся федеральным органом власти.

3. Установление целевых налогов:

а) допускается, если при этом не нарушается принцип стабильности бюд­жета;

б) допускается, если введение целевого налога обосновано с конституци­онных позиций;

в) допускается только на региональном и местном уровнях, если введение целевого налога обосновано с конституционных позиций.

4. Существо принципа “справедливость по вертикали”:

а) перераспределение дохода установлением повышенных ставок налога;

б) одинаковое налогообложение лиц, получающих одинаковый налогоо­благаемый доход;

в) изъятие в виде налога одинаковых долей дохода.

5. Согласно принципу нейтральности налогообложение:

а) должно проводиться способами и в формах, удобных для налогоплательщиков;

б) не должно оказывать разрушающего влияния на рынок;

в) не должно зависеть от гражданства лица, места происхождения капитала и других оснований дискриминационного характера.

6. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены:

а) федеральным законом РФ;

б) Налоговым кодексом Российской Федерации;

в) федеральным конституционным законом РФ.

7. Основные принципы налогообложения и сборов подлежат примене­нию арбитражными судами и судами общей юрисдикции, если:

а) закреплены в федеральном законодательстве;

б) закреплены в резолютивной части постановлений КС РФ или в законодательстве;

в) закреплены в мотивировочной части постановлений КС РФ или в законодательстве.

8. Как соотносятся понятия «общие принципы налогов и сборов» и «основные принципы налогов и сборов»:

а) основные принципы — это часть общих принципов;

б) общие принципы — это часть основных принципов;

в) это самостоятельные понятия.

9. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

а) к ведению федерации;

б) к совместному ведению федерации и субъектов федерации;

в) к ведению субъектов федерации.

10.Принцип ограничения специализации налогов и сборов означает, что:

а) целевые налоги недопустимы;

б) целевые налоги допустимы, если это обусловлено конституционно зна­чимыми целями;

в) целевые налоги допустимы только на местном или региональном, но не на федеральном уровне.

Тема 4. Понятие, структура и основания возникновения налоговых

Правоотношений.

1. Понятие и содержание налоговых правоотношений.

2. Особенности, присуще налоговым правоотношениям

3. Права и обязанности их участников.

4. Содер­жанием налогового правоотношения

5. Субъективное налоговое право

6. Субъекты налоговых правоотношений.

7. Группы субъектов налогового права

8. Предприятие или организация - налогоплательщик

9. Физ. лицо - налогоплательщик

10. Лица, содействующие уплате налогов

11. Налоговые агенты

12. Объект налогового правоотношения

13. Объекты налогообложения для юридических лиц

14. Объекты налогообложения на добавленную стоимость

15. Объекты налогообложения по акцизам

16. Объект налогообложения на прибыль

17. Объект налогообложения по подоходному налогу

18. Объект налогообложения на имущество предприятия

19. объект налогообложения в отношении банков и кредитных учреждений

20. Объекты налогообложения для физических лиц

21. Объекты налогообложения на имущество физических лиц

22. Объекты налогообложения на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения

Выберите субъекты налогового права, соответствующие их ос­новным обязанностям:

1) осуществлять контроль за со­блюдением законодательства о на­логах и сборах, осуществлять воз­врат излишне уплаченных сумм
1 ) налоговые органы 2) уплачивать законно установ­ленные налоги и сборы, вести учет своих доходов и объектов налогообложения
2) налогоплательщики 3) правильно и своевременно исчислять и удерживать из средств налогоплательщиков на­логи, а также перечислять их в бюджет
3) налоговые агенты 4) представлять организацию на основании закона или учреди­тельных документов

Выберите элементы налоговой правосубъектности, соответст­вующие их содержанию:

1) способность субъекта иметь налоговые права и обязанности
1) налоговая правоспособность 2) способность субъекта налого­вого права совершать юридиче­ски значимые действия
2) налоговая дееспособность 3) способность субъекта налого­вого права нести неблагоприят­ные последствия вследствие на­рушения законодательства о на­логах и сборах
3) налоговая деликтоспособность 4) способность субъекта налого­вого права совершать граждан­ско-правовые сделки

На семинаре, посвященном налоговому праву, студент Л. заявил, что в качестве объектов налогообложения выступают доходы на имущество налогоплательщика, а налоговым периодом называет­ся время, в течение которого должна быть определена налоговая база и уплачен налог.

Оцените верность суждений студента Л., и, если они неверны, поясните почему. Как бы вы ответили на вопрос, что такое объев налогообложения и налоговый период? Какие еще элементы нало­гообложения вы знаете?

Гражданин Евгений О. выдал гражданину Владимиру Л. дове­ренность на продажу своей дачи и получение денег по сделке. Л. продал дачу, получил деньги, но не передал их О., поэтому О. от­казался уплачивать налог на доходы физических лиц с данной сум­мы, мотивируя свой отказ тем, что деньги он фактически до сих пор не получил, они находятся у Л., следовательно, именно он должен внести в бюджет сумму налога.

Кто будет являться в данном случае налогоплательщиком? Мо­жет ли О. быть привлечен к ответственности за неполную уплату налога на доходы физических лиц?

Будет ли взиматься госпошлина и в каком размере в каждом из указанных случаев:

— при обращении гражданина в органы ЗАГСа с заявлением о регистрации рождения ребенка;

— при обращении в органы ЗАГСа с заявлением о регистра­ции брака;

— при обращении в органы ЗАГСа с заявлением о смене фа­милии;

— при обращении в органы ЗАГСа с заявлением о расторже­нии брака между супругами, не имеющими несовершеннолетних детей;

— при обращении гражданина к нотариусу в целях составле­ния и оформления завещания;

— при обращении с исковым заявлением о расторжении брака в суд;

— при обращении гражданина к нотариусу для вступления в наследство?

Какие льготы по уплате государственной пошлины установлены при обращении в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд?

Гражданин Б. получил доход:

— от заработной платы по основному месту работы;

— от продажи квартиры, находившейся в его собственности;

— по вкладу в коммерческом банке;

— от разовой сдачи книг в букинистический магазин;

— от публикации монографии и статей в журналах;

— по акциям, находящимся в его собственности;

— в виде подаренного ему родителями автомобиля;

— от выигранных в лотерею 5000 рублей;

— от выигранных в игровом клубе 50 000 рублей.

На основании норм Налогового кодекса РФ определите, какие из перечисленных доходов будут облагаться налогом на доходы физических лиц.

Иностранный гражданин приехал в Россию на 3 месяца для чтения лекций и проведения мастер-классов по договору с ком­мерческим вузом. В результате осуществления этой деятельности ему было уплачено 60 000 рублей.

Должен ли иностранный гражданин в данном случае уплатить налог на доходы физических лиц и если да, то в каком размере?

Сформулируйте определение налогового представителя. Какие виды налогового представительства предусмотрены законодатель­ством о налогах и сборах?

Кто может выступать налоговым представителем коммерческой организации-налогоплательщика:

— адвокат, заключивший с ней договор на юридическое об­служивание и имеющий доверенность на ведение дел в суде;

— сотрудник налогового органа, в котором организация состо­ит на налоговом учете;

— аудитор аудиторской фирмы, обслуживающей организа­цию-налогоплательщика?

1. Принцип соразмерности налогообложения предусматривает, что:

а) размер налога должен соответствовать экономическим возможностям
налогоплательщика;

б) налогообложение не должно парализовать реализацию гражданами
своих конституционных прав;

в) налогообложение должно быть соразмерно бюджетным потребностям
государства.

2. Налоговые льготы являются:

а) основным элементом юридического состава налога;

б) существенным элементом юридического состава налога;

в) факультативным элементом юридического состава налога.

3. Согласно Закону о дорожных фондах «налог уплачивают лица, реализующие горюче-смазочные материалы». Данной фразой предмет налогообло­жения:

а) установлен и определен;

б) установлен, но не определен;

в) определен, но не установлен.

4. Лицо, которое несет экономическую тяжесть налогообложения, назы­вают:

а) носитель налога;

б) субъект налога;

5. Включение в договоры налоговой оговорки в отношении прямых налогов:

а) допускается в строго установленных законодательством случаях;

б) допускается без ограничений;

в) не допускается.

6. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:

а) граждане Российской Федерации;

б) зарегистрированы в Российской Федерации независимо от гражданства;

в) прожили на территории Российской Федерации более полугода в ка­лендарном году независимо от гражданства и регистрации.

7. Налоговый статус юридического лица может зависеть от:

а) формы собственности;

б) организационно-правовой формы;

в) юридического адреса.

8. В налоге с владельцев автотранспортных средств автомобиль:

а) объект налогообложения:

б) предмет налогообложения;

в) база налогообложения.

9. Установить масштаб налога необходимо для того, чтобы:

а) избрать параметр для измерения предмета налогообложения;

б) количественно выразить налоговую базу;

в) установить связь между объектом и предметом налогообложения.

10. Территориальный принцип налогообложения предусматривает учет:

а) места регистрации налогоплательщика;

б) места фактического пребывания налогоплательщика;

в) местонахождения (регистрации) объекта (предмета) налогообложения.

Занятие 8. Основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов

На занятии предлагается обсудить следующие вопросы:

1. Понятие и виды государственных и муниципальных доходов. Централизованные и децентрализованные доходы. Налоговые и неналоговые доходы. Другие виды доходов.

2. Понятие и роль налогов. Соотношение налогов и других видов государственных доходов.

3. Юридическое определение налога. Цели юридического определения налога.

4. Разграничение понятий налог, пошлина, сбор.

5. Основные конституционные принципы налогообложения и сборов.

6. Понятие и участники налоговых правоотношений. Налогоплательщики. Налоговые агенты. Сборщики налогов. Банки как расчетно-кассовые центры. Иные участники.

7. Основные права и обязанности налогоплательщиков.

8. Источники налогового права. Внутригосударственные и международно-правовые источники.

1.Налоговые поступления в федеральном бюджете составляют:

2. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:

а) штрафы, пени, другие принудительные изъятия;

б) штрафы, пени за налоговые правонарушения;

в) штрафы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответ­ст­венности.

3. Государственные регалии — это:

а) освобождение от налогообложения за особые заслуги;

б) доходные прерогативы казны;

в) полномочия по сбору доходов (налогов).

4. Сословные представительные учреждения созывались с целью:

а) утверждения государственных расходов;

б) одобрения взимания налогов;

в) одобрения бюджета в целом.

5. Налоги характеризуются следующими признаками:

а) индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, обязательность;

б) индивидуальная безвозмездность, безэквивалентность, обя­затель­ность;

в) индивидуальная безвозмездность, обязательность, обеспеченность государственным принуждением.

6. Отличительная черта парафискалитетов:

а) принудительный характер взимания;

б) взимание в пользу юридических лиц, не являющихся органами власти или управления;

в) возвратный характер платежа.

7. Отличительной чертой сбора является:

а) возмездный характер платежа;

б) единовременный характер платежа;

в) возвратный характер платежа.

8. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:

а) пошлинам присуща специальная цель, а налогам — нет;

б) пошлинам присущи специальные интересы (возмездность), а налогам — нет;

в) пошлины устанавливаются в твердой сумме, а налоги могут устанавливаться в процентах от налоговой базы.

9. Существо принципа “справедливость по вертикали”:

а) перераспределение дохода установлением повышенных ставок налога;

б) одинаковое налогообложение лиц, получающих одинаковый налогооблагаемый доход;

в) изъятие в виде налога одинаковых долей дохода.

10. Согласно принципу нейтральности налогообложение:

а) должно проводиться способами и в формах, удобных для налого­плательщиков;

б) не должно оказывать разрушающего влияния на рынок;

в) не должно зависеть от гражданства лица, места происхождения капитала и других оснований дискриминационного характера.

11. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налого­обложения и сборов должны быть установлены:

а) федеральным законом РФ;

б) Налоговым кодексом Российской Федерации;

в) федеральным конституционным законом РФ.

12. Основные принципы налогообложения и сборов подлежат применению арбитражными судами и судами общей юрисдикции, если:

а) закреплены в федеральном законодательстве;

б) закреплены в резолютивной части постановлений КС РФ или законодательством;

в) закреплены в мотивировочной части постановлений КС РФ или законодательством.

13. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

а) к ведению федерации;

б) к совместному ведению федерации и субъектов федерации;

в) к ведению субъектов федерации.

14. Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов означает:

а) установление размеров налогообложения, достаточных для покрытия социально значимых расходов государства;

б) приоритет фискальной функции налогообложения над регули­рующей;

в) зависимость прав налогоплательщиков от конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

15. Принцип ограничения форм налогового законотворчества предусматривает:

а) запрет на установление налогов иначе, чем актами органов представительной власти;

б) запрет делегирования полномочий по установлению налогов;

в) запрет на включение норм налогообложения в законодательство, не посвященное налогообложению как таковому.

16. Принцип равного налогового бремени означает, что:

а) не допускается установление дополнительных, повышенных налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения плательщика и иных оснований дискриминационного характера;

б) необходимо учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности;

в) не допускается предоставления индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налогов, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей.

17. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что не допускается установление:

а) налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ;

б) дополнительных местных налогов, не предусмотренных федеральным законом;

в) дополнительных региональных и местных налогов, не предусмотренных федеральным законом.

18. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает, что:

а) разделяются полномочия по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

б) разделяются полномочия по установлению и введению налогов и сборов — с одной стороны, и взиманию — с другой;

в) полномочия в налоговой сфере распределяются между федерацией, субъектами федерации и органами местного самоуправления.

19. Налоговое обязательство является относительным. Это означает, что:




а) оно имеет строго определенный состав участников;

б) законодательство устанавливает признаки субъектов налога, а не их персональный состав;

в) законодательство устанавливает условия определения суммы налога, а не его размер.

20. Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:

а) односторонний характер;

в) только положительное содержание.

21. Налоговый учет — это:

а) система учета информации о хозяйствующем субъекте;

б) подраздел бухгалтерского учета;

в) система интерпретации данных бухгалтерского учета.

Задания

1. Назовите критерии классификации государственных и муниципальных доходов и укажите виды доходов, выделенные на основе этих критериев.

2. Расскажите подробнее о неналоговых доходах бюджетов. Законодательством каких отраслей права регулируются условия формирования этих доходов?

3. Объясните, почему понятие «государственные доходы» шире понятия «доходы бюджета». Порассуждайте, должны ли все государственные доходы учитываться в доходах государственного бюджета.

4. Расскажите о значении налогов для формирования государственного бюджета на основе текущих статистических данных об исполнении государственного бюджета Российской Федерации, данных ФНС РФ о поступлении налогов и сборов.

5. Почему говорят, что парламентаризм развился благодаря налогам?

6. Назовите главные черты налога как правового института.

7. Объясните, какая основная задача решается при разработке юридического определения налога. Сравните определения налога, данные в Налоговом Кодексе Российской Федерации и учебниках по налогообложению по экономическим специальностям. Объясните различия.

8. Объясните, что имеют в виду, когда говорят о том, что сборы и пошлины являются индивидуальными платежами.

9. Какие основания утверждать, что пошлины взыскиваются в связи с услугой публично-правового характера, а не за услугу.

10. Приведите примеры, когда наименование фискального платежа не соответствует его правовой природе.

11. Как называется группа налогов, размер которых не зависит от фактической платежеспособности облагаемого лица?

12. Какие существуют основания для выделения группы косвенных налогов? Приведите примеры этих налогов.

13. Какие группы налогов выделают в зависимости от их бюджетной функции? Приведите соответствующие примеры.

14. Почему не все налоги, зачисляемые в местные бюджеты, можно назвать местными налогами? Приведите примеры государственных и местных налогов.

15. Расскажите, почему преимущество отдается общим налогам. В каких случаях оправдано установление целевых налогов?

16. Расскажите о четырех принципах налогообложения, сформулированных А.Смитом. Как изменившиеся экономические, социальные и политические обстоятельства повлияли на содержание этих принципов?

17. Каково правовое значение конституционных принципов налогообложения и сборов? Как их можно классифицировать?

18. Расскажите о том, как в налоговом праве развиваются конституционные положения о праве на труд и о праве на жизнь.

19. Какое значение для налогового законодательства имеет конституционное требование всеобщности и единства бюджета?

20. Расскажите о конституционных основах налогового законотворчества. Укажите статьи Конституции Российской Федерации, определяющие компетенцию органов государственной власти в сфере налогообложения, основы налоготворческих процедур.

21. Объясните, в чем состоят различия принципа равенства налогоплательщиков и принципа равного налогового бремени.

22. Какой принцип налогообложения препятствует установлению индивидуальных налоговых льгот.

23. Расскажите, как налогообложение может влиять на реализацию гражданами своих конституционных прав. Какие ограничения в этом отношении устанавливает Конституция Российской Федерации?

24. Объясните, каково содержание конституционного принципа единства налоговой политики.

25. Расскажите о соотношении принципа единства системы налогов и принципа разделения налоговых полномочий.

26. Означает ли публично-правовой характер налоговых правоотношений нахождение налоговых органов и налогоплательщиков в отношениях власти – подчинения?

27. Расскажите о системе участников налоговых правоотношений. Кратко охарактеризуйте роль каждой группы участников.

28. Объясните, в чем состоят различия понятий «консолидированные налогоплательщики» и «взаимозависимые налогоплательщики».

29. Расскажите, как регулирует Налоговый Кодекс Российской Федерации порядок и основания получения налогоплательщиками необходимой им информации от налоговых и финансовых органов.

30. Расскажите, какие сведения в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации составляют налоговую тайну. Какую информацию о налогоплательщике налоговые органы вправе распространять?

31. Расскажите об основных обязанностях налогоплательщика. Раскройте их содержание. Назовите статьи Конституции и НК РФ, устанавливающие эти обязанности.

32. В каком порядке может проходить постановка лиц на налоговый учет? Какие требования предъявляет НК РФ к налогоплательщикам в отношении налогового учета?

33. Какими мерами принуждения обеспечивается выполнение обязанности полностью и своевременно уплачивать налоги?

34. Определите основные различия между понятиями «сборщик налогов» и «налоговый агент».

35. Расскажите о системе публично-правовых обязанностей банков как рассчетно-кассовых центров.

36. Представьте источники налогового права в виде системы. Дайте краткую характеристику каждой группе источников налогового права.

37. Каковы роль и значение подзаконных актов в регулировании налоговых правоотношений?

38. Каково содержание конституционного запрета придавать обратную силу актам законодательства о налогах и сборах?

39. Как в законодательстве реализуется требование стабильности условий налогообложения?

40. По каким признакам можно судить о том, что подзаконный нормативный акт о налогообложении не соответствует закону?

41. Расскажите о значении для регулирования налоговых отношений актов высших судебных органов Российской Федерации. Приведите примеры документов, наиболее значимых в этом отношении.

42. Расскажите о системе международных источников налогового права. Какие нормы российского законодательства закладывают основу для применения международно-правовых актов?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: