Налоговое право кучерявенко н п

Опубликовано: 15.05.2024

1 Н.П. Кучерявенко КУРС НАЛОГОВОГО ПРАВА В 2 ТОМАХ Том 2. Особенная часть Под редакцией Д.М. Щекина ÌÎÑÊÂÀ 2010

2 УДК ББК К 95 Рецензенты: Л.К. Воронова, доктор юридических наук, профессор, академик Академии правовых наук Украины (Киевский национальный университет Украины имени Тараса Шевченко); Е.Ю. Грачева, доктор юридических наук, профессор (Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина) Кучерявенко Н.П. К 95 Курс налогового права: В 2 т. Т. 2: Особенная часть / Под ред. к.ю.н. Д.М. Щекина. М.: Статут, с. ІSВN ІSВN (т. 2) (в пер.) Во втором томе «Курса налогового права» анализируются основные положения, характеризующие отдельные платежи, составляющие налоговую систему Украины. Определенным образом они структурированы по типам, что позволило выделить шесть разделов (косвенные налоги, прямые налоги и т.д.). Автором предпринята попытка однотипного подхода к рассмотрению каждого налога и сбора. За основу взята логика первого тома «Курса налогового права», а именно глав, где характеризуется и раскрывается содержание правового механизма налога, и формируется алгоритм анализа налогового платежа (плательщик, объект, база, ставка и т.д.). В некоторых случаях (особенно по местным налогам и сборам) данная логика носит усеченное выражение, поскольку в отдельных сборах невозможно четко выделить объект или базу. Издание рассчитано на преподавателей и студентов юридических и экономических учебных заведений, читателей, интересующихся проблемами налогового права. ІSВN ІSВN (т. 2) УДК ББК Н.П. Кучерявенко, 2010 Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2010

3 ОГЛАВЛЕНИЕ Оглавление ВСТУПЛЕНИЕ. 3 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ РАЗДЕЛ I. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ ГЛАВА 1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ Понятие налога на добавленную стоимость Плательщик налога на добавленную стоимость Объект налогообложения База налогообложения Ставки налога на добавленную стоимость Льготы по налогу на добавленную стоимость Порядок исчисления налога на добавленную стоимость Уплата налога на добавленную стоимость Бюджетное возмещение Учет по налогу на добавленную стоимость Налоговая накладная Налоговый кредит. Налоговый вексель. 98 ГЛАВА 2. АКЦИЗНЫЙ СБОР Понятие акцизного сбора Плательщики акцизного сбора Объект налогообложения База налогообложения Ставки акцизного сбора Льготы по акцизному сбору Порядок исчисления акцизного сбора Уплата акцизного сбора Марки акцизного сбора РАЗДЕЛ II. ПРЯМЫЕ НАЛОГИ ГЛАВА 3. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ Динамика законодательного регулирования налогообложения доходов юридических лиц в Украине Плательщик налога на прибыль Объект налогообложения Ставка налога. 249

4 3.5. Льготы по налогу на прибыль Исчисление и уплата налога на прибыль ГЛАВА 4. НАЛОГ С ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Место налога с доходов физических лиц в налоговой системе Украины Плательщик налога с доходов физических лиц Объект налога с доходов физических лиц Ставка налога с доходов физических лиц Льготы по налогу с доходов физических лиц Порядок уплаты налога с доходов физических лиц Другие дополнительные элементы правового механизма налога с доходов физических лиц ГЛАВА 5. НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО ГЛАВА 6. НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ Место налога на землю в системе налогов и сборов Украины Плательщики налога Объект налогообложения Ставки налогообложения Льготы по налогу Исчисление и уплата налога Отчетность по плате за землю ГЛАВА 7. НАЛОГ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ САМОХОДНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ Общие сведения о налоге Плательщики налога Объект налогообложения Ставка налогообложения Льготы по налогу Исчисление и уплата налога ГЛАВА 8. НАЛОГ НА ПРОМЫСЕЛ Место налога на промысел в налоговой системе Украины Плательщики налога на промысел Объект налогообложения Ставка налога Льготы по налогу на промысел Исчисление и уплата налога

5 РАЗДЕЛ III. ПОШЛИНЫ ГЛАВА 9. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА Место таможенных платежей в системе налогов и сборов Украины Система таможенных платежей Таможенная пошлина, ее специфика и виды ГЛАВА 10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА Правовой механизм государственной пошлины Взыскание пошлины из заявлений, жалоб, которые подаются в суд, и за выдачу судом копий документов Взыскание государственной пошлины с исковых заявлений, которые подаются в хозяйственные суды Взыскание государственной пошлины за нотариальные действия, совершенные государственным и нотариальными конторами и исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских Советов Государственная пошлина по делам, которые рассматриваются в органах Министерства внутренних дел и Министерства иностранных дел Украины Взыскание государственной пошлины за регистрацию местожительства Взыскание государственной пошлины за регистрацию актов общественного состояния Взыскание государственной пошлины за выдачу разрешения на право охоты и рыболовли Взыскание государственной пошлины за операции с ценными бумагами, биржевые операции, проведении аукционов и другиех операций Порядок возврата или зачета государственной пошлины РАЗДЕЛ IV. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ ГЛАВА 11. ЕДИНЫЙ НАЛОГ ГЛАВА 12. ФИКСИРОВАННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ РАЗДЕЛ V. ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СБОРЫ ГЛАВА 13. СБОР ЗА ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЕ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

6 ГЛАВА 14. СБОР ЗА СПЕЦИАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Сбор за специальное использование лесных ресурсов Плата за специальное использование водных ресурсов Плата за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых Плата за специальное использование других природных ресурсов ГЛАВА 15. СБОР ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ГЛАВА 16. СОЦИАЛЬНЫЕ СБОРЫ Сбор на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужили причиной потери трудоспособности Сбор на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением Общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы ГЛАВА 17. СБОР НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ Плательщики пенсионных взносов Объект налогообложения при взыскании пенсионных взносов Ставки пенсионных взносов Льготы при уплате пенсионных взносов Порядок уплаты пенсионных взносов Учет и отчетность плательщиков пенсионных взносов Уплата пенсионных взносов с отдельных видов хозяйственных операций ГЛАВА 18. ПЛАТА ЗА ТОРГОВЫЙ ПАТЕНТ НА НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВА 19. СБОР НА РАЗВИТИЕ ВИНОГРАДАРСТВА, САДОВОДСТВА И ХМЕЛЕВОДСТВА ГЛАВА 20. ЕДИНЫЙ СБОР, КОТОРЫЙ ВЗИМАЕТСЯ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ УКРАИНЫ

7 ГЛАВА 21. СБОР ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАДИОЧАСТОТНОГО РЕСУРСА УКРАИНЫ ГЛАВА 22. СБОР В ФОНД ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НАЧАЛЬНЫЙ, РЕГУЛЯРНЫЙ, СПЕЦИАЛЬНЫЙ) ГЛАВА 23. СБОР В ВИДЕ ЦЕЛЕВОЙ НАДБАВКИ К ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ТАРИФУ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ ГЛАВА 24. СБОР ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ГАСТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ГЛАВА 25. СБОР В ВИДЕ ЦЕЛЕВОЙ НАДБАВКИ К ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ТАРИФУ НА ПРИРОДНЫЙ ГАЗ РАЗДЕЛ VI. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ ГЛАВА 26. МЕСТНАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАВА 27. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ Налог с рекламы Коммунальный налог ГЛАВА 28. МЕСТНЫЕ СБОРЫ Сбор за парковку автотранспорта Рыночный сбор Сбор за выдачу ордера на квартиру Сбор с владельцев собак Курортный сбор Сбор за участие в бегах на ипподроме Сбор за выигрыш на бегах Сбор с лиц, которые принимают участие в игре на тотализаторе, на ипподроме Сбор за право на использование местной символики Сбор за право на проведение кино- и телесъемок Сбор за право на проведение местных аукционов, конкурсных распродаж и лотерей Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли. 632

8 Николай Петрович КУЧЕРЯВЕНКО КУРС НАЛОГОВОГО ПРАВА В 2 т о м а х ТОМ 2 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Редактор А.Д. Шорохов Корректор Л.А. Галайко Художественное оформление: В.В. Самойлова Компьютерная верстка: О.Л. Божьева Подписано в печать Формат / 16. Бумага офсетная. Гарнитура Newton. Печать офсетная. Усл. печ. л. 40. Тираж 1000 экз. Заказ. Издательство «Статут»: , г. Москва, ул. Лобачевского, д. 92, корп. 2; тел./факс: +7 (495) ISBN

9 «Коммерсантъ-Деньги» и «Эксперт» РА: «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» шесть лет подряд занимает 1-ое место в сфере юридического консалтинга в России среди российских юридических и консалтинговых фирм по итогам деятельности в гг. ПЕПЕЛЯЕВ ГРУПП СЕГОДНЯ Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» / Исследование «Карта российского аудита и консалтинга»: По итогам 2008 г. PG&P является лидером среди российских юридических и консалтинговых компаний в предоставлении юридических услуг компаниям в 12 отраслях промышленности, в том числе: металлургический комплекс (включая угольную промышленность); машиностроение; химическая промышленность и фармацевтика; связь, транспорт, торговля; пищевая промышленность; промышленность строительных материалов; строительство и девелопмент; агропромышленный комплекс; лесопромышленный комплекс. Также юристы PG&P в числе ведущих юридических консультантов компаний в таких отраслях, как нефтяная и нефтегазовая промышленность, банковская деятельность, страховые компании, инвестиционные институты, здравоохранение и образование. The European Legal 500: «Пятый год подряд The European Legal 500 упоминает в числе особо рекомендованных (highly recommended) основные практики компании: корпоративное право / слияния и поглощения / M&A, налоговое право, земля и недвижимость, коммерческое право, защита интеллектуальной собственности (в 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 годах)». «Компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» является одним из ведущих игроков российского рынка юридических услуг» «Компания может гордиться более чем внушительным списком своих клиентов Компанию ценят за клиентский сервис и четкость коммуникации»

Название: Основы налогового права - Кучерявенко М. П.

Жанр: Правоведение


ГЛАВА 7 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

7.1. Система принципов налогообложения

Анализируя систему принципов, связанных с налогообложением, необходимо определить ее составные. Украинское налоговое законодательство использует не совсем четкий термин «налогообложение», когда речь идет о принципах налогооболжения. Не понятно, что имеется в виду: регулирование принципов налога, налоговой системы, налогового законодательства и т.д.

Общую систему принципов налогообложения сформулировал Адам Смит. Она была развита его последователями и на современном этапе также отражает особенности и тенденции налоговой системы.

1. Стабильность и предсказуемость — предполагает неизменность основных налоговых платежей и правил взыскания налога в течение продолжительного времени, а также логичность с экономической и правовой стороны изменений налогового законодательства.

2. Гибкость — предусматривает оперативное изменение налоговых платежей, способов их исчисления, системы льгот и санкций в зависимости от изменения ситуации.

3. Равновесие — обеспечивает ориентацию государства на поддержку с помощью налогов структурного равновесия.

4. Подвижность — отражает чуткость налоговых платежей к изменениям в области формирования, перемещения налогооб-лагаемой базы или появления новых форм налогов.

5. Выражение четкой антиинфляционной направленности через налоговые изъятия.

6. Удобство как для плательщика при внесении налоговых платежей, так и для контролирующего субъекта по изъятию налога и государства при использовании налоговых рычагов.

7. Равенство — обеспечивает обязанность плательщиков при равных оценочных условиях и размерах доходов.

8. Стимулирование, т.е. формирование экономических и правовых интересов в осуществлении определенной деятельности и получении более высоких доходов.

5 М.П. Кучерявенко °5

9. Экономичность — соотносит затраты по сбору налога (содержание аппарата, разработка документации и т.д.) и доходы от сбора налоговых поступлений.

10. Равномерность охвата — предусматривает рациональное выделение в качестве объекта обложения различных элементов стоимости или видов деятельности, а не сосредоточение налогового бремени исключительно на одной какой-нибудь их части.

7.2. Принципы налогового права

Принципы налогового права охватывают руководящие положения права, исходные направления, основные начала, определяющие суть всей системы, отрасли или института права. Кроме того, в результате правового закрепления принципы приобретают всеобщее значение, выступают своего рода ориентиром при становлении и развитии права. Особенно велико общеметодическое значение принципов при формировании правоприменительной практики.

Принципы налогового права, бесспорно, должны относиться к числу его основных механизмов, несущих конструкций. Налоговому праву как составной части правовой системы присущи общеотраслевые принципы, находящие свое отражение во всех отраслях: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности и т.д. Что касается специальных (отраслевых) принципов, то одни из них находят свое прямое закрепление в конкретных нормах налогового закона (принципы-нормы), другие получают свое выражение в системе норм, регулирующих уплату конкретного налога (принципы, которые вытекают из норм).

Принципы налогового права включают:

1) Материальные, которые определяют сущность категорий, норм, используемых налоговым правом, выстраивая их в определенную иерархическую систему:

а) налоги и сборы, взыскиваемые в государстве, едины на всей его территории;

б) налоги и сборы должны исходить из реальных возможностей плательщика и носить справедливый характер. Принцип справедливого налогообложения лежит в основе многих законодательств.

2) Процессуальные — регулируют сферы компетенции субъектов налоговых правоотношений, механизм установления, изменения и отмены налоговых платежей. Они включают:

Гтава 7. Правовое регулирование принципов налогообложения

а) исключительное право органов государственной власти законодательно устанавливать, изменять, отменять налоги. Основы законодательного закрепления налогов заложены в нормах конституций;

б) налоги и сборы не могут устанавливаться или применяться, исходя из политических, идеологических и других критериев;

в) плательщики налогов платят налоги и сборы, установленные на данной территории, на основе равенства перед законом, регулирующим действие налога;

г) регулярность пересмотра налоговых законов. Этот принцип разрешает соединить стабильность и гибкость в налогообложении.

В соответствии с французским налоговым законодательством утвержденный налог должен ежегодно подтверждаться текущим финансовым законом. В Норвегии предусматривается обязательная процедура подтверждения или пересмотра налогового законодательства после окончания срока полномочий парламента1.

3) Расчетные — регулируют функционирование конкретного налогового механизма, определение основных его элементов и перечисление средств в соответствующие бюджеты. В реализации этих принципов широко участвуют и подзаконные акты.

7.3. Принципы налоговой системы

Принципы налоговой системы отражают соотношение, взаимосвязь элементов налоговой системы (налогов, сборов, таможенной пошлины). В широком смысле под принципами налоговой системы понимается вся их совокупность, регулирующих налогообложение. Так, сюда можно включить следующие принципы: простота начисления отдельных налогов; отсутствие дублирования; простота и экономичность сбора налогов; стабильность; пропорциональность налоговых сборов услугам, предоставляемым государством; приемлемый размер общего налогового давления.

На наш взгляд, принципы построения налоговой системы включают:

1) Принцип равного налогового бремени (нейтральности, универсализации) — предусматривает общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.

См.: Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. - С. 79.

Этот принцип сформулирован в Конституции Украины и вытекает из нее непосредственно. В сфере налоговых отношений данный принцип означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышение по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения плательщика налогов и других носящих дискриминационный характер оснований. Этот принцип часто определяется в специальной литературе как принцип нейтральности налогообложения; согласно ему каждый плательщик налогов без каких-либо исключений обязан платить законно установленные налоги и сборы.

2) Принцип стабильности. Предусматривает стабильность на двух уровнях:

а) плательщика — в этом случае он привыкает, приспосабливается к налоговым рычагам, находит наиболее выгодное применение своим способностям и средствам;

б) налогового органа — в этой ситуации создаются четкие механизмы учета, контроля, совершенные формы документации, инструкции и т.д.

Практически как отражение принципа стабильности рассматривается принцип гибкости, хотя иногда их характеризуют как взаимоисключающие принципы. Одназначно стабильный, неизменный налог в результате приведет к диспропорции. Он должен меняться под влиянием складывающейся экономической ситуации, а иногда и стимулировать ее развитие. Поэтому гибкое поведение налогового механизма — одно из условий стабильности налога вообще. Думается, что стабильность должна касаться основных признаков налога, а гибкость — дополнительных.

3) Принцип равенства. Суть этого принципа включает несколько составляющих:

а) непосредственное равенство всех плательщиков налогов, которое ставит их в одинаковое положение по отношению к налоговому прессу;

б) равновесие — действие налоговых рычагов, поддерживающее структуру экономики, соотношение подразделений, отраслей во взаимосвязи, что исключает диспропорции, обеспечивает поступательное, сбалансированное развитие;

в) равнонапряженность — особенность налогов всей национальной налоговой системы, при которой одинаковое по напря-

Глака 7. Правовое регулирование принципов налогообложения

жению давление (не путать с равным давлением) действует на все составляющие элементы объекта налогообложения. Важно обеспечить не равное, а именно равнонапряженное давление. Смысл этого состоит в том, чтобы сделать невыгодным перевод отдельных элементов одной из частей стоимости (например, зарплаты или дохода) в другую (материальные затраты), так как это и является одним из каналов уклонений от налогообложения. Равное давление в этом случае невозможно использовать, поскольку разные элементы стоимости по-разному принимают участие в создании новой стоимости. Равнонапряженное давление подорвет стимулы к росту производства.

4) Принцип целостности предусматривает использование целостной системы налоговых рычагов, которые оказывают равное давление на все объекты налогообложения.

При переходе от одного рычага к другому необходимо перестраиваться не только плательщику, но и налоговому органу, а если исходить из принципа целостности налоговой системы, то и другим видам налогов, совершенствовать документальное обеспечение.

5) Принцип единой цели предполагает формирование бюджетов в размерах, которые обеспечивают возможность удовлетворения основных государственных потребностей.

6) Принцип предела налогового давления означает установление рационального налогового давления на плательщика, при котором сохранялись бы стимулы для роста производства и деятельности налогоплательщика.

7) Принцип рационального объединения прямых и косвенных налогов предусматривает как соединение механизмов прямого и косвенного налогообложения (необходимо учитывать, что косвенные налоги более привлекательны в плане исчисления, уплаты, но это не значит, что налогообложение должно предполагать крен в сторону ограничения потребления), так и упорядочение соотношения прямых и косвенных налогов. В сфере прямого налогообложения — это объединение поступлений от налогов на доходы и имущество, в сфере косвенного — от налогов на внутреннее и внешнее потребление.

8) Принцип деления налогов по уровню компетенции органов государственной власти означает закрепление за конкретными органами полномочий в сфере установления, изменения или отмены налогов, сборов и т.д.

7.4. Принципы налога

Реализация функций налога непосредственно связана с теми принципами, которые в нем заложены и реализуются в конкретном виде налога. Принципы налога реализуется через конкретные проявления, характеризующие особенности этого специфического механизма:

1) однократность обложения означает, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный период (налоговый период);

2) наиболее важные налоги, обеспечивающие преобладающее поступление средств в бюджет, и перечень всех других устанавливаются центральным органом государственной власти. Правительством регулируется механизм взыскания и распределения;

3) универсализация налога предусматривает независимость налогового давления от форм собственности плательщика, равный подход к условиям налогообложения любых субъектов. Этот принцип формирует также условия равного отчисления любой части объекта независимо от источников его получения, т.е. все плательщики обязаны отчислять равную часть доходов от своей деятельности;

4) научный подход в формировании элементов налогового механизма;

5) принцип справедливости реализуется через реальное налогообложение и отражает демократизм государственного строя, ценности государственного устройства. При этом важно, какая часть дохода плательщика перечисляется в виде налога, насколько объективно распределяется бремя налогов среди различных групп и слоев общества, и конечно, на что расходуются собранные налоги.

Государство определяет необходимые налоги, обусловленные реальными потребностями общества. Понятно, что представления об обоснованности налогов находятся на стыке индивидуальных, групповых, региональных, государственных интересов.

7.5. Принципы налогового законодательства

К принципам налогового законодательства можно отнести: 1. Принцип объединения интересов государства, органов местного самоуправления и плательщика налогов, который в правовом

I лака 7 Правовое регулирование принципов налогообложения

регулировании налогообложения является тем юридическим принципом, который органически присущ любой налоговой системе и любой системе налогового законодательства. Этот принцип вытекает из совокупности норм Конституции Украины, налоговых и иных нормативных актов. Данный принцип предусматривает неравенство субъектов налогообложения. В частности, их неравенство проявляется в неравноправном положении налогоплательщиков при взыскании недоплат и штрафов и возвращении переплаченных сумм налогов из бюджета. При этом право налогоплательщика на защиту переплетается с презумпцией виновности, в соответствии с чем налоговым органам предоставлено право бесспорного взыскания недоплаты и штрафов.

2. Принцип установления налогов исключительно законами, закрепленный в Конституции Украины и включающий в себя два аспекта:

— установление налогов должно осуществляться компетентными органами государственной власти;

— установление налогов должно осуществляться только в установленной форме — законами.

В истории современного украинского налогообложения данный принцип не раз проходил серьезные испытания. Понятие «законно установленный» включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимаются налоги и сборы. Таким актом может быть только закон. Конституция не допускает взимание налога и сбора на основании указа, постановления, распоряжения и т.п.

3. В качестве специального принципа следует указать приоритет налогового закона над неналоговыми законами. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, которые так или иначе касаются налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и отвечают нормам, содержащимся в налоговом законодательстве. Следовательно, в случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.

4. Возлагая на плательщиков обязанности по уплате налогов, государство вместе с тем гарантирует им и защиту от незаконных налогов и сборов. Так, законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

5. Значение принципа наличия всех элементов налогового механизма в налоговом законе трудно переоценить. Отсутствие

хотя бы одного элемента означает, что обязанности плательщика налогов по уплате налога не установлены. Следовательно, плательщик налогов имеет право не платить данный налог.

К этой подсистеме принципов можно отнести также принципы надлежащей правовой процедуры законодательных (нормативных) актов по налогообложению; согласование и упорядочение налогового и бюджетного законодательства и другие.

1. Система принципов налогообложения и ее состав.

2. Законодательное закрепление принципов налогообложения.

Грачева Е.Ю., и.о. заведующего кафедрой финансового права и бухгалтерского учета МГЮА, доктор юридических наук, профессор.

В науке финансового права - событие! В свет вышли первые три тома из планируемых шести "Курса налогового права", подготовленные известным ученым не только на Украине, но и в Российской Федерации - доктором юридических наук, профессором Николаем Петровичем Кучерявенко, заведующим кафедрой Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого.

Николай Петрович - один из самых известных, интересных современных исследователей проблем финансового и особенно налогового права в эпоху формирования рыночных отношений в Российской Федерации и на всем постсоветском пространстве.

Актуальность, своевременность подготовки "Курса налогового права" обусловлены коренными преобразованиями во всех сферах общественной жизни, связанными с созданием новых форм и методов управления и регулированием общественных отношений, отличных от ранее существовавших в условиях прежней системы власти. Это обусловило внимание специалистов в области финансового права к многочисленным проблемам финансово-правового регулирования, а особенно к сфере налогообложения. Рыночные реформы повлекли за собой преобразования во всей правовой системе государства, что связано с повышением роли права как регулятора общественных отношений. Коренным преобразованиям подверглись все отрасли права, в том числе финансовое право. Повышение роли финансов в условиях рыночной экономики при перераспределении национального дохода обусловило и возросшую роль финансового права, а также налогового права как его подотрасли в системе российского права в целом. Знание норм финансового права, выработка умений и навыков по их применению в повседневной практике стали необходимостью для юристов, экономистов, работников государственных и муниципальных органов власти.

Подготовленная работа отличается фундаментальностью, в которой с учетом современного осознания происходящих процессов, связанных с повышением роли налогов в системе методов регулирования, воздействия на общественные процессы со стороны публичной власти, осмысливается феномен такого общественного явления, как налоги. Стоящие перед автором грандиозные цели научного исследования потребовали всестороннего изучения многочисленных проблем налогового права с позиций историко-правового анализа, выявления экономической сущности налогов, а также с учетом зарубежного опыта.

Грандиозные цели и задачи исследования обусловили оригинальность структуры работы. Так, первый том - "Генезис налогового регулирования" - состоит из двух частей. В первой части мы становимся свидетелями захватывающего по глубине охвата, логике исследования и изложения интереснейшего материала о возникновении налогов и налоговых систем, включая зарождение налоговых платежей в государствах Древнего мира, в том числе в Палестине, Урарту, Ассирии, Вавилоне, Древнем Египте, Китае, Древней Греции, Древнем Риме и многих других. Отдельные главы посвящены развитию налогообложения в Средние века в европейских государствах и налогам и сборам в период становления буржуазного строя соответственно.

Безусловно, центральное положение в первой части первого тома занимают пятая и шестая главы, посвященные анализу формирования налоговой системы Российской империи, начиная с налогов и сборов в Древней Руси вплоть до 1917 г. Поражает и восхищает исследовательская база работы, в которой цитируются в обоснование тех или иных событий и обстоятельств работы известнейших ученых разных стран, законодательство, документы многочисленных государств всех исторических эпох. Подготовленный "Курс. " доказывает, что только при таком фундаментальном подходе к исследованию феномена налога возможно выявление общесоциальных закономерностей его возникновения, уяснение основных тенденций его становления и развития в различные исторические эпохи, а также на современном этапе рыночных реформ и преобразований в наших странах.

Часть вторая первого тома целиком посвящена реформированию налогов в период Советской власти, а также становлению налоговой системы Украины в начале 90-х годов. Общность исторической судьбы наших народов обусловила методологически оправданный и научно обоснованный подход к исследованию налоговых систем наших стран в единстве и взаимосвязи.

Второй и третий тома "Курса налогового права" посвящены рассмотрению вопросов общей части налогового права. Автор намеренно заостряет внимание читателя на наиболее сложных проблемах современного налогового права, предлагая собственное видение проблем. К таким проблемам относится определение налогового права как "сложного института финансово-правового института", налогово-правовой нормы, налогового правоотношения. Интересными и заслуживающими поддержки и одобрения являются научные подходы автора к формулированию предмета и метода налогового права, его системе, источникам, а также к определению налогового законодательства.

В третьем томе Н.П. Кучерявенко освещает правовую форму налогов, останавливаясь на их месте среди иных государственных доходов, дает понятие налога, его признаков, функций, предлагает классификацию налогов, а также показывает различия между налогом, сбором и пошлиной.

Автор вводит в научный оборот новые категории, понятия, в том числе говорит об основных и дополнительных элементах правового механизма. Заслуживают поддержки его рассуждения о правовой природе налоговой обязанности, аргументированно дискутирует со сторонниками введения в научный оборот категории "налоговое обязательство". В работе рассматриваются и иные чрезвычайно важные и значимые для науки и практики правовые явления.

Проделанная работа впечатляет и восхищает. В то же время высказывать свое окончательное мнение не время, т.к. исследование продолжается, читателя ждут новых открытий и откровений в следующих трех томах.

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин–

Балашиха, 2004 год

Н А Л О Г О В О Е П Р А В О

для студентов юридического факультета

очной и заочной формы обучения

Автор: Кутаев В.С., юрисконсульт юридической службы Военно-воздушных сил (преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета ИСЭПиМ)



Рецензент: Курбатов Г.Л., зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин юридического факультета ИСЭПиМ, кандидат юридических наук, профессор




Учебно-методическое пособие рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Института социально-экономического прогнозирования и моделирования.

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартоми с принятой в Институте социально-экономического прогнозирования и моделирования концепцией подготовки специалистов с инновационным мышлением.

2.Содержание программы курса. Литература.

3.Тематический план курса «Налоговое право».

4.Расчасовка времени, предоставляемая в учебную часть преподавателем.

5.Темы рефератов по курсу «Налоговое право».

6.Вопросы к зачёту по курсу «Налоговое право».

7.Методика проведения занятий по курсу «Налоговое право» с использованием метода спонтанных инноваций.

Данное учебно-методическое пособие предусматривает изучение курса «Налоговое право» - одного из важнейших отраслей права Российской Федерации.

Многовековый опыт и полная драматизма история налогообложения убедительно доказали, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику.

В российской юридической науке «Налоговое право» принято рассматривать как часть более крупного правового образования — российского финансового права. Такой подход объясняется тем, что традиционно налоговое право определяется как институт или подотрасль в рамках отрасли финансового права, т. е. совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства, необходимых для реализации его задач (Халфина Р. О.). Однако в литературе последних лет при упоминании этой проблемы чаще говорят о формировании именно подотрасли налогового права (А. В. Брызгалин, М. В. Карасева, М. В. Орлов, Н. И. Химичеваи др.). Некоторые ученые именуют налоговое право сложным институтом (Л. К.Воронова, Н. П. Кучерявенко и др.). Другие исследователи, признавая «Налоговое право» подотраслью, предлагают выделять в системе финансового права еще более крупные структурные подразделения (не известные иным отраслям) — разделы. При этом подотрасль «Налогового права» оказывается элементом финансово-правового раздела «правовое регулирование государственных и муниципальных доходов».

С другой стороны, в публикациях встречаются утверждения об отраслевой самостоятельности «Налогового права» (В. В. Витрянский, С. А. Герасименко, Ю. А. Тихомиров.

В учебно-методическом пособии рассматриваются теоретические основы налогового права, механизм правового регулирования налоговых отношений, налоговый контроль, налогово-правовая ответственность, налоговая обязанность, отдельные виды федеральных, региональных и местных налогов.

Цель изучения курса «Налоговое право» - формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков в области налоговых правоотношений.

Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Налоговое право» и предназначенадля студентов юридического факультета ИСЭПиМ.

После изучения курса «Налоговое право» студенты очной и заочной формы обучения пишут реферат и сдают зачёт.

В результате изучения курса «Налоговое право» студент должен

  • историю развития и становления налогового права;
  • основные нормативные правовые акты источниковедческой базы налогового права;
  • Законы Российской Федерации по регулированию налоговых правоотношений и других, примыкающих к ним отраслей права;
  • сущность и содержание подзаконных актов Российской Федерации от Указов Президента России до локальных актов, касающихся налоговых правоотношений;

  • чётко представлять иерархическую лестницу нормативно-правовых актов по организации налогообложения в Российской Федерации;
  • безошибочно отличать соподчинённость источников налогового права в сопоставлении с их юридической силой;
  • готовить документы по ряду институтов налогового права;
  • убедительно и стойко защищать свои интересы (налогоплательщика) или налогового органа в суде и в других правовых и общественных органах;

  • работы с Налоговым кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, касающимися налоговых правоотношений;
  • выступать в суде от имени истца или ответчика;
  • анализа документов обеих сторон правоотношений – налогоплательщика и налогового органа;

  • всем понятийным и научным аппаратом юриспруденции в области правового регулирования налоговых правоотношений;

  • об истории развития отечественного налогового права;
  • об истории развития налогового права зарубежных стран: США, Великобритании, Германии;
  • об основных нормативных правовых актах, регулирующих налоговые правоотношения;
  • о сложности изучения дисциплины «Налоговое право», претерпевшего существенные изменения в последние годы;
  • об органическом сочетании использования как новых, так и «старых», не отменённых, ныне действующих нормативных правовых актов.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММА КУРСА. ЛИТЕРАТУРА.

2.1.Содержание программы курса «Налоговое право»

Глава 1. Налоги и сборы: понятие, признаки, проблемы классификации

§1.Основные юридические концепции налога.

§2.Понятие и признаки налога.

§3.Изменение характера налога на современном этапе. Экстрафискальные проявления налога

§4.Классификации налогов. Целевые и рентные налоги.

§5.Понятие и признаки сбора.

§6.Проблемы разработки понятия«фискальное взимание».

Глава 2. Отграничение налогов и сборов от смежных институтов

§1.Отграничение налогов и сборов от смежных институтов.

§2.Недопустимые формы фискального взимания.

Глава 3. Предмет и метод налогового права.

§1.Общие свойства отношений, регулируемых налоговым правом. Понятие предмета налогового права.

§2.Состав предмета налогового права и его дифференциация.

§3.Метод налогового права.

Глава 4. Принципы налогового права

§1.Понятие и система принципов налогового права.

§2.Основные (явно выраженные) принципы налогового права.

§3.Подразумеваемые принципы налогового права.

Глава 5. Источники налогового права

§1.Понятие и состав налогового законодательства.

§2.Иные источники налогового права.

§3.Действие актов налогового законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.

Глава 6. Субъекты налогового права

§1.Понятие субъекта налогового права. Налоговая правосубъектность.

§2.Виды субъектов налогового права.

§3.Физическое лицо — субъект налогового права.

§4.Организация — субъект налогового права.

§5.Государственные органы и органы местного самоуправления — субъекты налогового права.

§6.Публичное территориальное образование — субъект налогового права.

§7.Проблемы классификации субъектов налогового права.

Глава 7. Элементы налогообложения (обложения)

§1.Определение обязательных элементов обложения как условие установления налогов и сборов.

§2.Объекты налогообложения и их виды.

§3.Налоговая база и налоговая ставка.

§5.Порядок исчисления налога.

§6.Порядок и сроки уплаты налога.

Глава 8. Российская налоговая система и правовой режим взимания отдельных налогов

§1.Общая характеристика российской налоговой системы.

§2.Налог на добавленную стоимость.

§3.Налог на прибыль организации.

§4.Налог на доходы физических лиц.

§5.Единый социальный налог.

Глава 9. Правовое регулирование ответственности за налоговые правонарушения

§1.Налоговое правонарушение: понятие и признаки.

§2.Элементы состава налогового правонарушения.

§3.Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

§4.Обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства.

§5.Юридические санкции за нарушение налогового законодательства.

2.2.Литература по курсу «Налоговое право»

1.Налоговое право России:Учебник для ВУЗов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина. 2-е изд., перераб.–М.: Норма, 2005. -720с.

2.Парыгина В.А., ТедеевА.А. Налоговое право России в схемах и таблицах с комментариями: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 240с.

1.Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. – М., 1992. – 194 с.

2.Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебник. – М., 2003. – 478 с.

3.Баталова Л.А., Вершинин А.П. Способы защиты прав налогоплательщиков в арбитражном суде. – СПб., 1997. –76 с.

4.Березин М. Правовые проблемы налогообложения имущества физических лиц // Хозяйство и право. – 2000.– № 10. – С.87-90.

5.Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. – М., 1976. – 176 с.

6.Борескова Е.В., КитоваЕ.Н. Некоторые особенности межбюджетных отношений на субфедеральном и местном уровнях // Финансы. – 2000. – №5. – С.12-15.

7.Брызгалин А.В. и др. Налоговая ответственность: штрафы, пени, взыскание. – М.: Екатеринбург, 1997. –173 с.

8.Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. –М.: Аналитика-пресс, 1999. – 608 с.

9.Брызгалин А.В.,Кудреватых С.А. К вопросу о формировании налогового права как подотрасли права// Государство и право. – 2000. – № 6. – С.61-67.

10.Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. – М., – 2000. – 185 с.

11.Витрянский В.В.,Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщики и Гражданский кодекс. –М., 1995. – 144 с.

12.Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. Пер. с нем. / Общ. ред. Ланина Б.Е. –М.: Прогресс, 1992. – 406 с.

13.Герасименко Н.В. Некоторые правовые проблемы местного налогообложения // Журнал российского права. – 2000. – № 5/6. – С. 138-144.

14.Глинкин А.А. Налогообложение доходов граждан. Обзор практики контрольной работы налоговых органов г.Москвы.– М,: Статус-Кво, 1998. – 79 с.

15.Глухов В.В., Дольдэ И.В. Налоги: теория и практика: Учебное пособие. – СПб.: Специальная Литература. 1996. – 151 с.

16.Горбунов А.Р. Налоговое планирование и создание компаний за рубежом. – М.: Анкил, 1999. – 183с.

17.Горбунов А.Р. Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом. / Под ред. Р.Т. Юлдашева. 2изд. – М.: Инфра-М, 1995. – 159 с.

18.Горский И.В. Налоги в рыночной экономике. М., 1992. -95с.

19.Грачева Е.Ю, СоколоваЭ.Д. Налоговое право: вопросы и ответы. М.: Новый юрист, 1998. -176с.

20.Гриценко В.В. Гражданин как субъект налогового права в Российской Федерации. Воронеж, 1997.-142с.

21.Грузенкин В.В. Практические рекомендации по законному использованию оффшорных компаний в Российской Федерации. — Белгород, 1999. -319с.

22.Гуреев В. Налоговое право – М.: Экономика, 1995. – 293с.

23.Гуреев В.И. Российское налоговое право. — М.: ОАО Издательство Экономика, 1997. -382с.

24.Гусева Т.А. Взыскание задолженности по налогам при ликвидации предприятия // Хозяйство и право. 2000.№1. С. 54-57.

25.Гусева Т.А., Родионова Л.В. Приостановление операций по счетам налогоплательщика как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов // Банковское право.2000. №4. С.31-32.

26.Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. Учебное пособие. — М.:ИНФРА-М, 1998. -168с.

27.Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. Пер. с англ. М., 1997. -375с.

28.Дуканич Л. Налоги и налогообложение. Ростов н/Д, 2000. -414с.

29.Дымченко В.И. Правовые режимы налогового производства // Журнал российского права. 2000. №7. С. 42-49.

30.Дымченко В.И. Правовое значение налоговых льгот // Журнал российского права. 1998. № 4-5. С.161-165.

31.Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. Учебное пособие. -М: Инфра-М, 1999. -119с.

32.Игудин А.Г. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов // Финансы. 2000. №12. С. 15-17.

33.Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). М., 2003. -172с.

34.Козлова О.Л. Применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства // Финансы. 2000. №9. С.26-28.

35.Козырин А.П. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. – М.: Манускрипт, 1993. –152 с.

36.Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой / Под ред. Г.В. Петровой. М., 1999. -444с.

37.Комягин Д.Л. Надежный В. Обособленное подразделение в российском налоговом и бюджетном законодательстве // Хозяйство и право. 2000. №9. С. 44-49.

38.Комягин Д.Л., Нарежный,В.В. Понятие «обособленное подразделение» организации в налоговых и бюджетных правоотношениях // Финансы. 2000. № 3. С.15-17.

39.Кошкин В.О. Одополнительных налогах и сборах, вводимых органами власти субъектов РФ и местного самоуправления // Налоговый вестник. 1997. №3. С.34-36.

40.Кугаенко А., БелянинМ. Теория налогообложения. М., 1999. -350с.

41.Куксин И.Н. Налогообложение и налоговая политика в России. М.: Граница, 1997. -378с.

42.Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России: общая часть. Учебник / Отв. ред. ирук. авт. кол. Н.А. Шевелева, – М.: Юристъ, 2001. – 490 с.

43.Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран: Курс лекций. М., 2003. -384с.

44.Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций / И.И. Кучеров. – М.: ЮрИнфоР», 2001. – 360 с.

45.Кучерявенко Н.П.Налоговое право: учебник. -Харьков, Легас, 2001. – 584с.

46.Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник. М., 1995. -238с.

47.Миляков Н. Налоги и налогообложение: Практикум. М., 2000. -278с.

48.Мишин Г.К. Налоги и социальный контроль (Политологический и криминологический аспекты) // Государство и право. 2000. №8. С. 40-46.

49.Налоги в развитых странах / Под ред. И.Г. Русаковой. М., 1991. -286с.

50.Налоги и налоговое право. Учебное пособие. / Под ред. А.В. Брызгалина. -М., 1997. -600с.

51.Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А.Кашина,— М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. -493с.

52.Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. М., 1997. -687с.

53.Налоговое право / Под ред. В.И. Гуреева. М., 1995. -252с.

54.Налоговое право зарубежных стран: курс лекций / И.И. Кучеров. – М.: ЮрИнфоР, 2003. –374с.

55.Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. -М.: ФБК-ПРЕСС, 2000. -601с.

56.Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника. М., 1997. -189с.

57.Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учебно-практич. пособие / Под ред. проф. Ю.Ф. Кваши. М., 2001. -537с.

58.Новиков С. Налоговые последствия заблуждений, произошедших при исполнении договоров купли-продажи и на оказание возмездных услуг // Хозяйство и право. 2000. №11. С. 54-58.

59.Новиков С. Налоговые последствия признания подразделений организации территориально обособленными //Хозяйство и право. 2006. №1. С.100-102.

60.Новиков С. Налогообложение авансовых платежей под предстоящие поставки // Хозяйство иправо. 2001. №5. С.64-67.

61.Новиков С. Подзаконные акты, увеличивающие налоговый пресс на отечественных производителей //Хозяйство и право. 2000. №5.

62.Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М., 1996. -219с.

63.Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 1995. 493с.

64.Оффшорные компании: обзоры, комментарии, рекомендации. М., 1995. -498с.

65.Павлов И. Взыскания недоимок по налогам за прошлые годы // Российская юстиция. 2000. №35. С.19-20.

66.Панайотов А.Т. О местных налогах, установленных федеральным законом // Финансы. 2000. №6.С.26-31.

67.Панкратов В.В., Гусева Т.А. Проблемы административной ответственности в сфере налогообложения и предпринимательства (к проекту нового кодекса об административных правонарушениях) // Государство и право. 2000. № 9. С. 53-56.

68.Пепеляев С. Закон о налогах: элементы структуры. М., 1995. -64с.

69.Переверзева Е.В. Законодательство субъектов Федерации как источник налогового права: Автореф. дис… Продолжение »

Грачева Е.Ю., и.о. заведующего кафедрой финансового права и бухгалтерского учета МГЮА, доктор юридических наук, профессор.

В науке финансового права - событие! В свет вышли первые три тома из планируемых шести "Курса налогового права", подготовленные известным ученым не только на Украине, но и в Российской Федерации - доктором юридических наук, профессором Николаем Петровичем Кучерявенко, заведующим кафедрой Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого.

Николай Петрович - один из самых известных, интересных современных исследователей проблем финансового и особенно налогового права в эпоху формирования рыночных отношений в Российской Федерации и на всем постсоветском пространстве.

Актуальность, своевременность подготовки "Курса налогового права" обусловлены коренными преобразованиями во всех сферах общественной жизни, связанными с созданием новых форм и методов управления и регулированием общественных отношений, отличных от ранее существовавших в условиях прежней системы власти. Это обусловило внимание специалистов в области финансового права к многочисленным проблемам финансово-правового регулирования, а особенно к сфере налогообложения. Рыночные реформы повлекли за собой преобразования во всей правовой системе государства, что связано с повышением роли права как регулятора общественных отношений. Коренным преобразованиям подверглись все отрасли права, в том числе финансовое право. Повышение роли финансов в условиях рыночной экономики при перераспределении национального дохода обусловило и возросшую роль финансового права, а также налогового права как его подотрасли в системе российского права в целом. Знание норм финансового права, выработка умений и навыков по их применению в повседневной практике стали необходимостью для юристов, экономистов, работников государственных и муниципальных органов власти.

Подготовленная работа отличается фундаментальностью, в которой с учетом современного осознания происходящих процессов, связанных с повышением роли налогов в системе методов регулирования, воздействия на общественные процессы со стороны публичной власти, осмысливается феномен такого общественного явления, как налоги. Стоящие перед автором грандиозные цели научного исследования потребовали всестороннего изучения многочисленных проблем налогового права с позиций историко-правового анализа, выявления экономической сущности налогов, а также с учетом зарубежного опыта.

Грандиозные цели и задачи исследования обусловили оригинальность структуры работы. Так, первый том - "Генезис налогового регулирования" - состоит из двух частей. В первой части мы становимся свидетелями захватывающего по глубине охвата, логике исследования и изложения интереснейшего материала о возникновении налогов и налоговых систем, включая зарождение налоговых платежей в государствах Древнего мира, в том числе в Палестине, Урарту, Ассирии, Вавилоне, Древнем Египте, Китае, Древней Греции, Древнем Риме и многих других. Отдельные главы посвящены развитию налогообложения в Средние века в европейских государствах и налогам и сборам в период становления буржуазного строя соответственно.

Безусловно, центральное положение в первой части первого тома занимают пятая и шестая главы, посвященные анализу формирования налоговой системы Российской империи, начиная с налогов и сборов в Древней Руси вплоть до 1917 г. Поражает и восхищает исследовательская база работы, в которой цитируются в обоснование тех или иных событий и обстоятельств работы известнейших ученых разных стран, законодательство, документы многочисленных государств всех исторических эпох. Подготовленный "Курс. " доказывает, что только при таком фундаментальном подходе к исследованию феномена налога возможно выявление общесоциальных закономерностей его возникновения, уяснение основных тенденций его становления и развития в различные исторические эпохи, а также на современном этапе рыночных реформ и преобразований в наших странах.

Часть вторая первого тома целиком посвящена реформированию налогов в период Советской власти, а также становлению налоговой системы Украины в начале 90-х годов. Общность исторической судьбы наших народов обусловила методологически оправданный и научно обоснованный подход к исследованию налоговых систем наших стран в единстве и взаимосвязи.

Второй и третий тома "Курса налогового права" посвящены рассмотрению вопросов общей части налогового права. Автор намеренно заостряет внимание читателя на наиболее сложных проблемах современного налогового права, предлагая собственное видение проблем. К таким проблемам относится определение налогового права как "сложного института финансово-правового института", налогово-правовой нормы, налогового правоотношения. Интересными и заслуживающими поддержки и одобрения являются научные подходы автора к формулированию предмета и метода налогового права, его системе, источникам, а также к определению налогового законодательства.

В третьем томе Н.П. Кучерявенко освещает правовую форму налогов, останавливаясь на их месте среди иных государственных доходов, дает понятие налога, его признаков, функций, предлагает классификацию налогов, а также показывает различия между налогом, сбором и пошлиной.

Автор вводит в научный оборот новые категории, понятия, в том числе говорит об основных и дополнительных элементах правового механизма. Заслуживают поддержки его рассуждения о правовой природе налоговой обязанности, аргументированно дискутирует со сторонниками введения в научный оборот категории "налоговое обязательство". В работе рассматриваются и иные чрезвычайно важные и значимые для науки и практики правовые явления.

Проделанная работа впечатляет и восхищает. В то же время высказывать свое окончательное мнение не время, т.к. исследование продолжается, читателя ждут новых открытий и откровений в следующих трех томах.

Читайте также: